Студопедия — Проблема народного характера и художественное воплощение русской действительности в произведениях Н.С. Лескова.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Проблема народного характера и художественное воплощение русской действительности в произведениях Н.С. Лескова.






Изображение национального у Лескова реализуется преимущественно в оппозиции «свой - чужой» или «мы - они». Данный прием позволяет писателю представить масштабную картину, сотканную из разных мнений, наблюдений, суждений, касающихся всех форм жизнедеятельности сравниваемых народов: государственного устройства, гражданской сознательности населения, национального менталитета, нравственных устоев народа, его склонностей и профессиональных успехов. Всесторонний подход к проблеме позволяет Лескову раскрыть сущность народного мировоззрения и избежать ошибочных суждений в освещении проблемы национального.

В этносравнении у художника раскрывается и проблема потери этнической идентичности. Этносравнение применяется у Лескова как в построении всего произведения (повесть «Смех и горе»), так и отдельных фрагментов («Очарованный странник»). Однако, у автора оно реализуется не только в простом использовании оппозиции «свой - чужой», а разрабатывается в таких формах, как «чужой среди своих» («Овцебык»); в бинере «свой -чужой» в рамках «своего». («Смех и горе»); во внутренней дифференциации в «чужом» («Островитяне», «Железная воля»); в преодолении «чужого» «своим» («На краю света»).

Большое значение в литературно-художественных произведениях писателя имеет и этноописание, представляющее собой иллюстрацию тех или иных этнокультурных особенностей, уникальных явлений в жизни определенного народа.

Предметом описания в повестях и рассказах являются религиозные обряды («Печерские антики», «Запечатленный ангел», «Ракушанский меламед»); бытовые условия жизни русских, немцев, англичан, поляков, евреев, цыган, малороссов, татар; культурные традиции, включающие в себя праздники, забавы, календарно-обрядовые сцены, народный этикет, нравственные эталоны нации; социальный строй; территориальные и природные особенности.

В прозе Лескова описание может быть представлено разными лицами: повествователем, главными и второстепенными героями. Иногда же сама жизнь персонажа становится иллюстрацией национального быта, как, например, описание жизни Ивана Флягина («Очарованный странник») в плену, представляющее собой изображение традиций кочевого народа. Но этноописание у автора не только несет информативное значение, но и выполняет функцию создания в литературном произведении неповторимой атмосферы народной жизни. Привлечение максимального количества деталей и сравнений для точного воссоздания описываемого явления помогает автору передать самую суть народных особенностей, их специфику и создать яркие выразительные картины национальной жизни.

Оригинального воплощения национальных образов в художественном тексте Лесков достигает путем использования ресурсов языка. Поэтому каждый герой у писателя наделен собственной языковой индивидуальностью. Работы Лескова имеют неразрывную связь с общекультурными истоками, восходят к мифу и архетипу. Основным архетипом, разработанным автором в произведениях, считается архетип «праведника». Этот образ представляет собой у писателя все приоритетные этические основы русского национального характера: гуманизм, чистые помыслы, стремление к сохранению жизненной гармонии. Философия русского праведничества на протяжении творчества художника претерпевает определенную эволюцию. Сначала это христианское понимание праведничества, потом религиозные мотивы добра и правды воплощаются в особые черты русского менталитета, а затем — возводятся в общечеловеческие идеалы.

Другим немаловажным архетипом в творчестве Лескова является архетип «странника». В нем писатель сконцентрировал особенности беспокойной, находящейся в вечном поиске истины русской души (Иван Флягин из «Очарованного странника»). Архетип «странника» приобретает весьма специфический русский характер, так как он насыщен смыслами, отражающими доминанты русского мировосприятия: бескрайние просторы России, нестесненность и широту действия, свободу и волю. Яркая особенность лесковского представления архетипических образов заключается в том, что они являются, как правило, проводниками идей или мыслей самого художника.

Неразрывна связь творчества Лескова и с устной народной мудростью. В художественном мире писателя использованы жанры народного искусства, фольклорные приемы, мотивы, сюжеты.

Воплощение национального характера в прозе Лескова неразрывно связано с его личным самосознанием и мировосприятием, а также с творческой индивидуальностью. Писатель во всем стремился достичь объективности и справедливости. В этом он видел возможность подлинного решения проблемы, темы или конфликта. Это качество было важным и в освещении национального характера, так как помогало автору избежать неоправданных ошибок в художественном освоении этнокультурных особенностей конкретного народа (русского, немецкого, английского, польского, еврейского, татарского и других). А объективность и справедливость предполагают точное изображение национального во всех его характерных чертах и взаимосвязях. Именно так Лесков рассматривает положительные и отрицательные стороны в поведении людей, в истории государства, в межнациональных взаимоотношениях. Он старается максимально трезво проанализировать и оценить ситуацию, доверяясь полностью художественной правде, художническому постижению. Само стремление к справедливости у писателя имеет религиозное обоснование. При этом христианская мораль воспринималась Лесковым не в форме отвлеченного учения, а в народном понимании, в котором вера в Бога являлась достижением высокодуховных начал, гармонии души, где добро становится отражением нравственной чистоты, порядочности. Поэтому у Лескова поиск правды вел к добру и гуманизму, которые восходили к общечеловеческим ценностям. Поэтому у него положительные герои, независимо от национальности, — чуткие, справедливые и добрые люди.

Глубокое знание своего народа и любовь к нему помогают Лескову острее воспринимать позитивные и негативные моменты в русском характере. В творчестве писателя выявляется не только могучий дух русского человека, его огромный потенциал, его большие способности в искусстве, науке, технике, но и отрицательные качества. Лесков неистово и решительно разоблачал негативные черты и устои русского народа. Его резкая критика представляла собой проявление авторской гражданственности, ответственности за происходящее. Обида за несостоятельность, бессилие русского общества, горечь за утрату духовного наследия Руси присутствуют во многих повестях ирассказах писателя, где представлены цельные натуры русской нации: праведники, умельцы, труженики — в своей замечательной красоте.

Что касается воссоздания ' инонациональных героев, то здесь художник всегда следовал идеалам человечности и уважения. Инонациональные образы получают у Лескова точные этнокультурные описания. Писатель старается передать всю гамму переживаний человека, оказавшегося в центре этнических сопряжений. Это и чувство собственного достоинства («Пламенная патриотка»), и страх, и стыд («На краю света»), и чувство собственного бессилия («Колыванский муж»).

Лескову, благодаря своей чуткости, удалось уловить и нюансы проявления национального в героях. Он показывает широкую «гамму» выражения этнической самобытности, от яростной её защиты до полной ассимиляции, тем самым демонстрируя особенности проявления национального самосознания в личности.

 







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 496. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия