Студопедия — II-е полугодие
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

II-е полугодие






 

21.01.2013

Скептицизм (продолжение)

В начале нашей эры появились принципиальные теоретические возражения против скептицизма. Умеренный скептицизм – естественная вещь. Если скептицизм становится самоцелью, то проверка предлагаемых суждений в качестве истины становится нескончаемой. В практической сфере скептицизм не работает. Вся практическая сфера базируется на основании убеждений. Во 2-м веке среди академиков (платоников) он укоренился. Со временем появилось соображение: что делать с этим скептицизмом? Для теории скептицизм – это гибель. Появились принципиальные возражения против скептицизма. Это проявилось в том, что его (скептицизм) нужно оставить и перейти на путь теоретической работы. Стали отыскивать общее в различных философских школах: платоников (академиков), перипатетиков, стоиков, а также эпикурейцев.

· Эклекти́зм – это выборка, как хрестоматия (выборка лучших мест из литературных произведений).

· Синкрети́змэто соединение вместе чего-то.

В философии эклектикой называется попытка соединить разные философские направления вместе. Считается, что синкретизм – это изначальное соединение разнородных принципов. В качестве примера берётся эклектизм первобытного художественного творчества, сочетающего в себе песни, пляски, которые ещё не разделены, т.е. первобытное единство чего-то, чему в последующем будет необходимо дифференцироваться и получить самостоятельность. Эклектика – это искусственное соединение (человек в своих философских рассуждениях соединяет различные философские элементы разных школ).

Начало положили стоики, которые в эпоху до Р.Х. многое приняли из систем Платона и Аристотеля. Они переняли телеологический взгляд на природу, присущий обоим этим направлениям. Стоики отличались строгостью морали. Они смягчили эти требования и стали на путь примирения с другими этическими системами.

Произведение “Пери́ ко́смо” (“О началах”) не было аристотелевским. В этом произведении соединился аристотелевский теизм (Бог, как перводвигатель) со стоическим пантеизмом. Есть Бог, но есть и божественная сила внутри мира. Бог (сверхмировая сущность) + божественные силы, действующие внутри мира, в природе. В божественной силе бывают разные степени. В этом можно обрести эклектизм.

Фи́лон из Лори́ссы (город в Фессалонике) утверждал о необходимости перехода от скептицизма к теории, т.е. к конструктивной умственной деятельности. В 87 г. он был в Риме.

Прославился не он, а его ученик Антио́х Аскало́нский. Цицерон учился у него в Афинах в зиму 79-78 г. Именно он считается обозначившим этот переход от академического скептицизма к конструктивной философской работе (эклектизму и синкретизму). Он считал, что системы Платона и Аристотеля имеют в своем содержании много общего, на которое нужно обратить внимание. Общее имеется, но по-разному выражено. У стоиков также много общего с Аристотелем и Платоном.

Аргумент против скептиков: практика без твердых и несомненных убеждений немыслима. Осмысляемое разумное поведение невозможно без твердых осмысленных убеждений.

Эти философы, будучи академиками, наметили переход на путь конструктивной деятельности: нужно выбрать из теоретического материала все самое важное и ценное и соединить это. Примирение этих философов пошло в сторону практики.

К эклектикам можно отнести Цицеро́на (106-43). Был известным оратором и политиком. Он услышал информацию, запомнил ее и успокоился. Усвоил всю Римскую ученость, учась у эллинистов. Он извлек систему своих взглядов из греческой философии (сделал хрестоматийную выборку). Взял платоновскую гносеологию поздней эпохи, когда не был острым интерес к метафизике. Отношение к метафизике проникнуто методологическим скептицизмом. Видно равнодушие к физике. Область морали и религии – это важно. В этих областях необходимы твердые убеждения. Берутся нравственные нормы и продумываются. Он признавал религию необходимой для жизни (consensus gentium – единомыслие народа в признании религии). Нет нерелигиозных обществ (народов). Сам Цицерон держался философской религии. Все философы относились с пренебрежением к народной религии (религиозным верованиям простых людей). Философы признавали религию, но не выраженную традиционным способом. Они признавали бытие Бога, целесообразное устройство мира (неизбежно вытекает из бытия Бога) и бессмертие души. Такая эклектическая философия, зафиксированная Цицероном и культивируемая им, стала мировоззрением образованных людей той эпохи.

Деятелем той же эпохи является Варо́н (116-27), который также перенял греческую образованность. Он насчитал 288 возможных вариантов комбинирования мыслей, исходя из вариантов эллинистической философии того времени. Наша душа имеет в себе общие понятия во врожденном состоянии, которые являются непосредственно очевидными. В рамках этой теории в упрощенном виде подразумеваются идеи, как врожденные понятия.

 

28.01.2013

 

В истории античного мира того времени (господство Римской империи) возникла непростая ситуация – наступала эпоха эллинизма (весь период существования империи Александра Македонского (где-то до 30-х гг. н.э.), а в широком смысле – до VII века, до мусульманского завоевания). Организовались центры учености (в первую очередь, знаменитая Александрия и ее огромная библиотека, собранная египетской династией Птолемеев). Большой ученостью также отличались сирийцы и евреи. Ученость того времени заключалась в знании философской литературы и философских текстов. Большое значение придавалось логике и теории словесности (риторике). Иудеи хотели понять соотношение библейской истины и греческой учености. Возникла потребность в образованных людях. Если опираться только на один человеческий разум, то он один не дает истины. Зная грамматику, логику и историю философии можно получить лишь технические, но не глубинные знания, к постижению которых человек стремился всегда. Ощущалась потребность в Богооткровении (религии, прямо или косвенно базирующейся на признании истины, данной людям Богом). Эта эпоха была временем напряженного интеллектуального и духовного состояния ожидания поиска истины у Бога.

Это время считается временем неопифагорейцев. Именно Пифагору было дано знание, которое является потребным для человека. Вновь обратились к его (Пифагора) взглядам.

Ярким представителем данного направления является Аполло́ний Тиа́мский (современник Христа). В антологии был дуалистом (признавал материальную и духовную реальность). Был сторонником этического дуализма (есть истина, которая идет от Бога, а есть нормы, которым подчиняется человек в ходе плотских влечений). Признавал метапсихо́з (миграцию душ: душа вечна и бессмертна; она не индивидуальна, как у христиан, а какое-то количество душ обладает бессмертием и переходят из тела в тело). Эта мысль распространена в индуизме. Он считал, что источником истины является откровение. Носителем откровения является Пифагор, которому было откровение от Бога, а также сам Аполлоний. Часть от этого откровения взяли себе многие философы (например, Платон). Полагал, что онтологическую реальность человек постигает различными способами (интуитивно действующим разумом (ну́сом) и рассудком (диа́нией)). Также способом постижения этой онтологической реальности, согласно Аполлонию, является до́кса (мнение, т.е. расхожее суждение). Однако в теоретической области докса является критически неосмысленным мнением (не подходит для философов). Последним источником знания является э́кстесис (эстетика). У Аполлония подавление аффектов является религиозной задачей (аналогично в христианстве очищение души через покаяние).

Антологическая лестница Аполлония: верхняя ступень – это Бог (Пневма, т.е. Дух); как чистый дух Он совершенен и не может быть изменчивым. Далее ниже следует Демиу́рг, как более низшее существо. Третьим является сотворенное (мио́н, т.е. несуществующее). Мысль об очищении – религиозная.

Другим представителем этой новой религии является Нуме́дий (II век). Происходил из Атоме́и. Он считал себя возобновителем истинной религии, которая есть у магов, египтян и евреев (Тора). У всех этих религий есть истина, которая ведет свое начало от Божественного Откровения. Хотел восстановить то, что было когда-то забыто.

Греческая (эллинистическая) философия + религиозные идеи Востока давали вместе некую философскую “смесь”.

Для нас интересны александрийские иудеи, особенно Фи́лон Александри́йский (20 г. до н.э. – 30 г. н.э.). Они (эти иудеи) были очень высокого мнения о себе и объясняли ученость тем обстоятельством, что греческая ученость – заимствованная (греки заимствовали истины из Библии). Метод аллегории (усмотрение в библейском тексте другого смысла, вытекающего помимо буквального понимания) был взят иудеями у стоиков, которые, в свою очередь, сравнивали свои религиозно-философские представления о Боге с языческими повествованиями о богах, в которые они (стоики) втолковывали различные философские мысли. Применяя аллегорическое толкование, иудеи использовали философские мысли, присущие грекам.

Антологическая схема Филона Александрийского: верховная сущность (Божество)→ Логос (как термин взят у стоиков), заключающий в себе ди́намис (силы, отождествляемые с идеями Платона и с ангелами, понятие о которых имела ветхозаветная религия)→ а́мортос и́ли (бесформенная материя).

В антропологии Филон говорит о 2-х человеческих элементах: нус (душа) + сакс (плоть: тело и душа вместе).

Задачи этики, по Филону: 1) добиться вытеснения аффектов (достигнуть апатии, вытеснения страстей, которые являются перевозбужденными чувствованиями); 2) познание (занимаясь бескорыстным познанием, человек, тем самым, совершает очищение души от низменных проявлений); 3) познавательное делание (э́кстасис – это ненормальное состояние психики, когда она выходит из своего обычного состояния и входит в необычное, но плодотворное для личности состояние), при котором человек сливается с Богом (в ходе экстасиса) и достигает божественной реальности; это редкое состояние, но оно необходимо, т.к. умственно Бог непостижим, а в состоянии экстасиса такие постижения возможны.

04.02.2013

Филон Александрийский повлиял на христианских апологетов (I-II вв.). Они входят в историю философии. К апологетам относятся Юстиниан Мученик (ум. в 60-х гг. II века), Афинаго́р Афинский, Фео́фил Антиохийский, Менуций Феликс и др.

В отношении философии Юстиниан Мученик считал, что истина заключена в христианской философии, потому что:

· она дает верное познание;

· она учит правильному поведению (этике, т.е. практической философии);

· она дает истинное счастье в здешней и в будущей жизни.

Христианство есть результат полного откровения Бога в Иисусе Христе (частичное откровение уже было в Ветхом Завете). Источником истины для человека может быть только Божественное откровение. Откровение имело место всегда. Хранителями этого откровения были Пифагор, Сократ и Платон, которые обязаны не собственному разуму теми истинами, которыми они хвалятся, а бывшему им прямому божественному откровению и откровению, заимствованному из книг Моисея. Откровение до Христа было неполным (Ло́гос сперматико́с = семена Логоса). Полное откровение принесено Христом.

Апологеты рассматривают в качестве откровенной истины то, что раньше древнегреческие философы считали естественным и разумным. Иными словами, принимали Божественное откровение в качестве факта, вне которого нет объяснения происхождения истины.

В то время был распространен онтологический дуализм: Бог→Логос→Бесформенная материя (а́мортос и́ли). Именно бесформенная материя считалась началом зла. Логос сделался во Христе человеком, чтобы водворить Царство Божие на земле.

След в истории философии оставила группа апологетов-нигилистов. Яркими представителями являются: Татиа́н Ассири́ец и Тертуллиан (160-220). Для них было характерно отрицание всей языческой культуры.

Так, для Татиана вера варваров имеет большее значение, чем греческая лжемудрость. Тертуллиан имел хорошее философское образование. Был стоиком. В практической онтологии он – материалист. При этом он был христианином-моралистом (строгий ригористический морализм).

Ириней Лионский в философском отношении является исключительным последователем Филона. Полагал, что Ветхий Завет – воспитатель христианства.

Климент Александрийский по своему философскому методу также является учеником Филона. Как Филон относится к иудейству, так Климент Александрийский относится к христианству. Был эклектиком.

Ориген (185-254) также относится к апологетам. С философской точки зрения широко известны два его трактата: “О началах” и “Против Цельса” (Цельс был блестящим ученым своего времени). Это сочинение не сохранилось. В этом сочинении Ориген цитирует тезисы Цельса и опровергает их как христианин. Ориген считал, что есть вера (пи́стис) знание (гно́сис). Уразумение истин веры состоит в том, что положения веры переводятся в категорию знания. Вера должна быть знанием, чтобы ее уразуметь. Вера превращается в знание через уразумение Священного Писания. Изучая Писание, можно по-разному толковать текст (буквально и аллегорически). В нравственном толковании Писания действует психический смысл (от сл. “психи́” – душа). Такое нравственное толкование особенно применимо к Ветхому Завету. Наконец, пневматический смысл – это философское толкование. Следствием из этого философского толкования является мысль: как Ветхий Завет объясняется в свете Нового Завета, так Новый Завет должен быть объяснен пневматическим евангелием, которое открыто пока лишь немногим. Философский смысл – это вид аллегорического толкования, который должен предлагаться людьми, способными к этому.

Необходимо сказать о гностицизме. Яркими представителями являются: Сатурни́н, Тахокра́т, Васили́д, Валенти́н, Бардиза́н и Маркио́н. Все они называли себя христианами и признавали новозаветное откровение, считая его средоточием истины. Они считаются создателями христианской философии истории.

Так, Маркион резко отрицательно относился к Ветхому Завету, считая время до Христа эпохой демонов.

По мысли гностиков, человек состоит из трех частей: 1) чувственно-материальной (и́ли), 2) душевно-демонической (психи́), 3) духовно-божественной (пне́вма). По преобладанию одной из этих частей в человеке он может быть характеризован как и́лик, пси́хик или пневма́тик. Так же классифицируются и общества: язычники→илики, иудеи→психики и христиане→пневматики.

Самым выдающимся гностиком считается Валентин.

Самым крупным явлением конца эллинистической эпохи является неоплатонизм. Платон и Аристотель обозначили собой апогей развития греческой философии. После них этот апогей уже не повторялся. Стали лишь хранить то, что было. Неоплатоники стремились к возрождению той философии, которая была прежде, но с некоторыми поправками.

Основателем неоплатонизма считается Пло́тин (204-269). Был родом из Египта. Его молодость проходила в среде александрийской учености. Он был младшим современником Оригена. Александрийские философы исходили из уверенности в том, что Бог непосредственно постигается во внутреннем мире человека. Это – мистицизм. Когда Плотину исполнилось 40 лет, он перебрался в Рим и где и окончил свои дни. Полагал, что Бог есть инстанция, не только превышающая бытие, но и превышающая само понятие человека о Нем (Боге). Т.е. Бог не может быть реализован разумом. Реальность излучается из Бога (имманация). Если Бог невыразим словами, то Он не постижим для нашего ума. Бог выше бытия (уси́я) и выше мышления (но́исис). Появляется Нус (дух или разум).Это – образ. Последней ступенью является мио́н (материальный мир). Смысл жизни в том, что то, что имманировало от Бога к Богу же и возвращается. Душа человека претерпела ту же судьбу. Душа возвращается к Богу через познание, усматривая через чувственные оболочки вещей идеи, которые в них заключаются. В каждом предмете необходимо найти божественную сущность. Также необходимо непосредственно постигать идею разумом (интуиция). А также есть экстасис. Таким образом, есть 3 стадии интеллектуальной деятельности души, которые служат религиозной цели очищения души:

· усматривает в вещах божественную сущность;

· разумом интуитивно постигает идеи;

· экстасис, который позволяет человеку слиться с божеством.

Все, что имманировало из Бога, должно в Него возвратиться.

Здесь также упоминается Аммо́ний Са́кос (175-242). Он был учителем Оригена. Он ничего не писал, но, как и Нумедий, считал, что Божественное Откровение нужно искать у Моисея, а не Пифагора.

18.02.2013

 

Святые отцы IV-VI вв. игнорировали эллинскую философию по существу. Греческая образованность имеет подсобный характер. После падения Западной Римской империи осталось немногое философское наследие. От Аристотеля остались лишь несколько кратких трактатов по логике (“О категориях”, “О толковании”). От Платона до нас дошел переведенный диалог “Тиме́и”. После обрушения Западной Римской империи верховная власть была у варваров-завоевателей, а культурный слой остался нетронутым (культурные семьи, родовая аристократия). В конечном итоге завоеватели христианизировались. Возник диссонанс: правители стали христианами, а чиновничий аппарат оставался языческим и противился христианству. Интеллигенции приходилось двулично формально принимать христианство, при этом смешивались языческие и христианские взгляды.

Боэ́ций (470-525) жил в эпоху правления в Италии остготов во главе с Теодорихом Великим. Он был помощником и консультантом правителя. Боэций написал несколько комментариев к логическим сочинениям Аристотеля: “О категорическом силлогизме” (“De sillogismo categorico”), “О гипотетическом силлогизме”, “Об определении” (“De finicione”). Самым важным является его сочинение “О философском утешении”. Здесь философия предлагается как серьезное интеллектуальное занятие, приносящее утешение. Это произведение переведено на русский язык. Боэций стал одним из авторов, которые ценились во всю эпоху Средневековья. Он считал, что зло является наказанием само по себе (заблуждение мысли ведет к нравственной порче, которая является наказанием носителю за это уклонение от истины). Это выражается в том, что человек строит свои умозаключения на основе ложных суждений и в итоге приходит к абсурду. А раз он приходит к абсурду, то абсурд и является наказанием за взятие человеком ложных принципов в качестве суждений.

После Боэция необходимо упомянуть такого мыслителя, как Марциа́н Капе́лла, который составил учебный курсы. В то время основу образования составлял три́виум (формальное образование): грамматика, логика и риторика. Суды были неотъемлемым элементом общественной жизни. Ценилось умение сочинять письменные тексты. Все это в то время составляло основу начального и неполного среднего образования. Был также и квадри́диум (содержательное образование): арифметика, геометрия, астрономия и музыка (теория искусства). С появлением христианства добавились Священное Писание, толкование на него и церковные проповеди.

Большую роль сыграл и Кассиадо́р Сена́тор (480-570). Сенаторами в то время была группа образованных людей, являющаяся консультантами для властей. Его система образования: тривиум + квадридиум + богословские труды + история готов. Он был педагогом, богословом и историком.

Иси́дор Севи́льский (570-636) был знатоком многих дисциплин, представленных учебными курсами. Он – католический покровитель Интернета.

Дионисий Ареопагит – христианский неоплатоник. Моменты неоплатонизма проявляются в катафатическом и апофатическом богословии.

Иоанн Скот Эриуге́на (810-880) перевел Дионисия Ареопагита с греческого языка на латинский. Он стал связующим звеном между восточным и западным богословием.

Для нас ключевой фигурой данного времени является блаж. Августин (354-430). Происходил из небогатой, но зажиточной семьи. Получил хорошее образование. Был адвокатом. Некоторое время провел в Нуми́дии (Северная Африка). Его мать оказала на него христианское влияние. В свои молодые годы он знал христианские реалии, но не жил по ним. В своих духовных метаниях, 9 лет провел в манихействе (у них была своя иерархия и степени посвящения). Не нашел у них успокоения. После манихейства он увлекся скептицизмом, а затем и неоплатонизмом – философским введением в христианство. И только пройдя через скептицизм он стал христианином. Живя в Северной Италии (Милан), он вел преподавательскую деятельность.

Амвросий Медиоланский (340-397) был старшим современником блаж. Августина. Он был блестящим проповедником: светским языком излагал христианские мысли (апологетическое изложение христианского вероучения). Поначалу был священником, а потом и епископом у себя на родине. Стал очень ревностным и плодотворным защитником христианства в своих писательских трудах. В богословии он защищал понятие Церкви. Как философ он опередил свое время более чем на тысячу лет: мысль о философском значении самосознания (психологическая установка). Для греков это было немыслимо. В своей душе можно быстрее, чем вовне найти ответы на волнующие вопросы.

 

25.02.2013

 

Греческая философия носила синкретический характер. Был характерным признание непознаваемости Бога.

У блаж. Августина есть спорная точка зрения о том, с чего же надо начинать философствование. У него была психологическая позиция: возможно ли преодолеть состояние сомнения чисто интеллектуальным способом? Он считал, что сомнение распространяется на все, кроме самого себя (позднее эту мысль повторил Декарт). Субъект (сам человек, индивид) достоверен. Чтобы сомневаться, нужно существовать. Блаж. Августин, как христианин, исходил из христианской антропологии, по которой человек есть образ и подобие Божие. Отсюда вытекает суждение о том, что если образ Божий (душевное состояние) можно анализировать, то, таким образом, можно косвенно познать существо Божие. По своему замыслу образ (метафора) является сходным с оригиналом. Вместе с несомненным существованием своего “я” для блаж. Августина было вне сомнения существование Бога. Идея Бога для Августина представляется непосредственно сросшейся с достоверностью субъекта. Иными словами, как для человека очевидно его собственное существование, так для него должна быть очевидна идея Бога. Необходимо отметить, что понятие о Боге неотъемлемо от человеческого самосознания. Идея Бога присуща КАЖДОМУ человеку, но следствия из нее могут быть различны (вера или неверие в Бога). Если мы сомневаемся в Боге, то мы сомневаемся и в истине. Понятие об истине есть у каждого человека. Доказательством этого является само сомнение в истине: если бы не было истины, то не было бы и сомнения в ней. Истина и Бог – это одно и то же, поэтому сомнение в истине означает сомнение в Боге.

Гносеология. Блаж. Августин признает се́нсус (ощущение). Мы ведь на практике доверяем своим органам внешних чувств. Вторым источником познания являются интелле́ктус (разум – действующая отдельно от рассудка отличная от него способность, которая интуитивно схватывает какие-то отдельные от него (рассудка) умозрительные реальности) и ра́цио (рассудок, т.е. способность считать и мыслить).

Поначалу он был чистым платоником (душа человека уже при рождении имеет копии идей). Но как христианин он не мог согласиться с метапсихо́зом (теорией о кочевании души из тела в тело). Пришел к заключению, что наш разум непосредственно складывает умозрительные реальности (в неоплатоническом варианте это мысли, идеи Бога). Разум воспринимает истины: логические законы (тождества и противоречия), нормы (критерии) добра и красоты, принципы суждения. Таким образом, для интеллекта схватывание этих норм мышления является основной функцией. Эти нормы разума свойственны всем людям и потому они общеобязательны для всех. Все эти нормы Бог соединяет в Своем существе, поэтому всякое познание посредством интуитивного разума есть познание Бога. В условиях земного существования человека, имея в виду испорченность природы человека после первородного греха, все способности человека не работают с той ясностью и четкостью, с которыми они работали до испорченности природы. Поэтому в условиях земной жизни полноценного адекватного познания нет вследствие испорченности природы человека.

Метафизика. Кроме того, что Бог есть совокупность истин, норм добра и красоты, Он еще есть личность (христианская категория). Поэтому есть аналогия между личностью человека и личностью Бога. Человек познает Бога по аналогии с собой. Анализируя состояние своей души, человек обнаруживает три ее стороны: 1) интелле́ктус (разумно-познавательные способности), 2) валю́тас (желания) и 3) мемо́рия (фиксирование ощущений, приходящих через органы внешних чувств). ВЫВОД: следовательно, и у Бога в Его существе имеют место эти три элемента.

Возникает вопрос о свободе воли человека, который был присущ христианству изначально. Христиане всегда признавали свободу воли, в противном случае религия лишается смысла. Принимая в расчет райское грехопадение, блаж. Августин утверждал, что свобода воли в полной мере была только у Адама; после Адама у человека исказилась природа, поэтому он не может не грешить. Для спасения, понимаемого в христианском духе, человеку необходима благодать, хранителем которой является Церковь (“вне Церкви нет спасения”). Получается, что у блаж. Августина есть признание свободы воли, но, вместе с тем, есть и предопределение.

В своем произведении “ О двух градах ” блаж. Августин излагает христианскую историософию (своей жизнью Христос явил поворотный пункт в истории человечества и всего бытия), создателями которой были гностики. Он подробно излагает теорию противопоставления царства Бога и царства диавола. Эта теория берется в качестве модели, с которой надо сравнивать всю последующую новую историю христианства. Царство Божие отождествляется с евреями, а царство мира – это все, что помимо евреев в древнем мире (в христианскую эпоху это все, что помимо Церкви Христовой). Само же Царство Божие не от мира сего. В этом своем произведении блаж. Августин указывает на 6 периодов (т.к. 6 дней творения) в истории (по аналогии с историей евреев, у которых также было шесть периодов в истории). У него резко отрицательная оценка дохристианского мира (греко-римской культуры). Такое отношение было характерным для большинства христианских интеллектуалов той “золотой святоотеческой эпохи”.

 







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 320. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия