Тема 6. Социальные концепции фрейдизма и неофрейдизма.1. Социобиологическая направленность фрейдизма и неофрейдизма. 2. Фрейдистское понимание культуры. 3. Фрейдо-марксизм о человеке и обществе.
1. Учение З. Фрейда и его последователей следует рассматривать в рамках социобиологии, недооценивающей социальные факторы общественной жизни. Движущие силы поведения людей усматриваются в их биологических потребностях и инстинктах. Особое значение З. Фрейд придает психосексуальному развитию человека. Более того, сексуально-биологическая энергия объявляется основой развития человеческой культуры. 2. Важно исходить из фрейдистского понимания культуры как совокупности социальных свойств людей (их знаний, умений, норм поведения, ценностей и социальных институтов). При этом, по мнению Фрейда, культура выполняет репрессивную функцию, состоящую в подавлении инстинктов и влечений людей социальными нормами, ценностями т установками. 3. При рассмотрении последователей Фрейда, в первую очередь, необходимо проанализировать взгляды А. Адлера, К. Юнга, Э. Фромма, Г. Маркузе. А. Адлер перенес акцент с «сексуально-бессознательного» на «бессознательное» стремление к власти как основном побуждении людей. К. Юнг создал учение о коллективном бессознательном как исторически накопленном «психическом опыте» того или иного народа (исторически сформировавшейся совокупности архетипов). Этот психический опыт усваивается каждым новым поколением людей. Э. Фромм и Г. Маркузе, наряду с ролью подсознательного в поведении людей, придавали большое значение социальным факторам. Учение З. Фрейда, развиваемое в таком направлении, получило название фрейдо-марксизм (эклектическое соединение марксизма с фрейдизмом на гуманистической основе). Студент должен знать эти концепции и ориентироваться в данном вопросе.
Литература 1. Фрейд З. «Я» и «ОНО». Труды разных лет. Тбилиси. 1991. 2. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992. 3. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994. Часть третья. 4. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: Республика, 1993. С. 218-358. 5. Юнг К. Психология бессознательного. М., 1994. 6. Старовойтов В.В. Современный психоанализ: основные школы и направления развития. — М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013.
Тема 7. Природные основы общественной жизни 1. Природа как предпосылка и условие человеческой истории. 2. Исторические формы отношения человека к природе. 3. Обоснуйте единство и противоречия природного и социального бытия человека.
1. Необходимо раскрыть, что природа – это совокупность естественных условий существования человечества. Общество явилось результатом пересечения двух линий саморазвития материи: естественной эволюции неживой и живой природы и искусственной, только в обществе реализуемой эволюции, которая осуществляется благодаря человеческой деятельности. Направление, которое абсолютизирует роль географических факторов, то есть признает их решающими, получило название географического детерминизма. Его история восходит к античной философии, а в настоящее время оно представлено различными моделями геополитики. Направление, которое абсолютизирует роль демографических факторов, можно обозначить как биологический детерминизм, представленный, в частности, мальтузианством и неомальтузианством. 2. Вопрос о взаимоотношении общества и природы является ключевым для человечества. В разные исторические эпохи он имел разное звучание. Студент должен показать, как исторически менялось отношение человека к природе, начиная с античности и заканчивая сегодняшним днем. Может ли человечество преодолеть зависимость от природы? 3. Человеческое общество включено в природу и противостоит ей миром культуры. Каковы природа и генезис общественных потребностей и, может ли труд явиться способом разрешения противоречия «природа-общество»? Студенту следует ответить на вопрос, с чем связано обострение противоречий в системе общество-природа в современную эпоху? Как влияет техника (информация) на развитие общества и как в связи с этим разрушается целостный характер природного мира. Необходимость гармонизации отношений человечества и среды его обитания.
Литература. 1. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. – М.: Устойчивый мир. 2001. Часть П, Ш, 1У. 2. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719 с.
|