Быт господствующих слоев общества
Следственному, или инквизиционному процессу подлежало расследование дел, особо опасных для государства. Дело начиналось либо по инициативе самого государства, либо по оговору кого либо со стороны "добрых людей". Явка ответчика в суд осуществлялась через недельщиков, которые вручали особые "зазывные грамоты". Статья 35 запрещала недельщику без обращения в вышестоящую инстанцию отдавать га поруки или подвергать "продаже" воров, находящихся у него под арестом. В розыске сам суд изыскивал доказательства, допрашивал обвиняемого, пытал, устраивал очную ставку. Средствами розыска являлись поличное, обыск, пытка, имевшая целью вынудить собственное признание и указание на соучастника.37 Для отыскания "лихих" людей и сочувствующим им назначались повальные розыски (обыски). Повальный обыск, или сыск, т.е. опрос "добрых" людей, производится специальными дополнительными лицами в отсутствии обвиняемого. При разногласиях в показаниях дело решало по показаниям большинства. Сыск являлся обязательным доказательством при обвинении человека в татьбе с поличным или при обликовании человека. Помимо назначения повального обыска при розыске употреблялись распрос и пытка. Этот вид доказательства принимался судом не только для получения собственного признания со стороны обвиняемого в совершенном преступлении. Пытать "татя" поручалось недельщикам (ст. 34) В инквизиционном процессе пытка, как способ выяснения обстоятельств дела и средство доказательства, стала основой порядка судопроизводства. Помимо повального обыска, пытки, очной ставки при розыске применялось и освидетельствование, осмотр места происшествия. Освидетельствование раны, увечья, побои, трупы и т. п. Осмотрам подвергались потравы сенокосов, повреждения межевых знаков, места поджогов и т. д. Дела расследуемые в инквизиционном порядке, могли быть прекращены или приостановлены только по усмотрению суда. Приговоры и решения не подлежали обжалованию и приводились в исполнение самими органами судебной власти.
Особенности развития культуры в XVIII в. Реформы Петра I создали в России необычную культурную ситуацию. Европеизация, коснувшаяся лишь высших слоев общества, привела к возникновению глубокой культурной пропасти между дворянством и основной массой населения страны. В России возникли как бы две культуры: господствующая, тесно сблизившаяся с европейской, и народная, остававшаяся преимущественно традиционной Быт В XVIII в. большинство крестьян по-прежнему жили в курных избах. Правда, появились деревянные полы и потолки. Зимой вместе с людьми держали молодняк скота. Скученность и отсутствие гигиены приводили к высокой смертности. Подавляющее большинство крепостных были неграмотны. В государственной деревне доля грамотных была несколько выше (до 20 - 25%). Досуг, который появлялся в зимнее время, после завершения сельскохозяйственных работ, заполнялся традиционными развлечениями: песнями, хороводами, посиделками, катанием с ледяных горок. Традиционными оставались и семейные отношения. Как и прежде, вопреки указу Петра I, решение о браке принимали старшие члены семьи, а иногда и барин. Иным был быт богатого помещика. Костюм, интерьер жилища, ежедневный стол помещика отличались от крестьянских не только богатством, как в XVI - XVII вв., но самим типом. Помещик носил мундир, камзол, а позднее - фрак, держал повара (нередко - иностранного). В богатых усадьбах обслуга знати включала не только лакеев и кучеров, но собственных сапожников, портных и даже музыкантов. У мелкопоместных дворян и возможности, и запросы были значительно скромнее. Даже в конце XVIII в. лишь немногие дворяне были хорошо образованы. И все же именно усадебный быт, свобода от материальной нужды и служебных обязанностей (после Манифеста о вольности дворянства) обеспечили расцвет культуры второй половины XVIII и XIX вв. Быт господствующих слоев общества Уже на протяжении XVII в. происходило обмирщение русской культуры, в российскую жизнь проникало европейское влияние. В домах некоторых представителей знати появились книги светского содержания, иные вельможи вопреки незыблемой прежде традиции и церковным предписаниям стали носить европейское (преимущественно польское) платье, брить бороды. Эти новшества носили эпизодический, единичный характер. Однако они подготовили глубокие изменения последующей эпохи. В начале XVIII в. в культуре господствующих слоев российского общества произошел переворот, вызванный петровскими преобразованиями. Петр I пытался ликвидировать даже внешние отличия русских людей от европейцев. Уже в 1698 г. после возвращения из Великого посольства он издал указ об обязательном бритье бороды. Отвергая ненавистную старину, царь возвел брадобритие в ранг государственной политики. Отныне за ношение бороды приходилось платить пошлину: дворянам - по 60 руб., купцам - по 100 руб., прочим горожанам - по 30 руб. в год. Уплативший получал медный знак, который носил на шее в доказательство того, что борода оплачена. Крестьяне должны были платить за бороду по одной копейке при каждом въезде в город. Освобождены от уплаты были лишь духовные лица. Вслед за этим указом последовал указ об обязательном ношении иноземного - немецкого или венгерского - платья. Немецкие и французские открытые туалеты, в представлении старомосковских людей неприличные, надели дворянские жены и дочери. С той же целью - обратить россиян в европейцев - Петр предписывал подданным пить чай и кофе, курить табак. Петр принудительно ввел новые формы досуга - ассамблеи. На них являлись с женами и дочерьми. Это означало конец теремного затворничества русских женщин. Ассамблеи требовали изучения иностранных языков, галантных манер ("политеса"), умения танцевать. Быт дворянства и верхушки купечества принципиально изменился. Преобразования в быту совсем не коснулись массы городского населения и тем более крестьянства. Образ жизни дворянства стал резко отличаться от образа жизни простого народа. Архитектура, живопись, литература, театр Для Петровской эпохи характерно преобладание гражданского каменного строительства над культовым. Только в Петербурге были построены Летний дворец Петра, Адмиралтейство, Гостиный Двор, здание 12 коллегий, Кунсткамера и др. Петербург - первый российский город, построенный по плану, с прямыми улицами, типовыми зданиями, многие из которых сами походили на дворцы. Даже церковные здания изменились, стали более светлыми и нарядными. Петропавловский собор, увенчанный 112-метровым шпилем, походил не на русские храмы, а на прибалтийские протестантские церкви. Преобладающим архитектурным стилем эпохи стало так называемое русское (петровское) барокко. Крупнейшие архитекторы эпохи: Д. Трезини, И. Коробов, И. Зарудный. В начале XVIII в. окончательно восторжествовало светское начало в живописи. Основной жанр эпохи - портрет. Портреты начала XVIII в. в отличие от парсун XVII в. полностью свободны от канона, реалистически изображают конкретных людей, индивидуальные характеры. Крупнейшие живописцы эпохи: И. Н. Никитин, А. М. Матвеев. Для литературы 1-й четверти XVIII в. характерен новый жанр - история. Ее героем является, как правило, образованный молодой человек, стремящийся увидеть мир, любящий путешествовать в далеких странах (немыслимый мотив для литературы московского периода!) и всегда добивающийся успеха. В 1-й четверти XVIII в. появляется общедоступный русский театр. В 1702 г. в "комедийной хоромине" на Красной площади в Москве стали разыгрывать пьесы иноземных авторов немецкие актеры. Позже появился театр Славяно-греко-латинской академии, в котором была русская труппа и ставились пьесы на современные темы.
|