Студопедия — ISBN 5-352-01625-0 12 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ISBN 5-352-01625-0 12 страница






О таких изменениях нетрудно догадаться, да­же если и не принимать во внимание начала пси-


хического отчуждения от животного и разложе­ния тотемизма благодаря приручению домашних животных. В положении, создавшемся благодаря устранению отца, скрывался момент, который с течением времени должен был невероятно уси­лить тоску по отцу. Братья, соединившиеся для убийства отца, были каждый в отдельности оду­шевлены желанием стать равными отцу и вы­ражали это желание принятием в пищу частей заменяющего его тотема на трапезе. Это жела­ние должно было оставаться неосуществленным вследствие давления, которое оказывали узы братского клана на каждого участника. Никто не мог и не должен был достигнуть совершенного всемогущества отца, к которому они все стреми­лись. Таким образом, в течение долгого времени озлобление против отца, толкавшее на деяние, ослабело, тоска по нем возросла, и мог развиться идеал, имевший содержанием всю полноту и не­ограниченность власти праотца, против которо­го велась борьба, и готовность ему подчиниться. Первоначальное демократическое равенство всех соплеменников уже нельзя было больше сохра­нить вследствие противоречащих культурных из­менений; таким образом, появилась склонность в связи с почитанием отдельных людей, отличив­шихся среди других, вновь оживить старый от­цовский идеал созданием богов. То, что нам в настоящее время кажется возмутительным допу­щением, а именно что человек становится богом и что бог умирает, не вызывало протеста даже в


представлениях классической древности1. Возве­дение убитого некогда отца в степень бога, от ко­торого племя ведет свой род, было, однако, гораз­до более серьезной попыткой искупления, чем в свое время договор с тотемом.

Я не могу указать, где в этом развитии находит­ся место для великих материнских богов, которые, может быть, повсеместно предшествовали отцов­ским богам. Но кажется несомненным, что измене­ние в отношениях к отцу не ограничилось религи­озной областью, а последовательно перенеслось на другую область человеческой жизни, на которой отразилось влияние устранения отца, — на соци­альную организацию. С возникновением отцовско­го божества общество, не знавшее отца, постепенно превращалось в патриархальное. В семье была вос­становлена прежняя первобытная орда, и отцы по­лучили большую часть своих прежних прав. С уси­лением власти отцов социальные завоевания брат­ского клана не погибли, а фактическое различие между новыми отцами семейства и неограничен­ным праотцем орды было достаточно велико, что­бы обеспечить продолжение существования рели-

1 «Нам, современным людям, у которых расстояние, отде­ляющее людей от божества, увеличилось до непроходимой без­дны, такая пантомима может показаться одиозной, но у древних народов это было совсем по-другому. Воображаемые боги и че­ловек казались единокровными, некоторые семьи вели свое про­исхождение от божества, и обожествление человека, вероятно, казалось им не более экстраординарным, чем канонизация свя­того у наших католиков» (Frazer f.-D. The golden Bough. Part II. R177).


гиозной потребности, сохранить неудовлетворен­ную тоску по отцу.

В сцене жертвоприношения богу племени отец действительно присутствует дважды — как бог и как тотемическое жертвенное животное, но при попытке понять это положение мы должны будем избегать толкований, пытающихся поверхностно объяснить его как аллегорию и не учитывающих исторических наслоений. Двойное присутствие отца соответствует двум сменяющим друг друга по времени сценам. Здесь нашло пластическое вы­ражение амбивалентное отношение к отцу, а так­же победа нежных чувств сына над враждебными. Сцена одоления отца и его величайшего униже­ния послужила материалом для изображения его высшего триумфа. Значение, приобретенное жер­твоприношением вообще, кроется в том, что оно дает удовлетворение отцу за причиненное ему оскорбление в том же действии, которое сохраня­ет воспоминание об этом злодеянии.

В дальнейшем животное теряет свою свя­тость, а жертвоприношение — связь с тотемичес-ким праздником; жертвоприношение превраща­ется в простое приношение божеству, в самоогра­ничение — в пользу божества. Сам бог теперь уже настолько возвысился над людьми, что об­щение с ним возможно только через священно­служителя. В то же время социальный порядок знает равных богам царей, переносящих патриар­хальную систему на государство. Мы должны сказать, что месть сверженного и вновь восста-


новленного отца стала суровой, господство авто­ритета держится на высоте. Подчиненные сыно­вья использовали новое положение, чтобы еще больше облегчить сознание своей вины. Жер­твоприношение в его настоящем виде находится совсем вне их сознания ответственности. Сам бог потребовал и установил его. К этой фазе относят­ся мифы, в которых бог убивает посвященное ему животное, собственно олицетворяющее его. Таково крайнее отрицание великого злодеяния, положившего начало обществу и вместе с тем со­знанию вины. Нельзя не признать и второго зна­чения этого последнего изображения жертвопри­ношения. Оно выражает удовлетворение по пово­ду того, что отказались от прежней замены отца в пользу высшего представления о божестве. По­верхностное, аллегорическое толкование сцены приблизительно совпадает здесь с ее психоанали­тическим толкованием. Оно гласит: здесь изобра­жается, как бог преодолевает животную часть своего существа1.

Между тем ошибочно было бы полагать, что в эти периоды обновленного отцовского автори-

1 Победа одного культа богов над другим в мифологии озна­чает, как известно, исторический процесс замены одной религи­озной системы новой вследствие ли завоевания чужим народом или в силу психологического развития. В последнем случае миф приближается к «функциональным феноменам» (X. Зильберср). Предположение, что убивающий животное бог является симво­лом либидо, как утверждает К.-Г. Юнг, исходит из другого пони­мания либидо, чем принятое до сих пор, и мне кажется вообще спорным.


тета совершенно заглохли враждебные душевные движения, относящиеся к отцовскому комплексу. О первых фазах господства обоих новых замеще­ний богов и царей нам известны самые энергич­ные проявления той амбивалентности, которая остается характерной для религии.

Фрэзер в «Золотой ветви» рысказал предпо­ложение, что первые цари латинских племен были чужеземцами, игравшими роль божества, и что в этой роли их торжественно убивали в определенный праздничный день. Ежегодное жер­твоприношение (вариант: приношение в жертву самого себя) бога составляет, по-видимому, су­щественную черту семитских религий. Церемо­ниал человеческих жертв в различных местах обитаемой земли оставляет мало места сомнению в том, что эти люди находили свою смерть как представители божества, и еще в позднейшие времена можно проследить этот жертвенный обычай в виде замещения живого человека не­одушевленным суррогатом (куклой). Богочелове-ческое приношение в жертву бога, которое я здесь, к сожалению, не могу проследить так же глубоко, как приношение в жертву животных, бросает яркий ретроспективный свет на смысл более древней жертвенной формы. Оно признает с полнейшей откровенностью, что объект жерт­венного действия был всегда один и тот же, именно тот, который теперь почитается как бог, то есть отец. Вопрос о взаимоотношении между животными и человеческими жертвами теперь


легко разрешается. Первоначальная жертва — животное — была лишь заменой человеческой жертвы, торжественного убийства отца, и когда замена отца снова приобрела свой человеческий образ, то и жертва-животное могла снова превра­титься в человеческую.

Таким образом, воспоминание о том первом великом жертвенном действии оказалось неиз­гладимым, несмотря на все старания его забыть; и именно тогда, когда хотели как можно дальше уйти от мотивов этого деяния, должны были про­явиться повторения его в форме принесения в жертву бога. И мне незачем уже указывать, какое развитие религиозного мышления сделало воз­можным это возвращение в виде рационализа­ции. Робертсон Смит, который далек от нашего объяснения жертвоприношения этим великим со­бытием доисторической эпохи человечества, ука­зывает, что церемониал этих праздников, на ко­торых древние семиты праздновали смерть боже­ства, объяснялся «воспоминанием о мистической трагедии» и что оплакивание при этом носило характер не добровольного участия, а чего-то на­сильственного, продиктованного страхом перед божественным гневом1.

1 Religion of the Semites. P. 412—413. «Оплакивание — не свободное выражение симпатии по отношению к божеству тра­гедии, оно обязательно и требуется под страхом сверхъестествен­ного гнева божества. Оплакивающие прежде всего отрицают свою ответственность за смерть бога, этот пункт дошел и до нас в связи с богочеловеческими жертвами, как, например, у за-калывателей быков в Афинах».


Думаем, можно согласиться, что это истолко­вание совершенно правильно и что чувства при­нимающих участие в празднике вполне объяс­нимы.

Примем за факт, что и в дальнейшем развитии религии никогда не исчезают оба движущих ее фактора: сознание вины сына и сыновнее сопро­тивление. Всякая попытка разрешить проблему, всякий способ примирения обеих борющихся ду­шевных сил оказываются в конце концов неудач­ными, вероятно, из-за комбинированного влия­ния исторических событий и внутренних психи­ческих превращений.

Со все большей очевидностью проявляется стремление сына занять место бога-отца. С вве­дением земледелия поднимается значение сына в патриархальной семье. Он позволяет себе дать новое выражение своему инцестуозному либидо, находящему свое символическое выражение в об­работке матери-земли. Возникают образы богов Аттиса, Адониса, Фаммуза и других духов произ­растания и в то же время — молодых божеств, пользующихся любовной склонностью материн­ских божеств и осуществляющих инцест с мате­рью назло отцу. Однако сознание вины, которое не могут заглушить эти новые творения, находит себе выражение в мифах, приписывающих этим молодым возлюбленным матерей-богинь корот­кую жизнь и наказание кастрацией или гневом бога-отца, принимающего форму животного. Адо­ниса убивает вепрь, священное животное Афро-


диты; Аттис, возлюбленный Кибеллы, погибает от кастрации1.

Оплакивание и радость по поводу воскресе­ния богов перешли в ритуал другого сына-боже­ства, которому предопределен был длительный успех.

Когда христианство начало свое наступление на древний мир, оно столкнулось с конкуренцией религии Митры, и некоторое время трудно было определить, за каким божеством останется победа.

Светозарный образ персидского юноши-бога все-таки остался нам непонятным. Может быть, из сцены убийства быка Митрой можно заклю­чить, что он представляет собой того сына, кото­рый сам совершил жертвоприношение отца и этим освободил братьев от мучающего тяжелого чувства вины за соучастие в деянии. Но был и другой путь успокоить это чувство вины, кото­ром и пошел Христос. Он принес в жертву свою

1 Страх кастрации играет невероятно большую роль в порче отношений с отцом у наших молодых невротиков. Из прекрас­ного наблюдения Ференци мы видим, как мальчик узнает свой тотем в животном, которое хочет укусить его за половой орган. Когда наши дети узнают о ритуальном обрезании, они отожде­ствляют его с кастрацией. Параллель из области психологии на­родов этому поведению детей, насколько я знаю, еще не указана. Столь частое в доисторические времена и у примитивных наро-дон обрезание относится к периоду посвящения во взрослые мужчины, где оно приобретает свое значение, и только впослед­ствии переносится в более раннюю эпоху жизни. Чрезвычайно интересно, что у примитивных народов обрезание комбинирует­ся со срезыванием волос или с вырыванием зубов или заменя­ется ими и что наши дети, которые ничего не могут знать об этом положении вешей, при своих реакциях страха относятся к этим обеим операциям как к эквивалентам кастрации.


собственную жизнь и этим освободил братьев от первородного греха.

Учение о первородном грехе орфического проис­хождения. Оно сохранилось в мистериях и оттуда проникло в философские школы греческой древ­ности1. Люди были потомками титанов, убивших и разорвавших на куски Диониса за грех; тяжесть это­го преступления давила их. В фрагменте Анакси-мандра сказано, что единство мира было разрушено из-за доисторического преступления и что все, что произошло от последнего, должно нести за это на­казание2. Если этот поступок титанов характерной чертой объединения убийства и разрывания доста­точно ясно напоминает описанное св. Нилом жер­твоприношение тотема, — как, впрочем, и многие другие мифы древности, например смерть самого Орфея,— то все же нам мешает то отступление, что убийство совершено над молодым богом.

В христианском мифе первородный грех чело­века представляет собой, несомненно, прегреше­ние против Бога-Отца. Если Христос освобождает людей от тяжести первородного греха, жертвуя собственной жизнью, то это заставляет нас прий­ти к заключению, что этим грехом было убийство. Согласно коренящемуся глубоко в человеческом чувстве закону Талиона, убийство можно иску­пить только ценой другой жизни; самопожертво-

1 Reinach 5. Cultes, Mythes ct Religions. П. Р. 75 ff (см.: Рей-
пах С.
Культы, мифы и религии).

2 По: Unc sorte dc pcche proethique. I. с. Р. 76 (по: Первород­
ный грех).


вание указывает на кровавую вину1. И если это приношение в жертву собственной жизни ведет к примирению с Богом-Отцом, то преступление, ко­торое нужно искупить, может быть только убий­ством отца.

Таким образом, в христианском учении челове­чество самым откровенным образом признается в преступном деянии доисторического времени, по­тому что самое полное его искупление оно нашло в жертвенной смерти сына. Примирение с отцом тем более полное, что одновременно с этой жер­твой последовал полный отказ от женщины, из-за которой произошло возмущение против отца. Но тут-то психологический рок амбивалентности тре­бует своих прав. Вместе с деянием, дающим отцу самое позднее искупление, сын также достигает цели своих желаний по отношению к отцу. Он сам становится богом наряду с отцом, собственно, вместо него. Религия сына сменяет религию отца. В знак этого замещения древняя тотемическая трапеза снова оживает как причастие, в котором братья вкушают плоть и кровь сына, а не отца, освящаются этим причастием и отождествляют се­бя с ним. Наш взгляд может проследить в потоке времен тождество тотемической трапезы с жертво­приношением животных, с богочеловеческим жерт­воприношением и с христианской евхаристией, и во всех этих торжествах он открывает отголосок

1 Импульсы к самоубийству наших невротиков всегда оказы­ваются наказанием самого себя за желание смерти другим.


того преступления, которое столь угнетало людей и которым они должны были так гордиться. Хрис­тианское причастие, однако, является, по сущест­ву, новым устранением отца, повторением деяния, которое нужно искупить. Мы видим, как верны слова Фрэзера, что «христианская община впита­ла в себя таинство более древнего происхождения, чем само христианство» К

Дело устранения праотца братьями должно было оставить неизгладимые черты в истории че­ловечества и проявиться в тем более многочис­ленных замещениях, чем менее желательно было сохранить воспоминание о нем2. Я отказываюсь от искушения проследить эти остатки в мифоло­гии, где их нетрудно найти, и перехожу к другой

1 Съедание бога, с. 51. Кто знаком с литературой предмета,
тот не думает, что сведение христианского причастия к тотсми-
ческой трапезе является мыслью только автора этой статьи.

2 Ариэль в «Бурс»:

На тридцать пять футов В воде твой отец. Что было костями — В коралл обратилось; Что было глазами — То перлами стало. Ничто в разрушение В нем не пришло, Но только все в нем Обратилось в морское.

Пер. II. Л. Каншина


области, следуя указанию С. Рейнаха в его содер­жательной статье о смерти Орфея1.

В истории греческого искусства существует положение, имеющее одно удивительное сходство и не менее глубокое отличие по сравнению с на­рисованной Робертсоном Смитом картиной тоте-мической трапезы: это — положение древнейшей греческой трагедии. Группа лиц, все с одинаковым именем и в одинаковой одежде, окружают одного, от слов и поступков которого они все зависят: это — хор и сначала единственный герой. В даль­нейшем развитии появляется другой актер, для то­го чтобы изобразить тех, кто сопротивляется ему и отпал от него, но характер героя и его отношение к хору остаются неизменными. Герой трагедии должен был страдать; это и теперь еще сущность содержания трагедии. Он должен взять на себя так называемую трагическую вину, которую не всегда легко обосновать, часто это вовсе не вина в смысле буржуазной морали. Большей частью она состояла в возмущении против божественного авторитета, и хор вторил герою, выражая ему чувство симпатии, старался удержать его, предупредить и смирить и оплакивал его, когда героя постигало считавшееся заслуженным возмездие за его смелый поступок.

Но почему герой трагедии должен был стра­дать и что означает его «трагическая вина»? Мы сократим дискуссию и дадим быстрый ответ. Он

1 «La Mort d'Orphce» в часто цитируемой здесь книге «Cultes, Mythcs ct Religions» (I—II. P. 100 ft).


должен пострадать, потому что он праотец, герой той великой доисторической трагедии, тенденци­озное воспроизведение которой здесь разыгрыва­ется, а трагическая вина эта та, которую он дол­жен взять на себя, чтобы освободить от вины хор. Сцена на подмостках произошла от той истори­ческой сцены, можно сказать, при помощи целе­сообразного искажения, в целях утонченного ли­цемерия. В той древней действительности именно участники хора причинили страдание герою; здесь же они изводят себя сочувствием и сожалением, а герой сам виноват в своем страдании. Взваленное на него преступление — заносчивость и возму­щение против большого авторитета — составляет именно то, что в действительности тяготит участ­ников хора. Таким образом, трагический герой — против воли — становится спасителем хора.

Если в греческой трагедии страдания божествен­ного козла Диониса и жалобы отождествляющей се­бя с ним свиты козлов стали содержанием представ­ления, то легко понять, что угасшая уже драма вновь возродилась в середине века в «страстях господних».

Таким образом, в заключение этого крайне сжа­того исследования я хочу сделать вывод, что в эди­повом комплексе совпадают начала религии, нрав­ственности, общественности и искусства в полном согласии с данными психоанализа, по которым этот комплекс составляет ядро всех неврозов, поскольку они до сих пор оказываются доступными нашему пониманию. Мне кажется сомнительным, что и эта проблема душевной жизни народов может быть раз-


решена, если исходить из одного только конкретно­го пункта, каким является отношение к отцу. Может быть, в эту связь нужно ввести и другую психологи­ческую проблему. Нам так часто случалось откры­вать амбивалентность чувств в настоящем смысле, то есть совпадение любви и ненависти к одному и тому же объекту, в основе значительных культур­ных образований. Мы ничего не знаем о происхож­дении этой амбивалентности. Можно допустить, что она — основной феномен жизни наших чувств. Но, как мне кажется, достойна внимания и другая воз­можность, а именно что первоначально амбива­лентность чужда жизни чувств и приобретается че­ловечеством благодаря переживанию отцовского комплекса1, где психоаналитическое исследование еще и теперь открывает его всего более выражен­ным у отдельного человека2.

Прежде чем окончить, я хочу заметить, что широкое, всеобъемлющее обобщение, к которому мы пришли в этих статьях, не лишает нас воз­можности чувствовать некоторую неуверенность

1 Или родительского комплекса.

2 Так как я привык к неправильному пониманию, то считаю
нелишним специально подчеркнуть, что данные здесь объясне­
ния не означают, что мною забыта сложная природа разбирае­
мых феноменов, но я хочу только прибавить новый момент к
известным уже или еще не открытым источникам религии, нрав­
ственности и общества, момент, вытекающий из требований, под­
сказанных психоаналитическими взглядами. Синтез полного
объяснения я предоставляю другим. Но из природы этих новых
данных вытекает, что в таком синтезе они должны будут играть
только центральную роль, хотя потребуется преодоление боль­
ших эффективных сопротивлений, прежде чем за ними будет
признано это значение.


в наших исходных положениях и неудовлетвори­тельность достигнутых результатов. Из этой об­ласти я хочу коснуться только двух моментов, на которые, вероятно, обратили внимание читатели.

Во-первых, нельзя было не заметить, что мы берем за основу массовой психики, в которой про­текают те же душевные процессы, что и в жизни отдельного лица. Мы допускали существование на протяжении многих тысячелетий сознания ви­ны за содеянное в поколениях, которые ничего не могли знать об этом деянии. Чувственный про­цесс, возникший в поколении сыновей, которых мучил отец, мы распространяем на новые поколе­ния, которые именно благодаря устранению отца не знали таких отношений. Может показаться, что это серьезные возражения, и всякое другое объяс­нение, лишенное подобных исходных предполо­жений, как будто бы заслуживает предпочтения.

Однако дальнейшие соображения показывают, что не нам одним приходится нести ответствен­ность за подобную смелость. Без допущения на­личия массовой психики, непрерывности в жизни чувств людей, которая дает возможность игнори­ровать прерываемость душевных актов вследст­вие гибели индивидов, психология народов вооб­ще не может существовать. Если бы психические процессы одного поколения не находили продол­жения в другом, если бы каждое поколение долж­но было заново приобретать свою направлен­ность к жизни, то в этой области не было бы никакого прогресса и почти никакого развития.


Возникает теперь два новых вопроса: насколько можно доверять психической беспрерывности в пределах рядов поколений и какими средства­ми и путями пользуется каждое поколение, что­бы передать свое психическое состояние последу­ющему? Не стану утверждать, что все эти вопро­сы достаточно выяснены или что простая устная передача и традиция, о которых прежде всего ду­мают, хорошо объясняют это. В общем, психоло­гия народов мало раскрывает проблему, таким образом, создается необходимая непрерывность душевной жизни сменяющих друг друга поколе­ний. Часть задачи осуществляется, по-видимому, благодаря унаследованию психических предрас­положений, которые, однако, все-таки нуждаются в известных побуждениях в индивидуальной жиз­ни, для того чтобы проснуться к полной действи­тельности. В этом, вероятно, и заключается смысл слов поэта: «То, что ты унаследовал от твоих от­цов, добудь для того, чтобы овладеть им». Про­блема вообще оказалась бы еще более трудной, если бы мы могли допустить, что бывают душев­ные движения, так бесследно подавляемые, что они не оставляют никаких остаточных явлений. Но таких на самом деле нет. Самое сильное подавление оставляет место искаженным заме­щающим душевным движениям и вытекающим из них реакциям. В таком случае мы можем до­пустить, что ни одно поколение не в состоянии скрыть от последующего более или менее значи­тельные душевные процессы.


Психоанализ показал нам, что каждый человек в своей бессознательной душевной деятельности обладает аппаратом, который дает ему возможность толковать реакции других людей, то есть устранять искажения, которые другой человек совершил в вы­ражениях своих чувств. Путем бессознательного по­нимания обычаев, церемониалов и узаконений, в ко­торые отлилось первоначальное отношение к праот­цу, могло и более поздним поколениям удаваться унаследование подобных чувств к праотцу.

Другое сомнение могло бы возникнуть как раз со стороны тех, кто придерживается аналитиче­ского образа мыслей.

Первые предписания морали и нравственные ограничения примитивного общества мы рассмат­ривали как реакцию на деяния, давшие его зачин­щикам понятие о преступлении. Они раскаялись в этом деянии и решили, что оно не должно боль­ше повторяться и что совершение его не может дать никакой пользы. Это творческое сознание ви­ны не заглохло среди нас и до сих пор. Мы нахо­дим его у невротиков действующим как асоциаль­ное, как творящее новые предписания морали и непрерывные ограничения, как покаяние в совер­шенных преступлениях и как мера предосторож­ности против тех, которые предстоит совершить1. Но если мы станем искать у этих невротиков по­ступков, вызвавших такие реакции, то нам при­дется разочароваться. Мы не находим поступков,

1 Ср. нторую статью этого сборника «О табу».


а только импульсы, движения чувств, стремящих­ся ко злу, исполнение которого сдерживается. Со­знание вины невротиков имеет основание только в психических реальностях, а не в фактических. Невроз характеризуется тем, что ставит психиче­скую реальность выше фактической, реагирует на мысли столь же серьезно, как нормальные люди — на действительность.

Не происходило ли у примитивных народов дело таким же образом? Мы вправе приписывать им необыкновенно высокую оценку психических актов как одно из проявлений их нарцистической организации1. Поэтому одних только импульсов, враждебных отцу, существования в фантазии же­лания убить его и съесть, могло быть достаточно, чтобы вызвать моральные реакции, создавшие то­тем и табу. Таким образом, можно было бы из­бавиться от необходимости свести начало нашего культурного достояния, которым мы с основанием так гордимся, к отвратительному преступлению, оскорбляющему все наши чувства. При этом ни­чуть не пострадала бы причинная связь, идущая с тех пор до настоящего времени, потому что пси­хическая реальность оказалась бы достаточно убе­дительной, чтобы объяснить все эти последствия. Возможно возражение, что эволюция общества от формы отцовской орды до формы братского клана действительно имела место. Это — аргумент силь­ный, но не решающий. Это изменение могло быть

1 См. статью «Об анимизме, магии и нссмогущсствс мысли».


достигнуто менее насильственным путем, и все же оно могло содержать условия, необходимые для возникновения моральной реакции. Пока гнет праотца давал себя чувствовать, враждебные чув­ства против него имели свое оправдание, а раская­ние за них откладывалось до другого времени. Так же мало выдерживает критику другое возражение, что все, что исходит из амбивалентного отноше­ния к отцу — табу или жертвенные предписа­ния, — носит характер чрезвычайной серьезности и полной реальности. Церемониал невротика, стра­дающего навязчивостью, имеет такой же характер, и все же он вытекает из психической реальности, из одних только намерений, а не выполнения их. Нам нельзя вносить во внутренне богатый мир примитивного человека и невротика наш трезвый мир, полный заботы о материальных ценностях и презрения к тому, что составляет только объект мысли и желания.

Мы находимся тут перед решением, принять ко­торое нам нелегко. Но начнем с признания, что раз­личие, кажущееся другим коренным, по нашему мнению, не составляет сущности вопроса. Если для примитивного человека желания и импульсы име­ют полную цейность фактов, то мы должны с пол­ным пониманием принять такой взгляд, вместо того чтобы исправлять его согласно нашему восприятию.

Рассмотрим подробнее приведший нас в такое сомнение невроз. Неверно, что невротики, стра­дающие навязчивостью, находятся под гнетом сверхморали, защищаются только против психи-


ческой реальности искушений и казнят себя только за возникающие в них импульсы. Известную роль играет при этом и некоторая доля исторической ре­альности. В детстве эти люди имели только злоб­ные импульсы, и, насколько они при детской бес­помощности были в состоянии, они превращали эти импульсы в действия. Всякий из этих сверх­добрых пережил в детстве злое время, извращен­ную фазу как предтечу и предпосылку позднейшей, сверхморальной. Аналогия примитивных людей с невротиками становится, таким образом, основа­тельной, если мы допустим, что у примитивных людей психическая реальность, образование кото­рой не подлежит никакому сомнению, первоначаль­но совпала с фактической реальностью, что прими­тивные люди действительно совершали все то, что они, по всем данным, намеревались совершить.

Но наше суждение о примитивных людях долж­но находиться под слишком большим влиянием аналогии с невротиками. Необходимо принять во внимание и различия. Несомненно, у обоих — и у дикарей, и у невротиков — нет такого резкого раз­личия между мыслью и действием, как у нас. Но невротик прежде всего испытывает задержки в дей­ствиях, у него мысль вполне заменила поступок. Примитивный человек не сдержан, у него мысль превращается немедленно в действие, поступок для него, так сказать, заменяет мысль, и потому я думаю, не будучи сам вполне уверенным в несомненности своего суждения, что к рассматриваемому случаю можно применить слова: в начале было деяние.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение............................................................................. 5

I. Боязнь инцеста............................................................ 11

II. Табу и амбивалентность чувств....................... 38

III. Анимизм, магия и всемогущество мысли....... 124

IV. Инфантильное возвращение тотема.............. 162








Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 312. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия