Творческий туалет и тренинг
Цель творческого туалета и тренинга – раскрепостить творческую природу, приучить к подлинной работе органов чувств в публичных ситуациях на сьемочной площадке
Тренинг является волевой, сознательной практикой самовоспитания, что есть единственное условие успешного учебного процесса. Разбудить и настроить природу можно только в тренинге и соответствующей творческой атмосфере.
Творческий туалет - это ряд упражнений и игр, направленных на настройку и развитие всех органов чувств - слуха, обоняния, зрения, осязания, вкуса. Осознавание органов чувств в процессе работы на сьемочной площадке – основная методическая задача творческого туалета и тренинга.
Игры и упражнения творческого туалета и тренинга позволяют почувствовать свои индивидуальные особенности, свою эмоциональность Коллективная игра позволяет развивать групповую динамику; чувство ансамбля и импровизационность, профессиональную этику как основу успешной работы сьемочной группы. Игра это неотъемлемая часть жизненного опыта, возможность самовыражения. Игровые формы обучения являются средством активного развития фантазии, воображения, способностей к органичному и импровизированному действию в условиях ролевого вымысла. К тому же игра – это деятельность, в которой воссоздаются социальные и личностные отношения между людьми. Игра – эстетическая деятельность.
Цель туалето-тренинга - активная, организованная тренировка сенсорной системы в предлагаемых обстоятельствах (если бы я сейчас был каким-либо предметом, если бы я сейчас был каким-то животным, если бы я сейчас был в зимнем лесу, если бы сейчас пошел дождь и т.д.) Тренинг – это воспитание внутренней психотехники, а ее можно тренировать только при участии воображения. Воспитание связи воображения с элементами психотехники – наиболее трудная и тонкая задача педагогического процесса. Игры и упражнения творческого туалета и тренинга развивают: · навыки рабочего самочувствия - организованность, коллективность, законченность действий, сосредоточенное и рассредоточенное многоплоскостное внимание, чувство пространства и композиции, воспитание внешней и внутренней культуры. В этот блок туалета и тренинга входят упражнения и развивающие игры типа: «Пишущая машинка», «Переходы со стульями», «Геометрические фигуры из стульев», «Кто летает?», «Часы», «Волна», «Мячики», «Дворец» и т. д. · · творческие зрительные восприятия – наблюдательность, зоркость глаза. Упражнения: «Свои пять пальцев», «Шпион», «Фотографы», «Предметы на букву», «Путь вслепую», «Событие на улице», «Событие в картине», «биография по портрету», фотонаблюдения, видеонаблюдение, кинонаблюдения и т. д. · · творческие слуховые восприятия и другие сенсорные умения – слуховую наблюдательность и память, тактильную и обонятельную память и внимание. Упражнения: «Сонар» (слушать разное: класс, улицу, партнера…), «Шумовой квадрат», «Видящие пальцы» (уловить осязательные отличия одной фактуры от другой), «Узнай товарища» (найти различия в фактуре волос), «Память пальцев», «Найти флакон» «Каруселька» или «Сканер» по всем органам чувств, мыслям, эмоциям и т. д. · · творческие навыки мышечного внимания – ликвидация мышечных зажимов, избавление от ненужного напряжения и разумное распределение и затрата энергии на необходимые действия, воспитание правильной осанки, походки, навыков правильного сидения, координация движений. Упражнения: «Память движений», «Гири», «Чаши», «Кошка», «Оправдание жеста», «Оправдание позы», «Монолог в движении», «Монолог в плаче и смехе», «Непрерывное говорение-наговор», «Монолог на абракадабском языке» (это очень сильная по воспитательным возможностям серия упражнений. Она на определенном этапе усложняется возможностью тренинга физического самочувствия – педагог изменяет по ходу работы обстоятельства – погоду, время года, дня и т. д.)
·Выполнение таких упражнений бессмысленно без подключения всей творческой природы, без творческого воображения. Необходимо знать, зачем, почему и для чего я выполняю то или иное действие, в каких обстоятельствах, в каком событии. Знать- значит почувствовать
· навыки непрерывной киноленты видений и внутреннего текста – логическое мышление и непрерывность и последовательность процесса существования в определенных обстоятельствах, образное мышление,. Упражнения: «Вспомнить утро», «Дорога …» «Перессказ по фактам» и т. д.
· творческие навыки физического самочувствия – аффективная память, память физических действий и ощущений. Уже в том, как сидят учащиеся, как слушают педагога и друг друга, смотрят на работу товарищей, получая соответствующие замечания или реагируя на замечания других – проявляется контроль за освобождением мышц и рациональной тратой энергии. Упражнения: «Душ» (принять воображаемый горячий, холодный душ), «Мороз» (оказаться на морозе в каком-то событии), «Баня». В этот цикл входят и упражнения на разное настроение: вспомнить, когда мне было радостно или печально – что тогда произошло, чем я был занят и т. д.
· · навыки работы с воображаемым предметом. Начиная работу с воображаемым предметом, педагог (здесь все решает его воля, его педагогическая фантазия) может нацелить это упражнение и на воспитание внимания, и на «погружение» в обстоятельства, но работа с воображаемым предметом потребует от студента внутреннего видения, внутреннего текста, подлинной работы органов чувств, свободы, а главное, ответа на вопрос: «С какой целью он этим занимается». Упражнения: «Бисер», «Вышивка», «Обед», «Лепка из глины» и т. д. Следующим этапом этого упражнения являются парные и групповые действия с воображаемыми предметами.
· чувство темпа и ритма. Для упражнений на темпо-ритм особенно важно наличие музыкального сопровождения. Используются фонограммы, создающие различные атмосферы предлагаемых обстоятельств. Различные ритмы и т.д.
|