Студопедия — Отражение
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Отражение






Отражение — основная характеристика познания и сознания с точки зрения философии диалектического материализма. Познание и сознание понимаются в рамках этой концепции в качестве отражения, воспроизве­дения характеристик предметов, существующих объективно — реально, независимо от сознания субъекта.

Понимание познания как отражения было формулировано В. И. Ле­ниным в работе «Материализм и эмпириокритицизм» в связи с критикой теоретико-познавательного феноменализма Э. Маха, Р. Авенариуса и их русских последователей (при этом В. И. Ленин ссылается на использо­вание этого термина Ф. Энгельсом (Ленин, 1957)). В 30-е гг. XX века в советской философии идеи В. И. Ленина относительно познания как отражения, а также отражения как свойства всей материи были догма­тизированы и идеологизированы и получили наименование «ленинской теории отражения». Последняя была истолкована как единственно воз­можное понимание познания и сознания. Большую роль в этой догма-тизации сыграла вышедшая в это время книга болгарского философа-марксиста Т.Павлова (Павлов, 1949), жившего в СССР.

В действительности, высказывания В. И. Ленина об отражении не со­ставляют единой и последовательной концепции и допускают разную интерпретацию. Сам В. И.Ленин не отдавал себе отчета в тех трудностях, которые возникают в связи с трактовкой познания как отражения.

1. В ряде мест своей работы «Материализм и эмпириокритицизм»
он подчеркивает непосредственную данность сознанию познаваемого
предмета (материя, например, определяется как объективная реальность,
«данная нам в ощущении»). Такой тезис означает принятие теоретико-по­
знавательного реализма в его презентационистской версии — концепции,
которая в начале XX века и в более поздние годы разрабатывалась рядом
философов (в частности, англо-американскими неореалистами (The New
Realism, 1912), русским философом Н. Лосским (Лосский, 1991) и др.).
Но презентационистский реализм несовместим с признанием существо­
вания посредников в процессе получения знания — следов, образов,
копий и т. д. Между тем, по В. И. Ленину, субъект получает знания о ре­
альных предметах только с помощью образов как неких самостоятельных
образований.

2. Поэтому возможна иная интерпретация понятия отражения
у В. И. Ленина — в качестве соответствия идеального предмета (образа)
реальному оригиналу. В. И. Ленин много раз уподобляет образ отпечат­
ку, картине, копии предмета. В этой интерпретации отражение может
понято как позиция теоретико-познавательного реализма в его репрезен-
тационистской версии — позиции, весьма влиятельной в современной



Часть II. Проблемы и принципы эпистемологии


Отражение



 


литературе по теории познания (критический реализм (Рассел, 1957; Popper, 1972)), когнитивной науке (проблема репрезентации (Dennett, 1987 а)) и философии науки (в последнем случае в виде так назы­ваемого научного реализма (Бунге, 1975; Sellars, 1963; Bhaskar, 1978; Harre, 1986)).

Первая интерпретация теории отражения не получила широкого рас­пространения в советской философской литературе, хотя развивавшаяся Э. В. Ильенковым (Ильенков, 1960) и некоторыми другими авторами идея о тождестве бытия и мышления (осужденная официальной советской фи­лософией в качестве еретического отступления от марксизма) близка именно этому пониманию.

Зато вторая интерпретация получила широкое распространение. От­ражение было истолковано как изоморфное или гомоморфное соответ­ствие образа предмету. Такое понимание открыло возможность для широ­кого использования при исследования проблематики отражения данных и идей теории информации, кибернетики, семиотики, теории модели­рования и др. дисциплин. В определенной степени эти исследования предвосхитили современное обсуждение проблемы репрезентации в рам­ках когнитивной науки. Одновременно изучались особенности отражения «как всеобщего свойства материи» с опорой на теорию информации и те­орию систем и в связи с процессами биологической эволюции. Подобное истолкование отражения по сути дела не противоречило пониманию от­ношения ощущения к реальности как отношению знака к оригиналу, т. е. той самой «теории иероглифов» Г. Гельмгольца, которую В. И. Ленин осудил как отступление от теории отражения и которая, естественно, официально не могла приниматься в советской философии.

В рамках изучения отражения советскими философами и психолога­ми (в частности, С. Л. Рубинштейном (Рубинштейн, 1957), А. Н.Леонтье­вым (Леонтьев, 1979), Э. В. Ильенковым (Ильенков, 1974), В. П. Зинченко (Вергилес, Зинченко, 1967), В. С. Тюхтиным (Тюхтин, 1972), А.М.Кор­шуновым (Коршунов, 1968) и др.) были получены результаты, которые при соответствующей интерпретации могут быть использованы в совре­менных исследованиях. Вместе с тем теория отражения сталкивается с рядом трудностей.

1. Ряд из них относится к теоретико-познавательному реализму в це­лом. Если понимать познание как репрезентацию, то возникает ряд про­блем. Во-первых, не ясно, кто может воспринимать эти репрезентации (для теории отражения они выступают как образы). В случае обычного восприятия предметов реального мира субъект использует свои органы чувств, доставляющие ему сенсорную информацию. Однако как можно воспринимать «внутренние предметы» (образы), обитающие только в ми­ре сознания? Какие органы чувств можно использовать в этом случае? И кому принадлежат эти органы? Современные сторонники теорети­ко-познавательного реализма (в частности, Дж. Гибсон (Гибсон, 1988), X. Патнэм (Putnam, 1990), в нашей литературе Э. В. Ильенков (Ильенков,


1974) и др.) находят выход из этой трудности, предлагая новое понимание восприятия, представления, интенциональности как отношения сознания к внешнему ему предмету. Во-вторых, не вполне очевидно, как можно совместить тезис теоретико-познавательного реализма с фактом куль­турно-исторической обусловленности норм и идеалов познания вообще и научного познания в частности. Между тем, культурно-исторический подход к пониманию познания весьма влиятелен в современной мировой философии и получил оригинальную реализацию в работах отечественных авторов, исходивших из ряда идей К. Маркса. В принципе и эта труд­ность преодолима, как показывают, например, работы Р. Харре (Нагге, 1986), X. Патнэма (Putnam, 1990), а в нашей литературе Э. В. Ильенкова (Ильенков, 1962), В. А. Лекторского (Лекторский, 1980) и др.

2. Сам термин отражение является весьма неудачным, ибо вызыва­
ет представление о познании как о следствии причинного воздействия
реального предмета на пассивно воспринимающего это воздействие субъ­
екта. В действительности, познание даже на уровне восприятия — это
активный процесс сбора информации о внешнем мире, предполагаю­
щий использование перцептивных гипотез, когнитивных карт, некоторые
из которых могут быть врожденными. В процессе мышления применяют­
ся разнообразные знаковые средства. Познание может относиться к тем
предметам, которых еще нет (познание будущего) или которых уже нет
(познание прошлого). Следует заметить, что отечественные авторы, раз­
рабатывавшие проблематику теории отражения, понимали познание как
активный процесс и в большинстве случаев вкладывали в термин отра­
жение такое содержание, которое позволяло преодолеть механистические
ассоциации, связанные с этим термином.

3. Сами исходные положения теории отражения, сформулированные
В. И. Лениным, как уже сказано, являются противоречивыми и допускают
разное понимание. Хотя отечественные авторы, исследовавшие данную
тематику, в ряде случаев давали на практике свою интерпретацию этих
идей, по сути дела отходящую от ленинских формулировок, официально
отказаться от последних в советские годы было невозможно. В частности,
в отечественной философской литературе было распространено некрити­
ческое принятие положения В. И. Ленина об ощущении как «субъективном
образе объективного мира» (в действительности, даже если принять тезис
о существовании ощущений, в чем сегодня сомневаются многие филосо­
фы и психологи, ощущение не может рассматриваться как знание, а зна­
чит, как образ). Догматизация «ленинской теории отражения» затрудняла
исследование ряда проблем теории познания, в том числе и потому, что
не позволяла сопоставлять это понимание познания с другими теоретико-
познавательными концепциями: феноменализмом, инструментализмом,
трансцендентализмом и т.д. (Ойзерман, 1994; Ойзерман, 2000).

Реальное содержание исследований познания как отражения, осу­ществленных в отечественной философии, можно более адекватно ин­терпретировать в понятиях теоретико-познавательного реализма (в его









Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 309. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия