Студопедия — Маслоемкость масляных красок
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Маслоемкость масляных красок






  Маслоемкость Удельный вес
Свинцовый сурик 8—12 8,73
Киноварь 7—14 8,09
Свинцовые белила 7—16 6,70
Цинковые белила 15-30 5,65
Хромовая зелень   5,10
Кадмий красный   4,50
Ультрамарин 35—45 2,34
Кадмий 40—50 4,35
Поццуола 30—60 2,62
Умбра жженая 40—60 3,64
Охра светлая 50—60 2,6; 2,9; 4,0
Красная окись железа (99% Fe2O3) 50—70 4,21
Умбра кипрская 40—80 3,00
Сиена жженая 50—80 3,78
Зеленая глина 50-80 2,5; 2,7
Изумрудная зелень 60—90 3,32
Кобальт 90—140 3,83
Сиена натуральная 40—140 2,8; 3,3
Слоновая чернь 80—120 2,29
Берлинская (железная) лазурь 80—120 1,83
Ламповая сажа 150—300 1,77

Краски, тертые на льняном масле, отличаются несколько эмалеподобным характером. Для того чтобы краски приобрели пастозность и некоторую матовость, в них добавляют в процессе растирания либо 2% воска, растворенного в скипидаре (в отношении 1:3), либо искусственную глину (гидрат окиси алюминия), гипс или тальк. Эти добавки препятствуют отделению пигментов от масла, загустеванию и превращению красок в желатинообразную массу в тубах, что может быть вызвано несколькими причинами. Пигменты, имеющие щелочную реакцию, к которым относятся окислы металлов, омыляют свободные жирные кислоты, содержащиеся в масле. При накоплении достаточного количества продуктов омыления краски сгущаются и принимают студенистый вид. Особенно часто это наблюдается при длительном хранении красок, т. к. за это время повышается кислотность масла, что способствует протеканию указанной реакции. Нейтральные пигменты не вызывают сгущения этого рода; однако и в них происходят такие же явления либо в результате коллоидного набухания, либо в результате адсорбционных процессов48.

Больший процент масла, чем указано в таблице маслоемкости, вреден, так как вследствие этого увеличивается содержание масла в краске, которая впоследствии в результате старения темнеет и коричневеет. (Краски ухудшенного таким способом качества с пониженным содержанием пигмента выпускаются в продажу как «учебные краски».) Добавление небольшого процента желтка или казеиновой эмульсии делает краску более матовой, однако и в этом случае не следует добавлять слишком большие дозы, если мы не хотим, чтобы масляная краска превратилась в эмульсионную темперу типа ВМ, которая хуже прилипает к грунту, легко отслаивается и отпадает. В этом отношении маковое масло дает лучшие результаты, чем льняное; краска на маковом масле дает лучшую пасту, и поэтому нет надобности вводить в нее какие-либо добавки.

Краски заводского изготовления являются, в общем, красками неизвестного состава. Изготовителям художественных красок следовало бы указывать на этикетках вид примененного масла; пигменты следовало бы обозначать не торговым наименованием, а техническим, чтобы живописец знал, каким материалом он пользуется и каким требованиям должна удовлетворять краска. В каталогах следовало бы также привести константы масла и перечислить добавки, которые изготовитель ввел в краски. Степень размола пигментов должна соответствовать их материальной структуре. Краски со слишком тонкоизмельченными пигментами, дисперсия которых в масле близка к коллоидному раствору, не пригодны для многослойной живописи, ибо из нижнего слоя проникают в верхние слои и способствуют их растрескиванию.

Высыхание масляной краски. Отличительным свойством масляной краски является ее медленное высыхание или, вернее, отверждение, предоставляющее живописцу достаточно времени для того, чтобы он мог краской моделировать форму, осуществлять переходы полутонов для передачи светотени. По существу нет оптического различия в степени яркости и насыщенности цвета между сырой и высохшей масляной краской, что позволяет весьма точно подбирать краски, тщательно осуществлять художественный замысел живописца и правильно отображать природные явления. На высыхание влияют пигменты, содержащиеся в краске, которые либо ускоряют процесс высыхания, либо замедляют его. По продолжительности времени, необходимого для их высыхания, краски можно разделить на три группы:

Быстро сохнущие Нормально сохнущие Медленно сохнущие
Свинцовые белила Умбра Берлинская лазурь Охра светлая Охра золотистая Охра темная Сиена натуральная Охра жженая Красная окись железа Хромовая зелень Изумрудная зелень Кобальт Черная окись железа Ламповая сажа Костяная сажа Виноградная черная Краплак Ализариновый лак Асфальт Кассельская коричневая Коричневая Ван-Дейка Кадмий желтый Кадмий красный Ультрамарин

Хотя медленное высыхание масляных красок позволяет живописцу тщательно вести живописный процесс (с этой точки зрения, масляная техника является самой подходящей), оно, однако, является причиной позднейших повреждений, особенно растрескивания уже отвердевших слоев и взаимного проникновения красок. Практика показала, что начальное отвердение краски является недостаточным и что нельзя наносить на только частично высохший слой следующий слой, так как он может растрескаться. Это объясняется изменением объема, происходящим в процессе высыхания, и медленным превращением исходного растворимого коллоида в нерастворимый. И только спустя продолжительное время, необходимое для того чтобы краска отвердела, можно без опасения наносить следующие слои, которые уже не растрескаются. Это сильно затрудняет и без того сложные процессы масляной живописи. Поэтому следует хорошо знать краски, которые быстро сохнут, и отличать их от медленно сохнущих, пригодных только для техники алла прима. Особенно черни, асфальт и краплаки оказывают прямо-таки катастрофическое действие в подмалевке. Хотя их высыхание можно было бы ускорить сиккативами, однако последние, примененные в большом количестве, вызывают другие, не менее серьезные повреждения. (Высыханию слоя масляной краски способствует облучение инфракрасной лампой, в результате которого краска просыхает по всему слою**. Продолжительность высыхания во много раз меньше, чем при обычных условиях.)

Понятно, что масляные краски с определенными пигментами, дающие при высыхании слишком мягкую пленку, менее пригодны для подмалевка, чем краски с иными пигментами, дающие твердую пленку. Однако в некоторых случаях можно пользоваться и первыми красками в подмалевке, но в смеси с красками, содержащими пигменты, обеспечивающими твердость пленки.

Краски, при высыхании дающие твердую пленку Краски, при высыхании дающие пленку средней твердости Краски, при высыхании дающие мягкую пленку
Свинцовые белила Поццуола Жженая охра Марс красный Капут мортум Изумрудная зелень Зеленый хром Умбра натуральная Умбра жженая Черная окись железа Охра светлая Охра золотистая Охра темная Сиена натуральная Сиена жженая Зеленая глина Берлинская лазурь Неаполитанская желтая Кадмий желтый Кадмий красный Краплак Ализариновый лак Ультрамарин синий Ультрамарин фиолетовый Ультрамарин зеленый Кобальт Кассельская коричневая Ламповая сажа Костяная сажа Асфальт

Масляная краска с необходимым минимальным содержанием чистого льняного масла, без добавок, хорошо сохнет и не растрескивается. Краски на маковом масле высыхают медленнее и дают мягкую пленку, поэтому их можно употреблять только для однослойной живописи, то есть для живописи «по сырому» в технике алла прима, но не для подмалевка. На заводах часто применяют оба вида масла: белила и синие пигменты трут на маковом масле, прочие пигменты — на льняном. Излишним является добавление на заводах в краски смол и бальзамов, так как эти вещества добавляет живописец на палитре в виде связующего и разбавителей в нужном ему количестве. Совершенно неправильным является добавление в тубные краски копайского бальзама, который обычно ухудшает качество масляной краски: он замедляет ее высыхание, способствует ее пожелтению, а в нижних высохших слоях вызывает набухание. Ошибочное мнение Петтенкоффера о стойкости «копаива», к удивлению, удерживалось долго, и некоторые изготовители масла добавляли этот бальзам в свою продукцию еще совсем недавно. Большой процент мягких смол — даммары, мастикса, которые превращают масляные краски в масляно-смоляные, также вреден, так как незначительная стойкость этих смол частично сообщается масляным краскам, которые под воздействием атмосферной влажности мутнеют (в особенности краски глубоких оттенков). Для живописцев было бы лучше, чтобы заводы выпускали краски без всяких добавок.

Просвечивание красочных слоев в результате старения. Красочные слои на картине впервую очередь надо рассматривать как оптическое явление. Отличительным свойством масляной краски является ее высокий показатель преломления света. Он выше показателя преломления темперных и фресковых красок, и поэтому масляные краски обладают более глубоким тоном и они более прозрачны, чем краски прочих техник. В результате старения они становятся еще более прозрачными, потому что высохшая масляная краска вследствие постепенного окисления сильнее преломляет свет, в связи с чем уменьшается ее укрывистость. С этим связано потемнение масляной живописи, исполненной на темных болюсных грунтах, равно как и выявление нижних слоев на поверхностном слое, так называемое «пентименти» («pentimenti»), на картинах, имеющих нижележащий слой живописи. В разделе о пигментах было уже указано, что пигменты, коэффициенты преломления света которых близки к коэффициенту преломления у масла, теряют в толстом, непрозрачном слое интенсивность окраски в большей степени, чем эти же пигменты, тертые на водных связующих; кроме того, они подвергаются сильным изменениям на темном грунте. Вполне естественно, что на светлых грунтах и эти краски, с низким показателем преломления, сохраняются значительно лучше, ибо частичное потемнение масляной краски корректируется здесь тем, что она становится прозрачной. У масляной живописи больше, чем у какой-либо другой техники, стойкость красок зависит не только от химической стабильности пигментов, но и от преломления света пигментов и масла.

6. Томан Бургмаер (1444—1525). Портрет Яна Капистрана. Масло. Деревянная доска. Деталь. Национальная галерея. Нижний рисунок, вначале совершенно закрытый живописным слоем, теперь просвечивает, ибо краска стала прозрачной в результате увеличения показателя преломления света связующими веществами (пример так называемого пентименти).

Пожелтение и потемнение. Следующей характерной чертой масляной краски является то, что со временем она отчасти желтеет и темнеет. Это явление вызывается медленным окислением масла. Краски на льняном масле желтеют сильнее, чем краски на маковом масле, особенно свинцовые белила, которые желтеют в темноте и опять светлеют на свету. Слабое пожелтение происходит и у красок, тертых на маковом масле, спустя несколько месяцев. Хотя эти недостатки масляной краски — просвечивание, пожелтение и потемнение — нельзя полностью устранить, так как мы имеем здесь дело с естественными свойствами высыхающих масел, однако их можно свести к минимуму, если брать при изготовлении краски наименьшее количество масла, то есть количество, необходимое для получения пасты, которую можно без затруднений наносить кистью на грунт.

Количественное взаимоотношение между маслом и пигментом. Было бы неправильным полагать, что масляная краска тем более прочна и стойка, например, к влажности, чем больше масла она содержит. Бывает как раз обратное, ибо в краске, содержащей избыточное количество масла, слишком сильно проявляются свойства последнего как коллоидного вещества, то есть оно набухает во влажной среде и выветривается; наоборот — краски, тертые с таким количеством масла, которое только заполняет пространство между частицами пигмента, плотно прилегающими друг к другу, являются самыми стойкими. Такая краска дает после высыхания твердый, прочный и стойкий слой, который желтеет лишь незначительно, его преломление света изменяется мало и он меньше растрескивается. Идеальной можно считать систему, состоящую из более грубых, средних и мелких частиц пигмента, которые взаимно соприкасаются.

Если в живописи пользоваться красками такого типа, то можно с полным основанием полагать, что колорит живописи не изменится. Однако если краска не пригодна (по консистенции. — Ред.) для наших замыслов, то мы разбавляем ее не маслом и лаками, которые темнеют и желтеют, а связующими, изготовленными из полимеризированного масла, даммары или воска. Последовательное применение таких связующих вместо оптически менее стойких веществ означает существенное улучшение техники масляной живописи.

Основной предпосылкой быстрого овладения техникой масляной живописи является знание химических и физико-оптических свойств обоих компонентов краски — пигментов и масел. Только таким путем можно правильно постигнуть этот вид живописи, который без всякого основания считается легким и простым, несмотря на то, что в действительности с технической стороны в нем чаще совершают ошибки, чем во всех прочих техниках.

______

* Поверхностное натяжение — это сопротивление, которое оказывает жидкость увеличению своего объема. Она является причиной того, что некоторые вещества нелегко смачиваются водой, поверхностное натяжение которой довольно высоко. Поверхностное натяжение в динах на 1см составляет: у ртути —508, воды — 73, оливкового масла — 32, бензола — 30,. этилового спирта — 22 и эфира — 17.

** Применение инфракрасных лучей для указанной автором цели очень спорно, т. к. одновременно будет происходить усиленное испарение влаги из клеевых слоев (проклейка, грунт), что вызовет ускоренное их старение. Автор сам говорит об этом на стр. 279.







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 563. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия