Студопедия — Все начинается со "школы"...
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Все начинается со "школы"...






Утро, В зале полусвет, тишина. Еле слышен хруст разрезаемого льда. Немногочисленные зрители расположились вдоль бортов катка. В середине катка несколько человек с папками на ремнях, закинута на шею. Это судьи— безмолвные, бесстрастные. Перед ними фигурист — сосредоточенное выражение лица, напряженное тело, все внимание — на гравировке рисунка. В крайней трети катка, отгороженной маленькими фшпками - флажками, готовятся к старту другие участники.

Фигура исполнена, старший судья благодарят спортсмена, а судья-информатор, нарушал напряженную тишину, объявляет оценки и приглашает на старт следующего участника.

Идут соревнования по обязательным фигурам...

Что же такое обязательные фигуры?

Возникновение обязательных фигур связано с первыми шагами конькобежного спорта. Полоз конька для фигурного катания закруглен, и потому любой наклон тела в сторону вызывает скольжение по дуге. Управляя соответствующим образом своим телом, конькобежец может вычерчивать на льду рисунок той или иной сложности.

Известно, что уже в ХУII веке катание на коньках становится популярным развлечением. Именно в этот период конькобежцы начали исполнять тройки и восьмерки на одной ноге, и с этого момента катание на коньках приобрело характер фигурного катания. Конькобежцы тех времен пытались также (правда, с меньшим успехом) вырисовывать и другие цифры и даже буквы алфавита. Особенно популярна была буква 9. Естественно, что у каждого катающегося возникало желание оставить на льду красивый след. Так стали появляться не только цифры и буквы, но и цветы, вазы, вензеля, орнамент, а некоторые фигуристы даже писали на льду свое имя и рисовали пейзажи с Деревьями и цветами.

С развитием искусства скольжения на коньках сложность рисунка следов возрастала. Закономерно поэтому, что начертание фигур особой сложности вылилось в отдельный вид фигурного катания — специальные фигуры. Наивысшего расцвета исполнение таких фигур достигло в конце ХУIII — начале ХIХ века.

Рисунки специальных фигур придумывались каждым спортсменом самостоятельно, вычерчивались на бумаге и сдавались накануне соревнований в судейскую коллегию. Выходя на старт, участник был обязан троекратно повторить свой рисунок на льду. Непревзойденным мастером этого вида катания был Н. Панин.

Наряду со специальными фигурами вычерчивание коньком различных рисунков привело также к созданию так называемых обязательных фигур — фигур с предписанным рисунком и определенными, одинаковыми для всех, правилами исполнения.

Обязательные фигуры проще по форме, чем специальные, имеют вид кругов, параграфов и восьмерок.

Впоследствии специальные фигуры, не вскрывающие по сравнению с обязательными фигурами каких-то принципиально новых качеств спортсмена, стали исполняться все реже. В то же время роль обязательных фигур возрастала, так как при исполнении участниками одинаковых фигур можно было легче и, что самое главное, точнее, а следовательно и объективнее, определить сильнейшего.

Овладение обязательными фигурами способствует совершенствованию искусства катания на коньках. Многократное исполнение кругов, перетяжек и поворотов улучшает координацию, повышает двигательные возможности фигуриста. Недаром обязательные фигуры иногда называют «школой». Этим как бы подчеркивается, что они являются азбукой катания на коньках.

Программа школы, принятая в СССР и за рубежом, включает 41 фигуру. Они имеют форму кругов, параграфов и восьмерок.

При выполнении кругов фигурист чертит две касающиеся окружности. Одна окружность исполняется на правой ноге, другая — на левой. В восьмерках тот же рисунок вычерчивается непрерывно на одной ноге.

В параграфах на каждой Ноге исполняется полторы окружности, в результате рисунок представляет собой три касающиеся окружности, центры которых лежат на одной прямой.

Анализируя рисунки обязательных фигур, нельзя не обратить внимания на то, что каждая из них состоит из более простых частей или элементов. Таких элементов в фигурном катании 7: дуга, перетяжка, тройка, скобка, петля, крюк и выкрюк.

Дуга всегда имеет постоянную кривизну и исполняется строго на одном из ребер конька.

Перетяжка состоит из двух дуг. В ее центре производится смена ребра. Расстояние между следами в этой точке равно толщине конька, а длина участка, на котором выполняется смена ребра, должна быть как ножке меньше.

Тройка имеет смену ребра в вершине. Острие элемента направлено внутрь круга. Признаком правильного начертания этого элемента является наличие в верызине перерыва следа, равного толщине конька.

Скобка, как и тройка, имеет смену ребра конька в вершине. Острие элемента, однако, направлено наружу круга. Признаком правильного начертания является наличие в вершине пересечения следов, составленных наружным и внутренним ребрами конька (называются фигуристами усиками).

Петля выполняется на одном ребре. Форма ее продолговатая, соотношение длины и ширины 3: 2.

Крюк по рисунку, оставленному на льду, является комбинацией тройки с перетяжкой. Исполняется на одном ребре. Острие направлено внутрь начальной полуокружности фигуры.

Выкрюк — это комбинация скобки с перетяжкой. Исполняется на одном ребре. Острие направлено наружу начальной полуокружности фигуры.

При исполнении обязательной фигуры для получения и поддержания хода используется толчок. Толчок в начале фигуры называют стартовым, а толчки в процессе выполнения фигуры — переходными. Рисунок, оставляемый коньками при толчках, также является предписанным. Толчки бывают; вперед наружу, вперед внутрь, назад наружу и назад внутрь. Все толчки выполняются внутренними ребрами коньков. Поэтому если перед толчком фигурист скользит на внутреннем ребре (вперед или назад), то смены ребра перед толчком не делают, если же на наружном ребре, то смена ребер производится, и осуществляется она непосредственно перед началом толчка.

Таким образом, можно сказать, что обязательные фигуры представляют собой сочетание толчков, дуг, перетяжек, троек, скобок, петель, крюков и выкрюков.

В настоящее время на чемпионатах СССР, Европы и мира фигуристы исполняют согласно жеребьевке одну из трех групп обязательных фигур. Каждая группа состоит из трех фигур, одна из которых имеет форму параграфа (крюк или выкрюк), вторая — в форме восьмерки (с двукратными тройками или со скобками), третья — фигура с петлями.

 

Таким образом, общее число обязательных фигур, исполняемых мастерами, 9. Но чтобы исполнять их на достаточно высоком уровне, фигурист должен безукоризненно вырисовывать на льду и все остальные фигуры.

Как же добиться мастерства в исполнении обязательных фигур?

Залогом успеха является знание основ исполнения отдельных элементов фигуры. Практика показывает, что соединение правильно выполненных элементов в цельную фигуру — задача не менее сложная, чем разучивание ее отдельных частей. Если спортсмен не владеет достаточно уверенно простыми элементами, то разучивание сложных фигур, таких, как восьмерка со скобками, обычно приводит к появлению большого числа ошибок и может значительно осложнить дальнейший процесс обучения.

Рассмотрим общие положения исполнения толчков, дуг, перетяжек, поворотов и петель.

Толчок. Толчок должен быть такой силы, чтобы фигурист мог доехать до конца фигуры со скоростью, обеспечивающей скольжение на одном ребре. Все толчки выполняются без участия зубцов конька, коротко, то есть таким образом, чтобы не допустить остановки движения тела. Постановка опорной ноги при толчке должна быть строго на то ребро, на котором в дальнейшем будет выполняться скольжение. Следует помнить, что толчок является началом следа и от его исполнения во многом зависит качество всей фигуры.

дуга. При скольжении по дугам продольная ось тела фигуриста должна быть прямой. Опорная нога должна быть несколько согнута в колене таким образом, чтобы у самого фигуриста и наблюдателей создавалось впечатление мягкости скольжения. Свободная нога в положении сзади развернута, слегка согнута в колене, носок оттянут, направлен ко льду и находится точно над следом. В положении спереди свободная нога слегка развернута, ее держат прямой, носок оттягивают, он направлен ко льду и находится также над следом. Расстояние между носком одной ноги и пяткой другой равно половине длины конька. При прохождении свободной ноги мимо опорной стопы всегда параллельны и касаются друг друга внутренними поверхностями.

Следует помнить, что голова фигуриста не должна быть опущена, а плечи поднятыми. Кисти рук держат напряженными и обращенными ладонями ко льду.

На рисунке приведены положения тела фигуриста в начале, середине и конце фигуры, являющиеся основными при исполнении кругов.

Овладение уверенным скольжением вперед и назад на внутренних и наружных ребрах конька позволяет перейти к изучению перетяжек, поворотов и петель.

Перетяжка. Перетяжки выполняются посредством перенесения наклона тела из одного круга в другой одновременно со встречными вращениями плеч относительно таза. Как до смены ребра, так и после нее, вращение плеч происходит навстречу закривлению дуг, а таза — в сторону закривления. При исполнении перетяжек опорная нога согнута перед перетяжкой, в момент смены ребра выпрямляется, а затем снова сгибается. Конек опорной ноги во время смены ребра плавно выполняет переход (так называемый перекат) с задней по ходу конька половины на переднюю. Свободная нога, первоначально вытянутая в направлении движения, в момент смены ребра проходит рядом с опорной в противоположном направлении. Продольная ось должна оставаться прямой в течение всею исполнения.

Разгибание опорной ноги, перекат с одной части конька на другую, вращение плеч, мах свободной ногой и ее возвращение обратно должны быть настолько согласованы, чтобы воспринимались наблюдателями как одно цельное движение. Требования к осанке те же, что и при исполнении дуг.

Повороты. Повороты являются наиболее сложными элементами школы Они выполняются за счет вращения верхней части тела относительно нижней. Движение при повороте в основном состоит из скручивания верхней части тела относительно нижней, которое называется подготовкой, и обратного движения - раскручивания, которое называется разрешением.

При подготовке к тройкам и крюкам поворот плеч положителен, то есть происходит в сторону закривления дуги. При подготовке к скобкам и выкрюкам поворот плеч, наоборот, отрицателен, то есть осуществляется в противоположную закривлению дуги сторону. Весьма важным является характер подготовки. В элементах, в которых направление поворота совпадает с направлением закривления следующей за ним дуги (тройка, выкрюк), вращение плеч длится до разрешения. В элементах, в которых направление поворота противоположно направлению закривления следующей за ним дуги (скобка, крюк), между подготовкой и разрешением имеется некоторая пауза, в течение которой вращательное движение плеч относительно таза приостанавливается. Эта остановка необходима для прекращения общего вращательного движения тела фигуриста в направлении закривления дуги, на которой выполняется подъезд к повороту.

Вращение плеч и рук как при подготовке, так и при обратном движении должно происходить в плоскости, близкой к горизонтальной. Искривление продольной оси тела недопустимо. Опорная нога, согнутая во время подготовки, выпрямляется при разрешении и затем снова сгибается, то есть движение опорной ноги во время поворота подчиняется правилу: низко — высоко — низко. Конек опорной ноги во время поворотов выполняет перекат с задней ло ходу конька части на переднюю, а затем обратно. Это движение напоминает промокание чернил с помощью пресс-папье.

Стопа свободной ноги, находящаяся при подготовке на расстоянии половины длины конька от стопы опорной ноги, во время разрешения соединяется с последней и затем вновь отходит на такое же расстояние. Положёние свободной ноги в повороте можно упрощенно характеризовать правилом: далеко — близко — далеко.

Руки должны быть напряжены и составлять единое целое со всей верхней половиной тела фигуриста. Как и в других элементах, кисти рук должны быть обращеньт ко льду. При выполнении поворотов это особенно важно.

Не следует забывать, что повороты выполняются в условиях скольжения конька по льду. Недопустимо торможение, скобление льда ребрами и зубцами. У фигуриста и наблюдателя должно создаваться впечатление, что конек мгновенно въехал в вершину элемента и также быстро выехал из нее.

Правильная осанка при выполнении поворотов еще более важна, чем при исполнении других элементов обязательных фигур.

Петли. Петля — один из наиболее сложных элементов «школы». Выполняется она посредством сочетания кругового махового движения свободной ногой с вращением плеч относительно таза.

На первой половине петли плечи вращаются в положительном направлении, то есть в сторону закривления дуги, на второй — в отрицательном. Свободная нога, удаленная от опорной, в первой половине фигуры догоняет опорную в вершине петли и затем снова удаляется в направлении скольжения. Это движение выполняется плавно и безостановочно, но в то же время энергично, так как оно в большой мере задает общий ритм исполнению всей фигуры.

Опорная нога слегка согнута в начале петли, сильно сгибается в вершине и после ее прохождения снова выпрямляется, благодаря чему скорость выезда из петли увеличивается. При этом сгибание и разгибание опорной ноги должно быть согласовано с переменой части конька, на которой происходит скольжение. Начало всех петель выполняется на средней части конька с переходом в вершине на переднюю часть и затем на среднюю часть. Движение плеч, опорной и свободной ноги, перекат конька со средней части на переднюю и обратно тесно связаны с изменением скорости скольжения конька опорной ноги: в начале и в конце петли она наибольшая, уменьшаясь до минимума в вершине — в точке наибольшей кривизны следа. Точное согласование всех движений в петле гарантирует отсутствие соскальзывания, скобления, исполнения «колпачков» и других ошибок

В условиях невысокой скорости скольжения и малого размера фигуры любое нарушение положения тела фигуриста вызывает искажение следа. Поэтому необходимо особое внимание обращать на осанку при исполнении этого элемента.

Мы рассмотрели основы исполнения обязательных элементов. Соединение их в сложные фигуры будет значительно облегчено, если хорошо овладеть элементами. Однако при разучивании сложных фигур, несомненно могут возникнуть вопросы. Ответы на них можно найти в пособиях, выпущенных для мастеров фигурного катания.

Наблюдая соревнования по «школе», можно видеть, как после исполнения фигуры каждым участником, судьи, смахнув со следов небольшой метелкой ледяную стружку, со всех сторон обступают фигуру, рассматривают оставленный на льду след.

Каким образом оценено выступление спортсмена? Что понравилось судьям? Какие были допущены ошибки? Почему один фигурист получил высокие, а другой низкие оценки?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно знать, какие требования предъявляются к исполнителю обязательных фигур. Рассмотрим эти требования в порядке их значимости.

Геометрическая правильность рисунка. Это требование в основном будет соблюдено, если все круги фигуры спортсмен исполнит ровными, одинаковыми по величине, а их центры расположит на одной прямой — продольной оси фигуры. Элементы фигуры — перетяжки, петли, скобки, крюки и выкрюки — также расположены на этой же продольной оси. Тройки могут лежать как на этой оси, так и в точках, делящих круг на три равные части (при исполнении фигур с двукратными тройками). Все элементы должны быть одинаковыми по величине и симметричными, что достигается лишь в том случае, когда въезд подобен по форме и равен по размеру выезду, а сама фигура должна полностью соответствовать утвержденному правилами образцовому рисунку.

След не должен содержать утолщений, скребков, углублений. Наличие их снижает оценку.

Реберность исполнения. Под этим термином подразумевается соблюдение правил скольжения на ребрах конька при исполнении того или иного элемента фигуры. Так, например, как отмечалось ранее, крюк является элементом, исполняемым на одном ребре. Если же при исполнении крюка на всем элементе или даже на его части, на льду появляются следы от второго ребра, то исполнение считается нареберным. Напротив, при исполнении тройки и скобки смена ребра конька в повороте обязательна, но должна осуществляться строго в определенном месте, а именно в вершине элемента. Если же смена происходит до или после прохождения вершины, то такое исполнение также считается нереберным и за него снижается оценка.

Покрытие следа. Правила соревнований предписывают при исполнении каждой фигуры производить шесть толчков. Исполняя фигуру, спортсмен должен стремиться к полному подобию движений, так чтобы каждый новый след был расположен как можно ближе к предыдущему. Чем меньше будет расстояние между отдельными следами, тем покрытие считается лучшим. У сильнейших фигуристов разброс следов в больших фигурах обычно не превышает 6—10, а в петлевых 3—5 сантиметров. Фигура с хорошим покрытием выглядит со стороны как бы начертанной одним движением резца.

Спортсмен, исполняя обязательные фигуры на льду, должен следить за своей осанкой. Оценки за исполнение снижаются, если фигурист, например, сильно опускает голову, излишне поднимает руки, задирает вверх носок свободной ноги и т. п.

Правильная осанка к тому же не только улучшает внешний вид и впечатление от катания, но и способствует повышению качества выполнения следов, улучшает форму кругов, покрытие и чистоту поворотов. Именно поэтому внимание осанке должно уделяться уже на начальной стадии обучения фигуриста.

Имеет значение также и размер исполняемых фигур. Судьи, например, могут снизить оценку, если величина кругов в больших фигурах будет существенно меньше, чем три роста фигуриста, а в фигурах с петлями — меньше одного роста.

Развитие фигурного катания, анализ результатов выступлений сильнейших спортсменов на национальных чемпионатах, первенствах Европы и мира позволяют уточнить роль обязательных фигур в подготовке фигуристов.

Раньше многие специалисты фигурного катания считали, что без овладения обязательными фигурами высокого мастерства в произвольном катании не достичь. Вез этой базы, — писал, например, Н. Панин, — произвольное катание становится односторонним кустарничеством, ремеслом и никогда не может приблизиться к искусству".

В настоящее время, как на практике, так и в высказываниях специалистов все чаще можно услышать мнения, опровергающие столь тесную связь между обязательными упражнениями и произвольным катанием. Действительно, в последние годы наблюдается тенденция к специализации фигуристов: появились спортсмены, блестяще владеющие «школой» и демонстрирующие весьма посредственное произвольное катание. Можно упомянуть австрийскую фигуристку, чемпионку мира 1971 и 1972 годов, олимпийскую чемпионку Б. Шуба, швейцарскую спортсменку Ш. Вальтер, англичанок С. Стеллфорд, П. Додд и других. И, наоборот, появились фигуристы, с легкостью исполняющие элементы наивысшей трудности в произвольном катании и отстающие в «школе». К этой группе можно отнести американца Д. Петкевича, канадцев Т. Крэнстона, Д. Хамфри, Л. Карбонепо, ленинградца Ю. Овчинникова.

«Школьники» более пунктуальны, флегматичны, медлительны, усердны и осторожны. Любители произвольного катания — более экспансивны, эмоциональны, артистичны, смелы. И это, пожалуй, неудивительно, ибо движения, выполняемые фигуристами в обоих видах программ, весьма различны.

Вывод напрашивается такой: на начальных стадиях совершенствования «школа» является хорошим средством повышения двигательных возможностей фигуриста. На высших же этапах мастерства повышение качества исполнения обязательных фигур не сопровождается улучшением произвольного катания.

Закономерно поэтому, что по существующим в настоящее время правилам соревнований победители в каждом виде одиночного катания награждаются медалями.







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 483. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия