Студопедия — Прием "остранения" в поэтике "Войны и мира" Л.Толстого. Специфика психологизма Толстого.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Прием "остранения" в поэтике "Войны и мира" Л.Толстого. Специфика психологизма Толстого.






«Война и мир». Перед началом работы над ВиМ увлекся замыслом о декабристе,к-ый заключался не в апофеозе революционного движения,а в пересмотре его в свете поражения и необходимости борьбы против деспотического строя мирными путями.Герой предполагавшегося романа-вернувщийся из ссылки декабрист-должен был осудить свое прошлое и стать проповедником нравственного самоусовершенствования.Среди героев 1812г. были многие будущие декабристы.Интерес к военным событиям повлек Толстого к еще более ранней эпохе-1805г., Аустерлицу,к Тильзитскому унижению России.На первоначальных стадяих работы «мысль народная» далеко еще не была главенствующей в концепции автора.Мысль о роли народа в исторических событиях 1812 явилась в процессе работы над материалом.Роман писался в обстановке творческого подъема,в счастливый период яснополянской семейной жизни.В январе 1863 приступил к работе.Андрей.Сначала жаждет занять достойное место в армии.Обуреваем честолюбием,хочет личного успеха,прельщает слава Бонапарта.Под Аустерлицев-переворот:Наполеон померк,никчемный честолюбец.Затем служит у Сперанского,не ради славы,а на благо России..Потом хочет стать «отцом» крестьянам,но не нашел успокоения в Богучарове,общего языка с крестьянами.Лиза умирает от родов,сын Николенька.Депрессия->встретил Наташу,вернула интерес к жизни.Но снова в аримю,т.к. Нап.в пределах России.На Бор.поле пришел не с честолюбивыми настрояниями,а с мыслью послужить России. Сначала Болк.должен был быть эпизодическим героем-молодой удачливый офицер,к-ый должен был красиво умереть под Шенграбеном.Затем образ сильно усложнился.Пьер.Задуман как образ чел-ка,всецело опирающегося на чувства.Несмотря на смертельные опасности,должен выжить и соединиться с Наташей,которая сама живет чувствами,душевными порывами.Но все же наделен долей трезвого мышления.Опирается и на разум.Например,проявляет много расчетливости,спасая Наташу от Анатоля.Компанейская душа,его кутежи с офицерами показывают,что он не заботится о карьере,так же как и о наследстве,к-ое ему просто достается.Никогда не жаждал личной славы.Женившись на Элен,как и А.,пытается уладить свои деревенские дела,построить мужикам школы,больницы,и так же разочаровывается в этом,управляющие разворовали отпускаемые им деньги.Образ Пьера рано возник в замыслах Т,он вырос из образа того вернувшегося из ссылки декабриста.Масонство,бонапартизм-черты чисто декабристские.Потом переоценка Наполеона,стремится слиться с народом.Наташа.Одаренность,жизнелюбие,доброта,сострадание,подлинная народность ее миропонимания.В самом начале ей предназначалась роль той «русской женщины»,которая может пойти за мужем-декабристом в Сибирь.Она воплощение всех народных традиций,несмотря на барское воспитание-непосредственна в чувствах,всеми любима,правдива.Целиком растворилась в тревогах 1812г.Особенно душевные качества раскрываются в ухаживании за ранеными.Наполеон.Толстой его развенчивает,Н-агрессор.Нет величия там, где нет простоты,добра и правды.Человек холодного расчета,претенциозен.Выдающийся полководец,умеет принимать гениальные решения;проиграл,потому что вел несправедливую войну.Кутузов.Антипод Н.Руководствуется не разумом,а каким-то внутреним голосом.Принимал разумные решения,противопоставлял свою волю,стратегию и тактику воле,стратегии и тактике Нап.Т.хотел опровергнуть официальную историографию,слишком восхвалявшую царей,полководцев и забыбвавшую о народе.Все солдаты-истинные герои,они исполняли свой долг,от них зависела победа.

Приезд в Отрадное, встреча с Наташей, вторая встреча с дубом, понимание, что жить нужно для других, надежды на возможность преобразований в армии, аудиенция у Аракчеева, возвращение в Петербург, общественная деятельность, работа в комиссии Сперанско го с целью изменения правовых основ положения крес тьян, разочарование в Сперанском, любовь к Наташе, надежда на счастье, путешествие за границу, разрыв с Наташей.

Возвращение в армию, но теперь он стремится быть ближе к солдатам; командование полком (солдаты называют его «наш князь»), патриотизм, уверенность в победе, размышления о Кутузове.

Ранение, всепрощение, любовь к окружающим и Наташе. Смерть. Князь Андрей умер не только от раны. Его смерть связана с особенностями его характера и его положения в мире. Духовные ценности, разбуженные 1812 годом, поманили его к себе, но он не смог полностью принять их. Земля, к которой князь Андрей потянулся в роковую минуту, так и не далась ему в руки. Восторжествовало величественное небо, свободное от мирских тревог. 3. Этапы поисков смысла жизни Пьера Безухова1. Жизнь «золотой молодежи», смерть отца, попытка служить, вынужденная женитьба на Элен, светская жизнь, попытки построить счастливую семейную жизнь, дуэль, разочарование в семейной жизни, разрыв с женой, отъезд в Петербург.

Встреча с масоном Баздеевым, вступление в «масонство», стремление верить и подчиняться «Уставу».3. Поездка в южные имения с целью творить «добрые дела», «реформы» в имениях, пожертвования на храмы, дома бедных, примирение с женой, постепенное разочарование в масонстве, особенно после принятия туда Бориса Друбецкого.4. Чтение, размышления, внутренняя умственная работа, которая внешне никак не проявляется, — барин, добряк.5. Война 1812 года, ощущение общности-с судьбой России, изменение взглядов на жизнь и поведение (безволие и мягкотелость сменяются деятельностью, волевыми поступками); решение служить в ополчении, уверенность в своем предназначении убить Наполеона, поездка в армию, размышления о роли народа в войне, спасение ребенка и женщины в горящей Москве.6. Плен, встреча с Платоном Каратаевым, размышления о цене жизни под влиянием страшных событий, свидетелем которых он стал, духовное возрождение.7. Решение служить Родине, женитьба на Наташе, счастье, семья, участие в организации тайного общества, критическое отношение к существующему устройству, общества. Этапы поисков смысла жизни Андрея Болконского 1. Участие в светской жизни, женитьба, разочарование в свете и семейной жизни, уход в армию, размышления о славе, презрительное отношение к простым солдатам («Это толпа мерзавцев, а не войско»), личная смелость, героическое поведение при Шенгра-бене, знакомство с Тушиным, боль за русских солдат, стремление к славе перед Аустерлицем («почитал свой собственный интерес в ходе общего дела»), ранение («высокое небо Аустерлица»), разочарование в Наполеоне. 2. Уход в себя после ранения, смерти жены, рождения сына, занятия хозяйством; отставка, желание жить для себя и своего сына; на крестьянский вопрос князь Андрей взирает с высоты своего сословия; изменение этих взглядов, выразившееся в реформах в имении в 1808 году (300 душ — в вольные хлебопашцы, остальных — на оброк, организация медицинской помощи, школа для крестьянских детей); разговор с Пьером на пароме, утверждение, что жизнь — «частица в общем мироздании»; первая встреча с дубом.

4. Наташа Ростова. Непосредственность и искренность Наташи Ростовой обновляют душу любого человека. В ней царствует гармония духовного и телесного, естественного и нравственного. У нее есть высший дар женской интуиции — нерассудочное ощущение правды. Жизнь Наташи свободна и раскованна, а все поступки согреты теплотой нравственности, воспитанной русской атмосферой дома Ростовых. Народное в Наташе очень естественно. Вспомним русскую пляску в имении дядюшки. «...Дух и приемы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка...» Пьер не может понять, как Наташа могла променять Болконского на «дурака» Анатоля. В Анатоле Курагине притягивала его свобода и независимость. Именно поэтому под его обаяние попала и княжна Марья. И княжна Марья и Наташа хотят жить свободно, без принятых условностей. Ана-толь безгранично свободен в своем эгоизме, Наташа подчиняется именно этому чувству полной душевной раскованности. Но для Наташи ее «все можно» — стремление к простым и прямым отношениям между людьми, желание мирной семейной жизни. Ошибка Наташи спровоцирована не только Анатолем, но и князем Андреем. В нем оказалось слишком много духовности и обязательности, чтобы понять непосредственную силу чувств. История с Анатолем приводит Наташу к душевному кризису и одиночеству, которое для нее непереносимо. На молитве в церкви Разумовских Наташа ищет выход из духовного одиночества. Общенациональная беда заставляет Наташу забыть о своей личной трагедии. Ее русское начало проявляется и в патриотическом порыве при отъезде из Москвы. Она полностью забывает о своем «я» и подчиняет жизнь служению другим. Любовь Наташи сильна своей бескорыстностью, чем и отличается от расчетливого самопожертвования Сони, Превращение Наташи в любящую мать и жену совершенно естественно для нее. И в зрелом возрасте она верна себе. Все богатство натуры Наташи растворяется в материнстве и семье, она иначе жить не может. Когда выздоравливает ребенок и приезжает Пьер, «прежний огонь» зажигается «в ее развившемся, красивом теле», «яркий, радостный свет» льется «потоками из ее преобразившегося лица». Она чутко улавливает душой все хорошее, что есть в Пьере: «...отражение это произошло не путем логической мысли, а другим — таинственным, непосредственным отражением». В Наташе Ростовой Толстой воплотил свое идеальное представление о женщине. Марья Волконская строгость отца вынуждает княжну Марью искать прибежище в религии. Как и Наташа, Марья живет жизнью сердца и способна на самопожертвование (история с мадемуазель Бурьен). Чуткое сердце подсказывает ей после сообщения о гибели брата, что тот жив. Тонкое понимание другого человека помогает княжне понять, что нельзя сообщать Лизе о смерти князя Андрея. Как и все герои Толстого, княжна Марья проверяется испытаниями 1812 года. Она гневно отвергает предложение мадемуазель Бурьен остаться на милость французов. Патриотизм ее так же искренен, как и наивное поведение во время бунта богучаровских крестьян. Толстой все время подчеркивает ее душевную красоту и стремление делать людям добро. Именно духовность привлекает Николая к ней. Она делается привлекательной. Брак княжны Марьи и Николая Ростова оказывается счастливым, потому что они обогащают друг друга. Элен Безухова противопоставляется княжне Марье. Духовность княжны Марьи делает ее прекрасной, несмотря на внешнюю некрасивость. Эгоизм и беспринципность Элен вызывают «гадкое чувство», несмотря на ее прекрасную внешность. Она цинично следует законам светского общества и поэтому пользуется его уважением. Война проверяет Элен, как и остальных героев. Во время патриотического подъема всего общества она занята только собой и пытается выйти замуж при живом муже, приняв веру врага. Элен была мертва уже задолго до ее физической смерти. Это один из самых отталкивающих образов в романе.

6. Выразителем патриотического духа и нравственной силы русской армии выступает в романе Кутузов. Его образ одно из самых значительных художественных достижений Толстого в «Войне и мире».

В кампании 1805 года Кутузов ненавистник немецкой военной школы, талантливый и, когда надо, энергичный полководец. Но в нем еще нет величия, не скрыты Толстым и некоторые слабости Кутузова. Великим историческим деятелем Кутузова делает Отечественная война 1812 года и то доверие, которое оказали ему народ и армия. Эта глубокая и правильная мысль руководила Толстым при создании образа Кутузова в романе «Война и мир». Толстой рисует Кутузова в 1812 году в противопоставлении его внешнего облика слабого и дряхлого старика его внутреннему нравственному величию. Силы жизни и воля Кутузова как полководца и человека питались одной, никогда не покидавшей его мыслью о победе над врагом, что теперь было его единственным стремлением и самым задушевным желанием. Кутузов обрисован в романе в органическом слиянии возвышенности его идеала и житейской простоты и доступности. В трактовке Толстого стратегическая идея Кутузова заключалась в соединении двух сил: терпения и времени, о которых он часто говорит, и нравственного духа войск, о котором он всегда заботился. Кутузов воплощает в себе национально-патриотические чувства русского народа, пробужденные великим историческим испытанием. Глубокая связь с родиной, со всем русским, с армией была источником его силы как полководца, как исторического деятеля. Сравните Кутузова в походной обстановке, обращающегося к армии с простыми словами благодарности, и его же, потухшего и безучастного; при парадной встрече с царем. Патриотизм Кутузова так же, как и патриотизм простых русских людей Тушина, Тимохина, лишен какой бы то ни было рисовки, внешней эффектности, кичливости и хвастовства, что в изображении Толстого является одной из черт русского национального характера. Вся добродушная манера обращения Кутузова и речь его чисто русские. Патриотизм Кутузова выражен в его глубокой уверенности в силе и мужестве русского солдата, в том, что враг может и будет побежден. Кутузов как представитель народной войны, как воплощение национальной стихии противостоит в романе Наполеону наглому и жестокому завоевателю, действия которого в изображении Толстого не только не оправданы ни историей, ни потребностями французского народа, но и противоречат нравственному идеалу человечества. Если Кутузов воплощает в себе народную мудрость, то Наполеон выразитель ложной мудрости. Кутузов представитель коллективного начала, воли народной, Наполеон крайнее выражение индивидуализма и эгоцентризма. Кутузов олицетворение таинственных, но железных законов истории, Наполеон дерзкий их нарушитель, «герой», презревший все, не признававший ничего, кроме своей воли. Толстой неправомерно свел к нулю способности Наполеона как полководца и всячески принизил его как исторического деятеля. Наполеон был бесспорно великим полководцем и выдающимся государственным деятелем своего времени. Развенчивая Наполеона как полководца, Толстой, сам того не замечая, снижает историческое значение Кутузова и вообще русской армии в разгроме Наполеона.

Антибуржуазные позиции Толстого, его демократическая точка зрения, на роль народных масс в истории помогли обличению Наполеона как захватчика и душителя национальной независимости народов, как циничного, безнравственного и самовлюбленного деспота, попиравшего все человеческое. Трагикомична судьба подобных героев, когда они сталкиваются с народной массой, поднявшейся на защиту своей родины, своей национальной независимости. Толстой показал, как постепенно из самодовольного и высокомерного «гения» Наполеон превращается в трусливого беглеца.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 1525. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.028 сек.) русская версия | украинская версия