Студопедия — Типология и периодизация общественного развития как исторического процесса
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Типология и периодизация общественного развития как исторического процесса






1. Общество: целостность, специфика и содержание

Социальная философия является фундаментальным раз­делом философии как науки в органическом единстве и целост­ности ее методологических принципов, теоретических основ, со­вокупности различных форм познавательного, ценностного и практического освоения мира человеком и мира самого человека. Социальная философия, являясь неотъемлемой частью обще­философского знания, служит его непосредственным продолже­нием, развитием, конкретизацией и в определенной степени его завершением – применительно к анализу общества, социальной жизни людей. В известном смысле можно констатировать, что философия не может не быть не социальной и не общественной. Какая бы проблема не была в фокусе ее внимания, в каких бы направлениях и формах философского познания она не стави­лась и не решалась, завершается выходом в идеологию, в обще­ственные теории, в социальную практику, в жизнь людей.

Общество в своей духовно-материальной основе и много­мерной реальности является объектом изучения всех наук и, прежде всего, общественных наук и гуманитарных дисциплин.

Собственно предметом социальной философии является изучение сущности, природы и качественного своеобразия обще­ства; принципов, законов и способов его генезиса, функциониро­вания и развития; целей, которые наполняют жизнь людей, и идеалов, которыми они вдохновляются; постижение смысла, су­деб и перспектив исторического развития общества.

Место, предметное поле, роль и функции социальной филосо­фии, линии ее взаимодействия с другими обществоведческими и гуманитарными науками вы можете самостоятельно представить и схематически изобразить в виде «древа социального позна­ния».

Социальная философия выполняет свои функции в тесных взаимосвязях с историей, теоретической со­циологией, политологией, экономической теорией, антропологи­ей, психологией, культурологией и другими конкретными областями научного знания об обществе. Если же вновь вернуться к схеме «древа социального познания», то поразмышляйте сами над тем, что составляет в нем «корень общественной жизни», ее «ствол», «побеги», «крона» и что представляют собой «цветы и плоды».

Одной из сущностных сторон социальной философии явля­ется историософия или философия истории. Она образует осо­бую часть или грань социально-философского познания смысла истории, ее закономерностей, периодизации, типологии и на­правленности исторического процесса.

Социальная философия в единстве с философией истории на основе наиболее общих мировоззренческих и методологических принципов познания общественной жизни при­звана:

1. раскрыть сущность общества, специфику и качественное своеобразие социальной реальности;

2. характер и содержание взаимоотношений людей, потребностей, интересов и побуди­тельных мотивов их жизнедеятельности;

3. дать целостное пред­ставление об обществе как сложнейшей системе социальных связей и отношений не только в ее статической данности, но и в динамике возникновения, становления и развития.

Людвиг Семенович Франк (1877-1950) главную проблему социальной филосо­фии усматривает в вопросе: «Что такое, собственно, есть обще­ство, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем его ис­тинное существо и к чему оно нас обязывает?» [1]

Выдающийся русский мыслитель задается при этом об­ширным кругом вопросов: «Что такое есть собственно общест­венная жизнь? Какова та общая ее природа, которая скрывается за всем многообразием ее конкретных проявлений в пространст­ве и времени, начиная с примитивной семейно-родовой ячейки, с какой-нибудь орды диких кочевников и, кончая сложными и об­ширными современными государствами? Какое место занимает общественная жизнь в жизни человека, каково ее истинное на­значение и к чему, собственно, стремится человек, и чего он мо­жет достичь, строя формы своего общественного бытия? И нако­нец, какое место занимает общественная жизнь в мировом, кос­мическом бытии вообще, к какой области бытия она относится, каков ее подлинный смысл, каково ее отношение к последним, абсолютным началам и ценностям, лежащим в основе жизни во­обще?» [2]

Общество – важнейшая, по сути своей, исходная и осново­полагающая категория социальной философии и теоретической социологии. На протяжении длительного периода, вплоть до Томаса Гоббса и Джона Локка, общество практически отождествлялось с государством. Да и сейчас у некоторых неосведомленных людей бытуют такие упрощенные представления.

Специфика и сложность социального познания в отличие от природы заключается в самом человеке, в многомерности проявления его субъектности, в уникальности его созна­ния, много вариантности свободы и выбора линии поведения. В социальном познании не воспользуешься микроскопом или дру­гим прибором исследования, не поставишь опыт, не проведешь широкомасштабного эксперимента, не выстроишь точной мате­матической модели (хотя такие методы естествознания и прони­кают в общественные науки.). В силу обозначенной сложности изучение общества шло гораздо медленнее, чем природы.

У социальной философии как науки правомерно выявить объект, предмет и функции – задачи, которые она ставит и осу­ществляет. Общество как особый объект и специфический фено­мен реальности не сводится к простой сумме составляющих его людей или человеческих индивидов. Оно подчиняется своим за­кономерностям, отличным от жизнедеятельности отдельно взято­го человека. Такое различение весьма заметно даже на уровне биоценозов.

С.Н. Булгаков писал: «Лес представляет собой со­вокупность деревьев, каждое из них имеет свою жизнь; но можно изучать не только дерево в отдельности, но и лес вообще, ибо существует и сам лес, а не только деревья отдельно. Надо ви­деть то и другое». [3] Тем более трудно, если вообще возможно, представить жизнь человека вне определенных общностей людей – семейной, территориально-поселенческой, производст­венно-трудовой, социальной, национальной, конфессиональной и других видов общностей – вплоть до мирового человеческого со­общества. Поэтому С.Н.Булгаков видел в социальной науке «особый способ подхода к жизни, в котором погашается личность ради совокупностей». [4]

Жизнь общества представляет собой в определенном смысле «сверх личную» жизнь – совместную жизнь различного уровня общностей людей, взятую в системе, разви­вающейся по своим специфическим закономерностям, не своди­мых и не раскрывающихся в личности.

В общество никого не принимают по письменному заявле­нию или на каком-то собрании, допустим, пчеловодов или охотни­ков. В общество люди включаются самим актом естественного рождения и последующей социализации, выполнения ими тех или иных социальных ролей в общественной жизни. Но бывают слу­чаи и прецеденты исключения человека из того или иного сооб­щества за тяжкие проступки. В древних обществах имел место так называемый остракизм, когда за особо вызывающие преступления против общины, рода, племени отдельные его члены ли­шались права совместной жизни с сородичами и становились из­гоями.

Современное уголовное и гражданское законодательство за общественно опасные деяния пользуется способом изоляции преступников в места лишения свободы. Но и в таких экстре­мальных условиях и трагических обстоятельствах люди не ото­рваны от общества, не мыслят себя в инобытии к нему.

Следовательно, общество – это, в первую очередь сами люди, находящиеся в определен­ных социальных взаимоотношениях. Оно всегда историче­ски конкретно, его нельзя рассматривать как нечто существую­щее отдельно от людей. Человек и общественные отношения со­ставляют неразрывное единство. Не существует общества поми­мо людей, как и людей – вне общественных отношений. Индивид выступает как предпосылка и как результат всего процесса общественного развития. Человек осваивает определенную совокуп­ность общественных отношений, преломляя их через призму сво­их индивидуальных качеств и свойств, через социальные пози­ции, которые он занимает и реализует в своей жизнедеятельно­сти.

Философское знание об обществе – это знание особого ро­да и наиболее общего порядка. Социальная философия стремит­ся обозреть и понять общество с позиций целостности, единства и многообразия исторического процесса, взаимосвязи, взаимо­действия и динамики различных сторон социальной реальности в общем контексте развития, ценностно-целевого измерения и смыслового постижения направленности общественного развития.

Для этого требуется взгляд не из «мышиных нор» субъек­тивизма и не из космических заоблачных высей. Социально-философский анализ необходимо вести с позиций здравого смысла и ответственного социального подхода. Творческого син­теза классических прозрений в понимании общества со стороны выдающихся мыслителей прошлого и настоящего времени. Социально-философский подход обеспечивает целостное и систем­ное видение общества, позволяет выявить общую основу много­образных общественных явлений, определить фундаментальные параметры оптимального функционирования общественной жиз­ни, сохранения ее целостности, упорядоченности и устойчивости.

Общество как система представляет собой сложное взаи­модействие составляющих его и взаимосвязанных между собой подсистем, сфер, частей, элементов и фрагментов общественной жизни. Социальное выступает в общественной взаимосвязи в ка­честве системной и интегральной характеристики, являясь в ши­роком смысле слова синонимом общественного. Латинское слово «социалис» и переводится как общественный.

Общество следует рассматривать в двух взаимосвязанных аспектах. С одной стороны, оно выступает как система связей и отношений, в структуре которой и посредством которой люди, взаимодействуя между собой и природой, между собой и общест­вом в целом, осуществляют свою жизнедеятельность. Категория «общество» служит здесь для обозначения не простой арифме­тической совокупности индивидов, живущих вместе, а тех связей, отношений, институциональных форм, в которых они находятся по отношению друг к другу. Здесь общество выступает как «сам человек в его общественных отношениях» (К.Маркс), как непо­средственный мир социального бытия человека. По В.С.Соловьеву, человек – это свернутое об­щество, общество в его миниатюре.. А общество можно «рас­сматривать как раскрытого в своей сущности, развернутого чело­века».

С другой стороны, общество представляет собой особую форму интеграции жизнедеятельности людей, целостную и сис­темную качественную определенность. По отношению к индиви­дам общество приобретает относительную самостоятельность, выполняет регулятивную функцию. Общество в качестве интег­рированной целостности выступает как особый самостоятельный субъект и носитель всеобщих, надындивидуальных потребностей, реализация которых обеспечивает условия жизнедеятельности социума в целом и всех его составляющих. На каждом крупном историческом этапе общество выступает в качестве субъекта со­циальной деятельности, принимает конкретные, исторически обу­словленные социокультурные формы, характеризуется присущим ему способом производства, спецификой социальной структуры и общественно-политической организации, особенностями духов­ной жизни, преемственностью и изменениями в своем развитии.

Следует наметить и выделить основные линии социально-философского анализа общества.

1. Онтология исторического процесса требует выхода на определение первоначала, детерминирующего фактора общественной жизни, преломления основного вопроса философии применительно к обществу. Что скрепляет общество в единое, взаимосвязанное и целостное образование: духовное, идеальное начало или материальное? Своего рода «социальная материя», общественное бытие, которые, отражаясь в общественном сознании, определяют и обусловливают его содержание, или духовно-нравственный фермент?

2. Необходимо понимание качественной определенности, сущности и специфики общественного, его генезиса, становления и развития социального бытия, социальной реальности в их предметности, во взаимодействии объективного и субъективного факторов, сознательного и стихийного в общественном развитии.

3. Целостное и комплексное представление общества социальная философия дает с позиций системного подхода. Общество выступает как качественно определенная и специфическая система. В неотъемлемом единстве и взаимосвязи, в качестве постоянно воспроизводимого инварианта в обществе как саморазвивающейся системе всегда наличествуют:

а) деятельность людей как субстанция социального, как основа самореализации человеческой сущности;

б) общественные отношения как формы совместной деятельности людей и коллективного существования;

в) общности людей, организационные и иинституциональные формы их общественной жизнедеятельности;

г) общественное и индивидуальное сознание как продукт духовного производства.

Эти базовые структурные компоненты функционирования общества как системы пронизывают и скрепляют в единую цело­стность всю общественную жизнь.

4. В учебно-методических целях, для наглядности и простоты изложения можно выделить основные сферы или подсистемы общественной жизни. В качестве таковых следует определить и охарактеризовать в социально-философском плане экономическую (материально-производственную) сферу с включением в нее технико-технологической подсистемы; сферу социальную; сферу политическую; сферу духовно-идеологической жизни общества. Каждую сферу общественной жизни необходимо понимать как составную часть целостного процесса общественного производства, воспроизводства общественной жизни, воспроизводства самого человека как духовно-нравственного общественного суще­ства.

5. Социально-философский анализ основных сфер общества в структурно-функциональном плане позволяет правильно понять и оценить место, социальную роль и потенциал каждого крупного и значимого общественного явления в целостности общественного развития, к примеру, семьи, класса, нации, государства, той или иной формы общественного сознания.

6. Важно понять общество не только в статике, но и в его динамике, выявить источники, противоречия, основные формы социальной эволюции и радикальных, качественных изменений общества. Особого внимания заслуживает выявление специфики социального детерминизма и закономерностей общественного развития, необходимости и проблемы свободы в историческом процессе.

7. В качестве одного из ключевых вопросов социально-философского познания встает вопрос о направленности и смысле исторического процесса, о социально-философских основаниях периодизации и типологии общественного развития. Особую остроту и актуальность эти вопросы приобретают применительно к современному обществу в связи с противоречивыми тенденциями глобализации и унификации, с одной стороны, и сохранения уникальности и самобытности культур и народов, с другой стороны.

Общество как совместная жизнедеятельность людей – сложное, системное, саморазвивающееся, динамичное образо­вание, сохраняющее свою качественную определенность и спо­собное самым существенным образом изменять свои социальные параметры на крутых поворотах исторического развития.

Структурность общества означает дифференциацию и вы­членение в нем взаимосвязанных сторон и элементов, образую­щих отдельные относительно автономные сферы функциониро­вания общества, в которых специфическим образом преломляет­ся и проявляется в своей целостности весь строй жизнедеятель­ности социума и человека. Каждая отдельная сфера обществен­ной жизни имеет свое служебно-функциональное предназначение в удовлетворении тех или иных потребностей общества или че­ловека; она представляет собой специфический вид или род жиз­недеятельности людей; на этой основе происходит становление различных форм общения и общественных отношений; из них вырастает определенная совокупность общественных институ­тов, организаций и объединений; любую сферу общественной жизни людей невозможно представить без духовной и идеологи­ческой составляющей как атрибутивного свойства всех видов че­ловеческой деятельности. Поэтому каждую сферу можно пред­ставить как составную часть целостного общественного воспро­изводства, воспроизводства общественной жизни, воспроизвод­ства самого человека как общественного существа.

Сфера общественной жизни представляет собой относи­тельно самостоятельную, устойчивую и оформленную опреде­ленным образом область человеческой жизнедеятельности, в которой реализуются потребности и интересы людей обществен­но значимого и личностного характера. Понятие, и само явление сферы общественной жизни, выражает целостно и структурно на специфическом уровне тот или иной вид деятельности, общест­венных отношений, организации и институтов, сознания различ­ных субъектов. Исходя из целостного представления об обществе можно правильно понять и оценить место и роль каждой из сфер обще­ственной жизни и их взаимосвязи между собой. Так, без учета социальных последствий, вне гуманистической ориентации и че­ловеческого измерения невозможно, а порой опасно, ставить и решать производственно-технические, экономические, политиче­ские и все другие актуальные и стратегические вопросы общественного развития. Устойчивые, воспроизводимые связи между совместно действующими людьми называются общественными отноше­ниями.

В их структуре особое место и роль принадлежат произ­водственно-экономическим отношениям. Они складываются в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг. Материальное производство создает средства деятельности и самой жизни человека, которые исполь­зуются во всех ее видах, позволяя людям физически изменять природную и социальную реальность.

В сферу социальной жизни включается огромный и разно­образный мир человеческого бытия. Именно в этой сфере рожда­ется человек, происходит его первичная и последующие фазы социализации – воспитание детей в семье и средствами семьи, в образовательных учреждениях, в трудовых коллективах и т. д. Общество активно включается в процесс воспитания и профес­сиональной подготовки.

Формы социальности непосредственно в виде общения и в опосредованных взаимосвязях не являются раз и навсегда за­данными. Они исторически вырастают из деятельности людей, которая все более дифференцируется и специализируется по мере разделения труда.

Политическая сфера общественной деятельности имеет сложную внутреннюю структуру, где главным звеном является государство. Государство, в свою очередь, представляет собой сложнейший инструмент, имеющий множество функций, связан­ных с законодательной, исполнительной, судебной властью, ар­мией, аппаратом принуждения и т. д.

Духовная сфера жизни общества и человека является осо­бой подсистемой социума, специфическим способом и формой жизнедеятельности людей по воспроизводству духовных ценно­стей, формированию и удовлетворению духовных запросов и ин­тересов, сохранению и трансляции (передаче) продуктов духов­ной деятельности через основные формы общественного и инди­видуального сознания. Ценности, традиционно относимые к рангу духовных, составляют то, что называется собственно духовной культурой. Ее ядро составляют религиозные, нравственные, эс­тетические, общекультурные, экономические, социальные поли­тические и правовые, научные и философские ценности-смыслы, идеи-идеалы, образы-символы, взгляды-представления-теории, чувства-настроения, нравы-традиции.

Социальная действительность в виде общественного бытия имеет внутреннюю логику своего существования и развития; она реально пред задана сознанию, действию отдельных индивидов и вступающих в жизнь новых поколений. И прежде чем ее преобра­зовывать, изменять, необходимо в нее включиться, освоить дос­тигнутый уровень производительных сил, идеи, нормы, ценности, образы и смыслы, воплощенные в человеческой деятельности и сложившихся общественных отношениях, социальных институ­тах.







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 837. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия