Студопедия — Характеристики составных частей слова философия
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Характеристики составных частей слова философия






Филия (philia) – любовь.

Для обозначения любви в греческом языке существуют разные поня-

тия, в то же время одно понятие, может иметь ряд смысловых оттенков.

Агапе (agapē) – любовь – жалость, жертвенность (братская любовь) [3.

С. 618].

Сторге – привязанность, привычка;

Харис – бескорыстный дар – эта тема развивалась Филоном Алексан-

дрийским (I в. н.э.), он осуществил первую попытку слияния греческой и

иудейской мысли.

7

Эрос – разработка и систематизация разнообразных характеристик

любви дана Платоном в диалогах «Пир», «Федр» и других.

Среди ряда значений для философа важно понимание Эроса как во-

одушевляющего недостатка, в его ностальгии и устремлённости к сверх-

чувственному, божественному, абсолютному.

Платон в этом же ключе рассматривает:

энтузиазм – одержание Божеством;

пафос – состояние страсти, обуревающей истинно – философскую

душу;

экстаз – временное священное безумие, выхождение души из тела, со-

стояние, в котором душа устремляется к божественному, непосредствен-

но (мистически) общается с Божеством [См.: 4. 360-387]. Эта экстатиче-

ская, мистическая природа познания дальнейшую разработку получает у

неоплатоников.

Филия – многоразличное понятие, в интересующем нас смысле близ-

кое к вышеназванному толкованию Эроса. Этимологически филия более

спокойного свойства, выражает дружбу, дружественность, влюбчивость,

расположенность, склонность, интерес.

В понятии филия фиксируется господствующая интенция, то есть

направленность, стремление, целевая и целеполагающая значимость за-

нятий, проникнутых _______высокой любовью к подлинной мудрости.

София (Sophia) – мудрость.

Понятие богатое в смысловом отношении, употреблялось в разных

контекстах, выделим три:

 многоопытность мудрецов (VII–VI в. до н.э.);

 практическая мудрость софистов (V–IV в. до н.э.);

 подлинная, божественная, абсолютная мудрость.

1. Многоопытность мудрецов. Мудрец – (Sophos). В VII–VI в. до

н.э. ряд выдающихся мыслителей и государственных деятелей почита-

лись у эллинов как мудрецы, санкция семи мудрецов выступает ясной и

незабвенной линией эллинского естества, у других народов – святые, у

греков – мудрецы (заметил Фридрих Ницше, XIX век).

В перечнях семи мудрецов по разным спискам числится около двадца-

ти имён. Среди мудрецов – Солон, Биант, Питтак и др. – реже: Фалес

Милетский и Ферекид Сиросский. Двух последних почитают как муд-

рецов и одновременно причисляют к философам, их время – время ста-

новления философии.

В представлениях о семи мудрецах отразилось многообразие пони-

мания софии: это – владение словом в политике, праве, поэзии; – знания

8

научные и технические; – умение обращаться с людьми. Максимы муд-

рецов высекались на камне и ставились в древнегреческих полисах (го-

родах – государствах). В святилище Аполлона (Дельфы) на храме в фор-

ме афоризмов (гном) – воспроизведены лучшие образцы эллинской муд-

рости: «Познай себя!» и «Ничего сверх меры!».

Мудрец – многоопытен. Эта мудрость, хотя и практического свой-

ства, но связана с совершенствованием способности суждения. Так у

Фалеса и Ферекида как философов, теоретический (умозрительный)

интерес даже превышает практическую мудрость, для них важно уяс-

нить последние основания, истину, абсолют. Они вполне обнаруживают

умение выйти за пределы чувственно-воспринимаемого, склонность к

размышлению в поисках первооснов мироздания.

Предмет рефлексии (осмысления, размышлений) Фалеса

природа ( Φύσις /греч./ = физис или фюзис, физика; natura = натура

/римск./). С Фалеса начинается традиция натурфилософии ( по Ари-

стотелю – физиков = физиологов). Их сочинения часто названы – «о

природе». Лукреций (Тит Лукреций Кар 96-55), – представитель древне-

римского атомизма, последователь Левкиппа, Демокрита, Эпикура – пи-

шет в стихах сочинение «De rerum natura» («О природе вещей»). Натур-

философы дают интерпретацию первооснов, первопричин, первосущности

мироздания. Несмотря на то, что в качестве таковых фигурируют вода,

воздух, огонь, земля, некорректно говорить о материализме натурфило-

софов. Эти первосущности – теоретические (= умозрительные) характе-

ристики, названных стихий. Конкретные данности (вода ручейка, реки)

порождены первоначалом (первоводой), оно присутствует (как сущ-

ность, именование «вода», как «первовода») ручейка ли реки ли, росы,

дождя или моря. Кроме того, например, для Фалеса «мир полон Богов».

Взаимосвязь первосущностей и Божественного – столь велика, что Ксе-

нофан и Анаксагор приходят к монистическому пантеизму, отождествле-

нию божественного и природного начал. Лишь начиная с учения Платона

о «второй навигации», (сверхчувственном зрении, зрении ума или умо-

зрении), бессмертная часть души может созерцать в Гиперурании

(Занебесье) – эйдосы, (идеи, /идол, идеал/) и постигать сверхчувствен-

ную, идеальную реальность, недоступную зрению глаз. Фюзис, (физика)

раскрывает в противовес идеальной, доступную ощущениям (зрению

глаз), чувственно постигаемую, материальную реальность.

Предмет рефлексии Ферекида кодифицированная мифоло-

гия Гомера и Гесиода. Ферекид начинает традицию богословствующих

философов (по Аристотелю), реконструкция которой сложна, о ней

почти нет сведений. В переосмыслении мифологии содержится философ-

9

ская интерпретация первооснов, первопричин, первосущности мирозда-

ния, каковой у Ферекида выступает протобожественная сущность Зев-

са – Зас, она является совечной хаосу и преображающей его.

В более поздних учениях обнаруживаются стремления преодолеть

противопоставление разных типов мировоззрений. Младшие натурфило-

софы Эмпедокл (492–432) и Анаксагор (500–428) соединяют идеи Фалеса

и Ферекида [2. С. 124–125].

И если для старших натурфилософов (милетцев) исходным является

первовещество, а для богословствующих философов – первосилы, то

младшие натурфилософы предпринимают попытки соединить первове-

щество и первосилы.

2. Практическая мудрость софистов. Софист – (Sophist; Sophistai).

В V–IV в. до н.э. появились платные учителя мудрости – софисты. Они,

скорее, представители риторической (риторика – искусство красноре-

чия), а не философской культуры. Фигуры софиста и философа при

всех разногласиях были в те времена взаимодополняющими, а иногда и

совпадающими в одном лице.

Софисты признавали относительную необходимость философских

занятий, считали, что философствовать полезно, но в меру. Роль софи-

ста состояла в передаче общей культуры и знаний, с помощью которых

они и их ученики могли бы достичь личной выгоды в делах, успеха в по-

литике. Софисты считали риторику (искусство красноречия) и эристику

(искусство спора) средствами для достижения своих целей.

Попутно в философии софистами сделано немало позитивного.

Это и развитие новых для того времени проблем, тех, что ныне входят в

философию культуры и философскую антропологию, разработка важных

для логики и философии языка тем: логических, риторических, эристи-

ческих, грамматических.

Философы выступали искателями объективного (общезначимого и

общеобязательного) знания, истины, абсолюта. Они рассматривали

риторику как умение самозащиты, отмечали другие её достоинства, но

были далеки от высокой оценки риторики и эристики. Сократ, Платон,

Аристотель и их последователи (именно они составляли философское

противостояние софистам) сочли мудрость софистов неподлинной.

Они осуждали, свойственные софистам сенсуализм, гносеологический

и этический релятивизм, основанный на них скептицизм относительно

признания существования Богов и т.д.

Уже в самом именовании «софист» слышится снижение значения свой-

ственного слову мудрец ( «софос» ). Софист часто комичен, унижен, осмеян_____.

10

Самосознание софиста и философа различно, споры между ними из-

вестны, современники же, даже просвещённые (например, комедиограф

Аристофан), эту разницу позиций по разным причинам не хотят видеть,

или не принимают в расчёт.

3. Подлинная, божественная, абсолютная мудрость.

Подлинная мудрость – достояние Бога. Идеальная мудрость исклю-

чает вариации – нельзя быть более или менее мудрым. София – как под-

линная мудрость выступает здесь в качестве полноты и определённости

истины, знания. Она приобретает значение идеала, трансцендентной

нормы (то есть нормы запредельной чувственно – воспринимаемому).

Это знание сверхчувственное, абсолютное, божественное.

Так у Аристотеля Бог как абсолют недвижим, бездеятелен (движение

свидетельствовало бы о неполноте, обнаруживало недостаток в чём-то,

стремление к чему-то). У Аристотеля Бог – не субъект, а объект любви.

Любовь как субъективная устремлённость обнаружила бы отсутствие

совершенства и самодостаточности.

Абсолютное – это безусловное, совершенное, ни в чём не нуждаю-

щееся, то есть самодостаточное, имеющее основу (и полноту бытия)







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 415. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия