Студопедия — Комментарии. В ст. 68 определяется порядок проведения судебного поединка — поля
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Комментарии. В ст. 68 определяется порядок проведения судебного поединка — поля

В ст. 68 определяется порядок проведения судебного поединка — поля. Наряду с уточнением обязанностей окольничьего и дьяка — должностных лиц, организующих поле, — в статье упоминается о стряпчих и наручниках, т. е. лицах, сопровождавших стороны и охраняющих их во время участия в судебном поединке194. Участие этих лиц было необходимо потому, что “поединок проходил в присутствии доброжелателей и друзей обеих сторон, которые смотрят на поединок, не имея при себе никакого оружия, кроме дубин, которыми они время от времени и пользуются. Ибо если доброжелатели одного из бойцов увидят, что ему делается какая-нибудь обида, то тотчас бегут для отражения этой обиды, то же делает и другая сторона, — и, таким образом, между ними происходит схватка, интересная для зрителей, потому что дерутся в потасовку, кулаками, батогами и дубинами с обозженным концом”195. Стряпчие и поручники должны были находиться у места проведения поединка. Однако доспехи, дубины и ослопы, т. е. орудия боя, стряпчим и поручникам держать у себя запрещалось. Для обеспечения порядка при решении спора полем нельзя было присутствовать опришным. За отказ опришных покинуть поле с них взыскивалась сумма иска и пошлины, а сами они передавались на поруки и подлежали преданию великокняжескому суду как злоумышленники — соучастники.

 

СУДЕБНИК 1497 года

Комментарии

Судебник 1497 года открывает новый период в истории Российского законодательства. Судебник Ивана III – первый документ, который устанавливал юридические нормы для всего объединенного централизованного государства. Переработав почти все предыдущее законодательство, авторы Судебника сделали попытку унифицировать систему права и закрепить в нем новые общественные отношения.

Судебник Ивана III дошел до нас всего в одном списке, опубликованном в 1819 году П.М. Строевым и К..Ф. Калайдовичем. Сведения существования Судебника встречаются и в более древних источниках.

например, С. Герберштейн в своих «Записках о Московии» [1], изданных в XVI веке, приводит фрагмент текста Судебника, хотя и не в подлиннике, а в своеобразном пересказе, очевидно не всегда достоверном.

Судебник 1497 года, как и предшествовавшие законы, в оригинале не был подразделен на статьи. Впоследствии несколько исследователей сделали попытки по-своему подразделить закон. Наиболее удачной принято считать разбивку, произведенную М.Ф. Владимирским-Будановым. Автор разделил текст Судебника на 68 статей.

Некоторые исследователи, и в первую очередь историки, задаются вопросом о том, был ли это обязательный закон или же это проект. А.Г. Кузьмин утверждал, что фактически нет никаких материалов о действии Судебники 1497 года [2]. В поддержку данной точки зрения можно провести общеизвестные факты, что с выходом Судебника действия ранних юридических актов, таких как Русской Правды, Псковской и Новгородской судных грамот и других уставных грамот не прекратились. Данный факт говорит о том, что у государства не было сил перебороть местные традиции, веками сформировавшиеся узаконения и быстро ввести Судебник как общегосударственный закон. Вместе с тем заметна явная связь и преемственность между Судебником и его предшественниками. Главная задача Судебника состояла в том, чтобы определить компетенцию судебных органов, дать судам однообразную форму, выстроить иерархию судебных инстанций и централизовать их.

В соответствии с содержанием Судебника можно разделить на две части. В первой части говорится о судоустройстве и судопроизводстве, о форме суда, о вызове в суд, о судебных пошлинах, о порядке уголовного суда. Вторая часть включает в себя узаконения частного гражданского права: о купле, займах, о наследстве, о землевладении, о холопстве и крестьянском выходе. Беляев указывал, что именно вторая часть содержит новые узаконения, которых не было в Русской Правде, или они притерпели серьезные изменения [3].

Структура судебных органов была заимствована из Новгородской судной грамоты и состояла из судов высшей и низшей инстанций. Судебник делит суд на следующие виды: суд великого князя, суд боярский, суд наместнический или волостительский. Главное отличие судов высшей и низшей инстанции отличались не компитенцией дел, а составом суда и количеством судных пошлин. Судебник закрепляет норму, появившуюся в Белозерской уставной грамоте, когда старосты, сотские и «лучшие», «добрые» люди должны были участвовать в судебных разбирательствах в боярском и наместническом судах. Отдельный и независимый суд был святительский, которому было подчинено все духовенство и лица церковных ведомств.

В Судебнике 1497 года появлется новая форма суда – поле или судебный поединок истца и ответчика. Русской Правде данная форма суда неизвестна, хотя упоминание о «поле» есть в «Белозерской уставной грамоте». В источнике говорится, что данную судебную норму необходимо регулировать и регламентировать.

Судебник вносит изменения в рассмотрение уголовных дел. Для раскрытия преступления стал применяться повальный обыск. Источник вводит понятие «лихого человека» (человек совершавший преступление не первый раз). Судебник вводит некоторые ограниячения. Например, если человек совершал кражу первый раз, то наказать его должны «торговой казнью» (бить кнутом), а имение его продать, если нет имения, то выдать истцу на продажу.

Гражданское право лучше было разработано в Русской правде и Псковской судной грамоте. Подчеркнем, что Судебник 1497 года не отменил предыдущего законодательства, а статьи о холопстве, о процессе закрепощения крестьян Судебник явно развивают нормы Русской Правды и Псковской ссудной грамоты. Тем не менее, одна-единственная статья Судебника о Юрьеве дне, знаменующая начало всеобщего закрепощения крестьян, стоит больше, чем все остальные. В данном акте законодатель пытается установить общую практику крестьянского выхода (переход от одного владельца к другому) в Юрьев день (за неделю и после). Судебник пытался установить и единую плату «пожилое» (фактически это плата за потерю рабочих рук). Несмотря на то что «пожилое» было фиксировано, каждый владелец пытался получить более высокую плату за каждые рабочие руки.

В истории российского законодательства Судебник 1497 года был первый документ, устанавливающий юридические нормы для всего объединенного русского государства.

Судебник Ивана III, который иногда называют княжеским, стал основой для Судебника 1550 года, «царского», развившего основные идеи своего предшественника.

Текст Судебника публикуется по изданию: Российское законодательство X – XX веков. В 9 тт. Т. 2. М.: Просвещение, 1985. С. 54 – 62.

http://www.krotov.info/acts/16/2/pravo_01.htm

 

Текст

ЛЕТА 7006-го МЕСЯЦА СЕПТЕМВРИА УЛОЖИЛ КНЯЗЬ ВЕЛИКИЙ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ВСЕЯ РУСИ С ДЕТМИ СВОИМИ И С БОЯРЫ О СУДЕ, КАК СУДИТИ БОЯРОМ И ОКОЛНИЧИМ

1. Судите суд бояром и околничим[4]. А на суде быта у бояр и у околничих диаком. А посулов бояром, и околничим, и диаком от суда и от печалованиа[5] не имати; також и всякому судие посула[6] от суда не имати никому. А судом не мстити, ни дружити никому.

2. А каков жалобник к боярину приидет, и ему жалобников от себе не отсылати, а давати всемь жалобником управа в всемь, которымь пригоже[7]. А которого жалобника а непригоже управити, и то сказати великому князю, или к тому его послати, которому которые люди приказаны ведати.

3. А имати боярину и диаку в суде от рублеваго дела на виноватом[8], кто будет виноват, ищеа[9] или ответчик, и боярину на виноватом два алтына, а диаку осмь денег. А будеть дело выше рубля или ниже, и боярину имати по тому росчету.

4. О ПОЛЕВЫХ ПОШЛИНАХ. А досудятся до поля, а у поля не стояв, помиряться, и боярину и диаку по тому росчету боярину с рубля два алтына, а диаку осмь денег; а околничему, и диаку, и неделщиком пошлин полевых нет.

5. А у поля стояв помирятся, и боярину и диаку имати по тому ж росчету пошлины свои; а околничему четверть и диаку четыре алтыны з денгою, а неделщику четверть, да неделщику ж вязчего[10] два алтына.

6. А побиются на поли в заемном деле или в бою[11], и боярину с диакомь взяти на убитом противень противу исцева; а околничему полтина, а диаку четверть, а неделщику полтина да неделщику ж вясчего 4 алтыны.

7. А побиются на поли в пожеге, или в душегубстве[12], или в разбои, или в татбе, ино на убитом исцево доправити[13]; да околничему на убитом полтина да доспех, а диаку четверть, а неделщику полтина, да неделщику ж вясчего 4 алтыны. А сам убитой в казни и в продажи боярину и диаку.

8. А ТАТБЕ. А доведуть[14] на кого татбу, или рабовой, или душегубство, или ябедничество[15], или иное какое лихое дело, и будет ведомой лихой[16], и боярину того велети казнити[17] смертною казнью, а исцево велети доправити изь его статка[18], а что ся у статка останеть, ино то боярину и диаку имати себе. А противень[19] и продажа боярину и диаку делити: боярину два алтына, а диаку осмь денег. А не будет у которого лихого статка, чем исцево заплатити, и боярину лихого истцу въ егo гыбели не выдати, а велети его казнити смертною казнию тиуну великого князя московскому да дворскому.

9. А государскому убойце[20] и коромолнику[21], церковному татю[22], и головному, и подымщику[23], и зажигалнику[24], ведомому лихому человеку живота[25] не дати, казнити его смертною казнью.

10. О ТАТЕХ. А котораго татя поймают с какою татбою ни буди впервые, опроче[26] церковные татбы и головные, а в ыной татбе в прежней довода[27] на него не будет, ино его казнити торговою казнию, бити кнутием да исцево на нем доправя, да судие его продати. А не будет у того татя статка, чем исцево заплатить, ино его бив кнутиемь, да исцу его выдать вь его гибели головою на продажю, а судье не имати ничего на нем.

11. А поймают татя вьдругые с татбою, ино его казнити смертною казнию, а исцево заплатити изь его статка, а досталь[28] его статка судье. А не будет у того татя статка с ысцеву гыбель, ино его исцу в гибели не выдати, казнити его смертною казнью.

12. А на кого взмолвят[29] детей боярскых человек пять или шеста добрых, по великого князя по крестному целованию[30], или черных человекь пять-шесть добрых христиан целовалников[31], что он тать, а довода на него в прежнем деле не будет, у кого крал или кому татбу плачивал, ино на том взяти исцеву гыбель без суда.

13. О ПОЛИЧНОМ. А с поличным его приведут впервые, а взмолвят на него человекь пять или шесть по великого князя по крестному целованию, что он тать ведомой[32], и преж того неодинова крадывал, ино того казнити смертною казнию, а исцево заплатите из его статка.

14. О ТАТИНЫХ РЕЧЕХ. А на кого тать возмолвит, ино того опытати: будет прирочной человек[33] з доводом, ино его пытати в татбе; а не будет на него прирока з доводом в какове деле в прежнем, ино татиным речем не верити, дата его на поруку до обыску.

15. О ПРАВОЙ ГРАМОТЕ. А от правые грамоты[34] имати от печати с рубля по девяти денег, а диаку от подписи с рубля по алтыну, а подьячему, которой грамоту напишет правую, имати с рубля по три денги.

16. О ДОКЛАДНОМ СПИСКЕ. А докладной список[35] боярину печатати своею печатью, а диаку подписывати. А имать боярину от списка с рубля по алтыну, а диаку от подписи с рубля по четыре денги, а подьячему, которой на списке напишет, с рубля по две денги.

17. О ХОЛОПИЕЙ О ПРАВОЙ ГРАМОТЕ. А с холопа и с робы от правые грамоты и от отпустные боярину имати от печати с головы по девяти денег, а диаку от подписи по алтыну с головы, а подъячему, которой грамоту правую напишет или отпустную[36], с головы по три денги.

18. О ОТПУСТНОЙ ГРАМОТЕ. А положит[37] кто отпустную без боярского докладу и без диачей подписи, или з городов без наместнича докладу, за которым боярином кормление[38] с судом боярским[39], ино та отпустнаа не в отпустную, опроче тое отпустные, что государь своею рукою напишет, и та отпустнаа грамота в отпустную.

19. О НЕПРАВОМ СУДЕ. А которого обинит боярин не по суду и грамоту правую на него сь диаком дасть, ИНО ТА ГРАМОТА не в грамоту[40], а взятое отдати назад, а боярину и диаку в том пени нет, а исцем суд с головы.

20. О НАМЕСТНИЧЕ УКАЗЕ. А наместником[41] и волостелем[42], которые держат кормлениа без боярьского суда, холопа и робы без докладу не выдати, ни грамоты беглые не дата; також и холопу и робе на государя грамоты правые не дати без докладу, и отпустные холопу и робе не дати.

21. О ВЕЛИКОМ КНЯЗИ. А с великого князя суда и с детей великого князя суда имати на виноватом по тому же, как и с боярского суда, с рубля по два алтына, кому князь велики велит.

22. О ПРАВОЙ ГРАМОТЕ. От правыя грамоты имать от печати печатнику великого князя и детей великого князя печатнику[43] с рубля по девяти денег, а дьяку от подписи с рубля по алтыну, а подьячему, которой грамоту правую напишет, с рубля по три денги.

23. А с холопа и с робы печатнику имати от правые грамоты с головы по девяти денег, а дьяку имати от подписи с головы по алтыну, а подьячему, которой грамоту напишет, имать с головы по три денги.

24. О ДОКЛАДНОМ СПИСКЕ. А докладной список с великого князя докладу и с детей великого князя докладу печатати великого князя печатнику и детей великого князя печатнику; от печати имати от списка с рубля по девяти денег; а дьяку от подписи с рубля по алтыну, а подьячему, которой на списке напишет, имать с рубля по две денги.

25. О БЕЗСУДНОМ СПИСКЕ. А от безсудныя грамоты[44] имати печатнику с рубля по алтыну, а дьяку от подписи по алтыну же с рубля, а подьячему имать с рубля по две денги.

26. О СРОЧНЫХ[45]. А от срочных от подписи дьяку имать от срочные по две денги. А от отписных срочных дьяку имати от подписи с рубля по три денги. А подьячим имати от писма с рубля по две денги. А коли ищея или ответчик оба вместе хотят срок отписати, и они платят обе по половинам от подписи и от писма, а неделщику хожоное[46]. А которой ищея или ответчик к сроку не поедет, а пошлет срока отписывать, и тому все платить одному от срочных от обеих да и хоженое. А срочные дьяком держати у себя.

27. О БЕЗСУДНЫХ. А как давати безсудныя, дияком снести срочныя самим вместо, да розобрав срочные самим дияком, да велети им подьячим бессудные давати и сроки отписывати. А подьячим срочных не давати. А безсудные давати с осмаго дня.

28. О ПРИСТАВНЫХ[47]. А от приставных имати печатнику у неделщиков по езду: с которые приставные рубль неделщику, и дияку от подписи взяти алтын у неделщика с рубля, а печатнику от печати у неделщика взяти алтын же. А будет езду болши рубля или менши до которого города, и дияку и печатнику имать по тому же росчету. А будет в приставной иск менши езду, и дияку тех приставных не подписывати; а без неделщиков дияков приставных не подписывати же. А колко вытей[48] в приставной ни будет, и неделщику езд один до того города, в которой город приставная писана.

29. А хоженого на Москве площеднаа[49] неделщику десеть денег, а на правду вдвое; и от поруки поминков[50] не имати им. А езд[51] неделщик емлет до которого города, а на правду им имати вдвое езд.

30. УКАЗ О ЕЗДУ. А езду от Москвы до Коломны полтина, до Коширы полтина, до Хотуни десеть алтын, до Серпухова полтина, до Тарусы 20 алтын, до Алексина полтретьятцать алтын, до Колуги рубль, до Ерославца полтина, до Вереи полтина, до Боровска полтина, до Выше-города полтина, до Кременска 20 алтын, до Можайска полтина, а до Медыни пол-30 алтын, до Вязма пол-2 рубля, до Звенигорода 2 гривны, до Воротынска 40 алтын, до Одоева 40 алтын, до Козельска рубль с четвертию, до Белева тож, до Мезецка 40 алтын, до Оволенска полтина, до Дмитрова 10 алтын, до Радонежа четверть, до Переславля 20 алтын, до Ростова рубль, до Ерославля рубль с четвертью, до Вологды пол-3 рубля, до Белаозера пол-3 рубля, до Устюга пять рублев, до Вечегды 7 рублев, до Двины и до Колмогор 8 рублев московскаа, до Володимеря рубль с четвертью, до Костромы пол-2 рубля, до Юрьева рубль, до Суздаля рубль с четвертию, до Галича пол-3 рубля, до Мурома пол-2 рубля, до Стародубскых князей отчины пол-2 рубля, до Мещеры два рубля, до Новагорода Нижнего пол-3 рубля, до Углеча рубль, до Бежицского Верху полтора рубля, до Романова рубль с четвертию, до Клина полтина, до Кашина рубль, до Твери рубль, до Зупцева и до Опок рубль, до Хлепни 40 алтын, до Ржевы рубль с четвертью, до Новагорода до Великаго пол-3 рубля московскаа.

31. А ездити неделщиком и на поруку давати самим с приставными; или своих племянников и людей посылати с приставными. А урочниковим[52] не посылати с приставными. А от поруки им с приставными ездячине имати ничего. О НЕДЕЛЩИКАХ УКАЗ. А в котором городе живеть неделщик, ино ему с приставными в том городе не ездити, ни посылати ему с приставными в свое место ни в какове деле.

32. А кто по кого пошлет пристава в чем, и что ему в том убытка станет в волоките, или что даст от срочные и от правые грамоты или отбессудные, и правому то все взяти на виноватомь.

33. А неделщиком на суде на боярина, и на околничих, и на диаков посула не просити и не имати, и самимь от порукы посулов не имати.

34. А которому дадут татя, а велят его пытати, и ему пытати татя безхитростно, а на кого тать что взговорит, и ему то сказати великому князю или судии, которой ему татя дасть, а клепати[53] ему татю не велети никого. А пошлют которого неделщика по татей, и ему татей имати безхитростно, а не норовити[54] ему никому. А изымав ему татя, не отпустити, ни посула не взяти; а опришних[55] ему людей не имати.

35. А у которого неделщика седят тати, и ему татей на поруку без докладу не дати и не продавати ему татей.

36. А которого татя дадут на поруку в какове деле ни буди, и им исцови ответчиков не волочити, а ставити их перед судиами. А срочные их христианом отписывать и бессудные давати не волокитно, а от безсудных иму христиан не имати ничего. А коли срок отпишут обема истцемь вместе, и ему взяти одно хоженое с обеих сторон, а опроче того ему не взятиничего. А в езду своем дати на поруку до обыску, доколе дело скончается, и ему взяти езд на виноватом. А кто ищеа или ответчик сам не поедет ко ответу, а пришлет в свое место срока отписывати, и неделщиком хоженое взяти на том на одном, кто поедет вь его место срока отписывати.

37. УКАЗ НАМЕСТНИКОМ О СУДЕ ГОРОДСКЫМ. А в которой город или в волость в которую приедет неделщик или его человек с приставною, и ему приставная явити наместнику или волостелю, или их тиуном. А будут оба исца того города или волости судимыя, и ему обоих исцов поставити пред наместником или пред волостелем или перед их тиуны.

38. А бояром или детем боярским, за которыми кормления с судом с боярским, имуть судити, а на суде у них быти дворьскому[56], и старосте и лутчимь людем[57]. А без дворского, и без старосты, и без лутчих людей суда наместником и волостелем не судити; а посула им от суда не имати, и их тиуном и их людем посула от суда не имати же, ни на государя своего, ни на тиуна, и пошлинником от суда посулов не просити. А имати ему с суда, оже доищется ищея своего, и ему имати на виноватом противень по грамотам, то ему и с тиуном; а не будеть где грамоты, и ему имати противу исцева. А не доищется ищея своего, а будет виноват ищея, и ему имати на ищеи с рубля по два алтына, а тиуну его с рубля по осми денег. А будет дело выше рубля или ниже, ино имати на ищеи по тому ж росчету. А доводчику[58] имати хоженое и езд и правда по грамоте. А досудятся дополя[59] да помирятся, и ему имати по грамоте. А побиются на поли, и ему имати вина и противень по грамоте. А где нет грамоты, а помирятся, и ему имати противень вполы исцева, то ему и с тиуном. А побиются наполи в заемном деле, или в бою, и ему имати противень против исцева. А побиются на поли в пожеге, или в душегубьстве, или в разбое, или в татбе, ино на убитом исцово доправити, а сам убитой в казни и в продажи наместнику, то ему и с тиуном.

39. О ТАТЕХ УКАЗ. А доведут на кого татбу, или разбой, или душегубьство, или ябедничьство, или иное какое лихое дело, а будет ведомой лихой, и ему того велети казнити смертною казнью, а исцево доправити из его статка, а что ся у статка останеть, ино то наместнику и его тиуну имати себе. А не будет у которого у лихого статка, чем исцево заплатить, и ему того лихого исцю вь его гибели не выдати[60], велети его казнити смертною казнью.

40. О ПРАВОЙ ГРАМОТЕ. А от правой грамоты имати боярину или сыну боярьскому, за которым кормленья с судом с боярьским, с рубля по полутретья алтына от печати, то ему и с тиуном; а дьяку, которой грамоту правую напишеть, от писма с рубля имати по три денги. А тиун дасть грамоту правую, и он емлеть от печяти с рубля по полутретья алтына на государя своего и на себя, а дьяк его емлеть с рубля по три денги. А с холопа и с робы от правые грамоты от отпустные имати боярину или сыну боярьскому, за которым кормленье с судом з боярским, от печяти з головы по полутретья алтына. А дьяк его от писма з головы по три денги.

41. А тиуну его на корьмление холопу правые грамоты без доклада государя и отпустныя грамоты не дати.

42. О ОТПУСТНОИ ГРАМОТЕ. А положит кто отпустную грамоту без боярьского докладу и без дьячьей подписи, или з городов без наместничя докладу, за которым кормление за сыном боярьским с судом с боярским, и та отпустная грамота не во отпустную, опроче тое отпустные, что государь своею рукою напишеть, и та отпустнаа грамота во отпустную.

43. Наместником и волостелем, которые дрьжать кормление без боярьского суда, и тиуном великого князя и боярьскым тиуном, за которыми кормлениа с судом з боярьским, холопа и робы без доклада не выдати и отпустные не дати; а татя и душегубца не пустити и всякого лихого человека без докладу не продати, ни казнити, ни отпустити.

44. О ПРИСТАВЕХ. А приставом наместничим по городом имати хоженое и езд по грамоте, а где нет грамоты, и ему хоженое имати городе по четыре денги, а езд на версту по дензе, а на правду в городе и в волости вдвое.

45. АЩЕ кто пошлет пристава по наместника, и по волостеля, по боярина и по сына боярскаго, и по их тиунов, и по великого князя тиунов, и наместнику и волостелю, и их тиуном, и великого князя тиуном, и довотчиком к сроку отвечивати ехати; а не поедет к сроку сам, и ему к сроку в свое место к ответу послати.

46. О ТОРГОВЦЕХ. А кто купит на торгу что ново, опроче лошади, а у кого купит, не зная его, а будет людем добрым двема или трем ведомо и поимаются у него, и те люди добрые скажут по праву, что пред ними купил в торгу, ино тот прав, у кого поимались и целованиа ему нет.

47. А кто купит на чюжей земли что, а поимаются у него, и толко унего свидетелей два или три люди добрые скажут по праву, что передними купил в торгу, ино тот прав, у кого поималися, и целованиа ему нет; а не будет у него свидетелей, ино ему правда дати[61].

48. О ПОСЛУШЕСТВЕ. А кого послух[62] послушествует в бою или в грабежю или в займех, ино судити на того волю, на ком ищут, хощет на поле в послухомь лезет, или став у поля, у креста положит, на нем ищут, и истець бес целованиа свое возмет, и ответчикь и полевые пошлины заплатит, а вины ему убитые нет. А не стояв у поля, у креста положит, и он судиамь пошлину по списку заплатит, а полевых ему пошлинь нет.

49. А противу послуха ответчик будет стар, или мал, или безвечен[63], или поп, или чернец, или черница, или жонка[64], ино противу послуха наймит наняти волно, а послуху наймита нет. А что правому учинится убытка или его послуху, ино те убытки на виноватом.

50. А послух не пойдет перед судью, ест ли за ним речи, нет ли, ино на том послусе исцово и убыткы и все пошлины взяти. А с праветчиком[65] о сроце тому послуху суд.

51. А послух не говорит перед судиями в исцевы речи, и истець теми виноват.

52. А на ком чего взыщет жонка, или детина мал, или кто стар, или немощен, или чем увечен, или поп, или чернец, или черница, или кто от тех в послушестве будет кому, ино наймита наняти волно. А исцем или послуху целовати, а наймитом битися; а противу тех наймитов исцу или ответчику наймит же; а восхочет, и он сам биется на поли.

53. А кто кого поймает приставом в бою, или в лае[66], или в займех и на суд ити не восхотят, и они доложа судии, помирятся, а судьи продаж и на них нет, опроче езду и хоженого.

54. А наймит[67] не дослужит своего урока[68], а пойдет прочь, и он найму лишен.

55. О ЗАЙМЕХ. А которой купець, идучи в торговлю, возмет у кого денги или товар, да на пути у него утеряется товар безхитростно[69], истонет, или згорить, или рать возметь, и боярин обыскав, да велит дати тому диаку великого князя полетную грамоту[70] с великого князя печятию, платити исцеву истину[71] без росту[72]. А кто у кого взявши что в торговлю, да шед пропиет или иным какым безумием погубит товар свой без напраздньства[73], и того исцю в гибели выдати головою на продажу.

56. А холопа полонит рать татарскаа, а выбежит и с полону, и он слободен, а старому государю не холоп.

57. О ХРИСТИАНСКОМ[74] ОТКАЗЕ[75]. А христианом отказыватися[76] из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платяти полех за двор рубль, а в лесех полтина. А которой христианин поживет за ким год, да поидет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да поидеть прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а поидет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре года поживет, и он весь двор платит.

58. О ЧЮЖОЗЕМЦЕХ. А которой чюжоземец на чюжеземце чего взыщет, ино того воля, на ком ищут, хочет отцелуется, что в том не виноват, или у креста положит чего на нем ищут, и истец, поцеловав крест, да возмет.

59. А попа, и диакона, и черньца, и черницу, и строя[77], и вдову, которые питаются от церкви божиа, то судить святитель или его судия. А будет простой человек с церковным, ино суд вопчей[78]. А котораа вдова не от церкви божии питается, а живет своим домом, то суд не святительской[79].

60. А которой человек умрет без духовные грамоты[80], а не будет у него сына, ино статок весь и земли дочери; а не будет у него дочери, ино взяти ближнему от его рода.

61. О ИЗГОРОДАХ. А промежи сел и деревень городити изгороды по половинам; а чьею огородою учинится протрава, ино тому платити, чья огорода. А где отхожие пожни от сел или от деревень, ино поженному государю не городитися, городит тот всю огороду, чьа земля оранаа[81] пашня к пожни.

62. О МЕЖАХ. А кто сореть межу или грани ссечет[82] из великого князя земли боярина и монастыря, или боярской и монастырской у великого князя земли, или боярской или монастырской у боярина, или боярской у монастыря, и кто межу сорал[83] или грани ссек, ино того бити кнутием, да исцу взяти на нем рубль. А христиане промежу себя в одной волости или в селе кто у кого межу переорет или перекосит, ино волостелем или поселскому[84] имати на том за боран по два алтына и за рану присудят, посмотря по человеку и по ране и по рассуждению.

63. О ЗЕМЛЯХ СУД. А взыщет боярин на боярине, или монастырь на монастыре, или боярской на монастыре, или монастырской на боярине, ино судити за три годы, а дале трех годов не судити. А взыщет черной на черном, или поместник на помесчике, за которым земли великого князя, или черной или селской на помесчике, или помесчик на черном и на сельском, ино судити потому ж за три годы, а дале трех годов не судити. А взыщут на боярине или на монастыри великого князя земли, ино судити за шесть лет, а дале не судить. А которые земли за приставом в суде, и те земли досужывати.

64. А пересудчиком пересуд[85] имати на виноватом две гривны, а менши рубля пересуда нет. А с списка с суднаго и с холопа и с земли пересуда нет. А с поля со всякого пересуд. А список оболживит кто да пошлется на правду, ино в том пересуд. А подвойскым[86] праваго десятка 4 денги, а имати на виноватом же.

65. А на котором городе будут два наместника или на волости два волостеля, и им имати пошлины по сему списку обе за одного наместника, а тиуном их за одного тиуна, и они себе делят по половинам.

66. О ПОЛНОЙ ГРАМОТЕ. По полной грамоте[87] холоп. По тиуньству и по ключю по сельскому холоп з докладом и без докладу, и с женою и с детми, которые у одного государя; а которые его дети у иного или себе учнут жити, то не холопи; а по городцкому ключю не холоп; по робе холоп, по холопе роба, приданой холоп, по духовной холоп.

67. О ПОСУЛЕХ И О ПОСЛУШЕСТВЕ. Да велети прокликать по торгом на Москве и во всех городех Московские земли и Новгородцкие земли и по всем волостем заповедати, чтобы ищея и ответчик судиам и приставом посулу не сулили в суду, а послухом не видев не послушествовати, а видевши сказати правду. А послушествует послух лживо не видев, а обыщется то опосле, ино на том послухе гибель исцева вся и с убыткы.

68. О ПОЛЕВЫХ ПОШЛИНАХ. А к полю приедет околничей и диак, и околничему и диаку воспросити исцев, ищеи и ответчиков, кто за ними стряпчей[88] и поручникы, и кого скажут за собою стряпчих и поручников, и им тем велети и стояти, а доспеху и дубин и ослопов стряпчим и поручником у себя не держати. А которые имуть[89] опришние у поля стояти, и околничему и диаку тех отслати прочь. А не поидут опришнии люди прочь, и околничему и диаку на тех велети исцово доправити и с пошлинами да велети их дати на поруку да поставити перед великым князем.

Вопросы для анализа источника:

1. Проанализируйте особенности разработки и принятия Судебника 1497 года.

2. Какие источники и правовые документы легли в основу Судебника 1497 г.

3. Дайте характеристику точек зрения, существующих в отечественной историографии, по вопросам изучения Судебника 1497 года.

4. Исследуйте внутреннюю структуру Судебника 1497 года.

5. Дайте характеристику видам судебных органов и определите сферу их компетенции. По итогам работы заполните таблицу:

 

Виды судебных органов Состав суда Сфера компетенции судебного органа
     
     

 

6. Дайте определение понятия «преступления». Какие новые судебные нормы вводит Судебник в уголовное законодательсто? Классифицируйте преступления по видам и заполните таблицу.

 

Виды преступлений Судебный орган, рассматривающий дело Форма судебного процесса Судебные пошлины Правила вынесения приговора Система наказаний
1.Гражданские дела.          
2.Уголовные преступления          

 

7. Опираясь на текст Судебник 1497 года, проследите, какие изменения произошли в системе феодально-поземельных отношений в XV веке.

8. Опираясь на текст Судебника, рассмотрите социальную структуру русского общества.

9. Какие категории феодалов и зависимого населения знает Судебник 1497 года? Охарактеризуйте правовой статус каждой социальной группы населения.

10. Рассмотрите правовое положение крестьянства. Какие произошли изменения по сравнению с периодом феодальной раздробленности.

11. В чем состояла разница в правовом положении «старожильцев» и «новопорядчиков».

12. Перечислите повинности крестьян, которые они должны были нести согласно источнику.

13. Проанализируйте процедуру перехода крестьян от одного феодала к другому. Раскройте содержание терминов «Юрьев день» и «пожилое».

14. Рассмотрите виды холопства и их правовое положение по Судебнику 1497 года.

 


[1] Герберштейн С. Записки о Московии.

[2] Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1618 года. М.: Владос, 2003. С. 180.

[3] Беляев И.Д. История русского законодательства. – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – С. 448.

[4] Околничий — второй думный чин.

[5] Печалованиа — ходатайство, заступничество.

[6] Посул — вознаграждение за судебные услуги.

[7] Пригоже — подпадает под юрисдикции.

[8] Виноватый — проигравший процесс.

[9] Ищеа — истец.

[10] Вязчее, вясчее — пошлина за связывание подсудимого.

[11] Бой — побои.

[12] Душегубство — убийство.

[13] Доправити — взыскать.

[14] Доведуть — обвинят.

[15] Ябедничество — клевета, ложный донос о совершении преступления.

[16] Ведомой лихой — заведомо дурной человек.

[17] Казнити — здесь наказать.

[18] Статок — имущество.

[19] Противень — судебная пошлина с противоположной, т.е. проигравшей, стороны.

[20] Государский убойца — убийца своего господина.

[21] Коромолник — заговорщик.

[22] Головной тать — 1) убийца; 2) похититель людей; 3) вор.

[23] Подымщик — лицо, подымающее народ на выступление против существующего строя.

[24] Зажигалник — поджигатель.

[25] Живот — здесь жизнь.

[26] Опроче — кроме.

[27] Довод — обвинение, сведение.

[28] Досталь — остальное.

[29] Взмолвят — дадут обвинительные показания.

[30] Крестное целование — присяга.

[31] Целовалники — лица, приносящие присягу для исполнения местных служебных обязанностей.

[32] Тать ведомой — человек, известный как вор, но еще не привлекавшийся к суду.

[33] Прирочной человек — человек, ранее совершавший противоправные деяния.

[34] Правая грамота — судебное решение, выдававшееся стороне, выигравшей дело.

[35] Докладной список — протокол судебного заседания.

[36] Отпустная грамота — документ об отпуске холопа на волю.

[37] Положит — зд. представит, предъявит.

[38] Кормление — получение натурального жалованья с населения.

[39] Кормлениа с судом з боярьским — право исполнения судебных функций с обязательным участием местных бояр.

[40] Грамота не в грамоту — признание документа недействительным.

[41] Наместник — должностное лицо в уезде, находившееся на кормлении.

[42] Волостель — должностное лицо, управлявшее в волости.

[43] Печатник — должностное лицо, хранившее великокняжескую печать и получавшее пошлину за приложение печати к документам.

[44] Безсудныя грамоты, безсудный список — судебное решение, выдававшееся стороне, выигравшей дело, при неявке другой стороны в суд.

[45] Срочная грамота — документ, в котором указывался срок явки сторон в суд.

[46] Хожоное — пошлина недельщику за выполнение обязанностей в пределах города.

[47] Приставная грамота — документ, выдававшийся приставу и предоставлявший ему право осуществлять некоторые процессуальные действия.

[48] Выть — часть единицы налогообложения (сохи).

[49] Площедная — пошлина недельщикам в городах.

[50] Поминки — вознаграждение недельщику.

[51] Езд — пошлина недельщику за выполнение обязанностей за пределами города.

[52] Урочники — лица, нанятые недельщиком для выполнения какого-либо «урока», дела.

[53] Клепать — оговаривать.

[54] Не норовити — не помогать, не попустительствовать.

[55] Опришние, опришные — невиновные, не причастные к делу, посторонние.

[56] Дворьский, дворский — представитель князя на дворцовых землях.

[57] Лутчие люди — уважаемые представители местного населения.

[58] Доводчик — должностное лицо в штате наместника, выполнявшее обязанности судебного следователя, иногда — самого судьи, а также осуществлявшее вызов в суд.

[59] Поле — судебный поединок.

[60] Лихого исцу вь его гыбели не выдати — преступника не отдавать истцу для отработки.

[61] Правда дати — принести присягу.

[62] Послух — свидетель.

[63] Безвечен — увечен.

[64] Жонка — женщина.

[65] Праветчик — судебный исполнитель.

[66] Лай — оскорбление словом.

[67] Наймит — 1) заместитель стороны в судебном поединке (ст. 49, 52); 2) лицо, работавшее по найму.

[68] Урок — зд. срок.

[69] Безхитростно — без вины.

[70] Полетная грамота — документ об уплате долга по «летам», в рассрочку.

[71] Истина — зд. долг.

[72] Рост — проценты.

[73] Без напраздньства — по своей вине.

[74] Христиане — зд. крестьяне.

[75] Отказ — зд. переход.

[76] Отказыватися — переходить.

[77] Строи — лица с прирожденными недостатками, уроды.

[78] Вопчей — совместный.

[79] Суд святительской — церковный суд.

[80] Духовная грамота — завещание.

[81] Оранаа — вспаханная.

[82] Грани ссечет — уничтожит межевой знак.

[83] Переорет, сореть — перепашет.

[84] Поселский — управляющий дворцовым селом.

[85] Пересуд — пересмотр дела по жалобе стороны.

[86] Подвойский — должностное лицо в суде.

[87] Полная грамота — документ о самопродаже в холопы.

[88] Стряпчеи — зд. помощники стороны при проведении судебного поединка.

[89] Имуть — зд. начнут, будут.




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 

Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 362. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия