Студопедия — Сенсуализм и эмпиризм в познании субстанциональной основы мира
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сенсуализм и эмпиризм в познании субстанциональной основы мира






Вопрос о соотношении чувственного и рационального в че­ловеческом познании никогда не уходил из поля философского зрения. Его крайние полюса формулировали разные философы. Джон Локк (1632-1704) суть сенсуализма (sensus – чувства, ощу­щение) выразил так: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Не менее остроумным был ответ Г.В. Лейбница (1646-1716), немецкого философа и математика: «В разуме нет ничего, чего бы не было в чувствах – кроме самого разума».

Задумаемся над определением сенсуализма: «Сенсуализм – это философское воззрение, выводящее все содержание зна­ний из деятельности органов чувств и сводящее его к сумме эле­ментов чувственного познания». Сенсуалисты полагают, что мышление не способно дать ничего нового по сравнению с пока­заниями органов чувств.

Рационализм же, в свою очередь (от лат. ratio – разум) как философское мировоззрение признает только разум (мышление) истинным источником познания и основным критерием его досто­верности. Взаимосвязи, особенно внутренние, сущностные отно­шения, принципы и законы не лежат на поверхности, их можно рассмотреть только на путях рационального познания мира. Рационалисты исходили из того факта, что чувства часто обманывают человека, вводят его в заблуждение, или, как гово­рили древние, дают знания только по мнению, а не по истине.

Так, каждодневно мы наблюдаем движение Солнца по не­босклону, и это, на наш взгляд, непреложный факт. Однако этот факт не мешает астрономической науке утверждать, что все об­стоит как раз наоборот. И не Солнце движется вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца.

Но, с другой стороны, и сенсуалисты предъявляли свой «счет» разуму, представляя его в качестве неровного зеркала, которое искажает реальность. Фр. Бэкон в своем «Новом Органо­не» называл и раскрывал основные виды помех, заблуждений, которые «пятнают» и осаждают умы людей, препятствуют позна­нию. И для того, чтобы знать их, им нужно дать свои имена-идолы.

К первым из них он относил идолы рода, предрассудки, ко­торые коренятся в самой природе человека как врожденные и естественные. Вторые он называет идолами «пещеры», это за­блуждения, вытекающие из своей индивидуальной ниши, в кото­рой как бы находится каждый отдельный человек. Третьи – это идолы «площади» и близкие к ним идолы «театра». Это приобре­тенные страсти, косность, несоответствия и обман чувств. Они уходят своими корнями в общественную жизнь, в процессы об­щения между людьми. Люди объединяются речью, слова наси­луют разум, не помогают делу. Традиции, различные философ­ские учения, театр и т.д. – они вселились в души людей из разных догматов и превратно понятых законов.

Как видим, у основателя эмпиризма (опытного и чувствен­ного познания) никакой абсолютизации и переоценки чувств по отношению к другим формам познания нет. Своим острием новый метод направлен против схоластических спекуляций предшест­вующего философского мышления. Опыт, особенно практиче­ский, приборный, экспериментальный, есть лишь продолжение и усиление возможностей чувственного познания. Чувственное по­знание включается в общий контекст опыта и эксперимента как важная составная часть. Но это и есть способ употребления ра­зума для исследования вещей, то, что в природе является тяже­ло доступным и темным. Это искусство является разновидностью логики, но не аристотелевской, дедуктивной, основанной на сил­логизмах – умозаключениях, а индуктивной логикой – от частного к общему.

Таким образом, перед философией и наукой остро встали вопросы о сущности и характере самого процесса познания. Это приводит к возрастанию гносеологической ориентации филосо­фии. В данном процессе четко прослеживаются две взаимосвя­занные тенденции:

Первая из них выразилась в ориентации на чувственность (сенсуализм), практику и опыт (эмпиризм). Философские течения сенсуализма и эмпиризма выражали характерные черты форми­рующейся науки с ее представлениями о механистической обу­словленности единичных и изолированных явлений мира.

Вторая тенденция выразилась в установке на системность, целостность, создание целостного образа мира. Это естественно вело к повышению роли в процессе познания рационального (ра­зумного) начала. Данная ориентация оформилась в таком фило­софском течении, как рационализм.

Для наглядности представим эти позиции о научном познании по Ф. Бэкону и Р. Декарту в такой схеме:

 

Научное познание Ф. Бэкон Р. Декарт
Источник знания Опыт Рациональные суждения
Основная познавательная операция Индукция Дедукция
Философский подход Эмпиризм Рационализм

 

Борьба между номинализмом и реализмом эпохи Средне­вековья трансформировалась в столкновение двух философских направлений Нового времени: сенсуализма и рационализма. Но тот и другой методы, нацеленные на постижение самого реально­го мира, не оторвались еще от собственного субстанционального корня. Согласно их воззрениям порядок и связь идей (разума, по­знания, опыта) должны соответствовать порядку и связям вещей самого мира.

 

4. Рационализм Рене Декарта: метафизика и метод

В эпоху Средневековья основным источником мировоз­зренческого знания считалась Библия – Священное писание, ко­торое рассматривалось как откровение таинственного и внеприродного Бога. Толкование этого документа составляло главное содержание религиозно-философской мысли в многовековую эпоху духовно-идеологического господства церкви. Вместе с тем от культуры античности были унаследованы так называемые «свободные искусства».Часть из них – геометрия, арифметика, астрономия, музыка – осмысливала при­родные феномены. Поскольку их содержание почерпнуть в Биб­лии было невозможно, в средневековой теологизированной фи­лософии возникла концепция «двух книг», созданных Богом. Библия представлялась книгой в собственном ее смысле. Другая – метафорическая «книга природы».

Декарт (1596-1650) стремился к такой науке, которая пости­гает истину, погружаясь в «великую книгу мира». Вместе с тем он писал, что будет черпать истину и в самом себе. И это не менее важно, чем его намерение извлекать истину из «книги природы». Тем самым Декарт выражает неприятие схоластической учено­сти, переполнявшей множество опусов, содержание которых при­ходило во все более кричащее несоответствие с запросами жиз­ни. Стремление Декарта искать истину в собствен­ном сознании выражало интеллектуальную зрелость человека Нового времени – по своей социальной сути уже буржуазного че­ловека, полагавшего, что, хотя духовная жизнь общества невоз­можна без Священного писания, истина в деле познания приро­ды, как и самого человека, может быть найдена лишь на путях их исследования и самостоятельных размышлений. Познание «книги мира», с одной стороны, и обретение истины в собственном соз­нании – с другой, были теснейшим образом связаны в творчестве Декарта.

Философия Декарта представляет собой новый, целостный и рационально обоснованный образ мира, исходящий из требо­ваний, что мысль должна начинать с самой себя. На первое ме­сто в познании Декарт поставил разум. Роль опыта сводится при этом к простой проверке данных интеллекта, ума. Свой универ­сальный метод познания он разрабатывает как теорию и как сис­тему рационализма.

С XVII века разгорается острая полемика вокруг вопроса о характере и сути «врожденных идей», якобы изначально прису­щих человеку. Декарт, Лейбниц и другие мыслители определенно утверждали, что в человеческом уме имеются врожденные идеи, которые и предопределяют результат познания. Какие же это идеи? Идеи Бога как всесовершенного существа, идеи совести, добра, красоты и любви, идеи чисел, фигур, многие аксиомы математики и других отраслей естествознания, а также большинст­во оснований математики и логики (например, две величины, равные третьей, также равны между собой).

Взгляды на природу у Декарта носят механистический ха­рактер. Вселенная – это огромный механизм. Она изменчива, имеет свою историю развития. Первоначальный импульс к суще­ствованию мира и его развитию дает Бог. А впоследствии разви­тие мира определяется творческой силой самой материи. Идея овладения силами природы на основе присущих ей свойств, весьма красноречиво сформулированная Ф. Бэконом, произвела на Декарта очень сильное впечатление. Другим истоком его стро­гого ума явился обновленный скептицизм одного из самых ярких философов позднего Возрождения – Мишеля Монтеня. Скепти­цизм позволял выявить ряд противоречий познания, важнейшее из них – противоречие между чувственным и умственным компо­нентами знаниями.

Понимание Бога в новоевропейской философии из рацио­нализма и пантеистического вселенского принципа единства пе­рерастает в деизм. Бог рассматривается как первооснова и пер­воначало всего сущего, как Большой мастер, приведший в дви­жение весь мир. Но впоследствии мир в своем развитии опреде­ляется уже самостоятельной творческой силой и заложенными в нем причинами и законами. Здесь уместно привести аналогию с часовщиком, который заводит часовой механизм, а дальше часы работают (идут) без вмешательства мастера, сами собой.

Декарт разработал, пусть и на механической основе, идею эволюции. Он провел ее через все области знания о природе. В частности, образование звезд, планет, возникновение растений, животных, а затем и самого человека, осуществляется, по Декар­ту, как естественно-исторический процесс. Благодаря вихревому принципу движения материи образуются звезды и планетные системы. Мировая материя по своей сути беспредельна, одно­родна, не имеет пустот. Природа не терпит пустоты. Материя де­лима до бесконечности. Она находится в непрерывном количест­венном и качественном движении, которое управляется универ­сальными законами механики. Этим же законам подчинены и ор­ганический мир, и мир животный. Животные – это сложные ма­шины. Человек же в принципе, по своей природе – тоже сложная система, но обладающая разумом, речью, и это выводит челове­ка за пределы действия законов механики. В связи с этим Декарт становится на позиции дуализма, признания двух субстанций, самостоятельных, раздельных и не сводимых друг к другу основ. Декарт разделил сотворенный Бо­гом мир на два рода субстанций: 1.Существует материальная субстанция. Ее признаками являются протяженность, положение, форма, движение и т.д.

2. Духовная субстанция обладает своим главным атрибутом – мышлением. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте. Духовный мир человека есть нечто врожденное, производное от самой совершенной субстанции, которой является Бог, существующий «сам из себя» и являющийся причиной своего существования. Все остальное нуждается для своего существования в иных причинах.

В последующем дуалистический разрыв между материальной и мыслящей субстанцией, между миром и человеком Г.В. Лейбниц преодолева­ет в своем учении о монадах. Монады – это неделимые, простые субстанции, «истинные атомы природы», своего рода последние кирпичики мироздания. В отличие от атомов Демокрита монада у Лейбница – это духовная единица бы­тия. Монады не уничтожимы, вечны, неизменны, неделимы, не имеют физиче­ских характеристик. Они не естественнонаучные точки, а метафизические сущ­ности, своего рода «излучение божества». Метафизические, духовные по своей сущности монады могут восприниматься и постигаться только умом. Согласно объективно-идеалистическому учению Лейбница, в основе мира лежат не одна и не две, а множество субстанций («монада» – от греч.«единое», «единица») – нематериальных, непространственных и неизменных. Монада – нечто вроде атома Демокрита, но понимаемого в духовном смысле. Она неделима, не обладает протяженностью, активна. Активность её состо­ит в восприятии и стремлении. Чувствами монады не восприни­маются, только разумом. Мир монад – это мир истинно сущего (умопостигаемый мир). Наряду с умопостигаемым миром монад, существует чувственный, феноменальный мир, как чувственное выражение мира монад. Свойства монад: 1. Монада – простая неделимая субстанция. 2. Монад субстанций бесконечное множество, они бывают разного вида: «голые монады» образуют неорганическую природу, монады животных обладают ощущением, монады человека (души) обладают сознанием и памятью, высшая монада – Бог. 3. Монады имеют духовный характер, они активны и обладают четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием и представлением. 4. Каждая монада индивидуальна и представляет весь мир в себе. Она не зависит от других монад. Монады абсолютно замкнуты (по выражению Лейбница: «не имеют окон, через которые что-либо могло выйти туда и оттуда войти»). Монады находятся во взаимной гармонии, которая преодолевает их изолированность. Лейбниц разрабатывал диалектические идеи: благодаря активности субстанций мир постоянно изменяется и развивается. Тела, которые образованы из монад, доступны чувственному восприятию. В монадах вследствие их активности происходит постоянная смена внутренних состояний. Это ведет к их развитию. Лейбниц, таким образом, обращается к диалектике. Развитие, согласно его взглядам, целесообразно, то есть направлено к предустановленной свыше гармонии. Он выделяет два различных типа причин развития: «действующие» – они порождают преобразования в соединениях монад (телах); и «целевые», или «фи­нальные» – это внутренние причины развития отдельных монад. Следовательно, всё в природе предстает наполненным активностью и жизнью. Всё движется и развивается. Монады не погибают, а, по­степенно видоизменяясь, образуют в своём непрерывном развитии иерархическую цепь живых существ: минералы – растения – животные – человек. Высшая ступень на этой лестнице эволюции жизни– Бог.

Главным вопросом для Декарта является вопрос о возмож­ности достоверного знания. Каким методом его достичь? Для это­го необходимо было преодолеть свойственный человеку фило­софский скепсис: «Все подвергай сомнению!» Сомневайся во всем: «Deo mnibus dubitandum est». Но при этом нельзя сомне­ваться в своем сомнении, что Я сомневаюсь, что существует мое сознание, моя мысль.

Отсюда знаменитое изречение Декарта: «Cogito ergo sum» (Я мыслю, следовательно, я существую). Через достоверность, очевидность мысли и бытия мыслящего существа Декарт делает вывод о достоверности бытия вещей.

Метод, как его понимает Декарт, должен превратить позна­ние в организованную деятельность, освободив его от случайно­сти, от таких субъективных факторов, как наблюдательность или острый ум, с одной стороны, удача и счастливое стечение об­стоятельств, с другой. Образно говоря, метод превращает науч­ное познание из кустарного промысла в промышленность, из спо­радического и случайного обнаружения истин – в систематиче­ское и планомерное их производство. Метод позволяет науке ориентироваться не на отдельные открытия, а идти, не оставляя лакун или пропущенных звеньев. Научное знание, как его пред­видит Декарт, это не отдельные открытия, соединяемые посте­пенно в некоторую общую картину природы, а создание всеобщей понятийной сетки, в которой уже не представляет никакого труда заполнить отдельные ячейки, то есть обнаружить отдельные ис­тины. Процесс познания превращается в своего рода поточную линию, а в последней, как известно, главное – непрерывность. Вот почему непрерывность – один из важнейших принципов ме­тода Декарта.

Согласно Декарту, математика должна стать главным сред­ством познания природы, ибо само понятие природы Декарт су­щественно преобразовал, оставив в нем только те свойства, ко­торые составляют предмет математики: протяжение (величину), фигуру и движение.

Сомнение для Декарта выступает не как самоцель, но лишь как средство познания! Если Бэкон первичную достоверность видел и находил в чувственности, в эмпирическом познании, то для Декарта чувственная достоверность неприемлема и недоста­точна. Ведь чувства всегда можно уличить в обмане! Нельзя ос­новывать достоверность познания также и на авторитетах. Отку­да они? И в чем критерии бесспорности их утверждений? Тем самым Декарт находит и обосновывает такую бесспор­ную достоверность в мыслящем Я, в сознании субъекта, в его внутренней сознательной очевидности. Допустим, считает он, мы отбросим все и провозгласим все ложным: нет Бога, нет тел, неба и т.п. Но нельзя сказать, что не существуем Мы, которые таким образом мыслят. Ибо является противоестественным полагать, что то, что мыслит – не существует. Поэтому факт: я мыслю, сле­довательно, я существую, является наипервейшим из всех и наидостовернейшим из тех, которые перед каждым, кто правильно философствует, предстанут.

Особо подчеркивается значимость и роль математики. Именно в ней с особой силой проявляется идеальная конструк­ция мышления, а не то, что этой конструкции уже соответствуют какие-то явления природы. В математике все предстает с высо­кой степенью достоверности: «Ведь и во сне, и во бдении 2+3 будет равно 5, а прямоугольник всегда имеет не больше 4-х сторон». Декарт доказывает тем самым, что достоверность арифме­тическая, геометрическая, алгебраическая и т.д. в сравнении с другими науками больше всего зависит от мыслящего «Я» и ме­нее всего от чувственной реальности, от внешней видимости.

В свою очередь, математизация естествознания, даже в тех скромных масштабах, была бы невозможна без определенного прогресса в самой математике. Такой прогресс, в частности, не­возможен без успехов формализации. И именно Декарт сыграл решающую роль в становлении современной алгебры тем, что ввел буквенные символы, обозначил последними буквами латин­ского алфавита (х, у, z) переменные величины, ввел нынешнее обозначение степеней, заложил основы теории уравнений. Поня­тия числа и величины, ранее существовавшие раздельно, тем самым были объединены. Историческое значение Декартовой «геометрии» состоит также в том, что здесь была открыта связь величины и функции, что преобразовало математику.

Применение алгебраических методов к геометрическим объектам, введение системы прямолинейных координат означало создание аналитической геометрии, объединяющей геометриче­ские и арифметические величины, которые со времен древнегре­ческой математики существовали в раздельности.

Весом вклад Декарта в формирование столь важной науки, как оптика. Итоги его исследований в этой области содержатся в основном в «Диоптрике» и в «Метеорах». Так, он открыл закон преломления светового луча на границе двух различных сред. Точная формулировка этого закона позволила усовершенство­вать оптические приборы. Они стали выполнять важные задачи в астрономии и навигации (а вскоре и в микроскопии).

Дуализм субстанций позволяет Декарту создать материа­листическую физику как учение о протяженной субстанции и идеалистическую психологию как учение о субстанции мыслящей. Связующим звеном между ними оказывается у Декарта Бог, кото­рый вносит в природу движение и обеспечивает инвариантность всех ее законов.

Декарт оказался одним из творцов классической механики. Отождествив природу с протяжением, он создал теоретический фундамент для тех идеализаций, которыми пользовался Гали­лей, не сумевший еще объяснить, на каком основании мы можем применять математику для изучения природных явлений. До Де­карта никто не отважился отождествить природу с протяжением, то есть с чистым количеством. Декартом в наиболее чистом виде было создано представление природы как

гигантской механической системы, приводимой в движение божественным «толчком». Таким образом, метод Декарта оказал­ся органически связанным с его метафизикой.

Декартовское сомнение призвано снести здание прежней традиционной культуры и отменить прежний тип сознания. И тем самым расчистить почву для постройки нового здания – куль­туры рациональной в самом своем существе. Антитрадиционализм – вот альфа и омега философии Декарта. Когда мы говорим о научной революции XVII века, то именно Декарт являет собой тип революционеров, усилиями которых и была создана наука нового времени, но и не только она. Речь шла о создании нового типа общества и нового типа человека, что вскоре и обнаружи­лось в сфере социально-экономической, с одной стороны, и в идеологии Просвещения, с другой. Вот принцип новой культуры, как его с предельной четкостью выразил сам Декарт: «...никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью... включать в свои суждения только то, что пред­ставляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не даст мне никакого повода подвергать их сомнению».

Принцип очевидности тесно связан с антитрадиционализмом Декарта. Истинное знание мы должны получить для того, чтобы руководствоваться им также и в практической жизни, в своем жизнестроительстве. То, что прежде происходило стихий­но, должно ныне стать предметом сознательной и целенаправ­ленной воли, руководствующейся принципами разума. Человек должен контролировать историю во всех ее формах, начиная от строительства городов, государственных учреждений и правовых норм и кончая наукой. Прежняя наука выглядит, по Декарту, так, как древний город с его внеплановыми постройками, среди которых, впрочем, встречаются и здания удивительной красоты, но в котором неизменно кривые и узкие улочки; новая наука должна создаваться по единому плану и с помощью единого метода. Вот этот метод и создает Декарт, убежденный в том, что применение последнего сулит человечеству неведомые прежде возможности, что он сделает людей «хозяевами и господами природы».

Наряду с врожденными идеями, которые чаще всего высту­пают как смутные и доопытные идеи, имеются также идеи, изо­бретенные своей собственной интуицией, произведенные идеи. И, наконец, следует различать идеи, привнесенные из опыта, как правило, путаные и затемненные. Декарт особое внима­ние уделяет разработке правил своего метода познания. Если сгруппировать и классифицировать всю совокупность его двух десятков правил, то их можно свести к следующим:

1. Не принимать никогда любую вещь за истинную, если ты не познал ее с достоверной очевидностью, избегая при этом всякой поспешности и заинтересованности;

2.Каждый из вопросов, подлежащих изучению, необходимо разделить на столько частей, сколько необходимо, чтобы эти вопросы лучше разрешить;

3.Все свои идеи располагать в логической последовательности и ясности – от простых к сложным;

4.Необходимо соблюдать полноту расчета и обзора, не допуская разрывов и пропусков;

5.Соблюдать строгую аналитичность, систематизацию и обоснованность выводов.

В отличие от Бэкона с его эмпирической индукцией, Декарт – сторонник рациональной дедукции, строгого научного познания в его современном виде.

Однако неверно думать, что, критикуя традицию, сам Де­карт начинает с нуля. Его собственное мышление тоже укоренено в традиции. Отбрасывая одни аспекты последней, Декарт опира­ется на другие. Философское творчество никогда не начинается на пустом месте.

Декартова связь с предшествующей философией обнару­живается уже в самом его исходном пункте. Декарт убежден, что создание нового метода мышления требует прочного и незыбле­мого основания. Такое основание должно быть найдено в самом разуме, точнее, в его внутреннем первоисточнике – в самосозна­нии. «Мыслю, следовательно, существую» – выдвигая это сужде­ние как самое очевидное, Декарт, в сущности, идет за Августи­ном, в полемике с античным скептицизмом указавшим на невоз­можность усомниться в существовании самого сомневающегося. И это не просто случайное совпадение: тут сказывается общность в понимании онтологической значимости «внутреннего челове­ка», которое получает свое выражение в самосознании. Катего­рия самосознания, значимость сознания – продукт христианской цивилизации.

В основу философии Нового времени Декарт положил не просто принцип мышления как объективного процесса, каким был античный Логос, а именно субъективно переживаемый и созна­ваемый процесс мышления, от которого невозможно отделить мыслящего. «Нелепо, – пишет Декарт,– полагать несуществую­щим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит...»

В его социально-политических воззрениях приходится констатировать до­вольно значительную политическую индифферентность. В «Рассуждении о методе» он выразил свою неприязнь к тем заносчивым, по его мнению, людям, которые ви­дят смысл своей жизни в различных общественных преобразова­ниях, и тем более в ниспровержении существующего государственного устройства. По убеждению Декарта, много благотворнее для общества приспосабливаться к его несовершенствам, к тем или иным недостаткам государственных организмов, ибо разру­шение их угрожает людям огромными бедствиями. Характерно здесь уже то, что, осуждая любое посягательство на существую­щие социальные порядки, как и на религиозно-идеологические системы, их освящающие, Декарт не только не отказывался при­знать свое новаторство в сфере науки, но даже подчеркивал его. В трудных вопросах науки, писал он в «Рассуждении о методе», «большинство голосов не является доказательством» и «гораздо вероятнее, чтобы истину нашел один человек, чем целый народ». Вместе с тем философ ясно сознавал социальную природу науки, ее жизненную необходимость для общества. Отсюда неоднократ­но высказываемая им мысль об обязанности правителей финан­сировать сложные эксперименты, без которых невозможно про­движение в научных открытиях.

 







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 1548. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия