Студопедия — Примечания. 1 Которому следует направлять отклики
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Примечания. 1 Которому следует направлять отклики






1 Которому следует направлять отклики. В эту работу включены идеи из презентации Петера Рюста «Механизмы творения в биологии», представленной на Ежегодном съезде Американской ассоциации учёных-христиан в 1997 г. (Санта-Барбара, США), и сделанные Армином Хельдом анализы библейских текстов на иврите, см. прим. 6.

2 2 Тим. 3:16; 2 Пет. 1:16.

3 Мы рассматриваем непосредственный и более широкий контексты, вплоть до всей Библии, включая Новый Завет.

4 Мы сознаём, что наши интерпретации не соответствуют традиционным, но хотим представить их на обсуждение, поскольку считаем, что они в целом более удовлетворительны, или, по крайней мере, значительно помогают понятной интерпретации. Кроме того, мы считаем, что историческая и аллегорическая интерпретации не обязательно исключают друг друга, поскольку обе они могут проистекать из замысла Божьего (ср. Гал. 4:21-31).

5 The Englishman’s Hebrew and Chaldee Concordance of the Old Testament 5th ed. (London: Samuel Bagster & Sons, 1890), 270. Бара, переведённое как «расчистить (лес)», употреблено в отношении к людям в Иис. Нав. 17:15, 18; 1 Цар. 2:29; Иез. 23:47; 21:19 (24). J. R. Kohlenberger III, ed. The NIVŒ Interlinear Hebrew-English Old Testament (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1987).

6 K. Claeys and A. Held, Die Evolution aus biblisch-theologischer Sicht (unpublished manuscript,1985), 44-67; K. Claeys, R-Evolution in der Genesis, ed. A. Held & G. Claeys (to be published, 1998).

7 Быт. 1:31; 2:2.

8 Ис. 43:7, ср. Иов 10:8-12, 18; Пс. 103:30; 138:13-18; Мал. 2:10.

9 Ис. 43:15.

10 В Библии говорится о двух фундаментально различных измерениях: «невидимом» и «видимом» (Ин. 3:7-8; Ин. 3:31; Рим. 8:5; 1 Кор. 2:14-15; 1 Кор. 3:1; 1 Кор. 15:40; 2 Кор. 4:18; Кол. 1:16).

11 P. Rüst, " Spezielle und allgemeine Evolutionstheorie: Fakten und Spekulation," in Zur Diskussion um Schöpfung und Evolution, eds. E. Gutsche, P. C. H”gele, & H. Hafner (Marburg, Germany: Symon & Wagner, 1984), 59-115; P. Rüst, "The unbelievable belief that almost any DNA sequence will specify life," unpublished paper (1988) presented at the Conference on Sources of Information Content in DNA in Tacoma, WA; P. Rüst, "How Has Life and Its Diversity Been Produced?" Perspectives on Science and Christian Faith (PSCF) 44 (1992): 80-94; M. J. Behe, Darwin’s Black Box (New York: The Free Press, 1996); W. A. Dembski, "Intelligent Design as a Theory of Information," PSCF 49 (1997): 180-90; and P. Rüst, updated version of " Spezielle und allgemeine Evolutionstheorie: Fakten und Spekulation," Zur Diskussion um Schöpfung und Evolution 4th ed. (Marburg, Germany: Studentenmission in Deutschland, 1998), 51-112.

12 Рим. 1:20.

13 Похожую идею см в J. Polkinghorne, Quarks, Chaos, and Christianity (London: Triangle, 1994).

14 Быт. 2:4; K. Claeys, R-Evolution in der Genesis.

15 Все случаи употребления: Быт. 2:4; 5:1; 6:9; 10:1, 32 (Это пример «таблицы народов»); 11:10, 27; 25:12, 13, 19; 36:1, 9; 37:2; Исх. 6:16, 19; 28:10; Чис. 1:20, 22, 24, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40, 42; 3:1; Руфь 4:18; 1 Пар. 1:29; 5:7; 7:2, 4, 9; 8:28; 9:9, 34; 26:31.

16 J. L. Wiester, "The Real Meaning of Evolution," PSCF 45 (1993): 182-6.

17 Мы не утверждаем, будто в Быт. 1 «излагается современная космология», но хотим показать, что можно очень хорошо показать отсутствие противоречий между библейским рассказом и научными данными. Популярны мнения, будто в Быт. 1 отражается древнее мифологическое мировоззрение, и что в это мировоззрение входили представления о плоской земле и твёрдой тверди. Мы считаем, что оба эти мнения ошибочны. П. Х. Сили в своих работах "The Firmament and the Water Above; Part I: The Meaning of raqia in Gen 1:6-8," Westminster Theological Journal 53 (1991): 227-40; "The Firmament and the Water Above; Part II: The Meaning of ‘The Water above the Firmament’ in Gen 1:6-8," Westminster Theological Journal 54 (1992): 31-46; и "The Geographical Meaning of ‘Earth’ and ‘Seas’ in Gen 1:10," Westminster Theological Journal 59 (1997): 231-55, толкует древнееврейские представления на чисто внешней этнографической основе, делая из нееврейских «примитивных» воззрений вывод, что правильная интерпретация Быт. 1 должна быть плоскоземельно-мифологической. Он бесспорно принимает мысль о том, что даже божественное вдохновению пришлось бы считаться с мировоззрением той среды, в которой жил пророк, каким бы ошибочным оно ни было. С другой стороны, Дж. Б. Рассел в книге Inventing the Flat Earth: Columbus and Modern Historians (Westport, CT: Praeger, 1997) показывает недавнее происхождение мифа о «трёхэтажной» вселенной. Мы рассмотрим этот вопрос ниже, в последнем разделе нашей работы.

18 J. P. Huchra, "Determining the age of the universe," Endeavour 20 (1996): 139; D. N. Spergel, et al., "The age of the Universe," Proceedings of the National Academy of Sciences 94 (1997): 6579-84; A. Watson, "The Universe Shows Its Age," Science 279 (1998): 981-3; J. G. Cohen, J. P. Blakeslee, & A. Ryshov, "The Ages and Abundances of a Large Sample of M87 Globular Clusters," Astrophysical Journal 496 (1998): 808-26; and L. M. Krauss, "The End of the Age Problem, and the Case for a Cosmological Constant Revisited," Astrophysical Journal 501 (1998): 461-6.

19 L. Smolin, "Did the universe evolve?" Class. Quantum Grav. 9 (1992): 173-91; J. Maynard Smith, & E. Szathmáry, "On the likelihood of habitable worlds," Nature 384 (1996): 107; and P. Rüst, H. R. Brugger, & H. Ross, "On the unlikelihood of habitable worlds," (unpublished, 1997).

20 Это подразумевается в том, что мы считаем самыми разумными толкованиями в связи со всем контекстом Быт. 1-2, как это показано в последующем нашем изложении. Мы считаем, что Быт. 1:1 представляет собой не заглавие, а начало произошедших событий. После этого «начала» «небо и земля» существовали. Было бы странно, если бы здесь в «небо и землю» не входили солнце, луна и звёзды, как во всех остальных местах. Более того, стих 2 конкретно локализует тьму поверхностью земного океана, подразумевая, что в остальном мире был свет (и источники света).

21 S. Ida, et al., "Lunar accretion from an impact-generated disk," Nature 389 (1997): 353-7; and D. C. Lee, et al., "Age and Origin of the Moon," Science 278 (1997): 1098-103.

22 M. J. Gaffey, "The Early Solar System," Origins of Life and Evolution of the Biosphere 27 (1997): 185-203; and D. C. B. Whittet, "Is extraterrestrial organic matter relevant to the origin of life on Earth?" Origins of Life and Evolution of the Biosphere 27 (1997): 249-62.

23 Втор. 32:10-11. Интересная параллель к еврейскому рихэф мы находим в греческом θάλπω – «лелеять, греть» (Еф. 5:29 и 1 Фес. 2:7), употреблённом по отношению ко Христу, который лелеет свою церковь, мужу, который лелеет свою жену, мужчине, берегущему свою биологическую жизнь, апостолу, заботящемуся о своих духовных детях, и няне, ухаживающей за вверенными ей детьми. Изначально θάλπω употреблялось по отношению к птицам, высиживающим яйца. См. F. Rienecker, Sprachlicher Schlüssel zum Griechischen Neuen Testament (Giessen, Germany: Brunnen-Verlag, 1952), 454.

24 H. Ross, Genesis One: A Scientific Perspective (Pasadena, CA: Reasons to Believe, 1979), 10. Сегодня единственная теория происхождения жизни, основанная на сколько-нибудь правдоподобной химии, предполагает горячую, тёмную среду в гидротермальных выходах на дне океана: G. Wächtershäuser, "Groundworks for an Evolutionary Biochemistry: The Iron-Sulphur World," Prog. Biophys. Molec. Biol. 58 (1992): 85-201; G. Wächtershäuser, "Life in a ligand sphere," Proceedings of the National Academy of Sciences 91 (1994): 4283-7; критика: R. Österberg, "On the prebiotic role of iron and sulfur," Origins of Life and Evolution of the Biosphere 27 (1997): 181-4.

25 E. Wilson, "Earth had life earlier than previously thought," Chemical & Engineering News (Nov. 11, 1996): 10; and H. D. Holland, "Evidence for Life on Earth More Than 3850 Million Years Ago," Science 275 (1997): 38-9.

26 D. Edwards, "Monera (Bacteria, Blue-green algae)," in The Fossil Record 2, ed. M. J. Benton (London: Chapman & Hall, 1993), 3-7; L. Kump, "Bacteria forge a new link," Nature 362 (1993): 790-1; and A. O. Mooers, & R. J. Redfield, "Digging up the roots of life," Nature 379 (1996): 587-8. J. P. Grotzinger, & D. H. Rothman, "An abiotic model for stromatolite morphogenesis," Nature 383 (1996): 423-5 dispute a cyanobacterial interpretation.

27 P. Rüst, (1984; 1988; 1998), note 11; C. B. Thaxton, W. L. Bradley, & R. L. Olsen, The Mystery of Life’s Origin (New York: Philosophical Library, 1984); J. Cohen, "Novel Center Seeks to Add Spark to Origins of Life," Science 270 (1995): 1925-6; and M. Balter, "Looking for Clues to the Mystery of Life on Earth," Science 273 (1996): 870-2; S. Lifson, "On the Crucial Stages in the Origin of Animate Matter," Journal of Molecular Evolution 44 (1997): 1-8. Де Дюв (C. De Duve, Vital Dust (New York: Basic Books, 1995), 9; and "The Beginnings of Life on Earth," American Scientist 83 (1995): 428-37) приходит с помощью кольцевого рассуждения к тому, что вероятность спонтанного зарождения жизни высока.

28 J. F. Kasting, "Earth’s Early Atmosphere," Science 259 (1993): 920-6; R. Rye, et al., "Atmospheric carbon dioxide concentrations before 2.2 billion years ago," Nature 378 (1995): 603-5; W. L. Davis & C. P. McKay, "Origins of Life, a Comparison of Theories and Application to Mars," Origins of Life and Evolution of the Biosphere 26 (1996): 61-73; C. Saga & C. Chyba, "The Early Faint Sun Paradox: Organic Shielding of Ultraviolet-Labile Greenhouse Gases," Science 276 (1997): 1217-21; and F. Forget & R. T. Pierrehumbert, "Warming Early Mars with Carbon Dioxide Clouds That Scatter Infrared Radiation," Science 278 (1997): 1273-6.

29 В Быт. 2:4 йом в единственном числе обозначает всё «начало» и шесть «дней» Быт. 1. Таким образом, это не может быть один день. В Ис. 23:15 «тот день» охватывает 70 лет. В «день», о котором сказано в Иез. 36:33, города будут заселены и пустынные места вновь застроены. О явно долгих «днях» см. также Еккл. 12:3; Пс. 89:5; 2 Пет. 3:8; Евр. 4:3-11; 2 Кор. 6:2; 1 Кор. 1:8; и F. Rienecker, Lexikon zur Bibel (Wuppertal, Germany: Brockhaus, 19. Aufl., 1991), 1363-4. В Библии Скоуфилда – The Scofield Bible, ed. C. I. Scofield, (New York: Oxford University Press, 1967), 1372 – «день Господень» правильно характеризуется как продолжительный период. У пророков много упоминаний о «дне Господнем», из которых по контексту ясно, что речь должна идти о долгом периоде. Утверждение, будто йом должен быть ограничен 24 часами, если это слово употребляется с числительным (особенно с порядковым) нельзя обосновать, см. R. C. Newman & H. J. Eckelmann, Genesis One and the Origin of the Earth (Hatfield, PA: Interdisciplinary Biblical Research Institute, 1989), 61-2. То же выражение [ йом эхад ], которое употреблено в Быт. 1:5 («день один»), мы находим и в Зах. 14:7, где контекст глав 12-14 показывает, что этот «день Яхве» не может быть обычным 24-часовым днём. Идея, будто числительные влияют на продолжительность дней, противоречит всем нормам любой речи.

30 Исх. 20:10-11; Лев. 25:4, 8; Мт. 6:30; 24:36-44; Деян. 1:7; 2 Пет. 3:8. Фраза «и был вечер [ эрев ], и было утро [ бокер ]» не оправдывает 24-часовых дней, так как последовательность была бы неверной; более точный перевод: «переход (смешение двух состояний) и заря (новой эры)» совместим с днями-эпохами.

31 D. Wonderly, God’s Time-Records in Ancient Sediments (Flint, MI: Crystal, 1977); H. R. Brugger, "Die Geschichte der Schöpfung: Ist die Erde ein junger Planet?" Reformatio 31 (1982): 160-75; D. A. Young, Christianity and the Age of the Earth (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1982); D. E. Wonderly, Neglect of Geologic Data: Sedimentary Strata Compared With Young-Earth Creationist Writings (Hatfield, PA: Interdisciplinary Biblical Research Institute, 1987); W. B. Harland, et al., A Geologic Timescale 1989 (Cambridge, England: Cambridge University Press, 1990); G. B. Dalrymple, The Age of the Earth (Stanford, CA: Stanford University Press, 1991); and H. Ross, Creation and Time (Colorado Springs: Navpress, 1994). О возрасте вселенной см. прим. 18.

32 Иов 42:6; Лук. 24:27. Мы должны изучать Слово Божье (Ис. 34:16; Ездр. 7:10; Пс. 118) и Его дела (Пс. 110:2; Еккл. 1:13), и судить о традиции и учении на основе внешних фактов (Лук. 7:19-22; Мф. 7:15-20; ср. 13:26) и Писания (Деян. 17:11).

33 G. L. Schroeder, The Science of God (New York: The Free Press, 1997) представляет собой альтернативное совместимое толкование. Если брать вселенную в «начале» (время возникновения материи или конфайнмента кварков) за релятивистскую систему координат, шесть дней соответствуют 16 млрд. земных лет. Гармонизация между современной научной литературой и Библией основана на иудейских толкованиях XIII в. и более раннего периода, чтобы освободиться от современной предвзятости.

34 Глагол рака («растягивать»), от которого произведено существительное ракия, обозначает покрытие объекта тонким слоем вещества, сущность которого не имеет значения. Конечно, если «растягивать» металлический лист, это можно достичь с помощью ковки, но в других случаях, «ковку» или «упрочнение» применить нельзя. Таким образом, ракия может быть тонким слоем позолоты, покрывающим идола (Ис. 40:19), а может быть и слоем растительности, покрывающей землю (в Ис. 42:5 рака употреблено в отношении и земли, и того, что из неё вырастает). Базовое значение ракия – тонко растянутый слой. Среди родственных слов в иврите – рак: (1) тонкий, небольшой, (2) немного, только; ракик: лепёшка; риккуим: растянутые (листы металла, см. Чис. 16:38); в ассирийском – ракаку: делать тонким; рукку: лист, пластина; в арабском – ракка: быть тонким; маркука: домашняя лепёшка; raka·h: размазывать пятно; ruk·h: расширение площади; в сирийском – рико: делать тонким.

35 В Быт. 1:20 летающие существа, такие как птицы и насекомые, движутся «над» землёй, «по» лицу ракия небесной. Поскольку и «над», и «по» - это перевод одного и того же еврейского предлога аль, можно предполагать схожее значение. Перевод «перед» (для согласования с твёрдым сводом) определённо не имел бы смысла, если речь идёт о земле. Поскольку летающие существа держатся на воздухе, а слово «небеса» употребляется для обозначения воздушного пространства, космоса или места пребывания Бога, полёт «на» воздухе кажется наиболее логичным переводом. См тж. K. Claeys, Die Bibel best”tigt das Weltbild der Naturwissenschaft (Stein am Rhein, Switzerland: Christiana-Verlag, 1979), 630-49.

36 В Еккл. 1:7 явно описывается кругооборот воды между морем и облаками, а это указывает на то, что для древних евреев было бы естественно понимать «воды над ракия» как облака над воздушным пространством.

37 H. Ross (1979), note 24, 7.

38 F. Press & R. Siever, Earth (New York: Freeman, 1981); S. A. Bowring & T. Housh, "The Earth’s Early Evolution," Science 269 (1995): 1535-40.

39 J. M. Hayes, "The earliest memories of life on Earth," Nature 384 (1996): 21-2; E. Wilson, (1996), note 25.

40 D. Edwards, et al., "‘Algae,’" in The Fossil Record 2 (1993), note 26, 15-40.

41 R. J. Horodyski & L. P. Knauth, "Life on Land in the Precambrian," Science 263 (1994): 494-8.

42 D. J. Des Marais, et al., "Carbon isotope evidence for the stepwise oxidation of the Proterozoic environment," Nature 359 (1992): 605-9; G. A. Logan, et al., "Terminal Proterozoic reorganization of biogeochemical cycles," Nature 376 (1995): 53-6; A. H. Knoll, "Breathing room for early animals," Nature 382 (1996): 111-2; D. E. Canfield, & A. Teske, "Late Proterozoic rise in atmospheric oxygen concentration inferred from phylogenetic and sulphur-isotope studies," Nature 382 (1996): 127-32; P. Van Cappellen & E. D. Ingall, "Redox Stabilization of the Atmosphere and Oceans by Phosphorus-Limited Marine Productivity," Science 271 (1996): 493-6.

43D. Edwards, "Bryophyta," in The Fossil Record 2, note 26, 775-8; P. Kenrick & P. R. Crane, "The origin and early evolution of plants on land," Nature 389 (1997): 33-9.

44Быт. 1:11, 12, 21, 24, 25. K. Claeys & A. Held, прим. 6, 47-8. P. H. Seely, "The Meaning of Min, ‘Kind’," Science & Christian Belief 9 (1997): 47-56, интерпретирует иначе.

45Быт. 9:4; Лев. 17:11-14.

46R. L. Carroll, Vertebrate Paleontology and Evolution (New York: Freeman, 1988), 16-61; L. Margulis & K. V. Schwartz, Five Kingdoms (New York: Freeman, 1988); H. Cappetta, et al., "Chondrichthyes," in The Fossil Record 2, note 26 (1993): 593-609.

47Втор. 14:11-20.

48A. J. Ross & E. A. Jarzembowski, "Arthropoda (Hexopoda; Insecta)," in The Fossil Record 2, прим. 26 (1993): 363-426.

49Пс. 103:30.

50J. P. Grotzinger, et al., "Biostratigraphic and Geochrono- logic Constraints on Early Animal Evolution," Science 270 (1995): 598-604; D. Erwin, et al., "The Origin of Animal Body Plans," American Scientist 85 (1997): 126-37; and R. A. Fortey, "The Cambrian evolutionary ‘explosion’ recalibrated," BioEssays 19 (1997): 429-34.

51Amphibian-Grade Tetrapoda," in The Fossil Record 2, прим. 26 (1993): 665-79; A. S. Moffat, "Teeth and Bones Tell Their Stories at Chicago Meeting," Science 278 (1997): 801-2.

52Конечно, мы оставляем летающих существ в дне пятом, но ожидаем, что будет найдено решение насчёт относительной датировки первого появления в ископаемой летописи летающих существ и земноводных, вероятнее всего, посредством окаменелостей древних «летунов», или, может быть, более точной экологии первых земноводных (A. R. Milner, [1993], прим. 51, помещает Lethiscidae и первых Ophiderpetontidae в визейском ярусе, датированном 349,5-332,9 млн. лет назад, и локализует их место проживания как «суша/проточная вода». Первые явно «наземными» животными были Caerorhachidae и древнейшие Dendrerpetonidae в серпуховском ярусе, датированном 332,9-322,8 млн. лет назад).

53Еккл. 3:18-20 указывает на то, что человек (биологически) является животным [ бhэма ] как и названные в Быт. 1:24.

54K. Claeys, прим. 35 (1979): 279; Claeys’ прим. 27.

55H. M. McHenry,"Tempo and mode in human evolution," Proceedings of the National Academy of Sciences 91 (1994): 6780-6; B. Wood, "The oldest hominid yet," Nature 371 (1994): 280-1.

56B. Wood, "Human evolution," BioEssays 18 (1996): 945-54.

57A. Gibbons, "A Rare Glimpse of an Early Human Face," Science 274 (1996): 1298; A. Gibbons, " Homo erectus in Java: A 250,000-Year Anachronism," Science 274 (1996): 1841-2.

58S. Semaw, "2.5-million-year-old stone tools from Gona, Ethiopia," Nature 385 (1997): 333-6.

59A. Gibbons, "Rewritingóand RedatingóPrehistory," Science 263 (1994): 1087-8.

60M. B. Roberts, C. B. Stringer, & S. A. Parfitt, "A hominid tibia from Middle Pleistocene sediments at Boxgrove, UK," Nature 369 (1994): 311-3. A 1-Ma-old fossil may show H. sapiens features (E. Abbate, et al., "A one-million-year-old Homo cranium from the Danakil (Afar) Depression of Eritrea," Nature 393 [1998]: 458-60).

61M. Balter, "Did Homo erectus Tame Fire First?" Science 268 (1995): 1570.

62F. McDermott, et al., "Mass-spectrometric U-series dates for Israeli Neanderthal/early modern hominid sites," Nature 363 (1993): 252-5; D. M. Waddle, "Matrix correlation tests support a single origin for modern humans," Nature 368 (1994): 452-4.

63A. Gibbons, "Y Chromosome Shows That Adam Was an African," Science 278 (1997): 804-5.

64H. Bächler, Die ersten Bewohner der Schweiz (Bern, Switzerland: Francke Verlag, 1947), 75-6, 141-54; H. Müller-Beck, "Das Altpal”olithikum," in Ur- und frühgeschichtliche Archäologie der Schweiz Vol. 1 (Basel, Switzerland: Verlag Schweiz.Ges.Ur-u.Frühgesch., 1968), 89-106.

65J. Hahn, "Der Schatz aus dem Hohlenstein," Kosmos - Bild unserer Welt 66 (1970): 362-4; J. Fischman, "Painted Puzzles Line the Walls of an Ancient Cave," Science 267 (1995): 614; D. Bjerklie, et al.,"Behold the Stone Age," Time (Feb. 13, 1995): 34-44; M. Balter, "Cave Structure Boosts Neanderthal Image," Science 271 (1996): 449.

66 Science 260 (1993): 22.

67L. L. Cavalli-Sforza, et al., "Demic Expansions and Human Evolution," Science 259 (1993): 639-46; J. Diamond, "Location, Location, Location: The First Farmers," Science 278 (1997): 1243-4.

68K. M. Kenyon, The Bible and Recent Archaeology (London: British Museum Publication, 1978).

69 Дж. Мортон (G. R. Morton, "The Mediterranean Flood," PSCF 49 (1997): 238-51) отождествляет потоп времён Ноя с катастрофическим заполнением Средиземноморского бассейна 5,5 млн. лет назад, ср. K. Hsü, The Mediterranean Was a Desert (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1983). Это означало бы, что история библейского человечества началась с гоминидов, размер мозга у которых едва ли был больше, чем у шимпанзе, а также то, что на протяжении 5 миллионов лет «человеческой» истории не было никакой культуры. Ещё одно катастрофическое наводнение произошло около 7,5 тыс. лет назад поблизости от района Арарата, ср. R. A. Kerr, "Black Sea Deluge May Have Helped Spread Farming," Science 279 (1998): 1132.

70 Сюда включены три Его действия по сотворению общей неэволюционной новизны, отмеченных употреблением в Быт. 1 бара. Конечно, три другие модели сотворения мира Богом, о которых сказано в разделе о смысле творения, не отменяются.

71 Быт. 2:2; Евр. 4:3-11. Древнееврейское шават значит прекращать, заканчивать, давать отдых. Богу не нужен отдых, он продолжал действовать и в субботу (Ис. 40:28; Ин. 5:17). Целью субботы является общение с Богом, а не бездействие. В отличие от шести дней Быт. 1, нигде не сказано, что седьмой день кончился.

72K. Claeys, note 35 (1979): 513-56: Др.-евр. яцар = нем. entwerfend festlegen (проектировать).

73 Буквально Быт. 2:7 гласит: «И Бог Яhве образовал [ яцар ] Адама, прах [ афар ] из земли [ адама ]», т.e., Адама, который был прахом, взятым из земли. Бог не образовывал его из праха. В Быт. 3:19 Бог говорит ему: «прах [ афар ] ты [настоящее время!], и в прах [ афар ] возвратишься». То же самое сказано в Еккл. 3:20 обо всех людях и животных. В Пс. 103:14 мы читаем: «Ибо Он знает состав [ ецер, производное от яцар ] наш, помнит, что мы [present tense!] – персть [ афар ]». В Ис. 64:8 сказано: «Мы – глина [не афар ], а Ты – образователь [ йоцер, причастие от яцар ] наш, и все мы – дело руки Твоей». И Иов соглашается: «Я образован также из брения» (33:6). Он умоляет Бога: «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом… Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах [ афар ] обращаешь меня? (10:8-9). Но он также уточняет: «Не Он ли, Который создал меня во чреве, создал и его и равно образовал [не яцар ] нас в утробе?» (31:15). Точно так же Иеремия (1:5) был образован [ яцар ] в утробе Богом. Таким образом, слова о том, что Бог кого-то «образовал из праха» или «образовал из глины» (как гончар) были привычной метафорой для роста в утробе матери. Образование тела Адама облечено в такие же выражения. Что бы ни составляло тела каждого человека, это в конечном счёте произведено из неживой материи, «праха» земного.

74 Ср. Притчи 8:26: «Когда ещё Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок [ афар ] вселенной», что подразумевает или физическую материю при сотворении жизни 4 млрд. лет назад, или химические вещества, составляющие основу его собственного тела. В любом случае, весь процесс его подготовки был делом Божьим.

75 Рим. 5:12-21. В этом контексте физическое происхождение для старого человечества (не обязательно для древнего Израиля), как и для нового, неважно. То, что Адам назван «первым человеком», указывает не на биологическое родословие, что видно из обозначения Христа как «второго человека» и «последнего Адама» (1 Кор. 15:45-47). Ин. 3:8.

76 Ср. Исх. 3:14: «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам», ср. употребление Иисусом «Я есмь», чем Он шокировал своих слушателей-иудеев, напр., Ин. 8:58.

77 Ис. 43:7, ср. прим 8.

78 Быт. 2:7; ср. Иов 33:4, «Дух [ руах ] Божий создал меня, и дыхание [ нэшама ] Вседержителя дало мне жизнь», Иов 32:8, «Но дух [ руах ] в человеке и дыхание [ нэшама ] Вседержителя дает ему разумение». Ср. Притчи 20:27.

79 Очевидно, что у нас нет зрелой теории, основанной на предположении, что получение Адамом духа [ нэшама ] жизни означает его возрождение, а также в обоснование тезиса о том, что Адам не был первым человеком. Но мы не встречали и ни одной удовлетворительной теории, не превращающей богодухновенное Писание в мифы или не конфликтующей с наукой. Мередит Клайн (M. G. Kline, "Space and Time in the Genesis Cosmogony," PSCF 48 (1996): 2-15) преставляет Быт. 1-2 аллегорией, предлагая «двухуровневую космогонию», согласующуюся с библейским богословием и избегающей контакта с наукой. Но если Бог является Автором и мироздания, и Писания, предположение, будто такая поэтическо-духовная интерпретация исключает параллельную интерпретацию на историческо-повествовательном уровне, неубедительно. Именно на этом уровне мы хотим предложить для обсуждения свою интерпретацию, не отрицая правдоподобности духовно-аллегорического прочтения.

80 Всякий раз, когда в Библии говорится о том, что люди (или даже животные) образованы [ яцар ] Богом, в ней упоминается и их конкретное предназначение, ср. Пс. 138:13, 16 (Давид); Ис. 43:7, 21 (сыновья и дочери Бога); 49:5 (Мессия) и Иер. 1:5.

81 N. R. Pace, "A Molecular View of Microbial Diversity and the Biosphere," Science 276 (1997): 734-40.

82 H. Steller, "Mechanisms and Genes of Cellular Suicide," Science 267 (1995): 1445-9; C. B. Thompson, "Apoptosis in the Pathogenesis and Treatment of Disease," Science 267 (1995): 1456-62.; R. A. Raff, The Shape of Life (Chicago: University of Chicago Press, 1996); J. M. Frade & T. M. Michaelidis, "Origin of eukaryotic programmed cell death: a consequence of aerobic metabolism?" BioEssays 19 (1997): 827-32; and D. Wallach, "Placing death under control," Nature 388 (1997): 123-6.

83 Р. Юнкер (R. Junker, Leben durch Sterben? (Stuttgart-Neuhausen, Germany: Hänssler, 1994) утверждает, будто Рим. 5:12-21 и 8:19-23 требуют того, что всякая смерть была следствием падения Адама. Но (1) ветхозаветные верующие спасены благодаря заместительной жертве Христа, действие которой, видимо, распространяется назад в прошлое. Христос, «второй человек», является первым и типичным представителем нового рода человеческого, состоящего из тех, кто имел духовную жизнь до или после Его времени; Адам, «первый человек», является типичным представителем старого человечества, состоящего из духовно мёртвых, предположительно, и до, и после его времени. (2) Смерть редко следует непосредственно за грехом, человеку даются возможности для покаяния. (3) Грех не наследуется, но все умирают, потому что «все согрешили». Смерть, вошедшая в мир людей «через Адама» и распространяющаяся на «всех людей», является духовно-типологической связью. (4) Сатана согрешил «от начала» (Ин. 8:44) до Адама; он искушал Адама. Смерть была возможна и вероятна до Адама. (5) Проблема мироздания за рамками человечества связана не с падением Адама, а с сатаной, «богом века сего» (2 Кор. 4:4).

84 Ср. прим. 31.

85 Быт. 1:26; 1 Тим. 4:4.

86 Рим. 8:28.

87 «Теория разрыва» не подразумевается, как и первичный или непосредственный «хаос» в мифическом смысле. Совершенно безупречная деятельность Бога развивается непрерывно, начиная с Большого Взрыва 13,5 млрд. лет назад и до сих пор, в то время как извращающая деятельность сатаны началась с его падения ранее первичного состояния земли, изображённого в Быт. 1:2, и продолжается и сегодня.

88 Быт. 2:17; 3:16, 20-21.

89 Быт. 3:15, 20, 21; 1 Кор. 15:54.

90 Prophecy may refer to past, present, or future.

91 O. T. Allis, The Five Books of Moses (Phillipsburg, NJ: Presbyterian and Reformed Publishing Company, 1949); G. L. Archer, A Survey of Old Testament Introduction (Chicago: Moody Press, 1964); G. Maier, Das Ende der historisch-kritischen Methode (Wuppertal, Germany: Brockhaus, 1975); R. C. Newman, Evolution-Religion and the Genesis Account (Hatfield, PA: Interdisciplinary Biblical Research Institute, Res. Report Nr. 23, 1984); E. J. Young, An Introduction to the Old Testament (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1989); A. A. MacRae, JEDP: Lectures on the Higher Criticism of the Pentateuch (Hatfield, PA: Interdisciplinary Biblical Research Institute, 1994); and R. C. Newman, "Scientific and Religious Aspects of the Origins Debate," PSCF 47 (1995): 164-75.

92 P. H. Seely, note 17 (1991, 1992, 1997); J. B. Russell, (1997), note 17; and W. F. Tanner, "‘Planet Earth’? or ‘Land’?" PSCF 49 (1997): 111-5.







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 257. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия