Студопедия — Семестр. Национальное своеобразие русской литературы ХIХ в
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Семестр. Национальное своеобразие русской литературы ХIХ в






Национальное своеобразие русской литературы ХIХ в. Особенностигеографического положения и исторического развития России. ХVШ век в качестве определяющего фактора русской культуры «нового времени»: деятельность Петра I. Особенности русского классицизма, появление «лишних людей» и следствия этого в литературе. Причины, обусловившие нравственный пафос русской литературы, ее «симфонический», многофункциональный характер.

Литературное движение 1800-25 гг. Периодизация литературного процесса ХIХ в. Особенности литературного движения 1800-1825 гг. Основные литературные кружки: «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», «Дружеское литературное общество», «Беседа любителей русского слова», «Арзамас», «Общество любомудров» и др. Полемика «Беседы» и «Арзамаса». Источники и этапы развития русского романтизма. Активное неприятие существующей действительности; уход в прошлое (жанр исторического романа), в «альтернативную реальность» (фантастика), в изображение внутреннего мира (лирика).

Кризис идей Просвещения и классицизма в драматургии В.А.Озерова «Дмитрий Донской», в прозе В.Т.Нарежного («Российский Жилблаз»). Изменение системы ценностей, представлений о природе человека. Басни И.А.Крылова как вершина развития жанра. Новаторство Крылова-баснописца. Основные предметы изображения: человеческие слабости и недостатки; пороки общественного устройства. Умеренно-просветительские взгляды Крылова на отношения человека и государства, на проблему политической свободы и научного знания.

Поэзия В.А.Жуковского. Компоненты понятия «элегический психологизм». Новый тип метафоры, отражающий изменившееся восприятие мира. «Романтическое двоемирие» как принцип миропонимания и его художественное воплощение. Проблема «невыразимого». Меланхолические настроения, влияние англо-германской поэтической традиции. Тайна и рок - сквозные мотивы баллад Жуковского, тема всесилия Провидения. Основные принципы художественного перевода. Стихотворные повести Жуковского, понятие о романтической иронии. Жанр литературной сказки в творчестве Жуковского.

Поэзия К.Н.Батюшкова. Анакреонтика первого периода творчества, итало-французская «ориентация» его лирики. Появление темы трагизма человеческого существования, бренности земных дел и ценностей после 1812 г. Образ странника в творчестве Батюшкова и его биографическая основа.

Литературное творчество декабристов, его задачи в соотнесении с их политической программой. Гражданская лирика К.Ф.Рылеева как отражение политических идеалов автора; особенности поэтики. «Думы», поэма «Войнаровский» и принцип романтического историзма. Лирика В.К.Кюхельбекера: философские мотивы, поэзия периода ссылки. Поэма «Агасфер» - попытка осмысления человеческого удела. Поэзия А.И.Одоевского - начало «лермонтовской» линии. Исторический оптимизм поэта. Проза А.А.Бестужева-Марлинского. Проблема искупления зла в «ливонском цикле»; признание глубинного трагизма человеческой судьбы в поздних повестях («Аммалат-бек», «Фрегат «Надежда»). Особенности стиля («марлинизм»).

А.С. Грибоедов. «Горе от ума»: история создания комедии. Вопросы текстологии. Система персонажей, особая роль образов Репетилова и Молчалина. Реалистический принцип в создании характеров. Новаторство Грибоедова в обрисовке образа «положительного героя» (Грибоедов и Фонвизин). Проблема авторской позиции в комедии. Грибоедов и Чацкий. Отражение в «Горе от ума» историко-философских взглядов Грибоедова и сегодняшняя актуальность комедии.

Исторические жанры 1825-1845 гг., причины их подъема. Вторая волна русского романтизма. Историческая романистика. М.Н.Загоскин, И.И.Лажечников и др., постановка проблемы патриотизма, идеализация образа главного героя. Модель «вальтер-скоттовского» романа на русской почве. Романтический историзм в прозе и драматургии (Н.А.Полевой, М.П.Погодин, Н.В.Кукольник, Ф.В. Булгарин).

Романтическая повесть 1825-45 гг. Синтез просветительских и романтических тенденций в цикле А.А.Погорельского «Двойник, или Мои вечера в Малороссии». Философский романтизм В.Ф.Одоевского, оппозиция «духовность - бездуховность»: проблема научного и художественного познания мира (роман «Русские ночи»). Скептицизм и ирония О.И.Сенковского (образ барона Брамбеуса). Разные модели романтической повести (Н.А.Полевой, М.П.Погодин, Н.Ф.Павлов)

Поэты пушкинской поры. Границы эпохи и смысл термина. Гусарская лирика Д.В.Давыдова. Творческий путь П.АВяземского. Идиллии, элегии и песни А.А.Дельвига. Н.М.Языков - «поэт радости и хмеля». Трагическое миросозерцание Е.А.Баратынского. А.И.Полежаев и Д.В.Веневитинов - романтическая поэзия и романтическое «жизнестроение». «Альтернативные» пути поэзии пушкинской эпохи. Романтическое эпигонство В.Г.Бенедиктова. Лирика А.В.Кольцова. Отражение народного миросозерцания; цельность восприятия мира. Соединение фольклорной традиции с романтическими настроениями. Сказка П.П.Ершова «Конек-Горбунок».

А.С.Пушкин. Пестрота лирики лицейского периода, политические взгляды молодого Пушкина и их отражение в ранних посланиях и одах («Вольность» и др.). Принцип смешения жанров как отражение усложнившихся представлений о жизни («Гавриилиада», «Руслан и Людмила»). Разные облики романтического героя в лирике периода южной ссылки. Проблема внешней и внутренней свободы в «южных поэмах», тема столкновения двух культур. «Граф Нулин» как принципиальная декларация свободы творчества; роль иронии в поэме. Трагедия власти и трагедия народа в «Борисе Годунове»; усложнение юношеских представлений поэта о справедливом общественном устройстве. Дальнейшее развитие политических взглядов Пушкина; тема «человек и история» в поэме «Полтава», в романе «Арап Петра Великого»: принцип «реалистического историзма». Содержание формулы «самостоянье человека». Понимание смысла жизни, счастья и долга в романе «Евгений Онегин»; особенности композиции и персонажной системы романа, тема жизненного выбора. «Зимние» мотивы в романе. Проблема «литературного» восприятия жизни. Трансформация понятия «вольность и покой». Лирика Пушкина; особый характер воплощения философских размышлений. Представление о высокой миссии поэта; проблема «поэт и толпа». Любовь как преобразующая сила в пушкинской лирике. Подвижное равновесие жизни, ощущение ее глубинного смысла, признание ценности любого жизненного опыта как основа пушкинского представления о гармонии мира. «Домик в Коломне» - развитие творческих принципов «Графа Нулина». «Болдинские циклы» Пушкина; трансформация темы «самостоянья человека» в «Маленьких трагедиях», постановка в них узловых вопросов человеческого существования. Художественное своеобразие пушкинской прозы. Цикл «Повести Белкина» (реалистический психологизм, изображение быта, новая концепция жизни и ее отражения в литературе). «Пиковая дама» и принцип нравственного выбора как основа пушкинских взглядов на человека. «Капитанская дочка» как итог размышлений поэта о соотношении законов справедливости и милости; поэма «Анджело». Отражение распада бытия на частную и государственную сферы в поэме «Медный Всадник». «Фаустовские» мотивы в поэме, ее философский смысл. Сказки 1830-х гг., особенности композиции цикла, концепция мира, нравственный смысл («добрым молодцам урок»). Подведение итогов в поздней лирике («каменноостровский цикл», «Памятник»). Пушкин в судьбе России.

М.Ю.Лермонтов. Романтический герой; различие в мировоззренческих установках лирических героев Лермонтова и Пушкина. Ведущие мотивы лирики: одиночество, игра, безответность мира и пр. Тема необратимости времени в поэмах Лермонтова («Измаил-бей», «Последний сын вольности»). Идея мщения как движущая пружина лермонтовских сюжетов. Рок и трагическая вина героя в драме «Маскарад». «Мцыри» и «Демон» - философские поэмы-притчи о человеческом уделе; максимализм как исходная установка героя в поэмах и в лирике («И скучно, и грустно...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива…»). «Герой нашего времени»: развитие принципов реалистического психологизма. Принципиальное отличие социально-исторического характера Печорина от более раннего инварианта этого типа – Онегина. Система образов. Роль композиции романа для понимания его идеи.

Н.В.Гоголь. Романтические и фольклорные элементы цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». Утопические мотивы. Власть золота, человеческая злоба как силы, угрожающие утопии изнутри. Тема разрушения человеческой личности, искажения нормы в «Миргороде»; двойственный пафос «бытового» и «героического». «Петербургские повести»: отражение гротескного существования, образ призрачного города и людей-фикций. Содержание понятия «реалистическая фантастика». Принципы гоголевской драматургии, «миражная интрига». «Ревизор»: тема маленького человека в мизерной действительности. «Мертвые души»: замысел и его реализация. Предметный мир поэмы, «животные» мотивы как художественная форма воплощения мысли об утрате человеческого начала. Топос дороги и его функция в поэме. Поиски положительного героя и проблема нравственного возрождения русского человека. «Выбранные места из переписки с друзьями».

Русская культура начала ХIХ века. Архитектура: завершение основных архитектурных комплексов Петербурга. Музыка: роль камерного жанра, расцвет романса. Русская музыкальная культура; творчество М.И.Глинки, А.С.Даргомыжского. Живопись портретная (В.Тропинин, О.Кипренский) и пейзажная (С.Щедрин, А.Венецианов). Своеобразие романтической манеры К. Брюллова. А Иванов и картина «Явление Христа народу».








Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 486. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия