Студопедия — ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ






В отличие от восприятия представления могут носить обобщенный характер. Если восприятия относятся толь­ко к настоящему, то представления относятся к прошло­му и возможному будущему.

Представления — это образы -предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения. Это следы бывших вос­приятии, воспроизведенные в нашем сознании.

Представления отличаются от восприятия значитель­но меньшей степенью ясности и отчетливости. Однако чувственно-предметный характер представлений позволя­ет классифицировать их по модальности. Представления подразделяют на зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и др. Следует отметить, что опора на пред­ставление знакомых сцен или мест служит одним из наи­более эффективных мнемонических средств. А преобра­зования представлений играют важную роль в решении мыслительных задач, особенно тех которые требуют но­вого, другого «видения» ситуации.

Представления могут возникать в нашем сознании не­произвольно или могут быть вызваны преднамеренно. Яр­кость представлений у людей индивидуально различна. Для одних характерны большая яркость зрительных пред­ставлений, для других — слуховых и т. д. Яркость и точ­ность представлений могут быть усилены тренировкой. Скажем, у художников зрительные представления не ред­ко отличаются большой яркостью. В некоторых случаях яркость и точность представлений бывают чрезвычайны­ми. Например, художник портретист Рейнольдс работал таким образом: сначала он некоторое время внимательно смотрел на того, чей портрет ему нужно было написать, а затем так сказать «копировал» с мысленного образа — представления, в отсутствие натуры-объекта. При этом яркость и точность представлений были настолько вели­ки, что художник видел мельчайшие детали натуры, в том числе пушинку на костюме, расстегнутые пуговицы и т. д.

Способность к такого рода сверхъярким представле­ниям называется эйдетизмом.

Эйдетизм — способность некоторых индивиду мое к сохранению и воспроизведению чрезвычайно живого и детального образа воспринятых ранее объектов, пред­метов и сцен.

Результаты различных исследований, не подтверждают выводов о широком распространении эйдетизма, можно говорить об относительно небольшом числе случаев дос­товерно установленного наличия эйдетических образов, у некоторых мнемонистов, художников, музыкантов, в этих случаях эйдетизм может сочетаться с синестезией. Впро­чем эйдетические способности поддаются развитию с по­мощью специальных тренингов.

Некоторые авторы считают, что, с психологической точки зрения, галлюцинации правильно определять как расстройство представления, а не восприятия, поскольку при галлюцинациях внешний объект восприятия отсут­ствует.

Наличие галлюцинаций может быть объяснено на­рушением механизмов высшей нервной деятельности. И. П. Павлов считал галлюцинации проявлением застойного возбуждения, т. е. патологической инертно­стью в мозговом конце анализатора. Например, в не­рвных клетках больного хранится след — образ матери. В обычных условиях возбуждение этих клеток вызыва­ет соответствующее образное представление. При пси­хическом же заболевании это возбуждение является бо­лее ярким и, главное, длительным. Оно не угасает. При этом образ матери продолжает проецироваться в созна­нии. В норме такой образ-представление конкурирует с более сильными раздражителями от зрительного анали­затора, которые сигнализируют, что матери на самом деле здесь нет. В результате образ-представление мате­ри затормаживается и угасает. При инертном, застой­ном возбуждении и существовании парадоксальной фазы сильные раздражители производят слабый эффект, в то время как слабые дают сильный эффект. В результате представление-образ доминирует, приобретая свойство галлюцинации. Такое объяснение подтверждается дан­ными электроэнцефалографии. Оказывается, что харак­теристика биотоков в мозгу в это время сходна при ре­альных и галлюцинаторных восприятиях. Е. А. Попов придавал большое значение не возбуждению, а тормо­жению в коре головного мозга, связывая галлюцинации с более глубокими гипнотическими фазами. В пользу теории Е. А. Попова свидетельствуют старые наблюде­ния психиатров: галлюцинации особенно часто встреча­ются у больных, находящихся в переходном состоянии между бодрствованием и сном.

Как уже говорилось, наблюдаются различные виды галлюцинаций: зрительные, слуховые, обонятельные, вку­совые и т. д.

Полные, или истинные галлюцинации обладают все­ми свойствами воспринимаемого предмета. В частности, они локализуются в пространстве.

В отличие от них неполные, или псевдогаллюцина­ции не имеют точной локализации.

Галлюцинаторные голоса и образы ощущаются внут­ри тела, в голове, во внутреннем поле зрения и т. д. При телесных галлюцинациях больные чувствуют, как им сдавливают шею, в животе шевелятся змеи и т. п. В не­которых случаях слуховые галлюцинации носят повели­тельный, императивный характер. Больные слышат го­лоса в форме и в тоне приказа: «Закрой дверь и никого не пускай, кто бы то ни был!».

Галлюцинации являются частым симптомом при раз­личных психических заболеваниях. Яркие зрительные и слуховые галлюцинации наблюдаются при алкогольном психозе — белой горячке.

 







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 348. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия