Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Дешифрування населених пунктів і промислових об’єктів


Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 657



Утопия – это мечта. Это "царство будущего", которое человек создает себе в грезах. Это то лучшее будущее, ради которого человек борется, живет. В первой половине XIX столетия движение за осуществление социалистических идеалов возглавили интеллектуалы, из среды которых вышли великие утописты К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн — «основатели социализма», по определению Ф. Энгельса, впервые развившие самостоятельную теорию утопического социализма в подлинную науку, заменившую обанкротившуюся революционную метафизику теории «естественного права». В вопросе о преобразовании общества на первое место было поставлено создание крупного общественного производства, применяющего новейшие достижения науки и техники. Преодолевая привычные представления об уравниловке и всеобщем аскетизме при коммунизме, утописты выдвинули принцип распределения «по способностям», изображали будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей, безграничный рост производительных сил и расцвет личности. Утописты-социалисты говорили о грядущем уничтожении разницы между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, о планировании производства, о превращении государства из органа управления людьми в орган управления производством и так далее. на первую половину XIX в. (от Сен-Симона, Фурье и Оуэна до Л. Блана и Кабе, Дезами и Вейтлинга, а в России – до Герцена и Чернышевс­кого включительно). К его отличительным чертам относятся: попытки критического осмысления опыта Великой французс­кой революции, в ходе которой несостоятельность утопизма проявилась особенно наглядно; стремление связать утопизм с пролетарским движением (отсюда – разнообразные типы «со­циализма», перечисленные К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Ма­нифесте Коммунистической партии»); попытки использовать не только идеологию просветительства, но и классическую философию (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель), а также класси­ческую буржуазную политическую экономию (Смит, Рикардо, Сисмонди и др.) – попытки, которые не увенчались и не могли увенчаться успехом.

7.Антропологическая трактовка будущего в философии Л. Фейербаха и Н. Г. Чернышевского. Антропологический коммунизм.Развивая систему философского материализма, Чернышевский большое внимание уделял определению материи. Считая себя последователем и учеником Фейербаха, он не разделял его предрассудков против понятия "материя", тем более, что эти предрассудки были основаны на опыте вульгарного, механистичного материализма ХVIII века.

 

Согласно, представлениям Чернышевского: "То что существует называется материей", "Все предметы и живые существа - это разнообразные комбинации материи".

 

Говоря о материи, Чернышевский не мог обойти вниманием, важнейший в диалектическом материализме вопрос, о таких понятиях, как: движение, время, пространство, и соответственно, их отношение к материи. Отвечая на этот вопрос, он писал: "Анализируя наши представления о предметах кажущихся нам существующими вне наших мыслей, мы открываем, что в составе каждого из этих представлений, находятся представления о пространстве, времени, материи. Понятия о движении и материи сами собой исчезают из нашего мышления, когда из него исчезли понятия о пространстве и времени".

 

Так же, как одну из форм движения материи, Чернышевский рассматривал, по его выражении.- "движение мысли", то есть мышление.

 

 

Развивая диалектический материализм, Чернышевский, также научно решил и, такой весьма важный вопрос, как отношение причины и следствия: "Действия не бывает без причины, когда есть причина действие непременно будет, все на свете происходит по причинной связи. Связь причины и действия естественна и неизменна".

 

Источники возникновения причинно - следственных отношений Чернышевский видел во внутренних процессах происходящих в материальных, объектах и их внешнем взаимодействием между собой: "Положительно известно, что все явления проистекают одно из другого и из внешних обстоятельств, по закону причинности и фальшиво всякое представление о возникновении какого-либо явления, не произведенного предыдущими явлениями или внешними обстоятельствами".

 

Чтобы до конца понять философский материализм Чернышевского, необходимо разобраться в том, что он называл антропологическим принципом в философии. Этот термин Чернышевский взял у Фейербаха, на которого он не раз ссылался.

 

Однако, на этом основании нельзя отождествлять философский материализм Чернышевского и Фейербаха. Фейербах, критикуя своих предшественников, и прежде всего Гегеля, доказывал, что абсолютный дух Гегеля, на самом деле, есть человеческий разум, освобожденный от своих чувственных границ. На этом основании Фейербах "Абсолютной идее" Гегеля, противопоставил своё понятие "Абсолютного человека".

 

Это, со стороны Фейербаха, было своего рода попыткой поставить антропологическую философию выше идеализма и материализма, избегнув их, как по его мнению, ошибочные крайностей.

 

В отличие от Фейербаха Чернышевский сознательно стоял на позициях материализма и признавая в нем диалектический принцип. В человеке, он видел в отличие от Фейербаха, не раскрепощенный дух, не воплощение абсолютной идеи, а высшую форму материи, воплощение единства материи и сознания. То, что Чернышевский называл антропологизмом, на деле было диалектико - материалистическим решением вопроса об отношении материи и сознания.

 

Согласно антропологическому принципу Чернышевского - Человек (высокоразвитая форма материи), является источником сознания. По этому поводу в своей основной философской работе, статье "Антропологический принцип в философии" он писал: "Но при единстве натуры мы замечаем в человеке два различных ряда явлений: явления материального порядка и явлений так называемого нравственного порядка (человек думает, чувствует, желает). В каком же отношении между собой находятся эти два порядка явлений? Не противоречит ли их различие единству натуры человека, показываемому естественными науками? Естественные науки, отвечают, что делать такую гипотезу, мы не имеем оснований, потому, что нет предмета, который имел бы только одно качество, в каждом предаете очень много разных качеств". 11

 

Через данный материалистический взгляд на природу человека Чернышевский пришёл, и к аналогичному взгляду на окружающий человека внешний материальный мир. 12

 

Другим важным отличием философских принципов Чернышевского от Фейербаха был вопрос о практическом применении философской теории.

 

Главным недостатком Фейербаха, по словам Маркса, было то, что он брал: "предмет действительности, чувственности, только в форме объекта или созерцания, а не как человеческую деятельность, практику. ...Поэтому в "Сущности христианства", он рассматривает, как истинно человеческую только теоретическую деятельность, тогда как практика берется и фиксируется только в грязно - торгашской форме её проявления. Он не понимает поэтому значения революционной практически-критической деятельности". 13

 

Рассматривая в свете вышеприведенного высказывания жизнь Маркса, жизнь и творчество, самого Чернышевского, можно сказать, что у него теория и "революционная практически-критическая деятельность", были неразрывны. В этом также можно видеть главное отличие судеб Чернышевского и Фейербаха.

 

7. Говоря о философских концепциях Чернышевского необходимо сказать, что он был не только выдающимся философом материалистом, но и крупным диалектиком. Понимаемое Чернышевским материальное единство мира, всегда включает в себя также комплексы различий и противоречий

 

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Знімальні висотні ходи | Шляхи сполучення
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | <== 30 ==> | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.195 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.195 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7