Студопедия — Любовь, что движет солнце и светила.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Любовь, что движет солнце и светила.






В период Возрождения любовное чувство было доминирующей страстью человеческого сердца. Это высокое чувство основано на безусловном уважении личности женщины, о чем свидетельствует отношение Данте к Беатриче, Петрарки – к Лауре, Боккаччо – к Фьяманте, выраженное в блестящей литературной форме.

Ранние гуманисты итальянского Возрождения Петрарка (1304-1374), Дж. Боккаччо (1313-1375), Лоренцо Валла (1407-1457), Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) открыто провозглашают человека высшей ценностью, его личность – сво­бодной и независимой. Не средневековый аскет, а – гармонически развитая, полная сил личность, сочетающая богатство чувств, интеллекта и физического совершенства, становится идеалом новой эпохи. Формулируется и утверждается духовная оппозиция сословной иерархии, родовому аристократизму и феодальному эгоизму. «Кровь, писал Петрарка, – всегда одного цвета. Но если одна светлее другой, это создает не благородство, а телесное здоровье. Истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым великолепными своими делами... Гораздо похвальнее начинать знатный род, чем найти его начатым другим. Достоинство не утрачивается от низкого происхождения человека». ( Возрождение. Собрание текстов /Сост. А.К. Дживилегов. М.; Л., 1925. С.17.)

На основе идеологии гуманизма получают развитие искусство, культура, философия и наука. Символом Ренессанса стано­вится фигура художника-творца, мастера всякой деятельности, в том числе и практической. Творчество получает сакральное значение и священное поклонение. Но сакральность утверждается не в церковном значении и религиозном смысле это­го слова, а в светском, культурном и гуманистическом наполне­нии. Утверждается вера в самого человека, безграничность его возможностей и способностей. Происходит своеобразная абсолютизация человека. Как выскажется в начале XX века А.М.Горький: «Человек – звучит гордо!» Человек ищет и находит точку опоры не в космосе, как это было в пору античности, и не в трансцендентном Божественном первоначале Средневековья, а в самом себе, своей личной самоценности, автономии и свободе.

Творческая, художественная и практически-техническая деятельность человека становится сродни самому божественному творчеству. Возрожденческий антропоцентризм нуждался в титанах и породил титанов по силе мысли, страсти и характеру, многосторонности развитых творческих сил. Буквально поражает воображение кипучая и неиссякаемая творческая разносторонность Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонаротти (1475-1564).Леонардо да Винчи явился пионером естествознания и ин­женерного творчества в их современном понимании. Скульптор, архитектор, живописец, выразивший образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Возрождения. В его росписи «Тайная вечеря» высокое этическое содержание выражено в строгих за­кономерностях композиции, четкой системе жестов и мимики пер­сонажей. В портрете Моны Лизы воплощен гуманистический иде­ал женской красоты.

Леонардо да Винчи оставил многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, механики и оригинальных инженерных решений. Только записные книжки и рукописи мастера составляют около семи тысяч листов. Леонардо да Винчи одним из первых мыслителей обосно­вывает философский принцип детерминизма, суть которого со­стоит в признании объективной закономерности взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений. «Необходимость, – писал он,– наставник и опекун природы. Необходимость – тема и изобретательница природы, и узда, и вечный закон». Леонардо да Винчи – поборник опытной науки, эксперимента, математическо­го доказательства: «Мудрость – дочь опыта. Наука – полководец, и практика – солдаты. Никакой достоверности нет в науках... что не имеет связи с математикой».

Микеланджело Буонаротти (1475-1564) был скульптором, живописцем, архитектором, поэтом. Он с наибольшей полнотой выразил героический пафос идеалов высокого Возрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманистического миропо­нимания. Монументальность, пластичность и драматизм образов, преклонение перед человеческой красотой выразились в таких его произведениях как «Давид», роспись «Сикстинской капеллы в Ватикане, статуя Моисея, оплакивание Христа. Рафаэль Санти (1483-1520) с классической ясностью и возвышенной одухотворенностью выразил земное бытие челове­ка, гармонию его духовных и физических сил.

Эпоха Возрождения положила в основу мировоззренческой ориентации антропоцентризм и гуманизм. Она утверждает в качестве основного вектора духовных устремлений, умонастроений и чувствований требования развития индивидуальности человека, удовлетворения разумных потребностей жизни. Кульминацией гуманистического антропоцентризма можно считать творчество Джованни Пико делла Мирандолы (1463-1494). В 1486 году он обнародовал свои «900 тезисов по философии, кабалистике и теологии», которые выдвинул на обсуждение для публичного диспута в Риме. В «Речи и достоинстве человека», которая должна была открыть диспут против философов всей Европы, 23-летний философ четко формулирует основные поло­жения своей гуманистической программы. Полнота жизни, размышление над которой является целью философии, сравнивается с библейской лестницей Иакова. Она тянется из глубины земли до вершины неба, на которой восседа­ет Бог. Философско-духовное восхождение по ее ступеням как ступеням природы означает, по Мирандоле, следующее: «Доис­киваясь до сути всего, будем то спускаться, расщепляя с титани­ческой силой единое на части, то подниматься, соединяя с фебовой силой множество частей в единое целое».

Мирандола ставит в центр мироздания человека и его дос­тоинства: «Нет на земле ничего более великого, кроме человека, а в человеке нет ничего более великого, чем его ум и душа. Если возвыситься над ними, значит возвыситься над небесами». Но что же то главное и значительное, что заслуживает наибольшего внимания и восхищения в человеке? Таким вопросом задается мыслитель и сам дает на него развернутый ответ. Без человека и вне человека нет полноты и завершенности Божественного творения. В отличие от других существ, которые при своем рождении получают от материнской утробы все то, чем будут владеть потом, «человек – творение неопределенного об­раза». Поэтому, поставив его в центре мира, Бог сказал: «Не да­ем мы тебе, о, Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформи­ровал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь пере­родиться в низшие, неразумные существа, но можешь переро­диться по велению своей души и в высшие, божественные». Таким образом, по дерзновенной мысли Мирандолы, человек не только творец самого себя, он становится как бы сотворцом Бога. В соответствии с тем, как человек распорядится заложенными в нем семенами и зародышами разнородной жизни, как он их возделает в себе, таковыми они вырастут и дадут свои плоды: «Возделает растительные, – будет растением, чувственные – станет животным, рациональные, – сделается небесным сущест­вом, интеллектуальные, – станет ангелом и сыном Бога».







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 842. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия