Студопедия — ISBN 5-352-01625-0 10 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ISBN 5-352-01625-0 10 страница






Что касается исторической последовательности, то большинство авторов придерживается взгляда, что тотемизм является более древним институтом, а экзогамия присоединилась позже3.

1 Опубликованных в 1898—1901 годы в «Социологическом
ежегоднике». — Ред.

2 См. критику рассуждений Дюркгейма у Фрэзера (Тотемизм
и экзогамия. Часть IV).

3 Напр., Фрэзер. Тотемический клан — совершенно иная со­
циальная организация, нежели экзогамический класс, и у нас
есть серьезные основания думать, что первый гораздо древнее
последнего.


Среди теорий, пытающихся объяснить экзога­мию независимо от тотемизма, укажем только на некоторые, выясняющие различное отношение ав­торов к проблеме инцеста.

Макленнан1 остроумно объяснил экзогамию как остаток нравов, указывающих на имевшее ко­гда-то место похищение женщин. Он высказал предположение, что в первобытные времена все­общим обычаем было добывать женщин из чу­жого рода и брак с женщиной собственного рода становился постепенно запретным, потому что был необычным2. Мотива для этого обычая экзо­гамии он искал в недостаточном количестве жен­щин у примитивных народов вследствие обычая убивать при рождении большинство детей жен­ского пола. Нас не интересует проверка, под­тверждают ли фактические обстоятельства пред­положения Макленнана. Гораздо больше нас ин­тересует довод: если мы допустим, что этот автор прав, то все же остается необъяснимым, почему мужчины отказываются и от немногих женщин своей крови и каким образом здесь совершенно не принимается во внимание проблема инцеста3.

В противоположность этому и очевидно с боль­шим правом другие авторы понимали экзогамию как институт для предупреждения инцеста.

1 «Primitive Manage» («Примитивный брак», 1865).

2 Нечистый, потому что он не практиковался.

3 Frazer J.-D. Totemism and Exogamy. Part IV. P. 105; Mor­
gan LAI.
Ancient Society. 1877 (см.: Фрэзер Д.-Д. Тотемизм и
экзогамия; также: Морган Л-Г. Древнее общество).


Если окинуть взглядом постепенно возрастаю­щую сложность ограничений брака, то приходится согласиться с точкой зрения Моргана, Фрэзера, Хоувитта, Балдвина, Спенсера, что эти учреждения носят целесообразный преднамеренный характер («deliberate design», по Фрэзеру) и что они должны достичь того, к чему они действительно стреми­лись. «Нет других путей, которыми возможно было бы во всех деталях объяснить эти системы, в одно и то же время такие сложные и такие точные» \

Любопытно заметить, что первые ограниче­ния, достигнутые введением брачных классов, ка­сались сексуальной свободы младших поколений, то есть инцеста между братьями и сестрами и сыновьями с их матерями, между тем как инцест между отцом и дочерью прекратился только бла­годаря дальнейшим мероприятиям.

Но объяснение экзогамического ограничения сексуальности преднамеренным законодательством ничего не дает для понимания мотива, создавшего эти институты. Откуда берется в конечном резуль­тате боязнь инцеста, в чем приходится признать корень экзогамии? Очевидно, недостаточно для объяснения боязни инцеста ссылаться на инстинк­тивное отвращение к сексуальному общению с кровными родственниками, то есть на сам факт бо­язни инцеста, если социальный опыт показывает, что наперекор этому инстинкту инцест вовсе не ред­кое событие даже в нашем обществе, и если истори-

* FrazerJ.-D. Ibid. P. 106.


ческий опыт знакомит со случаями, когда предписа­нием требуется инцестуозный брак для лиц, пользу­ющихся преимущественным положением.

Для объяснения боязни инцеста Вестермарк1 указывает на то, что «между лицами, с детства жи­вущими вместе, господствует враждебное отноше­ние к половому общению и что это чувство (так как эти лица обыкновенно кровные родственни­ки) находит естественное выражение в правах и законе благодаря отвращению к половому обще­нию между близкими родственниками». Ellis хотя и оспаривал, что это отвращение носит характер влечения, но в своих «Studies in the psychology of sex» («Очерки психологии секса»), по существу, соглашался с этим объяснением, говоря: «Нор­мальное отсутствие проявления полового влече­ния в тех случаях, где дело касается братьев и сес­тер или с детства живущих вместе мальчиков и девочек, явление чисто отрицательное, происходя­щее оттого, что при этих обстоятельствах безус­ловно должны отсутствовать предпосылки, воз­буждающие половое влечение... Между лицами, выросшими с детства вместе, привычка притупила все чувственные раздражения зрения, слуха и ося­зания, направила на путь спокойной склонности и лишила их власти вызывать необходимое эроти­ческое возбуждение, требующееся для того, чтобы вызвать половую тумесценцию».

1 См.: Происхождение и развитие морали. II: Брак, 1909. Там же защита автора против ставших ему известными возражений.


Мне кажется весьма странным, что Вестермарк видит в этом врожденном отвращении к половому общению с лицами, с которыми вместе росли в дет­стве, одновременно психическое выражение биоло­гического факта, что инцест влечет за собой вред для рода. Подобный биологический инстинкт едва ли так ошибался бы в своем психологическом вы­ражении, чтобы вместо вредных для продолжения рода кровных родственников коснуться совершен­но безобидных в этом отношении товарищей по до­му и очагу. Я не могу не привести замечательные возражения, выдвинутые Фрэзером против этого утверждения. Он находит непонятным, почему сек­суальное чувство в настоящее время совершенно не противится общению с товарищами по очагу, меж­ду тем как боязнь инцеста, которая должна будто бы происходить от этого отвращения, так невероят­но разрослась. Но еще глубже другие замечания Фрэзера, которые я тут привожу полностью, пото­му что, по существу, они совпадают с доводами, вы­сказанными в моей статье о табу.

«Трудно понять, почему глубоко укоренивший­ся человеческий инстинкт нуждается в утверж­дении посредством закона. Нет закона, повеле­вающего людям есть или пить или запрещающе­го им класть руки в огонь. Люди едят и пьют и держат свои руки подальше от огня инстинктив­но, из страха перед естественным, а не законным наказанием, которое повлекло бы за собой непод­чинение этим явлениям. Закон запрещает людям только то, что они могли бы сделать под давлени-


ем своих влечений. То, что сама природа запре­щает или наказывает, то незачем запрещать или наказывать по закону. Мы легко можем поэтому допустить, что преступления, запрещенные по за­кону, — это такие преступления, которые многие из людей совершили бы охотно по естественной склонности. Если бы не было такой склонности, не совершались бы подобные преступления, а ес­ли бы такие преступления не совершались, то не к чему было бы их запрещать. Поэтому, вместо того чтобы из законодательного запрещения ин­цеста заключать о существовании естественного запрещения к нему, мы, скорее, должны были бы сделать вывод, что естественный инстинкт влечет к инцесту и что, если закон подавляет это влече­ние, подобно другим естественным влечениям, то основанием к тому является взгляд цивилизован­ных людей, что удовлетворение этих естественных влечений приносит вред обществу»1.

К этим ценным аргументам Фрэзера я могу еще прибавить, что данные психоанализа делают совершенно невозможным предположение о врож­денном отвращении к инцестуозному половому об­щению. Они, наоборот, показали, что первые сексу­альные побуждения играют громадную роль в ка­честве творческих сил позднейших неврозов.

Взгляд на боязнь инцеста как на врожденный инстинкт должен быть поэтому оставлен. Не луч­ше обстоит дело с другим объяснением запрета ин-

1 FrazerJ.-D. Totcmism and Exogamy. Part IV. P. 97.


цеста, имеющим многочисленных сторонников и предполагающим, что примитивные народы рано заметили, какими опасностями грозит кровосме­сительство их роду, и что поэтому они с вполне осознанной целесообразностью запретили инцест. Возражений против этого объяснения возникает множество (ср. с Дюркгеймом — «Социологиче­ский ежегодник», 1896). Запрещение инцеста, долж­но быть, не старше скотоводства, на котором чело­век мог бы убедиться в действии кровосмеситель­ства на свойства расы, а что еще важнее, вредные последствия кровосмесительства еще до настояще­го времени не безусловно доказаны и относительно человека их трудно доказать. Далее, все, что нам известно о современных дикарях, делает весьма не­вероятным, чтобы помыслы их отдаленнейших предков были уже заняты предупреждением вреда для позднейшего потомства. Кажется смешным, когда этим живущим без всякого раздумья взрос­лым детям хотят приписать гигиенические или ев­генические мотивы, которые едва ли принимаются во внимание и в нашей современной культуре1.

Наконец, необходимо еще подчеркнуть, что запрещение кровосмесительства из практических и гигиенических мотивов как ослабляющего расу момента совершенно недостаточно, чтобы объяс­нить глубокое отвращение, подымающееся в на­шем обществе против инцеста. Как я доказал в

1 Чарлз Дарвин говорит о дикарях: «Они не склонны заду­мываться над угрожающими в будущем несчастьями их пле­мени».


другом месте1, боязнь инцеста у живущих теперь примитивных народов кажется еще более силь­ной и активной, чем у цивилизованных.

В то время как можно было бы ожидать, что и при объяснении происхождения боязни инцеста имеется выбор между социологическими, биоло­гическими и психологическими гипотезами, при­чем в психологических мотивах, может быть, мож­но было бы видеть выразителей биологических сил, — чувствуешь себя по окончании исследова­ния вынужденным согласиться с непретенциоз­ным замечанием Фрэзера: «Нам не известно про­исхождение боязни инцеста, и мы даже не знаем, что об этом предполагать. Ни одно из предложен­ных до сих пор решений загадки не кажется нам удовлетворительным»2.

Должен упомянуть еще о совсем другого рода попытке объяснить происхождение инцеста, чем рассмотренные до сих пор. Ее можно было бы назвать исторической.

Эта попытка связана с гипотезой Ч.Дарвина о первичном социальном состоянии человека. Исхо­дя из привычек высших обезьян, Дарвин заклю­чил, что и человек первоначально жил небольши­ми группами, в пределах которых ревность самого старшего и самого сильного самца не допускала

1 Ср. первую статью.

2 «Таково окончательное происхождение экзогамии и с нею
закона об инцесте; с того времени как была придумана экзогамия
как помеха инцесту, — наша проблема остается в отношении ее
такой же неясной, какой и была до этого» (Тотемизм и экзога­
мия. Ч. I).


полового смесительства. «Судя по тому, что нам известно о ревности у всех млекопитающих, из которых многие обладают специальным оружием для борьбы с соперниками, мы действительно мо­жем заключить, что общее смешение полов в есте­ственном состоянии весьма невероятно...

Если поэтому в потоке времени мы оглянемся далеко назад и сделаем заключение о социальных привычках человека, как он теперь существует, то самым вероятным будет мнение, что человек пер­воначально жил небольшими обществами, каждый мужчина с женщиной или, если у него была власть, со многими, которых он ревностно защи­щал от других мужчин. Или он не был социаль­ным животным и все же жил один со многими же­нами, как горилла; потому что все туземцы соглас­ны в том, что в группе горилл можно встретить только одного взрослого самца. Когда молодой са­мец подрастает, то происходит борьба за власть и более сильный становится главою общества, убив или прогнав остальных. Младшие самцы, изгнан­ные таким образом, скитаются одни, и, когда нако­нец им удастся найти самку, они таким же обра­зом не допустят слишком близкого кровосмеси­тельства среди членов одной и той же семьи»1.

Аткинсон2, по-видимому, первый заметил, что эти условия дарвиновской первобытной орды практически осуществляли экзогамию молодых

1 Происхождение человека.

2 См.: Primal Law. L, 1903; Lang A. Social Origins.


мужчин. Каждый из этих изгнанных мог основать такую же орду, в которой имело силу такое же запрещение полового общения из-за ревности гла­вы, и с течением времени благодаря этим обстоя­тельствам сложилось осознанное, как закон, пра­вило: никакого полового общения с товарищами по очагу. По возникновении тотемизма это прави­ло приняло другую формулировку: никакого по­лового общения в пределах тотема.

Э.Ланг1 присоединился к этому объяснению экзогамии. Он в той же книге отстаивает и дру­гую (дюркгеймовскую) теорию, видящую в экзо­гамии следствие законов тотема. Не совсем легко соединить оба взгляда, в первом случае экзога­мия существовала до тотемизма, во втором слу­чае она оказывается его следствием2.

1 Secret of the Totem. P. 114, 142.

2 «Если, в согласии с теорией Дарвина, доказано, что экзо­
гамия встречается до того, как верование в тотем доставляет
этому правилу священную санкцию, то паша задача делается от­
носительно нетрудной. Первое практическое правило исходит от
завистливого властелина. Повеление: „Да не коснутся самцы са­
мок в моем владении" сопровождается изгнанием молодых сы­
новей. В дальнейшем это правило стало привычным и приняло
формулировку
(курсив З.Фрейда.— Ред.): „Не бери в жены ни­
кого из местной группы". Еще позже местные группы получают
прозвища — имена, например Эму, Ворона, Опоссума, Бекаса, и
тогда правило формулируется так: „Не бери никого в жены из
местной группы с именами определенных животных, например
Бекаса, если ты сам Бекас". Однако если первичная группа не
была экзогамичной, то она стала таковой после того, как тоте-
мическис мифы и табу распространились на животных, растения
и другие названия маленьких местных групп».

В своем последнем суждении по этому предмету Э.Ланг заявляет, что отказался от мысли о происхождении экзогамии из ♦general totem to табу.


...Единственный луч света в эту тьму проли­вает психоаналитический опыт.

Отношение ребенка к животному имеет много сходного с отношением примитивного человека к животному. Ребенок не проявляет еще и следа то­го высокомерия, которое побуждает впоследствии взрослого культурного человека отделить резкой чертой свою собственную природу от всякого дру­гого животного. Не задумываясь, ребенок предо­ставляет животному полную равноценность; в без­удержном признании своих потребностей он чувст­вует себя, пожалуй, более родственным животному, чем кажущемуся ему загадочным взрослому.

В этом прекрасном согласии между ребенком и животным нередко наступает замечательная дисгармония. Вдруг ребенок начинает бояться определенной породы животных и бережет себя от того, чтобы прикоснуться или увидеть живот­ное этой породы. Возникает клиническая картина фобии животных, одного из самых распространен­ных среди психоневротических заболеваний этого возраста и, может быть, самой ранней формы та­кого заболевания. Фобия обыкновенно касается животного, к которому до того ребенок проявлял особенно живой интерес, она не относится к одно­му только определенному животному. Выбор сре­ди животных, могущих стать объектами фобии в условиях городской жизни, не велик. Это — лоша­ди, собаки, кошки, реже птицы, удивительно часто маленькие живые существа — жуки и бабочки. Иногда объектами бессмысленнейшего и безмер-


ного страха, проявляющегося при этих фобиях, становятся животные, известные ребенку только из картинок и сказок; редко удается узнать пути, по которым совершился подобный выбор внуша­ющего страх животного. Так, я обязан К. АЬга-ham'y сообщением случая, когда ребенок объяс­нил свой страх перед осой тем, что ее цвет и по­лосатая поверхность тельца напоминают тигра, которого, как он слышал, нужно бояться.

Фобии животных у детей не стали еще предме­том внимательного аналитического исследования, хотя заслуживают этого в высокой степени. Труд­ности анализа поведения у детей в раннем возрас­те являются, вероятно, причиной этого упущения. Нельзя поэтому утверждать, что известен общий характер этих заболеваний, и лично я думаю, что он не окажется однородным. Но некоторые случаи таких направленных на больших животных фобий стали доступными анализу и раскрыли таким об­разом исследователю свою тайну. Во всех случаях она одна и та же: страх, по существу, относился к отцу, если исследуемые дети были мальчиками, и только перенесся на животное.

Всякий имеющий опыт в психоанализе, навер­ное, наблюдал такие случаи и получил от них та­кое же впечатление. Все же я могу по этому пово­ду сослаться на небольшое число подробных опубликованных исследований. Это не типичное в литературе явление, из него не следует заключать, что мы вообще можем опираться в наших взгля­дах только на отдельные наблюдения. Упомяну,


например, автора, который с полным пониманием изучал неврозы детского возраста, — М. Вульфа (Одесса). Излагая историю болезни девятилетне­го мальчика, он рассказывает, что в возрасте четы­рех лет этот мальчик страдал фобией собак. «Ко­гда он на улице видел пробегающую собаку, он плакал и кричал: „Милая собака, не хватай меня, я буду себя хорошо вести"; под „хорошо себя вести" он понимал: „не буду больше играть на скрипке (онанировать)"».

Тот же автор резюмирует далее: «Его фобия собак представляет собой, собственно говоря, перенесенный на собак страх перед отцом, потому что его странные слова: „собака, я буду хорошо себя вести", то есть не мастурбировать, относят­ся ведь к отцу, который запретил мастурбацию». В примечании он прибавляет, что его наблюдения вполне совпадают с моими и одновременно дока­зывают обилие таких наблюдений: «Такие фобии (фобии лошадей, собак, кошек, кур и других до­машних животных), по моему мнению, в детском возрасте по меньшей мере так же распространены, как pavor nocturnus (ночные страхи), и в анализе почти всегда раскрываются как перенесение стра­ха с одного из родителей на животных. Таков ли механизм столь распространенных фобий мышей и крыс, я позволю себе сомневаться».

В первом томе «Ежегодника психоанализа и психопатологии» я излагаю «Анализ фобий пя­тилетнего мальчика», представленный в мое рас­поряжение отцом маленького мальчика. Это был


страх перед лошадьми, вследствие которого маль­чик отказывался выходить на улицу. Он выражал опасение, что лошадь придет в комнату и укусит его. Оказалось, что это было наказанием за его желание, чтобы лошадь упала (умерла). После то­го как мальчик, подбодренный, освободился от страха перед отцом, оказалось, что он борется с желаниями, содержание которых составляет от­сутствие отца (отъезд, смерть отца). Ребенок чув­ствовал в отце, показывая это совершенно ясно, конкурента в симпатиях к матери, на которую в темном предчувствии были направлены зарож­дающиеся сексуальные желания. Он находился, следовательно, в состоянии типичной направлен­ности ребенка мужского пола к родителям, кото­рую мы называем «комплексом Эдипа» и в кото­рой видим комплексное ядро неврозов. Для нас в анализе «маленького Ганса» нов и ценен для тоте­мизма тот факт, что при таких условиях ребенок переносит часть своих чувств с отца на животное. Анализ показывает значительные по содержа­нию и случайные ассоциативные пути, по кото­рым происходит подобный сдвиг. Он позволяет также открыть его мотивы. Вытекающая из сопер­ничества по отношению к матери ненависть не мо­жет свободно распространяться в душевной жизни мальчика, ей приходится вступить в борьбу с су­ществующей уже нежностью и преклонением пе­ред отцом. Ребенок находится в двойственной — амбивалентной — направленности чувств к отцу и находит облегчение в этом амбивалентном кон-


фликте, перенося свои враждебные и боязливые чувства на суррогат отца. Сдвиг не может, однако, разрешить конфликт таким образом, чтобы при­вести к полному разделению нежных и враждеб­ных чувств. Конфликт и переносится на объект сдвига, амбивалентность передается на этот по­следний. Вполне очевидно, что маленький Ганс проявляет к лошадям не только страх, но также уважение и интерес. Как только его страх умень­шается, он сам отождествляет себя с внушающим ему страх животным, скачет, как лошадь, и кусает отца. В другой стадии развития фобии ему ничего не стоит отождествить родителей с иными боль­шими животными1.

Можно высказать предположение, что в этих фобиях животных у детей вновь повторяются в негативном выражении некоторые черты тотемиз­ма. Но мы обязаны S. Ferenczi (Ференци) исклю­чительно счастливым наблюдением случая, кото­рый можно назвать положительным тотемизмом у ребенка2.

У маленького Арпада тотемические интересы проснулись не прямо в связи с комплексом Эди­па, а на основе нарциссической предпосылки его, страха кастрации. Но кто внимательно просмот­рит историю маленького Ганса, тот найдет много доказательств того, что отец, как обладатель

1 Фантазия о жира<])ах, с. 24.

2 Ferenczi S. Em klciner Hahnemann в «Zeitschrift fur arztlichc
Psychoanalyse» (1913. №3) (Ференци С. Маленький Хонсмаин в
«Журнале по врачебному психоанализу»).


большого гениталия, является объектом восхище­ния и вызывает страх, угрожая гениталию ребен­ка. В эдиповском и кастрационном комплексах отец играет ту же роль внушающего страх про­тивника инфантильных сексуальных влечений. Кастрация и замена ее ослеплением составляют наказание, которым он угрожает1.

Когда маленькому Арпаду было два с полови­ной года, он сделал однажды попытку помочить­ся в курятнике, причем курица сделала движение, чтобы схватить его за орган. Вернувшись год спус­тя на то же место, он сам стал курицей, интересо­вался курятником и всем, что в нем происходит, и заменил свой человеческий язык кудахтанием и петушиным пением. В возрасте, когда происходи­ло наблюдение над ним (5 лет), он снова говорил исключительно только о курах и других птицах; он не играл никакими другими игрушками и пел только такие песни, в которых говорилось о пер­натых. Его поведение по отношению к тотему-жи­вотному было исключительно амбивалентное, полное чрезмерной ненависти и любви. Охотнее всего он играл в резание кур. «Резание пернатых составляло для него вообще праздник. Он был в состоянии часами в возбуждении танцевать во­круг трупов животных». Но потом он целовал и гладил зарезанное животное, очищал и ласкал изображения кур, которых сам терзал.

1 О замене кастрации ослеплением в Эдиповом мифе см. ста­тьи Рейтлера, Ферснци, Ранка в «Журнале по врачебному пси­хоанализу» (1913. №2).


Маленький Арпад сам заботился о том, чтобы смысл его странного поведения не остался скры­тым. Иногда он сам переводил свои желания из тотемического способа выражения обратно в вы­ражения повседневности. «Мой отец — петух», — сказал он однажды. «Теперь я маленький, теперь я — цыпленок, когда я буду больше, то стану ку­рицей, когда стану еще больше, то стаду петухом». Однажды он захотел есть «фаршированную мать» (по аналогии с фаршированной курицей). Он был очень щедр на явные угрозы кастрации другим, подобно тому как сам услышал эти угрозы из-за онанистических действий со своим членом.

В источниках его интереса к тому, что происхо­дило в курятнике, по словам Ференци, не остава­лось никакого сомнения: «Частое половое общение между петухом с курицей, несение яиц и появление маленьких цыплят удовлетворяли его сексуальную любознательность, которая, собственно, относилась к человеческой семейной жизни. По образцу жизни кур складывались объекты его желаний, высказан­ные им однажды соседке: „Я женюсь на вас, и на ва­шей сестре, и на моих трех кузинах, и на кухарке, нет, вместо кухарки лучше на маме"».

Далее мы дополним оценку этого наблюдения; теперь мы подчеркнем две черты, указывающие на ценное сходство с тотемизмом: полное отожеств­ление с животным-тотемом1 и амбивалентная на-

1 В котором, по Фрэзеру, заключается сущность тотемизма: •♦Тотемизм — это идентификация человека с его тотемом».


правленность к нему чувств. На основании этих наблюдений мы считаем себя вправе вставить в формулу тотемизма на место животного-тотема мужчину-отца. Отметим, что этим мы не сделали нового или особенно смелого шага. Ведь прими­тивные народы сами это утверждают и, поскольку и теперь еще имеет силу тотемическая система, называют тотема своим предком и праотцем. Мы взяли только дословно заявления этих народов, с которыми этнологи мало что могли сделать и ко­торые они поэтому охотно отодвинули на задний план. Психоанализ учит нас, что, наоборот, этот пункт нужно выискать и связать с ним попытку объяснения тотемизма1.

Первый результат нашей замены очень заме­чателен. Если животное-тотем представляет со­бой отца, то оба главных запрета тотемизма, оба предписания табу, составляющие его ядро, — не убивать тотема и не вступать в сексуальные от­ношения с женщиной, принадлежащей тотему, по содержанию своему совпадают с обоими преступ­лениями Эдипа, убившего своего отца и взявшего в жены свою мать, и с обоими первичными же­ланиями ребенка, недостаточное вытеснение или пробуждение которых составляет, может быть, ядро всех психоневрозов. Если это сходство боль-

1 Я обязан О. Ранку сообщением случая фобии собаки у ин­теллигентного молодого человека, объяснение которого о проис­хождении его болезни удивительно напоминает упомянутую вы­ше теорию тотема арунта. Он утверждал, что узнал от отца, что мать его во время беременности была однажды напугана собакой.


ше, чем вводящая в заблуждение игра случая, то оно должно пролить свет на возникновение тоте­мизма в незапамятные времена. Другими слова­ми, нам в этом случае удастся доказать вероят­ность того, что тотемическая система произошла из условий комплекса Эдипа подобно фобии жи­вотного «маленького Ганса» и куриному извра­щению маленького Арпада. Чтобы исследовать эту возможность, мы в дальнейшем изучим осо­бенность тотемической системы или, как мы мо­жем сказать, тотемической религии, о которой до сих пор едва упоминалось.

Умерший в 1894 году У. Робертсон Смит, фи­зик, филолог, исследователь Библии и древнос­тей, человек столь же остроумный, как и свобо­домыслящий, высказал в опубликованном им в 1889 году сочинении «О религии семитов» пред­положение, что своеобразный церемониал, так называемое тотемическое пиршество, с самого на­чала образовал составную часть тотемической системы. Для подкрепления этого предположе­ния он располагал тогда единственным только со­хранившимся из пятого столетия по Р. X. таким актом, но он сумел, благодаря анализу жертвопри­ношения у древних семитов, придать этому пред­положению высокую степень вероятности. Так как жертва предполагает божественное существо, то дело идет о выводе на основании более высо­кой фазы религиозного ритуала по отношению к более низкой — тотемизма.


Я хочу попытаться извлечь из замечательной книги Робертсона Смита «The origin of the Semits» («Происхождение семитов») имеющие для нас ре­шающее значение строки о происхождении и зна­чении жертвенного ритуала, опуская все часто столь соблазнительные детали и последовательно устраняя все позднейшие наслоения. К сожале­нию, нет возможности дать читателю в этом извле­чении хотя бы частицу блеска и убедительности оригинала.

Робертсон Смит доказывает, что жертва и у алтаря составляла существенную часть древних религий. Она играет ту же роль во всех религиях, так что возникновение ее приходится приписать очень общим и повсюду одинаково действующим причинам.

Жертва-священнодействие Kax'e^o%f|v (sacrifi-cium, ^eeoveyiot) обозначала первоначально нечто другое, чем то, что понималось под ней в поздней­шие времена: приношение божеству, чтобы уми­лостивить его и сделать благосклонным к себе (вторичное значение в смысле самовоздержания послужило поводом к житейскому применению этого слова). Можно доказать, что жертвоприно­шение представляло сначала только «акт социаль­ного отношения между божеством и его поклон­никами», акт общественного праздника, соедине­ние верующих с их богом.

В жертву приносились вещи, которые можно было есть и пить; то же, чем человек питался — мясо, хлеб, плоды, вино и масло, — он жертвовал


своему богу. Только в отношении жертвенного мяса имелись ограничения и отступления. Жер­твы животных бог поедал вместе с верующими, а растительные жертвы предоставлялись ему одно­му. Не подлежит никакому сомнению, что жертвы животных более древние и что они были когда-то единственными. Растительные жертвы произошли из приношения всех плодов и соответствуют дани господину поля и страны. Животная жертва древ­нее, чем жертва земледелия.

Из сохранившихся остатков древнего языка известно, что предоставленная богу часть жертвы сначала считалась его действительной пищей. По мере развития дематериализации божественного существа это представление становилось неприем­лемым: выход находили в том, что божеству пред­назначалась только жидкая часть трапезы. Позже употребление огня, превращавшего жертвенное мясо на алтаре в клубы дыма, сделало возможным такое приготовление человеческой пищи, что она больше соответствовала божественному сущест­ву. Объектом жертвы-питья была первоначально кровь жертвенного животного; позже кровь заме­нилась вином. Вино считалось у древних «кровью лозы», как его называют и теперь наши поэты.

Самой древней формой жертвы, более старой, чем употребление огня и продуктов земледелия, была жертва животного, мясо и кровь которого поедались вместе — богом и верующими. Важно было, чтобы каждый участник получал свою до­лю в трапезе.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 325. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия