Студопедия — Глава 27 БЕНАРЕС. БЛАГОСЛОВЕНИЕ САНАТАНЕ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 27 БЕНАРЕС. БЛАГОСЛОВЕНИЕ САНАТАНЕ






 

Царь Наваб Хуссейн посадил Санатану под стражу, а сам отправился в завоевательный поход на соседние с Бенгалией государства. Как раз в это время Санатана получил письмо от своего младшего брата Рупы. Он счастлив был узнать последние новости о Господе Чайтанье и стал готовиться к побегу. Не теряя времени, Санатана через верного слугу забрал у лавочника десять тысяч золотых монет, оставленных Рупой, а потом встретился с начальником тюрьмы. Это был мусульманин, на чьем столе всегда было мясо, однако Санатана обратился к нему, словно к святому:

 

- Дорогой господин, ты такой святой и удачливый человек! Ты в совершенстве знаешь Коран и другие писания. Тебе, конечно, известно, что, освобождая человека из-под стражи или, наоборот, заключая в тюрьму согласно законам религии, милостью Верховного Господа можно обрести освобождение от материального рабства.

 

Санатана Госвами, первый министр могущественного бенгальского царя, умел разговаривать с людьми. Его ласковые слова обворожили тюремщика, и, видя это, Санатана раскрыл свои намерения:

 

- Было время, когда я сделал для тебя немало хорошего. Теперь я сам попал в беду. Отплати же мне добром, освободи из тюрьмы. Ты совершишь благочестивый поступок и обретешь милость Господа. К тому же я предлагаю тебе деньги за свою свободу. Смотри, здесь пять тысяч золотых монет! Прошу тебя, прими их. Ты выиграешь вдвойне от моего побега - совершишь благочестивое дело и разбогатеешь.

 

Тюремщик колебался.

- Я бы рад помочь тебе, мой господин, - вздыхал он. - Но я страшно боюсь царского гнева.

 

- Ничего не бойся! – воскликнул Санатана. - Наваб уехал на войну и не скоро узнает об этом. Когда же он вернется, ты скажи ему, что Санатана пошел на берег Ганги справить нужду. Скажи, что он был закован в тяжелые цепи, и они сразу потянули его на дно. Ты, конечно, усердно искал меня, но я утонул, и никто не знает, где мой труп. Тебе нечего бояться. Я никогда больше не вернусь в эту страну. Я приму отречение, стану монахом и отправлюсь в святой город Мекку.

Но тюремщик продолжал колебаться. Тогда Санатана Госвами положил перед ним еще пять тысяч золотых монет. Как только мясоед увидел перед собой такую груду золота, глаза его разгорелись от жадности, и он тут же согласился помочь Санатане. Той же ночью он снял с Санатаны оковы и переправил его на другой берег Ганги.

Наконец Санатана Госвами обрел свободу, но ему еще предстояло переправиться через границу владений Наваба. Там стояла крепость, и Санатане туда дорога была закрыта. Ему нужно было искать путь, и провести его через горы мог только проводник.

Санатану сопровождал единственный слуга по имени Ишана. Вдвоем они шли день и ночь, нигде не останавливаясь, пока не достигли холмистой местности Патада. Недалеко отсюда начиналась граница.

В Патаде Санатана Госвами зашел в харчевню - он хотел попросить хозяина помочь перебраться через горы. Рядом за столиком сидел опытный маг. Просто взглянув на новых пришельцев, он уже все знал о них.

- У этого человека с собой восемь золотых монет! - шепнул он трактирщику на ухо.

Хозяин тут же расплылся в улыбке и поспешил навстречу гостям.

- Конечно, конечно, - говорил он Санатане медовым голосом. - Сегодня же ночью я пошлю с вами человека, и он поможет перейти через наши холмы. Тут нелегкие дороги, без проводника вам не обойтись. А пока отдохните, приготовьте себе еду. Вон там можете взять зерна, не стесняйтесь, чувствуйте себя как дома!

Санатана поблагодарил трактирщика и пошел к реке совершить омовение. Он уже два дня ничего не ел, поэтому с удовольствием отварил немного риса и принял прасад. Казалось, все идет хорошо, но поведение трактирщика вызывало тревогу. « Почему этот человек так любезен со мной? » - размышлял Санатана.

Недаром Санатана Госвами столько лет был министром при дворе Наваба Хуссейна. Он имел богатый опыт дворцовых интриг и заговоров, и ему нетрудно было разгадать намерения своего любезного хозяина. Он тут же позвал к себе Ишану и спросил:

- Ишана, я уверен, ты взял с собой какие-то ценности.

- Да, на всякий случай я захватил в дорогу семь золотых, - сознался Ишана.

Санатана рассердился:

- Зачем ты несешь с собой это предвестие смерти?!

Потом он потребовал у Ишаны все золото, завязал его в тряпицу и пошел к трактирщику. Каково же было изумление хозяина харчевни, когда Санатана развязал свой узелок и разложил перед его носом золотые монеты.

- У меня есть семь золотых, и я хочу, чтобы ты взял их себе, - серьезно сказал Санатана. - Если в тебе есть хоть капля благочестия, помоги мне перебраться через горы Хазарибагх. Я томился в темнице царя Хуссейна, но мне удалось бежать. Ты понимаешь, что я не могу пройти через крепость на границе. Если ты возьмешь эти деньги и поможешь мне выбраться из Патады, то совершишь очень благочестивый поступок.

Прямота Санатаны сразила хозяина харчевни. В раскаянии за греховные мысли он готов был упасть перед ним на колени.

- Я знал, что у твоего слуги есть восемь золотых монет, и - о грешник! - хотел убить тебя этой ночью, чтобы забрать деньги! - искренне признался он. - Но ты сам принес их мне и уберег от греха. Я вижу, как ты благороден, возьми свое золото назад. Ради доброго дела я проведу тебя через горы. Мне ничего не нужно.

- Если ты не возьмешь это золото, - возразил Санатана, - кто-нибудь другой убьет меня из-за него. Пусть лучше деньги останутся у тебя. Пойми, ты спасешь меня от новых опасностей.

На этом они и порешили. За окном стемнело, пора было собираться в дорогу. Трактирщик дал Санатане четырех проводников, и вместе с Ишаной Санатана неслышно покинул постоялый двор. Всю ночь проводники шли непроходимой тропой через перевал, пока наконец не вывели Санатану на противоположный склон гор. Пограничная крепость Наваба Хуссейна осталась позади. Санатана почувствовал свободу и дальше решил идти один.

- Ишана, наверняка у тебя осталось что-то из денег, которые ты взял с собой, - сказал он своему слуге.

- Хозяин харчевни говорил о восьми монетах, а ты отдал мне только семь.

- Да, - смутился Ишана. - Я оставил себе один золотой.

- Возьми этот золотой и возвращайся домой.

И Санатана Госвами зашагал по дороге. В руках у него был маленький гаду, кувшинчик для воды, на плечах - старый рваный плед, а на сердце - полный покой. Он шел, не зная усталости, через деревни и поля, пока не достиг Хаджипура. Был уже вечер, и Санатана присел в саду немного отдохнуть, и тут его увидел Шриканта, муж его родной сестры.

Шриканта на время прибыл в Хаджипур, чтобы купить породистых скакунов для императора. С собой у него было триста тысяч золотых монет. Выполняя высокое поручение, он обошел всех торговцев лошадьми и неожиданно узнал в усталом путнике, что сидел под деревом, Санатану, своего влиятельного родственника! Той же ночью в сопровождении слуги Шриканта пришел поговорить с ним.

Беседа их была долгой и неспешной. Санатана рассказал Шриканте о том, как Наваб велел его арестовать и как ему удалось бежать, сколько трудностей возникло при переходе через границу. Шриканта слушал Санатану, сокрушаясь о всех бедах, выпавших на его долю.

- Останься со мной хотя бы на два дня, - стал уговаривать он. - Сбрось с себя эту грязную ветошь и оденься как подобает!

- Я не задержусь здесь ни на мгновенье, - ответил Санатана. - Не стоит говорить об этом. Но у меня есть одна просьба. Помоги перебраться через Гангу! Если ты готов помочь, я отправился бы сейчас же.

Не зная, что сделать для Санатаны, Шриканта подарил ему новый шерстяной плед. Потом он перевез его через Гангу, и они простились. Санатана Госвами спокойно продолжил путь и через несколько дней достиг Варанаси. Узнав, что Шри Чайтанья Махапрабху в городе, Санатана заплакал от радости. Не теряя ни минуты, он направился к дому Чандрашекхары и сел под дверью.

 

* * *

 

Господь Чайтанья уже знал о приходе Санатаны.

- У дверей твоего дома сидит вайшнав, - обратился Он к Чандрашекхаре. - Пожалуйста, попроси его войти.

Чандрашекхара выглянул за дверь, но не увидел там вайшнава. Он вернулся к Господу и сказал, что никаких преданных на улице нет.

- Но кто-нибудь есть за дверью? - спросил его Господь.

- Да, какой-то бородатый дервиш, мусульманский монах, - ответил Чандрашекхара.

- Пожалуйста, приведи его сюда!

Чандрашекхара снова вышел и вежливо обратился к Санатане Госвами:

- О дервиш, мой Господь зовет тебя. Пожалуйста, войди в дом!

Санатана поднялся и молча последовал за Чандрашекхарой. В глазах у него стояли слезы.

Господь Чайтанья не вытерпел и вышел навстречу. Он увидел Санатану во внутреннем дворе и порывисто обнял его. Стоило Шри Чайтанье прикоснуться к Санатане, как в сердце этого великого преданного пробудилась безудержная любовь к Господу. Дрожащим голосом он тихо произнес:

- О мой Господь, не касайся меня!

Но Шри Чайтанья продолжал обнимать Санатану, и оба плакали от счастья. Их неописуемой силы духовные чувства потрясли Чандрашекхару, он застыл на месте. Наконец Господь Чайтанья взял Санатану за руку, ввел его в дом и усадил на скамью около Себя. Заботливо Он принялся стряхивать пыль с Санатаны, божественной рукой касаясь его плеч, груди и волос.

- О мой Господь, - снова воспротивился Санатана, - умоляю, не прикасайся ко мне!

- Я делаю это, чтобы очиститься, - ответил Шри Чайтанья. - Силой своей любви к Кришне ты можешь очистить всю Вселенную. Такие великие святые подобны местам паломничества. Благодаря своей чистоте они никогда не расстаются с Богом и поэтому могут очистить любое святое место.

Господь Чайтанья стал читать стихи из священных писаний:

« Человек, познавший ведическую литературу на санскрите, не может считаться Моим преданным до тех пор, пока не очистится в преданном служении. Однако даже рожденный в семье чандалов будет дорог Мне, если он стал чистым преданным, освободившись от желания наслаждаться плодами своей деятельности или предаваться философствованию. Конечно, он достоин всяческого почитания, что бы он ни предложил, Господь примет. Таким преданным нужно поклоняться как Самому Господу ».

« Человек, родившийся в семье брахмана и обладающий всеми двенадцатью брахманическими качествами, но не преданный Господу Кришне, чей пупок подобен лотосу, хуже неприкасаемого. Но если низкорожденный посвятил все свои мысли, дела и слова, богатство и жизнь служению Господу, он выше непреданного брахмана ».

- Один лишь взгляд на тебя, - продолжал Господь Чайтанья, - прикосновение, прославление твоих необычайных достоинств могут привести к высшей цели жизни. Так говорят священные писания. « Дорогой преданный, видеть тебя - совершенство для глаз, касаться твоих лотосных стоп - совершенство для тела, славить твои замечательные качества - истинно славное занятие для языка, потому что во всем мире трудно найти чистого преданного Господа ».

Долгожданная для обоих встреча с Санатаной Госвами задержала Шри Чайтанью Махапрабху в Варанаси на два месяца, хотя Господь намеревался провести здесь не более десяти дней. Все это время Он провел в сладчайших беседах с Санатаной Госвами.

- Великую милость явил тебе Кришна, о дорогой Санатана, - говорил Господь Чайтанья. - Кришна очень милостив и освобождает все падшие души. Он спас тебя из ада Махараурава, где обитают убийцы животных. Кришна - океан милости, и деяния Его необычайно возвышенны!

- Я ничего не знаю о Кришне, - отвечал Санатана Госвами. - Но я знаю, что освободился из темницы лишь по Твоей милости.

- Расскажи, как удалось тебе вырваться на свободу? - спросил Господь Чайтанья.

В ответ Санатана рассказал историю своего побега.

- В Праяге Я повстречал двух твоих братьев - Рупу и Анупаму. Сейчас они идут во Вриндаван.

Пока они беседовали, к Чандрашекхаре пришел Тапана Мишра, и Господь Чайтанья представил Санатану Своим преданным. Тапана Мишра сразу предложил у него пообедать, но Господь подозвал Чандрашекхару и прежде попросил позаботиться о Санатане. После трудной дороги и всех испытаний он совсем оброс, длинные волосы и борода скрывали его лицо, а одежда была рваной, выгоревшей и грязной.

Чандрашекхара отвел Санатану к брадобрею, и благодаря его ловким рукам Санатана преобразился в вайшнава. Потом Чандрашекхара проводил его на берег Ганги и показал место для омовения, захватив с собой новые одежды. Однако Санатана, выйдя из воды, не принял их и облачился в свои скромные старые одеяния. Господу Чайтанье приятно было услышать об отрешенности Санатаны.

После полуденного омовения Господь Чайтанья отправился к Тапане Мишре принять прасад. Санатану Он взял с Собой. Войдя в дом и омыв ноги, Господь сел и начал кушать. Но перед этим Он попросил Мишру принести все приготовленное для Санатаны Госвами.

- Санатана сейчас занят, - ответил Мишра, - и хотел пообедать немного позже. Ты поешь, а потом я обязательно отнесу ему что-нибудь с Твоей тарелки.

После обеда Господь Чайтанья прилег немного отдохнуть, а Тапана Мишра тем временем отнес Санатане остатки пищи Господа. Потом он предложил Санатане новую одежду, но Санатана попросил:

- Если хочешь помочь, лучше принеси что-нибудь поношенное.

Тапана Мишра достал Санатане свое старое дхоти, и тот разорвал его на куски, сделав себе две смены одежды. Чайтанья Махапрабху остался этим очень доволен.

 

 

* * *

 

Брахман из Махараштры, который обрел благословение Господа Чайтаньи во время Его первого посещения Варанаси, остался ждать возвращения Господа. Теперь, счастливый, он каждый день приходил в дом Тапаны Мишры, чтобы побеседовать со Шри Чайтаньей, послушать Его. Господь познакомил его с Санатаной Госвами, и брахман сразу же пригласил Санатану к себе.

- Почтенный Санатана, - сказал он, - ты можешь принимать прасад у меня дома. Приходи каждый день, пока ты в Варанаси.

Санатана поблагодарил брахмана, но отказался:

- Я следую обету мадхукари. Разве могу я обедать в доме брахмана?

Слово мадхукара означает пчелу, которая собирает мед, перелетая с цветка на цветок. Подобно пчеле, санньяси-мадхукари просит милостыню, идя от двери к двери. Этим он никому не доставляет лишних хлопот.

И снова ответ Санатаны порадовал Шри Чайтанью, его строгость в исполнении обетов отречения была Ему по сердцу. Но в ту же минуту Господь заметил на плечах у Санатаны новый шерстяной плед, который подарил ему Шриканта, и Санатана поймал этот взгляд. « Шри Чайтанье не нравится эта дорогая шерстяная накидка у меня на плечах, - пронеслось у него в голове. - Как же мне избавиться от нее? »

С этими мыслями Санатана пошел на берег Ганги принять омовение и там увидел бедного странника, по виду из Бенгалии, который стирал в реке свое старое стеганое одеяло. Когда он расстелил его на песке сушить, Санатана подошел и смиренно попросил:

- Дорогой брат, окажи мне услугу. Отдай свое одеяло в обмен вот на это! - и он протянул ему новый шерстяной плед.

Сначала бенгалец подумал, что над ним смеются.

- Господин, - с упреком ответил он, - с виду вы такой почтенный человек! Зачем смеетесь над нищим? Кто же это станет менять такое дорогое одеяло на мою ветошь?

- Я вовсе не шучу, - пытался объясниться Санатана. - Будь добр, возьми мой плед и отдай мне свое одеяло.

Наконец ему удалось уговорить бенгальца. Они обменялись одеялами, и Санатана с легким сердцем вернулся к Господу.

- А где же твоя шерстяная накидка? - спросил его Господь.

Санатана рассказал Ему всю историю с обменом, и Господь согласился с его решением.

- Я не зря подумал об этом, - сказал Он. - Господь Кришна милостиво избавил тебя от мирской жизни и не мог позволить тебе наслаждаться дорогими вещами. Излечив болезнь, хороший врач не позволит ей вновь начаться. Подумай, как это странно выглядит: мадхукари, который просит милостыню у каждой двери, носит на плечах богатый плед. Так можно потерять свою духовную силу и стать посмешищем для людей.

Санатана Госвами благодарно ответил:

- Верховный Господь уже спас меня от полной греха мирской жизни, а теперь благодаря Тебе я избавился от последних привязанностей.

Господь Чайтанья был исключительно доволен Санатаной Госвами и благословил беспричинной милостью, вложив в его сердце духовную силу задавать вопросы о Кришне.

Прежде Шри Чайтанья Махапрабху расспрашивал Рамананду Рая о преданном служении и любви к Богу, и по Его беспричинной милости Рамананда сумел дать истинные ответы. Сейчас же Санатана Госвами слушал Шри Чайтанью, и Господь каждым Своим словом раскрывал перед ним истину.

Прежде чем началась их беседа, Санатана Госвами, выражая смирение, зажал в зубах пучок соломы и склонился к лотосным стопам Шри Чайтаньи.

- Я родился в очень низкой семье, - произнес он, - и провел жизнь среди низкорожденных. Я - самый последний из людей. Жизнь моя прошла в затхлом колодце удовольствий и роскоши!

Как известно, Санатана Госвами родился в семье брахманов, и происхождение его было аристократическим. Санатану воспитали в правилах ведической культуры и дали широкое образование. Но, поступив на службу к Навабу Хуссейну, Санатана оказался в обществе мясоедов, пьяниц и охотников за женщинами. Теперь он не мог говорить о себе иначе, чем как о самом падшем.

- Люди считали меня человеком широких познаний, - говорил Санатана, - и сам я тоже о себе так думал. Но поистине я не знаю, что полезно для меня, а что приносит вред. Ты пролил на меня Свою беспричинную милость и увел с пути преходящего счастья. Молю, поведай теперь, что мне делать дальше? Почему страдания этого мира постоянно преследуют меня? Возможно ли обрести благо, не зная причины этих страданий? Тело, ум, природная стихия и другие живые существа причиняют нам бесконечные страдания, они преследуют нас на каждом шагу. Я даже не знаю, как спросить о цели жизни и пути, который позволил бы достичь ее. Пожалуйста, будь милостив, ответь на все мои вопросы!

Шри Чайтанья Махапрабху сказал Санатане Госвами:

- Господь Шри Кришна явил тебе Свою милость, поэтому ты достоин узнать все, о чем спрашиваешь. Нет сомнений, для тебя не существует тройственных страданий жизни. Кришна наделил тебя Своей духовной силой, поэтому ты уже все познал. Но такова природа садху - задавать вопросы. Все святые делают это, строго следуя правилам веры. Кто хочет пробудить свое духовное сознание, у кого стойкий разум, кто неуклонен - непременно достигнет желаемой цели. Ты достоин проповедовать науку преданного служения и поэтому узнай ее от Меня.

Изначальное предназначение живого существа - быть вечным слугой Кришны. Кришна проявляет три основные энергии: духовную, материальную и промежуточную, которую составляют живые существа. Как солнечные лучи исходят из солнца или искорки вылетают из пламени, так и живые существа являются маленькими частичками Всемогущего Господа. В одно и то же время они едины с Господом и отличны от Него, потому что, несмотря на духовную природу, подпадают под власть материи.

Ты - чистое живое существо. Ты отличен от тела, в котором пребываешь. Ты также отличен от своего ума и разума. Ты - душа, вечная частица Сверхдуши, Кришны, и поэтому ты - Его вечный слуга. Ты относишься к Его промежуточной энергии. Есть два мира - духовный и материальный, а ты, живое существо, находишься между ними. Ты связан и с миром материи и с миром духа, поэтому говорится, что твое положение - промежуточное. Ты душа и поэтому духовен, как и Господь. Но ты очень маленькая Его часть. Господь неизмеримо велик. Поэтому ты всегда отличен от Кришны, Верховной Души.

Взгляни на солнце, и ты увидишь, как маленькие лучики света непрерывно исходят из него. Взгляни на огонь, и ты увидишь крохотные искры, вылетающие из пламени. Как повсюду проникает свет солнца или огня, так по всей Вселенной распространяются энергии Верховной Личности Господа.

Живое существо имеет духовную природу. Однако из-за склонности к наслаждению и привязанности к плодам своего труда оно тут же попадает во власть майи и принимает рождение в материальном теле. Энергии Господа непостижимы для обычного человека, все они пребывают в Абсолютной Истине. Они действуют при сотворении мира, они же его поддерживают и уничтожают в должный час.

Покрытое невежеством живое существо воплощается в разных видах жизни. Оно может родиться растением, животным, человеком, демоном или полубогом. Соответственно оно в большей или меньшей степени свободно от влияния материи. Если живое существо забывает о Кришне, материальная энергия, майя, связывает его. Это происходит с незапамятных времен. Майя приносит живому существу бесчисленные страдания.

Поскольку живое существо, частица Кришны, - высшая духовная энергия, оно приводит в движение все тело. Однако само живое существо, соприкасаясь с материей, забывает о своей духовной природе, о своем изначальном положении вечного слуги Кришны и тут же попадает в цепкие когти майи.

Живое существо может пребывать как под властью материи, так и под властью чистого духа, поэтому его положение называют промежуточным. Как только оно привлекается материальными наслаждениями, начинается его материальная жизнь. И с этого момента оно оказывается во власти времени. Будущее становится настоящим, а настоящее уходит в прошлое. Все в этом мире имеет начало и конец, все имеет свое время. Но в духовном мире нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего.

По своей природе все живые существа духовны и вечны. Они существовали всегда, даже когда материальный мир еще не был проявлен. Но, к несчастью, живое существо забывает о своих отношениях с Кришной и падает в этот мир страданий.

Каждый разумный человек должен понять, что он - вечная душа. Мы попали в этот материальный мир только из-за своего желания наслаждаться независимо от Господа Кришны. В этом мире живые существа достигают райских планет, где наслаждаются в богатстве и роскоши, а порой отправляются в ад, где терпят ужасные мучения. Они похожи на узника в темнице, которого наказывают по приказу царя. Есть такая пытка: человека с головой погружают в воду, а потом на мгновенье дают глотнуть воздуха. Жизнь в материальном мире подобна этой пытке.

Но знай, что есть путь к спасению, человек может освободиться от грязи этого мира. Того, кто свободен от материальных желаний и никогда не забывает о Кришне, своем вечном господине, называют вечно свободным от рабства майи. С незапамятных времен такие удачливые души остаются преданными Кришны. Их радует только служение Кришне, они никогда не забывают о своих вечных взаимоотношениях с Ним.

Кто забывает о своих отношениях с Кришной, тут же попадает в капкан материального мира. Отвергнув любовное преданное служение Господу, живое существо пожинает последствия своих добрых и злых деяний. Попадая за содеянное добро в рай, человек считает себя счастливым. Когда же он отправляется в ад за свои злые дела, то в страданиях сокрушается о своей несчастной судьбе. Природа награждает и наказывает живое существо, принося ему то богатство и удачу, то лишения и беды. Но по милости святых, которые проповедуют бхакти, преданное служение Кришне, человек может осознать Кришну и свои отношения с Ним. И в то же мгновенье майя разжимает свои безжалостные когти и отпускает такую душу из плена. Если милостью вайшнава в человеке пробудится его духовная природа, он уже никогда не соблазнится материальными удовольствиями. Он утратит к н им интерес и всего себя отдаст любовному служению Господу.

В преданном служении Кришне человек полностью очищается от мирских желаний. Истинный святой может питаться черствым хлебом, спать под деревом, но никогда не будет жаловаться или мечтать о богатстве. Это показывает, насколько человек продвинулся в духовной жизни. Иные люди считают, что они не хуже Самого Господа. Но человек в сознании Кришны никогда не думает так. Он видит в себе вечного слугу Господа и занимается преданным служением. Это его изначальная деятельность, которая дарует освобождение из когтей иллюзии.

После того как Господь Чайтанья описал живые существа как единые с Господом и в то же время отличные от Него, а также обязанности живого существа перед Богом, Он дал краткий анализ трех аспектов Абсолютной Истины - Брахмана, Параматмы и Бхагавана. Опираясь на ведические писания и логику, Шри Чайтанья объяснил Санатане, что безличный Брахман представляет Бога лишь в форме отвлеченной силы, не поддающейся описанию. Осознание Брахмана достигается в процессе гьяна-йоги, постоянной « гимнастики ума ».

Следующей ступенью является осознание Абсолюта как Сверхдуши (Параматмы) в сердце каждого живого существа и в каждом атоме творения. Медитирующие йоги на закате жизни, проведенной в изнурительном контроле чувств, могут возвыситься до этого уровня духовной самореализации.

Бхагаван является наивысшим проявлением Бога. Постижение Его означает полное осознание Верховной Личности Бога, Шри Кришны, а также искреннее желание поклоняться Ему, воспевая святое имя Кришны. В нынешний век писания рекомендуют именно этот духовный путь, и Шри Чайтанья советовал со всей серьезностью следовать ему. Кто достигает совершенства на этом пути, именуется шуддха-бхакта, чистый преданный Господа, и нет никого выше него.

Далее Шри Чайтанья подробно описал последовательность нисхождения аватар Кришны. « Изначально Кришна пребывает в облике пастушка (свайам-рупа). Приняв позу трилинга (три изгиба в теле), Он играет на флейте », - говорил Он Санатане Госвами. Потом Господь распространяет Себя в многообразные воплощения, которые наделены самостоятельным бытием. Они отличаются друг от друга внешним обликом или степенью могуществом.

Кроме того, Шри Чайтанья объяснил Санатане, что Кришна обладает тремя основными духовными потенциями - сандхини, самвит и хладини. Радхарани олицетворяет Собой хладини. Две другие потенции проявляются как йогамайа (духовная энергия) и маха-майа (материальная энергия). До конца раскрыв эти понятия, Шри Чайтанья дал Санатане полное знание о природе Господа.

В течение двух месяцев беседуя с Санатаной Госвами, Шри Чайтанья Махапрабху целиком изложил ведическую науку взаимоотношений человека со Всевышним (самбандха-гьян), проанализировал развитие этих отношений (абхидея-гьян) и подробно разъяснил их конечную цель (прайоджана-гьян), которая достигается непосредственным служением Господу с любовью и преданностью.

 

 

* * *

 

- Дорогой Санатана, - говорил Шри Чайтанья Махапрабху, - послушай историю одного охотника по имени Мригари, и ты узнаешь о величии общения с чистым преданным. Охотник стал великим преданным Господа Кришны благодаря встрече со святым Нарадой Муни.

Случилось это давным-давно. Великий святой Нарада, путешествуя в духовном мире, посетил Господа Нараяну на планете Вайкунтхе, а потом пришел в материальный мир, на Землю. Появился он в Праяге, желая совершить омовение в месте слияния трех священных рек - Ганги, Ямуны и Сарасвати. Нарада Муни шел лесной тропинкой, когда вдруг увидел лань, пронзенную стрелой. Она была еще жива, но истекала кровью и корчилась от боли. Ноги ее были перебиты чьей-то безжалостной рукой. Пройдя еще немного, Нарада увидел израненного стрелами кабана. А еще дальше лежал заяц и тоже корчился от боли.

Сердце Нарады Муни сжалось от сострадания к этим животным. « Кто же творит такое? » - подумал мудрец и тут же увидел охотника, который притаился за деревом, выслеживая новую добычу. В руках он держал лук, с которого уже готова была слететь смертоносная стрела. Весь он был черный, а глаза - красные от налившейся крови. Густые космы падали ему на лицо, казалось, сам бог смерти Ямарадж стоит под деревом с луком и стрелами в руках.

Нарада Муни сошел с тропинки и направился прямо к охотнику. Пока он шел, все звери, потревоженные шумом, разбежались. Ловушки, которые расставил охотник, открылись, и попавшие в них зверушки пустились наутек.

Когда охотник увидел это, он страшно разозлился и хотел уже наброситься на Нараду Муни, но не смог вымолвить ни одного бранного слова. Вместо ругани и угроз он почтительно спросил Нараду:

- О Госвамиджи, о великий святой, зачем ты сошел с тропы и направился ко мне? Звери, которых я поймал сегодня, из-за тебя разбежались!

- Прости, - ответил Нарада Муни, - но я свернул с дороги, чтобы задать тебе один вопрос. Я вижу, что животные, за которыми ты охотишься, тяжело ранены, но не убиты. С какой целью ты это делаешь? Почему ты не убиваешь зверей до конца, но лишь калечишь их своими стрелами?

- Почтенный святой, меня зовут Мригари, что означает « враг животных ». Отец мой научил меня так охотиться. Страдания раненых животных доставляют мне огромное удовольствие.

Тогда Нарада Муни сказал охотнику:

- У меня есть к тебе одна просьба, и я хочу, чтобы ты исполнил ее.

- Пожалуйста! - воскликнул охотник. - Ты можешь взять все, что тебе понравится из моей добычи. У меня есть много красивых шкур. Если хочешь, я могу подарить тебе шкуру оленя или тигра.

- Мне не нужны шкуры, - сказал Нарада Муни. - С этого дня убивай животных до конца. Вот та милостыня, которую я у тебя прошу. Не обрекай их на медленную смерть в страшных муках!

Охотник был озадачен.

- Дорогой господин, зачем тебе это? - спросил он. - Какая разница в том, как убить животное? И что случится, если оно умирает медленной смертью? Будь добр, объясни мне это!

- Ты заставляешь животных страдать, - ответил Нарада Муни, - и за это сам будешь страдать точно так же. Таков закон природы. Если человек причиняет кому-то ненужную боль, он будет наказан такой же болью в будущих рождениях.

Твое дело - убивать животных. Убийство само по себе грех, но, когда ты причиняешь им боль, оставляя полумертвыми, ты совершаешь преступление вдвойне. И расплата твоя будет так же страшна, как их мучения. Все животные, которых ты убил и заставил мучиться, будут преследовать тебя в твоих следующих рождениях и убивать жизнь за жизнью.

Мригари был великим грешником и никогда не думал о расплате. Но, слушая великого мудреца Нараду, он впервые задумался о своих грехах. Неожиданно он вспомнил обо всех совершенных преступлениях и испугался.

- Господин мой, с самого детства я охотился на зверей и заставлял их умирать в муках, - взмолился он. - Теперь я не знаю, как освободиться от этого бесконечного груза грехов. Пожалуйста, скажи, есть ли еще у меня надежда очиститься? Я полностью предаюсь тебе и припадаю к твоим лотосным стопам. Молю, освободи меня от грехов!

Милостью Нарады Муни в сердце охотника проснулось все лучшее, что жило в нем. Он тут же отдал себя на волю святого Нарады - такова сила великих преданных Господа. Повстречавшись с ними и слушая их, человек начинает осознавать тяжесть своих грехов.

- Если ты примешь мои наставления, я смогу помочь тебе, - уверил охотника Нарада Муни.

Подобные Нараде Муни чистые преданные могут давать такие обещания. По милости Господа они наделены властью освободить любого грешника, который предался им.

- Что бы ты ни сказал, мой господин, я все исполню, - отвечал Нараде охотник.

- Тогда сломай и выброси свой лук, - приказал ему Нарада. - И я скажу, что тебе делать дальше.

Великий святой готов был дать охотнику духовное посвящение, принимая Мригари учеником. Отныне он перестанет совершать греховные поступки и будет следовать указаниям духовного учителя. И тогда гуру позаботится о нем и приведет на духовный путь. На какое-то мгновенье Мригари заколебался:

- Если я выброшу свой лук, как я буду жить? Где найду себе пропитание?

- Не волнуйся, - успокоил его Нарада Муни. - Каждый день я буду посылать тебе пищу.

Обычно люди думают, что сами добывают себе пищу, но на самом деле это не так. Господь каждому в этом мире выделил его долю. Зная об этом, Нарада Муни сказал охотнику, что Кришна поддержит его и пошлет пищу, когда Мригари выбросит лук. Нарада Муни был посланником Кришны и знал, что охотник не умрет от голода.

Мригари доверился словам великого святого, отбросил свой лук и тут же упал к лотосным стопам Нарады, отдавая себя его воле. Нарада поднял его и стал наставлять в духовной жизни.

- Возвращайся домой, - сказал он Мригари, - и раздай все свои богатства чистым брахманам, которые познали Абсолютную Истину. А затем оставь дом и вместе с женой иди к реке. Возьмите с собой лишь то, что на вас надето.

Это означало отречение.

- Построй себе шалаш на берегу реки, - продолжал Нарада Муни, - и перед входом, на возвышении, посади священное деревце туласи. Когда туласи вырастет, каждый день обходи ее, давая ей воду и все необходимое, и постоянно повторяй Харе Кришна мантру. Это будет началом твоей духовной жизни. Каждый день я буду посылать вам с женой пищу, но ты бери лишь сколько тебе нужно.

Закончив наставления, Нарада Муни оживил всех убитых животных. Они тут же поднялись на ноги и убежали в лес. Чудо это поразило охотника. Снова и снова он почтительно кланялся мудрецу Нараде, а потом отправился домой.

Нарада продолжил свой путь, а охотник, воротясь домой, стал исполнять его указания. По деревне тотчас же разнеслась весть о том, что жестокий охотник стал вайшнавом. К его дому стали приходить люди и по обычаю приносить милостыню. Шли даже из окрестных селений, чтобы посмотреть на нового вайшнава. Люди приносили с собой столько зерна и фруктов, что хватило бы накормить десять человек, но охотник и его жена брали себе только на еду.

Прошло несколько дней, и Нарада Муни решил посмотреть, как живет его новый ученик.

- У меня есть ученик, - сказал Нарада Муни своему другу Парвате Муни. - Пойдем посмотрим, как у него дела.

И святые мудрецы появились на берегу реки неподалеку от шалаша бывшего охотника. Мригари завидел их еще издали. Он выбежал навстречу своему духовному учителю и хотел поклониться, но увидел у себя под ногами снующих муравьев. Когда-то Мригари был свирепым охотником, а теперь не мог обидеть даже муравья. Он начал осторожно смахивать муравьев краем одежды и, только очистив землю, упал перед Нарадой Муни, выражая почтение своему духовному учителю.

- О дорогой охотник, - сказал ему Нарада, - твой поступок радует меня, но не удивляет. Когда человек становится преданным Господа, он уже никому не может причинять зла. Преданные Кришны - лучшие из людей. Они никому не завидуют и поэтому не причиняют боли.

Охотник пригласил обоих мудрецов в свое жилище. Он расстелил на земле соломенную подстилку и почтительно предложил им сесть. Затем он принес воду и с любовью омыл мудрецам стопы. Когда все было закончено, Мригари и его жена выпили святую воду и окропили ею головы. И в тот же миг он почувствовал экстаз любви к Богу. Охотник повторял Харе Кришна мантру, тело его затрепетало, а из глаз полились слезы. Он вскинул руки к небу и принялся танцевать.

Когда Парвата Муни увидел, какая великая любовь к Богу пробудилась в сердце охотника, он сказал Нараде:

- Поистине ты - философский камень, который превращает железо в золото! Ты слывешь мудрецом среди полубогов, но по твоей милости даже самый падший человек может немедленно достичь Господа Кришны. И охотник Мригари - лучший тому пример.

Нарада Муни спросил своего ученика, где он добывает пищу.

- Дорогой духовный учитель, - ответил Мригари, - все, кого ты посылаешь ко мне, приносят с собой зерно и фрукты. Еды так много, что мы с женой просто не в состоянии все это съесть. Прошу тебя, не присылай так много!

Как истинный вайшнав, Мригари не хотел делать запасы на завтрашний день, целиком полагаясь на милость Господа. Нараде Муни понравилась его просьба, и он благословил Мригари:

- Ты очень удачлив!

 

Сказав это, Нарада Муни и Парвата Муни исчезли, оставив охотника в сладостном состоянии преданного служения Господу.

- О дорогой Санатана, вот и вся история охотника Мригари, - закончил Господь Чайтанья. - Услышав ее, каждый поймет, какую огромную силу таит в себе общение с преданными Господа Кришны.

 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 361. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия