Студопедия — Принципы беатотерапии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Принципы беатотерапии






В данном разделе раскрывается кредо беатотерапевта, оп­ределяется его профессиональное сознание.

 

Первый принцип: «Все люди — разные. Каждый человек уникален и неповторим, и потому беспредельно ценен»

 

Каждый из нас уникален, неповторим и потому беспре­дельно ценен, все проявления Бытия в своем замысле апри­орно совершенны. Основополагающий тезис гуманистиче­ского подхода и соответственно беатотерапии — утвержде­ние жизни как высшей ценности. Жизнь, как самое сокровенное и высшее проявление Бытия, требует от челове­ка [с. 24] особого благоговейного отношения, особого уважения. Почитания достойна любая жизнь, независимо от уровня ее развития. Нет и не может быть различного отношения к высшей и низшей жизни, как нет жизни более и менее цен­ной. Человек ценен потому, что его жизнь есть воплощение Бытия, он существует и сам факт существования является достаточным для установления его беспредельной ценности. Человек — воплощение высшей формы жизни, в своем по­тенциале он создан разумным, поскольку получил от приро­ды бесценный дар — сознание.

К человеку можно применять разные мерки, его можно оценивать по различным критериям и качествам, но истинная ценность человека определяется именно тем, что он — чело­век, что он есть, существует.

Если бы люди по-настоящему, целостно, всем своим суще­ством, всей своей душой и всем своим сознанием пережили эту истину, то на всей Земле воцарился бы рай. Эта, казалось бы, простая идея о том, что все люди — маленькие частицы Бытия, а само Бытие беспредельно ценно — мгновенно преоб­разила бы людей и, следовательно, всю жизнь. Переживание собственной ценности — это самое главное переживание, ко­торого жаждет каждый, но которое, к сожалению, часто ус­кользает от нас, и человек снова оказывается неспособным ощутить себя и всё в себе как воплощение великой ценности жизни.

Если посетить этнографический музей в любой стране мира и спросить экскурсовода о стоимости какого-нибудь древнего сосуда, то можно получить ответ о бесценности это­го предмета вследствие его уникальности, ведь второго такого нет и не будет. Так и все мы являемся проявлениями жизни, которая порождает всякий раз уникальные, единственные в своем роде творения. Мы уникальны и неповторимы, хотя у нас есть и много общего, потому что мы все относимся к виду, который называется Homo Sapiens, и для нас характер­на [с. 25] так называемая «константа Н», то есть константа человече­ского вида.

Важно понять, что человеку не надо совершать ничего ге­роического, не надо ничего специально делать для того, чтобы обрести свою абсолютную, беспредельную ценность потому, что она у нас уже есть изначально. Наше существование, по­нимаемое как возможность воплотить в нем совершенство и точность Бытия, уже является абсолютной ценностью.

Нет одинаковых людей, и именно своей уникальностью и неповторимостью люди беспредельно ценны. Из этого следу­ет, что нет более или менее ценной жизни, более или менее ценных людей. Обратимся к такой простой, по сравнению с человеком, живой системе, как дерево. Можно ли сказать, что какой-то лист на дереве более ценный, а другой — менее цен­ный? Каждый лист ценен. Можно ли сказать, что ствол дере­ва более ценен, чем его корни, или плоды более ценны, чем ветви? Тоже нельзя, потому что все части дерева являются проявлением жизни.

Теоретически представить себе это положение очень лег­ко. Но если, хотя бы немного, понаблюдать за собой, можно увидеть, что в реальной повседневной жизни все обстоит го­раздо сложнее — мы не используем этот принцип. Наоборот, оперируя всевозможными обобщениями, мы относимся друг к другу и к самим себе так, как будто нет в нас и в других ни­какой уникальности. Например, говорим: «Все женщины...», «Все подростки...», — делаем конкретных людей частью ка­кой-либо группы. Человеческое сознание наполнено категори­альными схемами и обобщениями и постоянно ими опериру-

Из этих простых, самых первых наблюдений становится ясно, что следование принципу «все люди разные» требует от человека колоссальных усилий. Всё в нашей социальной жиз­ни заставляет нас забывать о нем; и даже такие формы соци­альной практики, как естественные науки, или медицина, или психология, даже психотерапия в некоторых своих аспектах,
[с. 26] уводят нас от понимания глубины этого простого принципа — ценности, неповторимости и уникальности каждого человече­ского существа.

Наука, в том числе и психология, всегда имеет дело с ка­тегориями и обобщениями. Современная медицина тоже имеет дело с категориями и обобщениями, правда, к этому есть определенные основания, потому, что в болезни люди в некоторой степени утрачивают свою уникальность. Необхо­димо заметить, что все патологическое сходно, однотипно, а все здоровое — уникально. Многие думают, что самая слож­ная психотерапия — с тяжелобольными, и... ошибаются. Па­тогенез, негативность схематичны, предсказуемы, отсюда вы­текает возможность формулирования нозологий, синдромов, диагнозов. Беатотерапевту гораздо сложнее работать со здо­ровым творческим человеком, потому что он абсолютно не­предсказуем.

Патологический процесс делает людей в каком-то смысле похожими друг на друга, и лишь когда больной выздоравли­вает, к нему возвращается вся его индивидуальность и непо­вторимость. Это определяет специфику отношения к болезни и здоровью в беатотерапии: болезнь — это аномалия, а здоро­вье — это естественная человеческая норма.

Для сохранения своей человеческой природы, а именно, собственной уникальности и неповторимости, каждому из нас следует заботиться о сохранении и поддержании природной нормы здоровья в любом возрасте. С точки зрения беатотера­пии, если человек болен — значит, он ошибся в своих выбо­рах, пошел против природной организмической и душевной нормы, против своего Бытия, против своей уникальности и неповторимости.

В той мере, в какой мы отказываем в ценности самим себе, мы отказываем в этом же и другим; в той мере, в какой мы, в своем внутреннем мире, расщеплены и диссоциированы, [с. 27] настолько же фрагментарно и нецелостно наше воспри­ятие других людей.

Утверждение этого принципа в беатотерапии дает каждо­му человеку основание для переживания своей уникальности, основание не требовать от себя каких-либо доказательств соб­ственной ценности. И когда человек начинает ценить себя, свою жизнь, начинает переживать свою ценность как прояв­ление жизненного процесса, процесса Бытия, то он обязатель­но приходит к признанию также и ценности других людей, каждого человека, одно без другого невозможно.

 

Второй принцип: «Не следует смешивать человека и его поведение»

 

Беатотерапевты относительно мало внимания уделяют по­ведению своих клиентов, понимая, что поведение — это изме­няющаяся система. Поведение человека может подвергаться грандиозным и непредсказуемым изменениям. В поведении человека проявляется не весь человек, а какая-то его часть, поэтому крайне неэффективно и неточно оценивать по пове­дению всего человека. Это не означает, что поведение, кото­рое клиент предъявляет в данный момент, не может быть подвергнуто оценке.

Если беатотерапевт беседует с наркоманом или алкоголи­ком, то, безусловно, он вправе выразить свое отношение к его глупому, самоубийственному поведению. Но важно научиться видеть дальше этих оценочных характеристик, научиться ви­деть более широко. И при этом необходимо с благоговейным трепетом и верой относиться к возможностям перемен. Сле­дует понимать, что оценивая так или иначе поведение челове­ка, беатотерапевт не должен оценивать самого человека, пото­му что человек имеет все возможности изменить, преобразить себя и свое поведение. Никогда не надо думать, что какая-ли­бо из оценочных характеристик определит человека целиком. Поведение человека является всего лишь его выбором в дан­ных обстоятельствах. И достаточно часто, к сожалению, чело­век [с. 28] не делает сознательных выборов, его негативное поведе­ние продиктовано бессознательными тенденциями. К ошибоч­ному бессознательному выбору человека толкают обстоятельства, объективно трудные или даже трагические ситуации. Часто он совершает ошибочные выборы еще и по­тому, что его так приучили, ему внушили, что так делать хо­рошо и правильно. Интересно, что сам человек в самонаблю­дении (и часто в самооправдании) всегда разделяет свое пове­дение и некую свою сущность, то есть ту субстанцию в себе, которая знает, как надо себя вести. Он может сказать: «Я вел себя, как дурак», характеризуя тем самым только свое поведе­ние, а не всего себя, и при этом зная, как нужно было бы себя вести.

Поэтому профессиональная обязанность беатотерапев­та — вырабатывать в себе особое терпимое и наблюдательное отношение к человеку и не спешить судить о нем по его по­ведению. В беатотерапии всякий диагноз является относи­тельным, в исследовании клиента нет места ярлыкам и оцен­кам.

 

Третий принцип: «Каждый человек изначально наделен беспредельным потенциалом роста, развития, трансфор­мации, трансмутации, изменения, становления, самоак­туализации, эволюции, самосозидания, преображения, корментации — потенциалом счастья»

 

Во все времена человеческой истории люди задавались дерзновенным вопросом: каких высот может достичь человек, чем он может стать, может ли он достичь состояния истинно­го счастья?

В беатотерапии принимается и практически используется гуманистическая концепция бытийной потенциальности чело­века. Каждый из нас имеет внутри себя позитивное ядро: оно заключает в себе энергию, из которой мы можем черпать силу для перемен. Каждое человеческое существо есть средоточие [с. 29] огромной животворящей силы; человек — это индивидуация, которая эманирует, излучает вибрации, волны, энергию.

Подчиняясь законам Жизни, человек сам является прояв­лением этих законов. Если жизнь на Земле — это результат действия энергии Солнца, то можно сказать, что человек — это тоже воплощенное действие Солнца. Поэтому человек сам является в некотором смысле Солнцем, имея в себе самом ис­точник бытийной живой жизненной энергии. Человек — это особая живая фабрика, которая вырабатывает особый род энергии. В духовном смысле источник бытийной живой жиз­ненной энергии на уровне человека может быть назван Божь­ей искрой.

Позитивный потенциал человека — это Бытие, существую­щее в самом себе. Бытие, являющееся и причиной, и следст­вием самого себя. Благодаря этому потенциалу у человека есть все возможности изменять себя и свое поведение.

Человек содержит в себе, как и любое другое живое суще­ство, потенциальную силу становиться чем-то большим, вы­растать, преображаться.

Эта неотъемлемая характеристика человеческой природы описывалась многими гуманистическими психологами (37; 56; 81). Потенциал человека раскрывается в евангельском учении (29; 45) через образы семени и злака, жёлудя и дуба. Жёлудь является потенциалом будущего дуба. В самом жёлуде уже содержится образ дуба в виде сгущенной и пока потенциальной, но мощной энергии, которая даст позднее силу роста корням, стеблям, листьям и потом — другим жёлудям.

Человек устроен так же. Внутри него уже есть вся необхо­димая информация и вся сила для роста, становления, преоб­ражения, для счастья, для самонаблюдения и самосозидания. Эта невидимая внутренняя сила преображения и составляет позитивный потенциал человека. Наш позитивный потенциал, [с. 30] наша сущность желает раскрываться, расти, реализоваться, Бытие желает выразить себя и победить через нас.

Можно воспользоваться словами древних психологиче­ских систем и сказать, что человек — это путь. Человек — это незавершенное существо, это открытый потенциал возможных изменений. Способность к изменениям есть у каждого, потен­циал каждого человека безграничен. Человек располагает го­ризонтами большего и действительно может все, и даже на­много больше, чем может себе представить.

Многолетний беатотерапевтический опыт показывает, что человеку, который овладел своей энергией, способностью соз­нательно реализовывать свой позитивный потенциал, с точно­стью определять направления роста, всегда сопутствует жиз­ненный успех. Он постепенно овладевает искусством жизни, становится лидером, мастером жизни, обретает счастье.

 

Четвертый принцип: «В человеке, как побочный эффект социо-культурного становления и социализации, форми­руются преграды, путы, оковы, экраны, препятствующие реализации бытийного потенциала или искажающие реа­лизацию этого потенциала»

 

Если индивидуальное сознание сонастроено с действием высших творческих сил, иными словами, если человек реали­зует свой потенциал, он может стать связующим звеном меж­ду Бытием и существованием, но эта возможность не дана че­ловеку, а лишь задана. «Человек создан для счастья, как пти­ца для полета», — и действительно, человек спроектирован, создан сильным, здоровым, творческим, красивым, счастли­вым.

Однако мы видим огромное число страдающих, больных, недовольных жизнью людей и тех, чье поведение глупо и са­моубийственно. Дело обстоит так, как будто бы сам человек беспечно и бессознательно саботирует свои возможности, за­ключает себя и свой потенциал в тюрьму, за решетку, под за­мок, арестовывает свою изначальную способность быть счаст­ливым. Анализируя многие из подобных случаев, психотера­певты разных школ и направлений, в том числе и в [с. 31] беатотерапии, приходят к выводу, что в человеке как будто действуют какие-то преграды на пути реализации потенциала, которые он сам воздвигает в своем внутреннем душевном мире. Эти преграды, являющиеся особыми психологическими конструкциями, расщепляя сознание и снижая уровень мыш­ления и действий, препятствуют человеку, затрудняют его движение к реализации собственного потенциала, мешают об­ретению счастья.

Происхождение этих преград — весьма сложная тема. В различных религиях этот феномен описан как действие иску­шающего дьявольского начала, в православии — как подрыв­ная работа антихриста (23), в суфийских и буддистских тек­стах (20; 88) содержатся рассказы о переселении первых зем­лян с других планет и необходимости внесения преград в сознание человека для приспособления к чуждым условиям жизни, уфологи и экстрасенсы говорят о воздействии внезем­ных цивилизаций (94), а современные психиатры даже опи­сывают особые синдромы бесоодержимости (47).

В научной психологии эти конструкции называются буфе­рами (20; 21), механизмами психологической защиты (1; 82), монитором отклонения (39). Как бы ни определялись прегра­ды, их главное свойство — формироваться в процессе соци­альной жизни и увеличивать негативное, искажающее, давя­щее или тормозящее воздействие на потенциал человека.

В бытийном проекте всё изначально целостно, позитивно, всё счастливо, однако на уровне человека, когда Бытие прояв­ляет себя через существование, изначальная целостность раз­бивается на осколки, а внутренний мир человека наполняется фиксированной информацией, уже отличной от посланий Бы­тия. Если существование человека значительно расходится с Бытием, его рост и самосозидание затормаживаются, отклоня­ются или прекращаются.

Беатотерапия, по аналогии с общей логикой экзистенци­ально-гуманистических взглядов, развивает представление о том, что в процессе социализации, семейного воспитания и собственного опыта у человека складывается особая когнитивно-личностная структура — ретроспективная сеть. Эта [с. 32] структура опосредует сознание человека, определяя и форми­руя его поведение, помогая ему усвоить правила и ценности социального мира и определить себя в нем. Однако она же за­трудняет или искажает реализацию внутреннего потенциала человека. И в результате он приобретает чуждые Бытию каче­ства и свойства, а негативная часть его бессознательного раз­растается.

Ретроспективная сеть состоит из социо-культурных и се­мейных стереотипов, ретромов, ретроспективных матриц и комплексов. Все они постепенно формируют в человеке чер­ты, качества и свойства так называемой ложной личности.

Социо-культурные и семейные стереотипы — это система стандартов, интериоризированная психикой в процессе со­циализации и семейного воспитания. Она определяет созна­тельные выборы человека и воспринимается им как присущая его собственной природе, хотя не является таковой. Стерео­типы — это механические привычки мысли и действия, то, что в нас уже заложено социальными нормативами и прави­лами, и то, что продолжает ежедневно формировать нас. На­пример, то, во что мы одеты, лишь в малой части определяет­ся нашим организмическим выбором или нашим собственным чувством красоты и элегантности. Выбирая одежду, мы руко­водствуемся соотношением с определенной этнической при­надлежностью, местом рождения, модой, эстетическим стан­дартом и часто одеваемся тем или иным образом не потому, что нам это действительно подходит, но потому, что мы уже разучились самостоятельно, исходя из своей индивидуально­сти, выбирать свой собственный стиль и следуем указанному нам стереотипу.

Стереотипы — это склонность поступать раз и навсегда определенным образом и думать, что это и есть наш собствен­ный выбор, думать, что это необходимо именно нам для на­шей жизни. Привычка определенным образом думать, дви­гаться, разговаривать, эмоционально реагировать — это стереотипы, которые передаются от одних людей другим, в которые мы вовлекаемся, которым нас обучают, которые при­обретены путем подражания, в стремлении стать частью той [с. 33] или иной социальной группы, класса. Человек в социуме не смог бы жить без стереотипов, поскольку они — надежные инструменты социальной жизни.

Драма состоит в том, что эти стереотипы, которые состав­ляют все же механическую репродуктивную часть человече­ского разума, люди постепенно начинают принимать за собст­венную живую и творческую часть и мало-помалу становятся их рабами. Не мы выбираем, а стереотипы выбирают за нас, они захватывают самосознание и погружают наш разум в сон.

Ретромы — это бессознательно используемые взгляды, догмы, представления, особые умственные констелляции, убеждения, мнения, которые, однажды возникнув, стано­вятся неподконтрольными мышлению (напротив, контроли­руют его), делают неустойчивым внимание, отклоняют по­ведение человека от жизненно важных для него целей (12).

Это «вирусы разума», стремящиеся «заразить» как можно большее количество умов. Вспомним, например, речевой ретром «какбы». Заражению способствуют ретроспективные сце­нарии — копирование, внушение, провокация, внедрение. У со­циума много ложных посредников: СМИ, реклама, фальшивые авторитеты и те псевдознания, которые они несут и которые воспринимаются как истинные. Эти псевдознания и псевдоис­тины при определенных условиях могут управлять жизнью и судьбой человека, ими руководствуются люди в выборе своего жизненного пути. Они гипнотически внушаются, и довольно быстро человек начинает воспринимать их как свои личные, выработанные его собственным разумом и опытом, не осозна­вая того, насколько грубо они навязаны ему извне.

Ретромы крайне опасны для человека, поскольку препят­ствуют росту самосознания и счастья. Используя сон нашего разума, ретромы действуют в нас бессознательно и имеют тенденцию к саморазмножению. Ложные истины множатся, заменяя собой нашу способность пытливого размышления и поиска того, что в данный момент на самом деле эффективно и полезно для счастья каждого из нас.

[с. 34] Ретроспективная матрица — это система материнских оценок, предпочтений, ценностей, лежащая в основе пер­вичного восприятия и отношения человека к миру.

Будучи сильно аффективно заряженной, матрица с раннего детства глубоко внедряется в бессознательное ребенка. Факти­чески все люди пожизненно закрепощены этими основопола­гающими системами восприятия мира. Сознание выстраивает­ся по типу инкубации: в нас внедрены определенные штампы реагирования, которые функционируют в соответствии с ино­родной логикой, по матрице того человека, который обеспечил нам выживание. Ретроспективная матрица — это не конкретная мама (родитель), а основной контакт (закон), позволивший выжить, родной первичный язык, не только в лингвистиче­ском, но и в паралингвистическом смысле, язык тела, усваи­ваемый в детстве. Способ внедрения ретроспективной матрицы прост: желая уберечь ребенка, сформировать его правильное поведение, взрослые внушают детям совершенно ложные идеи, смысл которых не всегда понятен им самим. Например, ребе­нок идет с мамой за ручку, — впереди лужа, мама говорит: «нельзя туда, если ты упадешь, то заболеешь», или «ты сейчас испачкаешься, а дети должны быть чистыми», «только плохие дети наступают в лужу». Смотрите, мама это внушает ребенку, но ни одно из этих утверждений не является истинным.

В нашем сознании прочно возведена ретроспективная мат­рица, представляющая собой систему внутренних выборов, критериев рассуждений, модуса мышления, которые изна­чально в нас заложены, но которые не являются нашими.

Каждое слово матери с самого раннего детства энергетиче­ски заряжено, оно навсегда связано с аффективной структу­рой «жить или умирать».

Поэтому тенденция следовать материнскому указанию и нравиться собственной маме, глубинная потребность сделать так, как мама хочет, становится важнейшей основой внутрен­него мира каждого человека. Это и есть ретроспективная мат­рица.

Даже когда мы выступаем против того, что заложено в нас мамой, возникает чувство, что мы что-то делаем не так. Ощущаем, [с. 35] что нам нужно не столько удовлетворить собственные интересы, сколько интересы этого внутреннего материнского голоса, звучащего внутри нас. Часто мы не сами хотим быть довольны собственной жизнью, а жаждем, чтобы мама внутри нас была довольна.

Ретроспективная материнская матрица — это глубинное переживание, таящееся в самой основе человеческого бессоз­нательного, всегда опережающее и контролирующее созна­тельные выборы.

Комплексы — это когнитивно-эмоциональные структуры внутреннего мира человека, они обычно интенсивно энерге­тически заряжены, представляют из себя особые пункты сильного эротического переживания, одновременно связан­ные со страхом, потерей, болью. Комплексы, являясь бессоз­нательными содержаниями, возникают в процессе жизни вследствие случайного сочетания различных обстоятельств и именно поэтому они так разнообразны. Комплексы окрашены амбивалентными, интенсивными и острыми эмоциями и чув­ствами, характеризующимися навязчивостью. Человеку хочет­ся еще и еще раз пережить это состояние, чтобы разобраться в своих чувствах, так постепенно возникает определенная инертность психических реакций. Сильная энергетическая за- ряженность, навязчивый характер и амбивалентное содержа­ние — это характерная для комплекса триада, обусловливаю­щая поведение, эмоциональные реакции, действия, а также психологические структуры привычного и зависимого поведе­ния.

Метафорически комплексы могут быть представлены как энергетические сгустки, «черные дыры» душевного мира, вы­бывающие особую негативную динамику мыслей, образов и чувств человека, они как будто бы вбирают в себя, поглощают жизненную энергию человека.

Ложная личность — это совокупность воображаемых представлений человека о себе самом.

Бессознательная ложь человека самому себе, искаженное представление о своей жизни, поведении, ценностях, мечтах, желаниях, привычках, психологических качествах и чертах, — [с. 36] все это составляет содержание ложной личности. Она поддер­живается сложной системой бессознательно действующих психологических защитных механизмов и становится барье­ром к постижению человеком реальности внутри себя и в ок­ружающем мире. Она может полностью доминировать в чело­веке, препятствуя любым попыткам к изменениям, исключая новизну и творчество, снижая продуктивность его деятельно­сти. Используя предвзятые оценки и стереотипные мысли­тельные схемы, ложная личность практически ликвидирует способность человека к интуитивному познанию, пониманию символизма бытия.

Ложная личность — главное препятствие человека в его стремлении к счастью.

Пятый принцип: «Цель беатотерапии — создать усло­вия, в которых человек в процессе длительного самона­блюдения и кропотливой работы над собой сможет вос­становить в своем сознании и поведении контакт со сво­им бытийным потенциалом, все больше подчиняя свои жизненные выборы законам Бытия»

 

Когда человек находится в процессе самонаблюдения, рос­та и самосозидания, он счастлив. Подчеркнем еще раз. Беато­терапия постулирует, что процесс самопознания и пересоз­дания на этой основе человеком самого себя способен про­изводить состояние счастья.

Беатотерапия представляет собой профессионально созда­ваемые условия для изменения клиентом самого себя, для са­монаблюдения, для «вырастания» из ложной личности. Оче­видно, что счастье человека, понимаемое как все большая по­бедная реализация его потенциала, означает ограничение действия в нем ретроспективной сети, ретромов и комплексов как негативных психологических структур, чуждых бытийной природе человека.

Беатотерапия создает условия для установления все более тонких, разноуровневых связей между сознанием клиента и его Бытием, при котором человек осуществляет все более глу­бокое проникновение в особую логику действия Бытия.

[с. 37] Постичь веления и законы Бытия каждый из нас может только в самонаблюдении, из самого себя, из беатума, из ма­ленькой скромной точки самосознания, которая уже «вот она», уже присутствует здесь, уже проявилась сейчас, через наше существование.

Беатотерапия создает благоприятные условия, при кото­рых человек поверит, что изменения возможны, захочет это сделать и сделает!

Беатотерапия — это специально организованная работа человека над самим собой, в процессе которой он может стать таким, каким он хотел бы стать, достичь победы в своей жиз­ни, счастья.

Беатотерапия может быть названа не только терапией са­мосозидания, но и терапией сознательного отказа от негатив­ных привычек ретроспективной ложной личности.

Человек по своей бытийной природе предназначен для реализации за время своего существования особой задачи, и беатотерапия — важнейшее условие осознания возможности выхода за пределы детерминаций социо-биологического цик­ла. В процессе беатотерапевтического опыта человек приобре­тает возможность найти способы трансцендирования, осозна­ния относительности ранее привычных для него ценностей и раскрыть в себе новые, более высокие этические, эстетические и духовные мотивации.

Беатотерапия — это создание условий, при которых кли­ент осуществляет последовательное, многоаспектное, ради­кальное, прогрессивное и объективное самонаблюдение и са­моисследование.

Беатотерапия — это сознательно, профессионально и спе­циально организованная ситуация, в которой клиент эффек­тивно располагает себя по отношению к своим потенциаль­ным возможностям, уточняет критерии значимых жизненных выборов.

Беатотерапия создает условия для осознания тех безгра­ничных способностей, которые мы, люди, получили в дар от Бытия. Человек рожден для выполнения особой экзистенци­альной [с. 38] миссии, и беатотерапия — одно из возможных усло­вий, в которых человек открывает способы реализации своего истинного бытийного предназначения, находит ключи к дос­тижению счастья.

Беатотерапия создает условия для вочеловечивания чело­века, обнаружения им самим новых горизонтов жизни, новых проектов и новых побед.

Беатотерапия предоставляет клиенту возможность осознать и поверить в существование истинно великого человека в себе, осознать и прочувствовать наличие новых жизненных сил.

Беатотерапия создает условия для принятия клиентом но­вого взгляда на самого себя, для празднования встречи с са­мим собой, своего нового рождения.

Суть беатотерапии заключена именно в этом праздновании, ведь ничто и никто не может у человека его отнять, в этом праздновании самосозидания — истинное счастье человека.

 

Шестой принцип: «Главной характеристикой беатотерапевтических условий является особый контакт, сози­дающийся в процессе терапии между беатотерапевтом и клиентом»

 

Для беатотерапевта главное — не столько оценивать, ис­следовать и понимать клиента, как установить с ним такой контакт, в результате которого клиент смог бы понять самого себя. Это — принципиальная задача. Человек, чтобы изменить себя, может и должен самостоятельно и свободно, бесстрашно погрузиться в свой внутренний мир, наблюдать, изучать и ис­следовать себя.

Можно сказать, что корментация и возрождение клиента происходят под влиянием беатотерапевта. Однако это тонкая вещь, такое утверждение одновременно и правильно, и непра­вильно. Верно, что влияние беатотерапевта позитивно, оно помогает преображению человека. Но рождаться заново чело­век может только сам, в результате собственных сознатель­ных усилий, в результате собственного влияния, которое он оказывает на себя. Вот для того, чтобы человек стал способ­ным оказывать на себя правильное влияние, на него влияет нечто, [с. 39] что называется беатотерапевтическим контактом. Вер­но и то, что и клиент оказывает огромное влияние на беатотерапевта.

Беатотерапевтический контакт можно сравнить с увлека­тельным интригующим путешествием, в котором как клиент, гак и беатотерапевт — всегда первопроходцы.

Седьмой принцип: «Главной особенностью беатотера­певтического контакта является сознательная любовь»

 

Люди обычно исходят из иллюзии, что априори наделены способностью любить. Это неправда, ибо любовь — функция мастеров жизни, она дается тому, кто овладел жизнью как ис­кусством. Любви надо учиться. Любви приходится учиться каждый день (8; 51; 81; 85).

Бессознательная любовь ложной личности кричит: «Я люблю, я всем пожертвую для тебя, я все тебе отдам». А на самом деле агрессивно требует своего, шантажирует, ревнует, мстит и крадет. Ложная любовь иногда угрожает, а иногда го­това прикинуться жертвой, чтобы на самом деле обеспечить себе право на господство: «Я так страдаю. Бросишь меня — я умру».

Сознательная любовь не требует эквивалентной отдачи, а значит, в определенном смысле она всегда безответна. Точнее говоря, счастье любящего — это не автоматическое зеркальное отражение счастья любимого, это не круговая порука.

Любя, человек устанавливает связь с Бытием, с высшим в себе. И оно вознаграждает... Счастье, победа, успех любимо­го — это и есть ответ, награда для сознательно любящего.

Любовь — птица открытых пространств, любовь питается свободой. И в то же время любовь созидается изо дня в день тихими, незаметными, сознательными усилиями.

Сознательная любовь беатотерапевта означает утвержде­ние неповторимого, уникального, беспредельно ценного Бы­тия клиента в его существовании. Это стремление сделать предмет любви совершенным, создавать условия для реализа­ции потенциала человека в его повседневной жизни. Беатотерапевт [с. 40] испытывает жажду видеть все более полную реализа­цию внутренних возможностей каждого клиента.

Работа клиента над собой, его путь самореализации, само­познания труден, необходимы усилия и мужество. Сознатель­ная любовь беатотерапевта к возможностям и способностям клиента — страховка на пути и средство преодоления страха.

Парацельсу принадлежит предписание: «чем больше соз­нания, тем больше любви» (85). В беатотерапии это положе­ние трактуется так: чем больше понимает беатотерапевт себя, тем больше он способен к пониманию клиента, тем больше он способен сознательно любить.

Сознательная любовь — это вектор профессионального роста беатотерпевта. Это переполнение жизненными силами, способность взращивать бытие из Бытия, возможность быть независимым, ни в ком не нуждаться, это преобладание по­требности отдавать над потребностью брать, это высокая эмо­циональная зрелость. Г.И. Гурджиев заметил, что если чело­век хочет стать человеком, способным сознательно любить, он должен «пожертвовать своими страданиями» (20).

Сознательная любовь беатотерапевта основана на его без­граничной вере в человеческий потенциал. Эта любовь созна­тельна, она подкреплена столькими победами клиентов, кото­рые уже наблюдал беатотерапевт!








Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 556. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия