Студопедия — Назовем жанры телесного языка, которые систематизи­руют богатый и разнообразный мир телесных проявлений в их коммуникативной функции.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Назовем жанры телесного языка, которые систематизи­руют богатый и разнообразный мир телесных проявлений в их коммуникативной функции.






Перемещения, позы, жесты, мимика. Многое можно по­нять про человека — возраст, состояние здоровья, настрое­ние, проявление характера в данный момент, — анализируя его движения, то как он располагает себя в пространстве, куда несет свое тело, как садится, встает, какова его поход­ка, какое место в окружающей обстановке он выбирает для себя.

Всегда отличишь летящую походку счастливого, радующе­гося жизни человека от медленной шаркающей походки чело­века с опущенными плечами, словно придавленного гнетом негативных переживаний и забот.

Стоит обратить внимание на то, как люди размещаются в аудитории. Видно, что они занимают места не в соответствии со своим телесным ощущением, а в соответствии со своими стереотипами: кто пришел последний — сел ближе к двери, кто привык видеть преподавателя близко — сел в первый ряд, кто-то сел рядом с подругой. Но если изменить размещение людей в соответствии с их телесной индивидуальностью и су­тью предстоящего общения, изменятся энергетические соот­ношения между людьми, и, соответственно, вся энергетика в аудитории, вся атмосфера общения тоже отчетливо преобра­зится.

Поза — это особое положение, постановка тела. Позы че­ловека необыкновенно выразительны. Существует бесконеч­ное разнообразие человеческих поз, которые выражают беско­нечное разнообразие психических состояний (30; 79).

Жесты — телодвижения человека, обозначающие телес­ными знаками его состояния, переживания, эмоции, чувст­ва [с. 104] и мысли. Например, необыкновенно выразительны жес­ты, производимые ногами, особенно женскими. Если вы хотите узнать, как одна женщина относится к другой жен­щине, обратите внимание на ее ноги, когда она слушает или смотрит на другую женщину. Или даже если вы заго­ворите о какой-то другой женщине, ноги немедленно от­реагируют.

Существуют конвенциональные жесты разных народов. Одни и те же жесты людей разных культур или национально­стей могут передавать совершенно противоположные по сво­ему психологическому содержанию смыслы, и наоборот, один и тот же психологический смысл может у разных народов вы­ражаться разными жестами.

Жесты итальянца показались бы вычурными, театральны­ми людям северных стран. Помимо этого имеется еще индивидуальный рисунок жестов, характерный для типа тела каждого человека, и также специфическая окраска жестов, от­ражающая эмоциональное состояние человека в данный мо­мент.

Мимика — удивительная способность человека передавать тончайшие, сложнейшие, глубиннейшие переживания.

Лицо человека может отразить то, что не может быть вы­сказано словами. Бесконечное разнообразие выражений чело­веческих лиц — это поистине божественная способность рас­сказать необычайно полно, тонко то, что мы чувствуем, дума­ем, переживаем, испытываем.

Окраска кожных покровов. Изменение цвета кожи спо­собно дать беатотерапевту достаточно точное представление о состоянии человека. Не случайно в языке есть такие клише: побелел от гнева, покраснел от стыда, почернел от горя, позе­ленел от злости. В этом отношении выразительны лицо, шея и руки.

Дыхание. Дыхание — один из важнейших телесных язы­ков, оно видимо и слышимо, оно является индикатором эмо­ционального состояния человека и состояния его душевного и [с. 105] телесного здоровья: легкое дыхание ребенка, дыхание смерти, затрудненное дыхание болезни, прерывистое дыхание челове­ка, переполненного эмоциями, ровное, спокойное дыхание уверенности, покоя, радости.

Запах. Тело человека источает определенный аромат. Лю­бое эмоциональное состояние связано с работой желез внут­ренней секреции и сопровождается выделением мельчайших химических частиц. Существуют запахи патологических нега­тивных состояний, поскольку эмоциональное реагирование и химизм человеческого тела в ситуации болезни изменяется и человек начинает производить иной специфический запах. Здоровые, счастливые люди источают приятный аромат, су­ществует запах труда, запах отдыха. Существует свежесть тела ребенка, необыкновенный аромат женщины, специфиче­ский запах мужчины. Восприятие частиц того или иного хи­мического состава вызывает у нас определенные эмоции, и хотя мы не отдаем себе в этом отчета, наши отношения с че­ловеком зависят от того, приятен ли нам, соответствует ли нашему чувству удовольствия тот запах, который от него ис­ходит.

Телесность речи. Телесность речи — это произношение или артикуляция, тембр голоса, громкость, интонация, мело­дика речи, кинетика, высота звука, темп речи, плавность, скандированность, толчки, заикание. Факторы телесности речи существенно влияют не только на смысл собственно ре­чевой информации, но и на то, как люди воспринимают друг друга.

Прикосновение, тактильность. Прикосновение или тактильность — это непосредственный телесный контакт между одним и другим человеком. Когда в психологических иссле­дованиях подчеркивается, что матери оказывают сильнейшее воздействие на всю дальнейшую жизнь человека, на его лич­ность, эмоциональность, имеется в виду программирующее, матричное воздействие именно материнского телесного язы­ка, раннего детского опыта телесного контакта. Отношение [с. 106] человека к миру в целом, к другим людям зависит от того, ка­кой фонд телесных прикосновений он вобрал в себя, накопил в детстве. Многое в нашем общении сегодня является резуль­татом воздействий телесного опыта, оказанного на нас в прошлом мамами или папами, бабушками и дедушками, сест­рами, братьями, то есть теми людьми, которые влияли на формирование ранней телесности. Люди не осознают этого влияния. Часто так называемый сознательный выбор того, кто нам симпатичен или не симпатичен в плане дружбы, люб­ви, кого мы безотчетно принимаем или отвергаем, делается не нами, а неосознаваемым запечатлением прикосновений, кото­рые испытывали в детстве.

Как показывает беатотренинг ретроспекции детского опы­та, люди несут в себе память о раннем телесном опыте при­косновений близких взрослых, которые баюкали, прижимали к своему сердцу, качали, мыли, стригли ногти, причесывали. Многие навсегда сохраняют в себе память о жестоких или жестких прикосновениях, так же, как другие навсегда сохра­няют память о ласковых, нежных, деликатных прикосновени­ях. Задумаемся, что наши личности, наши отношения есть просто результат прикосновения других людей.

Вообще людям нравится прикасаться друг к другу — это приятная вещь, это выражение доверия, нежности, ласки, теп­ла. Язык прикосновений раскрывает удивительный мир глу­бинных телесных впечатлений.

Телесный опыт весь пропитан эротизмом, что и создает одну из серьезных ловушек в общении. Значение эротизма для высших экзистенциальных переживаний огромно, если только не возникли фиксации и ограничения, которые налага­ют на возможность их испытывать жесткие оковы.

Людям свойственно стесняться своих телесных проявле­ний, прежде всего из-за страха, что прикосновения, которые могут являться лишь проявлениями доброжелательности, дружбы, внимания, участия, будут восприняты как сексуаль­ные сигналы и создадут какие-то трудности в отношениях.

[с. 107] Социальные нормы ограничивают свободное проявление те­лесности, поскольку в индивидуальном опыте человека целый ряд движений спаян с определенными символами, имеющими отношение исключительно к сексуальному поведению. Суще­ствуют определенные правила, этикет, которые дозволяют не­которые прикосновения, а некоторые из них отвергают.

В результате цензурирования проявлений телесности и сама сексуальность становится ограниченной. Сексуальное поведение людей зачастую низводится до генитального кон­такта, что и обедняет интимные переживания.

В беатотерапии для клиентов с психосоматическими про­блемами или сексуальными дисфункциями следует создавать условия, позволяющие более полно осознавать факт, что эро­тизм — это жизненная энергия человека, и сексуальное пове­дение — это одна из частей человеческого эротизма, важная, но не единственная, то есть телесное и сексуальное — это раз­ные вещи. Телесное — гораздо более полное понятие, чем соб­ственно сексуальность.

Перед беатотерапевтом стоит важнейшая задача — овла­деть всеми жанрами языка тела и эффективно использовать телесный язык в контакте с клиентом, осуществляя точный кинетико-проксемический анализ, то есть расшифровку пси­хологического и эмоционального смысла телесных движений.

Первостепенное внимание в момент контакта с клиентом беатотерапевт уделяет именно телесным проявлениям челове­ка, тщательно воспринимая даже самые мельчайшие движе­ния человеческого тела.

Наблюдать за языком тела человека — это значит проник­нуть дальше того, что человек сознательно хотел бы расска­зать, или того, что он действительно знает и осознает о себе, поскольку то, что мы знаем и осознаем о себе, не является полностью нами. Каждый человек представляет собой нечто гораздо большее, чем способен осознать в данный момент. Как хорошо известно, 80% человеческой активности — это бессознательная активность, действия, руководимые бессозна­тельными [с. 108] побуждениями. Это и определяет значимость кинетико-проксемической невербальной информации в процессе беатоконсалтинга, поскольку его цель состоит в создании ус­ловий для роста самосознания клиента и перевода бессозна­тельных содержаний в сознательные.

Беатотерапевту важно учиться видеть дисгармоничность в движениях людей, хаос телесных посланий. Например, по тому, как клиент располагает себя в пространстве, как дви­жется, каково выражение его лица, как стоит, как курит, как сгибается к сигарете, как смотрит, можно много сказать о со­стоянии беспокойства, определенной озабоченности, какого-то внутреннего эмоционального разлада. Как указывал еще А. Адлер (1), следует обращать внимание на все преувеличенное или неестественное. Некоторые люди постоянно сутулятся или выглядят согнутыми, что может говорить о трусости или депрессии, тяжести на душе. Человек, который стоит слиш­ком прямо, в напряженной позе, который тратит много уси­лий для поддержания своей осанки, очевидно, чувствует себя менее величественным, чем ему хотелось бы, или он явно стремится быть более раскованным, смелым, уверенным и свободным. Так по движениям можно определить наличие комплекса неполноценности или превосходства. Неуверенный в себе человек старается на что-то опереться, облокотиться на стол или стул, он как будто бы не верит в собственные силы и ищет поддержки. Нервные или беспокойные движения че­ловека показывают ослабление эмоционального контроля, внимания и самообладания.

Ещё одна важнейшая беатотерапевтическая задача — соз­давать условия для клиентов, при которых они более полно овладевают собственным телесным языком и развивают спо­собности сознательного использования телесного языка в це­лях очищения посланий и повышения эффективности обще­ния.

Если человек хочет измениться, сделать свою жизнь эф­фективной, то один из путей — это овладение собственной те­лесностью [с. 109] как средством общения. Этот потенциал каждый человек может использовать для своего счастья.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 391. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия