Студопедия — Семестр. Литературное движение 1845-1855 гг.Полемика западников и славянофилов (Чаадаев, Хомяков)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Семестр. Литературное движение 1845-1855 гг.Полемика западников и славянофилов (Чаадаев, Хомяков)






Литературное движение 1845-1855 гг. Полемика западников и славянофилов (Чаадаев, Хомяков). «Натуральная школа» и ее идейно-художественная программа, жанр «физиологического очерка». Соотношение понятий «натуральная школа», «реализм» и «натурализм». Тенденции «натуральной школы» в прозе А.В.Дружинина, В.А.Соллогуба, С.Т.Аксакова, В.И.Даля и др. Творчество Д.В.Григоровича как вершинное достижение «натуральной школы», постановка проблемы «человек и среда» («Деревня», «Антон-горемыка»).

А.И.Герцен. Детерминизм, научный тип мышления и его отражение в изображении отношений человека и среды («Сорока-воровка», «Доктор Крупов», «Кто виноват?»). Причины обращения к публицистике. Герцен о путях прогресса, диалектическая модель истории («С того берега»), скептицизм в оценке современных социально-исторических концепций. Полемика с Бакуниным («К старому товарищу»). Отношение Герцена к социалистическим идеям. «Былое и думы» как реализация герценовской концепции тесной «обратной связи» между человеком и обществом: отражение эпохи в частных судьбах.

Ф.И.Тютчев. Пантеистическая философия природы, романтическое начало лирики. Оппозиция «хаос - космос» и ее образные инварианты. Особое положение человека в природном мире. Трагическийпафос натурфилософской лирики. Тема одиночества человека среди людей: философский, социальный и «личный»план («Silentium!», «Цицерон», «денисьевский цикл» и др.).

А.А.Фет. Идеологические «установки» поэта, теория «чистого искусства». Гармония мира и ее отношение к пушкинскому представлению о гармонии как единстве полярных начал. Тема природы, любви и искусства, их «единства в красоте». Художественное новаторство поэзии Фета: импрессионистичность, ассоциативные принципы композиции, характер метафоры.

Поэты фетовской школы (Я.П.Полонский, А.Н.Майков и др.). Творчество А.К.Толстого: особенности политической позиции автора и его размышления об исторических путях России в лирике, драматургии и прозе («Князь Серебряный») Козьма Прутков: объекты пародирования и «образ автора». «Хлестаковское» начало в Пруткове. Основные приемы создания комического эффекта.

Литературное движение 1856-1860-х гг. Расцвет жанра романа и изменения в его структуре. Понятие о линейно-биографическом и кульминационном типе романа. Проза А.Ф.Писемского: постановка проблемы компромисса с действительностью слабой и сильной личности (романы «Боярщина», «Тысяча душ»). Драматургическая трилогия А.В.Сухово-Кобылина - связующее звено между сатирой Гоголя и Щедрина. Беллетристы-шестидесятники: общие идейно-художественные установки. Трансформация «тургеневского романа» у В.А.Слепцова («Трудное время»). Изображение трагедии человека, лишенного духовного начала: «Подлиповцы» Ф.М.Решетникова и «Очерки бурсы» Н.Г.Помяловского как звенья одной цепи. Дилогия «Мещанское счастье» и «Молотов»: бунт героя против нивелирования его личности и итоги этого бунта.

Н.Г.Чернышевский. Материалистическая эстетика (трактат «Эстетические отношения искусства к действительности»). Рационализм, прагматизм и антропоцентризм как основа мировоззрения Чернышевского. Нравственная философия Чернышевского, ее отражение в трактате «Антропологический принцип в философии» и в романе «Что делать?». Жанровые признаки романа воспитания личности и романа-утопии в «Что делать?», своеобразие модели Чернышевского на фоне решений, предлагавшихся его предшественниками (Мор, Кампанелла, Фурье).

Демократическая поэзия середины века. Н.П.Огарев: гражданская и интимная лирика. Поэма «Юмор», ее место в предшествующей литературной традиции, монтажный принцип композиции, смыслообразующая функция лирических отступлений как способа преодоления инерции мышления. Развитие поэтических принципов Некрасова в творчестве поэтов некрасовской школы (А.Н.Плещеев, «искровцы», И.С.Никитин).

Н.А.Некрасов. Россия городская (образ Петербурга) и деревенская (лирика, поэмы). Сатирические мотивы. Поиски героя (историческая тематика, тип лишнего человека, тема призвания поэта и ее отношение к предшествующей поэтической традиции). Смешение как принцип некрасовского поэтического стиля. «Кому на Руси жить хорошо» как народно-христианская утопия, нравственная проблематика в поэме, надежда автора на духовное возрождение народа. Система образов, особенности композиции, фольклорные источники поэмы.

А.Н.Островский. Развитие гоголевской традиции. Определение круга тем и героев в раннем творчестве («Свои люди – сочтемся»). Концепция «народной комедии» в пьесах «москвитянинского периода». Проблема компромисса в драме «Доходное место», трансформация типа Чацкого. «Гроза»: трагедия совести и знамение нового времени. Картина меркантильной эпохи в комедиях 1860-х гг. («Женитьба Бальзаминова». «На всякого мудреца довольно простоты»), «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы»). Измельчание романтического героя («Последняя жертва»). Новый тип героя в «Бесприданнице» (образы Ларисы и Карандышева). Философская проблематика «весенней сказки» «Снегурочка». Бытовизм Островского, демократический характер его театра. Особенности психологических и речевых характеристик.

И.А.Гончаров. Тема утраты целостности человеческой личности, обособление «романтического» и «прагматического» начал («Обыкновенная история», «Обломов»). Национальный характер в изображении Гончарова. Социальное, психологическое и философское содержание понятия «обломовщина». Русский дилетантизм (Райский) и проблема синтеза в романе «Обрыв»; символика заглавия. Особенности реализма Гончарова, интерес писателя к неизменным устоям жизни и точка зрения на прогресс. Книга-путешествие «Фрегат «Паллада».

И.С.Тургенев. «Записки охотника» особенности жанра и композиции. Образы людей из народа. Повести 1850-х гг. проблема жизненного предназначения, тип «лишнего человека» («Дневник лишнего человека», «Ася», «Фауст»). Романы 1850-х гг. - образы «героя времени», «тургеневской девушки»; «вечные» вопросы в постановке Тургенева. Органическое соединение принципов любовно-психологического и социального романа. Полемика о романе «Отцы и дети»; проблема авторской позиции, восприятие романа современниками. Неприятие догматических жизненных установок главных героев. Социально-политические романы «Дым» и «Новь», вопрос о судьбах России, типах ее политических деятелей. Усиление романтического начала в поздних повестях Тургенева, новая концепция личности как иррациональной в своей основе («Призраки», «Степной король Лир», «Стук! Стук! Стук!», «Вешние воды»). Особенности тургеневской поэтики (специфика психологизма, функции описания, тип повествователя, типы героев, характер фабулы). Идейно-композиционное единство цикла «Стихотворения в прозе»; особенности жанра.

Русская культура середины ХIХ века. Демократические тенденции, их отражение в возникновении творческих объединений («Могучая кучка» и передвижники). Музыкальное наследие А.П. Бородина и М.П. Мусоргского Отражение поднятых литературой проблем в творчестве передвижников: В.Перов, И.Крамской. Разнообразие обликов природы в ландшафтах И.Айвазовского, А.Саврасова, Ф.Васильева, В.Поленова, И.Шишкина.








Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 682. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия