Студопедия — ГЛАВА V ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 6 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГЛАВА V ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 6 страница






Пьер Тейяр

(1881 - 1955)

Тейяр Де Шарден (Teilhard de Chardin) Пьер, французский геолог, палеонтолог и философ. Будучи священником Римско-католической церкви, Тейяр пытался осуществить синтез христианского учения и теории космической эволюции. Его идеи, соединяющие в себе науку, философию и христианский мистицизм, были изложены в посмертно изданных трудах, вызвавших широкий отклик и споры. Мари Жозеф Пьер Тейяр де Шарден, дальний родственник Вольтера, родился 1 мая 1881 в замке Сарсена близ Клермон-Феррана. Окончив иезуитский коллеж в Монже, вступил в орден иезуитов в 1899. С 1901 по 1905 изучал философию и готовился стать священником в иезуитской обители на острове Джерси. В 1905-08 находился в Каире, где преподавал физику и химию и заинтересовался палеонтологией - млекопитающими эпохи эоцена. В 1908 вернулся в Англию, где изучал теологию в Гастингсе. Стал священником в 1911. Затем был направлен в Париж и стажировался в Парижском музее у М. Буля, одного из самых известных палеонтологов того времени. В Первую мировую войну служил во французской армии санитаром-носильщиком.

В 1922 Тейяр получил докторскую степень по палеонтологии в Сорбонне. В 1922-26 преподавал геологию в Католическом институте в Париже, однако его интерпретация первородного греха в применении к эволю-

ции человека была сочтена отклоняющейся от ортодоксального учения, и ему было предписано покинуть стены института и отправиться в Тяньцзинь вместе с Э. Лисаном, выдающимся ученым-палеонтологом, также принадлежавшим к ордену иезуитов. Всю оставшуюся жизнь Тейяр провёл в ссылке, вначале в Китае, а затем в США.

В 1929, участвуя в стратиграфических работах на раскопках в Чжоукоудяне близ Пекина, Тейяр был одним из учёных, обнаруживших синантропа (Homo erectus), и получил широкое признание благодаря анализу этой находки. Ещё большую славу ему и А. Брейлю принесло открытие в 1931 того, что синантроп пользовался примитивными орудиями и огнём.

Во время Второй мировой войны Тейяр продолжал работать в оккупированном японцами Пекине, однако его действия были строго ограничены. В 1946 он вернулся в Париж. Посетил Рим и безуспешно пытался добиться разрешения опубликовать свои философские и теологические сочинения. Тем не менее эссе и лекции Тейяра ходили в списках и оказали значительное влияние на научное сообщество. В 1952 он стал сотрудником Фонда антропологических исследований Уэннера-Грена в Нью-Йорке.

Согласно Тейяру, эволюция - космический, целенаправленный процесс, в ходе которого материя-энергия, составляющая Вселенную, прогрессивно развивается в направлении возрастающей сложности и духовности. Частицы первобытного хаоса находились первоначально в состоянии бесконечного разнообразия. Пройдя последовательные этапы, на которых происходил их синтез, они соединились в такие сложные сущности, как атомы, молекулы, клетки и организмы. Наконец, в человеческом теле нервная система достигла такой степени сложного единства, что возник самосознательный, целеустремленный и морально ответственный разум. Направленность и прогресс очевидны в эволюции материи-энергии, которая привела к образованию Земли и формированию литосферы, превратившейся благодаря эволюции живых существ в биосферу. В свою очередь биосфера, вследствие эволюции разумных существ, стала ноосферой. Тейяр был убежден, что эволюция не закончилась на человеке как индивидууме, но продолжается по мере того, как человечество объединяется в сообщества с возрастающей дифференциацией индивидуальных функций и соответственно увеличивающейся степенью взаимозависимости, - тенденция, необычайно ускоренная современными технологиями. В процессе эволюции Тейяр видел естественное приуготовление к сверхприродному порядку, указанному Богом. Когда в ходе эволюции материя-энергия истощит весь свой потенциал к дальнейшему духовному развитию, конвергенция космического природного порядка и сверхприродного порядка приведет к «парусии», Второму Пришествию Христа, «уникальному и наивысочайшему событию, в котором Историческое соединится с Трансцендентным».

Таким образом, основой и завершением научной космогонии Тейяра является его теология, пронизанная глубокой верой и личным благоче-

стием философа; вера должна подвигать человека на стремление к воссоединению с Богом через посвящение себя продвижению процесса творения и созданию подлинно человеческого сообщества.

Тейяр оставил два больших труда: «Феномен человека» (1955) - книга, обращенная к людям с научным складом ума; «Божественная среда» (Le Milieu divin, 1957) - труд, написанный для религиозно-ориентированного читателя. Другие работы Тейяра - «Возникновение человека» (L'Avenir de l'homme, 1956); «Взгляд в прошлое» (1957) и «Наука и Христос» (Science et Christ, 1965) - представляют собой сборники эссе и лекции.

Николай Вавилов

(1887 - 1943)

Вавилов Николай Иванович - советский генетик, растениевод, географ, создатель современных научных основ селекции, учения о мировых центрах происхождения культурных растений, их географическом распространении; один из первых организаторов и руководителей биологической и сельскохозяйственной науки в СССР, общественный деятель. Академик АН СССР (1929; член-корреспондент с 1923), академик АН УССР (1929). Президент (1929-1935) и вице-президент ВАСХНИЛ (1935-1940). В 1926-1935 член ЦИК СССР, в 1927-1929 член ВЦИК. В 1931-1940 президент Всесоюзного географического общества.

Родился в семье коммерсанта. В 1911 окончил Московский сельскохозяйственный институт (ныне Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева), в котором был оставлен на кафедре частного земледелия, возглавлявшейся Д.Н. Прянишниковым, для подготовки к научной и педагогической деятельности. В 1917 избран профессором Саратовского университета. С 1921 заведовал Отделом прикладной ботаники и селекции (Петроград), который в 1924 был реорганизован во Всесоюзный институт прикладной ботаники и новых культур, а в 1930 - во Всесоюзный институт растениеводства (ВИР), руководителем которого Вавилов оставался до августа 1940. С 1930 Вавилов - директор генетической лаборатории, преобразованной затем в Институт генетики АН СССР.

В 1919-20 Вавилов исследовал юго-восток Европейской части СССР и в книге «Полевые культуры Юго-Востока» (1922) дал сводку о всех культурных растениях Поволжья и Заволжья. В 1925 совершил экспедицию в Хивинский оазис (Средняя Азия). С 1920 по 1940 руководил многочисленными ботанико-агрономическими экспедициями. Организовал научные

экспедиции по изучению растительных ресурсов Средиземноморья (Греция, Италия, Португалия, Испания, Алжир, Тунис, Марокко, территория Египта, Палестины, Сирии и Трансиордании), Эфиопии, Ирана, Афганистана, Японии, Западного Китая, Кореи, стран Северной, Центральной и Южной Америки и был руководителем многих из них. Разносторонние исследования проведены Вавиловым в Афганистане (1924); экспедиция посетила труднодоступную и неисследованную западную часть Кафиристана (современный Нуристан), подробно исследовала культурные растения и собрала обширный общегеографический материал. Результаты этой экспедиции обобщены в труде «Земледельческий Афганистан» (1929). Особый интерес представляла экспедиция в Эфиопию (1926-27): Вавилов установил, что там находится центр происхождения твёрдых пшениц. Во время путешествия по Северной, Центральной и Южной Америке (1930, 1932-1933) Вавилов посетил Мексику, Гватемалу, Гондурас (Британский), Эквадор, Перу, Чили, Боливию, Бразилию и Аргентину, где провёл ценные историко-агрономические исследования. Советские экспедиции под его руководством открыли новые виды дикого и культурного картофеля, взятые в основу практической селекции. В результате изучения различных видов и сортов растений, собранных в странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки, он установил очаги формообразования, или центры происхождения культурных растений. Открытые им закономерности географического распределения видового и сортового состава в первичных очагах и расселения растений из этих очагов облегчают поиски необходимого растительного материала для селекции и экспериментальной ботаники. В одних районах сосредоточены растения с признаками скороспелости, в других - засухоустойчивости и т. д. Материалы и коллекции экспедиций позволили впервые в СССР (1923) произвести в разных зонах страны опытные географические посевы культурных растений с целью изучить их изменчивость и дать им эволюционную и селекционную оценку. Таким образом, была заложена основа для организации в СССР государственного сортоиспытания полевых культур. Под руководством и при участии Вавилова в СССР создана хранящаяся в ВИРе мировая коллекция культурных растений, насчитывающая более 300000 образцов. Многие сорта различных сельскохозяйственных культур, распространённые в СССР, представляют собой результат селекционной работы с соответствующими образцами из коллекции ВИРа.

Вавилов уделял много внимания продвижению земледелия в неосвоенные районы Севера, полупустынь и высокогорий. Проблема интродукции новых культур оказалась в значительной степени разрешенной для влажных и сухих субтропиков СССР. По инициативе Вавилова в стране стали выращивать новые ценные культуры: джут, тунговое дерево, многие эфирномасличные, лекарственные, дубильные, кормовые и другие растения. В 1919 обосновал учение об иммунитете растений к инфекционным заболеваниям, показав селекционерам возможности выведения иммун

ных сортов, среди которых особое значение имеют сорта, одновременно иммунные к нескольким заболеваниям и устойчивые против вредителей.

В 1920 сформулировал закон гомологических рядов в наследственной изменчивости у близких видов, родов и даже семейств. Этот закон показывает одну из важнейших закономерностей эволюции, состоящую в том, что у близких видов и родов возникают сходные наследственные изменения. Пользуясь этим законом, по ряду морфологических признаков и свойств одного вида или рода можно предвидеть существование соответствующих форм у другого вида или рода. Закон облегчает селекционерам поиски новых исходных форм для скрещивания и отбора.

Вавилов дал определение линнеевскому виду как обособленной сложной подвижной морфо-физиологической системе, связанной в своём генезисе с определённой средой и ареалом (1930). Вавилов обосновал эколого-географические принципы селекции и принципы создания исходного материала для селекции.

По инициативе Вавилова был организован ряд новых научно-исследовательских учреждений. Так, в системе ВАСХНИЛ были созданы: институт зернового хозяйства Юго-Востока Европейской части СССР; институт плодоводства, овощеводства и субтропических культур; институты кормов, кукурузы, картофеля, хлопководства, льна, конопли, масличных культур, сои, виноградарства и чайного дела. Вавилов создал школу растениеводов, генетиков и селекционеров.

За научно-исследовательские работы в области иммунитета, происхождения культурных растений и открытие закона гомологических рядов Вавилову присуждена премия имени В.И. Ленина (1926), за исследования в Афганистане - золотая медаль имени Н.М. Пржевальского; за работы в области селекции и семеноводства - Большая золотая медаль ВСХВ (1940). Вавилов был подлинным трибуном науки. Широко известна его борьба против псевдонаучных концепций в биологии, за развитие в СССР генетики - теоретической базы растениеводства и животноводства. Он представлял советскую науку на многих съездах и международных конгрессах.

Вавилов состоял членом и почётным членом многих зарубежных академий, в том числе Английской (Лондонское королевской общество), Индийской, Аргентинской, Шотландской; был избран членом-кор-респондентом АН в Галле (Германия) и Чехословацкой академии, почётным членом Американского ботанического общества, Линнеевского общества в Лондоне, общества садоводства Англии и других.

Научная деятельность Вавилова была прервана в 1940, когда он был незаконно арестован и репрессирован. Реабилитирован посмертно. В 1965 учреждена премия имени Вавилова. В 1967 имя Вавилова присвоено ВИРу. В 1968 учреждена золотая медаль имени Вавилова, присуждаемая за выдающиеся научные работы и открытия в области сельского хозяйства.

Герман Мёллер

(1890 - 1967)

Мёллер (Muller) Герман Джозеф, американский биолог, удостоенный в 1946 Нобелевской премии по физиологии и медицине. Окончил Колумбийский университет в 1910, работал на отделении зоологии у Т.Х. Моргана. В 1916 защитил докторскую диссертацию «Механизм кроссинговера». С 1920 - профессор Техасского университета в Остине. В 1922

по приглашению Н.И. Вавилова побывал в России. В 1932 работал в Институте кайзера Вильгельма в Берлине, в лаборатории Н.В. Тимофеева-Ресовского. В 1933-37, откликнувшись на многочисленные приглашения Н. Вавилова, Н. Кольцова и С. Левита, приехал в СССР и работал в Лаборатории генетики АН СССР в Ленинграде, затем в её преемнике - Институте генетики в Москве, где заведовал отделом гена и мутаций. В 1934 был избран членом-корреспондентом АН СССР. Выступал против Т. Лысенко, в ответ на обвинения генетики в расизме пытался доказывать, что именно учение Лысенко и И. Мичурина ведет к расизму, поскольку, согласно концепции наследования благоприобретённых признаков, представители угнетённых классов должны являться людьми низшего сорта по своим врождённым (наследовавшимся на протяжении многих поколений) свойствам.

В 1937, поражённый размахом начавшихся репрессий и уступив настояниям опасавшегося за его жизнь Вавилова, Мёллер уехал из СССР, до 1940 работал в Институте генетики животных Эдинбургского университета, а затем в Амхерст-колледже в Массачусетсе. В 1945 получил приглашение на должность профессора зоологии в университет Индианы в Блумингтоне, где проработал до конца жизни. В 1948 опубликовал в американской печати письмо, направленное в ВАСХНИЛ СССР и содержавшее протест против преследований советской генетики. В 1949 как «пособник империализма» был исключён из числа членов-корреспондентов АН СССР (восстановлен в академии посмертно в 1990).

Мёллер - один из основателей (совместно с Морганом, А.Г. Стёртевантом и К. Бриджесом) хромосомной теории наследственности, изложенной в классическом труде «Механизм наследственности по Менделю» (The Mechanism of Mendelian Heredity, 1915). В 1927 учёный опубликовал этапную для генетики статью «Искусственная трансмутация генов», в которой обосновывал возможность искусственного изменения наследственных свойств с помощью рентгеновского излучения (ещё с 1910 он принимал участие в исследованиях Моргана, посвящённых исследованию мутаций

у дрозофилы) и которая положила начало исследованиям по экспериментальному мутагенезу и, в частности, такому направлению, как радиационная генетика.

Мёллер был социалистом, а в период пребывания в СССР неоднократно и активно высказывался в поддержку большевизма, видя в нём учение, аналогичное экспериментальной генетике, но в социальной сфере. Пропагандировал идею искусственного осеменения женщин при помощи спермы «лучших» (например, «Ленина или Дарвина») с целью быстрого улучшения генофонда человеческой популяции, что позволяет отнести его к представителям «позитивной евгеники», в отличие от негативной, считающей необходимым ограничить размножение «худших». Известно его письмо к Сталину 1936, где он предлагал включить преобразование человеческой природы и создание «нового человека» в общий план построения социализма: «Отбросив ложных богов, человек, организованный при социализме, должен взять на себя роль творца, завоёвывая с большевистским энтузиазмом также и ту неприступную крепость, в которой находится ключ к его собственному внутреннему существу». В 1940-х годах Мёллер неоднократно выступал с предостережениями об опасности ядерного оружия и радиационного облучения и необходимости создания специального хранилища спермы выдающихся людей с целью сохранения генофонда человечества.

Конрад Лоренц

(1903 - 1989)

Лоренц (Lorenz) Конрад Захариас, австрийский зоолог, удостоенный в 1973 Нобелевской премии по физиологии и медицине (совместно с К. Фришем и Н. Тинбергеном) за исследования индивидуального и группового поведения животных. Окончил Нью-Йоркский и Венский университеты, в 1933 получил степень доктора философии в области зоологии в Мюнхенском университете. С 1937 преподавал сравнительную анатомию и зоопсихологию в Венском университете, в 1940 стал профессором психологии Кёнигсбергского университета. Во время Второй мировой войны служил военным хирургом в немецкой армии, в 1944 - 1948 находился в плену в СССР. Вернувшись в Вену, преподавал в университете и занимался изучением поведения животных. В 1950 организовал при одном из институтов Научного общества Макса Планка отдел по изучению поведения животных, в 1961 возглавил Институт физиологии поведения в Зеевизене (ФРГ).

Лоренц - один из основателей этологии, науки о поведении животных в естественных условиях, и создатель теории импринтинга - запечат-

ления в памяти животных некоторых отличительных признаков объектов. Наиболее изученная форма импринтинга - «реакция следования» зрелорождённых птенцов или детёнышей млекопитающих за родителями и любыми движущимися объектами (человеком, воздушным шариком и т. д.). Совместно с Н. Тинбергеном и К. Фришем Лоренц разработал учение об инстинктивном поведении животных и его развитии в онто- и филогенезе. Исследовал процессы, лежащие в основе общения животных друг с другом, происхождения, развития и «ритуализации» выразительных поз, телодвижений. Его привлекала и проблема происхождения различных ритуалов у человека (например, ритуала приветствия), а также возникновение и развитие морали. Занимался Лоренц и вопросами семейной, стайной или стадной жизни животных.

Перу Лоренца принадлежит множество научно-популярных книг, получивших всемирное признание: «Кольцо царя Соломона» (Er redete mit dem Vieh, den Vogeln und den Fischen, 1949), «Человек находит друга» (So kam der Mensch auf den Hund, 1950), «Год серого гуся» (Das Jahr des Graugans, 1979). Среди его научных трудов: «Эволюция и модификация поведения» (Phylogenetische Anpassung und adaptive Modifikation des Verhaltens, 1961), «Поведение животных и человека» (Uber tieriesches und menschliches Verhalten, 1965), «За зеркалом. Исследование естественной истории человеческого знания» (Die Ruckseite des Spiegels: Versuch einer Naturgeschichte menschlichen Erkennens, 1973).

Фрэнсис Крик

(р. 1916)

Крик (Crick) Фрэнсис Харри Комптон, английский биофизик, удостоенный в 1962 Нобелевской премии по физиологии и медицине (совместно с Дж. Уотсоном и М. Уилкинсом) за открытие молекулярной структуры ДНК. Окончил Милл-Хилл-скул и Юниверсити-колледж в Лондоне. В 1953 получил степень доктора философии в Кембриджском университете. В 1937-39 и с 1947 работал в Кембриджском университете (с 1963 - заведующим лабораторией молекулярной биологии). Во время Второй мировой войны был сотрудником научного отдела Адмиралтейства, участвовал в создании магнитных мин. В 1953-1954 работал в Бруклинском политехническом институте (Нью-Йорк) в рамках программы по изучению структуры белков, в 1962 - в Лондонском университете. Основные работы Крика посвящены молекулярной структуре нуклеиновых кислот. Проанализировав полученные М. Уилкинсом данные по рассеянию рентгеновских лучей на кристал-

лах ДНК, Крик вместе с Дж. Уотсоном построил в 1953 модель трёхмерной структуры этой молекулы (модель Уотсона - Крика). Согласно этой модели, ДНК состоит из двух комплементарных цепей, образующих двойную спираль. Такая структура не только соответствовала известным химическим данным о ДНК, но и объясняла механизм ее репликации, обеспечивающий передачу генетической информации при делении клетки. В 1961 Крик и его сотрудники установили основные принципы генетического кода, показав, каким образом последовательность азотистых оснований, мономерных единиц ДНК, переводится (транслируется) в последовательность аминокислот, мономерных единиц белка. Открытия Крика и Уотсона легли в основу молекулярной генетики и позволили изучать живые организмы на молекулярном уровне. Крик - автор книг «О молекулах и человеке» (Of Molecules and Men, 1966) и «Жизнь как она есть» (Life Itself, 1981), в которых обсуждается возможность внеземного происхождения жизни.

Джеймс Уотсон

(р. 1928)

Уотсон (Watson) Джеймс Дьюи, американский биохимик, специалист в области молекулярной биологии, член Национальной АН США (1962), Американской академии искусств и наук (1957), Датской королевской АН (1962). Окончил Чикагский университет (1947). Работал в Копенгагенском университете (1950-1951), в Кавендишской лаборатории Кембриджского университета (1951-1953 и 1955-1956), в Калифорнийском технологическом институте (1953-1955). С 1956 преподавал биологию в Гарвардском университете (с 1961 профессор). С 1962 консультант президента США по науке. С 1968 директор лаборатории количественной биологии в Колд-Спринг-Харборе (штат Нью-Йорк). Основные работы - по изучению структуры дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), роли рибонуклеиновой кислоты (РНК) в биосинтезе белка. Совместно с Ф. Криком в 1953 предложил модель пространственной структуры ДНК (т. н. «двойную спираль»), что позволило им объяснить, каким образом генетическая информация записана в молекулах ДНК, и высказать гипотезу о механизме её самовоспроизведения (репликации). С появлением этой работы связывают рождение молекулярной генетики. Автор гипотезы (совместно с Ф. Криком) полуконсервативного механизма репликации ДНК. Известен также работами по структуре вирусов и их роли в возникновении злокачественного роста тканей. Награжден Нобелевской премией (1962, совместно с Ф. Криком и М. Уилкинсом).

 

ГЛАВА V ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

5.1. Первые концепции происхождения жизни на Земле

Философские мысли о возникновении жизни (концепция абиогенеза)

Древнегреческие философы Милетской школы (VIII-VI вв. до н.э.) принимали идею возникновения живых существ из воды либо из различных влажных или гниющих материалов, что было результатом непосредственного влияния вавилонской культуры. Но еще Фалес (624-547 гг. до н.э.) оспаривал мифологические представления и создал стихийно-материалистическое мировоззрение с элементами диалектики.

Согласно Фалесу и его последователям, возникновение живых существ из воды произошло без какого-либо вмешательств духовных сил; жизнь есть свойство материи. А.И. Опарин обоснованно отмечает, что философские взгляды Милетской школы «содержат зачатки всех концепций по вопросу происхождения жизни, которые впоследствии будут развиты более детально».

Яркое материалистическое развитие идеи самозарождения живых существ осуществляется позже в трудах Демокрита (460-370 гг. до н.э.) и Эпикура (341-270 гг. до н.э.). По мнению этих философов, возникновение живых существ - естественный процесс, результат природных сил, а не «акта творения» внешних сил.

Идеи Платона (427-347 гг. до н.э.) о двойственности мира - первичном мире идей и вторичном, материальном, мире - сыграли отрицательную роль в развитии взглядов на возникновение жизни. Даже такой разносторонний и самобытный философ, как Аристотель (384-322 гг. до н.э.), который колебался между идеализмом и материализмом, признавал бога за высшую форму и перводвигатель.

Согласно Аристотелю, организмы могут происходить от организмов, но вместе с тем могут возникать и от неживой материи. Он считает, что материя лишь пассивное начало, возможность, которая может осуществиться только через определенную форму. Бытие содержит внутреннюю цель развития (энтелехию). По Аристотелю, именно энтелехия как целеустремленная внутренняя сущность вдыхает жизнь в материю. Взгляды Аристотеля почти на 2000 лет определяют судьбу идеи о самозарождении жизни, которая становится предметом ряда идеалистических и мистических трактатов.

Религиозные взгляды на жизнь (креационизм)

По вопросу о происхождении жизни было широко развито учение о самозарождении организмов, сущность которого христианские богословы видели в одушевлении безжизненной материи «вечным божественным духом».

В качестве примера здесь можно сослаться на одного из наиболее известных богословов средних веков, Фому Аквинского, учение которого и по сей день признается католической церковью единственной истинной философией. В своих сочинениях Фома Аквинский учил, что живые существа возникают путем одухотворения безжизненной материи. Так, в частности, образуются лягушки, змеи, рыбы при гниении морской тины и унавоженной земли. Даже те черви, которые в аду мучают грешников, по мнению Фомы Аквинского, возникают там, в результате гниения грехов. Фома вообще всячески поддерживал и пропагандировал воинствующую демонологию. Он считал, что дьявол реально существует как глава целого полчища демонов. На этом основании он утверждал, что возникновение паразитов, вредящих человеку, может происходить не только по повелению божьему, но и в результате козней дьявола и подчиненных ему духов зла. Практическим выводом из этого положения явились многочисленные в средние века процессы над «ведьмами», которых обвиняли в том, что они напускали мышей и других вредителей на поля и таким образом губили посевы.

В реакционном учении Фомы Аквинского западная христианская церковь возвела в догму принцип внезапного самозарождения организмов, согласно которому живые существа возникают из безжизненной материи вследствие ее одушевления духовным началом.

Раннее христианство в вопросе о происхождении жизни основывалось на Библии, которая, в свою очередь, заимствовала данные из мистических сказаний Египта и Вавилона. Богословские авторитеты конца четвертого и начала пятого века, так называемые отцы христианской церкви, сочетали эти сказания с учением неоплатоников и разработали на этой основе свою мистическую концепцию происхождения жизни, которая полностью сохранена и до настоящего времени всеми христианскими вероучениями.

Живший в середине четвертого века нашей эры епископ Кесарийский Василий (которому церковь присвоила звание святого и великого) в своих проповедях о сотворении мира в шесть дней учил, что Земля по повелению бога сама из себя произвела различные травы, коренья и деревья, а также саранчу, насекомых, лягушек и змей, мышей, птиц и угрей. «Это повеление бога, - писал Василий, - действует и до сих пор с неослабевающей силой».

Как известно, в основе так называемых монотеистических религий

(иудаизма, христианства, ислама) лежит теизм, т. е. вера в существование вне мирового существа - бога, создавшего мир и управляющего им. Это мировоззрение имеет метафизический характер, так как оно учит, что природа создана богом в законченном, совершенном виде и поэтому все в ней якобы постоянно, неизменно. Виднейший средневековый богослов Фома Аквинский говорил, что идея развития, беспрерывного обновления мира колеблет креационизм (от «креацио» - творение) - догмат божественного творческого акта, так как «делает менее очевидным бытие бога». Даже многие ученые прошлого под влиянием господствовавшей религиозной идеологии отрицали взгляд о преемственной связи органических видов, т. е. считали, что эти виды появились в результате отдельных и независимых друг от друга актов творения, так что «видов столько, сколько различных форм было создано в самом начале».

Дарвин в своей гениальной книге «Происхождение видов» нанес сокрушительный удар креационно - метафизическому учению о живой природе, дав непревзойденное по своей убедительности доказательство факта органической эволюции, - факта не только «текучести» органических видов, но и их неразрывной преемственной связи. Благодаря этому стало ясно, что органические формы появились не сразу чудесным образом, в готовом виде, а естественным путем одни от других в процессе длительного развития. А это означает, что живая природа не находится в стабильном, неизмененном состоянии: она имеет свою долгую историю - свое прошлое, настоящее и будущее.

Когда капитан корабля «Бигль» Р. Фиц-Рой, с которым Дарвин совершил свое знаменитое кругосветное путешествие, рьяно выступил против основного вывода эволюционной теории, отстаивая несомненность библейского сказания о сотворении мира, Дарвин сказал: «Жаль, что он не предложил своей теории, по которой мастодонт и прочие крупные животные вымерли по той причине, что дверь в ковчеге Ноя была сделана слишком узкой, чтобы они могли пролезть туда». Повседневно мы наблюдаем, что все живые существа возникают путем рождения от себя подобных: человек родится от человека, теленок - от коровы, цыпленок вылупляется из того яйца, которое снесла курица, рыбы, развиваются из отложенной такими же рыбами икры, растения вырастают из семян, которые созрели на таких же растениях. Но так не могло быть всегда, извечно. Наша планета Земля имеет свое начало, она когда-то возникла. Откуда же появились на ней прародители всех животных и растений?

Согласно религиозным представлениям все разнообразные живые существа были первоначально созданы богом. Вследствие этого творческого акта божества на Земле сразу, в готовом виде, возникли все прародители (тех животных и растений, которые сейчас населяют нашу планету. Особым творческим актом был якобы создан и первый человек, от которого пошли все люди на Земле.

В частности, согласно священной книге евреев и христиан - библии - бог создал весь мир в шесть дней, причем на третий день им были сотворены растения, на пятый - рыбы и птицы, а на шестой - звери и, наконец, - люди: сперва мужчина, а потом женщина. Первого человека, Адама, бог слепил из безжизненного материала, глины и затем вдунул в него душу, от чего он и стал живым.

Изучение истории религии показывает, что эти наивные сказки о внезапном возникновении животных и растений во вполне готовом, организованном виде покоятся на невежественном, некритическом истолковании поверхностных наблюдений окружающей нас природы.







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 405. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.035 сек.) русская версия | украинская версия