Студопедия — ПРИМЕЧАНИЯ. 1 Речь идет об А.Ахматовой, С.Городецком, Н.Гумилеве, М.Зенкевиче, О.Мандельштаме и В.Нарбуте.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПРИМЕЧАНИЯ. 1 Речь идет об А.Ахматовой, С.Городецком, Н.Гумилеве, М.Зенкевиче, О.Мандельштаме и В.Нарбуте.






 

1 Речь идет об А.Ахматовой, С.Городецком, Н.Гумилеве, М.Зенкевиче, О.Мандельштаме и В.Нарбуте.

2 Восприятие бытия как вещности особенно ярко воплотилось в творчестве В.Нарбута и М.Зенкевича, представляющих «адамистическое» крыло акмеизма. Поэты оказались заворожены «плотью» мира. Поддерживая акмеистический призыв «принять мир во всей совокупности красот и безобразий», они обратили внимание прежде всего на предметный мир, воплотив его в зрительно – осязаемых образах. Ярким примером этого может служить стихотворение В.Нарбута «Горшеня»:

Златом льющейся, сверленою соломой

Гнезда завиты: шершавый и с поливой,

Тот – для каши, тот – с утробой, щам знакомой,

Тот – в ледник для влаги, белой и ленивой.

Хрупко-звонкие, как яйца, долговязы,

Дутые, спесивые горшки – обжоры –

Нежатся на зное, сеющем алмазы

На захлеснутые клевером просторы.

 

3 Первым на это обратил внимание В.М.Жирмунский, заметив, что О.Мандельштам «Камня» –«не лирик, рассказывающий в стихах об интимном душевном переживании. <...> Он вообще не рассказывает о себе, о своей душе, о своем восприятии жизни». Л.Я.Гинзбург также писала о том, что «личность поэта не была средоточием поэтического мира раннего Мандельштама», что стихи «Камня» характеризуются «редкими напоминаниями о личном».

4 Имяславие – религиозно – философское течение, возникшее в начале XX века. Оно ведет свое начало от книги схимонаха Илариона «На горах Кавказа. Беседа двух старцев подвижников о внутреннем единении с Господом наших сердец через молитву Иисус Христову» (1907). В своей книге Иларион, рассуждая о Божественном присутствии в молитве Иисусовой, называет призываемое имя Иисуса «самим Богом». Впоследствии в русских монастырях на Афоне разгорелся догматический спор вокруг этого вопроса. К 1913 году Афонские споры обратились в смуту. В дело вмешался Синод, который специальным определением объявил имяславие ересью.

5 Несколько иначе, ближе к символизму, решается проблема слова в одном из ранних стихотворений О.Мандельштама – «Как облаком сердце одето...».

6 Эта идея отражена в размышлениях «Об искусстве и художниках» Вакенродера и Тика.

7 В статье О.Мандельштам, аргументируя собственную мысль, обращается к письму П.Чаадаева к А.И.Тургеневу: «Но папа! Папа! Ну, что же? Разве и он – не просто идея, не чистая абстракция? Взгляните на этого старца, несомого в своем паланкине под балдахином, в своей тройной короне, теперь так же. Как тысячу лет назад, точно ничего в мире не изменилось: по истине, где здесь человек? Не всемогущий ли это символ времени, - не того, которое идет, а того, которое неподвижно, через которое все проходит, но которое само стоит невозмутимо и в котором и посредством которого все совершается?» (152 – 153).

8 К.Ф.Тарановский считает источником этого образа Апокалипсис, но, по его мнению, эпитет «черный» взят поэтом из «Саломеи» Оскара Уайльда: «В тот день солнце почернеет, как власяница, и луна будет, как кровь»; «И солнце становится черным, как власяница, и цари земные бояться».

9 В поэме «Медный всадник» А.С.Пушкин, желая показать гибельную мощь воды, прибегает к тропу: «И всплыл Петрополь, как Тритон,/ По пояс в воду погружен».

10 Подобное восприятие Востока проявляется также в двух одноименных стихотворениях – «Египтянин» («Я выстроил себе благополучья дом...» и «...Я избежал суровой пени...»), не вошедщих в основной корпус текстов.

11 В этот период образ зеркала рассматривается О.Мандельштамом как опознавательный знак жизни или смерти, например, в стихотворении «Когда Психея – жизнь спускается к теням...»:

И в нежной сутолке не зная, что начать,

Душа не узнает прозрачные дубравы,

Дохнет на зеркало и медлит передать

Лепешку медную с туманной переправы.

12 Кипарис у древних греков считался деревом скорби и был связан с погребальным обрядом.

13 Согласно библейскому тексту о прекращении всемирного потопа Ной узнал, выпустив из ковчега голубя. Вернувшись и принеся в клюве ветвь, голубь возвестил о возрождении и обновлении будущей жизни.

14 Е.Тоддес, рассматривая поэтическую идеологию, О.Мандельштама, сравнивает размышления поэта этого периода с восприятием времени Ф.Степуном, который писал: «По всей линии разрушающейся цивилизации новый советский быт почти вплотную придвигался к бытию. <...> Сквозь внешнюю оболочку вещей всюду видимо проступали заложенные в них первоидеи. Насаждая грубый материалистический марксизм, большевики, вопреки своей воле, возрождали платонизм».

15 Притин – высшая (полуденная) точка движения солнца. В данном случае использование этого слова позволяет восстановить пространственную вертикаль.

16 В книге Даниила появляется образ глиняного истукана.

17 Образ могучей сонаты отсылает к стихотворению О.Мандельштама «Сумерки свободы».

18 Готфрид Мюллер, характеризуя особенности композиции од Пиндара, отмечал: «Он не пытается... прямо выразить главную идею; он развертывает одну за другой, никогда не теряя из виду общего, отдельные системы тут же возникающих мыслей. Так, развивая некоторое время один порядок мыслей,... он вдруг останавливается, хотя еще не дошел до точки,... и берет другую нить, которую он, быть может, оставит немного спустя, чтобы взять третью, и обыкновенно только в конце он собирает все эти различные нити и соединяет их в единую, из которой смысл поэмы встает для нас с полной ясностью....Пиндар не позволяет своим поэмам разделяться на отдельные и независимые части, которые могли бы иметь значение сами по себе, и достигает того, что держит напряженным внимание читателя, который лишь в самом конце открывает ту цель, к которой вели все эти перепутанные дороги».

19 Стихотворение обращено к Ольге Александровне Ваксель – знакомой поэта, в которую он был влюблен осенью 1924 – зимой 1925 годов. Поэтому оппозиция «здесь – там» включает в себя как интимно – личностный план, так и раскрытие взаимоотношений героя с веком.

20 О.Мандельштам был арестован 13 мая 1934 года в своей квартире. А.Ахматова вспоминала об этом так: «Ордер на арест был подписан самим Ягодой. Обыск продолжался всю ночь. Искали стихи, ходили по выброшенным из сундучка рукописям. Было очень тихо. <...> Следователь при мне нашел «Волка» <домашнее название стихотворения «За гремучую доблесть грядущих веков...» – Т.Б.> и показал Осипу Эмильевичу. Он молча кивнул. Прощаясь, поцеловал меня. Его увели в 7 часов утра».

21 Приговор после первого ареста оказался неожиданно мягким – высылка в Чердынь, причем, Надежде Яковлевне разрешилисопровождать мужа. Вскоре приговор был еще более смягчен – «минус 12» <от Москвы – Т.Б.>. Поэт выбрал относительно благополучный Воронеж. Несмотря на мягкость приговора арест очень тяжело сказался на О.Мандельштаме. Э.Г.Гернштейн вспоминала об этом времени: «Осип был в состоянии оцепенения. Веки воспалены, с тех пор это никогда не проходило, ресницы выпали. Рука на привязи». Последняя деталь явилась последствием помрачения сознания поэта в Чердыни, когда он выбросился из окна. В 1936 году положение О.Мандельштама еще более ухудшилось, вновь началась травля. В своих воспоминаниях Надежда Яковлевна писала: «Зароботки прекратились. Знакомые на улице отворачивались или глядели на нас не узнавая». В 1937 году альманах «Литературный Воронеж» причислил поэта к «банде» троцкистов, распространяющей вокруг себя «дух маразма и аполитичности».

16 мая 1937 года истек срок трехлетней ссылки. О.Мандельштам вместе с женой возвратились в Москву, но, как вспоминала А.Ахматова: «Время было апокалипсическое. Беда ходила по пятам за всеми нами. У Мандельштамов не было денег. Жить им было совершенно негде. Осип плохо дышал, ловил воздух губами». Перерывом в атмосфере бездомности и безденежья стало получение в 1938 год литфондовской путевки в дом отдыха в Саматиху. Но именно там произошел повторный арест, за которым последовал приговор – пять лет каторжных работ. О.Мандельштам умер в пересыльном лагере под Владивостоком 27 декабря 1938 года.

 

22 Первая поэтическая книга О.Мандельштама «Камень» была опубликована в 1913 году в издательстве «Акмэ» на средства автора. Второе издание «Камня» вышло в издательстве «Гиперборей» в 1915 году. Как и первое, оно печаталось на средства автора. В 1922 году в Берлине появился следующий томик стихов О.Мандельштама, составителем которого был М.Кузмин. Вскоре поэт подготовил и издал свой вариант собрания новых стихов – «Вторую книгу» (1923). В том же году было опубликовано последнее, третье и сильно дополненное издание «Камня». В оба последних сборника вошли стихи, впоследствии выделенные в отдельный раздел «Стихи 1921 – 1925 годов».

В 1924 году О.Мандельштам прекращает печататься по негласному указанию партии, направленному против поэтов, принадлежащих некогда акмеизму. Та же судьба постигла в это время творчество А.Ахматовой. Вновь поэт начинает публиковаться в начале 1930-х годов. Отмена запрета на публикацию его стихов связана с изменением политики партии, которая благодаря некоторым послаблениям вербовала традиционную «непартийную» интеллигенцию для борьбы с «троцкистами». О.Мандельштаму, как и многим другим «идеологическим представителям классовых врагов» неожиданно разрешили печататься и даже устраивать публичные чтения.

Однако поэт не оправдал правительственных ожиданий; его стихи напугали даже друзей. Поэтому его попытки опубликовать свои произведения, издать новый поэтический сборник не увенчались успехом. Последний раз О.Мандельштам пытался опубликовать сборник своих стихов в одном из грузинских издательств в 1934 году. Большинство же его стихотворений 1930-х годов впервые были опубликованы в период «оттепели» во второй половине 1960-х годов. В 1973 году в серии «Библиотека поэта» появилось первое посмертное собрание избранных произведений поэта. Вместе с тем целый ряд стихотворений, по цензурным соображениям не вошедших в эту книгу, был опубликован уже в периодических изданиях 1980-х годов.

23 Годива – воспетая А.Теннисоном жена графа Ковентри, освободившая народ от тяжелой подати, согласившись взамен, по требованию мужа, выехать из замка в город на лошади прикрытой лишь прядями своих волос; однако она ехала по пустому городу – ни один житель даже не открыл ставни.

24 Амбивалентность восприятия Воронежа мотивирована биографически. В Воронеж О.Мандельштам с женой попали не по своей воле, и выбор места ссылки был для них во многом случайным. Вместе с тем ссылка оказалась по своим условиям мягче чердынской. По определению Н.Е.Штемпель, поэт «обольщался» городом.

 

 

Библиография

 

1. Аверинцев С. Судьба и весть Осипа Мандельштама //Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т. 1. Стихотворения. – М., 1990. – С.5 –64.

2. Бак Д.П. К вопросу о поэтической эволюции Мандельштама: тема художественного творчества // Творчество Мандельштама и вопросы исторической поэтики. Межвуз. сб. науч. трудов. – Кемерово, 1990. – С. 24 – 31.

3. Белый А. Символизм как миропонимание. – М., 1994. – 528 с.

4. Гаспаров М.Л. «Ариост» Мандельштама: редакция морская и редакция степная // Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализы. Интерпретации. Характеристики. – С.-Петербург, 2001. – С. 315 – 332.

5. Гаспаров М.Л. «За то, что я руки твои...» – стихотворение с отброшенным ключом // Гаспаров М.Л. Избранные статьи. – М., 1995. – С. 212 – 220.

6. Гаспаров М.Л. «Кому зима – арак и пунш голубоглазый...»: мандельштамовсое «мы пойдем другим путем» // Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализы. Интерпретации. Характеристики. – С.-Петербург, 2001. – С. 333 – 349.

7. Гаспаров М.Л. «Соломинка» Мандельштама (поэтика черновика) // Гаспаров М.Л. Избранные статьи. – М., 1995. – С. 185 – 197.

8. Гаспаров М.Л. Orpheus Faber (труд и постоянство в поэзии О.Мандельштама) // Гаспаров М.Л. Избранные статьи. – М., 1995. – С. 221 – 236.

9. Гаспаров М.Л. Антиномичность поэтики русского модернизма // Гаспаров М.Л. Избранные статьи. – М., 1995. – С. 286 –304.

10. Гаспаров М.Л. Две готики и два Египта в поэзии О.Мандельштама: анализ и интерпретация // Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализы. Интерпретации. Характеристики. – С.-Петербург, 2001. – С. 260 – 295.

11. Гаспаров М.Л. Поэт и культура (три поэтики Осипа Мандельштама) // Гаспаров М.Л. Избранные статьи. – М., 1995. – С. 327 – 370.

12. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций. – М., 1998. – 432 с.

13. Гинзбург Л.Я. О лирике. – М., 1997. – 415 с.

14. Гинзбург Лидия. «Камень» // Мандельштам О. «Камень». – Л., 1990. – С. 261 – 276.

15. Гумилев Н.С. Наследие символизма и акмеизм // Гумилев Н.С. Огненный столп: Стихи и проза. – Ижевск, 1991. – С. 368 – 372.

16. Дарвин М.Н. «Камень» О.Мандельштама: поэтика заглавия // Творчество Мандельштама и вопросы исторической поэтики. Межвуз. сб. науч. трудов. – Кемерово, 1990. – С. 57 – 65.

17. Жирмунский В.М. Преодол вшiе символизм // Жирмунский В.М. Поэзия Александра Блока. Преодол вшiе символизм. – М., 1998. – С. 25 – 56.

18. Иванов Вяч. Родное и вселенское. – М., 1994. – 428 с.

19. Искржицкая И.Ю. Культурологический аспект литературы русского символизма. – М., 1997. – 224 с.

20. Кантор Е. В топлокрылатом воздухе картин: искусство и архитектура в творчестве О.Э.Мандельштама // Лит. обозрение. – 1991. - № 1. – С. 59 – 68.

21. Колобаева Л.А. «Место человека во вселенной...» (философия личности и видение мира в поэзии О.Мандельштама) // Вестник Московского ун-та. Сер. 9. Филология. - 1991. - № 2. – С. 3 – 14.

22. Колобаева Л.А. О.Э.Мандельштам // История русской литературы XX века (20 – 90-е годы). Основные имена. – М., 1998. – С. 167 – 187.

23. Лекманов О.А. Книга об акмеизме // Учен. зап. Московского культурологического лицея № 1310. Серия: Филология. - Вып. 4. - № 3 (98). – М., 1998. – 238 с.

24. Лотман Ю.М. Поэтический мир Тютчева // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. Статьи и исследования. Заметки. Рецензии. Выступления. – С.-Петербург, 1996. – С. 565 – 594.

25. Мандельштам О.Э. Выпад // Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т.2. Проза. Переводы. – М., 1990. – С. 211 – 213.

26. Мандельштам О. «Камень». – Л., 1990. – 399 с.

27. Мандельштам О.Э Путешествие в Армению // Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т.2. Проза. Переводы. – М., 1990. – С. 100 – 132.

28. Мандельштам О.Э. <Скрябин и христианство> // Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т.2. Проза. Переводы. – М., 1990. – С. 157 – 161.

29. Мандельштам О.Э. «... нового понятия «события...» // Мандельштам О. «Камень». – Л., 1990. – С.195.

30. Мандельштам О.Э. Гуманизм и современность // Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т.2. Проза. Переводы. – М., 1990. – С. 205 – 207.

31. Мандельштам О.Э. Девятнадцатый век // Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т.2. Проза. Переводы. – М., 1990. – С. 195 – 201.

32. Мандельштам О.Э. О природе слова // Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т.2. Проза. Переводы. – М., 1990. – С. 172 – 187.

33. Мандельштам О.Э. Петр Чаадаев // Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т.2. Проза. Переводы. – М., 1990. – С. 151 – 156.

34. Мандельштам О.Э. Пшеница человеческая // Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т.2. Проза. Переводы. – М., 1990. – С. 191 –195.

35. Мандельштам О.Э. Разговор о Данте // Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т.2. Проза. Переводы. – М., 1990. – С. 214 – 254.

36. Мандельштам О.Э. Слово и культура // Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т.2. Проза. Переводы. – М., 1990. – С. 167 – 172.

37. Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т.1. Стихотворения. – М., 1990. – 639 с.

38. Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т.2. Проза. Переводы. – М., 1990. – 464 с.

39. Мандельштам О.Э. Утро акмеизма // Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т.2. Проза. Переводы. – М., 1990. – С. 141 – 145.

40. Мандельштам О.Э. Франсуа Виллон // Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т.2. Проза. Переводы. – М., 1990. – С. 134 – 141.

41. Мандельштам О.Э. Четвертая проза // Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т.2. Проза. Переводы. – М., 1990. – С. 88 –99.

42. Мандельштам О.Э. Шум времени // Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т.2. Проза. Переводы. – М., 1990. – С. 6 – 49.

43. Мец А.Г. «Камень» (к творческой истории книги) // Мандельштам О. «Камень». – Л., 1990. – С. 277 – 285.

44. Минц З.Г. «Забытая цитата» в поэтике русского постсимволизма // Учен. зап. Тартуского гос. ун-та; вып. 855. - Труды по знаковым системам. 23: Текст – культура – семиотика нарратива. – Тарту, 1989. – С. 123 – 136.

45. Мусатов В.В. «Логизм вселенской идеи» (к проблеме творческого самоопределения раннего Мандельштама) // Жизнь и творчество О.Э.Мандельштама: Воспоминания. Материалы к биографии. «Новые стихи». Комментарии. Исследования. – Воронеж, 1990. – С. 321 –330.

46. Осип Мандельштам: к 100-летию... – М., 1991.

47. Панова Л.Г. Пространство и время в поэтическом языке О.Мандельштама // Изв. АН СССР. Серия лит. и язык. – Т. 55. – 1996. - № 4. – С.

48. Паперно И. О природе поэтического слова: богословские источники спора Мандельштама с символизмом // Лит. обозрение. – 1991. - № 1. – С. 29 –37.

49. Путлина И. Опыт современного прочтения О.Мандельштама // Вопросы литературы. – 1991. - № 5. – С. 220 – 238.

50. Ронен Омри Осип Мандельштам // Лит. обозрение. – 1991. - № 1. – С. 3 – 19.

51. Руднева Е.П. Образ «черного солнца» в поэтике Мандельштама // Творчество Мандельштама и вопросы исторической поэтики. Межвуз. сб. науч. трудов. – Кемерово, 1990. – С. 71 – 75.

52. Свительский В.А. О поэтической логике «Воронежских тетрадей» // Жизнь и творчество О.Э.Мандельштама: Воспоминания. Материалы к биографии. «Новые стихи». Комментарии. Исследования. – Воронеж, 1990. – С.465 –479.

53. Сурганова Т.В. «И принимая ветер рока...» // Жизнь и творчество О.Э.Мандельштама: Воспоминания. Материалы к биографии. «Новые стихи». Комментарии. Исследования. – Воронеж, 1990. – С. 330 –337.

54. Таборисская Е.М. Петербург в лирике Мандельштама // Жизнь и творчество О.Э.Мандельштама: Воспоминания. Материалы к биографии. «Новые стихи». Комментарии. Исследования. – Воронеж, 1990. – С. 515 – 528.

55. Тименчик Р.Д. Текст в тексте у акмеистов // Учен. зап. Тартуского гос. ун-та; вып. 515. – Труды по знаковым системам. 12: Структура и семиотика художественного текста. – Тарту, 1981. – С. 65 – 75.

56. Тоддес Е. Поэтическая идеология // Литературное обозрение. – 1991. - № 3. – С. 30 – 44.

57. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. Избранное. – М., 1995. – с.

58. Червинская О.В. Акмеизм в контексте Серебряного века и традиции. – Черновцы, 1997. – 272 с.

59. Шатин Ю.В. В поисках утраченного пространства (Блок, Белый, Мандельштам) // Творчество Мандельштама и вопросы исторической поэтики. Межвуз. сб. науч. трудов. – Кемерово, 1990. – С. 96 – 113.

 

 

 

 







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 320. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия