Студопедия — ЛИЦА РАССКАЗЧИКА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛИЦА РАССКАЗЧИКА






 

Урок посвящен характеристике Дубровского — Дефоржа на материале прочитанных глав. Сначала беседа идет по вопросам:

Догадались ли вы сразу при чтении, что Дефорж — Дубров­ский?

Почему никто в усадьбе Троекурова не узнал Дубровского?

Как отнеслись к появлению учителя-француза Маша и Ки-рила Петрович?

Что изменило отношения Троекуровых к Дефоржу?

При ответе на последний вопрос уместно проверить кино­сценарий, составленный дома.

Затем коллективно составляется творческий пере­сказ «Обед в Покровском». События центрального эпизода IX главы ученики пытаются передать от лица Владимира Дуб ровского. Пересказ с изменением лица рассказчика труден, но необходим. Передавая реакцию Владимира Дубровского на все, что происходило за обедом, ученики начинают понимать, что решение Дубровского уйти из дома Троекурова продиктовано не только соблазном ограбить Спицына, отомстить одному из виновников гибели отца, но прежде всего тем, что круг опасно­сти замкнулся.

Работа над пересказом с изменением лица рассказчика ув­лекает учеников. Каждому хочется хоть на минуту почувство­вать себя Дубровским, который представляется детям настоль­ко близким, что они называют его Володей. Однако это ощу­щение близости героя и подводит. Дети часто передают свою реакцию, подменяют собой героя. И от этой опасности необ­ходимо предостеречь класс. С другой стороны, часть учени­ков склонна передавать события совершенно эпически: «При­ехал Спицын... Глобова начала свой рассказ... Исправник стал читать приметы...». Эпизоды передаются подробно, но вне ли­рического освещения, личность рассказчика при этом не рас­крывается. Поэтому учитель в работе над пересказом постоян­но побуждает учеников к выявлению реакций героя:

Что мог думать и чувствовать Дубровский при появлении Спицына?

Как Владимир отнесся к рассказу Глобовой? И т. д.

Работа эта трудна, потому что внешне Дефорж остается бесстра­стным, он отделен от присутствующих барьером мнимого непони­мания языка. Одновременно приходится следить за тем, чтобы выявить в пересказе историческую и культурную дистанцию меж­ду пушкинским героем и юным современным читателем.

Мы следим и за тем, чтобы в пересказе Дубровский говорил слогом, свойственным его речи, а не с лихостью мальчишки думал: «Так бы я сейчас и дал Спицыну по противной роже». (Эта фраза очень настойчиво вводится в пересказ многими учениками).

Приведем пример ответа, не вполне свободного от недостат­ков, которые мы, естественно, отметили на уроке. Но здесь видна увлеченность ученика и справедливость вывода, к ко­торому он приходит в итоге работы над пересказом.

«И вот я сижу на праздничном обеде у Кирилы Петровича. Все гости уже собрались и уселись за стол. Я сижу рядом с маленьким Сашей и де­лаю ему нравственные замечания. В это время во двор въехала карета: "Кто это? — спросил хозяин. — "Да это же Антон Пафнутьич", — отве­тили несколько голосов. И вот в столовую ввалился толстый мужчина лет пятидесяти, с круглым и рябым лицом, украшенным тройным подбородком. Он кланялся и улыбался, собираясь извиниться. Этот человек мне был очень противен. Да к тому же он так заискивающе кланялся хозяину, что становилось еще противнее, и я повернулся к Саше, чтобы его не видеть. Позднее он стал говорить такие вещи, что у меня все вски­пело внутри от злобы. Он вспоминал и рассказывал, что незаконно от­нял Кистеневку у моего отца, по праву принадлежащую нам. Я силился сдержать себя, чтобы не кинуться на него. Я сжал кулаки и руки поло­жил на колени. Но наконец Кирила Петрович остановил Антона Пафну-тьича и обратился к своим гостям: «А что слышно про Дубровского? Где его видели в последний раз? — «У меня», — пропищал дамский голосок. Я чуть не ахнул. Да ведь это говорила Анна Савишна Глобова, у которой я гостил недели две тому назад. Я очень испугался, что она меня узнает. Я начал закрывать свое лицо платком, делая вид, что вытираю рот. Но после первых же слов, произнесенных Анной Савишной в спокойном тоне, я понял, что она меня не узнала. Страх так и отлег от сердца. Во время всего рассказа Анны Савишны я посматривал на Машу. Она с вос­торгом слушала обо мне. Отсюда я понял, что Маша может полюбить не только Дефоржа, но и разбойника-атамана Дубров-ского. Потом Антон Пафнутьич спросил хозяина о здоровье косолапого. Кирила Петрович стал рассказывать случай с медведем и со мной. Гости со вниманием слу­шали о мишиной гибели и посматривали на меня. Но я делал вид, что и не подозреваю, будто разговор идет о моей храбрости, хотя в душе я гор­дился собой. Я спокойно сидел на своем месте, делая замечания своему резвому воспитаннику. Потом я ушел во флигель и погрузился в тяже­лые мысли. За обедом все сошло благополучно, но меня вот-вот могли узнать и схватить».

Домашнее задание. Озаглавить X—XVIII главы и либо ответить на вопросы: почему Дубровский открылся Спицыну и Маше, по­чему помощь Дубровского не подоспела, либо составить пересказ истории с кольцом от лица Саши или Мити.

 

УРОК 6. «ЛЮБОВЬ И БЕГСТВО*







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 1008. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия