Студопедия — А.М.Никитин
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

А.М.Никитин






В зависимости от поставленной задачи могут применяться не только минеральные, но и органические пигменты (фталоцианиновые, краплаки, азокрасители, тиоиндиговые и др.), которые, в отличие от растворимых органических красителей, находятся в краске в дисперсном состоянии. Сульфиды цинка, кальция, кадмия, а также их смеси применяются в качестве пигментов для светящихся фосфоресцирующих красок временного действия. Смолы, окрашенные некоторыми органическими красителями, переведенные в нерастворимое состояние и измельченные до 3-10 мкм применяют в качестве пигментов для флуоресцирующих красок.

Наполнители, в отличие от пигментов не обладают укрывистостью. Матирующие добавки позволяют уменьшить или устранить блеск пленки. С этой целью применяют стеараты цинка, кальция или алюминия. Стеараты, тальк, бентонитовые глины и тонкодисперсный силикагель препятствуют осаждению пигментов и наполнителей и расслаиванию красок при хранении. Пластификаторы вводят для повышения эластичности пленок. Чаще других применяют касторовое масло, дибутилфталат, трикрезилфосфат, полихлордифенил (совол). Растворителями в красках служат летучие органические вещества (уайт-спирит, ацетон, толуол, ксилол, спирты, ацетаты и др.) или вода.

Качество краски существенно зависит от весовых соотношений пигментов, наполнителей и пленкообразующего. В зависимости от свойств пигментов (плотность, маслоемкость, укрывистость) содержание его колеблется от 0,2 до 1,2 в/ч на 1 в/ч пленкообразующего.

В зависимости от процессов, происходящих при образовании пленки, различают два вида красок: 1) Непревращаемые краски, у которых образование пленок происходит в результате улетучивания растворителей, повышения вязкости и отвердевания. Такая пленка остается растворимой. 2) Превращаемые краски, которые при образовании пленки претерпевают структурные и химические изменения и становятся нерастворимыми. При этом происходит превращение мономеров или полимеров в полимеры сетчатого строения в результате поликонденсации и полимеризации.

Образование пленки сопровождается постепенным увеличением вязкости. Особенно быстро возрастает вязкость красок, в которых используются сильно летучие растворители. У масляных красок, не содержащих летучих растворителей, вязкость пленки растет постепенно, по мере протекания окислительных и полимеризационных процессов. Продолжительность перехода слоя краски из жидкого в гелеобразное состояние зависит от природы пленкообразующего и температуры. Для непревращаемого пленкообразующего решающую роль играет температура. Алкидные, полиуретановые, фенолоалкидные и др. эмалевые краски образуют высококачественные, прочные и стойкие к различным воздействиям пленки преимущественно с применением горячей сушки (80-150°С).

В процессе эксплуатации красочная пленка подвергается воздействию солнечных лучей, тепла, кислорода воздуха, влаги и др. факторов, вызывающих в ней химические и структурные изменения: деструкцию и структурирование (сшивание макромолекул). Интенсивная термоокислительная деструкция нитроцеллюлозных плёнок происходит при 80-90°С, виниловых при 100°С, акриловых при 180-200°С, кремнийорганических при 250-300°С. Термическую деструкцию резко замедляет добавление термостабилизаторов. Светостойкость красочных пленок увеличивают добавлением пигментов, отражающих свет (алюминиевая пудра) или поглощающих свет коротковолновой части спектра (титановые белила рутильной модификации, сажа). Фотохимическую деструкцию предотвращают введением в состав красок специальных стабилизаторов (напр., для хлорвиниловых красок это - производные бензофенона, для нитроцеллюлозы - дифениламин).

При деструкции пленка "стареет" (делается хрупкой, растрескивается). Деструкция резко ускоряется под влиянием света, тепла и при наличии электролитов. Структурирование ускоряется при наличии в связующем активных групп, напр., СООН-, ОН- и солей или окислов поливалентных металлов.

Эмали. Принципиального отличия между красками и эмалями нет. Красками принято считать материалы, создающие матовые или полуматовые покрытия, чаще масляные или на водной основе, с грубодисперсными (для малярных красок) или очень мелкодисперсными (для живописных красок) частицами пигментов и наполнителей. Эмалями считаются высокодисперсные материалы, создающие гладкие глянцевые покрытия. Названы по аналогии с «термоэмалями» – эмалированная посуда, бытовые ванны, химическое оборудование и др. Эмалевые покрытия обладают очень высокой твердостью, водо- и абразивостойкостью, высоким глянцем.

Грунт-эмаль или Грунт-краска. Эти понятия определяют возможность применения данного материала и в качестве грунтовки, и в качестве финишного покрытия, которое по своим техническим характеристикам отвечает всем требованиям покрывных красок (эмалей). Грунт-эмали менее эффективны, чем грунтовки, т.к. последние более специализированы. Все грунт-эмали или грунт-краски несут в себе слишком много функций (атмосферостойкость, прочность, влагостойкость и т.п.), и потому каждую отдельную задачу (в частности, ингибирование коррозии и адгезия с материалом), эти материалы выполняют хуже, чем грунтовки.

ГРУНТОВКИ ДЛЯ ЖИВОПИСИ

 

Качество живописных работ во многом зависит от поверхности, на которую наносится краска. Формирование поверхности проводится с помощью грунтовочных составов. Холст, доска, картон и любое другое основание для выполнения живописных работ покрыты специальным грунтом, который наносится с целью удобства выполнения работы, лучшей сохранности произведения и основания, на котором оно выполнено. При негрунтованном основании красочные составы плохо ложатся на поверхность, теряют яркость и насыщенность, жухнут. Кроме того, связующее вещество различных красочных составов, проникая в основание, приводит к его разрушению и разрушению самого красочного слоя.

Для живописи на холсте применялся особый грунт, представлявший собой смесь из муки и орехового масла, в которую вводили свинцовые белила. Перед нанесением такого эластичного пастообразного грунта холст предварительно покрывали жидким клеем.

В течение многих столетий грунт оставался белым и наполнителями для него были мел или обожженный гипс. С середины XVI века появляются цветные и тонированные грунты, вначале различных темных цветов вплоть до темно-красных - болюсных или коричневато-черных. Распространенными были грунты на основе мучного клейстера, в который добавляли оливковое масло и мёд. Применяли также грунт, состоящий из каолина и крахмала без добавления масла. Для эластичности в грунтовочный состав добавляли в качестве пластификатора масло, сахар, воск, белок и другие вещества.

Цветные грунты по-прежнему предпочитались, они состояли из свинцовых белил, стертых с суриком и угольной чернью на льняном масле, это придавало грунту темно-красный цвет. Цветной грунт накладывался на предварительно нанесенный клеегипсовый грунтовочный слой.

Начиная с XIX века появляются грунты, по своему составу близкие к современным грунтам, в которых в качестве наполнителя были свинцовые, а позднее цинковые или баритовые белила.

В конце XIX века стали промышленно изготовлять масляные грунты. Масляные грунты в то время находили самое широкое применение, хотя они требовали многих месяцев сушки и не обладали достаточной адгезией.

Состав грунта зависит от того, на каком основании и какими красками будет проводится работа. В некоторых случаях в качестве грунта выступает раствор масляного или смоляного лака или олифа. Олифой называют вещество, получаемое олигомеризацией растительных масел – льняного, тунгового, подсолнечного и др.

Один из видов традиционного живописного грунта, состоит из трех элементов: тонкого слоя клея (проклейки), покрывающего пленкой всю поверхность основания; нескольких тонких слоев грунтовочной краски; тонкого завершающего слоя - имприматуры, который не всегда входит в состав грунта.

Проклейка - тонкий слой животного (желатин, казеин) или растительного (крахмал, декстрин) клея. Она предохраняет основание от проникновения грунтовочной краски или связующего красочных составов. Прочно связывает последующие слои грунта с основанием.

Подготовленное основание для выполнения живописных работ проклеивают в основном столярным или казеиновым клеем. Проклейку выполняют в два слоя. Первый слой - клей густой консистенции. Второй слой наносится более жидким клеем.

Грунты различают по составу связующего вещества, цвету, способности впитывать масло или воду из красок.

По составу связующего вещества грунты делятся на масляные, полумасляные, клеевые, эмульсионные и синтетические; по цвету - на тонированные или цветные; по способности впитывать масло из красок - на тянущие или поглощающие.

Для работы масляными составами применяются следующие виды грунтов:

1. Масляные грунты изготавливаются из уплотненного (полимеризованного) льняного масла, свинцовых белил (можно использовать цинковые или титановые). Такие грунты готовят высоконаполненными. Время сушки 1-2 недели. Грунт для второго слоя более жидкий. Время сушки – 2 недели.

2. Полумасляные (или комбинированные) грунты представляют собой клеевой, эмульсионный или синтетический грунт, покрытый одним слоем грунтовочной масляной краски.

3. Клеевые грунты. Состоит из раствора клея, смешанного в равном объеме с мелом и сухими цинковыми белилами. Перед нанесением клеевого грунта материал подложки проклеивают водным раствором технического желатина с добавлением глицерина. Одним из видов клеевых грунтов является казеиновый.

4. Эмульсионные грунты. Проклейка выполняется аналогично клеевому грунтованию (в качестве клея применяют желатин, для менее ответственных работ можно использовать столярный клей). Грунтовочная краска состоит из клеевого раствора с цинковыми белилами и мелом и натуральной олифы, соединенной с равным по объему количеством желтка.

5. Синтетические (акриловые или поливинилацетатные) грунты. Первая проклейка – желатиновым клеем, вторая – разбавленной латексной эмульсией. Грунтовочная краска состоит из эмульсии синтетического каучука, сухих цинковых или баритовых белил, или мела.

Масляные грунты практически не впитывают связующего масляных красок, сохраняют их блеск и прозрачность, но плохо обеспечивают прочность соединения красочного слоя с грунтом. Для улучшения связи красочного слоя с таким грунтом хорошо прошлифованную поверхность протерают бальзамно-масляным лаком или смесью равных частей масла или натуральной олифы и ретушного лака.

Клеевые и синтетические грунты сильно впитывают связующее из красок. Это обеспечивает прочную связь красочного слоя и грунта, а также полуматовую поверхность при работе масляными красками.

Эмульсионные грунты умеренно впитывают связующее из красок и наиболее удобны в работе, однако они желтеют со временем.

Грунтовочная краска состоит из желатина или казеинового клея с добавлением пигмента - сухих цинковых белил, антисептика - фенола, пластификатора - глицерина. Работая с казеиновым составом в клей вводят небольшое количество 25%-ного водного раствора аммиака.

Применяется следующий казеиновый грунт, г

Казеин 16

Вода (для казеина) 100

Масло льняное 180

Белила цинковые (сухие) 300

Состав желатинового грунта, г

Желатин технический 100

Масло льняное 200

Мыло нейтральное 10

Цинковые белила 300

Глицерин 15

Вода 1500

Для получения шероховатой фактуры основания в проклейку добавляют мел или гипс (клей задерживает сроки схватывания гипса).

 

ЖИВОПИСНЫЕ КРАСКИ

 

Масляные краски. Эти краски являются, пожалуй, наиболее важными и самыми популярными среди живописцев. Поэтому, на них мы остановимся более подробно.

Вплоть до конца Х1Х века считалось, что масляные краски были изобретены в середине ХV века нидерландским (Фландрия) художником Яном ван Эйком. Позднее (XV1 век) это искусство было перевезено в Италию и совершенствовалось и распространялось вплоть до Леонардо да Винчи и Рафаэля Урбинского. Но позднее в монастырских библиотеках были найдены рукописи, описывавшие масло для живописи еще тремя веками раньше. В начале Х1Х века химические исследования картин выявили в некоторых живописных работах, предшествовавших ван Эйку, слои красок, замешанных на масле. До сих пор не установлено кто же все-таки изобрел масляную живопись. Ее следы обнаруживаются и в западноевропейских произведениях и в норвежских готических иконах (правда, в виде примеси к яичному желтку). К концу ХV века темпера почти полностью уступила место маслу (обычно использовалось льняное или ореховое), впрочем, встречались и смешанные техники.

Масляные краски – изготовляются на основе масляных лаков, которые, в свою очередь изготовляются из высыхающих и полувысыхающих растительных масел (льняное, маковое, ореховое, подсолнечное, хлопковое) в натуральном или обработанном виде. Для приготовления лака наиболее удобно тунговое масло, которое быстрее других полимеризуется и дает наиболее прочную пленку. Широко применяется также льняное, реже маковое масла. Эти растительные масла являются пленкообразователями, т.к. способны отверждаться с образованием на поверхности твёрдых и эластичных плёнок. К лакам и краскам на таких маслах можно отнести масляные, алкидномасляные, алкидные и т.п.

Следует отметить, что термин «высыхающие масла» является неправильным; при высыхании вещества теряют в весе, а между тем масла, из которых готовят художественные краски и олифы, в процессе образования пленки при присоединении кислорода и укрупнении молекул не теряют, а увеличивают свой вес. Таким образом происходит не высыхание, а химическое пленкообразование. Следовательно, термин «высыхание» будет применяться в данном случае условно.

В масляной живописи в качестве основного компонента связующих масляных красок и в составе эмульсий темперных (казеиново-масляных и других) красок применяются очищенные от примесей, отбелённые и уплотнённые растительные масла (преимущественно льняное, конопляное, ореховое, маковое). Растительные масла также используются для разбавления красок и входят в состав эмульсионных грунтов и масляных лаков. Масла, высыхающие медленно (подсолнечное, соевое и другие), и масла, не образующие плёнок на воздухе (касторовое), применяются в качестве добавок, которые замедляют высыхание красок на холсте (при длительной работе над картиной создавая возможность очищать и переписывать отдельные участки красочного слоя) или палитре, при долговременном хранении красок.

Щелочами растительные масла омыляются, т.е. взаимодействуют с ними образуя соли жирных кислот и многоатомные спирты.

Под действием высоких температур (250—300°С) происходит термический распад растительных масел.

Масла, применяемые в живописи, делятся на две большие группы. К первой относятся так называемые жирные высыхающие масла, получаемые из семян различных растений - льняное, ореховое, маковое и т.п.

Во вторую группу входят масла различного происхождения, не принадлежащие к жирам, носящие название эфирных масел - например лавандовое масло.

Жирные высыхающие масла способны обращаться на воздухе в твердые эластичные вещества, что и дает возможность пользоваться ими как связующими веществами красок в масляной живописи.

Все растительные жирные масла могут быть подразделены на высыхающие, полувысыхающие и невысыхающие.

К высыхающим маслам относятся: льняное, ореховое, маковое, конопляное, масло семян белой акации, масло сосновых и еловых семян, бузины, тунговое и др.

К полувысыхающим относятся: хлопковое, маисовое (кукурузное), рапсовое, сезамное, подсолнечное, масло семян липового дерева и др.

К невысыхающим относятся – касторовое, миндальное, оливковое, кокосовое, пальмовое, фисташковое и многие др.

Окисление масла происходит, в первую очередь, в результате присодинения кислорода воздуха по месту двойных связей. При этом происходит разрыв двойной связи и присоединение кислорода, в результате чего образуется неустойчивое соединение – перекись. Перекиси переходят в активные радикалы – инициаторы полимеризации, в результате чего образуется твердая полимерная пленка.

Однако процесс полимеризации может происходить и без участия кислородных перекисных мостиков – за счет соединения молекул масла в результате раскрытия двойных связей.

В результате полимеризации размеры молекул увеличиваются и масло становится все более плотным. Пленка, как правило, затвердевает сначала с внешней стороны, а затем по всей толщине.

Наряду с числом функциональных групп в молекуле масла на скорость протекания окислительно-полимеризационных процессов оказывают влияние такие факторы, как температура, свет, катализаторы, толщина красочного слоя и т.д.

При отверждении пленки некоторых масел (льняное) постепенно желтеют образуя линоксин.

Имеется ряд красок, процесс пленкообразования которых, происходит очень медленно даже в тонком слое. К таким краскам относятся, в частности, крапплаки и сажа. Наряду с этим есть краски, которые, наоборот, затвердевают очень быстро. К ним относятся свинцовые и цинковые белила, сепия, ультрамарин и другие.

Пленкообразование значительно ускоряется добавлением сиккативов, которые в красках играют роль катализаторов процесса окисления и полимеризации высыхающих масел и олиф. Введение сиккатива, например в льняное масло, ускоряет процесс образования пленки, пленка образуется в течение 5-6 часов вместо 5-7 суток. Все сиккативы в своем составе содержат сиккативный металл в виде органических солей. К таким металлам относятся, в порядке убывания активности: кобальт, марганец, свинец, хром, цинк и кальций. Обычно пользуются смесью сиккативных металлов – свинцово-марганцовые, марганцово-свинцово-кальциевые и т.п., так как в этих случаях их активность повышается. Сиккативы действуют направленно. Так, например, кобальтовый сиккатив ускоряет процесс образования пленки сверху вовнутрь, а свинцовый – к поверхности слоя краски.

Разработаны полиметаллические жидкие сиккативы на основе 2-этилгексановой кислоты (октаноатные сиккативы). Они представляют собой смеси монометаллических сиккативов в органических растворителях, соответствующими пропорциями. Расход предлагаемых сиккативов на лак и эмаль – 30-40% от рецептурных количеств традиционных сиккативов. Стабилизированные смесевые сиккативы могут устранить несколько проблем, характерных для монометальных сиккативов, например, гелеобразование, нестабильность при хранении, ухудшение качества высыхания.

При работе с сиккативами следует учитывать следующие моменты:

1. Определенные органические красители и неорганические пигменты сорбируют на своей поверхности при хранении такие сиккативы как кобальт, в следствии чего, снижатся эффективность высыхания.

2. Ряд сиккативов, таких как цинковый или кальциевый, действуют кроме всего прочего как диспергаторы на стадии диспергирования, в результате чего применяемый сиккатив блокирует поверхность пигмента, оставляя активный сиккатив в растворе.

Существуют и замедлители полимеризации масел – в частности, соединения ртути – киноварь HgS, сажа, крапплак.

Из масел для живописных красок наиболее употребимо льняное масло.

Льняное масло добывается из семян льна, причем качество масла в значительной мере зависит от места возделывания льна, зрелости и чистоты семян.

Льняное относится к быстро высыхающим маслам, так как легко полимеризуется в присутствии кислорода воздуха («высыхает»). Эта способность обусловлена высоким содержанием ненасыщенных жирных кислот (в %): 15—30 линолевой (С17Н31СООН), 44—61 линоленовой (С17Н29СООН) и 13—29 олеиновой (С17Н33СООН). Содержание насыщенных кислот 9—11%. Из льняного масла приготавливают быстросохнущие лаки, олифы, жидкие сиккативы. Оно применяется для получения масляных красок, используемых в живописи.

Масло, выжатое без нагревания семян, светлое и имеет золотисто-желтый цвет; при горячем же прессовании получается значительно более окрашенное масло, нередко коричневого цвета с характерным запахом.

Свежее масло, полученное холодным прессованием, лишено запаха, который проявляется в нем позднее.

Общее количество ненасыщенных кислот в льняном масле более 80%, что определяет его быстрое высыхание.

Свежевыжатое холодным путем льняное масло в тонком слое через некоторое время застывает во всей своей толще. Толстые слои масла при этом покрываются с поверхности пленкой, под которой продолжается окислительно-полимеризационный процесс, приводящий к образованию морщин.

Зимой льняное масло высыхает за 11-12 дней, летом - за 3-6 дней.

Свежее масло содержит слизь (белковые вещества) и воду (до 0,3%), что не сказывается на прозрачности масла. Эти примеси удаляют.

Льняное масло легко растворяется в предельных, ароматических и хлорированных углеводородах, в эфирах и кетонах, скипидаре. В этаноле льняное масло растворяется слабо: 1 часть в 5 частях кипящего или в 40 частях холодного спирта. Масло, долго хранившееся в открытом сосуде, и загустевшее приобретает большую растворимость в спирте. Такой раствор добавляют к спиртовым лакам для придания им эластичности.

При Т= -6°С масло становится мутным, при -16°С становится очень густым, а при -20°С вполне застывает до твердого.

Цвет льняному маслу придают четыре пигмента, близких по химической природе - желтый ксантофил, желтый и синий хлорофилл и красный эритрофилл. В зависимости от соотношения этих красителей цвет масла меняется от светло-желтого до темно-коричневого. Красители разрушаются светом и восстанавливаются в темноте.

Масляная живопись прошедших веков выполнена, главным образом, на льняном масле, этим, в значительной мере, объясняется ее прекрасная сохранность.

Серьезным недостатком льняного масла является его способность темнеть. Высохшая в темноте льняная олифа приобретает цвет до красно-коричневого. Тоже происходит и с живописью, исполненной на льняном масле и хранящейся в первый период ее высыхания в темноте и в сырости. Под действием прямых солнечных лучей снова возвращается прежний светлый тон, который в тени снова может быть утерян. Старые мастера, писавшие на льняном масле, просушивали всю свежую живопись, во избежания пожелтения и потемнения на солнечном свету.

Для использования в живописных лаках и красках льняное масло отбеливают:

а) Отбелка производится при помощи нагревания, для чего сырое масло в течение 30 минут держат при температуре 275° C. Чем быстрее производится такое нагревание, тем быстрее и совершеннее будет происходить свертывание белковых веществ. Это свертывание лучше всего происходит при температуре 275°-310° C. Но, несмотря на все вышесказанное, лучше производить нагревание масла медленно, пока не прекратится вспенивание. После нагревания масло оставляют охлаждаться, причем осадок, имеющий светло-коричневую окраску, опадает на дно. Тогда масло можно слить или профильтровать. Если нагревание производится в железной емкости, то масло приобретает красноватую окраску наподобие окраски олифы; если же нагревают его в алюминиевой емкости, то в результате получается светлое желто-янтарного цвета масло.

б) Смесь равных частей сырого масла и горячей воды пропускают в пар в течение 1-2 час. После этого маслу дают отстояться. Тогда вода соберется на дне сосуда, прозрачное масло всплывет наверх, а осадок займет среднее положение между водой и маслом. Через 5 дней прозрачный слой масла спускают в котел и нагревают в течение 2 часов до 110° C., чтобы удалить оставшуюся воду. Рекомендуется перед пропусканием пара прибавлять к смеси масла и воды 1% серной кислоты. Этим способом производится одновременно и отбелка масла, которое, кроме того, гораздо быстрее осветляется. В смесь можно прибавлять коалин или тяжелый шпат (сернокислый барий), которые увлекут на дно осадок и сократят, таким образом, время отбелки. Осадок этот можно употреблять на приготовление замазки. Масло, обработанное по этому способу, имеет очень светлую окраску.

в) Взбалтывают 250 льняного масла в стеклянной колбе с раствором 5 в.ч. марганцовокислого калия на 125 в.ч. воды, оставляют стоять в течение 24 часов в теплом месте и затем прибавляют 7,5 в.ч. измельченного сернисто-кислого натрия, а после полного растворения 10 в.ч. соляной кислоты. После того как смесь при хорошем помешивании обесцветится, масло промывают водой, к которой прибавлено немного мела, до тех пор, пока реакция стекающей воды не перестанет быть кислой; для освобождения же от воды масло фильтруют через безводную глауберову соль.

Пленки масел группы льняного после высыхания (~ 200 лет) становятся нерастворимыми (только набухают) и неплавкими, что указывает на протекание сложных процессов полимеризации с образованием трехмерной сетки.

В качестве модифицирующей добавки к льняному маслу иногда применяется маковое.

Маковое масло добывается прессованием семян мака. При холодном прессовании светлых семян мака получается почти бесцветное масло лишенное запаха. Масло, получаемое из других сортов семян, имеет темную окраску и представляет низший сорт макового масла.

При высыхании макового масла поверхность его пленки не сморщивается, что так характерно для льняного масла, зато пленка эта, достаточно просохшая, часто размягчается в тени и становится липкой.

Пленки масел группы макового при нагревании плавятся, иногда они размягчаются и без нагревания. Эти пленки растворимы. Масла типа макового используют в смеси с активными маслами – тунговым, льняным, где они играют роль пластификаторов.

Хранить маковое масло рекмендуется без доступа воздуха.

Маковое масло застывает на холоду при более высокой температуре (-15°С), чем льняное масло (-20°С).

На основе высыхающих и полувысыхающих растительных малел приготовляются масляные лаки.

Масляные лаки - растворы продуктов совмещения растительных масел и природных или синтетических смол в органических растворителях. Существуют жирные лаки, которые содержат масла от 1,5 до 2,5 частей на 1 часть смолы. Они более стойки к атмосферным воздействиям, чем тощие лаки. Полужирные лаки содержат обычно равные количества масла и смолы.

Масляные лаки приготовляют из рафинированных и полимеризованных до заданной вязкости масел с достаточно высокой способностью к полимеризации с образованием пленок. Из природных смол применяют канифоль, реже - янтарь, копалы. Из синтетических смол применяют - фенолоальдегидные, различные продукты их модификации и др. Некоторые масляные лаки изготовляют с применением природных и искусственных битумов. Растворителями для масляных лаков служат уайт-спирит, сольвент-нафта, бензин, скипидар, ксилол. Кроме основных компонентов, в состав лаков входят ускорители высыхания (сиккативы) - соли кобальта, марганца, свинца, а также некоторые др. вспомогательные добавки. Масляные лаки получают различными способами: в одних случаях сначала плавят смолу, добавляют в расплав масло и уваривают смесь до заданной вязкости, в других - вводят смолу в нагретое масло. В полученную этими способами, так называемую лаковую основу, при необходимости, добавляют растворитель и сиккатив. Промышленные отечественные сиккативы используются только для красок темных тонов, т.к. они темно-коричневого цвета. Качественные отечественные и импортные сиккативы светлые, но они джороги и не всегда доступны.

Среди всех художественных красок масляные краски содержат наибольшее количество пигмента: от 20% в прозрачных до 80% в укрывистых системах. Для пигментирования художественных масляных красок используют как неорганические, так и органические пигменты.

Для разбавления живописных масляных лаков и красок рекомендуется использовать пинен (очищенный скипидар), при окислении которого образуются перекиси, что, в свою очередь ускоряют высыхание масляных лакокрасочных материалов.

Художественные масляные краски часто используются в процессе живописи в виде смесей. Смешение некоторых красок, приводит часто, при воздействии солнечных лучей, к тем или иным изменениям цвета, а иногда и к разрушению красочного слоя.

Масляные эскизные краски – это пастообразные суспензии неорганических и органических пигментов и наполнителей в связующем, содержащем обработанное льняное масло и вещества, регулирующие консистенцию и продолжительность высыхания. Краски предназначены для эскизных и декоративно-живописных работ. По основным свойствам близки к художественным масляным краскам, однако, обладают более низкой светостойкостью и большей длительностью высыхания.

Масляные живописные краски выпускают в виде густотертых паст. Для доведения красок до рабочей консистенции, а также для грунтования различных поверхностей применяют синтетические, комбинированные или натуральные олифы. Натуральные олифы, большей частью, изготовляются на основе подсолнечного (или соевого) масла. В качестве модифицирующих добавок используются природные и синтетические смолы, сиккативы и др.

Подсолнечное масло, масло растительное жирное, получаемое из семян подсолнечника. Сырое подсолнечное масло рафинируется очищается, отстаивается и фильтруется. Плотность при 10°С 920—927 кг/м3, температура застывания от —16 до —19 °С.

Масляные краски наносят кистью; они медленно высыхают, пленки их мягкие и приобретают твердость и максимум своих физико-механических свойств через 15-20 суток. Обладают средней водостойкостью и разрушаются от действия щелочей. С применением горячей сушки (80-100°С) качество покрытия резко улучшается.

В качестве разбавителя для живописных масляных красок лучше применять очищенный скипидар (пинен), т.к. он окисляется кислородом воздуха с образованием перекисей, которые ускоряют «высыхание» масла.

Под масляные краски по холсту или бумаге применяются масляные, клеевые или масляно-клеевые грунтовки (см. «грунтовки для живописи»).

Акварельные краски являются разновидностью клеевых. Акварельные краски наносят на бумагу. Название "акварель" происходит от латинского слова "аква" - вода, так как вода является разбавителем для этого вида красок. Акварельные краски характеризуются высокой прозрачностью.

Связующим акварельных красок являются растительные прозрачные клеи (камеди) – гуммиарабик, вишневый клей, животные клеи и декстрин, легко растворимые водой. После высыхания на бумаге они не должны стираться легким нажатием ватного тампона и должны быть устойчивыми к солнечному вету.

Старые акварельные краски часто изготовлялись на основе животного клея или картофельного крахмала, растворимых в холодной воде.

Акварельные краски содержат пластификаторы, такие как глицерин, вишневый клей и мед (или леденцовый сахар), которые придают красочным пленкам эластичность. Глицерин удерживает влагу, не дает краскам пересыхать и становиться хрупкими. В акварельные краски вводится и поверхностно-активное вещество - бычья желчь, позволяющая легко разносить краску по бумаге, так как желчь препятствует скатыванию красок в капли. Для предотвращения разрушения красок плесенью в них вводится антисептик - фенол.

Акварель - единственный вид красок, отличающийся особой прозрачностью, чистотой и яркостью цвета. Это достигается не только чистотой применяемых материалов, но и высокой дисперсностью пигментов, получаемой специальным перетиранием порошков. В тех случаях, когда необходима непрозрачность, матовость красок, пользуются смесью акварельных красок с соответствующими гуашевыми. Для придания матовости к краскам можно добавить мыльный раствор.

Чтобы акварельные краски меньше размывались в них иногда добавляют воск и копалы.

Для пигментирования акварельных красок применяют как неорганические, так и органические пигменты, отличающиеся высокой дисперсностью. Лессирующие свойства акварельных красок обусловлены, в первую очередь очень тонким размолом пигментов, т.к. при размере частиц меньше половины длины световой волны, т.е. менее 300 нм, пигмент становится прозрачен. Кроме того иногда подбирают пигменты близкие по углу преломления к связующему веществу, что, опять же создает лессирующий эффект. Чаще выбираются лессирующие или полулессирующие пигменты. Наполнители, несущие какие-либо специальные функции в акварельных красках не используются. Акварельные краски на основе неорганических пигментов, кроме кадмия лимонного и желтого светлого, умбры ухоловской, ультрамарина и технического углерода светостойкие; на основе органических пигментов – мало светостойкие. Используются в живописи по бумажной основе и в яичной темпере для приплеска (лессировки). Грунтования под акварельные краски не требуется.

 

Гуашевые краски готовят на водорастворимом связующем – декстрине (иногда используются гуммиарабик или камеди). Краски укрывисты, их наносят на бумагу, картон, на грунтованный (не размываемый) холст, ткань, фанеру. Гуашь - краска непрозрачная, плотная; высыхая, она приобретает матовую бархатистость. Пленка размывается водой. Гуашь состоит из тонко перетертого пигмента; связующего - гуммиарабика, фруктовой камеди, декстрина; глицерина, служащего пластификатором, поверхностно-активного вещества, представляющего собой препарат животной желчи, ализаринового масла и антисептика-фенола.

Пленки красок на основе частично омыленного поливинилацетата обладают повышенной адгезией, высокой эластичностью и более длительным размыванием по сравнению с красками на основе растительных клеев.

Различие между акварелью и гуашью заключается в том, что гуашь включает в себя меньшее количество связующего и значительное количество пигмента, кроме того, для большей укрывистости многие гуашевые краски содержат белила (свинцовые, цинковые, титановые или баритовые). Это делает высохшую краску несколько белесоватой.

Слой гуашевой краски средней толщины сохнет от 30 минут до 3 часов, в зависимости от температуры и влажности воздуха.

Для пигментирования гуашевых красок применяют неорганические и органические пигменты, обеспечивающие хорошую укрывистость. Кадмий лимонный и желто-палевый, кобальт фиолетовый светлый, ультрамарин и железная лазурь дают средне светостойкие краски, остальные неорганические пигменты светостойкие.

Плакатная гуашь отличается от художественной большей кроющей способностью и цветовой насыщенностью. Это достигается заменой цинковых белил каолином, меньше разбеливающим краску и делающим ее более насыщенной.

Для декоративных и оформительских работ выпускаются флуоресцирующие гуашевые краски. Они представляют собой суспензию флуоресцентных пигментов, где связующим являются клеи с добавкой пластификаторов и антисептика (пигменты-растворы красителей и люминофоров в органических конденсационных смолах). Эти краски обладают способностью флуоресцировать под действием ультрафиолетовых и видимых фиолетовых, синих и зеленых лучей. В результате отраженный и испускаемый пигментом свет содержит желтых, оранжевых и красных лучей значительно больше, чем их есть в падающем дневном свете, за счет чего яркость и насыщенность красок увеличивается в два-три раза. Флуоресцентная гуашь обладает свойством при искусственном освещении - облучение ультрафиолетовыми лучами - усиливать свою яркость, это используется при декорационных эффектах в темноте. Гуашевые флуоресцентные краски можно разбавлять водой. Эти краски имеют низкую кроющую способность, поэтому рекомендуется наносить их на белую подложку - белый грунт, бумагу и т.п., что делает их более яркими, при этом краски следует наносить тонким слоем. При применении тонированных подложек следует применять специальный грунт - белую краску, которая входит в ассортимент этого вида гуаши. Флуоресцентная гуашь не водостойка, поэтому применять ее вне помещений не рекомендуется. При смешивании флуоресцентной гуаши с обычной яркость краски резко снижается.

Гуашевые плакатные и акварельные школьно-оформительские краски предназначены в основном для выполнения различных оформительских, рекламных, ученических и др. работ временного характера. Эти краски принадлежат к совершенно иной категории материалов, чем художественные краски для живописных работ.

Плакатные краски должны обладать ярким цветом и легкостью применения. Светостойкость для этих красок не имеет большого значения, поэтому для их изготовления применяют, как правило, органические нетоксичные пигменты с высокой красящей способностью, что позволяет вводить в краску значительные количества (до 95%) наполнителей для снижения себестоимости.

 

Темперные краски – тонкодиспергированные пастообразные суспензии неорганических и/или органических пигментов в связующем веществе. Темпера (итальянское - tempera, от temperare — смешивать краски) - живопись красками, связующим веществом в которых являются эмульсии из воды и яичного желтка, а также из разведённого на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом (или с маслом и лаком).

Краски для живописи, основу связующего которых составляет содержимое куриного яйца (белок и желток или только желток) называются яичной темперой. Эта краска применяется в настенной живописи, желтковая — в станковой (иконописи). Яичный желток является эмульсией, куда входят: альбумин (склеивает) и ветелин, яичное масло (связующее), лецитин (эмульгатор), минеральные вещества и др. Он способен эмульгировать с маслами, лаками и водой. Альбумин желтка при нанесении на поверхность высыхает и создает стойкий, прозрачный слой. Связующее желтковой темперы составляется из желтка, освобожденного от пленки, разбавленного слабой органической кислотой (хлебным квасом, пивом, свежим молодым вином, слабым раствором уксуса и т. п.) и водой. В русской иконописи традиционный разбавитель желтка — хлебный квас.

Особенностью темперных красок является изменение их тона по мере высыхания.

Изначально самым простым способом работы с темперой было нанесение краски на сухую поверхность - техника, которая иногда называется сухая фреска. В более поздние периоды темперу стали наносить на еще влажный грунт, что требует гораздо большего умения от художника. Этот метод известен, как непосредственно фреска. Часто произведения рисовались в стиле фрески, а ретушировались в стиле сухой фрески.

Темпера, известная уже в Древнем Египте, в средние века стала основной техникой станковой живописи, а иногда использовалась и для росписи зданий. Средневековые иконописцы писали темперой на загрунтованных досках и покрывали оконченную живопись слоем олифы или масляного лака. С XV в. в Западной Европе (а в России с XVIII в.) темпера вытесняется масляной живописью. В конце XIX—XX вв. темпера вновь широко применяется для станковых и декоративно-прикладных работ. Современные картины, написанные темперой, не покрывают лаком, и поэтому они имеют бархатистую матовую фактуру. Цвет и тон в произведениях, написанных темперой, проявляют несравненно большую стойкость к внешним воздействиям и дольше сохраняют первоначальную свежесть по сравнению с красками масляной живописи.

В зависимости от веществ, образующих эмульсию, темпера делится на масляно-казеиновую, казеиновую, желтковую, яичную, поливинилацетатную, лаково-масляную и др. Темперу иногда комбинируют с другими красками (масло, гуашь, пастель и т.п.). Связующим в них являются естественные, искусственные или синтетические эмульсии. Из естественных эмульсий употребляют куриное яйцо или только желток, к которому часто прибавляют высыхающее масло или лак. Искусственную эмульсию получают эмульгированием высыхающего масла или лака в клеевом растворе. Клеем может служить гуммиарабик, вишневая камедь или казеин. Синтетические эмульсии (дисперсии) получают в результате эмульсионной полимеризации акрилатов, винилацетата или др. мономеров. Темперные краски на основе казеино-масляной эмульсии и водных дисперсий полимеров разбавляют водой; после высыхания они образуют несмываемую водой пленку.

Яичная темпера предназначена для живописи по тонкой подложке, казеино-масляная – для живописных и декоративно-оформительских работ по бумаге и грунтованному холсту; поливинилацетатная и акриловая – для станковой, декоративной и монументальной живописи по различным пористым подложкам: бумаге, холсту, (в том числе грунтованному), картону, дереву, бетону. Пигментирование казеино-масляной темперы осуществляется светостойкими и среднесветостойкими органическими и минеральными пигментами.

Темперные краски после высыхания нерастворимы. Их применяют в основном для живописи по дереву, т.к. для холста они недостаточно эластичны.

При приготовлении темперы обязательным является добаление антисептика.

Сейчас выпускается искуственная темпера на основе эмульсии поливинилацетата. Это быстровысыхающая краска (1-2 часа в лессировочных (тонких, прозрачных) слоях и 3-4 часа в корпусных).

Связующее темперы ПВА состоит из водной эмульсии, синтетической поливинилацетатной смолы с добавлением стабилизаторов и структурирующих веществ. Эти краски разводятся водой, они эластичнее и прочнее казеиново-масляной темперы. Отличительная особенность темперы ПВА - с течением времени она совершенно не желтеет. К недостаткам ее можно отнести невозможность использования с другими водорастворимыми красками, так как составленные с ней смеси плохо разносятся по основанию, а краски при этом створаживаются. Основанием для работы поливинилацетатной темперой служат различные материалы: бумага, картон, дерево, бетон, стекло, штукатурка, линолеум и ряд других. Этим и объясняется ее популярность, особенно в декоративно-прикладном и оформительском искусстве.

В процессе высыхания поливинилацетатная темпера изменяет свой цвет и тон. Слегка светлеют: окись хрома и окись жженая; значительно светлеют: кобальт синий и охра; слегка темнеют (с последующим частичным высветлением): кадмий желтый и красный, охра светлая и сиена жженая; заметнее темнеют: английская красная, капутмортуум, умбра жженая, краплак красный; сильно темнеют: сиена натуральная, изумрудно-зеленая и ультрамарин в корпусном слое.

При высыхании темпера ПВА приобретает матовость, цвета при этом немного приглушенные. Для придания звучности и насыщенности цвету темперу ПВА покрывают, так же как и казеиново-масляную, одним из покрывных лаков, разведенных пиненом в соотношении 1:1, однако это приводит к некоторому потемнению работы. Хранить краски следует при комнатной температуре и не ниже 0°С.

Клеевые краски - суспензии неорганических и органических пигментов в водных растворах плёнкообразующих веществ - эфиров целлюлозы, поливинилового спирта, крахмала, казеина, клеев животного происхождения. Кроме пигмента и плёнкообразующего (содержание последнего в клеевых красках 3-6%), в состав клеевых красок входят наполнители - мел, тальк, каолин, гипс и др.

Клеевые краски (в стандартном их понимании) готовят, чаще всего, непосредственно перед употреблением путем смешивания клея (водного раствора связующего вещества) с пигментной пастой (концентрированной водной суспензией пигмента). Наносят клеевые краски с помощью кисти, валика или методом распыления на бетонные, кирпичные, оштукатуренные или деревянные поверхности, предварительно покрытые слоем грунтовки, например на основе медного или цинкового купороса, алюминиевых квасцов. Клеевые краски образуют пористые, в большинстве случаев неводостойкие покрытия с хорошими декоративными свойствами (матовое или с шелковым блеском). В отличие от покрытий на основе масляных и эмалевых красок, покрытия на основе клеевых красок не препятствуют испарению влаги из окрашиваемого объекта, например из непросохшей штукатурки, т.е. эти краски не только быстро сохнут, но и образуют паропроницаемые покрытия. Клеевые краски применяют главным образом для декоративной отделки помещений.

Одними из клеевых красок являются декстриновые и казеиновые. В красках декстриновых пленкообразователем является декстрин – полимер, получаемый из крахмала, а в красках казеиновых – казеин – молочный белок. Атмосферо- и водостойкие казеиновые краски используют для отделки фасадов бетонных, кирпичных и оштукатуренных зданий, а также для получения моющихся покрытий. В казеиновых красках вода является не только разбавителем, но и структурообразующим компонентом.

К клеевым краскам, в широком их понимании, можно отнести темперу, гуашь, акварель, тушь и некоторые др.

 

Известковые краски. Являются самыми простыми и дешевыми. Они представляют собой обыкновенное известковое молоко, т. е. взвесь частиц гашеной извести в воде. Не являются водостойкими, сильно пачкают (мелят), обладают низкой укрывистостью, могут использоваться только со щелочестойкими пигментами. Для повышения укрывистости часто в них добавляется мел.

 

Декоративные краски. К декоративным краскам относятся:

1. Эмали "Муар", образующие после сушки морщинистый рисунок. В качестве пленкообразующего содержат алкидные смолы и тунговое (ойтисиковое, реже льняное) масло.

2. Молотковые эмали, образующие рисунок, напоминающий вмятины от работы молотком. Их готовят на основе меламиноформальдегидной смолы, совмещенной с алкидной, с добавлением алюминиевой пудры и кремнийорганической жидкости.

3. Трескающиеся эмали, образующие рисунок наподобие крокодиловой кожи. При нанесении на поверхность грунта эмаль в процессе высыхания растрескивается, и в местах трещин становятся видными прожилки грунта. Грунт и эмали готовят на основе нитроцеллюлозы.

4. Эмали с металлическим блеском. Создают эффект металлизированной поверхности (под серебро, золото, бронзу и др.) Их изготовляют на основе различных пленкообразователей с добавлением алюминиевого, бронзового или др. металлического порошка, а также на основе пигментов, таких как графит, перламутр, слюда и т.п.

 

Светящиеся краски обладают способностью к люминесценции (холодному свечению). С этой целью в лаки вводят люминофоры - вещества, способные к свечению. Различают флуоресцирующие и фосфоресцирующие краски. Флуоресцирующие акриловые краски содержат специально приготовленные органические красители. Пленка такой краски обладает большой яркостью свечения при освещении её УФ-лучами. Применяются для наземного и воздушного транспорта, в рекламе и т.п.

Фосфоресцирующие краски существуют двух видов:

1. постоянного действия, содержащие радиоактивные вещества и не требующие источника световой энергии;

2. временного действия, содержащие сульфиды цинка, кадмия, кальция с добавками солей меди и серебра (активаторы). Такие краски для свечения требуют предварительного возбуждения дневным светом.

Первые имеют специальное назначение и применяются, например, для обозначения цифр и знаков на часах и приборах. Вторые - в качестве декоративных.

 

Термочувствительные (термоиндикаторные) краски служат для контроля температуры на поверхности окрашенного изделия. Применяются в виде пастообразных карандашей или в виде красок, где в качестве связующего применены лаки (растворы смол:







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 747. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия