Студопедия — А. Мома Заметки о гностических книгах Иеу
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

А. Мома Заметки о гностических книгах Иеу






 

Все знают о Египетской и Тибетской Книгах Мертвых. Но есть и Христианские Книги Мертвых, и таковыми являются две гностические Книги Иеу из Кодекса Брюса. На сегодняшний день даже людям, интересующимся гностицизмом, мало что известно об этих Книгах (1).

Интервалы в самом тексте занимают комплексные символические диаграммы, указывающие на многочисленные "Имена Бога и Сил". Не вызывает сомнений, что эти Имена использовались как мантры, озвучиваемые в ритуальных декламациях. Имена, приводимые в этих диаграммах (2) состоят из длинных серий гласных звуков, которые, подобно Великому Имени "ИЕУ", предназначались для речитатива или пения. Такая техника Посвящения в Божественные Имена встречается и в других ритуальных традициях Ближнего Востока (например, в Каббале или в Авраамовой Абуляфии) для изменения сознания в медитации. Необходимо помнить, что сердцевина Гнозиса - индивидуальный опыт погружений в божественные сферы. Книги Иеу воспроизводят как часть космологических построений гностиков, так и часть ритуалов, использовавшихся в мистериях Посвящения и медитациях, направленных на достижение изменённых состояний духовного сознания.

Христос в этих книгах является ключевой фигурой (хотя это именно так далеко не во всех текстах "христианского гностицизма"), и чтобы осознать его роль в этих Книгах, нам необходимо помнить, что они были созданы этническими египтянами, ставшими христианами уже в поздне-эллинистический период, примерно с начала II по начало IV вв. нашей эры (3). Египтяне здесь, несомненно, преобразовали свои древние верования, выраженные ими в Египетской Книге Мертвых, в христианскую форму. Так, Христос сочетает в себе функции Хоруса (или Харона у греков) как проводника душ, Анубиса как поддерживающего их равновесие и Маата как Принципа Истины (между которыми и вынуждены балансировать все поступки умерших), Тота как хроникера результатов этого испытания, Осириса как судьи и Тифона как палача.

Египтяне осознавали сходство между смертью как Посвящением и эзотерическим символизмом Посвящения как смертью, поскольку понимали, что оба этих опыта, по самой сути своей, внетелесны. Именно поэтому Христос наставляет своих учеников придерживаться высочайших этических требований и духовной дисциплины. Даже поверхностное чтение Книг Иеу ярко высвечивает такой подход, резюмировать который можно словами, сказанными Иисусом еще в Первой Главе Первой Книги: "Благословен тот, кто распял мир, и кто не дал миру распять его".

Книги Иеу насыщены колоссальным материалом для исследователей гностической космологии и сотереологии (4), поэтому целью данных заметок является лишь исследование одной, но ключевой их темы - темы восхождения души (5)

В Книгах Иеу Христос четко дает понять: чему бы он ни учил, всё это душа должна сделать после того, как покинет тело. Причем тело здесь явно рассматривается как механизм функционирования сознания, а душа как носитель личных качеств человека. В тексте Христос затрагивает различные уровни реальности, отталкиваясь от уровня "здесь и сейчас". Он, как и в текстах Нового Завета, как и в других гностических евангелиях, особенно в Книгах Пистис Софии, пользуется языком символов, неких видений, метафор и аналогий. Так, то, что происходит на данном уровне Реальности в течении Посвящения переживается здесь также как смерть, поскольку в обоих случаях душа покидает тело для того, чтобы познать данную Реальность. Следовательно, Посвящение и есть парафраз смерти, а наиболее близкой аналогией смерти является Посвящение. Таким образом, резонно изучать герметические и гностические практики (6), завеса таинственности над которыми приоткрывается нам в Книгах Иеу, чтобы понять, как гностики понимали процесс умирания человека.

Привилегией людей, как учит нас любая эзотерическая религиозно-философская система, является то, что люди, в отличие от животных (которым доступно только посмертное путешествие), могут дважды совершать путешествие души. Предваряет этот опыт посвятительно-мистериальная стадия, где они, в том числе, подвергаются весьма тяжелым - и не только духовным - испытаниям. Затем это уже опыт восхождения души и погружение в движение сокрытых процессов Космоса для того, чтобы загладить карму (7) и изменить характер своих будущих инкарнаций (или метемпсихозов у пифагорейцев и платоников); и, наконец, задачей гностика является повтор этого опыта после смерти тела. Эти постулаты очень хорошо применимы к практике раннехристианского гностического эзотеризма (8), равно как и к духовной практике пост-гностических школ: тамплиеров, франкмасонов, розенкрейцеров и т.п. Хотя женщины также могут совершать подобное путешествие, а в ряде случаев гностические тексты явно делают им знаки повышенного внимания (9), в наших Книгах речь идет о т.н. Мужских Путешествиях.

В основном душа должна управлять внутренним видением через сознательную и обдуманную визуализацию, фокусирующуюся, в свою очередь, на каждой планете (10). Поэтому в Первом Мужском Путешествии мы смотрим на планеты. Но это только некий разбег. Второе Путешествие требует от нас рассматривать смерть как Посвящение. Таким образом, если Первое Путешествие священно, то Второе - посвятительное. Вот почему наше Второе Путешествие дает нам возможность как бы перепрограммировать наши будущие воплощения.

Итак, что мы видим в тексте? В Первом Путешествии, во-первых, Душа уносится из тела, так что это уже определенно внетелесный опыт. Во-вторых, грехи смываются, или карма стирается. Они трансформируются в Чистый Свет. То есть скрытые процессы в Космосе направлены на освобождение души или, как минимум, на изменение характера будущих воплощений человека. В-третьих, есть еще и Второе Мужское Путешествие, состоящие из семи ступеней. Душа достигает Сокровища Света, а уже находясь внутри него -
1. Следует внутрь Смотрителей, символизируемых гностиками буквами?, альфа, а в Первом Путешествии - Лунным Путем (Тропой)
2. Следует внутрь Трех Аминь, символизируемых гностиками буквой?, эпсилон, а в Первом Путешествии - Путем Меркурия.
3. Следует внутрь Близнецов, символизируемых гностиками буквой?, эта, а в Первом Путешествии - Путем Венеры.
4. Следует внутрь Троесильного, символизируемых гностиками буквой?, йота, а в Первом Путешествии - Путем Солнца.
5. Следует внутрь Порядков (Чинов) Пяти Деревьев, символизируемых гностиками буквой?, омикрон, а в Первом Путешествии - Путем Марса.
6. Следует внутрь Семи Гласов, символизируемых гностиками буквой?, ипсилон, а в Первом Путешествии - Путем Юпитера.
7. Пребывает в Месте Невыразимых, символизируемых гностиками буквой?, омега, а в Первом Путешествии - Путем Сатурна. (11)

В-четвертых, освобожденные души пребывают в Месте Невыразимых (Сущностей) Сокровища Света. В-пятых, на каждом шагу душе даются Печати и Тайны, поскольку она уже стяжала Тайны прежде, чем изошла из тела. Это делается для того, чтобы во время Первого Путешествия мужчина ощутил боль и обрел свою рану, которая исцелит его душу. То есть, чтобы он осуществил Глубокие Мужские Познания Света. (12)

Хочется надеяться, что Книги Иеу еще найдут в нашей стране своего достойного и дотошного исследователя (13), ведь они заслуживают серьезного анализа не меньше, чем любой сложнейший текст, например, из Кодексов Наг Хаммади.







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 359. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия