Студопедия — Характеристики культурного тела
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Характеристики культурного тела






 

Как известно, для человека характерно не только физическое бытие и осуществление чисто биологических, физиологических функций, он включен в различные отношения и выполняет различные социальные и культурные функции. Поэтому учёные выделяют такие понятия, как социальное и культурное тело. Под социальным телом подразумевается результат взаимодействия физического, природного тела с социальной средой. Кроме того, поскольку человек существует не только в социальном, но и в культурном пространстве, его тело приобретает особые свойства, которые позволяют характеризовать его как культурное, т.е. представляющее не только социально-функциональное, но и личностно-означенное бытие телесности.

Для нас важно подчеркнуть, что тело человека является, с одной стороны, продуктом биологического, а с другой – социокультурного развития человека. Этот процесс “окультуривания” тела имеет два измерения. Он происходил в филогенезе и осуществляется в жизни каждого отдельного человека, т.е. в онтогенезе. Осознавая себя, свой социальный статус, принадлежность к определённому культурному времени, человек ищет воплощение своих внутренних идей. Используя высокую пластичность тела, он всячески модифицирует, изменяет его, облекая плотью свой социокультурный Мир. Взаимосвязь человеческого тела и культуры проявляется не только в филогенетическом плане, но и в онтогенезе. Социализация предполагает и процесс “окультуривания” тела в соответствии с требованиями того общества, социально-культурного слоя, к которому принадлежит человек. Следовательно, для каждого человека за терминами “иметь тело” и “быть телом”, которые были впервые введены X. Плеснером, стоит глубокий культурный смысл.

Уже в древности человек перестал удовлетворяться собственным телом, покрывая его рисунками, деформируя отдельные его части, тщательно скрывая естественные запахи человеческого тела. Среди них заметную роль играют искусственные рисунки на коже – татуировки. Технологии татуирования не столь уж значительно различаются у разных племён. Прокалывание кожи и внесение под неё красителей – процедура не из приятных, но и сейчас некоторые люди имеют тела, обильно декорированные, так сказать, с ног до головы. Чаще всего, рисунком покрывают отдельные участки тела, лица или конечностей. Раскраска кожи, вероятно, первоначально имела практическое значение. Татуировка остаётся на всю жизнь и служит отличительным признаком её владельца. Это своеобразная визитная карточка представителя племени, той или иной этнической или социальной группы. Вот наблюдения русского ученого В.Г. Богораза (Тана) за бытом чукчей, у которых девочки в возрасте десяти лет и даже моложе татуировались с помощью иголки, посредством которой под кожу пропускалась толстая нить, вымазанная сажей или угольным порошком. По характеру рисунков можно было судить о принадлежности к этнической группе. Татуировка могла служить и способом лечения. Удачливые охотники оставляют татуировочные знаки на суставах пальцев или нательные рисунки служат талисманами против духов, призваны помогать на охоте. Представители других племен предпочитают почти ежедневно раскрашивать себя. Орнаментальные узоры наносятся с помощью рубповой техники или простой краски. Так, индейцы Северной Америки меняют цвет своей головы и лица с помощью красок белого, красного или чёрного цветов, но смысл подобных действий тот же.

Среди первобытных племён высока была ценность украшений из различных материалов: зубов животных, ракушечника, камней, кожи и т.д. Волосы, а точнее прически, мужчин и женщин из разных племен также служили эстетическим и практическим целям. Следовательно, можно сказать, что татуировки, раскраска, а также маски или украшения являлись признаками племенной, групповой идентификации, выражали социальный, иерархический статус и, конечно, демонстрировали боевой дух, военную силу владельца рисунка или татуировки.

Можно привести многочисленные свидетельства этнографов и антропологов о тех деформациях, которым подвергались различные части человеческого тела у разных народов, стоящих на стадии развития традиционного общества. Это перекраска, подпиливание зубов, деформация женской груди, а также искусственное удлинение формы головы и т.д. Прокалывание ушей – один из древнейших приёмов украшения. У многих племён Полинезии и Австралии распространен обычай вставлять украшения не только в уши, но и в нос, и в верхнюю губу. В традиционных бушменских, малайских культурах описан обычай искусственного изменения формы носа, когда его предпочитали видеть приплюснутым. Противоположная косметическая операция была популярной в Средневековой Франции. Форма головы связывалась с представлениями о прекрасном, и у разных народов можно встретить различные технологии её деформации в младенческом возрасте, когда кости черепа связаны между собой не слишком прочно. Искусственному удлинению подвергались шеи женщин в Восточной Африке, а в Китае ступни девушек, наоборот, укорачивались с помощью деревянных колодок, которые маленькие девочки носили достаточно долго. Чернение зубов было принято не так уж давно и в России, а вот выбивание передних зубов в косметических целях у нас не практиковалось.

Трудно бывает понять целесообразность некоторых “правок” устройства человеческого тела, например искусственного косоглазия, которого добивались древние майя у своих детей, хотя другие деформации вполне объяснимы образом жизни. Кривые ноги помогают кочевнику лучше держаться на лошади, поэтому калмыки и буряты достигали кривизны ног особыми приспособлениями, которые клали в колыбели. Изменяя естественную форму тела, человек придавал ему культурный, символический смысл. Превращение тела в феномен культуры происходит и в процессе движения.

 







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 393. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия