Студопедия — Философия науки, техники и творчества
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философия науки, техники и творчества






В науке критерий рационального, теоретического и при­кладного осознания и освоения мира занимает центральное ме­сто и выполняет главенствующую роль. Научное сознание есть упорядоченное и систематизированное познание, выраженное в форме принципов, законов и категорий. Наука является одновре­менно и системой знаний, и их интеллектуальным производством, и практической деятельностью на их основе. Научно-теоретический характер освоения действительности понимается как система объективно-истинного знания, которое снимает обы­денность и субъективность других уровней и форм общественно­го сознания. Непосредственные цели науки – описание, объясне­ние и прогнозирование (предвидение) процессов и явлений дей­ствительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых законов природного, социального и человеческого мира.

Наука отпочковалась от обыденного знания в глубокой древности. В течение длительного времени происходил процесс накопления единичных эмпирических фактов. И уже в древнем Египте, Месопотамии, Индии стали появляться первые признаки становления научного знания – возникли медицина, астрология (область, до сих пор не признанная официальной наукой, но на­копившая много эмпирических данных), математика. В Древней Греции и Риме возникали теории, пытавшиеся объяснить накоп­ленные к тому времени факты. Однако древняя наука не опира­лась на опыт и не имела достаточной методологии, что привело к некоторому разбросу мнений по тем или иным проблемам. Разве что в математике – науке, зачастую не нуждающейся в проверке опытом и методологический аппарат которой был основан на об­щепринятых законах формальной логики, прослеживались един­ство мнений и преемственность знаний. С эпохи Возрождения и, особенно, в Новое время наука становится важнейшим фактором общественной жизни, форми­рования духовного мира человека, культуры и практики. Она раз­вивается в особую форму деятельности и оформляется в особый социальный институт, в профессиональные научные сообщества ученых (академии, специализированные институты, лаборато­рии), занятые выработкой, систематизацией и проверкой знаний.

В структуре научного познания различают эмпирический (опытный, фактологический) и теоретический (обобщенно-осмысленный) уровни исследования. Справедливо утверждение, что факты являются воздухом ученого. Наблюдение и экспери­мент, в том числе и на модели объекта, имеют при этом решаю­щее значение. Теоретическое исследование связано с выдвиже­нием и обоснованием обобщающих идей, принципов, гипотез, законов. Опорными звеньями становления научной теории явля­ются абстракция и идеализация как формы выделения общего в мысли, анализ и синтез, классификация и индивидуализация, систематизация, выделение аналогий, индукция и дедукция как способы и средства получения нового знания. Значительный эф­фект в современной науке дает формализация и математизация знания. В своей совокупности, упорядоченности и направленно­сти применения они составляют метод научного исследования.

Систему наук условно можно разделить на естественные, гуманитарные, общественные и технические науки. Соответст­венно объектами изучения науки являются природа, социальный и человеческий мир в различных аспектах их существования и взаимодействия.

Каким же образом происходит развитие науки, как отдель­ных дисциплин, так и в целом? Оглядываясь на историю развития науки в целом или отдельного направления можно сказать, что развитие происходит неравномерно. Этапы спокойного развития науки или научного направления рано или поздно заканчиваются. Теории, какое-то время считавшиеся верными, фальсифицируют­ся (опровергаются) накопившимися фактами, не укладывающи­мися в эти теории. Появляются новые теории, на тот момент объ­ясняющие практически все факты. В качестве примера здесь можно привести историю теории строения атома. По господство­вавшей до середины XIX века теории считалось, что атомы яв­ляются неделимыми структурными элементами вещества. В 80-х годах того же столетия русский физик Столетов открывает явле­ние фотоэффекта – при облучении светом металлическая пла­стинка заряжалась положительно, то есть теряла электроны. Теория о неделимых атомах объяснить это явление не могла. Напрашивался вывод, что атомы делимы и состоят из электронов и положительно заряженной основы. Возникают, соответственно, вопросы о том, как устроен атом.

Дж. Дж. Томпсон предлагает первую модель строения атома, где электроны равномерно распределены в положительно заряженной основе. Появление новых фактов (опыт Резерфорда) фальсифицировало модель Томпсона, появилась планетарная модель, которая была также в свое время заменена моделью Бора. Процесс познания структу­ры атома продолжается и будет продолжаться в будущем.Между возникновением предыдущей и следующей теорией наблюдается, как правило, период спокойного развития науки, продолжающийся до появления какого-то количества фактов, противоречащих предыдущей теории. Как правило, факты, появ­ляющиеся в периоды спокойного развития, либо подтверждают предыдущую теорию, либо не противоречат ей. Таким образом, в развитии науки хорошо заметны две фазы – фаза эволюционно­го, спокойного развития науки и фаза научной революции. Каков механизм развития научных революций? Откуда проистекают их причины – из «мира идей» или их корни надо искать в социальной среде?

Согласно К.Попперу, рост и развитие научного знания – это непрерывный процесс ниспровержения одних научных теорий и замены их другими, более удовлетворительными. В его концеп­ции главная идея заключается в потребности, возможности и не­обходимости критики и постоянного пересмотра основных и оп­ределяющих признаков науки. В этом состоит существо научной рациональности. Каждая теория должна быть уязвима для крити­ки (быть фальсифицируемой), в противном случае она не может рассматриваться в качестве научной. Поэтому вся история науч­ного познания состоит из выдвижения смелых предположений, «решающих экспериментов», их опровержений, т. е. может быть представлена как история «перманентных революций». В «научной революции» Поппера борьба идет только в мире содер­жания научных идей, где должны соперничать между собой идеи, но не люди, которые должны бескорыстно служить науке в про­цессе интеллектуальной состязательности и критической дискус­сии.

Концепция социологической и психологической реконструк­ции и развития научного знания связана с именем и идеями Т. Куна, изложенными в его широко известной работе «Структура научных революций». Он вносит в решение проблемы «челове­ческий» фактор новые, социальные и психологические мотивы. Кун считает, что развитие науки представляет собой процесс по­очередной смены двух периодов – «нормальной науки» и «науч­ных революций». Причем последние гораздо более редки в исто­рии развития науки по сравнению с первыми. Социально-психологический характер концепции Куна определяется его по­ниманием научного сообщества, члены которого разделяют оп­ределенную парадигму, приверженность к которой обусловлива­ется положением в данной социальной организации науки, прин­ципами, воспринятыми при обучении, симпатиями, эстетическими мотивами и вкусами. Именно эти факторы, по Куну, и становятся основой научного сообщества. Центральное место в концепции Куна занимает понятие па­радигмы, или совокупности наиболее общих идей и методологи­ческих установок в науке, признаваемых данным научным сооб­ществом. Парадигма – это начало всякой науки, она обеспечивает возможность целенаправленного отбора фактов и их интер­претации. Парадигма как «дисциплинарная матрица» науки вклю­чает в свой состав четыре типа наиболее важных компонентов: 1) «символические обобщения», облеченные в логическую форму­лу; 2) «метафизические части парадигм»; 3) общепринятые цен­ности; 4) общепризнанные образцы. Развитие «нормальной науки» в рамках принятой парадиг­мы длится до тех пор, пока существующая парадигма не утрачи­вает способности решать научные проблемы. На одном из этапов развития «нормальной науки» непременно возникает несоответ­ствие наблюдений и предсказаний парадигмы, возникают анома­лии. Когда таких аномалий накапливается достаточно много, пре­кращается нормальное течение науки, и наступает состояние кризиса, которое разрешается научной революцией, приводящей к ломке старой и созданию новой научной теории – парадигмы. Кун считает, что выбор теории на роль новой парадигмы не является логической проблемой: «Ни с помощью логики, ни с по­мощью теории вероятности невозможно переубедить тех, кто от­казывается войти в круг. Логические посылки и ценности, общие для двух лагерей при спорах о парадигмах, недостаточно широки для этого. Как в политических революциях, так и в выборе пара­дигмы нет инстанции более высокой, чем согласие соответст­вующего сообщества». На роль парадигмы научное сообщество выбирает ту теорию, которая, как представляется, обеспечивает «нормальное» функционирование науки.

Смена основополагаю­щих теорий выглядит для ученого как вступление в новый мир, в котором находятся совсем иные объекты, понятийные системы, обнаруживаются иные проблемы и задачи: «Парадигмы вообще не могут быть исправлены в рамках нормальной науки. Вместо этого... нормальная наука в конце концов приводит только к осознанию аномалий и к кризисам. А последние разрешаются не в результате размышления и интерпретации, а благодаря в ка­кой-то степени неожиданному и неструктурному событию, после которого ученые часто говорят о «пелене, спавшей с глаз», или об «озарении», которое освещает ранее запутанную головоломку, тем самым приспосабливая ее компоненты к тому, чтобы увидеть их в новом ракурсе, впервые позволяющем достигнуть ее реше­ния».

Имре Лакатос считает, что в науке образуются не просто цепочки сменяющих одна другую теорий, а научные исследова­тельские программы, т. е. совокупности теоретических построе­ний определенной структуры: «У всех исследовательских программ есть «твердое ядро». Мы должны напрягать нашу изобре­тательность, чтобы прояснять, развивать уже имеющиеся или выдвигать новые «вспомогательные гипотезы», которые образу­ют «защитный пояс» вокруг этого ядра. Защитный пояс должен выдержать главный удар со стороны проверок; защищая таким образом окостеневшее ядро, он должен приспосабливаться, пе­ределываться или даже полностью заменяться, если этого тре­буют интересы обороны». Лакатос учитывает не только борьбу опровержимых и конкурирующих теорий, составляющих «защит­ный пояс», но и борьбу между исследовательскими программами. Поэтому развитие науки Лакатос представляет не как чередова­ние отдельных научных теорий, а как «историю рождения, жизни и гибели исследовательских программ».

Новое понимание рациональности выдвинул Стивен Тулмин. С отождествлением рационального и логического, по его мне­нию, связаны такие крайности, как униформистское и революционное объяснения. Действительно, униформистская, или кумулятивная, модель основана на представлении о позна­нии как постоянном и непрерывном приближении к универсаль­ному абстрактному идеалу, который понимается как логически взаимосвязанная система. Революционное же, или релятивист­ское, объяснение предполагает смену норм рациональности как полную смену систем знаний. Действительно, если все понятия старой дисциплинарной системы логически взаимосвязаны, дис­кредитация одного неизбежно ведет к разрушению всей системы в целом. «Вместо революционного объяснения интеллектуальных изменений, – пишет Тулмин, – которое задается целью показать, как целые концептуальные системы сменяют друг друга, нам нужно создать эволюционное объяснение, которое объясняет, как постепенно трансформируются концептуальные популяции».

Эволюционная модель строится по аналогии с теорией Дарвина и объясняет развитие науки через взаимодействие про­цессов «инноваций» и «отбора». Основные черты эволюции нау­ки заключаются в следующем:

1. Интеллектуальное содержание дисциплины, с одной стороны, подвержено изменениям, а с другой – обнаруживает явную преемственность.

2. В интеллектуальной дисциплине постоянно появляются пробные идеи или методы, однако только немногие из них завоевывают прочное место в системе дисциплинарного знания. Таким образом, непрерывное возникновение интеллектуальных новаций уравновешивается процессом критического отбора.

3. Этот двухсторонний процесс производит заметные кон­цептуальные изменения только при наличии некоторых дополни­тельных условий. Необходимо существование, во-первых, доста­точного количества людей, способных поддерживать поток ин­теллектуальных нововведений; во-вторых, «форумов конкурен­ции», в которых пробные интеллектуальные нововведения могут существовать в течение длительного времени, чтобы обнаружить свои достоинства и недостатки.

4. «Интеллектуальная экология» любой исторической и культурной ситуации определяется набором взаимосвязанных понятий: «В любой проблемной ситуации дисциплинарный отбор «признает» те из «конкурирующих» нововведений, которые лучше всего отвечают «требованиям» «интеллектуальной среды».

 

Понятие и сам феномен техники (ТЭХНЭ), введенные муд­рыми греками двадцать пять веков назад и понимаемые как ис­кусство, мастерство и умения, выдержали историческую проверку временем. «Мы очень давно живем в эпоху техники, но эпоха фи­лософии техники еще только начинается», – такими словами знаменует новое философское направление в России замеча­тельный мыслитель и основоположник технического творчества П. К. Энгельмейер (1855-1942).

 

Техницизм следует признать одной из самых существенных и отличительных черт исторического самочувствия современной эпохи. Мы живем в эпоху обостренной философско-технической рефлексии, напряженного и утонченного технического самосознания. Философские проблемы технического бытия, технического познания, техноэтики и, в первую очередь, технической антропологии становятся все более значимыми, начиная с Нового времени и первой промышленной революции, когда началось функционирование общества на машинно-технической основе.

Сегодня науковеды и индустриалисты говорят уже о шестой технико-технологической волне, а наиболее развитые страны функционируют в качестве информационных обществ. Динамика их социально-экономического развития определяется производ­ством, переработкой, хранением, распространением и использо­ванием информационного продукта.

Наукоемкое производство, высокие технологии, научные парки и технополисы свидетельст­вуют о том, что здесь доминирует не искусственно-технический (силовой), а информационно-технологический (рационально-изоморфный) подход. Его живым нервом является информация, компьютеризация и интернетизация. Конечно, все это требует мощной материальной базы по производству вычислительной техники, достаточно высокого уровня функционирования всех общественных институтов.

В связи с этим необходимо глубокое философское пости­жение техники и творчества с позиций выявления их сущности и содержания, смысловой и ценностно-целевой наполненности, целостности и всеобщности, человеческого измерения и понима­ния предельных оснований. По большому историческому счету связь философии и техники неоспорима и нерасторжима.

Действительно, вне философского постижения и человече­ского измерения техника представляется не только неполной, но и неполноценной. Техническое сознание, техническая наука от­почковались и вышли из лона философии, но техника продолжа­ет нести в себе расширяющийся круг вопросов чисто философ­ского характера. Философия техники на своем языке и в своем проблемном поле ставит и разрешает вопросы технической онто­логии – учения о техническом мире и техническом бытии общест­ва и человека. По Канту можно сформировать основные фи­лософские вопросы применительно к технике. Что такое техника, машина в своей субстанциональной основе и как они возможны? Какова природа и в чем заключается сущность и смысл техники? Философский характер несут на себя вопросы об истоках, генези­се, основных этапах и ключевых поворотах в развитии техники и технологии, о границах и пределах технической мощи человека, о самой будущности техники. Предметом философского осмысле­ния являются техническое сознание и познание, техническая ан­тропология, техноэтика. Требуется восстановить в законных пра­вах понятие и явление техницизма в полном и лучшем понимании его существа и смысла. С помощью техницизма Энгельмейер раскрывает активную сторону жизни, где человек творит жизнь и приспосабливает среду к своему «Я». Он рассматривает техни­цизм как теорию действия, строительства самой жизни. Здесь утверждается взгляд на человека как на существо техническое, а чуждое природе, беспомощное и потерянное существо, а как на одну из сил природы, силу автономную, свободную в постановке своих задач и их разрешений. И в этой связи ставится и во мно­гом решается проблема создания идеальной техники, техники, соразмерной самому человеку.

Мыслитель выражает недовольство слишком рационали­стическим направлением старой культуры. «Человечество еще раз с большой настойчивостью останавливается на той мысли, что ведь человек далеко же не состоит из одного разума, что он не живет затем, чтобы думать, а, наоборот, думает затем, чтобы жить, – что жизнь иррациональна и поэтому не может быть ни истолкована, ни упорядочена одним разумом». И для того, чтобы философия приблизилась к жизни, нужно, чтобы она отказалась от признания разума за единственный руководящий принцип. И мы ее застали за пересмотром остальных духовных сил челове­ка, которыми раньше пренебрегала; она начинает интересоваться житейским здравым смыслом, на который раньше смотрела свы­сока; она начинает изучать творчество человека на разных по­прищах, заглядывает даже в мастерскую технического изобрета­теля, которого раньше сторонилась. На этом пути она увидела себя перед обширной областью бессознательных душевных про­цессов, перед интуицией – догадкой» [15]. Такая интерпретация складывалась в результате критического осмыс­ления эмпиризма и рационализма, философии Канта, Гартмана, Маха, Джемса, Бергсона и других мыслителей.

Энгельмейер пы­тается направить философию к практической жизни, чтобы она ушла из метафизического русла, который ее все удаляет от жиз­ни. Именно на долю техники приходится область фактического строительства жизни. Поэтому нельзя миновать технику, пропи­тавшую собой всю современность.

«На этом пути философия не только приблизится к жизни, но и овладеет ею и сядет на трон руководительницы жизнью. Она найдет его прочно стоящим на новом, исторически сложившемся фундаменте технической куль­туры, сваи которого пронизали весь материк современной жизни. К этому трону ведут иные пути: прагматизм, интуиционизм, фило­софия действия, философия жизни и тот путь, в котором сбега­ются все эти пути, – техницизм» [16].

Энгельмейер представляет машину таким соче­танием тел, при котором как вещества, так и силы, действуя друга на друга по законам природы, выполняют определенную работу и дают результат, который был намечен человеком. Считая силу причиной движения, он сопоставляет силу человека, и силы при­роды, стремится к созданию идеальной техники так, чтобы заме­нить труд человека работой природы.

Фактически «техника есть искусство вызывать намеченные полезные явления природы, пользуясь известными нам свойствами природных тел». Если си­лы природы имеют свое преимущество в количестве, то силы че­ловека в качестве.

Процесс творчества начинается с зарождения замысла, идеи, озарения, где главным является интуитивное мышление с его «догадкой». Желания и стимулы человека в психологическом плане выражаются при этом в особой «волевой формуле» активности самого творца.

Вторым актом творческого процесса явля­ются формы философского, логического и технико-технологического дискурса – выработка плана, модели, схемы, чертежа. Весь творческий процесс завершается «единоборством с материей», исполнением плана на деле – в предмете, металле, веществе, энергии и т. д.

Важное значение в творчестве имеет диалектика соотно­шения божественного и человеческого. Так, для Н.А.Бердяева «идея Бога есть величайшая человеческая идея. Идея человека есть величайшая Божья идея. Человек ждет рождения в нем Бо­га. Бог ждет рождения в нем человека. На этой глубине должен быть поставлен вопрос о творчестве».

Бердяев рассматри­вает творчество как высшее проявление человеческой сущности в ее стремлении к идеалу и совершенству. Неслучайно всю чело­веческую историю он представляет как сотворчество и соработничество с Богом, как «восьмой день творения».

Человеческое измерение техники и ее осмысление пред­стает в качестве исходной и оптимальной точки входа в необо­зримое море технических артефактов. Оно же является и надеж­ным путем достойного выхода из сложных коллизий, порожден­ных современной техногенной цивилизацией.

Литература

1. Гегель Г. Соч. Т. VШ. С. 71.

2. См.: Франк С. Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. Париж, 1930.

3. Там же. С. 126.

4. Франк С. Л. Непостижимое. Сочинения. М.: Изд-во «Правда». С. 393-394.

5. Энгельмейер П. К. Философия техники. М., 1898. Вып. 2. С. 155-157.

6. См.: Юркевич П. Д. Идея / Философские произведения. М., 1990. С. 11; Из науки о человеческом духе. Там же. С. 104-192.

7. Ильин И. А. Основы христианской культуры. Собр. соч. Т. 1. М., 1993.С. 301.

8. Лосский Н. О. Учение о перевоплощении; Интуитивизм. М., 1992. С. 208.

9. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 21.

10. Ильенков Э. В. Диалектическая логика. М., 1984. С. 223.

11. Ильин И.А. О сущности правосознания // Ильин И. А. Соч. Т. 1. М., 1993.С. 79.

12. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. В 2-х т. М., 1970. Т. 1. С.212.

13. Ильин И.А. Собр. соч. Т. 1. Основы христианской культуры. М., 1993.С. 303-304.

14. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Философия. Мифология. Культура. М.,1991. С. 106.

15. См.: Энгелъмейер П.К. Философия техники. Вып. 2. М, 1912. С. 5-6; 142.

16. Там же. С. 152-157.


Теоретическое сознание
Общественная идеология
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAUFtgt8cA AADcAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPQWvCQBSE70L/w/IKvemmgZYYXUMIBEupB62X3l6z zySYfZtmV037611B6HGYmW+YZTaaTpxpcK1lBc+zCARxZXXLtYL9ZzlNQDiPrLGzTAp+yUG2epgs MdX2wls673wtAoRdigoa7/tUSlc1ZNDNbE8cvIMdDPogh1rqAS8BbjoZR9GrNNhyWGiwp6Kh6rg7 GQXvRbnB7Xdskr+uWH8c8v5n//Wi1NPjmC9AeBr9f/jeftMKkvkcbmfCEZCrKwAAAP//AwBQSwEC LQAUAAYACAAAACEA8PeKu/0AAADiAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNd LnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQAx3V9h0gAAAI8BAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC4BAABfcmVscy8u cmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQAzLwWeQQAAADkAAAAQAAAAAAAAAAAAAAAAACkCAABkcnMvc2hh cGV4bWwueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAFBbYLfHAAAA3AAAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAmAIAAGRy cy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPUAAACMAwAAAAA= " filled="f" stroked="f" strokeweight=".5pt">
Научные знания
Общественное бытие (Производство, географическая среда, плотность, рост, народонаселения)
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEA9JWXLsQA AADcAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbERPTWvCQBC9F/wPywi91Y2WSkhdJQSCpbQHoxdv0+yY BLOzMbs1aX99tyB4m8f7nNVmNK24Uu8aywrmswgEcWl1w5WCwz5/ikE4j6yxtUwKfsjBZj15WGGi 7cA7uha+EiGEXYIKau+7REpX1mTQzWxHHLiT7Q36APtK6h6HEG5auYiipTTYcGiosaOspvJcfBsF 71n+ibuvhYl/22z7cUq7y+H4otTjdExfQXga/V18c7/pMD9+hv9nwgVy/QcAAP//AwBQSwECLQAU AAYACAAAACEA8PeKu/0AAADiAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnht bFBLAQItABQABgAIAAAAIQAx3V9h0gAAAI8BAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC4BAABfcmVscy8ucmVs c1BLAQItABQABgAIAAAAIQAzLwWeQQAAADkAAAAQAAAAAAAAAAAAAAAAACkCAABkcnMvc2hhcGV4 bWwueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAPSVly7EAAAA3AAAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAmAIAAGRycy9k b3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPUAAACJAwAAAAA= " filled="f" stroked="f" strokeweight=".5pt">
2. Теоретический уровень
1.Чувственно-эмпирический уровень
Политическое сознание
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAi66RLcQA AADcAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbERPTWvCQBC9F/wPywi91Y1Ca0hdJQSCpbQHoxdv0+yY BLOzMbs1aX99tyB4m8f7nNVmNK24Uu8aywrmswgEcWl1w5WCwz5/ikE4j6yxtUwKfsjBZj15WGGi 7cA7uha+EiGEXYIKau+7REpX1mTQzWxHHLiT7Q36APtK6h6HEG5auYiiF2mw4dBQY0dZTeW5+DYK 3rP8E3dfCxP/ttn245R2l8PxWanH6Zi+gvA0+rv45n7TYX68hP9nwgVy/QcAAP//AwBQSwECLQAU AAYACAAAACEA8PeKu/0AAADiAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnht bFBLAQItABQABgAIAAAAIQAx3V9h0gAAAI8BAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC4BAABfcmVscy8ucmVs c1BLAQItABQABgAIAAAAIQAzLwWeQQAAADkAAAAQAAAAAAAAAAAAAAAAACkCAABkcnMvc2hhcGV4 bWwueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAIuukS3EAAAA3AAAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAmAIAAGRycy9k b3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPUAAACJAwAAAAA= " filled="f" stroked="f" strokeweight=".5pt">
Политическая идеология
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEA+jEFX8YA AADcAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPT2vCQBDF7wW/wzIFb3VTQQnRVSQgLWIP/rl4m2bH JDQ7G7Orxn5651DobYb35r3fzJe9a9SNulB7NvA+SkARF97WXBo4HtZvKagQkS02nsnAgwIsF4OX OWbW33lHt30slYRwyNBAFWObaR2KihyGkW+JRTv7zmGUtSu17fAu4a7R4ySZaoc1S0OFLeUVFT/7 qzOwyddfuPseu/S3yT+251V7OZ4mxgxf+9UMVKQ+/pv/rj+t4KdCK8/IBHrxBAAA//8DAFBLAQIt ABQABgAIAAAAIQDw94q7/QAAAOIBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10u eG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADHdX2HSAAAAjwEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALgEAAF9yZWxzLy5y ZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADMvBZ5BAAAAOQAAABAAAAAAAAAAAAAAAAAAKQIAAGRycy9zaGFw ZXhtbC54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEA+jEFX8YAAADcAAAADwAAAAAAAAAAAAAAAACYAgAAZHJz L2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA9QAAAIsDAAAAAA== " filled="f" stroked="f" strokeweight=".5pt">
Политика
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAJNvSv8MA AADcAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbERPy4rCMBTdC/MP4Q6403TKKKVjFCmIg+jCx8bdtbm2 ZZqbThO1+vVmIbg8nPdk1plaXKl1lWUFX8MIBHFudcWFgsN+MUhAOI+ssbZMCu7kYDb96E0w1fbG W7rufCFCCLsUFZTeN6mULi/JoBvahjhwZ9sa9AG2hdQt3kK4qWUcRWNpsOLQUGJDWUn53+5iFKyy xQa3p9gkjzpbrs/z5v9wHCnV/+zmPyA8df4tfrl/tYL4O8wPZ8IRkNMnAAAA//8DAFBLAQItABQA BgAIAAAAIQDw94q7/QAAAOIBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1s UEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADHdX2HSAAAAjwEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALgEAAF9yZWxzLy5yZWxz UEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADMvBZ5BAAAAOQAAABAAAAAAAAAAAAAAAAAAKQIAAGRycy9zaGFwZXht bC54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAJNvSv8MAAADcAAAADwAAAAAAAAAAAAAAAACYAgAAZHJzL2Rv d25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA9QAAAIgDAAAAAA== " filled="f" stroked="f" strokeweight=".5pt">
Правовое сознание
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAS5d3JMYA AADcAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPQWvCQBSE70L/w/IKvenG0IqkriIBUUp70Hrx9sw+ k9DdtzG7Jml/fbcg9DjMzDfMYjVYIzpqfe1YwXSSgCAunK65VHD83IznIHxA1mgck4Jv8rBaPowW mGnX8566QyhFhLDPUEEVQpNJ6YuKLPqJa4ijd3GtxRBlW0rdYh/h1sg0SWbSYs1xocKG8oqKr8PN KnjLNx+4P6d2/mPy7ftl3VyPpxelnh6H9SuIQEP4D9/bO60gfZ7C35l4BOTyFwAA//8DAFBLAQIt ABQABgAIAAAAIQDw94q7/QAAAOIBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10u eG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADHdX2HSAAAAjwEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALgEAAF9yZWxzLy5y ZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADMvBZ5BAAAAOQAAABAAAAAAAAAAAAAAAAAAKQIAAGRycy9zaGFw ZXhtbC54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAS5d3JMYAAADcAAAADwAAAAAAAAAAAAAAAACYAgAAZHJz L2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA9QAAAIsDAAAAAA== " filled="f" stroked="f" strokeweight=".5pt">
Правовая идеология
Право
Философия сознания
Философская идеология
Философия
Религиозное сознание
Религиозная идеология
Религия
Нравственное сознание
Нравственная идеология
Этика
Художественное сознание
Эстетическая идеология
Эстетика
Обыденное сознание
Психология классов, социаль- ных групп
Психология наций, народностей, национальных групп
Психология профессиональная
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAvnvhCsUA AADcAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbERPS2vCQBC+F/wPyxR6q5sGqiF1FQmIpdSDj0tv0+yY hO7OxuwaU3+9Wyh4m4/vObPFYI3oqfONYwUv4wQEcel0w5WCw371nIHwAVmjcUwKfsnDYj56mGGu 3YW31O9CJWII+xwV1CG0uZS+rMmiH7uWOHJH11kMEXaV1B1eYrg1Mk2SibTYcGyosaWipvJnd7YK PorVBrffqc2uplh/Hpft6fD1qtTT47B8AxFoCHfxv/tdx/nTKfw9Ey+Q8xsAAAD//wMAUEsBAi0A FAAGAAgAAAAhAPD3irv9AAAA4gEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54 bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAMd1fYdIAAACPAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAuAQAAX3JlbHMvLnJl bHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAMy8FnkEAAAA5AAAAEAAAAAAAAAAAAAAAAAApAgAAZHJzL3NoYXBl eG1sLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQC+e+EKxQAAANwAAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAJgCAABkcnMv ZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABAD1AAAAigMAAAAA " filled="f" stroked="f" strokeweight=".5pt">
Эмпирические знания
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAz+R1eMYA AADcAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPQWvCQBCF7wX/wzKCt7pR0Ep0FQlIRdqD1ou3MTsm wexszG419dd3DoXeZnhv3vtmsepcre7UhsqzgdEwAUWce1txYeD4tXmdgQoR2WLtmQz8UIDVsvey wNT6B+/pfoiFkhAOKRooY2xSrUNeksMw9A2xaBffOoyytoW2LT4k3NV6nCRT7bBiaSixoayk/Hr4 dgZ22eYT9+exmz3r7P3jsm5ux9PEmEG/W89BReriv/nvemsF/01o5RmZQC9/AQAA//8DAFBLAQIt ABQABgAIAAAAIQDw94q7/QAAAOIBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10u eG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADHdX2HSAAAAjwEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALgEAAF9yZWxzLy5y ZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADMvBZ5BAAAAOQAAABAAAAAAAAAAAAAAAAAAKQIAAGRycy9zaGFw ZXhtbC54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAz+R1eMYAAADcAAAADwAAAAAAAAAAAAAAAACYAgAAZHJz L2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA9QAAAIsDAAAAAA== " filled="f" stroked="f" strokeweight=".5pt">
Народное художественное твор- чество
Общ. Психология
Схема 42.








Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 556. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия