Студопедия — Образовательные дисциплины
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Образовательные дисциплины






Музыкальный инструмент.

Форма индивидуальных занятий создает условия для внимательного и всестороннего изучения и воспитания каждого ребенка, объективной оценки и его возможностей (общего и физического развития, строения рук и приспосабливаемости к инструменту, музыкальной памяти и т. д.).

Учебно-воспитательная работа специального класса включает в себя:

  1. тщательное изучение основной программы учащегося с целью ее публичного исполнения;
  2. воспитание эстетического вкуса учащихся на основе осознанного
    восприятия музыки;
  3. ознакомление под руководством педагога с разнообразными
    музыкальными произведениями;
  4. развитие основных технических навыков на материале упражнений и
    этюдов;
  5. повышение музыкальной грамотности, расширение и закрепление
    теоретических и исторических знаний;
  6. помощь ученикам в их самостоятельном музицировании и участии в
    общественной жизни школы.

В повседневной работе в классе по специальности прививается учащимся интерес к занятиям и любовь к музыке, воспитывается их вкус на лучших образцах народной музыки, русских и зарубежных классиков, произведениях современных отечественных и зарубежных композиторов.

Важнейшей предпосылкой для успешного музыкально-исполнительского развития учащегося является воспитание у него свободной и естественной постановки и освоение целесообразных координированных движений, обусловленных теми или иными художественными или техническими задачами.

Тщательная работа в этом направлении и повседневный контроль как со стороны преподавателя, так и самого учащегося, предотвращает излишнее мышечное напряжение, тормозящее развитие ребенка и вредно влияющее на состояние здоровья.

С первых уроков ученик должен вслушиваться в свое исполнение, добиваться выразительного звучания инструмента, внимательно и точно прочитывать авторский текст, работать над устранением технических трудностей, не допускать механического проигрывания, которое приводит к формальному исполнению и тормозит музыкальное развитие. При разучивании музыкальных произведений педагогу следует выбирать аппликатуру в наиболее удобной и целесообразной последовательности. В старших классах эту работу могут выполнять сами учащиеся. На уроках специальности учащиеся знакомятся с музыкальными терминами, поясняется их значение при исполнении музыкальных произведений.

Работа над выразительностью исполнения, развитием слухового контроля, качеством звучания, ритмом, динамикой последовательно проводится на протяжении всех лет обучения. Развитие техники исполнения осуществляется в процессе работы над всеми изучаемыми произведениями. Развитию пальцевой беглости, четкости, способствует работа над гаммами, арпеджио, этюдами, упражнениями, с развитие над ними следует обращать внимание над их качественным исполнением, добиваясь точного соблюдения установленной аппликатуры, ровности звучания, устойчивого ритма, пальцевой четкости. В ученике должно развиваться сознательное отношение к освоению различных технических приемов, помогающих осуществлять художественный замысел изучаемого произведения.

Исходя из индивидуальных возможностей учащегося ему дают четкие задания и систематически проверяется их исполнение.

Сочетание показа на инструменте со словесным объяснением является наилучшей формой классной работы, стимулирующей интерес, внимание, активность ученика.

Успеваемость учащегося во многом зависит от целесообразно составленного плана, где предусматривается последовательное и гармоничное музыкально-техническое развитие учащегося, учтены его индивидуальные особенности, уровень общего, музыкального и технического развития. Репертуар ученика должен быть разнообразным по содержанию, форме, стилю, фактуре. При подборе репертуара педагог руководствуется принципом постепенности и последовательности обучения. Важно вызвать у учащегося желание постоянно знакомиться с новыми музыкальными произведениями. В работе над репертуаром нужно добиваться различной степени завершенности исполнения, учитывая, что некоторые из произведений должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие для показа в классе, третьи - в порядке ознакомления. Все это фиксируется в индивидуальном плане ученика.

Основной формой учета успеваемости является четвертая оценка. В конце учебного года выставляется годовая оценка на основе четвертных, и итоговая с учетом годовой и оценок ученика за выступления на академических концертах, контрольных уроках и других выступлениях в течении учебного года.

Экзамены проводятся в выпускном классе. На выпускной экзамен выносятся 4-5 произведений различных жанров и форм. В остальных классах, учащиеся выступают на академических концертах, прослушиваниях, конкурсах, переводных экзаменах.

 

Сольфеджио.

На уроках сольфеджио развиваются музыкальные данные (слух, память, ритм), происходит знакомство с теоретическими основами музыкального искусства, выявляются и развиваются творческие задатки учащихся, прививается любовь к классической и зарубежной музыке.

Программа курса сольфеджио включает следующие разделы:

1. вокально-интонационные навыки - пение гамм, интервалов, аккордов,
секвенций, различных мелодических оборотов и т. д. Эти упражнения помогают развитию музыкального слуха, а также воспитанию практических навыков пения с листа, записи мелодий и анализа на слух;

2. сольфеджирование и пение с листа - вырабатывает правильные певческие навыки, интонационную точность, сознательное отношение к музыкальному тексту, воспитывает чувство лада. Пение с листа - это пение по нотам незнакомой мелодии или двухголосия без предварительного разучивания. Навык пения с листа вырабатывается постепенно. Он способствует развитию внутреннего слуха;

3. воспитание чувства метроритма - цель - развивать в учащихся ритмическую
координацию на основе ощущения метрической пульсации. При работе над
метрическим воспитанием большое внимание уделяется сольмизации
(чтению примеров с названием звуков без их интонирования);

4. анализ на слух, цель - укрепление музыкальной памяти. Задача этого раздела - научить учащегося правильно слушать музыку. Анализ дает возможность накопить внутренние слуховые представления, развивает музыкальную память, мышление, гармонический слух, помогает учащемуся в разборе и исполнении произведений на инструменте. Занятия проходят в двух направлениях;

5. целостный анализ музыкального произведения или его отрывка;

6. анализ отдельных элементов музыкального языка;

7. музыкальный диктант - развивает музыкальную память, способствует осознанному восприятию мелодий и других элементов музыкальной речи, учит записывать услышанное. Формы диктантов - мелодический, гармонический, ритмический, тембровый и т. д. В работе над диктантом синтезируются все знания и навыки учащихся, определяется уровень их
слухового развития;

8. воспитание творческих навыков - способствует эмоциональному и осмысленному отношению к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности, вызывает интерес к предмету, помогает в исполнительской практике. Развивает слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха, развивают вкус и наблюдательность. Основным видом творчества являются различные способы импровизации;

9. теоретические сведения - этот раздел содержит перечень необходимых
знаний по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки.

Музыкальная литература.

Этот предмет способствует расширению музыкального кругозора учащихся, развитию у них способности понимать художественную красоту музыки и, тем самым, стимулировать стремление воспроизводить прекрасное, развитию музыкального мышления памяти, хорошего музыкального вкуса.

Преподавание музыкальной литературы в тесной связи со всем циклом учебных дисциплин обогащает музыкально-педагогический процесс, способствует более быстрому и гармоничному развитию музыкальных способностей учащихся. Богатство содержания и разнообразие жанров, изучаемых произведений народного, классического и современного музыкального искусства, знакомство с событиями музыкальной жизни, с биографиями и творческой деятельностью крупнейших композиторов классиков и наших современников, помогает учащимся понять связь искусства с явлениями общественной жизни. Уроки музыкальной литературы призваны приобщить учащихся к шедеврам музыкальной культуры.

Цель предмета - развитие у обучающихся разносторонних музыкальных навыков и умение сознательно и эмоционально слушать музыку. В процессе изучения музыкальных произведений ученики должны приобрести умение разбирать эти произведения; слышать и понимать выразительность отдельных элементов музыкальной речи, ориентироваться в нотном тексте, грамотно излагать впечатления и мысли о музыке, рассказать о пройденных произведениях, их содержании, выразительных средствах, пользуясь при этом необходимой музыкальной терминологией.

 

Развитие творческих навыков (музицирование).

Этот предмет (как один из компонентов урока по специальности) предполагает чтение с листа, транспонирование, подбор по слуху, импровизацию.

Чтение с листа. При чтении с листа следует исходить из следующих принципов:

· с самого начала привить навык «смотреть вперед», а не на тот нотный текст, который в данный момент исполняется;

· играть, почти не глядя на руки, ориентируясь на клавиатуре вслепую или почти вслепую;

· приучить ребенка к предварительному прочтению (простейшему анализу нотного текста глазами до его передачи на инструменте);

· обучать чтению нот „ целостными структурами (начиная с мелодических оборотов, интервалов созвучий и кончая аккордами, не отдельными нотными знаками).

Умение ученика самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте значительно активизирует процесс работы, который ведется по двум направлениям: развитие навыка тщательного разбора (анализа) и навыка беглого чтения с листа. Подбирается материал постепенно возрастающей трудности. Свободному чтению нотного текста сопутствует процесс развития внутренних слуховых представлений.

Развивая и тренируя слуховое восприятие и память, учащийся должен точно воспроизводить текст - штрихи, темповые указания, и сам должен контролировать слухом воспроизводимый им на инструменте текст.

Подбор по слуху, транспонирование продолжается на протяжении всех лет обучения и способствует развитию творческих навыков учащихся. Переживание красоты мелодии обычно выражается у детей в стремлении играть по слуху. Это увлечение нужно поддерживать, умело направляя внимание на разнообразные задания. Большое значение имеет выбор песенных мелодий, которые дети желали бы подобрать на инструменте, т. к. в этом процессе начинает формироваться музыкальный вкус учащихся. В последствии игра мелодий по слуху должна сопровождаться их гармонизацией, введением подголосков, а также разных видов фактур.

Транспонирование. Развивает музыкальный слух, ускоряет процесс овладения инструментом, способствует большей музыкальной грамотности ученика. Начинать работу следует с транспонирования мелодий по слуху, а по приобретении известных навыков, и по нотам, постепенно усложняя репертуар. В старших классах ученики должны уметь транспонировать аккомпанементы песен, романсов.

Импровизация. Здесь применяются различные упражнения и задания творческого характера. Например, сочинения окончаний легких пьес и пропущенных в них тактов, коротких мелодий на определенный ритм, подголосков и элементарных вариаций к народным песням, подбор аккомпанемента к пьесам различных жанров. По усмотрению преподавателя могут быть и другие задания и упражнения.

Коллективное музицирование.

Оркестр.

Занятия в оркестре начинаются с третьего класса, когда дети уже имеют навыки ансамблевой игры. Основной формой обучения являются общеоркестровые занятия. Предусматривается также обучение индивидуальное и по отдельным (партиям) группам. Вся учебная работа ведется с учетом поставленных задач, приобретения на каждом году обучения необходимых технических, исполнительских, оркестровых навыков. Каждое новое изучаемое произведение является очередной ступенью для продвижения учащихся вперед. Приобретение исполнительских навыков невозможно на однородном материале. Поэтому в программы оркестра включаются произведения различные по характеру, техническим трудностям, стилю и т. п. Также учитывается желание оркестрантов выучить то или иное музыкальное произведение. Это активизирует их, повышает интерес к занятиям, благотворно сказывается на учебно-воспитательном процессе. При игре в оркестре расширяется общий кругозор, накапливаются знания о музыке, развивается воображение учащихся, их музыкальная отзывчивость и восприимчивость. Помимо художественного материала используются и специальные упражнения, способствующие развитию различных исполнительских и оркестровых навыков. Занимаясь с коллективом, руководитель оркестра добивается единство ритма, штрихов, аппликатуры, динамики и других необходимых в оркестровой игре навыков. Учащимся прививается творческое отношение к оркестровому исполнительству. Тренируются умение: слушать во время игры звучание своего инструмента, всего оркестра и отдельных его групп, правильно понимать роль своей партии в общем звучании оркестра и исполнять ее, следуя указаниям автора соблюдать точность ритмического ансамбля и равновесие в динамике звучания; понимать жесты дирижера и подчинять им свое исполнительство.

Хор.

Хоровое пение является одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного. Целью работы со школьниками в процессе их обучения пению в хоре является оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого участника хора, обучение его умению петь в хоре, формирование его певческой культуры.

Задачи - разностороннее развитие вокально-хорового слуха, накопление музыкально-слуховых представлений; формирование музыкальной памяти, обучение использованию при пении мягкой атаки, смешанного звучания; формирование навыков певческой эмоциональности, выразительности; формирование вокальной артикуляции, развитие певческого дыхания, расширение диапазона голоса. На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией и пр.) постепенно усложняя задачи. В течение учебного года проходит ряд творческих показов; отчетные концерты, выступления на различных концертных площадках.

Ансамбль.

Программа направлена на формирование и развитие умений коллективного инструментального музицирования с детьми, владеющими начальными навыками игры на музыкальных инструментах.

Коллективное инструментальное музицирование - одна из самых доступных форм ознакомления обучающихся с миром музыки. Творческая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса обучающихся к этому виду искусства. При этом каждый обучающийся становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе среди учеников. Общность целей и задач в процессе коллективной деятельности определяет особое место ансамбля в воспитании будущего музыканта: игра в ансамбле дисциплинирует, воспитывает такие существенные качества как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность за общее дело, вырабатывает умение в процессе занятий и исполнения произведения концентрировать внимание на ритме, темпе, динамике, преодолении возникающих трудностей, достижении поставленной исполнительской задачи, воплощении художественного замысла.

Общий инструмент.

Обучение осуществляется в индивидуальном порядке. Успехи в освоении инструмента зависят от индивидуальных способностей учащихся. В основном вся работа над репертуаром и техническим развитием ведется на уроке, так как у учащихся, в основном, нет дома инструмента (с которым происходит ознакомление). Каждый урок включает проверку усвоения пройденного материала и разбор нового. Основной принцип подбора нотных примеров заключается в том, чтобы каждое следующее упражнение, каждая пьеса давали учащемуся что-то новое. Для учащихся народного отдела полезно проходить ознакомление на фортепиано, это поможет в лучшем усвоении предметов сольфеджио и музыкальной литературы (игра интервалов, аккордовых последовательностей, музыкальных номеров, тем). Знания, приобретенные на уроках, показываются на контрольных уроках в конце полугодии или на концертах, проводимых в школе.

Аккомпанемент.

Как самостоятельный предмет аккомпанемент вводится в 6 (7) классе. Приобретению концертмейстерских навыков предшествует игра в ансамбле, а далее идет кропотливая работа, требующая строгой систематизации учебного материала с постепенным усложнением фортепианного сопровождения. Концертмейстер должен быть чутким к музыкальным намерениям партнера, чувствовать и исполнять произведение в едином с ним «эмоциональном ключе». Пианист не должен быть активнее солиста, а напротив, стремится поддерживать его, составить с ним целостный ансамбль, быть максимально гибким в процессе исполнения. Занимаясь аккомпанементом ученик должен усвоить правила игры - вступление, проигрыш - играть более ярко, солировать; при вступление солиста - уходить на «второй план» и поддерживать его. На уроках учащийся должен научиться транспонировать аккомпанемент в более удобную для солиста тональность. В конце каждого полугодия проходит открытый академический концерт, где учащийся с иллюстратором исполняют одно произведение.

 







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 394. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия