Студопедия — Человек как философская проблема. Проблема происхождения человека.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Человек как философская проблема. Проблема происхождения человека.






Вопрос о происхождении человека волновал человечество на протяжении всей его истории. Но долгое время эта проблема обсуждалась в рамках религии, мифа. В XX веке особенно быстро начали накапливаться естественно научным знания о происхождении жизни на земле, а значит, и человека Но, несмотря на значительное, разветвленную систему исследований, накопленные знания, экспериментальные работы, проблему нельзя считать решеною Это лишь гипотезы, ни одна из которых не подтверждается практически.

Назовем основные из них

Космическая гипотеза варианты Согласно первому процесс возникновения жизни на Земле является следствием заноса из космоса примитивных организмов и дальнейшего их развития благодаря благоприятным физико-биологическим у условия на Землеі.

Второй вариант космологической гипотезы Землю посетили инопланетяне Они оставили на ней своих представителей, которые пережили ряд катастроф, переродились в современный вид человека и достигли современного раз свиткику.

Сторонники эволюционной гипотезы утверждают, что возникновение земной жизни является закономерным результатом предшествующей эволюции нашей планеты без вмешательства внешней свободы

По современным научным представлениям первые признаки жизни на Земле появились около 3,8 млрд лет назад. Позднее, примерно 2 млрд лет назад, возникли первые клетки, способные к фотосинтез. В процессе фотосинтеза выделяется И кислород Меняется корне земная атмосфера, что позволило жизни распространиться по всей планете Возникла новая система - биосфера В резуль тати сама жизнь стало важнейшим фактором поддержания на Земле условий, необходимых для его сохранения и развития Живые организмы на Земле эволюционировали в животном мире в современных образцах, в том числе и в человека, в результате естественного отбора (см.: Дарвин Ч \"Происхождение видов путем естественного отбора\"ного добору").

В рамках эволюционной гипотезы разрабатывается комплексный деятельностный подход к решению проблемы о происхождении человека, который включает такие факторы, как труд, речь, сознание, различные формы общности, ре егулювання брачных отношений, нравственность Но несмотря на то, что этот подход и концепции, которые разрабатываются на его основе, претендующие на научность, проблема происхождения человека во многом залишает ься загадочной Эти концепции нередко сочетаются с религиозными и инопланетными подходами, которые предусматривают вторжения ума с Космоссу.

После создания Ч Дарвину своей теории, возникает трудовая гипотеза происхождения человека Широко ее марксистский вариант, но не сводится к нему Краеугольным камнем этой гипотезы является положение, что сам ме труд, начинается с изготовления орудий труда, использование огня, создал человека В процессе трудовой деятельности рука становится все более гибкой и свободной Одновременно развивается мозг, Спост еригаеться более тесную связь между людьми и возникает потребность что-то сказать друг одномдному.

Следовательно, труд с помощью определенных орудий, сплочение в общество, язык и мышление, использование огня являются решающими факторами превращения обезьяны в человека Впоследствии добавляется регулирования брачных отн носин, нравственность и другие аспекты формирования и существования человеки.

Сторонники трудовой гипотезы происхождения человека, согласно которой \"труд создал человека\", утверждают, что в процессе труда развиваются способности человека, органы его тела, с помощью которых она осуществляет те и или иные операции, а также мышление, чувственное восприятие мира тощсвіту тощо.

Человеческий труд полностью отличается от деятельности животных Можно выделить следующие основные отличия:

- человек использует орудия труда

- универсальность человеческого труда Животное действует только по характеру своего вида Так, бобры строят плотину, пчелы - соты, добывают мед Но они не способны делать то, что не заложено в них природой Народ дина действует универсально: строит и плотину, и жилье, использует пчел для изготовления медаеду;

- человеческий труд цилепокладена Животное строит инстинктивно, то есть так, как генетически побуждает ее природа Человек \"планирует\", моделирует результат в голове, затем с помощью труда переносит модель в реальнос во Она формирует, ставит цель, корректирует ее в соответствии с изменением условий, новых представлений и воплощает ее в жизньє її в життя;

- человек творит не только на принципах целесообразности, но и по законам красоты Наевшись, животное спит, человек - поет, рисует В работе, орудиях человек стремится творить красиво, эстетично

Следует заметить, что проблематика происхождения человека названными подходами не исчерпывается Существует разнообразие различных оттенков этой сложной, таинственной во многих аспектах проблемы

12."Пять идей о человеке" М. Шелера и постструктуралистская идея " смерти человека " Первая идея о человеке появилась под влиянием религиозной веры. И прежде всего она выражается в мифах о сотворении человека Богом, о происхождении Адама и Евы, о их жизни в раю и о грехопадении, о спасении мира Христом и т.д. Эти мифы очень могущественны и очень часто непроизвольно возникают в сознании. Если кто-то уже не верит во все это, он тем не менее еще долго не может освободиться от этого мифа, ибо чувства и формы жизни выросли из идей, которые господствовали веками и намного пережили сами идеи. Например, подсознательный страх, который однажды психологически породил из себя миф о грехопадении и наследственной вине, и сегодня гнетет, согласно М.Шелеру, все западноевропейское человечество, в том числе и неверующих. Кант говорил: "Человек сделан из слишком кривого дерева, чтобы из него можно было выстругать что-либо совершенно прямое".Другую, господствующую и сегодня идею о человеке изобрели древние греки. Это идея "homo sapiens" (человека разумного). Она проводит различие между человеком и животным вообще. Человеку присуще специфически деятельное начало, свойственное только ему, - разум. Благодаря разуму человек впервые получает способность познавать мир, божество и самого себя. Разум - это частичная функция божественного в человеке. Отсюда можно сделать три вывода: 1. человек наделен божественным началом, которого вся остальная природа не содержит; 2. Это начало в человеке и сама божественная сила – в принципе одно и то же, поэтому человек может познавать мир; 3. это сильное и могущественное начало, которое позволяет человеку претворять свои идеи в жизнь. Эту идею о человеке выражали стоики, Платон, Аристотель.Третью идею о человеке обозначают короткой формулой "homo faber" (человек делающий). Это учение о "человеке делающем" вообще отрицает специфическую способность человека к разуму. Здесь не производится существенного различия между человеком и животным: есть лишь степенные различия; человек - лишь особый вид животного. То, что мы называем сознанием, разумом, не имеет самостоятельного происхождения, это просто дальнейшее развитие высших психических способностей, которые есть уже у человекообразных обезьян. И здесь можно выделить три более подробных определения человека: 1. это животное, использующее знаки (язык); 2. это животное, использующее орудия; 3. это существо, наделенное мозгом (правда, кора головного мозга у человека потребляет значительно больше энергии, чем у животного). Ярким проявлением этой идеи является теория эволюции Дарвина.Четвертая идея о человеке до сих пор, писал Шелер, не понятна и не принята образованным миром. Эта идея противоестественная и странная. На простой вопрос: "что такое человек?" ученые и философы, разделяющие эту идею, отвечают: человек - это дезертир жизни, способный лишь к развитию пустых суррогатов (язык, орудия и т.п.). Он лишь жалкое выражение священного космического смысла жизни. Согласно Т.Лессингу, "человек - это вид хищных обезьян, постепенно заработавший на своем так называемом "духе" манию величия". А голландский ученый Л. Больк писал, что человек - это инфантильная обезьяна с нарушенной функцией внутренней секреции.Одним из общих мест - топосов - постструктуралистского мышления является проблема "децентрации" субъекта, и свой вклад в разработку этой теории внес, разумеется, и Фуко. Наиболее эксплицитно этот вопрос был им поставлен в "Археологии знания" (1969), где ее автор с самого начала заявляет, что целью его исследования является продолжение той общей направленности научных поисков, которые были продемонстрированы современным психоанализом, лингвистикой и антропологией. С точки зрения Фуко, общим для всех них были введение "прерывности" в качестве "методологического принципа" в практику своего исследования, т. е. эти дисциплины "децентрировали" субъект по отношению к "законам его желания" в психоанализе), языковым формам (в лингвистике) и правилам поведения и мифов (в антропологии). Для Фуко все они продемонстрировали, что человек не способен объяснить ни свою сексуальность, ни бессознательное, ни управляющие им системы языка, ни те мыслительные схемы, на которые он бессознательно ориентируется. Иными словами, Фуко отвергает традиционную модель, согласно которой каждое явление имеет причину своего порождения.Точно таким же образом и постулируемая Фуко "археология знания" децентрирует человека по отношению к не признаваемым и несознаваемым закономерностям и "прерывностям" его жизни: она показывает, что человек не способен дать себе отчет в то что формирует и изменяет его дискурс, - т.е. осознанно воспринять "оперативные правила эпистемы". Как все связанные с ней во временном плане дисциплины, "археология" преследует ту же цель - "вытеснить", упразднить представление о самой возможности подобной "критической осознаваемости" как "принципе обоснования и основы всех наук о человеке" (Лейч, 294, с. 153).

 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 601. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия