Студопедия — Практика и опыт в познании
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Практика и опыт в познании






В современной теории познания особая и решающая роль придана именно практике как основе формирования, способу приложения и критерию истинности познания на всех ступенях его развития. «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, - писал Маркс, - вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т.е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления» [3].

У каждого человека, тем более - у студента, уже есть известное представление о практике. Он посещает кроме лекций практические занятия, проходит учебную, различные виды производственной практика, завершает обучение в вузе преддипломной практикой. Практика - неотъемлемая составная часть, органически вплетающаяся в ткань учебного процесса, научного поиска, культурно-просветительской и, в целом, социальной жизнедеятельности студенчества. Уже эти конкретные виды и формы практики указывают на ее всеобщность как специфической человеческой деятельности, как способ существования в форме активного отношения к окружающему миру и самому себе.

Практика - это чувственно-предметная, целенаправленная материальная и духовно-теоретическая деятельность людей. Ее содержание составляет целесообразное освоение и преобразование природных и социальных объектов в процессе производственной, трудовой и всех других социально значимых форм деятельности для удовлетворения своих возрастающих потребностей. Именно в таком качестве практика предстает как всеобщая основа, движущая сила развития человеческого общества и процесса познания. Ее следует рассматривать как совокупную предметную деятельность, опыт всего человечества в историческом развитии.

В философском плане практика предстает как целостное и сложное образование. Она есть единство субъективного и объективного, сознания и бытия, опредмечивания субъективного и распредмечивания объективного. В практике происходит взаимосвязанный процесс: с одной стороны, - материализации мыслительных конструкций, схем, проектов и перевод их в предметный план и формы бытия абстракций, образов, идей, замыслов (что и означает опредмечивание), а, с другой стороны, - осуществляется обратный перевод предметов из формы материального бытия в образно-символические и смысловые формы человеческой деятельности (что означает распредмечивание).

В своей целостности практика включает в себя такие взаимосвязанные компоненты как потребности и интересы, цели, мотивационную структуру, совокупность процессов и актов материально-производственной и социальной деятельности, предметов и объектов этой деятельности. И, конечно же, в практику входят сами способы и средства достижения целей, результаты предметной практической деятельности.

По отношению к познанию практика выполняет определяющую роль. Эта роль заключается, прежде всего, в том, что практика является исходным пунктом, источником, основой и движущей силой познания. По выражению Ф. Энгельса, практические потребности людей двигают вперед научное познание сильнее, чем десяток университетов. Зачатки математических знаний появились в связи с необходимостью измерять земельные площади. Механика и строительное дело формировались потребностями сооружения домов, мостов, дорог, оросительных систем. Астрономия, география, медицина и все другие науки имели своим истоком насущные потребности человека: необходимости календаря земледельца, ориентировки мореплавателя, путешественника и т.д.

И только значительно позднее знание отрывается от корневой практической потребности, его породившей, превращаясь в относительно самостоятельную отрасль научного познания, а затем и в особый социальный институт - науку. Постепенно растягивается линия переходов теоретической части знания к его прикладным аспектам, усиливается абстрактный характер фундаментального знания, нарастает формализация, символизация и математизация языка науки. Но даже и в своем современном виде научное познание, в том числе в фундаментальных областях, в которых преобладает свободное теоретизирование, думание и творчество, наука не может полностью обособиться от определяющего воздействия практики, ее потребностей и запросов. Так, дифференциальные исчисления И.Лейбницем были открыты на примере решения частной задачи из строительной механики, а интегральные вычисления Кеплер вывел из стереометрии... винных бочек.

Практика ставит перед познанием определенные цели и задачи. Она является и специфическим способом, и зоной практического приложения знаний, особенно в их прикладной, технико-технологической части. Практика вооружает научное познание приборами, инструментами, техникой и оборудованием, без чего немыслима современная наука в ее экспериментальном виде. Не говоря уже о том, что наука требует огромных финансовых затрат, капитальных вложений в свое развитие. Практика служит надежным критерием истины и достоверности результатов познания. Можно сколько угодно спорить об истинности той или иной идеи, тем более теории, но решать этот спор в состоянии только практика.

Практическая деятельность включает в себя и духовное начало, поскольку она носит целеполагающий и осознанный характер. И разделять китайской стеной теорию и практику, духовно-предметную и материально-предметную стороны целостного процесса деятельности неразумно и даже опасно. Голый практицизм также нелеп, как и сухое безжизненное теоретизирование. Материалистический и духовно-идеалистический подход к практике различает и одновременно дополняет понимание деятельностного начала в практике. Согласно Гегелю, практика есть «волевая деятельность идеи», которая реализуется в духе и которая обладает творческой активностью. Наиболее полное и глубокое понимание практики как основы, способа, цели и средств, и самого результата познания лежит в перекрестии материально-духовного, идеально-реального и субъективно-объективного моментов в феномене практики.

 

7. Что есть истина? Истина как процесс и ее критерии

Цель философского познания, как и всех других его видов - научного, религиозного, художественного, технического, экономического и т.д., как на теоретическом так и практическом уровнях - истина. «И познаете вы истину, и истина сделает вас свободным». (Иоанн, 8, 32 ) В философии же самая истина является объектом исследования, то есть ставится задача иметь истинное знание об истине. Об истине Гегель всегда говорил проникновенно, но особого пафоса он достигает в таких словах: «Истина есть великое дело (слово) и еще более великий предмет». «Если дух и душа человека еще здоровы, то у него при звуках этого слова должна выше вздыматься грудь».

Истина - не только цель, но и результат познания. Но если бы результатом познавательного процесса была только истина, то проблемы истины для человека вообще не существовало. В том то и дело, что познание может быть адекватным и неадекватным, истинным и ложным. Достаточно привести примеры многовековых заблуждений о том, что Земля является центром вселенной, и Солнце вращается вокруг земли. В этом людей убеждали не только органы чувств, но и геоцентрическая теория Птолемея. Так было и с ньютоновской трактовкой пространства и времени. Заблуждения имеют свои гносеологические причины в противоречивом характере самого процесса познания, свои психологические и социальные основания. Давно замечено, что в дворцах и хижинах думают по-разному. Удивительно, поразительно, но в то же время и поучительно разномыслие людей. И это касается не только дел, давно минувших дней, но и сегодняшней жизни. Например, поле Куликово - для одних поле ратного подвига и славы, для других - поражения и унижения. Современная экономическая практика, к сожалению, изобилует примерами не только заблуждений, но и открытой лжи, целенаправленного искажения и сокрытия действительного состояния производства, товара и сознательного обмана потребителя, клиента.

Следует различать заблуждения и ложь. Заблуждение - это такое содержание знания, которое не соответствует реальности, но принимается за истинное. А ложь - это преднамеренное искажение реальности в чьих-либо интересах. Верно, подмечено, что если бы математические аксиомы затрагивали непосредственно интересы людей, то они бы опровергались, или ни допускались к появлению на страницах книг.

Классическое определение истины идет из античности. Платон в своем диалоге «Кратил» писал: «...тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину; тот же, кто говорит иначе, - лжет» [4]. Аналогичное определение истины дает Аристотель: «Прав тот, кто считает разделенное (в действительности) разделенным и соединенное - соединенным». Поэтому истину обычно определяют как соответствие знания объекту. Подлинность той или иной истины заключается в верном, адекватном отображении многообразных объектов, процессов и явлений познающим субъектом, воспроизводящим реальность в динамике развития, в ее информационном, ценностно-смысловом и целостном выражении. Следовательно, истина - это соответствие суждений и высказываний действительности. Заблуждение же, напротив, - несоответствие их действительности.

С таким абстрактным определением истины согласится каждый, но встает вопрос, а что же понимать под действительностью и реальностью? Для одних (это будут материалисты) такой действительностью является объективная реальность во всей ее материальной конкретности и неисчерпаемости, которая содержит в самой себе результаты собственного действия и развития, в том числе и порожденные ею феномены психики и сознания, акты субъективной реальности. Поэтому истинность знания заключается в его объективности, в раскрытии логики самого предмета, жизни самого предмета. Объективное понимание действительного мира, его предметов, процессов и явлений заключается в познании мира таким, каким он есть на самом деле. И хотя знание всегда опосредовано волей и деятельностью людей, в то же время оно по своему содержанию не зависит от воли и желания человека. Таким образом, мы выходим на необходимость признания объективной истины. Если истины в ее объективном плане не существует, или если ее не признавать, то спрашивается, зачем и во имя чего вести ее поиск? Здесь как раз уместно привести известный философский курьез о том, стоит ли искать черную кошку в темной комнате, заведомо зная, что ее там нет?

Объективность истины признается в объективно-идеалистических и философско-религиозных системах. Для Платона именно идеи есть подлинная реальность, а вот суждения об идеях, их теоретические конструкты могут быть истинными или ложными. Истина понимается как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов (идеи Платона, Абсолютная идея Гегеля или совершенной Божественной сущности), являющейся недосягаемым образцом и прообразом во всех видах познавательной и практической деятельности человека.

Для субъективного идеализма подлинной реальностью существующего является собственные ощущения, мир есть совокупность моих ощущений, существовать - значит быть воспринимаемым: мы воспринимаем и переживаем только мир своих собственных чувств и мыслей. То есть единственной реальностью для человека в его познании истины выступает только субъективная реальность. Основоположник новоевропейского рационализма Р.Декарт усматривал критерий истины в самоочевидности мысли (я мыслю, следовательно, существую), в самоочевидности ряда идей и положений, особенно в области математики и физики. По Кант у, истинность соответствует априорным (до опытным) формам чувственности, рассудка и разума, логическим правилам и законам мышления. Познать можно только то, что мы сами создали в предмете своей мысли, свои собственные мысленные конструкции.

Наиболее влиятельным философским учением в понимании истины с конца XIX века, особенно в США становится прагматизм (философия дела, действия, полезности). Истина определяется исключительно как полезность, целиком сводится к возможным практическим последствиям. А достижение успеха превращается не только в единственный критерий истинности идей, но и в самое содержание понятия истины.

Такое понимание истины восходит к И.Бентаму (1748-1832), который является родоначальником доктрины утилитаризма. Он утверждает руководящим принципом поведения человека достижение полезности. В этом заключается критерий не только истины, но и морали - извлечении пользы, выгоды, удовольствия, добра, счастья.

Весьма широкое распространение получило понимание истины через ее обще значимость, через принятые конвенционально (путем соглашения) условные, договорные формы обозначения за истину тех или иных положений науки или установлений в социальной практике. Так, русский философ и первый советский менеджер А.А. Богданов (1873-1928), создатель всеобщей организационной теории, считал истину организующей формой человеческого опыта, в первую очередь, хозяйственно-экономического. Конечно, следует согласиться с тем, что обще значимость, согласованность и способность организовывать опыт, есть важная, но все же производная функция истины. Скорее она выступает социально-психологической характеристикой восприятия истины и определенной согласованности в ее понимании.

Необходимо отметить и структурно-логический подход к пониманию истины, в рамках которого истинность усматривается в строении самого знания. Такой подход реализуется в теории когерентности, которая была развита Р. Карнапом (1891-1970) и О. Нейратом.

Истинность рассматривается здесь как логическая непротиворечивость знания, основанная на согласованности предложений в определенной системе. Быть истинным - значит быть элементом непротиворечивой системы.

Экзистенциализм, в частности в лице Г. Марселя (1889— 1973), отличает способность истины приносить моральное и эстетическое удовлетворение: «истина - это то, за что человек может умереть».

Можно заключить апостольскими словами, что сущность истины есть свобода: стойте в истине и она сделает вас свободными. Подлинное знание - религиозно в своей основе. Даже математические доказательства являются всего лишь несомненными выводами из аксиом, которые принимаются на веру и сами не могут быть доказаны. А научные утверждения порой не что иное, как наиболее вероятные выводы из правдоподобных предположений.

Подытожим наши размышления об объективной истине постановкой предельно острого вопроса: где же наличествует, бытийствует истина - в самих вещах или в голове познающего человека? По форме истина субъективна, субъективна в том смысле, что она есть свойство человеческого знания, она принадлежит субъекту как свойство субъективного образа и вне него не существует. По своему же содержанию истина объективна, нет объективности - нет и истины. В своем объективном содержании истина воспроизводит реальность различных предметов, процессов и явлений бытия и мира в целом таковыми, каковы они есть на самом деле, сами по себе, вне и независимо от сознания.

Отрицание объективной природы истины прокладывает путь не столько к многообразию подходов к трактовке истины, сколько к искажению ее сути и смысла, не приближению, а отходу от истины. Можно сказать и так: плюрализм уместен не в науке, а на базаре. И когда истина найдена, она действует принудительным способом. Если молния истинной мысли не ударит сперва в голову, то она может ударить в лучшем случае по рукам, а то и по голове.

Закономерно встает вопрос о том, может ли человеческая мысль полностью совпасть с объектом познания и выразить его целиком, сразу, полностью, безусловно, и абсолютно, или же только в какой-то мере, части, условно и относительно?

Диалектику познания истины всегда следует рассматривать в контексте историчности, конкретности и реальности, соотношения в ней моментов относительности и абсолютности, как выражения ее объективно-субъективной природы и содержания познаваемых вещей. Истина не есть раз и навсегда данный окончательный результат познания, а бесконечный процесс восхождения ко всё более всеобъемлющему и глубокому постижению сущности того или иного объекта. И в этом «повинны» сами вещи, объекты и предметы познания, ибо они находятся во взаимосвязи со всеми другими (принципы всеобщей связи), подвержены процессам постоянного изменения, перехода в иное состояние. По выражению Гегеля, истина не является отчеканенной монетой, «которая может быть дана в готовом виде и в таком же виде спрятана в карман».

Любой объект познания неисчерпаем в силу постоянного изменения, наличия в нем множества свойств, включенности его в бесчисленные мириады связей и взаимоотношений с окружающим миром. Поэтому требование всесторонности и полноты знания предмета - это средство установления истинности в ее конкретности. Истина не только идущий непрерывно процесс, но и его определенный результат, который может быть выражен через соотношение абсолютной и относительной истины.

Следует подчеркнуть, что речь не идет о каком-либо умножении истины. Абсолютная истина и относительная истина - это не какие-то две самостоятельные истины, разложенные по отдельным «карманам», которые существуют наряду с третьей, - объективной истиной, что спрятана в специальном «потайном кармане». Скорее всего, будет правильно сказать об относительности и абсолютности объективной истины, как различных характеристиках, в разной степени и полноте выражающих суть того или иного объекта познающим субъектом. Существующую истину можно представить так, что она абсолютна и относительна одновременно.

Абсолютная истина есть тождество понятия и объекта в мышлении в смысле полноты охвата, совпадения сущности и всех форм ее проявления. Это означает полное, исчерпывающее знание объекта, к которому нечего добавить и которое не имеет доказательных возражений. В силу бесконечности и неисчерпаемости мира, по выводу Ф.Энгельса, «наука никогда не достигнет так называемой абсолютной истины, где она не могла бы пойти дальше и где ей не оставалось бы ничего более, как сложа руки с изумлением созерцать эту абсолютную истину» [5].

Поэтому не стоит увлекаться изречением однозначных, вечных, абсолютных истин, помня о безмерности непознанного и относительности, условности в познании. Число истин абсолютного характера невелико. При этом, конечно, следует различать так называемые истины факта и истины отдельных положений науки. Факт о том, что Наполеон умер 5 мая 1821 года относится к истинам первого рода. Положения о делимости атома, о вращении земли вокруг Солнца относятся к истинам, добытым наукой.

Непроходимой грани между абсолютной истиной и относительной истиной не существует. Относительная истина дает ограниченно верное знание о чем-либо. Из суммы относительных истин идет приближение к познанию абсолютной истины.

История науки и общественной практики подтверждает не только постоянное расширение, углубление и уточнение процесса познания истины, наращивания в ней моментов абсолютного, но в то же время показывает относительный и вероятностный характер знания.

 

Поэтому познание человека и абсолютно, и относительно. Абсолютно, так как содержит в себе и зерно абсолютной истины, безусловного, точного знания. И относительно, так как бесконечно развивается, раскрывает все новые и новые стороны действительности.

В заключение необходимо подчеркнуть, что признание и правильное понимание объективной истины в диалектическом единстве ее абсолютного и относительного выражения предостерегает познание от тупиков догматизма и релятивизма в истолковании истинности знания.

Догматизм вырастает из непонимания конкретности и процессуальности истины, выражается в стремлении дать однозначные оценки, признать за истину только неизменные, данные раз и навсегда положения.

Релятивизм же отстаивает только относительность условность и субъективность человеческого познания. Он делает акцент на изменчивости знания. А это служит основанием для отрицания не только объективной истины, но и истины в других ее формах.

 

 

Литература

1.См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 22.

2. Ленин В. И. Философские тетради//Полн. собр. соч. Т. 29. С. 152-153.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 1.

4. Платон. Соч. Т. 1.М., 1968. С. 417.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 275.

6. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994. С.7.


Схема 38.

 

 

Схема 39.

 








Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 884. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия