Студопедия — Семестр. Литературное движение 1870-х гг.Творчество писателей-народников: Н.И.Златовратский, С.М.Степняк-Кравчинский и др
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Семестр. Литературное движение 1870-х гг.Творчество писателей-народников: Н.И.Златовратский, С.М.Степняк-Кравчинский и др






Литературное движение 1870-х гг. Творчество писателей-народников: Н.И.Златовратский, С.М.Степняк-Кравчинский и др. Отражение идейной драмы народничества в повестях Н.Е.Каронина-Петропавловского («Борская колония») и А.О.Осиповича-Новодворского («Эпизод из жизни ни павы ни вороны»). Очеркистика Г.И.Успенского. Облики русской «растеряевщины» («Нравы Растеряевой улицы», «Разоренье»). Пореформенная Россия: смена «вывесок». «Крестьянские» циклы Успенского: столкновение миропонимания интеллигента и человека из народа. Тема «власти земли». Позитивная эстетическая программа Успенского («Выпрямила»).

М.Е.Салтыков-Щедрин. Тема некомпетентности и произвола российской администрации («Губернские очерки», «Помпадуры и помпадурши»). «История одного города» как модель истории России. Образ «маленького человека» («Господа Молчалины»). Судьбы либерального поколения 1840-х гг. («Дневник провинциала в Петербурге», «Письма к тетеньке»). Пореформенная действительность в циклах «Благонамеренные речи» и «Убежище Монрепо»: разложение социальных институтов семьи, собственности, государства. «Господа Головлевы» - трансформация жанра семейного романа тургеневского типа. Коррупция, демагогия, протекционизм и другие объекты щедринской сатиры («Современная идиллия», сказки). Трагизм мелочного бытия («Мелочи жизни», «Пошехонская старина»). Реалистический гротеск. Переосмысление образов классических литературных героев.

Ф.М.Достоевский. Новаторство в изображении «маленького человека» и психологические «варианты» этого типа («Бедные люди», «Двойник», «Село Степанчиково и его обитатели», «Униженные и оскорбленные», «Записки из подполья»). Полемика с рационалистической концепцией человеческой личности. Народная Россия в «Записках из Мертвого дома». Размышления о природе зла. «Преступление и наказание»: крах «арифметической логики». Перерождение идеи и личности героя под влиянием теории «цель оправдывает средства». «Бесы» как развитие «наполеоновской» идеи Раскольникова. «Идиот» - роман о втором пришествии Христа и о судьбе добра и красоты. «Подросток» и тема детей и «детскости» в творчестве Достоевского. «Братья Карамазовы»: проблема свободы выбора, личной ответственности человека за творимое в мире зло; Легенда о великом инквизиторе как идейно-композиционный центр романа. Новый взгляд Достоевского на природу человека. Полифонизм романов, «карнавальное начало» (М.М.Бахтин), особенности художественного времени и пространства.

Н.С.Лесков. Специфика национального характера в изображении писателя, его сильные и слабые стороны («Леди Макбет Мценского уезда», «Левша»); широта русской натуры («Очарованный странники», «Соборяне», «Запечатленный ангел»). Объекты сатирыЛескова («Железная воля», «Заячий ремиз», «Колыванский муж» и пр.). Лесковская концепция праведничества как активной помощи ближнему («На краю света», патериковые легенды). Своеобразие сказового повествования.

Л.Н.Толстой. Постановка основных проблем в ранней прозе: формирование личности (автобиографическая трилогия), антивоенная проблематика («Севастопольские рассказы»), «природа и цивилизация» («Люцерн»,«Казаки»). Формирование специфического толстовского психологизма («диалектика души»). Эпопея «Война и мир»: тема восстановления утраченных связей между людьми. Символика заглавия, новые критерии нравственных оценок героев, философия истории Толстого. «Анна Каренина»: размышление Толстого о роли семьи в становлении человека; линия Анны и линия Левина в романе. Толстой о смысле жизни, предназначении человека («народные рассказы», «Исповедь», повести «Смерть Ивана Ильича», «Холстомер»). Проблема ложного и истинного воскресения (повесть «Отец Сергий», драма «Власть тьмы», роман «Воскресение»). Конформность, самообман как источник нравственного зла. Проблема смены жизненных установок героями Толстого: «иметь» или «быть». Эстетические взгляды писателя («Что такое искусство?», «О Шекспире и о драме»), их противоречивость. Проблема традиции. Толстовская теория «непротивления» и восточная философия. Толстой и Пушкин.

Литературное движение 1881-1900 гг. Поэзия конца века. Философские мотивы в лирике К.К.Случевского; трансформация лермонтовских и некрасовских мотивов у А.Н.Апухтина и С.Я.Надсона. Русский натурализм (П.Д.Боборыкин, И.Н.Потапенко), «региональная» тематика романов Д.Н.Мамина-Сибиряка, морская тема у К.М.Станюковича. Культурный и психологический кризис рубежа веков, его отражение в кризисе реализма. Появление символистов.

В.М.Гаршин. Проблема социального зла и определения своего отношения к нему человеком, не способным повлиять на ход событий (военные рассказы). Тема самообмана и прозрения («Встреча», «Художники»). Символика гаршинских притч («Красный цветок», «Аttаlеа рrinceps») и двойственный смысл их финалов. Вопрос о соотношении цели и средств («Надежда Николаевна»). Гаршин и Толстой («Сказание о гордом Аггее», «Сигнал»).

В.Г.Короленко. Романтические мотивы, их трансформация («Сон Макара», «Огоньки», «Чудная» и пр.). Философские притчи: вопрос о соотношении веры и сомнения («Тени»), свободы и необходимости («Необходимость»), борьбы и непротивления («Сказание о Флоре»). Полемика с Толстым. Русскийхарактер в рассказе «Река играет», в повести «Без языка». Оптимистический романтизм Короленко и трагический романтизм Гаршина.

А.П.Чехов. Ранняя юмористика, тема «мелкого человека». Разобщенность, взаимное непонимание людей, бессилие отвлеченных теорий перед сложностью жизни как одна из центральных проблем в зрелой прозе Чехова; комические, лирические и драматические вариации ее художественного воплощения: «Тоска», «Скучная история», «Рассказ неизвестного человека», «Палата №6», «Дуэль», «Черный монах» ипр. «Бессюжетная» проза: «Счастье», «Степь», Студент», «Архиерей», «Невеста»; сложности ее интерпретации. Водевили: развитие тем и образов ранней прозы. Чеховские пьесы как предвозвестие установок драматургии ХХ века: новый тип сценического действия исценического героя, принцип «подводного течения», отражение в них бесконечно усложнившихся представлений о жизни. Своеобразие чеховской поэтики. Образы пространства ивремени, особая функция художественной детали.

Русскаякультура конца ХIХ века. Многообразие музыкального наследия П.И.Чайковского и Н.А.Римского-Корсакова, трактовка пушкинских и др. «литературных» сюжетов. Типологические параллели живописи и литературы: Достоевский – В.Суриков, Толстой – И.Репин, Некрасов - И.Репин, Чехов – И.Левитан, романтические тенденции - пейзажи А.Куинджи. Лесков – «древнерусские» и сказочные сюжеты М.Нестерова и В.Васнецова, поздние передвижники - народническая литература.








Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 360. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия