Студопедия — СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ






Специфика социального познания. В научном познании достаточно четко различаются два основных типа наук — естественные и социальные (гуманитарные или социально-гуманитарные). Естественные науки представляют собой совокупность наук о природе, а социальные — об обществе. Хотя указанные типы наук являются ветвями единой науки как целого, каждый из них имеет свои особенности. Что касается социального познания, то его специфика выражается в следующем.

Во-первых, предметом социального познания является мир человека, а целью — исследование общества, т. е. деятельности людей от отдельных личностей до их групп во всех формах ее проявления, прежде всего в форме практики. Этот предмет имеет субъективное измерение, поскольку в него всегда включен человек, выступающий как «автор и исполнитель своей собственной драмы» (К. Маркс), которую он сам и познает. Поэтому задача социального познания заключается в том, чтобы понять человека не просто как объект, а как субъект деятельности. В общественных отношениях, где люди выражают свои интересы, а также ставят и преследуют определенные цели, тесно переплетаются материальное и идеальное, объективное и субъективное, рациональное и иррациональное, сознательное и стихийное и т. д. Это чрезвычайно усложняет процесс социального познания, которое должно постигнуть как объективное, выступающее в виде законов, так и субъективное, представляющее собой индивидуальные цели, интересы, намерения и другие характеристики человеческой личности.

Во-вторых, взаимосвязь объекта и субъекта социального познания носит чрезвычайно опосредованный характер. Об этом уже в конце XIX в. применительно к истории говорили немецкие философы В. Виндельбанд и Г. Риккерт, принадлежавшие к баденской школе неокантианства По их мнению, связь исторической науки с социальной реальностью происходит через источники, которые включают в себя материальные остатки прошлого, а также хроники, документы, письма и т. д. Непосредственными объектами исторического исследования являются эти источники, поскольку социальная реальность отделена от историков непреодолимым барьером времени. Социально-гуманитарное познание представляет собой отражение отражения, т. е. мысли о мыслях, слова о словах, тексты о текстах и т. д. Российский ученый М. М. Бахтин отмечал, что сознание и мышление человека предстают перед исследователем в форме текстов, опосредованных языково-знаковым выражением. Таким образом, можно говорить о текстовой природе социального познания как об одной из его особенностей.

В-третьих, социально-гуманитарное познание представляет собой ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия, поскольку последнее всегда является осмысленным. В его рамках предмет рассматривается как носитель смысла, а не пространственно-временных характеристик. Иными словами, в сфере гуманитарного познания апеллируют не к природной сущности предмета, а к ее смыслу. Это познание неразрывно связано с ценностями, которые распадаются на предметные и субъективные. Предметные ценности представляют собой оценку явлений с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости и т. д., а субъективные включают в себя установки, взгляды, убеждения, цели и др. Они указывают на культурное значение, которое имеют определенные явления действительности. Ценностный аспект социального познания отражается на содержании получаемого в нем знания, а также на выборе его предмета и методов, понятийного аппарата и т. д.

В-четвертых, социальное познание имеет диалогическую природу. В отличие от естественнонаучного познания, в нем нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами, ни каким бы то ни было другим подобным средством. По словам Маркса, все эти средства должна заменить «сила абстракции». Поэтому в социальном познании исключительно важную роль играют формы, а также принципы и методы мышления. Одной из форм постижения социальных объектов является диалог, сторонами которого могут выступать личности, тексты, культуры и т. д. Он представляет собой форму устного общения между двумя или более лицами, которая может быть закреплена в письменном виде. В ходе диалога происходит погружение в мир символов другого субъекта, имеющее своим результатом постижение его чувств, мыслей и стремлений.

В-пятых, социальное познание ориентируется преимущественно на выявление качества изучаемых явлений.- Поэтому количественные методы используются в нем значительно меньше, чем в естественнонаучном познании. Однако и в социальном познании, уделяющем главное внимание анализу единичного, все шире используются символизация, формализация и другие количественные методы, которые ассоциируются прежде всего с математикой. Еще в XVII в. нидерландский мыслитель Б. Спиноза при построении своей философской системы взял за образец геометрию, которая со времен Евклида считалась эталоном научной строгости. Его младший современник Г. Лейбниц, считающийся основоположником современной логики, мечтал о том времени, когда философы прекратят бесполезные споры, возьмут в руки грифели и, сев за доски, скажут друг другу: «Давайте вычислять!»

В-шестых, социальное познание характеризуется отсутствием общепризнанных парадигм подвижностью и расплывчатостью эмпирического базиса, а также сложной природой теоретических обобщений, связанной прежде всего с включенностью в них ценностно-смысловых и личностных компонентов. Поэтому особое значение в нем приобретает философия, выступающая в качестве его методологической основы. Помимо философских и общенаучных методов, в социальном познании широко используются такие приемы, которые непосредственно обусловлены спецификой его предмета. К ним относятся диалог, а также понимание, биографический и автобиографический метод, самонаблюдение, тестирование, опросы и т. д. Так, понимание представляет собой процедуру постижения и порождения смысла. Категориальный статус ему придал Ф. Шлейермахер, понимавший его как процедуру обнаружения смысла текста. В. Виндельбанд и Г. Риккерт предложили неокантианскую версию понимания, трактуя его как сущность идеографического метода, схватывающего индивидуальные особенности исторических фактов. Из исторического познания понимание было перенесено в социальное, а затем стало рассматриваться как основа познания вообще. Что касается биографического и автобиографического метода, а также самонаблюдения, тестирования, опросов и других приемов, используемых в исследованиях по социальной работе, то они будут рассмотрены в последующих главах.

Законы общественного развития. Современное понимание сущности общества как особой формы целенаправленной и разумно организованной деятельности людей во многом базируется на идеях и концепциях, сформировавшихся во второй половине XIX в. Речь идет прежде всего о диалектико-материалистической концепции общества, натуралистическом подходе к объяснению феноменов общества и человека, а также идеалистических моделях развития общества. Заслуживают внимания также концепции общества, выработанные в XX в. философской мыслью Запада.

Сущность диалектико-материалистической концепции общества, разработанной Марксом и его последователями, заключается в положении о способе производства материальных благ, который складывается объективно (т. е. независимо от воли и сознания людей) и определяет в основном бытие «социального организма». По словам создателя этой концепции, из формы материального производства «вытекает, во-первых, определенная структура общества, во-вторых, определенное отношение людей к природе. Их государственный строй и их духовный уклад определяется как тем, так и другим». В диалектико-материалистической концепции общества история предстает как «естественно-исторический процесс», в котором действуют объективные «законы-тенденции» в сочетании с субъективными факторами. По мнению специалистов, сильной стороной этой концепции является учение об особой «чувственно-сверхчувственной» природе «социальной материи» и двойственности бытия человека и общества, а также представление об этапах эволюции социальных связей в зависимости от форм бытия людей и их совместной деятельности. В то же время некоторые положения диалектико-материалистической концепции общества, в частности о базисе и надстройке, о частной собственности, о примате классового подхода и исторической миссии пролетариата, а также о неизбежности мировой революции, не получили четкого подтверждения в реальной общественно-исторической практике XX в. Кроме того, не увенчался успехом грандиозный социальный эксперимент по построению социалистического общества в условиях капиталистического окружения, получивший теоретическое обоснование в трудах Ленина.

В XX в. продолжалось развитие концепций, основанных на натуралистическом подходе к объяснению феноменов человека и общества. В рамках этих концепций общество рассматривается как естественное продолжение природных и космических закономерностей, а ход истории и судьбы народов определяются в основном ритмами космоса и солнечной активности (А. Чижевский, Л. Гумилев), особенностями природно-климатической среды (Л. Мечников) или эволюцией природной организации человека и его генофонда [4]. При этом общество характеризуется как высшее, но далеко не самое удачное творение природы, а человек — как самое несовершенное живое существо, отягощенное генетически стремлением к разрушению и насилию. Это ведет к нарастанию угрозы самому существованию человека, а также определяет возможность перехода его в иные, «космические» формы бытия (К. Циолковский).

В идеалистических концепциях развития общества, представленных как религиозными, так и философскими учениями, его сущность усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов и других идеальных образований. В религиозных учениях она заключается в идее божественного предопределения устройства общества, которое должно обеспечить человеку условия для достойной встречи с Богом в его настоящей и будущей жизни. Так, в христианстве земная жизнь рассматривается только как предисловие к небесной. В исламе от человека требуется строгое следование шариату — кодексу правовых и моральных норм, в которых выражается воля Аллаха. Жизнь человека в буддизме и ряде других восточных религий определяется прежде всего законом кармы, согласно которому приятность или тягость его переживаний, а также нынешнего жизненного опыта обусловлена поступками, совершенными им в прошлых жизнях. Что касается философских учений, то из них наиболее ярким образцом идеалистического подхода к обществу является система Гегеля. Первоосновой всего существующего в ней выступает абсолютная идея — творческое духовное начало, проявляющее себя в природе, истории и сознании. Соответственно формам бытия абсолютной идеи система Гегеля состоит из трех частей: логики, философии природы и философии духа. Логика включает в себя учение о бытии, учение о сущности и учение о понятии. Философия природы содержит три раздела: механику, физику и органическую физику. Философия духа, выступающая как завершающая часть системы Гегеля, также распадается на три раздела: субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух. Последней формой проявления абсолютной идеи является философия, в которой человечество приходит к осознанию самого себя.

Говоря о концепциях общества в современной западной философии, трудно выделить какой-то один доминирующий подход, хотя многие из них связаны со структурно-функциональным анализом К Так, Э. Дюркгейм утверждал, что общество представляет собой реальность особого рода, которая не сводима к другим и воздействует на человека на основе идеи общественной солидарности, базирующейся на разделении труда. М. Вебер в рамках созданной им «понимающей социологии» анализировал феномен бюрократии и протестантскую этику, которая, по его мнению, выражает «дух капитализма». К. Поппер выступил в области социальной философии с резкой критикой марксизма, которому он приписывал «профетические» функции Он отрицал объективные законы общественного развития, а также возможность социального прогнозирования. Идеалом для Поппера выступает «открытое общество», под которым в западных социально-философских учениях имеются в виду демократические общества, характеризующиеся плюрализмом в экономике, политике и культуре, а также развитыми структурами гражданского общества и правового государства.

Ни один из упомянутых подходов не может претендовать на абсолютную истину, а отражает лишь определенный аспект той сложной реальности, которая обозначается термином «общество». Однако при любом подходе для философского понимания общества необходимо решить двуединую задачу: во-первых, понять место общества как системы в общем устройстве мира, а во-вторых, уяснить общие инварианты социального устройства на всем протяжении его исторического развития. Общепризнано, что общество вырастает на базе природы, но в процессе своего становления и развития начинает все больше отличаться от своей исходной основы. Законы естествознания, описывающие поведение природных объектов, опираются на повторяющиеся события, на основе которых они и выводятся. Законы общественного развития, описывающие социальную реальность, тоже опираются на определенную повторяемость основных тенденций и событий. Однако эта повторяемость носит иной характер и определяется тем, что общество представляет собой систему открытого типа, в которой целое в структурно-функциональном отношении первично по отношению к своим частям. В качестве социальной материи выступает человеческая деятельность, формами реализации которой являются экономика, политика, религия, наука, право, мораль и т. д. Все, что существует в обществе, представляет собой то или иное проявление этой деятельности, которая втягивает в свою орбиту как природные, так и культурные объекты. Законы, описывающие поведение сложных социальных систем, исходят из высокой степени неопределенности аналогичных явлений. Это дало основание утверждать, что их следует квалифицировать как законы-тенденции.

Теоретическое осмысление социальной работы. Как и любая другая деятельность, социальная работа на определенном этапе своего развития становится предметом теоретического осмысления, имеющего своей целью установление того, что она собой представляет. Результатом такого осмысления является знание, относящееся к сфере науки. Таким образом, социальная работа существует не только в виде профессии, но и в виде науки.

Социальная работа как профессия сложилась на основе благотворительной деятельности, представляющей собой помощь нуждающимся. Согласно общепринятому мнению, с этой деятельностью ее объединяет общая альтруистическая установка. Будучи выражением душевной доброты, благотворительная деятельность была объявлена христианством богоугодным делом, поскольку она вытекала из сущности Бога, представляющей собой не что иное, как любовь ко всем людям. Человек, который не любит других людей, никогда не будет им безвозмездно помогать. Иными словами, душевная доброта является необходимым условием помощи нуждающимся. Однако менее очевидно то, является ли она достаточным условием такой помощи.

Пока помощь нуждающимся совпадала с благотворительностью, для нее было достаточно душевной доброты. Именно от такой доброты бедные люди отдавали свои последние гроши тем, кто был еще беднее, а богатые тратили огромные средства на благотворительные цели. В течение многих столетий, благотворительность играла важную роль в деле помощи нуждающимся, но к концу XIX в. стало очевидно, что ее возможности ограничены. Социальные проблемы приобрели к тому времени такой размах, что справиться с ними смогли бы только люди, обладавшие специальными знаниями. Овладевая такими знаниями, социальные работники становились профессионалами. Поэтому можно сказать, что становление социальной работы как профессии было в то же время становлением ее как науки.

Социальная работа представляет собой единое целое, аспектами которого являются профессия и наука. Действительно, профессиональный подход к делу помощи нуждающимся предполагает использование знаний, получаемых наукой. Используемые в практике социальной работы, эти знания делают ее более эффективной. С другой стороны, предметом теории социальной работы является ее практика, представляющая собой деятельность людей, которые занимаются профессиональной помощью нуждающимся. Таким образом, в социальной работе профессия и наука неразрывно связаны друг с другом.

Соединяя в себе черты различных профессий, социальная работа имеет интегральный характер. Помощь нуждающимся, которой сперва занимались педагоги, психологи, медики и другие специалисты, стала затем особой профессией, получившей название социальной работы. Отражая интегральный характер профессиональной помощи нуждающимся, теория социальной работы сложилась на стыке различных дисциплин. Иными словами, она явилась результатом междисциплинарных исследований.

Под междисциплинарными исследованиями имеется в виду форма организации науки, предусматривающая сотрудничество между представителями различных дисциплин в решении комплексных проблем. Междисциплинарные исследования предшествуют изменениям в системе организации труда, обеспечивающей производство знаний. Обращение к ним вызывается несоответствием между содержанием научных проблем и дисциплинарной организацией науки, под которой имеется в виду ее членение на относительно самостоятельные дисциплины. Эти проблемы требуют своего решения, хотя они и не принадлежат ни к одной из научных дисциплин. Поэтому за их решение берутся в ряде смежных дисциплин, к которым они наиболее близки. Так начинается процесс, который приводит к созданию новой научной дисциплины.

Будучи результатом междисциплинарных исследований, теория социальной работы сложилась благодаря усилиям психологов, медиков, педагогов, социологов, юристов, философов, а также представителей других областей знания, которые исследовали различные аспекты помощи нуждающимся. Так, психологов в этих исследованиях интересовали прежде всего проблемы человеческой личности, медиков — проблемы защиты здоровья людей, педагогов — проблемы их воспитания, социологов — проблемы социальной структуры общества, юристов — проблемы законодательной базы профессиональной помощи нуждающимся, а философов — ее самые общие проблемы. Обусловленные мировоззренческим характером философского знания, эти последние проблемы касаются сущности, структуры, а также целей и средств социальной работы. Они образуют фундамент науки, получившей название теории социальной работы, или социономии.

Рассматриваемая как область знания, социономия представляет собой науку, предметом которой является профессиональная помощь нуждающимся. Иными словами, в центре ее внимания находится деятельность социальных работников. Для того чтобы она была эффективной, социальные работники должны разбираться в личностных проблемах, а также владеть технологией их разрешения. Поэтому можно сказать, что социономия является наукой о личностных проблемах[5] и технологии их разрешения.

Становление социономии как науки происходило в период между двумя мировыми войнами, когда социальная работа получала все более широкое распространение в различных регионах мира. В настоящее время социономия является довольно зрелой областью знания, имеющей вполне определенные задачи. Эти задачи могут быть сформулированы следующим образом: 1) разработка эффективных методов распознавания личностных проблем, 2) разработка моделей гуманизированной социальной среды, а также способов их практического осуществления, 3) разработка процедур экспертных социальных оценок, 4) анализ существующих форм и методов социальной работы, 5) разработка технологии разрешения личностных проблем и 6) проектирование организационных структур социальной работы.

Все науки подразделяются обычно на две группы — фундаментальные и прикладные. Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Непосредственная цель прикладных наук заключается в применении результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Социономия является прикладной наукой, поскольку получаемые в ней результаты используются для решения практических задач. Эти задачи возникают в повседневной жизни людей, которые часто не могут справиться с ними без посторонней помощи. Направленная на человека с его проблемами, социономия принадлежит к числу гуманитарных наук. Она тесно связана с другими гуманитарными науками, прежде всего с социологией, психологией, правоведением, педагогикой и социальной медициной, которые сыграли важную роль в формировании ее понятийного аппарата.

Важнейшим компонентом логически упорядоченного знания является понятийный аппарат науки, т. е. совокупность понятий, которые позволяют в обобщенной форме отразить изучаемые в ней явления, а также связи между ними. Он формируется в процессе обобщения результатов эмпирических исследований путем применения абстрагирования, идеализации и других познавательных процедур. Наиболее важные понятия науки, составляющие основу ее аппарата, называются категориями. Категории социальной работы распадаются на три группы, хотя границы между ними относительны и проницаемы.

Первая группа категорий социальной работы включает в себя понятия, которые не являются специфическими для нее, поскольку обозначаемые ими явления и процессы изучаются также другими науками (например, «социальные отношения», «социальная деятельность», «социализация», «личность» и т. д.). Что касается второй группы, то она включает в себя категории, относящиеся преимущественно к социальной работе, но используемые также другими отраслями знания (например, «психосоциальная работа», «социальная реабилитация», «социальный конфликт» и др.). Наконец, третья группа включает в себя понятия, являющиеся собственно категориями социальной работы. К ней относятся такие понятия, как «социальный работник», «социальное обслуживание», «адресная социальная помощь» и т. д.

Помимо уровня обобщения, основанием для деления категорий социальной работы может служить их содержание. Исходя из этого основания, категории социальной работы могут быть разделены на две группы. Первая из этих групп включает в себя понятия, отражающие специфику социальной работы в различных сферах жизни общества. Так, категориальный аппарат социальной работы в сфере образования отличается от тех понятий, которые используются в сфере здравоохранения. Что касается второй группы, то она включает в себя понятия, отражающие различные аспекты деятельности социальных работников — управленческий, экономический, технологический и др.

Помимо категорий, важнейшим структурным элементом социальной работы как области научных исследований являются ее закономерности. Под закономерностями в науке имеются в виду наиболее существенные, устойчивые и необходимые связи между исследуемыми явлениями. В социальной работе они представлены тенденциями становления и развития профессиональной деятельности, направленной на помощь нуждающимся. Выявление этих тенденций, делающее более эффективной практику социальной работы, является одной из задач, которые стоят перед ее исследователями.

По мнению Е. И. Холостовой, в качестве основной закономерности можно выделить взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы. Это мнение основывается на том, что сам факт введения социальной работы как особой профессиональной деятельности связан с переориентацией социальной политики с больших групп населения на индивида и семью, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Отсюда следует, что закономерна также взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы. Так, ориентация социальной работы на оказание помощи различным группам населения, испытывающим жизненные трудности, а не только инвалидам или престарелым, свидетельствует о появлении ясного видения целей социального развития.

В социальной работе можно выделить управленческие отношения, а также взаимодействие специалиста и клиента. Управленческие отношения в сфере социальной работы подчиняются таким закономерностям, как зависимость эффективности социальной защиты от структурной полноты и завершенности системы органов социального управления и учреждений социального обслуживания, зависимость результативности социальной защиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового корпуса органов государственного управления, взаимозависимость между социальной работой и непротиворечивостью ближайших и долгосрочных целей социальной защиты и т. д. Что касается взаимодействия специалиста социальной работы и его клиента, то оно основывается на таких закономерностях, как совместная заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия, целостность и комплексность воздействия социального работника на клиента, соответствие полномочий и ответственности социального работника, соответствие уровней развития социального работника и клиента социальных служб и т. д.

Закономерности социальной работы носят объективный характер, т. е. не зависят от воли и сознания людей, которые трудятся в ее сфере. Поэтому эффективность деятельности социального работника в значительной степени зависит от того, насколько осознанно он применяет их на практике.

Контрольные вопросы

Что такое естественные науки? социальные науки?

Что такое общество?

Что такое диалог?

Что такое понимание?

Что такое благотворительная деятельность?

Что имеется в виду под междисциплинарными исследованиями?

Что имеется в виду под дисциплинарной организацией науки?

Что представляет собой социономия?

Какие науки называются фундаментальными?

Какие науки называются прикладными?

Что такое понятийный аппарат науки?

Что имеется в виду под закономерностями?







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 1742. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.057 сек.) русская версия | украинская версия