Тема 2. Историческое развитие социальной философии1. Позитивистская социальная философия О. Конта. 2. Суть органической теории общества Г. Спенсера. 3. Какова роль современного позитивизма и постпозитивизма, во многом исходящих из идей О.Конта и Г. Спенсера о гармонии и равновесии в обществе как основе его стабильности?
1. Отвечая на первый вопрос, следует учесть, что основателем социологии как науки является О. Конт, защищавший необходимость объективности социальных исследований. Эту науку он называл еще социальной философией. Он поставил и решал проблему функционирования и развития общества как целостного социального организма. Ввел в социальную науку понятия «социальной статики» и «социальной динамики». Выделил в обществе такие важнейшие институты как семья, религия, государство. Сформулировал закон трех стадий общественного развития, соответствующих трем ступеням умственного развития человечества. Конт называл свою социальную философию позитивной, поясняя, что она базируется на данных науки. 2. При ответе на второй вопрос следует сделать акцент на том, что многие идеи и позитивистские установки О. Конта развил Г. Спенсер – основатель органической школы в социологии. Он рассматривал общество как объединение индивидов, различия, в развитии которых создают первичные условия его эволюции. Спенсер показал объективную обусловленность социальной эволюции потребностями людей, ставил и решал проблемы равновесия, гармонии и стабильности в обществе. 3. Студенту необходимо выяснить первоначальные установки позитивизма, почему он и сегодня актуален. Обратить внимание на то, что на основе позитивизма сложилось направление структурно-функционального анализа в социальной теории, представителями которого являются американские социологи Т. Парсонс и Р. Мертон. Показать, что современный позитивизм решает актуальные проблемы существования и развития общества. Литература
2. Конт О. Дух позитивной философии. – СПб., 1910. 3. Спенсер Г. Система синтетической философии. Соч. в 2 тт., т. 1. – СПб., 1898. 4. Философский словарь /Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719 с
. Тема 3. К. Маркс о материалистическом понимании истории. 1. Переход от идеалистического к материалистическому пониманию развития общества и в целом исторического процесса. 2. Материальные побудительные силы деятельности людей и их общественных отношений. 3. Какие идеи К.Маркс и Ф. Энгельс получили свое развитие в ХХ веке и, какую роль в истории сыграл догматизированный марксизм советского периода?
1.Студент должен показать, что материальное производство (обмен веществ между обществом и природой) характеризуется двумя отношениями: – отношение людей к природе, обозначаемое понятием «производительные силы», и отношение людей друг с другом, обозначаемое понятием «производственные отношения». В своем единстве производительные силы и производственные отношения составляют определенный способ производства. История, таким образом, есть движение от одних способов производства к другим: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический… Что дальше? – Это одна из современных социально-теоретических и социально-философских проблем. 2. Направление, которое абсолютизирует определяющую роль производительных сил и не учитывает обратное воздействие на них со стороны производственных отношений, получило название технологический детерминизм, представленный целым рядом технократических теорий. По Марксу, производственные отношения определяют все остальные общественные отношения, то есть всю социальную жизнь. Соответственно они обозначаются как базис, а все остальные отношения – как надстройка. Базис определяет надстройку, но подвергается с ее стороны обратному воздействию. Направление, которое абсолютизирует определяющую роль базиса и не учитывает обратного воздействия на него со стороны надстройки, получило название экономический детерминизм, принадлежность к которому незаслуженно приписывают Марксу. Необходимо показать роль материальных потребностей и интересов людей как побудительных сил их деятельности и общественных отношений. 3. При выполнении этого задания следует указать на то, какие идеи К. Маркса о развитии общества актуальны сегодня, а какие устарели, а также показать, какую роль в развитии советского общества сыграл догматический марксизм. Литература 1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. (Серия - «Золотой фонд российских учебников»). С. 390-420. 2. Маркс К. Немецкая идеология // Маркс К, Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 3. 3. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т.1 // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: Пер. с нем. 2-е изд. Т.23, 25. М.: Политиздат, 1960. 4. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: Пер. с нем. 2-е изд. М.: Политиздат, 1974. Т.42. С.41 – 174.
|