Студопедия — Смысл хозяйства в жизни человека
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Смысл хозяйства в жизни человека






Смысл, назначение и цель экономики нельзя установить в отрыве от понимания общества и человека, целостной системы их материально-хозяйственной и социокультурной жизнедеятельности. Чистый «экономизм» требует оценки и понимания всех явлений общественной жизни исключительно с позиций хозяйственной рациональности, материальной продуктивности и производственной эффективности. При таком подходе вопрос о смысле экономики заключен в ней самой, и ответ на него должна дать сама экономическая наука. Стремление к богатству, накопление, распределение и потребление благ выступают самоцелью хозяйствования. Получение прибыли, максимизация дохода и полезности рассматривается как определяющая целевая установка. А само экономическое учение призвано выявить причины, условия и механизмы рентабельности хозяйствования, мотивацию деятельности экономического человека. Каждый человек действует в сфере хозяйствования во имя собственного блага, собственных интересов, тем самым способствуя оптимальному удовлетворению интересов общества в целом. Со всей определенностью следует подчеркнуть, что экономика при всей своей значимости представляет собой часть, автономную и особую, но лишь в целостной структуре жизнедеятельности общества и человека. Поэтому основная цель и главные функции экономики носят служебный характер. Хозяйственные потребности сориентированы на человека, но никак не наоборот. При таком подходе экономика выступает лишь средством, но не целью, ибо это искажает ее подлинный смысл и назначение.

Смысл хозяйства одними видится непосредственно в удовлетворении все возрастающих потребностей людей, в обеспечении достатка и достойных условий жизни человека. Другие находят его смысл в накоплении богатства. Третьи - в хозяйстве, экономической деятельности видят главное предназначение человека, способ и форму социального служения обществу, государству, своему народу, семье и своим близким. Верующими людьми хозяйство и труд воспринимаются как религиозное дело социального служения Богу. Конечно, каждая грань осмысления феномена хозяйства имеет свое значение, подчеркивая неисчерпаемость и субъективно-объективную природу экономики. Особой глубины и величественности смысл хозяйственной деятельности человека достигает в русской религиозной философии, в которой природа и смысл хозяйства рассматриваются в контексте смысла исторического процесса и смысла самой жизни человека. В понимании В.С.Соловьева «требуется вовсе не отречение человека от внешнего воздействия на природу и от культурного труда, а только перестановка жизненных целей и волевого центра тяжести». Он считал, что внешние предметы, за которыми большинство людей страстно гоняются как за целями, связывая с ними и тратя на них свои внутренние, душевные силы, чувства и волю, должны стать всецело лишь средствами и орудиями: «Главный же смысл видится в том, чтобы внутренние силы, собранные и сосредоточенные в себе, должны быть приложены как могучий рычаг, чтобы поднять тяжесть вещественного бытия, подавляющего и рассеянную душу человека, и раздробленную душу природы». Для этого, по Соловьеву, «требуется согласование двух низших начал (рационального и материального) высшему божественному началу через их добровольное подчинение как благу». [10]

Смысл экономики - это интегрированное социально-целевое и ценностное выражение основных тенденций хозяйственно-экономического развития общества, страны, народа, трудовой деятельности человека. Какова эта основополагающая смысловая нить? На основе эмпирической производственно-экономической конкретики никакого смысла не уловить, ибо он лежит за ее пределами. Есть притча о строительстве знаменитого Шартрского собора. Прохожий путник (скорее всего, это был философ) спрашивает поочередно рабочих, чем они занимаются, что делают? Первый отвечает, что он копает землю, второй - обрабатывает камни, третий - возит их в тачке. И только один гордо сказал: «Я строю Шартрский собор!».

В современную экономическую теорию и практику в качестве незыблемого императива вошло положение о том, что главной целью хозяйственной деятельности человека является удовлетворение его собственных потребностей. «Всякий человек... пользуется полной свободой следовать тому пути, который указывает ему свободный интерес» - утверждал основоположник классической экономической науки Адам Смит. И эта цель рассматривается в качестве основной для всего человеческого бытия на Земле. Человек пытается осуществить эгоистическую цель - обеспечить свое личное благополучие за счет других, биологических и неорганических структур, живущих на планете Земля. Но не допускает ли человечество роковой ошибки, исповедуя в своей хозяйственной деятельности постулат безграничной и неутолимой личной и общественной потребности?

Ресурсы неорганического и биологического характера для получения благ весьма ограничены. Сегодня с природы берется непомерная и все возрастающая дань. За сто тысяч лет хозяйственно-производственной деятельности (а именно таким периодом ученые исчисляют историю хозяйствующего человека) потребительское отношение человека к природе не только не уменьшилось, но неумолимо и постоянно нарастало по мере уси­ления технической мощи. Одно дело воздействовать на природу ручным рубилом и каменным топором, а другое - ядерным реактором или синхрофазотроном.

На рубеже нового тысячелетия во весь рост встала проблема сохранения, восстановления и гармонизации взаимоотношения человека со всей экосистемой, частью которой он сам является. Без такой гармонии неизбежен коллапс, губительный и для природы, и для самого человека. Техносфера в виде неприродных по своей сути артефактов должна быть продолжением естественной среды. И органически включаться в цепи естественного обмена вещества, энергии, информации, а не противостоять им.

Речь идет не просто об оптимизации использования природных ресурсов, внедрении высоких технологий, безотходного производства, с возвратным циклом и глубокой переработкой сырья и вторичных ресурсов. Должен восторжествовать ко-эволюционный подход человека к природе, предвосхищенный в философии русского космизма XIX-XX вв.

Вопрос о смысле хозяйства, есть конкретизация вопроса о смысле жизни, его преломлении и раскрытии в процессе созидания и творческого труда как предметного поприща духовно-социального служения Богу и своим ближним.

Научно-фантастический проект хозяйственного и социального устроения выдвинул основоположник русского космизма Н.Ф.Федоров (1829-1903). Хозяйственное переустройство мира он рассматривал как один из важнейших аспектов своего «Общего дела», ставя перед человечеством задачу «воскрешения отцов», возвращения к жизни всех ушедших поколений, достижение практического бессмертия человека. Неисчислимые ресурсы для этого он видел в прямом овладении человеком энергией, пространством и временем. Космические походы, ракетостроение и т. п. - это всего лишь техническая и технологическая сторона его философии «Общего дела».

С.Н.Булгаков в «Философии хозяйства» (1912) определял смысл хозяйства «как тяжбу между жизнью и смертью, как восстановление связи между natura naturata, или разрешение окаменевших и безжизненных продуктов природы в производящие их силы, как организацию природы. Путем хозяйства природа опознает себя в человеке».

В духе одного из классиков немецкой философии Шеллинга, хозяйствующий человек рассматривается как «искупитель природы, цель всех содержащихся в ней прообразов. Слово, исполняющееся в человеке, в природе существует как темное, пророческое, еще не вполне изреченное слово».

Литература

1. Аристотель. Соч.: В 4-х т. М., 1984. С. 395.

2. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990. С. 215.

3. См.: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1963; Посошков И. Т. Книга о скудости и богатстве. М., 1951.

4. Александров С. Российский путь в будущее // Уральский федеральный округ. Общественно-политический журнал. 2002, ноябрь-декабрь. С. 32-33.


 








Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 433. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия