Студопедия — История Дхрувы Махараджа
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

История Дхрувы Махараджа






Послушай, мама, Я расскажу тебе, как пятилетний мальчик Дхрува достиг самого возвышенного положения во Вселенной. Сваямбхува Ману, порожденный умом Господа Брахмы, был очень могущественным и великим Ману, его тело было практически духовным. У Сваямбхувы Ману родилось двое сыновей — Прияврата и Уттанапада, которые милостью Господа Брахмы стали великими царями. Царь Уттанапада имел двух жен — Суручи и Сунити. Суручи родила семь сыновей, одного из которых звали Уттама, а у Сунити был единственный сын по имени Дхрува.

Суручи была любимой женой царя Уттанапады, а Сунити, забытая мужем, стала ее служанкой. Сунити так страдала, что ее слезы могли растопить камни и иссушить океан. Будучи царицей, ей приходилось есть лущеный рис и несоленые овощи. Сунити и ее сын Дхрува терпели много страданий.

Однажды царь сидел на своем драгоценном троне, лаская Суручи и ее сына Уттаму вместе с шестью его братьями. Дхрува, с головы до пят в пыли после игр с друзьями, тоже подбежал к отцу и хотел забраться на трон, но семеро сводных братьев столкнули его на пол. Почувствовав себя униженным, Дхрува заплакал, но отец, ни в чем не отказывая Суручи, промолчал. Откуда было мальчику знать, что его мать не пользуется любовью отца?

—Ты напрасно плачешь, — накинулась на него Суручи. — Ты, сын служанки, глупо думаешь, что можешь сидеть на царском троне?! Из жизни в жизнь твоя мать ни разу не служила Господу Кришне. И тебе не стыдно садиться на трон? Ты сын несчастной грешницы, разве ты можешь сидеть на таком почетном месте?!

Дхрува с плачем убежал к матери.

—Мама, Суручи столкнула меня с трона! Она говорит, ты не служила Кришне. Она сказала, мне должно быть стыдно садиться на царский трон. До сегодняшнего дня я не знал, что ты ее служанка. Это правда? Мне так странно было это услышавть!

—Дорогой сынок! — плакала в ответ Сунити, — я очень несчастна. В течение многих рождений я и не думала служить Кришне, хотя, в сущности, все Его слуги. Не плачь больше, если кто-нибудь обидно назовет тебя сыном служанки!

Дхрува, ты не очень дорог своему отцу, поэтому тебя наказали, когда ты забрался на его трон. Не плачь Дхрува, послушай меня. Твоя мачеха очень счастлива, потому что в прошлом поклонялась Господу Кришне. Тот, кто служит лотосным стопам Господа, получает исполнение всех желаний, не говоря уже о каком-то троне. Поэтому забудь обиды, поклоняйся Кришне, и ты без труда достигнешь всего. Мальчик мой, уже потому, что ты мой сын, тебе придется выслушивать насмешки от людей. Разве ты можешь забраться отцу на колени? Это большая честь! Я очень несчастна, с самого рождения на свет!

Слезы катились у Сунити по щекам. Она продолжала:

—Сынок, только Кришна может спасти тебя от печали. Даже такие великие полубоги, как Брахма и Шива, служат Кришне, поэтому они обрели столь высокое положение во Вселенной. Если ты будешь поклоняться Кришне, тебя станут почитать все три мира, не говоря уже о том, чтобы сесть на трон. Дхрува, ты можешь достичь Кришны в Мадхуване, одном из двенадцати лесов Вриндавана. Если ты добьешься царского трона, ты оправдаешь свое имя, потому что Дхрува означает «твердая решимость».

Освятив свою голову пылью со стоп матери, Дхрува решил покинуть дом. По звездам это был очень благоприятный момент. Увидя Дхруву, погрузившегося в размышления о лотосных стопах Кришны, полубоги, радостно восклицая, одобрительно закивали головами. Твердо решив в сердце достичь цели — любви к Кришне — Дхрува отправился в лес Мадхуван. Хотя по дороге он вдоволь мог пить воды из чистых ручьев и есть фрукты, щедро даруемые деревьями, Дхрува постился. Он не обращал внимания на голод и жажду, и упорно шел к своей цели. Видя это, полубоги заволновались, как бы своими аскезами мальчик не пошатнул их положения.

Вдруг Дхрува встретил Нараду Муни.

—Ты сын царя, — обратился к нему мудрец, — В таком юном возрасте ты должен играть с ребятами. Почему же ты затаил гнев в своем сердце? Традиция такова, что маленький мальчик не может отправиться в лес совершать аскезы. Когда ты подрастешь, ты сможешь служить Кришне.

—Нарада, а что если я умру в детстве? — ответил Дхрува.

Нарада счастлив был увидеть такую глубокую решимость и дал Дхруве мантру из двенадцати слогов: ом намо бхагавате васудевая.

—Нарада, — сказал Дхрува, — я так страдаю без служения Кришне! Моя мачеха глубоко ранила мне сердце своими словами. Но ты очень добр. Ты видишь мою жалкую участь, молю тебя, избавь меня от печали и расскажи о Кришне. Я слышал, что служа Кришне, я достигну самого высоко положения, о котором не мечтали даже мой отец и предки.

—Дхрува, иди в Мадхуван на берегах Ямуны во Вриндаване, и предайся медитации, все время повторяя: ом намо бхагавате васудевая. Очень скоро ты достигнешь цели.

Дхрува был счастлив получить посвящение от Нарады. Он почтительно поклонился великому мудрецу и отправился во Вриндаван. Через семь дней он добрался до Мадхувана. Увидя деревья желаний Враджа-дхамы, он освободился от невежества. Живя в прекрасном лесу Мадхуван, Дхрува чувствовал все возрастающее блаженство. Первый день он постился. Наутро он поднялся рано, искупался в Ямуне и стал повторять мантру. Не чувствуя ни голода, ни жажды, Дхрува проливал слезы радости. Через пять или семь дней он съел один плод бадари (дикий безвкусный фрукт) и выпил несколько капель воды с листьями куркумы.

Дхрува совершал свои аскезы месяц. Все это время он стоял на одной ноге и, сложив молитвенно руки, повторял двенадцатисложную мантру: ом намо бхагавате васудевая. Он не прерывал медитации даже в иссушающую жару, в холод не выходил из Ямуны. Он терпел все страдания, приносимые сезоном дождей. Так, продолжая медитировать на Господа, Дхрува вошел в самадхи.

Полубоги, боясь потерять свои посты, с изумлением взирали на суровые аскезы пятилетнего Дхрувы. Брахма, Индра, Кувера, Варуна решили, что Господь Кришна поможет Дхруве, лишив их власти, и задумали отвлечь мальчика от его суровых обетов. Так они появились в Мадхуване. «Дхрува, ты пришел сюда умереть?» — крикнул ему в ухо один, — «Умер твой отец, Дхрува», — говорил другой, — «Посмотри, выползла ядовитая змея, сейчас она укусит тебя!» — «Дхрува, умерла твоя мать!» — «Скорей беги отсюда, Дхрува! Лес охвачен пожаром, который скоро поглотит тебя!»

Видя, что Дхрува остается непреклонным и ко всему безразличным, Индра, возвышаясь на своем слоне Айравате, напал на него. Не сумев пронзить мальчика бивнями, Айравата сдавил его хоботом. Дхрува продолжал бесстрашно стоять. Ваю принял облик питона и попытался задушить Дхруву. Сурья в облике страшного тигра пришел напиться его крови. Связав Дхруву змеями, он хотел бросить мальчика в огонь. Чандра толкал его в Ямуну.

Но какой вред принесут даже миллионы змеиных укусов тому, кто повторяет имена Кришны? Тщетно попытавшись прервать решительную медитацию Дхрувы, полубоги разбежались. А Дхрува невозмутимо продолжал медитировать, сосредоточившись на лотосных стопах Господа Васудевы.

О дорогая Моя мать, пока Дхрува стоял на одной ноге на берегу Ямуны, Нарада Муни посетил Вайкунтху. Извлекая из своей вины сладкие звуки, Нарада Муни предстал перед Вишну, который сидел на Своем троне рядом с Лакшмидеви. Мягко улыбнувшись, всеведущий Господь Вишну сказал:

—Нарада, почему сегодня Я не чувствую удовольствия, слушая твою вину?

—О лотосоокий Господь, Ты не получаешь удовольствия от моей музыки, потому что думаешь об одном Своем преданном. Ты Господь нищих.

—Кто этот преданный, что помнит обо Мне?

—Дхрува, сын царя Уттанапады. Это святой мальчик, но, к сожалению, его мать не пользуется любовью царя. Однажды мачеха Дхрувы Суручи сидела на троне рядом с Уттанападой и играла со своими семью сыновьями. Увидя такое веселье, Дхрува тоже хотел забраться на царский трон, но Суручи прогнала его. Бедный мальчик упал на пол и заплакал. Но царь, всецело во власти любимой жены, промолчал. Все это глубоко ранило Дхруву. Нежный домашний мальчик, он покинул дом и пришел в лес Мадхуван, чтобы совершать суровые аскезы.

Лотосоокий Господь Вишну слегка улыбнулся и сладко заговорил:

—Нарада, Я не являю Своей милости тому, кто не имеет духовного посвящения. Я так же не обращаю внимания на оскорбления тех, кто не посвящен. Без сомнений, Я окажу Свою милость тому, кто оставил родителей и пришел в Мадхуван, чтобы совершать аскезы в медитации на Меня.

О Нарада, вайшнав может стерпеть любые невзгоды. Я всегда оказываю милость Своим преданным, и поэтому дам Дхруве все, что он хочет. Ведь Я связан веревками према-расы, любовью преданного ко Мне. Я просто не в силах отвергнуть того, кто думает обо Мне.

—О Господь, — сказал Нарада, — Я дал посвящение Дхруве, поэтому, пожалуйста, яви ему Свою милость. Приди взглянуть на него и вызволи из пламени материального бытия.

Господь Вишну призвал Гаруду, и через мгновенье Он уже был в лесу Мадхуван.

—Дхрува, Мой мальчик, — мягко улыбаясь, заговорил Господь, — Я пришел с Вайкунтхи, чтобы дать тебе благословения.

Прервав медитацию, Дхрува счастливо взирал на Господа Вишну, почтительно сложив руки, а потом сказал:

—О Господь, о каких еще благословениях мне просить? Окажи лишь Свою милость. Это только еще больше Тебя прославит.

—Я обязательно исполню любое твое желание и одарю тебя любым высоким положением, какое ты пожелаешь. Зачем ты пришел в Мадхуван? Потому что мачеха лишила тебя трона? Если Я не награжу тебя высоким постом, Я не буду «исполняющим все желания».

—Всякое высокое положение кажется мне теперь не значительнее травинки. Без любви и преданности Тебе все достижения не дороже кучки пепла.

—Я дам тебе все драгоценные троны. Ты займешь самое возвышенное положение во всех трех мирах. Ты, сын Уттанапады, станешь царем, и все твои подданные будут пользоваться Моею благосклонностью. Твоя обитель Дхрувалока будет выше планет великих мудрецов и риши.

Сказав это, Вишну исчез. По приказу Господа Вишвакарма сотворил Дхрувалоку. Получив это благословение, Дхрува решил возвращаться домой.

Все это время царь Уттанапада пребывал в великом горе. Даже Суручи, мачеха Дхрувы, плакала в тревоге за него.

—Я стал причиной горя и несчастий моего сына! — сокрушался царь. — О увижу ли я хоть раз Дхруву!

Увидя Сунити, его мать, он сказал:

—Сунити, теперь ты станешь первой царицей, а все остальные царицы будут служить тебе!

Страдая в разлуке с сыном, Уттанапада потерял сознание и упал на пол. Неожиданно во дворце появился мудрец Нарада. Царь поклонился ему со всеми положенными почестями. Закончив омовение стоп, он раскрыл мудрецу сердце.

—У меня есть пятилетний сын, но он ушел из дома, не сказав мне ни слова.

—Твой сын Дхрува мужественно перенес много трудностей в лесу, — отвечал Нарада, — он стал преданным Господа Кришны и скоро вернется домой. Послушай, что говорит «Шримад-Бхагаватам»:

«Благословенны те предки, чьи потомки становятся чистыми преданными. Чистый преданный очищает свою семью и весь мир. Его дом прославляется на всю Вселенную. Полубоги и предки на высших планетах тоже получают благословение. Та мать, чей сын стал чистым преданным, — настоящая мать. Но мать, которая произвела на свет сотню непреданных, не лучше свиньи».

Когда человек становится вайшнавом, он приносит освобождение членам своей семьи и родственникам. Твой сын поклоняется Шри Кришне. Знай, что сын твой Дхрува, без сомнения, драгоценный камень в вашей династии.

Царь счастлив был услышавть Нараду и приказал слугам подготовиться к достойной встрече Дхрувы. Улицы города побрызгали ароматной сандаловой водой, нанизали свежие цветочные гирлянды, приготовили мускат, кункуму, йогурт и траву дурба. Увидя мальчика, царь и вся его свита поднялись и побежали ему навстречу. Отец тепло обнял Дхруву, посадил на колени и бесконца целовал. Не откладывая, Уттанапада короновал Дхруву, отдав сыну все свое царство, а сам ушел в лес. Сорок лет могущественный и доблестный Дхрува правил царством, и его подданные жили мирно и счастливо. А когда настал срок, он вместе со своей матерью отправился на Дхрувалоку, Полярную звезду, которая превосходит обители самых возвышенных полубогов.

 

Господь Гауранга замолчал. Дослушав Его историю, Шачимата сказала:

—О мой удивительный золотой мальчик! Я пойду с Тобой, чтобы дожить остаток дней в беседах о Кришне. Ты покинешь мой дом и обреешь голову. Я тоже срежу волосы, сниму серьги и одену красную одежду монахини. Я стану йогини и пойду с Тобой.

Слова матери Шачи взволновали Гаурангу. Всеведущий Господь, дорогой сын Шачи, задумался о том, как успокоить ее.

—Мама, послушай Меня, — заговорил Он. — Не мучай себя напрасной печалью. Я еще раз говорю тебе, не поддавайся гневу, жадности, ложной гордыни и иллюзии. В действительности кто ты? Кто твой сын? И кто твой отец? Почему ты сокрушаешься о ложных понятиях «мое и твое»? Кто жена? Кто муж? Единственно истинным прибежищем являются лотосные стопы Кришны. Кришна настоящий отец и друг. Кришна Абсолютный Господь, высочайшее сокровище. Я говорю тебе правду. Без Кришны все теряет ценность и смысл.

Связанный веревками иллюзорной энергии Господа, мир подобен машине. Все страдают из-за гордыни и ложного престижа. Даже добродетельные люди, стремящиеся совершать благочестивые поступки, остаются связанными последствиями такой благочестивой деятельности и в следующей жизни несут ее бремя. Забыв о Кришне, эти глупцы блуждают во мраке материального мира. Пройдя все четырнадцать планетарных уровней, живое существо начинает понимать, как редко и ценно человеческое рождение.

Наступит момент, когда этот временный материальный мир, полный опасностей, будет уничтожен, поэтому человек должен служить Кришне и освободиться от майи. Это тело предназначено лишь для служения Кришне, тогда человек спасется. Просто любя Кришну, он освободится от круговорота рождения и смерти. Мама, если ты отдашь свою любовь Кришне, а не Мне, ты получишь столько блага!

Кришна истинный друг и доброжелатель, настоящая мать и отец, одаривающий чистой любовью к Своим лотосным стопам. Мое сердце плачет в разлуке с Кришной. Я припадаю к твоим стопам и молю тебя, мама! Всю Мою жизнь ты отдавала Мне столько любви и преданности. Если Я обрету освобождение, ты, без сомнений, тоже достигнешь его. Прошу тебя, служи лотосным стопам Кришны!

Я должен принять санньясу, чтобы испытать любовь к Богу. Потом Я раздам это сокровище Кришна-премы людям разных стран. Другие сыновья приносят матерям лишь золото и серебро — источник заблуждений и смерти. Богатства не могут быть целью жизни. Но Я принесу тебе сокровище Кришна-премы. Любовь к Кришне вечна и в этом мире, и в следующем. В каждом рождении человек обретает отца и мать, однако редко кому выпадает счастье встретить гуру и Кришну. Ты должна понять, что служение гуру и Кришне очень важно. Люди, отвергающие гуру, не лучше птиц и животных.

Шачимата смотрела в лицо Гауранги с широко раскрытыми от изумления глазами. Господь четырнадцати миров вдруг приоткрыл перед нею завесу майи. Шачимата увидела, что все живые существа равны перед Богом, исчезла мысль о том, что Вишвамбхара — ее сын. Она поняла, перед нею Кришна. Его темное тело было цвета свежего грозового облака, на бедрах сияло красиво завязанное яркое желтое дхоти, а в руках Он держал флейту. Он стоял, опираясь на одну ногу и согнув в колене другую, Его тело делало три изгиба и дышало изяществом. Его окружали гопи, пастухи и коровы, все вокруг превратилось во Вриндаван. Шачимата с изумлением взирала на эту картину. Это был шок, тело ее покрылось мурашками. И все же, она не в силах была не любить Его как своего сына. Кем бы Он ни был — пусть даже Верховным Господом — это был ее возлюбленный сын. «Какое счастье, что Кришна — мой сын, — думала она, утирая слезы, — Кришна — непревзойденная личность во всей Вселенной, кто может контролировать Его?»

—О сын, — сказала она вслух, — Ты Верховный независимый Господь, бесценный алмаз среди людей. Какое мне выпало счастье вырастить Тебя! Теперь, если Ты так хочешь, прими санньясу. Но все же у меня есть один вопрос. Почему я должна потерять такое сокровище, как Ты? В чем моя вина?!

Голос ее дрогнул, из глаз снова покатились слезы, как ни старалась, она ничего не могла с собой сделать. Гауранга опустил голову, Его сердце сжалось от сострадания. Через мгновенье справившись с волнением, Он сказал:

—Мама, перестань плакать и послушай. Я твой сын в течение многих жизней. Я был твоим сыном, когда ты была Пришни, а когда в следующей жизни ты родилась как Адити и жила на райских планетах, Я стал твоим сыном Ваманой. Я снова стал твоим сыном Капилой, когда ты была Девахути, а потом Я родился у тебя как Рама, тогда твое имя было Каушалья. В другой раз ты была Деваки в Матхуре и твой жестокий брат царь Камса заточил тебя в подземелье, и тогда Я родился как твой сын Кришна. В этом воплощении Я стану твоим сыном дважды. Ты будешь матерью «Божества» и матерью «Святого Имени». Мама, ты моя вечная мать, и Я никогда не покидаю тебя, забудь свое горе и страх! Любовь твоя так чиста, что обещаю, ты будешь видеть Меня, когда пожелаешь.

Шачимата ничего не отвечала, слезы катились из глаз рекой. Эти слезы могли растопить даже камни. Чье сердце вынесет это горе, горе разлуки с Господом?!

 

* * *

Вишнуприя деви просто теряла сознание, предчувствуя неизбежную беду. Приняв вечерний прасад, Гауранга появился в их комнате, чтобы немного отдохнуть. Вишнуприя бросилась к Господу и села у Его лотосных стоп.

Лицо ее было печально. Она не сводила с Него огромных влажных глаз, дыхание ее было тяжелым. Ее нежные руки, словно две лианы, обхватили стопы Гауранги, которые Вишнуприя прижимала к сердцу. Горючие слезы омывали лицо и капали на сари, покрывавшее грудь, а потом на стопы Гауранги. Неожиданно Господь поднялся. Он сел на постель и сказал:

—Моя дорогая, почему ты плачешь? У Меня нет никого дороже тебя! Не понимаю, что с тобой?!

Он посадил Вишнуприю Себе на колени и, с любовью коснувшись ее нежного лица, ласково заговорил с нею. Вишнуприя, чувствуя всю свою беспомощность, только плакала в ответ, что бы Гауранга ей ни говорил. Она снова опустилась к Его стопам и, крепко прижимая их к груди, омывала их слезами, не в силах вымолвить ни слова. Желая утешить любимую жену, Гауранга нежно вытер ей слезы кончиком Своего дхоти, с мягкой улыбкой заглядывая в лицо. Пронзительно щемящее чувство тоски волновало Ему сердце, темные бархатные глаза казались бездонным вместилищем творения. Не сводя глаз с любимого лица, Вишнуприя наконец заговорила. Ее дрожащий нежный голосочек бесконца прерывался всхлипами и глубокими вздохами.

—О Господь моей жизни и сердца! Пожалуйста, положи Свои руки мне на голову. Я слышала, Ты собираешься принять санньясу? Эта новость разбила мне сердце, мне кажется, я вхожу в огонь. Вся жизнь моя, богатства, красота, наряды и украшения, мои взгляды и жесты только для Тебя. Если Ты оставишь меня, что все это стоит? О какой яд огнем жжет мне сердце!

Пусть жизнь моя потеряет смысл, но я хочу знать, как Ты пойдешь в дальние страны?! Твои стопы нежнее цветов сиришха, они такие мягкие, что я не решаюсь даже к ним прикоснуться, боясь причинить Тебе боль. Как ты будешь ступать этими розоватыми стопами по тернистым лесным дорогам? Твое луноликое лицо вместилище нектара. От малейшего движения появляются жемчужные капельки пота на лбу. А с наступлением сезона дождей эти капельки превратятся в потоки. Под палящими лучами солнца Твоя кожа высохнет. Жизнь санньяси полна страданий.

Я не знаю ничего, кроме Твоих лотосных стоп. На кого Ты покидаешь меня? Твоя мать Шачи стара и слаба. Разве Ты можешь оставить ее? Чего Ты достигнешь, расставшись со Своими дорогими преданными — Адвайтой, Шривасом, Мурари и остальными? Как Ты уйдешь от них и примешь санньясу? Ведь Ты воплощение любви, Ты любишь каждого в этом мире. Все, что Ты делаешь сейчас, не похоже на Тебя. Когда Ты уходил в далекие путешествия, все Твои преданные умирали в разлуке с Тобой. Неужели это из-за меня, никчемного существа, пытающегося удержать Тебя в материальном мире, Ты хочешь принять санньясу?! Если это так, то позволь мне последний раз взглянуть на Тебя и выпить яд. Я не хочу жить! И тогда Ты сможешь счастливо оставаться дома. О мой Господь, молю, не уходи в дальние страны. У меня нет никого больше в жизни. Когда я смотрю в Твое лицо, сердце мое горит жарким пламенем, предчувствуя нашу неминуемую разлуку!

Вишнуприя замолчала, не в силах выразить всю глубину боли, которая разрывала ей сердце. Она лишь плакала и еще крепче прижимала к груди лотосные стопы Гауранги. Мягко улыбаясь, Господь поднял жену и снова посадил к Себе на колени. Желая как-то облегчить ей горе, Он немного пошутил с нею:

—Кто сказал тебе, что Я ухожу из дома и принимаю санньясу? Ведь Я всегда делюсь с тобой Своими планами. Не сокрушайся без причины, — и Гауранга нежно поцеловал Вишнуприю. Так незаметно прошла ночь. Господь ласкал и утешал Вишнуприю, наслаждаясь ее безграничной любовью.

Уже близился рассвет, жгучая боль в сердце Вишнуприи не стихала. Посмотрев в любимое лицо Гауранги, она положила Его прохладные мягкие ладони себе на грудь и сказала:

—Прабху, не лги, боясь причинить мне боль. Я вижу, что Ты хочешь обмануть меня. Я знаю, Ты неожиданно убежишь, не сказав мне ни слова. Ты Верховный, никто не может управлять Тобой. Я хочу сказать Тебе, что Ты можешь поступать, как пожелаешь. Принимай санньясу, если хочешь, но прошу только, скажи правду. Ты собираешься принять санньясу?

—Послушай, о дорогая Моя, — сладко улыбнувшись, ответил Гауранга, — слушай очень внимательно, потому что слова Мои тебе на благо. Все, что ты видишь в творении, временно, все меняется. Единственная непреложная истина — это Бог и вайшнавы, а все остальное временно и иллюзорно.

Сыновья, мужья, мать, отец, мужчины и женщины — все это ложь, временные обозначения. В конечном счете кто кому принадлежит? Кроме лотосных стоп Кришны разве есть на свете что-нибудь ближе и дороже сердцу человека? Все, что ты видишь в этом мире — лишь проявление внешней энергии Бога.

Кришна — душа всего живого, будь то мужчина или женщина, под влиянием майи они думают о себе как о противоположностях. В действительности Кришна — пуруша, верховный наслаждающийся. Кришна истинный муж каждого. Все кроме Кришны — пракрити, энергия наслаждения Господа. Но никто не понимает этого.

Когда соединяются семя и яйцо, во чреве появляется живое существо. В положенный срок оно рождается, пребывая в полном невежестве. Пройдя через детство и юность, оно жестоко страдает в старости и всей душой привязывается к своему телу и дому. Старый человек проводит дни свои в сожалениях о себе: «Всю жизнь я тяжело работал, поддерживая жену и семью, а теперь в старости они отвернулись от меня. В конце концов я вижу только гнев в глазах тех, кого всегда любил».

Почти глухой и слепой, всегда мрачный и недовольный, человек терпит муки старости, и все же не хочет поклоняться Говинде. Вместо служения Кришне он принимает другое материальное тело, оставаясь в ловушке материального бытия. Во власти ложного эго он забывает о Господе Кришне, своем истинном господине, и подвергается невероятным страданиям.

Твое имя — Вишнуприя, возлюбленная Господа Вишну. Так стань же достойной этого прекрасного имени. Не сожалей о том, чего нет. Освободись от всех дурных предчувствий и посвяти себя служению Господу Кришне.

Желая развеять все печали и заблуждения любимой жены, Гауранга вдруг явил перед нею Свой четырехрукий облик, но даже после такого откровения Вишнуприя продолжала видеть в Гауранге своего возлюбленного мужа, а не Верховного Господа. Она упала Ему в ноги и сказала:

—Прабху, пожалуйста, выслушай одну мою просьбу! Я родилась в этом страждущем мире рождения и смерти, но мне так повезло, что я стала Твоей служанкой, Ты муж и господин моей жизни. Скажи, дорогой, почему же я должна так жестоко страдать?

И беспомощная Вишнуприя разрыдалась, на грани помешательства. Не в силах видеть эти муки, Гауранга тоже плакал. Он снова посадил жену на колени и попытался как-то успокоить:

—Послушай, Вишнуприя, не думай о том, куда Я пойду. Если ты будешь хранить в сердце память обо Мне, если всегда будешь думать о Моих лотосных стопах, ты не расстанешься со Мной. Я обещаю тебе это.

Вишнуприя задумалась на мгновенье и ответила:

—Прабху, Ты — во всем независимая Верховная Личность Господа. Ты волен поступать, как пожелаешь, согласно Своей сладкой воле. Кто может воспрепятствовать Тебе?!

Господь Гауранга ничего не отвечал. Вишнуприя низко опустила голову, чтобы Он не видел ее слез. Гауранга, чувствуя, что сердце Его сейчас разорвется от сострадания, снова заговорил. Голос Его звучал тихо, в нем слышалась такая нежность и любовь, которую невозможно описать словами.

 

* * *

Это была последняя ночь, которую Господь Чайтанья проводил дома. Шачимата знала, что наступит утро, и ее возлюбленный сын навсегда покинет родной дом. Ее сердце разрывалось от рыданий, из глаз неслышно бежали слезы. Все последние дни еда и сон были для ее мукой. Шачи вышла на улицу и села у ворот, чтобы Махапрабху не ушел, в последний раз не увидевшись с матерью.

Ночь была тихая и ясная, звезды горели прямо над головой, и луна, желтый круглый диск, щедро питала землю живительными соками, освещая все вокруг серебристым светом. Близилось утро, благословенный час брахма-мухурты, когда до рассвета остается лишь полтора часа. Господь поднялся, как всегда поднимался в это время, чтобы сотворить утренние молитвы и искупаться в Ганге. Но сегодняшнее утро отличалось от прежних. Гададхара и Харидас Прабху, которые спали с Ним в одной комнате, тоже поднялись.

—Мы пойдем с Тобой, — сказал Гададхара.

—Нет, теперь Мне никто не нужен, — ответил Махапрабху и направился к воротам.

Увидя мать, Он коснулся ее стоп и присел рядом.

—Мама, — сказал Он мягко, — ты вырастила Меня, ты сделала для Меня все! И Я в вечном долгу перед тобой. Но сейчас, прошу, позволь Мне уйти во имя блага всего живого на Земле.

Сказав это, Чайтанья Махапрабху поднялся. Нежный любящий сын, Он взял пыль с лотосных стоп Своей матери, обошел вокруг нее трижды и шагнул за ворота. Господь быстро шел по дороге, ни разу не оглянувшись назад.

Когда взошло солнце, у дома Шачиматы собрались преданные. Каждое утро, с первыми лучами, они спешили сюда, словно в храм, чтобы насытить глаза свои лотосным ликом Махапрабху. Подойдя ближе, преданные увидели у ворот Шачимату. Она сидела неподвижно, немигающим взглядом глядя на дорогу, по которой час назад навсегда ушел ее сын, слезы невыносимой муки лились из ее глаз.

—О мать, почему ты сидишь здесь? — подбежал к ней взволнованный Шривас Тхакур.

—Что мне сказать? — не понимая обращенных к ней слов отвечала Шачимата. — Все в этом доме принадлежит вам, и я тоже ваша слуга!

Когда преданные поняли, что Чайтанья Махапрабху оставил их, они с плачем упали на землю, потому что боль разлуки была невыносимой. Новость об уходе Нимая мгновенно разлетелась по всей Надии, жителям казалось, молния ударила им в голову. Солнце больше не рассеет своими лучами тьму ночи, и чудесные лебеди не найдут своих родных озер. Жизненный воздух покидал тела преданных. Пчел и шмелей больше не манил аромат цветов лотоса. Всем живым существам в Навадвипе казалось, гора боли обрушилась на них. Все жалобно плакали в разлуке с Гаурангой.

Шачидеви, Вишнуприя, родные и близкие друзья Гауранги лежали без чувств на земле, обливаясь горестными слезами, тела их казались безжизненными. Это были пустые оболочки, а жизни были далеко. Шачидеви и Вишнуприя просто лежали на земле и беззвучно рыдали.

—Нимай! Нима-а-й! — раздавался разрывающий душу вопль матери Шачи, не видящей вокруг себя ничего кроме непроглядной тьмы. — Как теперь мне жить в этой темноте? — растерянно говорила она. — Мне кажется, наш дом поглотит меня, а слова родных хуже яда. Больше никто не позовет меня: «Мама!». Даже Ямарадж, бог смерти, забыл обо мне! В каком ужасном горе покинул меня мой сын! О где же мой Нимай теперь, оставивший свою мать одну?! Кто вернет Его мне? Воспоминания о Твоих детских играх жгут мне сердце огнем. Куда Ты ушел, оставив меня без защиты? Сколько, Ты думаешь, я выдержу страданий? О сын мой, даже изучив столько писаний, Ты все же оставил меня одну в самом беспомощном состоянии. Почему Ты убежал, бросив Вишнуприю? Тебе нет дела до Своих последователей, которые так любят Тебя!

Вишнуприя, беспрерывно плача и причитая, находилась в полусознательном состоянии. Она казалась помешанной, забыв одеть платье, завязать волосы. На мгновенье она садилась, но потом сразу же вставала и начинала снова бессмысленно ходить туда-сюда. Иногда из груди ее вырывался безумный крик:

—С гирляндой в сердце для моего Господа я разожгу костер и войду в него, отдаваясь в объятия смерти!

Всегда скромная и застенчивая, Вишнуприя и теперь ни слова не говорила о Господе Вишвамбхаре. Родственники тоже терпеливо сносили все страдания, считая, что заслужили их за совершенные прежде грехи. Не в силах говорить, все хранили в сердцах красоту Гауранги, Его трансцендентные качества и слова, и эта память о Господе приносила непередаваемый вкус нектара, которого они так жаждали.

Теперь только Ишана, всегда терпеливый и беспредельно преданный Господу, заботился о Его жене и престарелой матери. Преданные жили с раной на сердце, они потеряли всякую власть над собой из-за утраты. Каждый пытался утешить себя, вспоминая свои игры с Господом. Что еще могло принести утешение, если даже Веды не могут описать Его, потому что Он безграничен и неизвестен никому во Вселенной?! Самые удачливые воспевают Его святые имена и начинают осознавать свои отношения с Богом. Последователи Гауранги решили твердо нести Его верховную волю. Так они совладали с собой в разлуке с Господом.

Нитьянанда и другие преданные все время думали о том, где искать Гаурангу. Кто-то предложил обойти все святые места, кто-то решил идти во Вриндаван, Варанаси или Нилачалу, где обычно живут санньяси.

—Я слышал, Махапрабху пошел в Катву, — сказал вдруг один из преданных, — там Он примет санньясу у Кешавы Бхарати, но это не точно. Если это правда, все бросятся туда еще хоть раз взглянуть на Гаурангу. Дайте мне убедиться, что это так, а потом я обо всем вам расскажу. С кем-нибудь вместе мы пойдем и приведем Махапрабху обратно в Навадвипу.

Шрила Нитьянанда Прабху успокоил Шачимату и Вишнуприю и вместе с Чандрашекхаром и Мукундой Даттой отправился в Катву.

 

* * *

Господь Чайтанья покинул Навадвипу, когда завершилась вторая неделя прибывающей луны. Это был благословенный день Санкранти, или 14 января 1510 года по христианскому календарю. Он начал Свое путешествие, перебравшись через Гангу у Нидаягара-гхата, и направился в Катву. Там в Индрани, в монастыре близ Катвы, Шри Чайтанья хотел принять санньясу. Прекрасный Гаурахари бежал по дороге, как безумный слон. Слезы лились у Него по щекам, словно водопад. Он был охвачен любовью к Кришне, чудесное золотое тело Гауранги было покрыто сыпью. Он узлом завязал на затылке Свои кудрявые черные волосы, чтобы они не мешали, и стал похож на борца на арене состязаний в Матхуре. Бесконца твердя: «Радха! Радха!» — Гауранга бежал по дороге, гонимый разлукой с Господом. Иногда Он неожиданно сменял бег на медленный тяжелый шаг. Господь Вселенной шел в Катву, наслаждаясь экстазом премы.

Достигнув цели, Он увидел Кешаву Бхарати и в почтении упал к его стопам. Кешава Бхарати повторял имя Нараяны. Вишвамбхара считал, что Ему очень повезло, раз Он повстречался с таким знаменитым наставником. Они радостно поприветствовали друг друга, а потом Вишвамбхара попросил Кешаву Бхарати дать Ему санньясу.

Пока они говорили, Катвы достиг Господь Нитьянанда и Его спутники. Гауранга приветливо улыбнулся им:

—Как хорошо, что вы пришли сюда! — и снова обратился к Кешаве Бхарати с просьбой о санньясе.

—Послушай, Вишвамбхара, — ответил Кешава Бхарати, — мое сердце трепещет при мысли о Твоем отречении. Ты еще молод и необычайно красив, с рождения Ты не знал страданий. Более того, у Тебя молодая жена и нет детей. Нет, я не хочу давать Тебе санньясу. Когда человек доживает до пятидесяти лет, он естественно отрекается от материальных наслаждений и может принять санньясу.

—О великий мудрец, почтенный санньяси, что Мне сказать? Но тебе не уговорить Меня. Кто кроме тебя знает истину самореализации? Человеческое рождение так редко в этом мире, а преданное служение встречается еще реже. Но самая редкая и драгоценная вещь — это общение с чистым преданным Господа Шри Кришны.

К тому же человек смертен. Сейчас ты отложишь нашу встречу, но кто знает, когда ты исчезнешь с лица земли? И что тогда Я буду делать, где обрету общение с чистым преданным? Пожалуйста, не отговаривай Меня. Дай Мне санньясу, и по твоей милости Я смогу служить Кришне.

Гауранга выглядел печальным, Его красноватые глаза были полны слез. Экстаз любви к Кришне овладел Им, и голосом, прозвучавшим, как грозовые облака, Он воскликнул: «Хари! Хари!» То Он принимал позу трилинга, делая телом три изгиба и громко взывая: «Вамши! Вамши!», а в следующее мгновенье, дрожа от радости, весь в испарине, Он со смехом кричал: «Раса-мандала! Говардхана!»

Изумленный и перепуганный Кешава Бхарати задумался. Он понял, что совершил ошибку, отказав Гауранге в санньясе. «Должно быть, этот юноша — гуру всего мира, — подумал он. — Если я дам Ему посвящение, Он почтительно сложит руки и назовет меня Своим духовным учителем». И потом Кешава Бхарати сказал Махапрабху:

—Прежде всего Ты должен вернуться домой, увидеться со Своей матерью и получить ее согласие. Подойди к Своей добродетельной жене, ко всем друзьям и скажи о Своем намерении. Простившись со всеми, возвращайся ко мне.

Кешава Бхарати намеревался покинуть Катву, прежде чем Гауранга успеет вернуться. Но всеведущий Господь Вишвамбхара читал мысли Кешавы Бхарати. Мягко улыбнувшись, Он ответил:

—Я последую твоему приказу, — и тут же повернулся идти в Надию.

Глядя Ему вслед, Кешава Бхарати думал про себя: «Я не могу отвергнуть Господа, из чьих пор исходят бесчисленные Вселенные. Какой я глупец, что сразу не понял этого! Гауранга — жизнь и Высшая душа всех живых существ». С этими мыслям Кешава Бхарати вернул Гаурангу.

—О Гауранга, — сказал он, — я боюсь давать Тебе санньясу. Ты духовный учитель всего мира, кто может стать Твоим гуру? Зачем Ты дурачишь меня?

Вишвамбхара заплакал и с любовью сжал в руках стопы знаменитого святого.

—Почему ты говоришь такие жестокие слова тому, кто предался тебе? Даже если придется умереть, Я не оставлю твоего прибежища. Говори все, что хочешь, но выслушай одну Мою тайну. Однажды ночью Я увидел сон, как один брахман дал Мне санньяса-мантру. Сейчас Я скажу тебе эту мантру, подтверди, если она прозвучит правильно.

И Гауранга прошептал Кешаве Бхарате на ухо мантру. Так независимый Господь Вишвамбхара дал посвящение Кешаве Бхарате в санньясу вайшнавов и стал его гуру. Понимая, что произошло, Кешава Бхарати Госвами воскликнул:

—О Нимай, Я дам Тебе санньясу!

И Нимай стал танцевать от радости и громко петь «Хари! Хари!», словно в небесах раздавались раскаты грома. Его тело источало божественный нектар, кожа сжалась, как от озноба. Слезы с силой хлынули из Его красноватых глаз, словно стремительные ручьи. У всех, кто видел Гаурангу в это мгновенье, невольно вырвалось изумленное: «Боже!»

Вся Катва — старики, женщины, дети, все сбежались взглянуть на всепривлекающего Гаурангу. Некоторые женщины несли на бедрах кувшины с водой, другие замерли на месте, очарованные красотой Господа. Люди посмеивались над Кешавой Бхарати, узнав, что он дает санньясу такому красивому юноше.

Все прославляли мать, которая дала рождение такому замечательному сыну несравненной красоты. «Шачидеви, счастливая мать Гауранги, — думали они, — достойна славы Деваки, знаменитой матери Господа Шри Кришны. А женщина, которая обрела такого мужа, как Гауранга, самая удачливая во всех трех мирах. Никто не может отвести глаз от неописуемо привлекательного облика Гаурасундары. Все женщины просто умрут, заслышав о том, что Он принимает санньясу. Как нам пережить Его отречение?» И жители Катвы громко плакали.

Гауранга, чувствуя в сердце сострадание, созвал их всех и сказал:

—Я прошу вас, благословите Меня, чтобы Я смог посвятить Свою жизнь служению лотосным стопам Кришны. Каждый хочет встретить хорошего учителя. Красота и юность должны служить истинному учителю. Без учителя или мужа все таланты и достоинства человека бесполезны. Служение лотосным стопам Кришны — Мое единственное прибежище. Я буду служить возлюбленному учителю и господину Моей жизни, отдавая все, что имею.

И Гауранга почтительно поклонился стопам Кешавы Бхарати, улыбнулся и снова попросил его о санньясе.

На следующий день под руководством Кешавы Бхарати Мукунда Датта, Чандрашекхар и Нитьянанда Прабху подготовили все необходимое для проведения обряда. Чандрашекхар Ачарья, опекавший Гаурангу с детства, вел обряд, и сердце его разрывалось от тоски, а Мукунда Датта пел киртану, которая длилась весь день.

Как раз в это время в Катву пришел Гангадхара Бхаттачарья, великий преданный Господа Чайтаньи из маленькой бенгальской деревни Чакханди в провинции Бурдван. Слушая об играх Гауранги в Навадвипе, он постоянно думал о них, тоскуя в разлуке с Господом. Наконец он не выдержал и отправился в Навадвипу. Дойдя до деревни Катва, расположенной в семи милях от Чакханди, Гангадхара узнал, что Нимай из Надии — Чайтанья Махапрабху — сейчас принимает здесь санньясу.

—Как?! — воскликнул Гангадхара. — Почему мой Господь должен отречься от мира? Только подобные мне живые существа делают это, чтобы преодолеть материальные привязанности. Но Шри Нимаю, Верховной Личности Бога, нет никакой необходимости вести суровую жизнь аскета!

Спускался вечер. Приблизившись к священной жертвенной арене, где Шри Нимай принимал санньясу, Гангадхара увидел близких спутников Господа — Нитьянанду Прабху, Чандрашекхару Ачарью, Мукунду Датту и других. Он увидел брадобрея Мадху Шилу с ножницами в руках, уже готового срезать удивительно вьющиеся, темные с блеском волосы Нимая.

Преданные с ужасом следили за каждым движением его рук, зажав зубами уголок своих одежд.

—Нет! — выдохнули они. — Пожалуйста, остановись!

Мадху был в полуобморочном состоянии. Что он делает? Кто ведет его рукой? Какая сила?!

Гангадхара Бхаттачарья замер на месте. «Гауранга! Гауранга! — бормотал он. — Гауранга! Гауранга!» — повторял он снова и снова. С мольбой в глазах он смотрел на окружающих, тщетно пытаясь понять, что же произошло. Вдруг Гангадхара осознал, что кричит имена Господа, потеряв всякую власть над собой.

Преданные словно окаменели. Неужели через мгновенье кудрявые длинные волосы Гауранги, всегда завязанные узлом и украшенные ароматными цветами малати, волосы, которые очаровывали все три мира, будут клочками валяться на земле?! Воспоминание об этих прекрасных волосах дарует жизнь. Пять тысяч лет назад эти волосы заставили гопи забыть свою стыдливость, бросить дома, семьи — все на свете. Эти волосы, всегда прославляемые Брахмой, Шивой, Нарадой и другими полубогами, теперь будут срезаны. Все женщины и мужчины Катвы плакали.

У Мадху тряслись руки, он просто не смел прикоснуться к голове Гауранги.

—О мой Господь, — взмолился он, — я смиренно прошу Тебя! У меня нет сил постричь Тебя. Никогда в жизни я не видел таких прекрасных кудрявых волос, чарующих все три мира. Пожалуйста, не срезай их на радость каждому. Во всем мире нет никого, подобного Тебе. Я знаю, Ты Господь всего творения!

Услышавв слова Мадху, Гауранга помрачнел, а брадобрей заплакал. Мадху знал, что этого не избежать, и все же настаивал:

—Мой Господь, как могу я срезать Твои волосы? Я дрожу от страха как-то оскорбить Тебя. Если я сделаю это, у чьих стоп мне искать спасения? Я обыкновенный брадобрей, родившийся в низкой семье!

—С сегодняшнего дня ты можешь оставить это занятие, — отвечал ему Гауранга. — Милостью Кришны ты всегда будешь обеспечен и счастлив. А в конце жизни вернешься в Мою обитель в духовном мире. Тебе нечего бояться — режь!

Так брадобрей Мадху обрел благословение Господа, срезая Ему волосы. В небе сияло благоприятное созвездие Макара Санкранти месяца Магха. Господь получил санньяса-мантру от Кешавы Бхарати, которую он прочитал Ему в ухо, и посох санньяси — экаданду, пока остальные вайшнавы пели святое имя Хари, наполняя атмосферу трансцендентными звуками.

Вишвамбхара блаженствовал в волнах любви к Кришне, которая с каждой минутой увеличивалась в сотни раз, Его тело покрылось пятнами экстаза. Слезы премы без остановки лились из покрасневших глаз, из груди вырывался глубокий и медленный смех, Он кричал в экстазе:

—Я принял санньясу!

Кешава Бхарати уже собирался дать Гауранге имя, когда с небес вдруг раздался божественный глас:

—Его имя — Шри Кришна Чайтанья! Махамайа окутала всех, словно сон. Но Гауранга раскрыл Себя Своим преданным, показав, что Он и есть Сам Кришна, и этим вернул их к жизни. Поэтому имя Его — Шри Кришна Чайтанья!

Вайшнавы с изумлением внимали небесному посланию, которое повергло их в величайшее счастье. «Хари! Хари!» — пели они.

Как только обряд был завершен, Господь поднялся и стал танцевать. Преданные окружили Его, воспевая святые имена, и Господь сразу почувствовал экстаз. Он тяжело дышал, пот выступил на лбу, Он смеялся, по телу пробегала дрожь. Его голос звучал, как рев тысячи львов, потом Он упал на землю. Камандалу отлетел в одну сторону, а посох санньяси — в другую. Господь был одержим любовью к Кришне. Потом Он поднялся, продолжая танцевать, кружась, подошел к Своему гуру и обнял его. В это мгновенье Кешава Бхарати был озарен любовью к Богу. Он стал петь и танцевать, не в силах более удерживать в руках свою камандалу и данду. Опьянев от божественной любви, он забыл обо всем на свете и стал кататься по земле, не сознавая, что одежды больше не прикрывают Его тела.

Экстаз Кешавы Бхарати вызывал в Гауранге еще больший восторг. Они кружились вместе, и этот танец захватывал. Все вокруг громко пели святое имя, понимая, что такую удивительную картину можно увидеть лишь раз за тысячи жизней. Так прошли эти день и ночь, а наутро Господь стал прощаться со Своим учителем. Он обошел вокруг него трижды и предложил ему почтительные поклоны, а потом сказал:

—Позволь Мне отправиться в путь, Я хочу найти Господа Моего сердца, Кришначандру.

Сердце Кешавы Бхарати дрогнуло. Он посадил Господа себе на колени и ответил:

—Ты во всем независимая Верховная Личность Господа. Ты идешь босой, чтобы явить сострадание и милость людям всего мира. Чтобы научить их гуру-бхакти (как предаться духовному учителю), Ты Сам следуешь пути, указанному писаниями. Ты всегда воспеваешь святое имя Господа, чтобы установить религию века Кали — санкиртана-ягью. Чтобы освободить мир, Ты являешь безграничную милость. Ты ввел меня в заблуждение, приняв от меня посох санньяси. Мой дорогой Вишвамбхара, будь милостив ко мне, благослови и меня освобождением!

Господь Гауранга благословил Своего гуру, попросив провести Его по землям Радха-деши. В великом экстазе Шри Чайтанья шел по дороге и громко звал: «Кришна! Кришна! Кришна!» — и слезы премы лились по Его щекам, словно божественная Ганга, бегущая с вершины горы Сумеру. Господь Нитьянанда, Мукунда Датта и Чандрашекхар шли вслед за Ним.


 
ЭПИЛОГ

Во Вриндаван пришла весна. Настала долгожданная ночь. Полная луна освещала с востока усыпанное звездами небо. Счастливые гопи гуляли с Кришной по берегу Ямуны. Они пели песни любви, и Он нежно обнимал их. Гопи были на вершине блаженства. Так начинался танец раса... Неожиданно Кришна исчез, и гопи стали искать Его по всему лесу. Они звали Его и плакали, не зная, куда идти. Они были совсем растеряны... А потом они вдруг увидели на песке Его следы. Гопи подумали, что Кришна ищет Радху. «Наверное, Ему захотелось побыть с Нею наедине, — говорили они. — Он будет срывать для Нее цветы, а потом поднимет на руки...» И пошли по этим следам.

А Кришна, ожидая Радху, устроился в густых заброшенных зарослях. Неожиданно там появились гопи. Как они были печальны! Видя их грустные растерянные лица, Кришна чувствовал, как гопи дороги Ему, Он не в силах был спрятаться от них. И гопи тоже заметили Кришну.

—Посмотрите! — сказали гопи, — вот Он, прекрасный сын Нанды Махараджа! Пойдемте к этим зарослям!

Как прекрасен Господь Кришна! У Него синеватый цвет кожи, подобный живительной грозовой туче в знойный день. Его мягкие волосы украшает павлинье перо. На шею, нежную, как лепесток лотоса, надета гирлянда из цветов гунджа и украшения мальчика-пастушка. Он стоит в привлекательной позе трилинга — Его безупречное тело делает три изгиба, а у нежных губ Он держит флейту. Возможно ли не любить Господа Кришну?!

Гопи любят одного Кришну. Их даже не привлекают другие проявления Господа — Нараяна или Вишну. Гопи привязаны только к Кришне, сыну Нанды Махараджа. Он их вечный возлюбленный. Эти прекрасные чувства к Господу — величайшая тайна духовной жизни. Но любовь к Кришне Шримати Радхарани еще возвышенней. Господь Кришна не в силах устоять перед Нею.

Видя, что гопи направляются к Нему, Кришна решил подшутить над ними и проявил Себя Господом Нараяной, который в четырех руках держит лотос, раковину, булаву и диск. Гопи вошли в заросли, но вместо Кришны увидели перед собой Господа Нараяну.

—Ах, нет! Это не Кришна, — разочарованно сказали они, — это Верховная Личность Господа, Нараяна!

Гопи почтительно склонились перед Господом Нараяной и стали возносить Ему молитвы:

—О Господь Нараяна! Мы низко кланяемся Тебе! Пожалуйста, будь милостив к нам, даруй нам общество Кришны! Этим Ты избавишь нас от скорби!

Помолившись, гопи снова склонились перед Нараяной и ушли дальше искать Кришну. Наконец у густых зарослей появилась Шримати Радхарани. Невозможно описать Ее красоту, Она затмевает Собой и луну, и солнце. Кришна увидел Ее и захотел пошутить, как только что подшутил над гопи, и снова проявил четыре руки Нараяны. Радха подошла уже совсем близко. Глядя на Ее прекрасное лицо и весь чарующий облик, Кришна чувствовал такую любовь, что не в силах был справиться с Собою. Он старался сохранить образ Нараяны, но Радха смотрела на Него, и глаза Ее были полны непостижимой любви: «Кришна! Я знаю, что это Ты!»

И Кришна оказался бессильным перед Радхой. Чистая любовь Радхарани была столь велика, что заставила Кришну вновь принять Свой изначальный облик Шьямасундары.

Он нежно улыбался, а в руках опять появилась чудесная флейта. Одетый в желтые одежды, с павлиньим пером в черных волосах, Он казался непревзойденным в Своей юности и красоте.

Шримати Радхарани любит Кришну, как никто на свете. «Чем Я так привлекаю Ее?» — подумал однажды Кришна, и Ему захотелось встать на Ее место.

И тогда Кришна вошел в состояние Радхи и воплотился на Земле как Шри Чайтанья Махапрабху. Теперь Он жил с тем же чувством беспредельной любви к Кришне, с каким живет Шримати Радхарани. Таков непостижимый Господь! Он желал вкусить сладости Ее любви к Нему и проявил цвет Ее тела — ослепительно золотой.

Господь Чайтанья жил чувствами гопи, которые видят в Кришне своего возлюбленного. Их безмерная любовь посвящена только Кришне и никому более.

Пять тысяч лет назад Верховная Личность Господа, Шри Кришна, приходил на эту Землю как сын матери Яшоды. Теперь Он снова явился в мир — как сын матери Шачи. Он пришел, чтобы насладиться нежными узами любви, которые связывают Господа и Его чистых преданных. По Своей беспричинной милости Господь разворачивает Свои непостижимые духовные игры и дает преданным возможность служить Ему как слуга хозяину, как друг — другу, как родители — своему ребенку или любящие супруги — друг другу. Наслаждаясь этими узами любви, Кришна дарит Своим преданным несказанное счастье.

Конец книги первой «Навадвипа»

 
Приложения


International Society for Krishna Cosciousness (Founder-Acarya: His Divine Grace A. C. Bhaktivedanta Swami Prabhupada)

 

Июнь 7, 1995

Моя дорогая Джагадьони деви даси,

Пожалуйста прими мои благословения.

Очень хорошо, что ты перевела игры Господа Шри Чайтаньи Махапрабху с английского на русский для детей гурукулы и преданных в целом. Очень хорошо, что ты сделала это. Разрешаю тебе использовать «Чайтанья Бхагавату» без комментариев Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады.

Продолжай создавать литературу для детей. Делай все, что в твоих силах, переводя с английского на русский.

Надеюсь, письмо это застанет тебя здоровой и счастливо занятой служением.

Твой вечный доброжелатель,

 

Харикеша Свами








Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 1832. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия