Студопедия — В каждом городе и деревне. Вскоре такой вид короткого ареста стал обычным событием
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

В каждом городе и деревне. Вскоре такой вид короткого ареста стал обычным событием






Вскоре такой вид короткого ареста стал обычным событием. Многие преданные прошли через это, будучи арестованными несколько раз. Печальным было и то, что из-за этого мы теряли наши книги и преданных. Что касается книг, то при каждом аресте сотрудники КГБ конфисковывали книги, на изготовление которых мы тратили столько сил и времени, а также все деньги от их распространения. Преданные так были обеспокоены этими событиями, что многие покидали храм или переставали приходить, так как не хотели быть в числе арестованных. Конечно, никто не хотел быть арестованным, но это становилось похожим на часть нашей проповеднической миссии, для тех, кто посвятил себя распространению книг.
День за днем жизнь преданных становилась все беспокойней, и напряжение было в каждом сердце. Мы начали обдумывать другие пути распространения книг без провокации такого множества арестов, или, возможно, без провокации арестов вообще, что, честно говоря, было практически невозможно. Вскоре, куда бы мы ни пошли, люди стали узнавать нас и говорили: «О, вы - преданные Харе Кришна!»
Время от времени в газетах стали появляться негативные статьи о кришнаитах. Несколько длинных статей были напечатаны в очень популярном в то время журнале «Наука и религия». Основным содержанием статей было то, что кришнаиты промывают людям мозги, авторы призывали быть осторожными и не брать книги и все в таком духе.
Однажды Санньяса пришел с прекрасной идеей. Главным было сохранить в безопасности штаб-квартиру по печатанию книг в Армении. Далее, мы должны прекратить распространять книги вокруг нашего храма в Ереване, чтобы КГБ не остановило изготовление книг. Он говорил о том, чтобы печатать и переплетать книги с той же скоростью только на русском языке и отправлять их во все регионы Советского Союза. Все были счастливы от этой идеи, и мы стали разрабатывать план ее осуществления.
Сначала для каждого города мы создали группы, состоящие из двух преданных. Затем каждая группа скопила немного денег на билеты и начала упаковывать книги и листовки в коробки. Затем они отправляли коробки почтой на своё же имя в разные города, куда они собирались ехать. Агван (Адвайта дас) предложил также класть в коробки немного сухого прасада, бурфи, например, с тем, чтобы после распространения книг, мы могли насладиться нашими любимыми сладостями. Санньяса дас согласился приготовить сладости для всех нас. Он всегда готовил с энтузиазмом, мы все любили его кухню. Он был лучшим поваром, а также одним из лучших преданных в Армении. Мы все любили его за его необычность – он рисковал жизнью, печатая книги Шрилы Прабхупады. Вдобавок, он был очень разумным, и всегда знал что предпринять в критической ситуации, когда никто не видел выхода. Мы не позволяли ему выходить на улицу за чем бы то ни было, что мы могли бы сделать сами, чтобы не подвергать его риску быть арестованным. Мы хотели защитить его любым способом, потому что знали, что его служение было очень важным для Кришны, и он был очень дорог нашему учителю. Мы не могли представить себе движения без него. В то время он был главным подшипником, который заставлял крутиться все другие подшипники.
Вскоре, наша «армия» преданных была готова атаковать Россию книгами Прабхупады. После сладостного киртана, мы пожелали друг другу удачи и разъехались. Санньяса, Камаламала, Атмананда и другие, кто остался печатать книги, при расставании обняли нас и вдохновили своими пожеланиями. Мы приготовили билеты на самолет, вызвали такси, загрузили весь наш багаж и уехали. Через несколько часов мы были в России – новой территории с новыми людьми и новым языком для нашей проповеди.
После размещения в недорогом отеле, мы вышли, чтобы распространить те книги, которые брали с собой в самолет. Сачисута и я были счастливы находиться рядом друг с другом. Мы пошли в разных направлениях и договорились встретиться к ужину в отеле. Мы разделились, с тем, чтобы если КГБ поймает одного из нас, другой смог бы продолжить выполнение нашей миссии.
Я быстро обнаружил, что в России распространять книги легче, чем в Армении. У людей была другая реакция. В случае, если они не хотели покупать книгу, они, по крайней мере, не задавали грубых вопросов и не тратили нашего времени. Мы оба успешно выполнили свою миссию, распространив к вечеру все книги, что у нас были. За скромным ужином мы делились впечатлениями, и оба были уверены в том, что в России нас ждет больший успех и удача, нежели в Армении. Мы также прославляли Санньясу за его идею. Русские любят читать, это говорило о том, что мы имеем дело с интеллектуальными людьми. На следующий день мы пошли на почту и получили наши первые книги и сладости. Было приятно осознавать, что по милости Кришны наш план работает, и через десять дней мы распространили все книги. Мы позвонили в центр в Ереван, чтобы нам выслали больше книг, но никто не взял трубку.
Мы были немного обеспокоены и не знали, что думать. Мы попытались еще, но в конце у нас не осталось другого выбора, как вернуться в Ереван. У нас даже не осталось ни одной листовки. Нам было грустно ходить без книг и материалов для проповеди. На следующий день мы вернулись поездом в Ереван, но дверь в храм была закрыта, и там никого не было. Мы стояли на лестнице и размышляли, что делать и куда идти, пока не увидели Атмананду, идущего к нам навстречу.
«Эй, Харибол, парни! Что вы здесь делаете? Когда вы вернулись?»
«Мы только что приехали»,- ответили мы, – «дверь заперта, и мы не знаем, что происходит».
«Да, я понимаю, - сказал он, - нас предупредили, что сюда может нагрянуть КГБ, поэтому мы все вывезли. Здесь никто не остался. Только я и Камаламала иногда приходим. Но не волнуйтесь, сейчас у нас есть место получше! Армен только что получил новую квартиру в другой части города. Там большие комнаты и хорошая планировка. Вам понравится, пойдемте».
По дороге мы отвечали на многие вопросы, по поводу нашей поездки в Россию. Мы увидели нескольких новых преданных, складывающих книги и сидевших среди тех, кого мы уже знали. Все были рады увидеть нас и расспрашивали про наш успех. Мы с радостью рассказали все о нашем опыте, закончив тем, что с рвением поехали бы еще.
Санньяса дас и Камаламала были очень счастливы, они позвали нас в соседнюю комнату, где мы отдали им все деньги, которые привезли, а также квитанции о проживании и чеки за продукты. Они сказали что гордятся нами, и что мы несомненно получим благословение его Божественной Милости Шрилы Прабхупады и Господа Кришны.
Санньяса дас спросил меня: «Готовы ли вы снова вернуться в Россию, чтобы отвезти книги, которые уже готовы к отправке? Очень важно вывезти готовые книги с этой квартиры, тогда если нагрянет КГБ, то не сможет конфисковать всё, что мы сделали».
У нас не было возражений снова отправиться в путь, поэтому мы сразу стали готовиться к путешествию. В предполагаемый день нашего отъезда Атмананда сказал, что у нас состоится телефонный разговор с Харикешей Свами. Мы ждали звонка, а Атмананда приготовил технику, чтобы записать разговор.
Каждый хотел сесть поближе к трубке, но нам с трудом удавалось что-либо расслышать. Разговор вел Атмананда, он говорил от нашего имени и переводил. Он сказал, что наш духовный учитель счастлив, что всё идёт успешно, а также рад слышать хорошие новости от нас. Во время переговоров мы не упоминали ни адресов, ни имен, ничего конкретного, что КГБ могло бы использовать против нас, так как не сомневались в том, что наш разговор прослушивается и записывается.
Мы были очень рады слышать голос нашего дорогого учителя, хотя с трудом говорили и понимали по-английски. Главным образом, он вдохновлял нас распространять всё больше книг, а также проповедовать людям в нашей стране. Он поблагодарил нас за самозабвенное служение Шриле Прабхупаде и Господу Кришне. Он несколько раз повторил, что мы не должны останавливать распространение книг, так как это единственный способ победить в войне с иллюзией, майей. Этот разговор вдохновил нас еще больше. Мы были готовы отправиться в Россию через два дня.
В этой поездке мы осмелились поехать еще дальше от нашего штаба, посещая по пути разные города, так, что милиция не могла вычислить где мы будем в следующий день. Было забавно нести такое служение Кришне. Мы приобрели некоторый опыт, поэтому все шло гладко. Но однажды вечером Сачисута не вернулся. Я не мог спать всю ночь. Я снова и снова молил Кришну защитить моего друга. Я чувствовал себя одиноко и был взволнован, но я не знал, что я ещё могу сделать.
Утром после джапы я позавтракал и вышел на улицу. Я не взял с собой книги. Я спросил где находится ближайший пост милиции. Я пошел в том направлении, надеясь что смогу увидеть его, но понял, что это не совсем хорошая идея.
Я сел под дерево и стал читать молитву Нрисимхе для защиты Сачисуты, ожидая что случится чудо. Мне хотелось плакать и просить о помощи, но кому и что сказать я не знал. Через некоторое время я пошел в гостиницу через парк. Я слушал пение птиц, смотрел, как они свободно летают там, где им вздумается. Я думал, как тяжело должно быть моему другу в милицейском участке, где он не может ничего делать, даже свободно гулять и слышать пение птиц.
У меня не было настроения идти распространять книги, т.к. я не знал, что произошло с моим другом. Я стал читать «Бхагавад-Гиту». Вскоре я уснул, так как не спал ночью. Было здорово, что я нашел время почитать, потому что иногда, когда мы разговаривали на улице с людьми, они спрашивали о нашей философии, но мы не всегда были готовы дать им удовлетворительные ответы. Чтение книг Прабхупады вдохновило меня вновь выйти на улицу и распространять книги.
Когда я проснулся, было уже около шести часов вечера, я решил снова выйти на улицу и распространить несколько книг. Я был уверен, что милиция арестовала Сачисуту. Вместе мы подбадривали друг друга и чувствовали поддержку. Я так скучал по нему, что три дня мне показались тремя месяцами!
На четвертый день, я был уже уверен, что не увижу его снова. Я хотел покинуть это место как можно скорее, но у меня оставалось еще много книг, и я не хотел возвращаться с ними в Ереван, а ехать с книгами в другой город было рискованно. И тогда я пообещал себе, что не покину этот город, пока не продам последнюю книгу! На следующий день я вышел, взяв около пятидесяти книг. Я обнаружил, что лучшие места для продажи – это места рядом с книжными магазинами и библиотеками, так как их посещают много интеллектуальных людей. Я стоял около книжного магазина, когда увидел приятного джентельмена решительно направляющегося в мою сторону. С виду он напоминал духовную личность, но я не хотел предлагать ему книги, так как думал, что возможно он христианин, и, наверняка, вступит со мной в спор, как это часто делают христиане, что я ужасно не любил. Он подошел и улыбнулся. Я не знаю почему, но я взял «Бхагавад-Гиту» и предложил ему.
Он посмотрел на меня, потом на книгу, и стал её изучать очень внимательно страницу за страницей. У него была сумка с продуктами, которая мешала ему просматривать книгу. Он попросил меня подержать её. Я держал сумку и смотрел по сторонам, не было ли поблизости милиции, а про себя думал, хоть бы в его сумке не было мяса, так как я не хотел держать мертвые тела.
«Ух ты! Где ты взял эту книгу? – спросил он, - сколько у тебя есть еще?»
«Не очень много. А сколько вам нужно?» - спросил я.
«Пять, десять, или больше. У меня есть хорошие друзья, которые, я уверен, были ли бы чрезвычайно рады иметь у себя эту замечательную книгу! Они очень интересуются восточной философией».
Я не знал, что и сказать ему. Обычно вопросы такого рода задавали люди из КГБ или милиции.
Я подумал, что нужно сказать: «У меня есть еще несколько экземпляров дома, и если вам нужно я принесу их в другое время». Я ни разу не продавал больше одной книги за раз, так что для меня эта ситуация была необычной. Я пытался прислушаться к своему сердцу, что делать, давать ему книги или нет? Не было времени долго думать, и в итоге я сказал, что у меня есть столько сколько ему нужно. И я могу отдать их прямо сейчас.
«Хорошо, я возьму десять».
Я попытался их вытащить из сумки, но подумал, что незачем показывать их всем.
«Есть ли у вас еще сумка?» - спросил я.
«Нет, но моя машина рядом, мы можем дойти до нее. Пойдем».
Я почувствовал некоторую смелость, когда шел с ним к машине, чтобы отдать книги. По пути я спросил, знает ли он что-нибудь об этих книгах. Он сказал, что у него есть друг, который занимается йогой около 10 лет, и он говорил ему о «Гите», убеждая прочитать или купить эту книгу, если когда-либо её увидит. Затем он открыл толстый кошелек и достал 500 новых русских рублей. Эта была моя первая оптовая сделка. Я был очень счастлив, и честно говоря, даже немного горд. Но если быть еще честнее, то я был очень горд. Он закрыл багажник и представил мне пожилую женщину, которая сидела в машине: «Это моя мать. Её зовут Мария, а меня Григорий».
«А я Томас». Я назвался другим именем, так как не знал, с кем имею дело.
«Очень рады познакомится!» - ответили они и стали садиться в машину. Затем он завел мотор, но неожиданно для меня сказал, что был бы рад, если бы я принял его приглашение поужинать у него дома. Я ответил, что я строгий вегетарианец, и не люблю есть блюда, приготовленные кем-либо другим, особенно незнакомым. Мы оба рассмеялись и поняли друг друга.
«У меня есть друзья вегетарианцы, так что я знаю как их порадовать. Давайте, поедем, поужинаем вместе и поболтаем. Возможно, вы расскажете мне о своей философии».
«Дело в том, что я ем только то, что готовлю сам, будет лучше, если я не буду нарушать традиций вашей семьи», - ответил я.
«Нет проблем, вы можете приготовить всё что пожелаете, а я с удовольствием попробую ваши блюда. Пожалуйста, садитесь в машину».
Мне было очень страшно, и я не знал что делать. Но так как он был серьезен и в то же время дружелюбен, и, кроме того, моя сумка с книгами полегчала, я согласился. По дороге в машине звучала прекрасная органная музыка, он поинтересовался, нравится ли мне.
«Да, очень красивая композиция! Я с детства очень люблю органную музыку». Я подумал, что он религиозный человек, раз слушает такую музыку, видимо христианин, много времени отдающий церкви.
Вскоре мы приехали. Он попросил меня понести сумки, а сам помог своей матери. Дверь открыла молодая женщина и помогла его матери пройти в свою комнату.
К моему удивлению комнаты были большие и светлые. На стенах были красивые старинные христианские иконы. В центре гостиной стоял большой стол со свежими цветами и фруктами. Деревянный пол из пород твердого дерева был украшен изысканными коврами. Было нетрудно понять, что он был достаточно состоятельным мужчиной. Он предложил мне сесть и спросил, не хочу ли я стакан воды, прежде чем он примет душ.
«Нет, спасибо», - ответил я.
«Если хотите, можете принять душ», - сказал он, указывая на комнату для гостей, - ванная комната там. Будьте как дома!»
Пока я шел в комнату для гостей, я осматривался вокруг. Мне нравился его вкус в оформлении. Вдруг я услышал странные звуки, которые доносились из соседней комнаты. Затем я увидел мужчину, который шел с помощью молодой женщины. Видно было, что он был очень болен, наверное, с детства; он шел ко мне навстречу, широко улыбаясь и держа игрушку в руках. Он закричал: «Кто это? Кто это?» Григорий подошел ко мне и сказал, что это его брат, ему сорок два года, но он ведет себя как семилетний ребенок. У него неизлечимая болезнь мозга с детства.
Григорий отправился в душ. Через некоторое время он вышел и дал мне сумку и полотенца. «Это вам, можете переодеться после душа. Примерьте это, если не подойдет, дайте знать, я дам что-нибудь другое». Я хотел было отказаться, но не успел открыть рот, как он отклонил мои возражения плавным движением руки и оставил меня в комнате одного.
Я зашел в роскошную ванную, принял душ. В сумке лежали рубаха, штаны и носки. Я оделся, одежда была шита, как на меня. Я вышел из ванной, Григорий, улыбаясь, сказал: «Хорошо, теперь вы готовы идти на кухню! Пойдемте, вы нам покажете, что будете готовить для нас! Я очень хочу попробовать вегетарианскую пищу, приготовленную преданным Кришны! Всё, что нужно, вы можете попросить у Ольги; она поможет вам. У меня есть некоторые дела, но если вам что-либо понадобится, можете, не стесняясь, звать меня. Хорошо?»
«Да», - ответил я, стараясь расслабиться и подумать, что делать. Я попросил несколько новых кастрюль и стал готовить простое блюдо из риса и овощей. Также я приготовил много салата. После того, как я закончил, Григорий пришел на кухню и сказал, что в его доме никогда не пахло так вкусно.
«Почему так вкусно пахнет?»
«Я готовил для Кришны», - сказал я, - «возможно, поэтому так приятно пахнет!» Но в тоже время я думал: «Вся слава Санньяса дасу!», так как всё что я знал о приготовлении блюд, было исключительно его заслугой.
Я сказал Григорию, что обычно мы предлагаем пищу Господу, и если он не возражает, я это быстро сделаю.
«Хорошо, здорово! Мы, христиане, тоже так делаем; мы произносим молитву, перед тем как есть. Я священник, поэтому следую всем правилам и предписаниям». Я спросил, есть ли у него маленький колокольчик для предложения еды.
«Я не уверен, что есть маленький, но есть много других, пойду, посмотрю» - сказал он и пошел в одну из комнат.
Через некоторое время я услышал звуки колокола, и Григорий вышел, держа в руках огромный колокол. С широкой улыбкой он передал его мне, извиняясь, что это был самый маленький, который у него был.
Мне было непривычно держать большой колокол в руке. Я вышел из кухни и стал предлагать пищу перед моим маленьким дорожным алтарем, который я всегда носил с собой. Через пятнадцать минут его слуга стал подавать прасад. Перед едой Григорий сказал: «Если вы не против, я произнесу молитву».
«Я не против», - сказал я. «Мы должны помнить и прославлять Господа перед вкушением».
Он встал и произнес несколько прекрасных молитв на русском, завершив их чтением «Отче Наш», и мы начали ужинать. У него было блаженное настроение и ел он много.
«Я никогда не пробовал такие вкусные блюда! Вы можете готовить для меня каждый день? Тогда мне не нужно будет есть мясо!»
«Я бы с удовольствием, но у меня есть более важные дела», - сказал я.
«Что за важные дела?»
«Распространение книг! Мне нравится давать это знание каждому. Это самое важное дело, так как множество невинных душ ждут эти книги. Тогда каждый будет готовить и вкушать такую вкусную пищу!» - сказал я улыбаясь.
«Как я могу вам помочь?» - спросил он.
«Я не знаю. Всё, что мне нужно сделать – это продать все книги и вернуться в Армению. В любом случае, вы мне уже помогли, купив десять книг».
«Сколько всего у тебя книг?»
«Много».
«Как много?»
«Более сотни».
«Если я куплю все эти книги? Это тебе поможет?»
«Да, конечно, почему нет. Но что вы будете с ними делать? У меня интерес не только в деньгах; я хочу, чтобы люди читали их и применяли полученные знания в своей повседневной жизни. Мне бы не хотелось продавать вам все эти книги только для того, чтобы они лежали здесь до конца ваших дней. Я не за этим приехал».
«Я не собираюсь их хранить. Я хочу раздать их всем моим друзьям и знакомым».
«О, это здорово! В таком случае я продам их вам».
«Хорошо, приносите их завтра утром и я заплачу».
«Но вы её даже не прочитали. Я не могу понять, зачем вам это, тем более вы священник, а христиане обычно против нашей философии».
«Но я уже давно слышал о ней от моего друга Игоря, он йог. Я интересуюсь индийской философией. Если хотите, можете с ним познакомиться».
«Да, с большим удовольствием».
«А теперь мы можем пойти и почитать вашу книгу, если хотите».
«Это не моя книга; это книга Кришны!»
«Хорошо, давайте почитаем книгу Кришны». Мы сели на пол и он стал читать стихи из «Бхагавад–гиты». Я был удивлен его прекрасным чтением. Особенно я обрадовался его тщательному произнесению каждого слова Шрилы Прабхупады. Мы сидели до самой ночи, обсуждая много жизненных вопросов, касающихся повседневности и религии, христианства и индуизма. Мы договорились встретиться на следующий день. Он рассказал мне, что закончил высшую духовную академию в России, где получил обширные знания по разным предметам. Кроме того, несколько лет он был правой рукой главы русской христианской церкви. Он показал свои фотографии с патриархом. И очаровал меня прекрасным пением христианских песен.
Он оказался очень приятным человеком, высоко духовной личностью. Я был так счастлив этой встрече и воодушевлен новым другом, что не мог уснуть всю ночь. Я не мог поверить в то, что христианский священник, который был помощником российского патриарха, принял почти все, о чем говорит «Бхагавад-гита». Он был уверен, что мясоедение – это большая ошибка, и рано или поздно он перестанет есть мясо. Было интересно думать о том, что этот влиятельный человек действительно хочет распространить более ста экземпляров книг Шрилы Прабхупады.
На следующий день мы снова встретились у него дома. После завтрака он спросил, как петь маха-мантру, которую упоминает Шрила Прабхупада в своих книгах. Я дал ему кассету Харикеши Свами. Она ему очень понравилась и он начал подпевать.
Потом он пригласил меня в другую комнату, где стояло концертное фортепьяно. Он сел и стал петь маха-мантру, играя на мотив, который только что слушал на кассете. Я немного поправлял, подпевая ему. Это было великолепно, петь вместе с профессиональным певцом и музыкантом. Я схватил пустую вазу из-под цветов, которая стояла на фортепьяно, и стал стучать по ней, как будто это была мриданга. Вскоре мы пели в экстазе, всё громче и громче.
Иногда он менял мотив, который напоминал мелодию с небес. Мы не могли остановиться. Время от времени менял мотив я, а он секундой позже уже играл нужную мелодию.
Он заплатил за все книги. Затем спросил, могу ли я принять большой дорогой японский магнитофон для Кришны. Я согласился взять магнитофон с собой в Армению. Это было первое пожертвование, которое я получил, помимо денег от книг.
После долгого разговора на философские темы, я всё больше убеждался, что имею дело с очень интеллигентным и порядочным человеком, я был очень осторожен в общении с ним, чтобы он продолжал развивать сознание Кришны. Я объяснял, как будет прекрасно, если число преданных будет расти на всей планете, и как всё быстро изменится, если это случится.
Он был на сто процентов согласен, что заповедь «Не убий!» относится не только к человеку, но и животным. Я был так счастлив, что нашел христианина, который поддерживал эту точку зрения, ведь было очень сложно объяснить это остальным.
Он предложил мне сесть в изящное кресло ручной работы, покрытое вельветом, открыл свой сейф, полный блестящих предметов и достал вельветовый сверток. Подойдя ко мне, он бережно развернул его - это была корона невообразимой красоты с множеством драгоценных камней, золотыми листьями и другими украшениями. Я видел такие реликвии только в музее или кино. Он пытался водрузить ее мне на голову, несмотря на мои протесты. Но, так или иначе, он надел её на меня и сказал: «Великолепно! Вы единственный, кто может носить её, но не тот, кто ест мясо. Тот, кто следует всем десяти заповедям – настоящий христианин, а не тот кто, как баптисты ходят в церковь по воскресеньям!» Я заключил, что он имеет ввиду себя. Я снял корону и стал её внимательно рассматривать. Она была такая красивая, что невозможно описать словами; это было антикварное произведение ручной работы.
Мы провели остаток дня вместе, он передал мне билеты на самолет до Еревана. «Как только вы напечатаете новые книги, не забудьте, привезти или прислать мне несколько экземпляров», - попросил он.
Я вернулся в Армению со смешанными чувствами. Я был счастлив от встречи с Григорием, который позволил мне вернуться с пустыми руками. Но в тоже время я был очень расстроен, что так и не получил известий о Сако (Сачисута дасе). Через несколько часов я уже был в Ереване, чувствуя небольшую гордость, что продал все книги и привез деньги для Кришны. Было очень сложно не гордиться, так как я в первый раз продал так много книг и так быстро, может быть как никто другой до меня. К моему удивлению, входя в храм, я увидел Сачисуту! Мы были так счастливы снова видеть друг друга. Он подбежал и начал крепко обнимать меня и громко смеяться. Он стал расспрашивать меня обо всем. Все были рады видеть меня без книг; всё что у меня было - это сумка с моими вещами и пожертвованный магнитофон.
Я рассказал обо всем преданным, все были рады узнать о том, что есть христиане, который поддерживают нашу философию. Я передал все деньги Санньясе дасу и спросил Сачисуту куда он так внезапно исчез и как оказался в Ереване.
Он рассказал мне потрясающую историю. Он распространял книги в одном здании, когда одна женщина закрыла дверь в подъезде, чтобы он не мог убежать, и вызвала милицию. Его повели в участок, забрали все книги и написали длинный отчет. Затем его перевели в сизо, после нескольких дней содержания в участке. Через три дня его и еще десять заключенных должны были везти в тюрьму. Но по пути в грузовик один заключенный стал убегать и один из милиционеров побежал за ним. Теперь только один сотрудник милиции остался с девятью заключенными. Один заключенный сказал на ухо Сачисуте: «Если ты хочешь домой, другого шанса не будет, милиционер не побежит за тобой, оставив восьмерых заключенных!»
Сачистута сказал: «Если ты побежишь, я тоже побегу», они договорились – и один побежал налево, а другой направо. Милиционер не знал что делать и начал кричать и ругаться.
Сачисута знал, что я в гостинице жду его, но он не хотел, чтобы милиция выследила и меня. Он добежал до леса и переночевал там под большим деревом. У него не было денег, он обдумывал, как ему вернуться в Ереван.
Он добрался до железнодорожной станции и запрыгнул на ходу в поезд до Еревана. Он стоял в коридоре, пока к нему не подошел проводник и не спросил его билет.
Проводник был армянином. Сачисута сказал, что кто-то украл его сумку, и у него нет денег и документов, но ему нужно как-то вернуться домой. Он стал горячо упрашивать проводника не высаживать его. Сначала проводник разозлился и хотел позвать милицию. Сачисута стал рассказывать о сознании Кришны. В конце концов, проводник согласился и выделил ему место в своем купе. «Как только мы приедем в Ереван, я отдам вам деньги и отблагодарю вас подарком, который нельзя нигде купить. У него нет цены. Он бесценный!» Проводник накормил его и хорошо о нем заботился.
Когда они прибыли, Сачисута спросил, в какое время лучше подойти, чтобы отблагодарить за его доброту. Проводник рассмеялся и сказал: «Лучше иди домой и всё! Я видел много таких, как ты – они уходили и уже не возвращались, чтобы повидаться со мной! Я никогда их больше не видел, и никто не пришел и не дал мне денег. Если кто-то давал что-либо перед тем, как сойти с поезда, я брал это, но я не помню никого, кто бы вернулся и дал мне хоть копейку! Я просто помог тебе – ты неплохой парень. Мне не нужно платить. Просто иди и пусть Господь будет с тобой».
Сачисута настоял на том, чтобы взять адрес проводника и, сердечно его поблагодарив, ушел. На следующий день он взял деньги и две книги и пошел домой к проводнику. Проводник был приятно удивлен видеть Сачисуту и пригласил его в дом. Сачисута преподнес ему книги с некоторыми пояснениями, проводник взял только книги, но от денег отказался. Они подружились и пообещали помогать друг другу в будущем в любых обстоятельствах. Я был счастлив слышать такую приключенческую историю от моего друга.
Всё больше и больше преданных приезжали с разных частей СССР за книгами Шрилы Прабхупады и листовками. Мы с радушием встречали этих замечательных людей и проводили с ними время, даже если это был всего один день. Каждый преданный был в чем-то по-своему уникален, и мы многому учились друг у друга. Как говорил Сачисута: «Мы должны быть похожими на пчелу, берущую нектар от каждого человека, и не должны уподобляться мухе, что летает только в грязные места и находит одни лишь ошибки».
Некоторые из приезжих преданных были уже инициированы Харикешей Свами и отдавали все свои силы, чтобы распространять милость Господа Чайтаньи. Я никогда не забуду Маму Тхакура даса, Бхарадваджа даса, Ямараджа даса, Майурадваж даса, Ягьйу деви даси, Вакрешвара Пандита даса, Вриндаван даса, Джапа даса, Амбариша даса и многие другие великие души, которые были готовы отдать жизнь за миссию Шри Чайтаньи Махапрабху. Каждый из них мог поделиться какой-нибудь захватывающей историей.
Они постоянно говорили нам о том, как важно служение армянских преданных в распространении книг Шрилы Прабхупады. Один преданный сказал: «Было бы благоразумным, если бы армянские преданные вообще не выходили на улицы распространять книги. А просто печатали, сшивали бы книги хорошего качества, а мы бы приезжали, забирали и распространяли их вместо вас! Столько людей ждут эти книги, а если вас арестуют, что мы будем делать?»
«Да, - сказал другой преданный, - представьте некоторые преданные не могут долго ждать. Они делают фотокопии «Бхагавад-гиты», сшивают и распространяют их! Некоторые преданные не имеют оригинала и делают пятую или шестую копию с копии, которые уже трудно читать. Вы едва разглядите картинки. Вы сможете понять что нарисовано, если уже имеете некоторое представление о философии или до этого видели оригинальные изображения. Иногда страницы идут не по порядку. Но люди берут даже такие книги, потому что их жажда духовного знания очень велика!»
Очень печальным моментом в жизни преданных была новость о том, что Генеральный Секретарь Коммунистической партии Советского Союза Михаил Горбачев сделал резолюцию о незамедлительном аресте всех членов движения Харе Кришна без всяких разбирательств. Но эта новость не изменила настроения преданных. Мы все делали тоже, что и до резолюции. Так как мы были готовы к аресту в любой момент, мы стали действовать немного по-другому. Угроза была частью нашей жизни, но мы ничего не могли сделать. Мы не могли избежать ареста, пока были преданы нашей миссии. Несмотря на все эти трудности, мы находили новые способы улучшать наше служение. Каждый день кто-нибудь приходил с новой идеей как улучшить служение Кришне и Шриле Прабхупаде.
Шьямакунда дас начал изготавливать экстраординарные обложки для «Бхагавад-гиты». Некоторые из них были такие красивые, что мы не хотели продавать их, и просили его позволить нам оставить их себе!
Сачисута дас стал часто посещать библиотеки, помогая сшивать книги. Например, он нашел несколько книг Карла Маркса, Максима Горького и Ленина, которые были того же размера, что и «Гита». Он вырывал страницы, а к обложке приклеивал страницы «Гиты» и сверху приклеивал обложку «Гиты» – и книга была готова. Скоро он вынес книги из всех библиотек Еревана.
Иногда, когда он не успевал наклеить сверху обложку, и шел распространять «Бхагавад-гиту», на обложке которой было написано «Ленин». Он сказал, что это хорошая идея, никто не догадается, что внутри, и легко будет объяснить людям причину, почему мы так сделали. Это всего лишь один пример того, как преданные пытались выполнить миссию:
«Распространять книги, распространять книги, распространять книги»
Иногда мы шутили, говоря, что Сачисута стал коммунистом, распространяя книги Ленина вместо «Бхагавад-гиты».
Через некоторое время я решил отправиться на Урал. Я знал этот край, так как служил там два года в армии. Свердловск или Екатеринбург был очень большим городом, и я познакомился со многими людьми. Сначала я приехал в Пермь, где получил посылку с книгами и листовками. Я распространил их очень быстро без всяких трудностей. Следующая остановка была в Челябинске, где я прождал два или три дня посылки с книгами. В дни ожидания я отдыхал и повторял мантру целый день, и планировал свое служение на следующие дни. Как только я получил книги, я пошел их распространять. Книги уходили медленно, но без проблем. Через семь дней я отправился в Екатеринбург, и по пути в автобусе я продал оставшиеся несколько книг. Было здорово снова оказаться в этом городе, но уже не в военной форме. Я пошел навестить знакомых офицеров, чтобы дать им книги Шрилы Прабхупады. Я поселился в гостинце «Уктусская гора», которая была недалеко от места, где я хотел распространять книги. Никто из преданных не был в этом городе на распространении, и это было большим плюсом, так как милиция была не в курсе, и я мог немного расслабиться.
Однажды вечером я решил распространить много листовок. Для этого я отправился в другой конец города, где планировал разнести листовки по почтовым ящикам в нескольких больших домах. Обычно все почтовые ящики в этом городе размещались на втором этаже, что позволяло мне услышать шаги того, кто идет по лестнице и уйти незамеченным. В некоторые дома было трудно попасть, так как на дверях был электронный кодовый замок. Я ждал, пока кто-нибудь войдет и шел за ним. В одном доме, люди меня приметили и смотрели очень подозрительно, так как они знали всех жителей дома, но никто ничего не сказал. Я быстро заполнил ящики и ушел. Я почти закончил распространять листовки, и решил зайти еще в один дом, перед возвращением в гостиницу. На следующий день я снова начал распространять книги. Лучше бы я этого не делал.
Я вошел в здание, поднялся на второй этаж, и принялся за работу. Вскоре я услышал, что кто-то зашел, но не слышал, чтобы он пошел по лестнице или к лифту. Я почувствовал неладное, как будто кто-то следит за мной, но у меня не было возможности бежать. Я был в ловушке. Я заполнил все ящики листовками и пошел на выход. Мои чувства были так остры, что я был на сто процентов уверен, что меня сейчас арестуют. Я пошел вниз по лестнице. Я не сделал и четырех шагов, как кто-то толкнул меня в спину, но я никого не увидел. Я развернулся опять к ящикам и стал раскладывать в них «Шри Ишопанишад». Я подумал, что если милиция собирается схватить меня, то я хотя бы спасу книги от конфискации и дам людям шанс прочитать их. У меня остались и листовки, поэтому я клал по десять, пятнадцать штук в ящик, лишь бы у меня их не осталось.
У меня остались три «Бхагавад-гиты», но они не помещались ни в один почтовый ящик, поэтому я решил выбираться из этого места как можно скорее. Я был готов ко всему и осторожно направился к двойной двери. Когда я открыл первую, за ней стояли двое. Я хотел пройти между ними, не обращая на них внимания, и старался улыбаться. Один попросил меня дать спички. Я ответил, что не курю, и тут же получил удар в живот, я упал на пол. Они стали бить меня, не говоря ни слова. Я потерял сознание, они ушли, думая, что я мертв. Я очень крепко держал сумку, чтобы они не смогли забрать её, но они даже и не пытались.
Не знаю, как долго я приходил в себя, но вскоре я встал, вышел на улицу и пошел ловить такси. Я должен был пройти по узкому подземному переходу, где не было света.
Я дошел до середины и увидел этих же двоих, направляющихся ко мне. Один из них сказал по–русски: «Ты что еще жив?» И они снова стали меня бить. Я бросил свою сумку в угол перехода и стал драться. Я спрашивал, что они хотят от меня и почему бьют. Но никто не ответил и мы стали драться еще сильнее. В один момент я не смог защититься и упал на землю. Они были вне себя от ярости и били меня везде, в том числе и по лицу. Одна женщина проходила мимо, и стала громко кричать: «Милиция, милиция, скорее! Они убьют его! Эй, люди, помогите, быстрее, помогите!»
Они остановились и сказали: «Ты знаешь, за что мы тебя бьем, разве нет?» Они стали убегать. Женщина стала кричать им вслед, спрашивая почему они меня били. Они на ходу прокричали: «Он это заслужил!»
Она подошла ко мне и пыталась помочь мне, вытирая лицо шарфом. Она стала плакать и причитать о том, что они со мной сделали. Она помогла мне встать и дойти до автобусной остановки, где я взял такси. Работник гостиницы ужаснулся, увидев меня, и стал спрашивать, что случилось. Я объяснил, что двое незнакомцев хотели украсть мои деньги, и зашел в комнату. Он хотел вызвать милицию, но я сказал, что не нужно, так как мне это сейчас уже не поможет. На самом деле, я не хотел, чтобы милиция увидела мои книги. Он послал кого-то помочь мне. Я принял душ и лег в постель. Следующие два дня я лежал, пытаясь прийти в себя. На третий день мне стало легче, и я быстро распространил все оставшиеся книги в Свердловске. Уезжая, я пообещал себе, что никогда сюда не вернусь. Я долетел до Еревана, и был опять вместе со своими друзьями. Я был уверен, что этот случай произошел при участии КГБ, однако я чувствовал себя легко, так как смог распространить все книги и вернуться, не попав под арест.

 

Глава 8

Часть восьмая

Проповедь - наша сущность
Во всех делах и начинаниях всегда
полагайся на Меня и помни,
что ты находишься под моей защитой.
Таким образом, занимаясь преданным
служением, всегда думай обо мне.
- Бхагавад-гита 18.57

В производстве книг иногда встречались такие моменты, которые могли понять и объяснить только некоторые преданные. Часть информации о производстве книг хранилась в большом секрете, и каждый знал, что определенная информация могла подвергнуть опасности преданных, игравших для нас самую важную роль, таких как Санньяса дас, Камаламала дас и позднее Брахмананда дас.
Брахмананда, например, стал печатать книги на краденой печатной машине. После того, как я женился, мы с моим сыном Сачисутой остановились в доме, где он печатал книги. Машина была украдена с помощью человека, который печатал для нас книги тайно. Когда издательство ожидало получить новый печатный станок, Брахмананда взял грузовик и забрал старый, дав этому человеку взятку. Этот станок стоит до сих пор здесь, как символ того риска, на который мы шли для печатания книг Прабхупады.
Однажды ночью три или четыре человека сломали кирпичную стену на первом этаже, занесли тяжелый печатный станок в дом и к утру построили стену заново, так что соседи не заметили что произошло. Позднее, мы переделали верхний этаж, где находился печатный станок. Сдвинув часть пола, можно было легко войти в комнату с печатным станком. Обычно, когда Брахмананда печатал, кто-нибудь стоял снаружи и громко музицировал, чтобы заглушить неприятный звук печатной машины.
Много лет спустя, после законной регистрации ИСККОН, несколько ведущих преданных и друзей движения Харе Кришна приехали в Армению. Они были рады увидеть этот станок, благодаря которому перед ними открылась ясная картина того, как печатались книги. Они попросили Брахмананду включить машину и напечатать несколько страниц «Гиты». Когда Брахмананда включил машину они взяли немного чернил и поставили точки на лбу, как если бы это был пепел со священного жертвоприношения. После того, как станок отпечатал несколько страниц, они принесли ему свои поклоны.
Однажды, Санньяса позвал меня и попросил сделать одно важное дело для Кришны. Он сказал, что человек, который печатает книги, предложил расплачиваться с ним университетскими дипломами. Преданный в Абхазии был так предан печатанию книг, что желал только одного – расстаться со своим дипломом, чтобы человек, который печатал для нас книги, мог продать его на черном рынке. Т.к. диплом имел большую ценность для типографа, а у нас не хватало денег, мы решили пойти на эту сделку. В любом случае наша публикация книг и их распространение были незаконны, Санньяса хотел, чтобы я взял диплом у абхазского преданного.
Я купил билеты на самолет и отправился на встречу к Вакрешвар Пандит дасу, он предложил свой диплом Санньясе как плату за печатание книг. Он и еще несколько преданных поехали вместе со мной за город, чтобы никто не мог найти меня и разоблачить нашу операцию. Преданные рассказывали мне вдохновляющие истории, о том, как люди принимали сознание Кришны в их стране. Атмосфера была дружеская и я был счастлив проводить с ними время. У них была небольшая ферма и две коровы. На следующий день я вернулся в Ереван с дипломом.
В следующий раз, мне повезло побывать в доме Амбариши Прабху в Сухуми, где я пытался собрать деньги для печатания книг. Он был первым преданным, которого я знал, чьи родители тоже стали преданными. У них была прекрасная семья: отец, мать и сын были очень серьезными преданными Господа Кришны. Это так вдохновляло - быть в доме, где вся семья – преданные. Они пользовались потайным шкафом с книгами и постепенно давали их преданным для распространения.
Они сказали, что будут рады, если я буду навещать их и жить у них в течение того времени, пока буду распространять книги в их городе. Я приехал туда несколько недель спустя, после резолюции Горбачева об аресте всех членов движения Харе Кришна. Многие преданные были арестованы, но я не знал об этом. Как только я подошел к их дому, двое милиционеров арестовали меня и отвезли в участок. Пока мы поднимались наверх, я услышал знакомые голоса. Сотрудник толкнул меня в комнату, где сидел Амбариша Прабху. Он был избит. Я хотел ему сказать «Харе Кришна», но он подмигнул и отвернулся, чтобы не показывать милиции, что мы знакомы.
После многих вопросов и ругательств, меня перевели во временную тюрьму, где я слышал, как Амбариша и другие преданные пели Харе Кришна. Милиционеры били меня и заставляли двух больших собак угрожающе лаять на меня. Собаки, казалось, хотели напасть на меня. Они прыгали, почти доставая до моего лица. Они очень громко лаяли, широко открывая пасти, так что слюни брызгали мне в лицо. Было ужасно видеть белые клыки этих огромных псов. Я просто закрыл глаза и стал повторять Харе Кришна мантру так громко, как только мог. Пять или шесть милиционеров, злобно шутя, смеялись надо мной. После этого они взяли и швырнули меня в камеру как кусок тряпки.
Там было еще несколько человек, они стали спрашивать, за что я арестован. Ответив на все их вопросы, я свалился на ближайшую деревянную полку.
Утром я присоединился к пению преданных из соседних камер. Было здорово быть частью особого тюремного киртана. Некоторые заключенные тоже присоединились к нам, но другие были недовольны и жаловались или критиковали нас. Один заключенный спросил, могу ли я передать важное послание его жене и брату. Он очень подробно объяснил, как добраться до его дома. Я всё запомнил, так как записать было нечем и негде. На утро третьего дня, я четко следовал его инструкциям, и его семья была благодарна за то, что я передал информацию от него. Они сказали, что позаботятся о каждом кришнаите, отправленном правительством в трудовой лагерь, так как у них там хороший друг.
Когда меня выпустили из милиции, мне вернули только некоторую часть моих денег, достаточную лишь для того, чтобы купить билет на поезд до Еревана. Они сказали, что не хотят больше видеть моё лицо, иначе точно посадят в тюрьму.
Было замечательно снова оказаться на свободе и видеть голубое небо над головой. Я был очень голоден, поэтому перед поездом зашел в магазин купить что-нибудь поесть. Потом я пошел к Черному морю покупаться и отдохнуть немного на берегу.
В ереванском храме все готовились к празднованию Джанмаштами, дню явления Господа Кришны. Мне было так хорошо быть опять вместе с преданными. В милиции забрали мои четки, но у меня не было проблем, так как Сачисута подготовил десять четок специально для преданных, вернувшихся из тюрьмы. В добавок Санньяса дас каким-то образом нашел человека, который делал тысячи четок для всех новых преданных. Мы постоянно посылали четки также и в Россию.
Сначала мы решили провести празднование в нашей арендованной квартире, где было несколько книг. На случай, если нагрянет КГБ, то книги не будут конфискованы в таком количестве, как если бы мы проводили праздник в другом месте. Всякий раз как милиция арестовывала нас, они забирали всё, что у нас было и никогда не возвращали. Однажды в центральном отделении милиции мне показали длинное помещение, половина которого была заполнена нашими книгами, бумагами, мридангами, высланными Харикешей Свами, четками, приспособлениями для переплета книг, чемоданами и т.д.
Санньяса предложил, чтобы мы провели фестиваль не на нашей съемной квартире, а где-нибудь в ближайшей деревне без церемонии огненного жертвоприношения. Всем эта идея понравилась. Мы начали делать необходимые покупки и приготовления к этому благоприятному событию. Это один из самых святых дней в движении ИСККОН – празднование явления Кришны в этот мир. Эта дата вычисляется по лунному календарю, обычно она выпадает на конец августа. Мы тайно сообщили всем преданным о месте проведения фестиваля, не пользуясь при этом телефоном, т.к. каждый звонок записывался КГБ. Так, собрав все необходимое, мы отправились в путь.
Мы отмечали Джанмаштами в красивой сельской местности. Большой дом, в котором проходил праздник, принадлежал начинающему преданному, которого знал Санньяса, и который жил там вдвоем с матерью. Мы все решили, что место для праздника выбрано удачно. Кроме того, к нам приехал преданный из Московского храма, Маму Тхакур, который замечательно вел киртаны. Он виртуозно играл на мриданге, от чего мы все были в восторге. Я помню, что именно тогда я впервые увидел преданного, одетого в вайшнавскую одежду – дхоти и курту. Маму Тхакур был монахом, брахмачари, он великолепно выглядел в одеяниях шафранового цвета - цвета целибата.
Мы начали празднование Джанмаштами в полдень, и каждый был настроен поститься до полуночи. Собралось около тридцати преданных, каждый из которых был занят каким-либо служением. Атмосфера была невероятной. Мы все ощущали свободу, и были счастливы от того, что могли, наконец-то, петь киртан настолько громко, насколько хотим, без каких-либо жалоб со стороны соседей. Но неожиданно около семи часов вечера мы услышали крики Дамаянти и Рукмини деви. Мы выбежали в прихожую, и увидели как пятнадцать милиционеров пытаются войти в дом. Дамаянти и владелица дома пытались выставить их за дверь, требуя объяснить причину их прихода и показать соответствующие документы, санкционирующие их действия. Милиционеры сказали, что так как этот город находится в непосредственной близости к границе с Турцией, они имеют право время от времени приходить с проверкой в любой дом, где проводятся какие бы то ни было собрания. В течение пятнадцати минут женщины удерживали милицию в дверях. За это время многие преданные вышли через заднюю дверь, перепрыгнули через забор и убежали. Санньяса пытался убедить Маму Тхакура тоже бежать, но тот ответил, что лучше останется с нами. К тому же на нем была традиционная вайшнавская одежда, которую он не успел снять, и которая дела не только его легко заметным, но и косвенно указывала на других, как на членов движения Харе Кришна.
В конце концов, милиционеры проникли в дом, и, как охотничьи собаки, немедленно осмотрели каждый уголок. Из-за одежды, особое внимание они уделили Маму Тхакуру, и начали поверять его документы. Похоже, они думали, что Маму Тхакур был Харикешей Свами, которого они знали как нашего главного лидера. Каким-то образом у них оказалась неверная информация о том, что преданный в шафрановой одежде – наш главный лидер из Швеции. Спустя долгое время они отвезли всех нас в отделение милиции. Примерно пятнадцать преданных были арестованы, включая домовладелицу и ее сына. Через некоторое время этих двоих отпустили, но преданные, которые пришли в их дом на праздник, оставались в отделении до восьми часов утра следующего дня. Мы решили провести громкий киртан на всю ночь, и таким образом отметить Джанмаштами. Не смотря на то, что милиция пыталась остановить нас, мы не сдались. Мы были очень голодны, но киртан был необычайно сладок. Утром, после подписания множества бумаг, всех, кроме Маму Тхакура, освободили. Два дня спустя они отвезли его в аэропорт или на ж/д вокзал и сказали никогда не появляться в Армении, в противном случае он закончит свои дни в тюрьме.
Утром мы вернулись в Ереванский храм в поисках преданных и прасада, котором мы смогли бы прервать наш длительный пост. Нас там ждали Сачисута, Харидас и Нитьянанда. Они были рады нашему возвращению, и мы обменялись историями о наших приключениях. После того, как они убежали из дома, было слишком поздно возвращаться в город, автобусы уже не ходили. Поэтому через час они вернулись к тому же дому, с мыслью о том, чтобы прокрасться внутрь, и посмотреть можно ли там остаться на ночь. Пока они заглядывали в дом через окошко ванной комнаты, они увидели одиноко сидящего Сачисуту, сквозь слезы напевающего нежную мелодию. Поприветствовав их, он с сожалением заметил, что большинство преданных не смогут принять участие в запланированных торжествах.
Харидас предложил, чтобы преданные вкусили прасад и отдохнули, но Сачисута сказал, что он не будет есть до тех пор, пока все преданные не вернуться из участка. Он пел киртан всю ночь, а утром преданные отвезли весь праздничный прасад в городской храм. После того, как обе группы преданных встретились, у нас был замечательный пир, после которого мы провели остаток дня в отдыхе. К сожалению, такие посещения КГБ стали обычным делом на праздниках. В течение нескольких месяцев сотрудники КГБ являлись почти на каждую нашу встречу и таким образом все портили. Казалось, что больше всего они опасались того, что мы соберемся в большую сплоченную группу.
Однажды Камаламала предложил отмечать наши праздники где-нибудь в лесу или в горах, чтобы никто никоим образом нас не беспокоил. Таким образом, мы приобрели хороший опыт проведения праздников на природе. Мы проводили два-три дня в гористой местности, наслаждаясь лекциями и неторопливыми беседами, а затем снова возвращались в город свежими и полными энтузиазма.
По прошествии нескольких месяцев мы все были заняты подготовкой к пиру и праздничным мероприятиям, посвященным дню рождения нашего возлюбленного духовного учителя, Харикеши Свами. Сачисута решил распространять книги в течение всего дня вплоть до самого пира. Оставшиеся готовили на кухне или украшали помещение, где планировалось провести праздничную программу. К тому времени в Армении оставалось очень мало преданных. Многие покинули страну, так как не хотели иметь никаких контактов с КГБ. Возможно, осталось не более десяти преданных, которые продолжали активно нести миссию Шрилы Прабхупады.
На праздник впервые пришел Тигран (Прана дас). Его привел Нитьянанда Рам, они были соседями и знали друг друга очень давно. Он интересовался йогой и индийской философией. Ему было около двадцати восьми - тридцати лет. Я долго разговаривал с ним и заключил, что он готов к тому, чтобы начать повторять на четках святое имя и соблюдать четыре регулирующих принципа. Мне показалось, что он обладает смирением и другими хорошими качествами.
Сачисута дас вернулся с распространения книг и был счастлив, что продал абсолютно все, что брал с собой. Как только он пришел, он сразу же начал формировать книги в стопки и упаковал несколько книг на русском в коробку для отправки в Россию. Атмосфера была дружелюбная, несколько преданных пели мелодичный киртан. Нитьянанда и Харидас рассказывали Тиграну о сознании Кришны. Санньяса, Армен и еще несколько преданных все еще готовили на кухне. Внезапно кто-то закричал: «Здесь КГБ!».
Это было как гром среди ясного неба. Все стали убегать, кроме Сачисуты, Санньясы, Камаламалы, Атмананды и Армена. Сачисута бесшумно и осторожно быстро намазал клеем всю поверхность коробки, которую он упаковывал, и поставил сверху другую коробку, чтобы сотрудники КГБ в случае обыска не смогли прочитать адрес русских преданных.
Преданные начали бегать вправо и влево и прыгать через забор. Тигран был ниже всех ростом, поэтому Нитьянанда помог ему перепрыгнуть через соседский забор. Пять или шесть милиционеров так и не смогли поймать нас. На следующий день Нитьянанда рассказал нам, как один из милиционеров бежал за ним с автоматом и кричал: «Остановись или я буду стрелять!»
Тигран убегал в большой спешке и не надел даже туфли. Мы думали: «Да, у нас появился такой замечательный человек, который был готов стать преданным, но заявилась милиция и все испортила! Возможно, мы никогда его больше не увидим из-за этого дурацкого КГБ!» Но как же мы были удивлены, когда он пришел на следующий день. Он остался снами и стал одним из самых активных распространителей книг в Армении.
Тех, кто оказался пойман, отвели в отделение милиции. На следующий день некоторых из них отпустили, остались Санньяса дас, Камаламала дас, Атмананда дас и Армен. Мы были в огромном беспокойстве – мы даже не хотели и думать о том, что этих преданных, которые были так важны для нас, посадят в тюрьму. Было удручающим и трудным находиться без них даже один день, т.к. они были старшими преданными и лидерами, от которых зависело все.
На следующий день пришла матаджи Дамаянти и рассказала, что в милиции матери Санньясы уже заявили, что его не освободят ни при каких обстоятельствах. Она предложила пойти в отделение милиции и хотя бы отнести им прасад. Мы все согласились с ней, но в то же время никто не хотел больше связываться с КГБ. Мы не знали что делать.
Вечером Нитьянанда, Харидас, Дамаянти, Прана и я пошли в участок и попросили позволить нам передать немного еды нашим друзьям. Как только мы вошли, нас попросили объяснить что мы здесь делаем. Мы начали объяснять, что наши друзья вегетарианцы и не могут есть тюремную пищу. Но они отклонили нашу просьбу.
Дамаянти была очень расстроена и начала спорить с ними. Она сказала: «Во-первых, они не виновны! Во-вторых, они не должны голодать только потому, что они вегетарианцы», но это не сработало. Напротив, ей сказали, что она будет следующая, кто попадет за решетку. Мы не понимали, что в действительности это был их последний арест, и мы очень долго их не увидим.
Через четыре дня всем нам стало ясно, что преданных увезли из участка в тюрьму. Мы пытались сделать для них что-то полезное, но не знали как. Сачисута часто плакал и говорил: «Было бы лучше, если бы меня забрали в тюрьму вместо них. Я бесполезный человек здесь. Они так много делали для Кришны; что нам теперь делать?»
Всякий раз, когда Санньяса получал деньги от распространения книг, каждые три-четыре дня он отдавал их на хранение Харидасу. Он также приобрел новый самодельный, высокого качества станок для обрезки книг, который очень помогал нам.
Мы узнали, что Санньяса поведал Харидасу некоторые секреты издания книг, и они договорились, что в случае его ареста, Харидас позаботится о нашем маленьком БиБиТи (Bhaktivedanta Book Trust). Так началась наша новая жизнь без преданных, которые были нашими лидерами.
Средства массовой информации делали все, что могли, чтобы показать, что кришнаиты – сумасшедшие с промытыми мозгами, и писали различные лживые статьи. Однажды показали телепередачу, на которую пригласили одну женщину, которую представили как мать Камаламалы. Она плакала на экране телевизора и говорила о том, насколько ужасна кришнаитская культура, о том, как два ее образованных сына были втянуты во все это, и предостерегала всех родителей быть максимально осторожными со своими детьми.
В общем, мы были обескуражены, гадая кто следующий попадет в тюрьму. Дошло до того, что некоторые преданные боясь сложившейся ситуации, в конце концов даже перестали приходить в храм, постепенно бросив повторять джапу и следовать принципам.
Пребывание наших руководителей в тюрьме было столь удручающим, что иногда мы днями не выходили на улицу, и лишь воспевали святое имя, ели и спали. У нас не было настроения делать что-либо еще. Иногда мы спали даже днем. Единственным, кто что-то делал был Сачисута – он подготавливал все больше и больше книг для распространения и подбадривал нас. Он был серьезен, и казалось, что он живет в другом мире. Он делал все, что не желали делать мы. Он работал так смиренно, что мы часто не замечали насколько он был занят. Например, зачастую он был единственным, кто мыл пол, ходил в магазин, чистил кастрюли и т.д.
Однажды, он собрал нас и высказал свое мнение насчет сложившейся ситуации. Он сказал: «дорогие братья, я знаю, что это очень трудное время для всех нас. Нас накрыла черная полоса, но мы должны воспринимать все, как милость Господа, и пытаться делать что-то замечательное, не обращая внимания на ту ситуацию, в которой мы находимся. Верите вы или нет, это трюк иллюзии и проверка Кришны. Мы должны сдать этот экзамен, используя все средства. В противном случае, все, что мы совершили до сих пор, скоро забудется. Все, что мы уже сделали, станет нулем».
«Теперь, мы должны доказать КГБ, что Санньяса и другие не являются нашими лидерами, и арестовав их, они не остановят распространение книг. Наши лидеры – Харикеша Свами и Кришна. Мы делаем все, что говорят нам они, и Санньяса лишь один из нас. Если мы прекратим распространять книги, в КГБ поймут, что они действительно арестовали наших руководителей. Поэтому я думаю, что мы должны выходить на улицу и распространять книги с еще большим энтузиазмом, чем раньше! Если кто-нибудь не согласен, он может идти домой отдыхать. Кто хочет нести миссию Шрилы Прабхупады может остаться здесь со мной и пройти через все эти трудности»,
«Помните», - сказал он – «каждый раз, когда мы получаем письмо от гуру или он звонит нам, он говорит о том, чтобы мы никогда не прекращали производить и распространять книги, поэтому мы должны следовать его наставлениям и Кришна позаботится о нас».
Это был серьезный аргумент, и в течение долгого времени никто не проронил ни слова. Мы смотрели друг на друга, открывая свои сердца без единого слова. Молча мы все признали, что он был абсолютно прав. Но мы вовсе не знали что делать.
Некоторые преданные приняли решение пойти домой, и только Адвайта, Прана, Сачисута и я остались в том месте, которое мы называли «храмом». Харидас и Нитьянанда решили жить дома, но части приходили помогать. В течение этого времени пара преданных, Туласи дас и Мадонна, приезжали к нам из Сухуми. Они выразили свое сильное желание стать преданными и рассказали о трудностях, которые они испытывают, практикуя сознание Кришны в доме ее родителей. Отец Мадонны был очень недоволен тем, что его дочь связана с ИСККОН. Он несколько раз пытался отвезти ее в психиатрическую клинику и однажды даже вызвал милицию. Поэтому они с мужем сбежали из дома почти без вещей. Некоторое время они были в Москве, где встретили преданных, а затем решили приехать в Ереван, чтобы помочь печатать книги. Они привезли с собой новый станок для разрезания книг, который был изготовлен специально для изготовления книг в домашних условиях.
Этот станок делал весь процесс более удобным, так как он давал нам возможность делать еще одну операцию дома, а не нести книги к обрезчику, а потом обратно. На новом станке мы могли делать пять книг одновременно, и на нем все получалось гораздо лучше, чем делал обрезчик, к которому мы вынуждены были ходить. У машины был металлический пресс и, установленный на ручке острый диск, который ходил туда-сюда в желобке, как колесо поезда. Отрезав, мы немного сдвигали диск и снова срезали неровности краев страниц.
В тот день, когда я поехал за Туласи дасом, чтобы отвезти его на только что арендованную нами квартиру, станок был у него в сумке. Он решил, что поедет на метро. Я предположил, что для нас будет гораздо безопаснее сесть на автобус, но так или иначе он принял решение воспользоваться метрополитеном. Так как он был старшим преданным и к тому же инициированным, я не стал с ним спорить. Но когда он проходил через узкий проход турникета, раздался громкий звук, так как закрываясь, металлические ворота ударились об угол станка.
Стоявший поблизости милиционер подозрительно посмотрел на Туласи и немедленно остановил его. Туласи дал мне знак, чтобы я не останавливался, таким образом милиционер не понял, что мы были вместе. После нескольких вопросов милиционер повел Туласи в комнату милиции. Я почувствовал себя очень нехорошо и начал отчаянно молиться о помощи. Я постоял некоторое время на платформе, но потом все-таки уехал, так как не знал что делать.
Я пытался представить себя на месте его жены, которая только что сбежала от своего отца, а теперь арестовали ее мужа. «Бедная женщина», - думал я по дороге домой. После долгих раздумий я решил, что будет лучше, если я вернусь в храм немного позже. В случае, если Туласи отпустят, я попаду туда позже него и тем самым не принесу его жене и преданным плохие новости.
Чтобы потянуть время, я начал продавать книги. Когда я вернулся, то увидел, что Туласи, по милости Кришны, был уже в храме. Я спросил его, как он освободился. Он сказал, что объяснил милиционеру, что он инженер, приехавший в Ереван из Москвы только на три дня, чтобы представить некоторым армянским ученым свое изобретение. Он сказал ему, что как раз едет на встречу с одним из самых важных ученых. Поверив ему, милиционер попросил Туласи показать, как работает аппарат, что тот и сделал. После этого милиционер отпустил его и даже пожал ему руку.
Президент московского храма попросил Туласи прислать список имен всех активных преданных Еревана, чтобы они стали формальными членами движения Харе Кришна и получили инициацию у Шрилы Харикеши Свами. Были отправлены все наши имена, включая мое и Сачисуты. На церемонии инициации каждый преданный обещает духовному учителю всегда повторять шестнадцать кругов Харе Кришна мантры на четках каждый день и следовать четырем регулирующим принципам – не есть мяса, не принимать интоксикаций, не заниматься незаконным сексом и не играть в азартные игры. Духовный учитель дает кандидату новое духовное имя и свое согласие вести преданного в его духовной жизни до конца дней.

 







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 302. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия