Студопедия — Очень отдаленный свист с другой стороны. Ауканья слышны одни ближе, другие дальше с разных сторон леса.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Очень отдаленный свист с другой стороны. Ауканья слышны одни ближе, другие дальше с разных сторон леса.






 

Маша (за сценой). Ау! (Она показывается с кузовком для грибов. Входя, собирает грибы) Ау!

 

Ей раздаются ответы с разных сторон в большем или меньшем отдалении. Она садится на свалившееся дерево и задумывается.

 

Я далеко зашла... здесь надо подождать...

О, как здесь хорошо! какая благодать!

Таинственность во всем покоем светлым дышит:

Все будто замерло... чуть ветерок колышет,

Лениво шелестя листами в вышине...

И чудно, и легко, и как-то жутко мне...

 

В светлом молчанье,

Тихом сиянье,

Лес, ты не спишь...

Тайну хранишь...

Лист твой не дремлет:

Благостно внемлет

Тайне небес,

Полной чудес.

Вместе с тобою

Светлой душою

Жадно внемлю...

Тайну ловлю

В светлом молчанье,

В тихом сиянье

(Задумывается.)

 

 

ЯВЛЕНИЕ 2.

 

Таня (за сценой). Ау! Марья Кирилловна! барышня! где вы? ау!

Входит Таня.

 

Таня (увидев Машу).

Эй, девушки! сюда! сюда идите!

Здесь барышня... ау!

Одна за другою выбегают на сцену горничные Маши

и крестьянские девушки с коробами грибов.

 

Таня.

Вот вы где барышня, скрылись,

Словно от нас притаились.

Али не можется вам?

 

Маша.

Нет, здесь отдавшись мечтам,

Все я на свете забыла...

Право... не знаю, что было

 

 

Таня. Просто устали.

 

Маша. О, нить! Я вам кричала в ответ.

 

Таня. Мы ничего не слыхали. Думали – вы уж пропали.

 

Маша. Где же тут можно пропасть... Ну, а грибы?..

 

Таня.

Просто страсть!

Не оберешься! (К хору). Идите Ближе, грибы покажите...

 

Хор девушек.

Посмотрите, барышня,

Поглядите, милая,

Сколько полных коробов

Мы набрали по лесу

Под березкой светлою,

Под осиной, сосенкой,

Под дубком, под елочкой,

Елочкой развесистой.

Вот масленки с пленочкой,

Рыжики, пеночки,

Подосинник с шапочкой,

С шапочкою красною...

Поглядите, барышня,

Посмотрите, милая.

 

Маша.

Ну, будет хвастаться! Садитесь, разбирайте:

Кладите все грибы в корзины по сортам.

 

Девушки весело рассаживаются на траве. Таня, как бы гуляя, уходит в лес.

 

ХОР.

Вот маслянки с пленочкой,

Рыжики, пеночки,

Под осинник с шапочкой,

С шапочкою красною...

Поглядите, барышня,

Посмотрите, милая.

 

Таня (с криком выбегая из леса, испуганно).

Подружки, спасайтесь! Дубровский!...

 

ХОР (вскакивая впопыхах). Аи! Аи! (разбегаются).

 

Маша (тоже вскакивая). Дубровский

 

Таня (хохочет).

Да полно вам... я только пошутила...

 

Маша.

Ах, Таня, Таня... для чего... зачем?

Ты назвала его...

Мне перед тем

Так было хорошо...

Хор понемногу возвращается.

 

Таня.

Да вам не надо

Бояться, барышня... он, говорят...

 

Маша. Я не боюсь...

 

Таня.

Я и сама не рада

Моей проделки... Девушки, назад!

Простите, барышня, меня; ну, право,

Совсем Дубровский не такой злодей,

Он только для приказных лиходей...

Девушки все, вернулись.

 

Таня.

Ну, полно гневаться на шутку, милые подруженьки;

Чем вам стоять без дела, садитесь разбирать грибы!

 

Девушки располагаются на траве и принимаются за разбор грибов и при этом вполголоса поют тихую, заунывную песню.

 

Хор Девушек.

Ох, не березонька во темном лесу

Льет на травушку слезы горькая,

То красна девица по милому дружку

Плачет горестно, убивается.

 

 

ЯВЛЕНИЕ 3.

 

Наверху, над обрывом, среди зелени прокрадывается Архип, а за ним Дубровский. Маша сидит в глубокой задумчивости. Таня у ног её разбирает грибы. Песня девушек не умолкает в течение всей сцены.

 

Таня (к Маше).

Он нас не тронул бы наверно,

Ведь слабым он не враг, а друг.

 

Маша.

Когда напомнят это имя,

Не в силах слез я превозмочь...

 

Дубровский (Архипу ).

Смотри-ка, кто там?... девки, верно...

Да тише ты... их тонок слух!

 

Архип (выглядывая).

Царица, Матерь Пресвятая!...

Да это барышня сама!...

 

Дубровский. Кто?

 

Архип. Троекуровская дочь.

 

Дубровский смотрит на Машу.

 

Таня.

Простите, барышня, не знала,

Что я вас этим огорчу.

 

Маша.

Ах, Таня, ведь его страданья –

Упрек тяжелый, вечный нам!...

 

Дубровский. (Архипу).

Настал врагам час наказанья!...

Ты скажешь нашим молодцам:

Пусть соберутся недалече,

Я свистну, коли что... ступай!

Архип уходит. Дубровский прислушивается к речам Маши. Хор девушек умолкает.

 

Маша.

О, если б с ним я повстречалась,

Верь, Таня, я б не испугалась – Нет!..

Я сказала бы ему,

Как брату, другу моему,

Что всей душой его жалею,

Что для меня он не злодей,

А жертва жадности людей,

Что жизнью целою моею

Я грех отца хочу омыть,

Что каждый день молю Творца я,

Чтоб помогла мне Пресвятая

Его от ада отвратить!

Я б принесла ему прощенье,

С добром и правдой примиренье...

И, тронутый моей мольбой,

Он бросил бы на век разбой!..

 

Дубровский (восторженно, про себя).

Что слышу я!... Великий Боже!

 

Таня (к хору).

Ну, девушки, пора, пора!...

А то мы этак до утра Домой не возвратимся.

 

Девушки и Маша медленно уходят и снова затягивают свою заунывную песню.

 

ДубровскИй (один).

Сейчас еще раб злобной страсти

Тебя хогел похитить я...

И вот теперь в твоей я власти...

Твой кроткий взор смирил меня!

Нет! Там где ты! –я не злодей:

Я верю в бога и людей...

Насильно я не завладею

Красою девственной твоей...

Увы, не будешь ты моею!

Дубровский закрывает лицо руками на мгновенье, потом как бы для того, чтобы еще взглянуть на Машу, спускается на авансцену. Слышны замирающая песня и, позже, ауканье.

 

Что если свистнуть?!... Нет... нет... никогда!...

Прощай мой ангел!... Бог тебя храни!

В рыданьях опускается на то место, где сидела Маша.

 

ЯВЛЕНИЕ 4.

 

Входить Архип туда, где прежде быль Дубровский, и, увидев его внизу, спускается к нему.

 

ДубровсКИй. Исполнил приказанье?

 

Архип. Да; но где же... Где девушки?

 

Дубровский. Увы! oни ушли!...

 

Архип. Мы их догоним!

 

Дубровский.

Нет, Архип, не надо...

 

И чтоб об этом больше ни полслова...

Так нужно... Ты им все сказал?

 

Архип. Нет, только приказал готовым быть.

 

Дубровский. За это молодец!

 

Архип.

У них потеха

Своя там завелась...

Какой то немец

Попался им, смешной такой!...

 

Дубровский. Зови Их всех сюда!

Архип свистит; Дубровский удаляется вглубь сцены и садится там на пень.

 

 

ЯВЛЕНИЕ 5.

 

Слышно приближенье разбойников.

 

ХОР (за сценой).

Вот, братцы, так потеха!... Ха, ха, ха, ха, ха, ха!

Хоть помирай от cмеха, Ха, ха, ха, ха, ха, ха!...

 

Дефорж (за сценой). Рitte.

 

Разбойники вбегают на сцену, таща за собой Дефоржа.

 

ХОР.

Ишь немец, как спужался!... Ха, ха, ха, ха, ха, ха!

Что, братец мой, – попался? Ха, ха, ха, ха, ха, ха!

 

Дефорж (падая на колона).

Рitte. Je suиs un pauvre dиabe... Ouи, ouи, vraиment!

 

ХОР. Ха, ха!

 

Дефорж. Pour vous etre agreabe, Messиeurs es brиgands!...

 

ХОР. Xa, xa!

 

Дефорж. Je quиtteraи a Russиe!... Ouи, ouи, vraиment!

 

ХОР.Xa, xa!

 

Дефорж. Maиs gardez moи a vиe, Messиeurs es brиgands!

 

ХОР.Xa, xa!

Вот братцы так потеха! Xa, xa, xa, xa, xa, xa!

Хоть помирай от смеха! Xa, xa, xa, xa, xa, xa!

 

Дефорж. Je vous promet I` sиence, Ouи, ouи, vraиment.

 

ХОР.Xa, xa!

 

Дефорж. De votre exиstence, Messиeurs es brиgands.

 

ХОР. Xa, xa!

 

Дефорж. Je ne dиraи a- personne- Ouи, ouи, vraиment.

 

ХОР.Xa, xa!

 

 

Дефорж. Аu nom de a Madonne, Messиeurs es brиgands, Grace!

 

ХОР. Ax, ax!

 

Дефорж. Maиso grades-moи a vиE, Messиeurs es brиgands!

 

Архип.

Вы! тише... барин здесь!..

Что разорались, черти!

Веди его туда!

С ним барин объяснится.

 

Дефоржа уводят в глубину сцены к Дубровскому. Разбойники, разделившись на две половины, стоят задом к зрителям и наблюдают за происходящим между Дубровским и Дефоржем, не загораживая их.

 

1-й ХОР. Слышь, как залопотал... обрадовался, бедный!

 

2-й ХОР. Глянь, на колонки встал, а сам трясется, бледный.

Последующие стихи чередуются между двумя хорами.

А барин, вишь, ему как ловко отвечает,

Как будто своему... вот значит, понимает.

Гляди-ка подает ему наш немец книжник,

Да что он там возьмет... ведь видно шаромыжник!

Нет, взял, ей Богу взял и сам свой книжник вынул.

Никак он денег дал? а тот и рот разинул.

Ах, батюшки, как рад... смотри, целует руки.

 

Вместе оба хора. Потеха с ним, ей Богу!

Дубровский встает и выходит на авансцену. Некоторые разбойники, окружают Дефоржа.

 

Дубровский.

Ребята, слушайте! Я вас прошу

Не в службу мне, а в дружбу проводить

Его, не обижая, вон из лесу...

Он мне услугу оказал большую...

При том же сирота он, как и мы

И жалости достоин. Он учитель

И ехал к Троекурову служить,

Но я его избавил... он вернется

На родину... я денег дал ему..!

И кто посмеет их отнять, тот мне

Смертельный недруг.

 

ХОР. Будь покоен: Не тронем мы его.

 

Дубровский.

Спасибо вам.

Я покидаю, братцы, вас на время...

Со мной пойдёт Антон. Антон!

Антон выступает вперед.

 

Пока меня не будет, – атаманом

Будь ты!... Прощайте братцы.

Коли нужно мне будет, я вас позову.

Прощайте – И помните – не обижать француза!

 

ХОР.

Прощай, наш батюшка, прощай, родимый,

Господь с тобой... скорее возвращайся!

 

 

ДубровскИй. Ступайте же... adиeu M-r Deforge!

 

Дефорж. Adиeu, mon bиenfaиteur.

 

Бросается к ногам Дубровского, тот его поднимает,, пожав руку, повелительным жестом приказывает всем уйти.

 

ХОР. Ну, немец, марш! идем!

 

Дефорж (с поклонами, медленно уходя).

Vous etes de bons dиabes Messиeurs es brиgands!

-

ХОР. Ха, ха!

 

Дефорж. Bиen doux et bиen aиmabes, Ouи, ouи, vraиment.

 

ХОР. Ха, ха!

 

Дефорж. Je quиtte a Russиe, Ouи, ouи, vraиment...

 

ХОР. Ха, ха!

 

Дефорж. A vous, je doиs a vиe, Messиeurs es brиgands!...

 

ХОР. Ха, ха!

 

Уходят.

 

 

ЯВЛЕНИЕ 6.

 

Дубровский и Архип.

 

Дубровский (вынимая бумаги Дефоржа).

Вот они!... за это целой жизни не жаль отдать.

Иду скорей туда, где ныне

Мое блаженство, счастье, рай!

К моей красе!, моей святыни,

Моих мечтаний дивный край!

 

(Обращаясь к Архипу).

В Покровское... за мной!...

Убегают.

Занавес.

 

 







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 270. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия