Студопедия — Тема 11.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 11.






В ландшафтном искусстве обычно выделяются два главных стилевых направления: пейзажный и регулярный сад. Первый создается по принципу подражания природным ландшафтам, второй - противопоставляется им. Этот стиль называют также ландшафтным, природным, естественным, натургарденом.

Пейзажный принцип организации сада зародился еще в Древнем Китае, в Европе же наибольшей популярностью пользовался в Англии и Франции ХVIII -ХIХ вв., в эпохи классицизма и романтизма. Также пейзажный принцип характерен для японского сада, сада русского модерна и "кантри". Отличается живописным свободным стилем планировки. Архитектор наслаждался красотой естественной непрямой линии, стремился воспроизвести увиденные природе формы и сделать их более выпуклыми, яркими и отчетливыми. Лишенные оград просторные сады и парки предназначались для отдыха и длительных прогулок в идиллической атмосфере. Обширные пространства парков и садов следовало рассматривать непременно в движении, во время сентиментальных променадов, при которых за каждым изгибом садовой дорожки открывались все новые очаровательные ландшафты и перспективы, походящие на талантливые театральные декорации.

В пейзажном саду отсутствует геометрическая правильность, живописные группы деревьев свободно размещаются на полянках и лужайках, извилистая дорожка напоминает зарастающую тропинку в диком лесу. В таком саду цветущая лужайка как будто запущена, хотя садовник ежедневно навещает ее своими ножницами. Пейзажный сад может ввести в заблуждение относительно своей "культурности" зарастающими уголками, заброшенными прудами, заболоченными участками и "дикими" скалами. Хотя о присутствии человека забыть сложно: нет-нет да и появится за поворотом деревянная скамейка, мостик или беседка.

Нужно сказать, что столь жесткое деление на стили очень условно, ведь даже самые пейзажные английские парки очень часто включали в свой состав огромный цветник перед домом, разбитый в регулярном стиле.

Пейзажный стиль не случайно сохраняет большую привлекательность и в наши дни - век сумасшедших ритмов и скоростей. Ландшафтный сад способен затормозить бег времени, он предлагает человеку приобщиться к нехитрым радостям природы, ощутить прелесть живописной лужайки, романтической скамьи под кроной раскидистого дерева и затейливого берегового изгиба. Поправленная рукой художника, иногда существенно измененная естественная природа с ее живописными холмами и рощами, тихими озерами и петляющими ручьями, уединенными павильонами и гротами, лишенная искусственной симметрии и показной декоративности, стала считаться эталоном среды обитания.

Закладывая сад природного стиля, старайтесь использовать все, что уже имеется на участке. Сохранив имеющийся рельеф местности, который послужит отправной точкой при планировке пейзажа, вы значительно уменьшите объем затрат, а участок только выиграет при правильном и умелом использовании его естественных особенностей. Прежде чем без разбора вырубать взрослые деревья, а потом успешно декорировать образовавшиеся проплешины, окиньте свои угодья не разрушительным, а созидательным взглядом. При таком рассмотрении старое разросшееся дерево, которое поначалу казалось слишком громоздким, может стать центром композиции.

Водоем. Водоемы максимально приближены к природным: маленький пруд, спускающийся по камням водопад или ручеек, бегущий вдоль деревьев и огибающий беседку. В месте его пересечения с дорожкой устраивается небольшой мостик. Может случиться, что вам повезло и у вас есть собственный водоем или ручеек. Его нужно обследовать, составить план использования и благоустройства. Там, где есть небольшие ложбинки, лучше всего устроить пруд или болотную клумбу.

Скалы. Каменная стенка сухой кладки - один из самых красивых архитектурных элементов сада и прекрасный биотип. Камни, аккумулирующие тепло, привлекают множество растений и животных. Высокий солнечный бугор можно превратить в альпийскую горку. Эти элементы напоминают нам о естественных скалах и валунах, которые так живописны в дикой природе.

Декоративные группы. При желании и возможности имеющийся ландшафт может быть дополнен крупномерными посадками. Деревья в группах, посаженные на достаточном расстоянии друг от друга, приобретают красивую, низко опущенную равномерную крону. Сажая деревья и кустарники куртинами, вы получите игру света и тени, чередование открытых и закрытых пространств, и это сразу же зрительно расширит ваш участок. Не стоит перегружать небольшой участок деревьями, на шести сотках вполне достаточно 5-9 экземпляров. Подойдут березы, черемуха, клен, липы.

Не забудем о декоративных кустарниках. Хотя сирень, чубушник и арония черноплодная (рябина) не аборигены нашей местности, они настолько широко распространены, что без них не обходится ни один участок. Эти растения неприхотливы, растут на любых более или менее окультуренных почвах, предпочитают солнечные места, но хорошо переносят и легкое затенение.

Лужок. Пестрый ковер трав в таком саду просто необходим. Летом он превращается в море цветов и привлекает массу пчел и бабочек. Открытые пространства, лужайки обогащают игру света и тени, придают объем участку, производят впечатление смены растительных картин. Ассортимент декоративных многолетников следует подбирать в соответствии с общим решением участка в стиле природного сада. Возможно, вам изначально достался участок на лугу, тогда и особых усилий не потребуется, просто постарайтесь по возможности сохранить имеющуюся луговину и по возможности обогатите ее посадкой нивяника, герани луговой, колокольчика персиколистного, колокольчика скученного, зверобоя продырявленного, вероники дубравной, мака самосейки, клевера лугового.

Природные сады можно создавать на участках практически любых размеров, они исключительным образом располагают к релаксации, весьма демократичны и органично вписываются в природное окружение. Надо только помнить при проведении таких работ, что у деревьев со временем изменяется форма и цвет кроны, соответственно поменяется соотношение открытых и закрытых пространств. Пейзаж приобретает совсем другой вид, и может даже утратить живописность.

 

 

Контрольные вопросы:

  1. Основные принципы построения садов древнего мира.
  2. Какие приемы посадки деревьев и кустарников, применяемые в садах Древнего мира, используются в современном ландшафтном дизайне?
  3. Какое «чудо света» послужило прототипом для современного озеленения крыш?
  4. Какие архитектурные принципы, открытые в древней Греции, используются в ландшафтном проектировании?
  5. Какой вид «скульптурного» преобразования деревьев и кустарников, впервые примененный в Древнем Риме, характерен регулярного стиля?
  6. Особенности построения средневековых садов. Какой средневековый прием посадки древесных насаждений зародился в феодальных храмах?
  7. Особенности мавританских садов Альгамбры и Генералифа?
  8. Каковы характерные черты, наибольшего развития регулярности в европейских садах эпохи Возрождения?
  9. Самое грандиозное творенье регулярного стиля в садово-парковом искусстве?
  10. Восточные сады Китая иЯпонии, как полная противоположность европейскому паркостроению.
  11. Что послужило основой для создания пейзажного стиля в садах Европы XVIII в.
  12. Основные принципы создания пейзажных садов.
  13. Чем отличаются регулярные сады от пейзажных?
  14. Возможно ли совмещение регулярных приемов с элементами свободного построения пейзажных садов?

 

Используемая литература и материалы:

 

1. Горохов В.А., Лунц Л.Б. Парки мира. - М.:Стройиздат,1985.-328 с.,ил

  1. Залесская Л.С.,Микулина Е.М. Ландшафтная архитектура: Учебник для вузов.-2-е изд.,перераб. и доп.-М.:Стройиздат,1979.-240 с., ил.
  2. Боговая И.О., Фурсова Л.М. "Ландшафтное исскуство", Москва, ВО "Агропромиздат", 1988 г
  3. В.Ф. Гостев, Н.Н. Юскевич Проектирование садов и парков, М., Стойиздат, 1991, 340 с ил.
  4. http://www.alta-d.ru/encyclopedia/landdesign/301003.htm
  5. http://www.expo-flora.ru/index.php?id
  6. http://www.baugroup.ru/lib_land_Istoriya.html

 

Тема 11.

 







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 623. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия