Студопедия — Специфика средневековой философии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Специфика средневековой философии






Христианство становится идеологической основой всей европейской средневековой культуры и философии. Идеалистическая ориентация философских систем диктовалась догматами христианства. Основополагающее значение приобретают такие догматы христианского вероучения, как положения о личностной форме единого Бога-творца, идеи творения, грехопадения, боговоплощения, искупления, воскресения, вознесения. Особую роль имеет догмат о троице, троичности и единосущности Бога-отца, Бога-сына и Бога-святого духа.

1. Прежде всего отметим теоцентристский характер средневековой философии. И в этом ее коренное отличие от философии античности, которая космоцентрична и космологична. Космос рассматривался как самодовлеющее, вечное, живое и одушевленное бытие. Политеизм с его многобожием выступают как принципы и формы устройства мира.

В основу философии средневековья положен принцип теистического монизма. Есть только одно абсолютное начало - Бог, все остальное - его творение. Утверждается и обосновывается догмат о личностной форме единого Бога. Разработка этого положения связана в христианстве с именем Августина Блаженного Аврелия (354-430).

В 325 г. на Никейском соборе был принят Символ веры и утвержден догмат о триединстве Бога. Суть его заключается в том, что единосущный Бог выступает в трех ипостасях: Бог-Отец, как исток и начало всего сущего, Бог-Сын или Логос, как упорядочивающее начало, и Бог-Дух Святой как животворящее начало. Величественность и таинственность этой триады буквально поражает и восхищает наше воображение. Приведем лишь некоторые примеры уникальности и всеобщности триединства. Например, речь у всех народов земли имеет три лица: я (мы), ты (вы), он (они). Время имеет также три состояния как прошлое, настоящее и будущее. Материю мы наблюдаем в твердом, жидком и газообразном виде. Человек проявляет себя через мысль, слово и действие, которое, в свою очередь, имеет начало, середину и конец. Сам человек есть триединство тела, души и духа. Спасение нашей души слагается их трех христианских добродетелей: веры, надежды и любви. И подобные примеры можно множить до бесконечности. (Приведите некоторые из них самостоятельно и поразмышляйте над их особенностями и внутренней природой).

2. Другой отличительной чертой средневековой философии является креацинизм. Бог - творец всего сущего. Это высшее бытие, высшая субстанция, высшее благо. Он вечен, неизменен, самотождественен, обладает подлинным бытием. «Я есть сущий», - утверждается в Ветхом Завете. «Я есть жизнь, есть путь, я есть свет, я есть дверь» и т.д., - говорится в Новом Завете.

Догмат о творении Богом мира «из ничего», по своей доброй и благой воле устанавливает непроходимую границу между идеальным миром Бога-творца и материальным миром земной жизни. А это в корне отвергает материалистические, особенно, атомистические построения античности. Центр тяжести перенесен с природного на сверх природное начало - Бога, который над миром, вне его, по ту сторону мира, трансцендентен ему. Активное, творческое начало как бы изымается из природы, космоса и передается Богу. Величественная картина творения Богом мира развернута в «Шестодневе» Василия Великого.

3. В гносеологическом отношении решающее значение придается Богооткровению через пророков и апостолов, Священное писание и Священное предание, мистическую интуицию и непосредственное созерцание Бога святыми. Сочинения отцов церкви, постановления семи первых Вселенских соборов дают общепринятую церковную трактовку вероучительных истин.

Истина уже дана в священных библейских текстах. Ее необходимо только актуализировать, сделать достоянием для людей, вывести всю полноту ее логических следствий. Это особенно характерно для католицизма, который отводит большую роль человеческому разуму в толковании Священного писания. Православие же не преувеличивает роли рациональной логики и не считает необходимым расширять догматы веры за счет выведения из священных текстов все новых и новых умозаключений. Познание рассматривается как богоуподобление и богочеловеческий путь жизни человека.

4. Именно средневековая философия дает подлинный феномен веры как воли к совершенству. Вера рассматривается как особое, глубинное измерение человеческого сознания, духовности человека, его субъективности, как познавательно-мировоззренческая позиция и эмоционально-психологическая установка человека.







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 530. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.031 сек.) русская версия | украинская версия