Студопедия — Рождение философской теоретической мысли
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Рождение философской теоретической мысли






Время рождает философию, формирует общественный и личностный запрос на постановку и решение мировоззренческих и смысложизненных проблем. По меткому выражению крупного русского философа В.Ф. Эрна применительно к событиям Первой мировой войны, для России «самое время славянофильствует». Такая оценка еще более характерна для Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. и современного русского мира. Но и философия, в свою очередь, оказывает мощное духовное воздействие на весь социально-исторический контекст эпохи, того или иного периода.

Рождение философии в ее научно-теоретическом виде происходит на переломном этапе общественного развития. К середине первого тысячелетия до н.э. в основных очагах древней цивилизации (Китай, Индия, Иран, Египет, Греция) сформировались практически одновременно первые философские учения. Историкам еще предстоит ответить на вопрос, почему именно VI век до н.э. выделяется из общей череды столетий как время взрыва интеллектуальной энергии. Но уже сейчас известны многие предпосылки экономического, социального, политического и, наконец, духовного плана, подготовившие указанный перелом. Скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии и ее идеологам в лице сословия жрецов, критика нормативных нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост научных знаний - вот факторы, благоприятствовавшие рождению философии.

Общность первоистоков для всех народов дает определенный ответ на загадочный момент (процесс) одновременного возникновения философии во всех нам известных очагах древней цивилизации. Неслучайно К.Ясперс называл первое тысячелетие до н.э. «осевым временем» для истории. Можно сказать, что все мы родом «из детства человечества». Для всех народов мира характерна известная близость и общность исторической судьбы по большому счету. Близким и со - родственным является видение и переживание человеком своих проблем и ключевых вопросов общественного развития в ракурсе истории в целом. Общность генезиса не исключает своеобразия путей формирования систематизированного философского знания в различных очагах древней цивилизации. Рождение философии было сложным и длительным процессом перехода от мифологических и наивно религиозных представлений к мировоззрению, опирающемуся на знание, обретенное в интеллектуальном и духовном поиске.

Философия вырастает из критического преодоления традиционных религиозных и мифологических верований с их наивным био- и зооморфизмом, одушевлением объектов природного мира и приданием им психологических свойств самого человека. Отставка богам, отказ от их антропоморфного изображения и приписывания богам человеческого образа жизни, от ложного воспевания битв титанов, гигантов и кентавров как пустых вымыслов прошлого времени характерно для всех народов в данный период. Оценивая принцип Сократа «познай самого себя», Гегель назвал его «центральным пунктом всемирно-исторического поворота» в том смысле, что «место оракулов заняло свидетельство духа индивидуумов». Прежние традиционные мифологические представления обнаруживают свою недостаточность и теряют значение. Растет оппозиция жрецам, критика норм и установлений прежнего, традиционного уклада жизни. Разрушаются и родоплеменные формы организации и основанные на них сами формы связи и общения между людьми. Утверждаются новые, рабовладельческие, по своей сути, взаимоотношения господства и подчинения взамен прежнего строя отношений свободных общинников.

В муках и страданиях рождался новый тип самоопределения человека с его поиском смысла бытия и обретения духовной опоры в своем существовании не через традицию, миф и ритуал, а через собственный разум, познание глубинных причин и начал всего сущего в мире. Завязывался сложный социальный узел конфликтов человека с родом, семьей в их драматических взаимоотношениях со складывающимся государством. Глубина и трагизм разрыва ценностей рода и семьи, их столкновение с интересами государства, нашли свое яркое отражение в поэмах Гомера, драматургии Эсхила и Софокла. Так, в трагедиях Эсхила («Ифигения в Авлиде», «Агамемнон») рассказывается о том, что микенский царь Агамемнон перед войной с Троей ради победы приносит богам в жертву свою дочь Ифигению. Ее мать, Клитемнестра, защищая свою родовую честь, убивает Агамемнона, возвратившегося с войны победителем. Их сын Орест, чтит свою мать, но по закону он обязан защищать права отца, он совершает убийство матери. В этой трагической цепи жизненных коллизий пробивает себе путь неумолимая логика рождения нового типа сознания - с приоритетом общего и всеобщего (гражданское общество, государство, общие ценности и интересы) в сравнении с отдельным, особенным и частным интересом индивидуального, семейного и родового начала.

 







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 707. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия