Студопедия — Двадцать понятий, применительно к предприятию
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Двадцать понятий, применительно к предприятию






1. Здесь и как: прежде всего важна кон­кретная ситуация: «как это происходит сегодня».

2. Процесс: не столько то, что говорится и проис­ходит, а как это говорится и происходит, и осо­бенно как вещи изменяются или же остаются не­изменными («статическими»).

3. Осознавание: бдительность ко всему множеству аспектов ситуации, рациональных и отношенческих, объективных и субъективных.

4. Граница-контакт: что происходит между пред­приятием и внешним миром (клиентами или кон­курентами, развитие рынка).

5. Поле и система: ничего нельзя анализировать изо­лированно; стоит искать синтетическую точку зре­ния на все в целом в обоюдных взаимодействиях.

6. Креативное приспособление: ни пассивная рутин­ная адаптация к среде или к запросу, ни «безудер­жная» креативность без учета контекста, а свобод­ное и постоянное приспособление.

• Цикл опыта: выявление и уважительное отношение к обычным фазам всякого цикла контак­та: пре-контакт (перед тем, как вести переговоры о делах), включенность в самый лучший «путь» или рабочую гипотезу, податливый и гибкий кон­такт (с действием и взаимодействием), выключе­ние в подходящий момент (ни слишком рано, ни слишком поздно), ассимиляция опыта (имея в виду будущий контакт или обмен).

8. Незавершенные гештальты: не допустить «загни­вания» плохо разрешенной ситуации или захоро­нения латентного конфликта.

9. Сопротивления: чрезмерное слияние с модой или тенденцией, интроекция отживших принци­пов, проецирование своих идей на партнеров, коллег или клиентов, ретрофлексия своей по­требности действовать, дефлексия или отклоне­ние от своей основной цели в направлении вто­ричной деятельности, обесценивание своей деятельности и т.д.

10. Гомеостаз: оптимистическое верование в спон­танную саморегуляцию всей человеческой груп­пы, уменьшающую предположительное неравно­весие, напряжения и конфликты.

11. Взятие на себя ответственности: каждый должен чувствовать ко-ответственность за предприятие и не быть инертным и пассивным винтиком.

12. Экспериментирование: намного лучше попы­таться, чем попусту рассуждать; не бояться конк­ретных полевых экспериментов.

13. Право на различия: у каждого своя собственная харизма; использовать каждого на его месте («нужный человек в нужном месте»); людей нельзя взаимно заменять как пионы; при приеме на работу предпочитать свод привычек кандида­та анонимному «списку мест службы» (установ­ленному исходя из прошлого опыта).

14. «Сим-патия»: здесь в том смысле, в котором ее использовал Перлз, она протиповоставляется а-па-тии и эм-патии. Речь идет о разделении мнений и установок, о столкновении идей, а не о пассивнос­ти и не о слишком быстром принятии (усвоении) точки зрения другого.

15. Холистический подход: синтетический и гло­бальный взгляд на всю ситуацию, которая воспри­нимается как связанная во всем ее многообразии.

16. Полярности: не выбирать насильственно меж-ДУ двумя или несколькими противоположностя­ми, но попытаться их соединить, рассматривая преимущества различных точек зрения, дополня­ющих друг друга.

17. Личностная вовлеченность: выйти из нейтрали

 

Некоторые из технических терминов детализиру­ются и объясняются в главе 4, посвященной тео­рии Self. Помимо этого ряд из них упоминается в предыдущей главе: «Двадцать основных поня­тий». Английские слова написаны курсивом.

Агрессия: (от латинского ай-ёгеззего или ас1-ёгейеге, идти к другим; противопоставляется ге-§геззего, пятиться, идти назад; близкое к слову рго-§геззего, продвигаться, идти вперед). Для Гештальта как и для современных этологов (ко­торые изучают животных в естественных услови­ях), контролируемая агрессия является «влечени­ем к жизни», а не «влечением к смерти» (как у Фрейда). Агрессия необходима для активной ас­симиляции внешнего мира во избежание интро-екций: сначала надо надкусить яблоко и прожевать его (разрушить), чтобы можно было его перева­рить; более того, надо критиковать воспринима­емые идеи прежде чем их принять.

Амплификация: классическая техника в Гешталь-те, состоящая в том, что клиента поощряют уси­лить автоматические жесты, ощущения (даже боль и страдание) или спонтанные чувства, что­бы сделать их более явными и лучше их осознать: что-то вроде разглядывания «через лупу».

Бессознательное: в Гештальте, разумеется, вовсе не отрицается важность бессознательных феноме­нов, но они не являются центральной точкой опо­ры терапевтического действия. Оно опирается на видимые проявления — телесные, эмоциональ­ные или ментальные. Таким образом, намеренно идут от поверхности, чтобы достигнуть более глу­боких, неосознаваемых уровней.

Вовлеченность контролируемая (Гингер, 1987): уста­новка на произвольную включенность в терапев­тические отношения, проповедуемая в Гешталь­те и предполагающая внимательное использова­ние контрпереноса в интересах клиента. Я здесь сам, всецело, будучи целостной и аутентичной личностью, осознающей свои эмоции и реальные чувства, но я здесь не для самого себя, а для кли­ента — с которым я могу разделить часть моих чувств.

Гештальт-психология, или гешталып-теория, или же еще одно название — Теория формы: психо­логическое направление, воодушевленное феноменологией, зародилось в 1912 году (Эренфельс, Вертгеймер, Коффка, Келлер), подчеркивает тот факт, что «целое отлично от суммы его частей» и появляется в результате их многократного взаи­модействия. Гештальт-психологи обнаружили субъективность восприятия.

Гнпервентиляция: техника усиленного, утрирован­ного и/или ускоренного дыхания, которая особен­но часто используется в биоэнергетике, в ребефинге и при голотропном дыхании (Гроф), и направленная на растормаживание активности глубоких подкорковых отделов мозга, за счет уменьшения кортикального контроля при дости­жении состояния «кислородного опьянения» по­средством гипервентиляции. Высвобождение зап­рятанных эмоций часто провоцирует катарсис, обычно сопровождаемый мышечными сокраще­ниями. В Гештальте этот тип искусственной тех­ники не используется, но иногда замечают спон­танную гипервентиляцию, запускаемую интенсивной эмоцией.

Голос: в Гештальте работа в отношении голоса яв­ляется крайне важной — в нем принимается во внимание как манера говорить, так и то, что ска­зали. Задушевный, «бесцветный» или срываю­щийся голос означает порой состояние души, со­вершенно отличное от того, которое клиент способен вербально выразить, что может стать отправной точкой для работы, часто очень плодо­творной. Ассертивное самоутверждение с исполь­зованием голоса (обоснованная уверенность без бахвальства) развивается в групповой гештальт-терапии.

Гомеостаз: общий принцип саморегулиции живых организмов (температура, голод, жажда...). Перлз настоятельно указывает на важность этого -поня­тия в работе «Гештальт-подход» (ТЬе Сез1:а11 Арргоасп), изданной посмертно.

Граница-контакт: фундаментальное понятие в Гештальте. Терапия протекает на границе-кон-такт между клиентом и его окружением (особен­но терапевтом): именно здесь можно выявить дисфункциональности (или сопротивления) контакта и нормального цикла удовлетворения потребностей. Примером может служить кожа, которая одновременно является прекрасной ме­тафорой границы-контакт: она меня одновре­менно изолирует и связывает с окружением.

ГТ: обычная аббревиатура гештальт-терапии.

Гудман Поль: один из первых учеников Фрица Перлза, основатель гештальт-терапии. Он был по­лемическим писателем, отредактировавшим за­писи Перлза и облекшим их в форму в большей части основной работы «Гештальт-терапия», которая как раз представляет теорию 5е1Г. Умер в 1994 году.

Гуманистическая психология (ГП): термин, предло­женный А,Маслоу (1954). «Третья сила», движе­ние, возникшее как реакция против «повсемест­ной детерминистской теократии» в психоанализе с одной стороны, и бихевиоризма, с другой сто­роны. С экзистенциальной точки зрения ГП пы­тается вернуть человеку его долю свободы, его от­ветственность за свой выбор и реабилитировать его духовные ценности. Гештальт явно соприка­сается с гуманистической психологией.

Дефлексия: сопротивление (предложенное Польстерами): дефлексия состоит в избегании контакта путем перенесения переживаний в мен­тальную зону (интеллектуализация), или в скры­тую агрессивность (юмор и ирония). Речь может идти о бегстве от «здесь и сейчас» в воспомина­ния, проекты, абстрактные рассуждения и т.д., в то, что Перлз рассматривал как «интеллектуаль­ную мастурбацию» или «бычье дерьмо».

Зинкер Джозеф: современный американский гештальтист, художник и музыкант, основатель Ин­ститута в Кливленде, ученик Перлза, получил из­вестность за работу по креативности и Гештальту, а также за работы в области гештальт-терапии суп­ружеских пар.

Избегание (механизм): одно из синонимических выражений «сопротивления», «механизма защи­ты» или же «потери функции эго».

Интроекция: одно из классических сопротивлений, состоящее в «готовности совершенно проглотить» идеи и принципы другого, без их «переваривания» и самостоятельной переработки и усвоения. Речь идет, в частности, о «следует, ты должен», кото­рые характерны для традиционной системы вос­питания. Например: «не следует публично выра­жать свои чувства», «не следует заниматься мастурбацией (даже один на один)».

Импульсивный акт: см. проигрывание.

Как: с фундаментальной феноменологической точки зрения Гештальт преимущественно зани­мается вопросом «как», а не «что» и «почему», т.е. он прежде всего рассматривает процесс и форму, например, тон голоса и ритм речи, впрочем как и содержание предложений. Два ключевых слова Гештальта — «сейчас и как».

Катарсис: выражение эмоции, иногда бурное (ярость, крики, рыдания...), позволяющее обыч­но отреагировать (эмоциональная разрядка, из­бавляющая от прошлого травматизма), что сопро­вождается облегчением и дедраматизацией. В Гештальте специально не стремятся к катарсису, но он иногда спонтанно происходит как следствие амплификации чувств. Как правило, за катарси­сом следует вербализация, способствующая ин­теграции.

Киббуц-группа:приложение принципов Гешталь­та к общине людей, проживающих вместе (от не­скольких дней до нескольких месяцев). Терапев­тические эпизоды (в собственном смысле этого слова) включены в совместную трудовую, учеб­ную жизнь и досуг, что позволяет осуществлять их общее терапевтическое воздействие. Перлз по­очередно отдавал предпочтение индивидуальной терапии, терапии в группе и затем общественной терапии (см. Ковишен).

Кливленд: город США, где находится один из ве­дущих Институтов Гештальта, второй по време­ни создания (1954); больше всего знаменит зна­чительным вкладом в теорию. Его команда помимо прочих состояла из Лоры ГТерлз, Поля Гудмана, Изадоры Фром, И. и М. Польстеров, Дж.Зинкера, Е. и С. Невисов. К настоящему вре­мени в Институте Кливленда прошли обучение

265более 800 гештальтистов (половина которых обу­чались по интенсивной летней программе в тече­ние 250 часов).

Клиент: «тот, кто прибегает к чьим-либо услугам, оплачивая их». Этот термин не ограничивается ком­мерческими отношениями. В настоящее время он используется в социальной службе и психотерапии: он имеет дополнительное скорее интерактивное, а не медицинское значение по сравнению с пациен­том (тем, кто «страдает», с некоторой пассивностью получающий лечение). Клиент ответственен за свой запрос («клиент является королем»).

Ковишен: в конце 1969 года в возрасте 76 лет Перлз купил дом рыбаков на берегу озера Ковишен в ме­стечке Ванкувер-Айленд, основав там с ядром своих последователей гештальт-киббуц. Он там прожил только 6 месяцев, потому что вскоре от­правился в путешествие в Европу, и умер в Чика­го по дороге домой.

Контакт: центральная идея в гештальт-терапии. Нормальный цикл удовлетворения потребностей часто называется циклом контакта (или контак­том-отступлением). Терапия разворачивается на границе-контакт между организмом и его окру­жением. Контакт возникает между мной и други­ми, но также между разными аспектами самого себя (мыслями, чувствами, ощущениями).

Континуум осознавания: постоянный поток ощуще­ний, чувств и идей, образующих фон, на котором последовательно выделяются возникающие глав­ные фигуры нашего интереса. У психически здо­ровых лиц этот поток мягкий, подвижный и на­правленный.

Контрперенос: в узком смысле совокупность созна­тельных и особенно неосознанных реакций тера­певта, вызванных личностью клиента (и, в част­ности, его переносом). В более широком смысле все то, что во стороны личности терапевта может оказать влияние на его отношения с клиентом. Гештальт предлагает осознанно использовать контрперенос в терапевтических целях, т.е. кон­тролируемое участие для того, чтобы помочь кли­енту.

Конфлюенция (слияние): уменьшение интенсивно­сти Self, размывание границ между клиентом и его окружением. Одно из четырех классических сопро­тивлений. Мать и ее ребенок находятся в здоровой конфлюенции (близкой к симбиозу), но ребенок в возрасте двенадцати лет, не способный покинуть мать, страдает от патологической конфлюенции. То же самое касается взрослого, который идентифи­цирует себя с доктриной какой-то секты.

Креативное приспособление: характеризует актив­ное и персонализированное взаимодействие (а не пассивную адаптацию); оно происходит на границе-контакт между здоровым человеком и его ок­ружением. Каждый живет в своем собственном стиле, принимая во внимание окружение.

Личность: см. Эго. Функцией личности как «час­ти» Self является «вербальная репрезентация того, что человек делает из самого себя», образ себя, в котором он себя узнает: например: «я некто, кто очень любит покой». Следовательно, это функция интеграции опыта, основа чувства идентичности в его историчности («я всегда был таким»). Со­гласно многим авторам, личность играет роль осо­бенно в конце цикла контакта, в момент оконча­ния текущего опыта, ухода (ассимиляции опыта, который обогатит мою личность).

Мандала: санскритское слово, означающее «круг». Речь ид сто символическом рисунке (или картине), основанном прежде всего на круге или квадрате, и используемом в различных восточных философс­ких школах в качестве поддержки для медитации в поиске непреходящей истины. Мандалы изучались К.Г.Юнгом. Символическое графическое изобра­жение чувств или ситуаций, а также различные тех­ники на основе мандалы достаточно часто исполь­зуются некоторыми гештальтистами.

Массаж «8.С.М.»: сенситивный гештальт-массаж СейаЛ Маз8а§е») разработан американкой Маргарет Эльк. Речь идет о технике невер­бальной коммуникации, ориентированной на осознание телесных ощущений двух партнеров, которые поочередно их вызывают и испытывают. Среди целей: внимание к другому, реунификация схемы тела, лучшее осознание границы-контакт.

Ментальный челнок: туда-и-обратно между внеш­ней реальностью (социально зримой) и внутрен­ней реальностью (переживаемой феноменологи­чески или в фантазии), между эмоцией и вербальным осознанием (между сердцем и голо­вой), между обычной жизнью клиента и метафо­рической ситуацией, представленной здесь и сей­час в сеансе, между настоящим и прошлым, и т.д. Челнок широко используется в Гештальте.

Метафора: метафорический язык — вербальный, телесный или художественный — широко исполь­зуется в Гештальте.

Микрожесты: речь идет о мелких автоматических жестах, по большей частью неосознанных или предсознательных (например: барабанить пальца­ми или постукивать ногой, случайные подергива­ния мимических мышц, «игра» с кольцом, и т.д.). Осознание, а затем амплификация этих жестов часто позволяют самому клиенту придать им сим­волический смысл, открывая богатый ассоциа­тивный круг.

Монодрама: техника психодрамы, предложенная Морено и часто используемая Перлзом, состоит в том, что клиента просят, чтобы он сам последо­вательно сыграл разные роли из той ситуации, которую он вспомнил. Он, например, может всту­пить в диалог с разными частями своего собствен­ного тела (моя голова разговаривает с моими ге­ниталиями) или же приступить к воображаемому диалогу с одним из своих родителей, самому да­вая ответы за родителя, которые он представля­ет, хочет или которых боится (клиент разговари­вает со своим родительским имаго).

Незавершенный (гештальт, работа): накопление не­завершенных гештальтов, новых и старых, соглас­но Перлзу, может быть одной из причин невроза. Терапия как раз состоит в том, чтобы выявить и попытаться закрыть незавершенные или парали­зованные гештальты, т.е. выявить актуальные проблемы (например, чувства некомпетентности, «гештальт нескончаемого траура» и т.д.) и рабо­тать с ними.

Оно: в гештальтистском смысле одна из трех основ­ных функций зе1/— которая состоит, помимо это­го из «эго» и «личности». Зе1Г функционирует, как правило, в режиме «Оно» в начале цикла, на фазе, называемой пре-контактом. Некоторые авторы полагают, что ассимиляция (пост-контакт) также происходит бессознательно, в режиме «оно».

Отступление или «пост-контакт»: четвертая и пос­ледняя фаза цикла контакта по Гудману, позво­ляющая ассимилировать опыт (функция личнос­ти в Self) и способствующая росту идентичности. Слишком бурный или слишком медленный (конфлюенция) уход является типичным признаком дисфункционирования, затормаживающего авто­номию.

Перенос: в психоанализе интенсивные аффектив­ные отношения между пациентом и терапевтом, воспроизводящее в некотором роде детскую мо­дель поведения пациента: невроз переноса считаетсяя существенным двигателем лечения. В Гештальте наблюдаются, разумеется, многочис­ленные спонтанные феномены переноса — кото­рые последовательно используются, но при этом искусственно невроз переноса не развивают, так как он создает зависимость от терапевта. Контр­перенос терапевта используется так же, как и пе­ренос клиента. Чрезмерный перенос может пара­зитировать на актуальном аутотентичном отношении человека к человеку. Например, вме­сто того, чтобы обратиться непосредственно к те­рапевту, клиент бессознательно обращается на са­мом деле к своему отцу (итак, в переносе существует «третий спрятанный»).

Переходность (объекта или пространства): пере­ходный объект. Переходное пространство (Винникотт) представляет собой пространство игры, искусства и терапии — промежуточное между ре­альностью и фантазией. Если я дерусь во время сеанса терапии, это реальное столкновение (а не воображаемое), и все же я не набрасываюсь на врага: мы находимся в промежуточном «про­странстве», переходном пространстве терапии, которая допускает всевозможные эксперименти­рования.

.Переходный объект: у Винникотта это объект, аф­фективно нагруженный для ребенка в качестве за­мены матери и выполняющий функцию ауто-ус-покоения (например, плюшевая игрушка или место укрытия или постель). В широком смысле (используемом в Гештальте) любой предмет, сим­волизирующий отсутствующего человека, к кото­рому привязан (подушка, сумка, одежда).

Перлз Лора: урожденная Лора Познер, психолог, психоаналитик, жена Фрица. Он ее встретил у Гольдштейна, ученицей которого она была. Танцовщица и музыкант, она подчеркивала зна­чение искусства и тела в Гештальте. Помогала Фрицу в редактировании его первой книги, но сама ничего не написала (однако существует сборник ее статей, интервью и сообщений). Она работала вместе с Гудманом как руководителем первых институтов Гештальта: в Нью-Йорке (1952), Кливленде (1954). Умерла в 1990 году.

Перлз Фриц: еврейский психиатр и психоанали­тик, родом из Германии, эмигрировал в 53 года в США, считается основателем гештальт-терапии. Умер а 1970 году (см. гл.З).

Польстеры Ирвин и Мириам: знаменитая супружес­кая пара американских гештальт— терапевтов, уче­ников Перлза. Они обучили сотни гештальтистов на пяти континентах. Получив образование к Кливленде, они затем эмигрировали в Калифор­нию.

Полярности: Гештальт стремится к гармоничной интеграции комплиментарных полярностей вся­кого человеческого поведения (например, агрес­сия и нежность, маскулинность и феминность), а не к уничтожению одной из них в пользу другой, или иллюзорному поиску ложной «золотой сере­дины», жалкой тусклости противоречивых при­тупленных чувств...

Пост-контакт («отступление» или «уход»): согласно Гудману, четвертая и последняя фаза цикла кон­такта или удовлетворения потребностей, суще­ственная фаза ассимиляции, дающая пищу фун­кции личности.

Потребности: в Гештальте прежде всего интере­суются потребностью, а не желанием. Потреб­ности могут быть органическими (в пище, сне), психологическими, социальными и духовными: потребность в принадлежности к группе, по­требность придания смысла своей жизни, и т.д. (Маслоу). Их не всегда можно ясно увидеть, не всегда можно непосредственно выразить. «Цикл удовлетворения потребностей» часто прерывает­ся и нарушается, поэтому одна из целей работы гештальтистов состоит в выявлении этих пре­рываний, блокировок и нарушений (см.: сопро­тивления).

Пре-контакт: первая фаза в цикле контакта-ухода у Гудмана. Self главным образом функционирует посредством «Оно» (ощущения, возбуждения). Пре-контакт часто нарушается, или даже отсут­ствует у психотических пациентов (и у некоторых деловых людей, которые слишком торопятся!).

Проекция: классическая форма сопротивления, которая состоит в том, что другому приписыва­ется то, что имеет отношение к нам: «Мне кажет­ся, что я вызываю у Вас скуку», «у Вас раздражен­ный и сердитый вид» и т.д. Чрезмерное сопротивление у параноиков.

Проигрывание: речь идет о произвольной инсце­нировке, сопровождаемой вербализацией, позво­ляющей наилучшим образом увидеть феномен, сделать ясным то, что было скрыто, играть на внешней сцене то, что неосознанно разыгрывается на «внутренней сцене». «Осуществление» (или воплощение в действие) противопоставля­ется импульсивному «акту», который наоборот «коротит» вербальное осознание, заменяя его им­пульсивным порывом, который с трудом подда­ется анализу.

Проксимика: научное исследование организации социального пространства и социальных дис­танций (Эдвард Холл, 1966). Исследования «хо­рошей дистанции» в отношениях представляют важную тему Гештальта. Социальная дистанция обычно сильно варьирует в зависимости от культуры (в Англии не касаются друг друга, в противоположность некоторым латинским странам).

Процесс: Гештальт — это терапия, направленная на процесс, больше чем на содержание, на то, что находится в движении и происходит здесь и сей­час, на «как», а не на «что».

Развязка: согласно Гингеру, 4-ая фаза цикла кон­такта, фаза важная и деликатная, предшествую­щая ассимиляци (см. гл.4).

Ретрофлексия: состоит в обращении против само­го себя мобилизованной энергии (например, ма­зохизм или соматизация) или выражается в том, чтобы сделать самому себе то, что нам хотелось бы, чтобы это нам сделали другие (например, хва­стовство).

Семантика общая: метод, разработанный Альфре­дом Корцибским (1933) для преодоления бинар­ного аристотелевского мышления (нечто суще­ствует или не существует = принцип исключенного третьего). Корцибский настаивал на различии между опытом и языком — который является полисемичным (имеется много уровней значений): слово не вещь, «карта — не террито­рия». Как Перлз, так и Гудман на протяжении многих лет сотрудничали с Корцибским.

Сеттинг: английский термин, означающий рам­ки, материальные условия сеанса терапии; ли­цом —к— лицу, диван и т.д. Сеттинг может из­меняться в зависимости от применяемого метода, терапевта, клиента, времени сеанса и момента лечения. Он оказывает сильное влияние на протекание всей терапии, не всегда в доста­точной мере понимаемое клиентом и некоторы­ми терапевтами. Все проистекает совершенно по-разному в зависимости от того, сидим ли мы за столом, вытянуты на диване, сидим на полу на подушке и т.д.

Симпатия: Перлз противопоставляет сим-патию эм-патии и а-патии. Симпатия предполагает аутентичную включенность терапевта в отношениях «Я/Ты», человека с человеком, где терапевт не прячется за своим статусом.

Системность: системный подход (фон Берталанфи, 1956, Голдштейн, Ле Муанье, де Рое, Морэн) про­тивопоставляется рационалистическому подходу (ньютоновско-картезианскому). В нем каждая проблема рассматривается как «множество еди­ниц в обоюдных взаимодействиях». Гештальт яв­ляется системным подходом, изучающим взаимо­действия в поле организм/окружающая среда. Другим психотерапевтическим приложением яв­ляется системная семейная терапия, предложен­ная в Школе Пало-Альто (Бейтсон, Ватцлавик).

Сновидение: «королевский путь» к познанию себя для Перлза так же, как и для Фрейда. Исходя из предположения Ранка, Перлз рассматривает лю­бой персонаж или элемент сновидения как про­екцию самого сновидца, и часто предлагает их по­очередно «проиграть». Другие авторы предлагают рассматривать сновидение как ретрофлексию (И.Фром) или как незавершенный гештальт (Гин-гер). Комбинация этих различных подходов ока­зывается часто очень полезной в терапии.

Сопротивление: фундаментальное понятие Гештальта. Речь идет как раз о выявлении сопротив­лений, которые противопоставляются свободно­му протеканию цикла контакта или цикла удовлетворения потребностей и «реализации» Self. Самыми классическими сопротивлениями явля­ются: конфлюенция, интроекция, проекция и ретрофлексия (см. гл.4).

Социо-гештальт: название, предложенное С.Гингером для обозначения ветви Гештальта, прилагаемой к учреждениям и организациям, рассматриваемым в их целостности. Следовательно, речь идет о Геш-тальте учреждения, а не о Гештальте в учреждении.

Средний режим: для Гудмана, ссылающегося на греческую грамматику (ближе всего к граммати­ческому смыслу возвратных глаголов в русском языке), это способ одновременно активного и пассивного функционирования Self, выявляемый именно во время фазы, называемой «полным кон­тактом», когда задействован как моторный, так и сенсорный механизм. Клиент является как субъектом, так и объектом своего действия. (На­пример: «мы общаемся»).

Стиль личности: Гештальт представляет себя как искусством, так и наукой, и он побуждает каждо­го (клиента и терапевта) исследовать свой личный стиль жизни, самобытные способы «креативного приспособления», а не заниматься пустыми ис­следованиями по применению незыблемых пра­вил или «рецептов».

Стресс: внутреннее психическое давление — нега­тивное или позитивное — связанное чаще всего с тягостным внешним событием (конфликт, горе, и т.д.), но также со всякой ситуацией, модифициру­ющей условия жизни (женитьба, отпуск, и т.д.). Используя работы Селье (1956), Холмс и Рае уста­новили шкалу стресса (1967). Накопление стрес­сов ослабляет иммунные защиты и способствует появлению заболевания (грипп, астма, рак, Спид и т.д.). Выражение эмоций — проповедуемое Гештальтом — уменьшает напряжения и стресс, уси­ливая таким образом иммунную систему.

Телесное чувство: осознавание (а\уагепе5з) экстеро-цептивного и и нтероцептивного телесного ощуще­ния (ощущение сжатия, «тяжести» в желудке или «кома» в горле и т.д.), часто используется как от­правная точка для углубленной работы. Со своей стороны, терапевт внимателен к своим собствен­ным телесным чувствам — что помогает ему луч­ше понять и использовать свой контрперенос.

Трансперсональный: терапия может быть интраперсональной (анализ внутренних конфликтов), ин­терперсональной (изучение отношений, возник­ших между людьми) или трансперсональной (принимающей во внимание коллективное бес­сознательное и эзотерические связи, объединяю­щие воедино человеческий род и космос за пре­делами индивида). Гештальт может отдавать предпочтение тому или иному из этих направле­ний или всем трем одновременно — в зависимо­сти от собственного стиля каждого терапевта и от потребностей клиента.

Тупик: термин, используемый Перлзом для обо­значения ситуации психической блокады, кото­рая на первый взгляд не имеет выхода и которая позволяет предположить, что здесь находится «ядро» проблемы.

Фантазии — грёзы: фантазируя, клиент сохраня­ет некоторый контроль над образами и ассоци­ациями, в противоположность грёзам, при ко­торых бессознательное «принимает команды», в некотором роде привнося образы и сценарии изнутри.

Фигура-фон: основное понятие гештальт-психоло­гии (Теории формы), заимствованное гештальт-терапией. Здоровая личность должна уметь ясно распознавать доминантную фигуру в настоящий момент (или гештальт), которая имеет смысл только по отношению к фону на заднем плане: так, крик в процессе развлечения нечто совер­шенно иное по сравнению с тем же криком на улице ночью.

Форма (и содержание): или обозначающее и обо­значаемое. Гештальт подчеркивает важность процесса и формы: манера говорить или делать, часто неосознанная или предсознательная, («как» проявляется в интонациях, позах и жес­тах и т.д.), которая обогащает или противоречит интенциональному содержанию сказанного или сделанного.

Холизм, холистический: от греческого — целое, то, что имеет отношение к целостному множеству. Перлза совершенно очаровала и зах­ватила холистическая теория Дж.Смэтса, одного из основателей Общества Наций, который в 1926 году опубликовал работу «Холизм и эволюция», исходя из идей Дарвина, Бергсона, Эйнштейна и Тейяра де Шардена.

Цикл контакта: основное понятие Гештальта, раз­виваемое Гудманом в его теории зе!Г: он различа­ет четыре основных фазы во всяком действии: пре-контакт, вступление в контакт, полный кон­такт, пост-контакт (или отступление). Этот цикл воспроизводился — с различными вариантами — у разных авторов (например, Зинкер, Катцефф, Гингер и т.д.). Катцефф выделяет 7 фаз: ощуще­ние, осознавание, энергетизация, действие, контакт, завершение, отступление. Гингер описывает 5 стадий цикла: пре-контакт, завязка, контакт, раз­вязка, ассимиляция. Прерывания или нарушения в нормальном развертывании цикла часто назы­ваются сопротивлениями.

281 Эго: §е!Г может функционировать тремя «спосо­бами»: оно, эго и личность. Эго является актив­ной функцией, предполагающей осознание сво­их потребностей и принятие ответственности за свои выборы. Сопротивления иногда называют­ся утратами функции эго.

Эготизм: сопротивление, но по статусу несколько необычное: искусственная гипертрофия Эго, ве­дущая к усилению нарциссизма и принятию на себя личной ответственности, что способствует развитию автономии. Следовательно, речь идет о предварительном «терапевтическом рычаге». Точ­но так же, как «невроз переноса» в психоанализе, эта переходная фаза должна быть пройдена в про­цессе гештальт-терапии.

Экспериментирование: Гештальт является экзисте-ницальным и экспериментирующим подходом, предлагающим прожить, испытывать, чувство­вать, сознательно «подвергаться эксперименти­рованию» и экспериментировать в символичес­кой форме над ситуациями, которые вызывают либо опасения, либо надежду («подвергаться эк­спериментированию»: пассивно = tо ехреrеnсе, экспериментировать активно.

Эмпатия: способность идентифицировать себя с кем-то, чувствовать то, что чувствует другой, по­ставить себя на его место. Перлз противопоставлял эмпатию (проповедуемую психологом Карлом Роджерсом) сим-патии, где терапевт позволяет себе существовать в полной мере в своем отличии, предлагая тем самым клиенту партнерство с целью установления аутентичных отношений «я/ты».

Эсален: местечко в 300 км к югу от Сан-Францис­ко, где был организован самый известный в мире центр «Новых терапий», называемых «гуманисти­ческими». Перлз бывал там в течение многих лет, и именно там он сделал Гештальт знаменитым, трансформировав его немного в «спектакль».

Эффект Зейгарник: по имени русского психолога, изучавшей мобилизующее ментальное напряже­ние, порожденное диффузным ощущением необ­ходимости завершения неоконченной задачи. Ис­пользуется в педагогике (подготовка уроков накануне вечером) и в рекламе (чтобы поддержать пробужденный интерес). Чрезмерно частое воз­никновение незавершенных гештальтов может служить причиной неврозов.

Я/Ты: намек на работу Бубера («Я и Ты», 1923), оз­начает аутентичное непосредственное отношение человека к человеку (симпатия), проповедуемое Перлзом, включая терапевтическую ситуацию.

Осознавание: глобальное осознавание в настоящий момент, внимание ко всем своим телесным и эмоциональным откликам, внутренним и исходящим из окружения, а также к познавательным процес­сам. Состояние бодрствования, одновременно сенсорного, интеллектуального и интуитивного, развиваемое гештальтистами.

Обратная связь: «обратное действие», регулирующий ответ, вызванный ситуацией. В групповой терапии часто запрашивают членов группы после сеансов индивидуальной ра­боты: целью может быть пополнение информа­ции, способствующей наилучшему осознанию у конкретного клиента, но обратная связь намного чаще имеет больший смысл для того, кто ее по­сылает, побуждая его выразить свои собственные переживания, т.е. личностное эхо в себе самом, пробужденное ситуацией, подготавливающей обычно последующую работу.

Горячий стул: буквально означает «горячий стул» или «пылающий стул», на американском жаргоне — электрический стул. Любимая техника Перлза, особенно начиная с 1964 года (в его «калифор­нийский период»), которая состоит в том, что клиента просят стать самим собой и сесть на стул (по1 зеа!) около терапевта, в большинстве случа­ев лицом к пустому стулу (етр{у сЬа!г) — на ко­тором, он должен представить сидящим то или иное лицо (например, своего отца), к которому он обращается.

(инсайт): «просветление» или внезапное осознание на основе сильного внутреннего опы­та: «так вот, что это такое, я понял!» Перлз гово­рит также о «сатори».

Инсайт: (Сейчас и как): два из 4 ключевых слов Гештальта (кроме того, Я и Ты). В английском языке они рифмуются. Они выражают глубокие и аутентичные отношения между двумя людьми в терапевтической ситуации «здесь и теперь»: «Как это происходит между тобой и мной здесь и теперь?»

8е1Г: в Гештальте это слово означает не определен­ную сущность (как эго в психоанализе), а процесс: все, что происходит на границе-контакт между организмом и его окружением, помогая креатив­ному приспособлению. Итак, зе!Г может умень-

 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 349. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия