Студопедия — Отношение к телу в истории культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Отношение к телу в истории культуры






 

Дальнейшая история человеческой культуры полна загадок и парадоксов, и один из них – это отношение к человеческому телу. Телесность, понимаемая философами как преобразованное, облагороженное, “очеловеченное” его состояние, служила предметом обсуждения и острых дискуссий. Так, И.И. Мечников утверждал, что вид homo sapiens принадлежит к числу видов, ещё не вполне установившихся и не полно приспособленных к условиям существования. Унаследованные им инстинкты потеряли свою первоначальную силу, сделались шатки, тогда как долженствующий стать на их место разум ещё недостаточно развился и окреп. Человек, следовательно, представляет собой не просто порождение двух начал, природного и разумного, нравственного, а результат действия ослабленных природных факторов и неокрепших интеллектуальных. Отсюда, полагал Мечников, раздвоение и разлад, со столь ранних пор обратившие на себя внимание человечества (См.: Мечников И.И. Очерк воззрений на человеческую природу//Пессимизм и оптимизм. – М., 1989. – С. 202.). Как уже отмечалось, вся последующая история человечества есть история противопоставления тела и духа, плоти и души, когда понятие “телесное” стало почти синонимом низменного, некультурного, а духовное трактуется как возвышенное.

Именно развитие представления о культуре как о просвещении, прогрессе человеческого разума продолжило традиции недооценки роли телесного, т.е. того, что связано с телом человека. Система французского мыслителя Рене Декарта закрепляла в философии абсолютную противоположность духа и тела. Известный русский мыслитель B.C. Соловьёв позднее писал, что гиперрациональная ориентация “стала доминантой во многих обществах и культурах, господствуя уже более двух тысяч лет и формируя пренебрежительное отношение ко всему, что связано с телом” (Соловьёв B.C. Смысл любви: Избранные произведения. – М., 1991. -С. 6.). Во многих культурах сформировалось отрицательное отношение к человеческому телу, которое пряталось под одеждами и не только для того, чтобы спастись от холода и неблагоприятных воздействий внешней среды. В викторианскую эпоху, например, закрывали чехлами ножки кресел, которые якобы напоминали человеческие конечности. Именно тело человека будет названо темницей духа и на него обрушатся проклятия фанатиков. Первородный грех станет рассматриваться исключительно в связи с плотскими желаниями. Именно с обузданием потребностей человеческого тела будут связывать становление человеческого духа, прогресс культуры. Развитие антропогенетических характеристик будет рассматриваться как свидетельство полного подчинения биологических инстинктов общественному контролю и окончательного перехода человека со ступени “животности” на ступень социальности. Господство социального над биологическим проложит грань между животным и человеком. И культура, усвоение которой и делает человека тем, кто он есть, будет трактоваться как средство шлифовки этой грани.

В последние десятилетия стали популярными рассуждения о кризисе человеческой природы. Рассуждения об “агонизирующем” теле, равно как и призывы “вернуться к телу”, связаны не только и не столько с сексуальной революцией, а являются прямым отражением того, что современные мыслители понимают: техническая цивилизация убивает природу и соответственно природу человека – его тело. Расцвет тех течений в культуре, которые проповедуют порнографию, не свидетельствует о кардинальном изменении в этой области. Постмодернизм лишь высветил проблему человеческой телесности в гипертрофированном виде.

Таким образом, человеческое тело всегда являлось своеобразной “лакмусовой бумажкой” культуры. Это с большой долей очевидности показывают многочисленные современные и исторические свидетельства – прообразы “бодибилдингов” всегда имели культурно-исторические и этнические черты: мимика, позы тела и жесты играли и играют огромную роль в общении людей, в межкультурных контактах. Для древнего человека тело тем не менее выступало той первой искусственно изменённой оболочкой, в которой начиналось “вызревание” человеческого духа, а для современного человека его тело – важнейшая часть культуры, связывающая его с миром природы и с другими людьми.

 







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 380. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.041 сек.) русская версия | украинская версия