Студопедия — Особенности социальной и культурной антропологии, этнологии и этнографии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Особенности социальной и культурной антропологии, этнологии и этнографии






В мировой практике не сложилось единого взгляда на социальную антропологию. В Британии эту область знаний традиционно называют социальной антропологией, в США – культурной антропологией, во Франции – этнологией, а в России – социальной антропологией и этнографией.

У истоковсоциальной антропологии как социально-гуманитарной науки стоял профессор сэр Джеймс Дж. Фрэзер (1854-1941). Он считал область науки, в которой работал, ответвлением социологии, занимающимся изучением примитивных народов.

Начиная с 1920-х гг., социальная антропология стала в большей степени ассоциироваться с вкладом А.Р. Рэдклифф-Брауна (1881-1955). В 1923 г. он сформулировал отличие этой дисциплины как «стремление сформулировать общие законы в основе феномена культуры» от этнологии как «попытки реконструировать историю культуры». При этом к этнологии им были отнесены работы американского исследователя Ф. Боаса (1858-1942) и его последователей, хотя сам Ф. Боас называл свою область научных интересов просто «антропология». Рэдклифф-Браун большое значение придавал созданию типологий, что стало характерным для работ многих социальных антропологов.

Термины «этнография» и «этнология» появились в конце восемнадцатого века. Впервые термин «этнография» упоминается в работе немецкого историка А.Л. Шлезера «Общая Северная история», который использовал это выражение как синоним термину «Volkerkunde», то есть описательное и историческое изучение стран и народов.

Первое употребление термина «этнология» немецкий историограф Г. Вермойленотносит к работе словацкого историка А.Ф. Коллара 1783 г. Оба термина очень быстро были приняты европейскими учеными, хотя их более широкое распространение в английском и французском стало заметно лишь с 1820-1830-х гг. С тех пор, однако, смыслы слов «этнология» и «этнография» несколько раз существенно менялись теми, кто принимал их на вооружение. Так, британский ученый Дж. Причард в работе «Исследование физической истории человечества» 1813 г., задачей этнологии определил «поиск истории человеческих племен и рас от древнейших периодов, которые возможно подвергнуть изучению, раскрытие их взаимосвязей, формулирование точных или вероятных выводов в отношении их близости или различий в происхождении».

Идея Причарда оставалась на повестке дня вплоть до начала двадцатого века, однако, уже с 1860-х термин «этнология» приобрел новый смысл благодаря подъему эволюционистов, в частности Э. Тэйлора и других ученых, для которых единство рода человеческого уже не представляло сомнений, и которых более всего интересовало прогрессивное развитие человеческого общества. Тогда же развиваются классификационные схемы расовых различий. И хотя слово «антропология» принималось всеми как наиболее общий термин для обозначения дисциплины, «этнология» некоторое время считалась более научным, теоретическим ее крылом.

«Этнография» (гр. ethnos – народ) с момента проникновения этого термина в англоязычную среду была понята в двух смыслах. Во-первых, так называлось наблюдение – от разрозненных заметок до крупномасштабных исследований племен, наций и народов, – осуществляемое кем-либо, кто записывает увиденное или услышанное подобно Геродоту, Марко Поло или миссионерам, солдатам и другим разнообразным путешественникам. Во-вторых, этнография означала систематический сбор данных в соответствии с принятыми процедурами – фактов о языках, обычаях, искусстве, достижениях. Этнография стала рассматриваться как база для антропологии, как основа для теоретических выводов и аргументации.

Понятие «социальная антропология» доминировало в британской антропологии, соответствуя тому акценту в исследованиях, который делали ученые на понятиях общества, социальной структуры и социальной организации. Преобладание «социального» связано с интеллектуальным вкладом в антропологию таких представителей структурного функционализма, как А.Р. Рэдклифф-Браун и М. Фортес (1906-1983), которые наряду с другими британскими антропологами того времени во многом основывались в их изысканиях на теории социальных фактов, созданной Э. Дюркгеймом (1858-1917), и трактовали социальное как нечто автономное от культуры.

В североамериканской антропологии того же периода наблюдалось одновременное развитие понятия «культура», которое концептуально противопоставлялось британскому «социальному детерминизму». Последователи Ф. Боаса–К. Уисслер (1870-1947), А. Кребер (1876-1960), Р. Лоуи (1883-1957), П. Рэдин (1883-1939), Э. Сэпир (1884-1939) –добавили прилагательное «культурная» к развиваемой ими дисциплине, поскольку посчитали необходимым отмежеваться от физической антропологии, археологии и лингвистики. Вместе с тем, многие из них продолжали употреблять в своих работах и лекциях сочетание «социальная антропология».

Термин «культурная антропология» прижился лишь к концу 1930-х гг., однако, и по сей день он понимается двояко: в широком смысле включает археологию, физическую антропологию и лингвистическую антропологию, а также изучение культур различных обществ, тогда как в узком смысле предполагает изучение какой-либо конкретной культуры и сравнительно-исторический анализ культур.

Долгое время американские и британские антропологи продолжали критиковать друг друга за игнорирование социальных отношений и социальной структуры, с одной стороны, или недооценку истории и психологии, с другой стороны. Современные антропологи понимают, что стремление искусственным образом изолировать «культуру» от «общества» в качестве предмета исследования ведет к заблуждениям. Однако, названия ≪социальная≫ или «культурная» антропология остались. Культурная антропология продолжает доминировать в США, а социальная антропология – в Великобритании и странах Содружества. Конечно, нельзя сказать, что границы этих двух традиций в точности соответствуют границам указанных стран. Так, труды британского антрополога Э. Тэйлора (1832-1917) являются ключевыми источниками культурной антропологии, тогда как американский антрополог Л.Г. Морган (1818-1881) стал центральной фигурой британской социальной антропологии.

И хотя культурная и социальная антропология некоторыми считаются как совершенно разные традиции социальной мысли, многие современные авторы, в то же время, предпочитают применять термин «социокультурная система» или «социокультурная антропология», чтобы избежать недостатков социального либо культурного детерминизма. В США существуют кафедры и факультеты социокультурной антропологии.

Связь антропологии с этическими и политэкономическими учениями девятнадцатого века лучше всего объясняет отличительную особенность интеллектуального проекта социальной антропологии: стремление раскрыть природу социальных образований на всех уровнях, вплоть до общества в целом, изучить институты, посредством которых социальные образования воспроизводятся, разнообразятся и влияют на создание всего общественного порядка.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Сформулируйте предмет и объект социальной антропологии.

2. Какова связь социальной антропологии с другими науками?

3. Какие отрасли можно выделить в антропологической науке?

4. В чем особенность социальной и культурной антропологии?Каковы ихтеоретические истоки?

5. Изучением чего занимаются этнография и этнология?

6. Где и когда появился термин «социальная антропология»?

 

 







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 995. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия