Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Характеристика підприємства за класифікаційними ознаками


Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 499



традиции средних веков (А.Августин, Ф.Аквин-

ский). Полемика о природе универсалий.Фил-ия

Средн охват период 4-14 вв. Фил носила религ

характер. Идейные основы ср фил: теоцентризм

(характериз тесной связью с Библ, Бог – смысл центр мира, Бог и бессм душа – ценности), провиденциализм (бож план, промысел), эсхато-

логизм (учение о конце света, втором пришествии Христа), монотеизм (учение о едином Боге).

Суть пробл средневек фил заключ в познании Бога, можно ли познать Бога с пом разума или только

с пом веры. Идеи: 1)знание и вера – антиподы;

2) зн и в должны объед; 3) зн и в могут су, т к у них разн источники; 4) между в и раз лежит пропасть. Пробл чела: Чел в ср фил-ии терял свое прежнее величие, чел – раб, лишь

отдавая себя на служение Богу он обретает смысл.

2 этапа разв средневек фил: патристика и схоластика.

Патр (2-8 вв), происходила форм-ие мировоззр стандарта средневек мысли; наиб острые пробл: тринитарная (соотношение ипостасей Бога), христологическая (сочетание во Христе бож и чел природы), антропологическая (греховность

чела, пробл свободы воли, спасение и исаупление). Предст: Тертуллиан, Августин Аврелий. Гл фил труда

Авг посвящены пробл бытия и времени, движение истории и истор прогресса, личности чела, его воли и разума перед Богом. Бог, по Авг, - внеприр начало, сверъест личность, чел душа не имеет ничего общ

с материей, т к она сотворена Богом, душа бессмерт-на, активность чела проявляется в воле. Бог, согл Авг, находится вне времени, пребывает в вечности, а чел неразрывно связан со врем, время – сугубо чел понятие, тк только чел может различать «до»,

«сейчас», «после». Проблема общ-ва и истории за ним большое место. Авг выделял 2 вида чел общностей: «град земной» (гос-ть, основанную на любви к себе) и «град божий» (дух общность, осн на любви к Богу). Схол (9-14 вв) – средневек «школьн фил», представ кот стремились рационально

обосновать и систематизировать христ вероучение.

Осн пробл: док-во бытия Бога; соотношение веры и разума; проблема свободы воли; провиденциализм

(истолкование исторического процесса как осущест-

вления замысла Бога), пробл универсалий. Представ:

Фома Аквинский, Пьер Абеляр, Уильям Оккам. Крупн Системати-затором средневековой схоластики был Фома Аквинский, который, сумев христианизировать Аристо-теля, пытался рационально обосновать догматы христи-анства. Он разгран области фил и теологии. Предметов

первой выступ «истины разума», второй – «истины откровения». Особое места заняло пробл отношения понятия к слову и к предметам. Как уже было омече-

но, важной пробл ср фил явл пробл универс. С попытками решения этой пробл связаны 3 фил течения

Ср век.: концептуализм, реализм, номинализм.

Особенностью средн фил явл спор между реалист и номиналист. Спор шел о прир универсалий. Р основ

концепцию о 3 видах сущ-я универс. Универс сущ-ют трояким образом: «до вещей» (вбожеств разуме),

«в самих вещах», «после вещей» (в чел разуме). Такое решение вопроса назыв умер реал. Номин считали, что унив сущ лишь в чел разуме, те

отриали сущ-ие «до вещей». В итоге, церковь приняла умеренный реализм Аквинского. Выступая против крайностей реал и номин, Пьер Абеляр разоаботал концептуализм (универс не облад самостоят реальностью).

8. Философские идеи эпохи Ренессанса: гуманизм, антропоцентризм, пантеизм.Развитие знаний в 14-16 в сильно повлияло на представления людей о мире и месте чела в нем. Великие геогр откр, гелиоцентрическая с-ма мира Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Всел. В эту эпоху происходят кардинальные сдвиги в соц-экон и дух жизни Евр. Происходило возрождение ант культурыры, ант образа жизни, способа мышления и чувствования, поэт эпоха получ назв Возр. Появилась натурфил-и (учения о природе,свободного от подчинения теологии), она отождествляла Бога с прир, не отрицая его суще-я.Огромное знач-е имели естественнонауч. труды Кузанского,Коперника,Бруно,Винчи,Галилея. Важнейшей отличит чертой мир-ия эпохи Возр - ориентация на искусство, в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек, он приобрет наиб самостоятОсн черты: Антропоцентризм (интерес, в первую очередь, к челу и его деят-ти; С антропоцентр связан характерный для Возр культ красоты.), Гуманизм (идеология, рассматривающая чела, его личность, его свободу, его активную, созидающую деят-ть как высшую ценность и критерий оценкиобщ институтов; В шир смысле слова гуманизм предст собой образ мышления, который провозглашает идею блага чела главной целью соц и культ развития и отстаивает ценность человека как личности. Как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник именно в эпоху Возрожд), Пантеизм (религ и фил учение, объединяющее, и иногда отождествляющее Бога и мир; Если в средневекБог и прир резко противопоставляются, то в фил-ии Возрожд ближаются, а в некоторых концепциях начинает преобладать пантеизм, где Бог не творит мир из ничего, но растворен в мире и является таким же вечным, как мир. В результате этих процессов в фил-ии Ренессанса вырабатывается новая картина мира, приводящая как к отождествлению Бога и природы, так и к обожествлению самого человека).

 

 

9.Проблема самоопределения философии в эпоху Нового времени. Становление механистического мировоззрения.Развитие фил.мысли в Нов.время было тесно связано с развитием капитализма, кот возник в Италии, Герм, Нид, Англ, Фр. Его развитию способствовали революции, реформации, Возрожд, когда было разгромлено феод дворянство и диктатура церкви и взникли пути для развития промыш-сти и торговли. Европ.чел постепенно освобождается от средне­век.связанности,вследствие чего рождаются его субъекти­визм и индивидуализм. К сущностным явле-ниям Нов.време­ни принадлежат также наука,машинная техника и ис­кусство. Чел.дея-сть понимается в целом как культура.Ускоряющееся развитие буржуазных отн-й предъяв­ляло новые требования к отд.наукам и к методологии. Именно в данный периодвозникает"наука Нов. Време-ни",т.е. наука в собственном смысле этого слова. В16-17вв.выделяется в самостоятельную науч.дисциплину астрономия,в 17-18-физика,химия, био­логия и др.В 17-18вв.появляется плеяда видных ученых и мыс­лителей,сыгравших огромную роль в борьбе с религ.схоластикой,в разработке науч.и фил. проблем.Особое место среди них принадлежит Ньютону,от­крытия к-ого произвели подлинную револю-цию. Его трудами был заложен фундамент механ.картины мира и механис­т.мировоззрения. Содержание науч.метода Ньютона составили принципы(осн.понятия и з-ны),устанавлива­емые на основе опыта путем индукции.Цель этого метода-про­тивопоставление достоверного естественнонауч.зн-я домыслам натурфил.хар-ра.Знаменитый девиз уче­ного"гипотез не измышляю"стал лозунгом такого противостоя­ния. Два способа познания окружающего мира: Эмпиризм и рационализм. Эмп – путь познания, основ на опыте. Представ:Ф. Бэкон. Дж. Локк. Бэкон основал индукцию (познание движется от фактов к общему). Выделил 4 осн источника чел заблуждений: идолы рода, ид пещеры, театра и рынка. Джордж Локк. Учение о первичных и вторичных качествах вещей: первичные – свойства самого предмета (протяженность, форма, число, движение) вторичные – результат нашего взаимодействия с предметом (они порождаются вещами, но существуют лишь благодаря нашему переживанию)

Рационализм- путь познания, основанный на разуме. Представ: Р. Декарт, Б.Спиноза. Что касается механист мир-ия, то в фил-ии Н Вр сущ-ло такой метод познания, как механицизм. Механицизм — метод познания и миропонимание, рассматривающие мир как механизм. В более шир см механицизм есть метод сведения сложных явлений к их физ причинам. Благодаря успехам физики в 16-18 вв возникло желание перенести физ миропонимание на другие науки. В кач-ве единств метода подлинной науки рассматривалась мат-ка, понимаемая механистически.

 

10. Дилемма эмпиризма и рационализма (Ф.Бэкон, Р.Декарт).2 способа познания окр мира, два фил направления – с помощью опыта (Эмпиризм) и с помощью разума (рационализм). Эмп – путь познания, основ на опыте. Представ:Ф. Бэкон. Дж. Локк. Идеи Бэкона: главное в познании – правильный метод; до сих пор открытия делались случайно, не методически; их было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом; правильный метод — это правильный путь; даже хромой, идущий по дороге, обгонит здорового человека, бегущего по бездорожью. В основе научн познания должны лежать индукция и эксперимент. Инд (познание движется от частного общему) может быть полной (совершенной) и неполной.Бэкон разделил источники чел ошибок, стоящих на пути познания, на 4 группы, кот он назвал «призраками»: «Приз рода»предрассудкипроистекают из самой чел природы, они не зависят ни от культуры, ни от индивидуальности чела, «Приз пещеры» — это индив ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретённые, «Приз площади (рынка)»— следствие общ природы чела, — общения и использования в общении языка, «Приз театра» — это усваиваемые челом от других людей ложные представления об устройстве действительности.Рационализм- путь познания, основанный на разуме. Представ: Р. Декарт, Б.Спиноза. Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математ языке. При умелом применении нет пределов могуществу разума. Дедуктивный метод познания (рассуждение идет от общего к частному). Декарт использует метод радикального мышл. Исходной точкой рассуждений Дек явл поиск несомненных оснований всякого знания. Критерий достоверности Дек видит в отчётливых, ясных идеях, гл из них - самодостоверность сознания. Общая причина движения по Д–бог,он сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет в ней одно и то же общее кол-во движения и покоя.В челе связаны бездуш.и безжизн.телесный механизм с мыслящей душой. Материалис-тич.физиология выступала в противоречивом сочетании с уч-ем о нематериальности души:тело сущ-ет в протяжение,душа-в мышлении.Кон.задачу зн-я видел в господстве чела над силами природы,в открытии и изобретении технич.ср-в,в усовершенствовании природы чела.Он родоначальник рационализма.Отвел в пр-ссе позн-я гл.роль дедук-ции.Дуализм в объяснении мира: Декарт признает наличие в мире двух объективных сущностей: протяжённой и мыслящей , при этом проблема их взаимодействия разрешалась введением общего источника (Бога), который, выступая создателем, формирует обе субстанции по одним и тем же законам. Разделение действительности на субъект и объект (познающего и познаваемое).

 

11. Социально-исторические и мировоззренческие основания философии эпохиПросвещения.В нач.18в. в Евр зародилось Просвещ (идейное течение,связанное с борьбой народных масс и молодой буржуазии против феодализма). Из предшествующих эпох Просв была унаследована фундаментидея переустройства жизни на разумных началах.Идеи просв стали лозунгами буржуазных революций в Англии и Франции; Принципы Просв были положены в основу амерДекларации независимости, французской Декларации прав человека и гражданина. Особое внимание уделялось правителям, т.к. просвещенные монархи Евр д б внедрить принципы разума в повседневную жизнь своих гос-в. Поск-ку нов.знания противоречили христ.вероучению,то свою гл.задачу просветители видели в борьбе с религ.догматами. Вольтер – наиб яркий представ Просв. Он считал фил орудием разума в борьбе против неразумного. Его труды имели антицерковное настроение. Общ устройство, по Вольт, должнообеспечить поит и юрид равенство людей, он уничтожил критику всей прежней метафизики. Руссо - 1 из наиб.влият.идеологов Пр-я.1-ый,кто указал на противореч.хар-р обществ.прогресса, разраб-л концепцию такой орган-ии общ-ва,к-ая предполагала бы свободное вступление его членов в договорные отн-я,ра-венство всех лиц и признание ими осн.з-ов.Обосновал право народа на восстание против деспотической власти.Родина не может сущ-ть без свободы,свобода-без добродетели,добродетель-без граждан. Монтескье предложил новвзгляд на сущность общ-ва.Гл.идея-идея сопряжения законов и естествсреды.Пытался объяснить принципы развития общ-ва естествобразом.Однако,утверждая, что прир среда имеет определяющее влияние на развитие общ-ва,он переоценил это влияние.Тенденция объяснить уст-во общ-ва естеств.путём сыграло больш.роль во фр. бурж. предреволюц.мышлении. Идеи: Происхождение и функции государства (Т.Гоббс), Деизм - признает существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, Идея естественных прав человека (Локк.Гоббс, Руссо).

 

^ Идея «естественных прав» человека и концепция «общественного договора» (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо).Понятие ест права было известно во времена др и средневек филос, но по-наст оно развивалось лишь во время фил Нового времени. Есть право утверждает сущ-ие правовых принципов, в основе кот лежит божеств действие. Еще ант фил-ы сформулир пробл о пропорц ест прав чела и гос всласти. Теория общ договора – соц-фил теория, объясняющая происхожд гражд общ-ва, гос-ва. Более подробно эти теории сформулировали Гоббс, Локк, Руссо.По этой теории до появления гос-ва люди находились в «ест состоянии». В больш-­во концепций входит идея наличия у каждого чела неотъемлемых, ест прав, получен­ных от Бога или от Природы. Однако в процессе развития чело­в-ва права одних людей приходят в противоречие с правами других; нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспе­чить норм жизнь, люди заключают между собой договор о созданий гос-ва, добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения нашли выражение в конституциях ряда за­падных гос-в.Т. Гоббс предложил новое понимание возникновения и функционирования гос-ва, он отталкивался от идеи войны всех против всех. Эта война вытекает из абсолютной свободы индивида, отсюда Г выводил необх-ть гос-ва. Гоббс сумел указать на области общ жизни, вкот коренятся истоки гос-ва.По Дж. Локку, до возникновения гос-ва люди пребывают в ест состоянии. В предгосударственном общежитии нет «войны всех против всех». Индивиды свободно распоряжаются своей личностью и своей собственностью. Господствует равенство. Чтобы нормы (законы) общения соблюдались, природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон. В целях надежного обеспечения ест прав личности люди соглашаются учредить гос-во.Жан Жак Руссо1ый указал на противореч хар-р общ-го прогресса. Он разработал концепцию такой орг-ии общ-ва, кот предполагала бы свободное вступление его членов в договорные отнош, равенсвто всех лиц и признание ими осн законов. Руссо обосновал право народа на восстание против деспотической власти.

 

12.Критическая философия И.Канта.фил Канта можно разделить на 2 периода: докрит (сер 18в-60е гг 18 в) и крит(с 1770г).В 1 этап Кант разрабатывал пробл, кот были поставлены предшествующей фил мыслью. В этот период фил-ф занимался естественнонаучными проблемами: разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности; наметил идею генеалогической классификации животного мира, т.е. распределения различных классов животных по порядку их возможного происхождения; выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас; изучал роль приливов и отливов на нашей планете.В крит периоде Кант пытается сформулировать ответы на следующие вопросы: что я могу знать, что я должен делать, на что я могу надеяться, что есть человек. Он создает свою фил теорию, кот назыв «Критикой чистого разума». Ее задачей он считает выявление общих законов, познавательной деят-ти чел разума. Философ предлагает выявить трансцендентальные (выходящие за пределы к-л опыта) законы познания. Кант рассматр проблему бытия самих. Ее сущность: природа вещей как бы распадается на 2 вида – вещи сами по себе, кот обладают внутр сущностью (они именуются «вещь в себе») и вещи, имеющие внешнее проявление (называются явлениями). Кант не сомневается в существовании пространства и времени, кот явл объективными атрибутами существования предметно–существенного мира. В результате чего само познание основывается на чувственном образе, так как вне опыта нельзя познать объективное существование вещей. Но опыт не дает знание о вещах. В связи с этой проблемой Кант приходит к мысли о том, что должны существовать какие-то доопытные формы как чувственного, так и теоретического познания. Такой образ мыслей приводит Канта к созданию учения «об априорных формах всякого познавательной деятельности».

 

13. Диалектическая философия Г.Гегеля.Гегель – крупнейший представ нем класс фил.его заслугой явл разработка диалектич метода. Гегелевская сист объективистского идеализма сост из 3 частей. В 1 ч (в «Науке логике») Гегель признает мировой дух (абсол идея) первичным; во 2 ч («Фил природы») идеалист учение о природе Гег счит втор; в 3 ч («Фил духа») абсол идея станов абсол духом.Гег развил глубокие мысли о движении, о переходе кол-ых изменений в кач и обратно, о противоречии как источнике развития, об отрицании. Он представил весь прир, истор и дух мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении. Разраб и сформул осн законы диалектики, но эта диалект не была диалектикой объективной действительности. Ее законы и категории гег выводил не из природы и чел истории, а умозрительно, навязывая их природе и общ-ву в кач-ве законов мышления. Именно поэт Гегель высказывал абсурдн мысли, напр, о развитии прир в простр, а не во врем. Гегель признавал разумность мира («все действительное – разумно, все разумное – действит»). Гег имеет в виду, что разумен не рез-т развития, а само развит, включ в себя рез. Несовершенство мира, по Гег, д б преодолено разумом. Фил Гег оказала огромное воздействие на европ и мир философскую мысль.

 

14.Социальная философия марксизма.Марксизм возник в п пол 40х гг 19в под влиянием раб движ и естественнонаучн открытий. Гл.фил.идея - материалистическое понимание истории. Осн понятия и идеи: капитал, эксплуатация, прибавочная стоим, базис и надстройка, отчуждение, произв силы и отнош, общ-экон формация, естественноситор процесс, соц революция. Онтакже осущ-ланализ природы товара,в рез-те к-го была опред-на суть диалектики природного и соц.в вещи.Маркс показал, что в материальн вещах, кот выступают в кач-ве товаров, происходит «расщепление» природных и соц значений вещей. Товар в общ-ве сущ-ет и функц-ет по-разн. В «расщ» прир и соц качеств вещейпроявляется различие между природой и обществом. Были также прослежены истоки хар-к природного и общ.в товарах, раскрыт феномен"расще-пления"прир.и общ., объяснены причины этого феномена.Мысль М. о двойственности товара явилась глубочайшим методолог.прорывом в философии экономики.По сущ-ву,это методолог.ключ к учению о прибавочной стоимости. Маркс также убедительно показал,что"вещь не может быть ст-стью не будучи предметом потребления.Если она бесполезна,то и затраченный на нее труд бесполезен,не считается за труд,поэтому не образует никакой ст-сти". Важное достиж маркс – учение о повторяемости истории, о наличии в ней объективных законов. Маркс также высказал идею о неизбежности наступления коммунизма и его победы во всем мире.

 

 

15.Становление и основные направления развития неклассической философии. Период в истории западноевр фил-ии с сер 19 до сер 20 вв назыв некласс. Этому периоду были свойствена критичность к чрезмерным «притязаниям разума», было присуще внимание ко внеразумным факторам и рацион анализ дорационального, внерационального в жизни чела и общ-ва. Соц причины некласс фил-ии: модернизация общ-ва, эк-ки, культ-ры. Сущ-ет 2 напрвления в развит некласс фил-ии: 1) направления, поддерживающие общие принципы рационалистической фил-ии. К этой группе могут быть отнесены все неоклассические школы: неокантианство, неогегльянство, марксизм и неомарксизм, а также след направления: структурализм, позитивизм, неопозитивизм и аналитическая философия, феноменология; 2) направления иррационалистического характера: "философия жизни", психоанализ, экзистенциализм.В рамках неклассической философии пересметриваются и дополняются прежние (класс) представления о рациональности. Если в класс фил-ии доминирующей характеристикой субъекта считалось мышление, то в некласс фил философы обащаются кволя, интуиция, бессознательное и т.д. Оснй пробл неклассфил-ии явлпробл сознания. Объективистская установкав некласс период окончательно теряет доверие со стороны больш-ва фил-в. Трактовки сознания, представленные в учениях этого периода, демонстрируют самые разнообразные взгляды на природу этого феномена.Осн представ: Ницше, Кьеркегор.

 

16. Философия жизни (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше).С сер.19в.в Еврсовершается целая серия "фил.революций.Одним из 1ых подобную"ре-волюцию"осуществил Шоп в труде"Мир как воля и представление".Мир может обнаруживаться че­лом и как воля,и как представление.Воля-абсолют­ное начало всякого бытия,некая космич и биолог.сила,созидающая мир и чела.Чел является рабом воли, тк во всем служит не себе,а Абсолюту.Воля заставляет чела жить,каким бы бессмысленным ни было его существование. Чел имеет для воли лишь косвенное значение, тк служит средством для ее сохранения.У чела есть толь­ко один выход-погасить в себе волю к жизни.Ш.выделял 2 разновидности людей,кот пере­стали быть рабами воли:святые и гении. По Ш.,гениальность- способность пре­бывать в чистом созерцании. Обыкнов чел не способен к созерца­нию подобного рода. Каждый чел располагает 3-мя высшими бла­гами жизни: здоровьем,молодостью и свободой.Пока они есть,индивид их не осознает и не ценит,осознает же лишь в случае их утраты.Ш.1ым в 19в.дал фил. обоснование пессимизма. Однако его рассуждения казались недостаточно убедительны­ми.Евр общ-во продолжало оптимистично смотреть вперед. 1 из ярч представителей европ.фил. иррационализма был нем.мыслитель Фридрих Ницше. Жизнь рассматр как"волю к власти".Все жи­вое стремится к власти,неравенство сил создает естественную дифференциацию.Жизнь-борь­ба всех против всех,в ней побеждает сильнейший.Насилие-кристально чистое проявление прирож­денной воли чела к власти. Гл. причину краха соврем. цивилизации Ниц видел в преобладании интеллекта над волей.Ницше выделяет 3 задачи познават проц:1.)Приспосабливать организм к среде,сохраняя тем самым его существ-е; 2)Не познавать предметы и вещи окруж.мира, а практически овладевать ими;3)Накапливать в кач-ве истин полезные для жизни заб­луждения.Ницше одним из 1ых сказал о наступлении нигилизма, т.е.времени,когда христ.Бог утратил свою значимость для европ.куль-туры.Идеи Шопенгауэра, Ницше сильно повлияли на сам хар-р фил.рефлексии.

 

17.Исторические формы философии позитивизма. Позит (от лат "positivus" - положит)- фил направл, вкот подчеркивается ценность позитивного, научного знания по сравнению с идеологическими утопиями и фил умозрениями. 4 этапа развит позит: класс позит, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм. Класс позит: Основт позитив - фр фил Огюст Конт (1830-е гг.). по Конту, чел позн проходит 3 стадии: религиозную, метафизич и научн. Согл Конту, только конкретно-научное знание есть подлинной ценностью. Наука должна отказаться от поиска сущности, от объяснения, от поиска ответов на вопрос “почему” и должна заняться описанием явлений и процессов, отвечая на вопрос “как”. Характ черты: объективность, реальность, достоверность, точность, ограниченность, относительность, полезность. Эмпириокритицизм: возник в к19 - нач 20 вв. Представ: Мах и Авенариус. Махисты пытались свести фил-ию к теории познания, к анализу соотношения объекта и субъекта. Неопозитивизм: возник в 20 гг 20 в. Наиб влиятельная форма позит. Представ: Витгенштейн, Рассел, Уайтхед, Рейхенбах и др – представ точных наук. Внесли огр вкляд в развит мат-ки, логики, выдвинули программу очищения языка от неточных и двусмысл предложений. Все высказывания языка неопозитивисты разделили на 3 гр: бессмысленные, неосмысленные и осмысленные. Первые 2 гр подлежали исключению из языка, ибо были либо абсурдными, либо не поддавались опытной проверке. Осмысленные предложения сохранялись, тк допускали проверку на истинность или ложность. Неопиз был прокрустовым ложем для науки, тк многое «отсекал». Постпоз: возник в сер 50гг 20 в. Представ: Кун, Лакатос, Фейерабенд, Полани. Занимались анализом процессов развития научного знания. Стремились превратить фил в точную науку.

 

18.Философия постпозитивизма. Постпоз: возник в сер 50гг 20 в. Представ: Кун, Лакатос, Фейерабенд, Полани. Начало постпоз связывают с выходом работы Поппера «Логика научного открытия». В концепциях постпозитивистов меньше внимания уделяется проблемам формальной логики и роста научного знания. Критический рационализм – направление внутри постпозит. Его представ пытаются разграничить сферы рациональности и псевдонауки. Основатель – Поппер. Рационализм – особая норма поведения ученого, кот при обосновании научных выводов не должен боятся никаких опровержений своих предположений и гипотез. Рацион включ в себя принцип фальсификации. Он полагал, что законы науки не сводимы к наблюдению и не верифицируемы. По Попперу, рост научного знания - пост переход от одних пробл к другим. Историцизм (направл в постпоз) видит главную задачу соц. наук в историческом предсказании. Поппер опровергает принцип историзма. Поппер рассмотрел2 типа общ-ва: открытое (демократичобщ-во) и закрытое (докапиталист и социалист общ-ва). В разработку постпозитивистской теории внес свой вклад Кун. По Куну,развитие науки зависима от способа деят-ти научного сообщества. Парадигма – сов-ть убеждений, ценностей и техн средств, применяемых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Смена одной научной парадигмы другой - научн револ.

 

19.Философия экзистенциализма, ее предпосылки и основные темы. Экзистенциализм - ф-я существ-я. Пред-ли: Хейдеггер, Ясперс, Сартр, Камю. ВГерм э. стал складываться после 1 мир войны. Э. поставили ? о смысле жизни ,о судьбе чел, о выборе и личной ответственности. Исход.пункт фил. Э.-одинокий индивид, все интересы к-го сосредоточены на нем же самом, наего собственном существ-и. Для Э имеет зн-е только его собств сущ и его движение к небытию. Э объявл предметом фил бытие. Утверждают: понятие бытия явл. неопределимым, и что никакой лог.анализ его невозможен. Поэтому фил не м.б. наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных путей для проникновения в него.1вид бытия-наше собств. бытие. Здесь открыв-ся доступ к бытию как таковому, он идет через наше существ-е. Но это сущ. нечто внутр и невыразимое в понятиях, тк мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны. Э- ф-я, ед.предмет кот. - преживание сущ-я. Способ бытия сущ-я- страх. Поск-ку всякое бытие возн. из бытия и не может превр в ничто, то для чел сущ-я не может найтись такого бытия, из кот оно могло бы возникнуть и куда уйти. Значит бытие чела-ничто. Осознавая свое ничтожество чел испытывает страх. Свобода. Чел сам свободно выбирает свою сущ-ть, он становится тем, кем он себя сделает. Он свободно выбирает себя и несет полную ответ-сть за свой выбор. Свобода составляет само чел. сущ-е, чел и есть свобода. Своб - внутр состояние, переживание индивида. Своб. противопоставляется необход-ти. Раб может быть свободным, соответственно самоопределяя отн-е к своему бытию. Свобода- мучит. необход-ть. Характ. чертой чел. сущ-я явл то,что он не сам выбирает усл-я своего сущ. От чела не зависит время его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо чел сущ-я сущ. потусторонняя реал-ть - способ сущ чел, состоящий в озабоченности чел, направленной куда-то вне его. Вн.мир - среда,мир заботы чел,окруж чел сущ-е и находящийся в неразрывной связи с ним. Пространство и время-способы чел.сущ-я. Время-переживание сущ-ем своей ограниченности,временности. Говорить о том,что будет после моей смерти бессмыслено. Лич-сть и общ-во. Общ-во-всеобщая без-личная сила, подавляющая и разруш. индивидуальность, отнимающая у чел его бытие...Чел,преследуемый страхом смерти, ищет прибежища в общ-ве. Но жизнь в общ-ве не истинна. В глубине чел скрыто истинное,одинокое сущ-е. Каждый умирает в одиночку.

 

20. Религиозная философия в контексте современной европейской культуры.Направл религ фил возникли при христианстве. Наиб известн - неотомизм и персонализм.Неотомизм-офиц.ф-я катол. церкви. Свойствены традиционализм и догматическая стабильность идей и теорет.постулатов.Сознательно сопротивляется новым традициям и провозглашает себя«ф-ей,сохраняющейся в веках».Неотомизм-возрождение средневек.ф-и Ф. Аквинского. Он разработал концепцию «гармонии веры и разума».В его время это учение нек-ым казалось непозволительной уступкой«еретическому духу»,но в век НТР оно стало единственным способом сделать респектабельным принцип сосуществования религии и науки.Исходный тезис неотомизма-«истины веры» хотя и«сверхразумны»,но не«противоразумны», т.е.допускают обоснования разума.Задачи неотомистов-превратить ф-ю в служанку богословия.Персонализмсформировался в к.19в.в России (Бердяев,Шестов) и США (Брай-тмен), Фр(Мунье, Лакруа).Мировозренческая установка персонализма-примирить религиюс нек-ыми буржуазными гуманистическими ценностями.Осн.?ф-и решается ими в традиции субъективного идеализма.Исходный пункт-самосознающая чел.индивидуальность,к-ая во многом сходна с понятием«Я»в классическом субъективном идеализме,хотя и не тождественна с ним.Основу личности образует не разложимая на части цельность, а ее «абсолютная и суверенная самость»,кот проявляет себя в неограниченной свободе.Абсолютная свобода-всего лишь усл-е реали-зации личности,а не ее цель,сущность,рез-т.Высшая ценность личности-ее априорная продуктивная активность,способность к совершенствованию. Осознание челом своего ед-ва с др.людьмиимеет в качестве прообраза известную связь чела с Богом.Лакруа утверждал,что идея Бога априори заложена в челе, так чтовсе док-ва его реального существования сводятся к уяснению,раскрытию и комментированию этой самоочевидной истины.

 

 

21. Современная философская герменевтика. Гермен - это искусство толкования текста (Бог Гермес - вестник богов).Гермен известна с античности и существует до сих пор в религ знании. Основат – Шлейкмахер. По Шл, реальность - текст, кот м б интерпретирован.Эта теория была развита и получила свое развитие в фил-ии жизни (Шопенгауэр, Ницше). Гермен превращается в методологию научного познания в учении Дельтея (основоположника академической философии жизни).Дельтей рассматривал Гермен как методологическую основу гуман. наук. Он противопоставлял науку о духе наукам о прир, т.е. если науки о природе объясняют окружающую действительность, но науки о духе ее истолковывают. Гадамер предполагал, что в основе чел познания лежит предрассудок. Осн его произвед - “Истина и метод”. Здесь он утверждает, что понимание обусловлено исторически определенным контекстом. Этот исторический контекст предст собой систему сложившихся стереотипов и предрассудков. Исследователь может уточнять, корректировать это предпонимание, но не может полностью освободится от него. Гаддамер утверждал, что в совр фил-ии центральное место получили проблемы языка. Кроме Гадамера совр гермен развивал Поль Риккер (французский философ 20 века) - интерпретация субъекта и проблема идентичности.Согласно герменевтике, культурный мир, окружающий чела, есть текст. В культурных текстах закадирована информация (Знак=означающее+означаемое).Чел «считывает» содержание с культ носителей.Гермен анализирует, как происходит понимание культ текстов: 1)особенности кодирования и раскодир смысла в текстах культуры; 2)Возможности и границы трансляции содержания сознания автора читателю. Понимание достигается в обеспечении слияния текста и человека с герм.круг.

 

 

22. Философия постмодернизма. Постмод сформиров в 70е гг20 в. Во 2 пол 20вгосподств массовая культура, мода, реклама, глобализацияи унификация, имело место смешение стилей, образов жизни, культур, религий и определяющая роль СМИ. Осн. представ: Бодрийяр, Лиотар, Деррида,Рорти. 1 из первых мыслителей фил-ии постмодерна явл французЛиотар.В своей книге «Состояние постмодерна» он разъясняет феномен постмодерна как культурологический в целом, как реакцию на универсалистское видение мира в модернистской фил-ии, соц-ии, религиоведении, искусстве и т. д. Лиотар считает, что отличие постмодерн фил-ии от марксистской – в утверждении идеи выбора из нескольких альтернатив, кот представляются не столько в познанном, сколько в исторической конфигурации жизненных практик, в соц сфере.Пост-изм представленпостструктурализмом и прагматизмом.Амер фил-фРорти выдвинул мнение, что вся до сих пор существовавшая фил-ия искажала личностное бытие чел-а, ибо лишала его творчества.В своем учении Рорти совмещает прагматизм с аналитической фил-ей, утверждая, что предметом философ.анализа д б социум и формы чел опыта. Для него социум – общение людей, а главное в нем – интересы собеседника.Постмодернист, франц фил-ф Деррида понимат бытие как присутствия. Он считает, что настоящего не существует: оно распадается на прошл и буд.Многие постмодернисты предлагают новый тип философствования –философствование без субъекта. Фил-ия постмод. неоднородна, она не предполагает единой целью программы развития фил-ии. Культура понимается как система знаков. Язык владеет свом носителем, а не наоборот.Индивид находится внутри текста, поглощен им.Фил-ия постмодерна ставит под сомнение перспективу объект исследования. Эп постмод Бодрийяр называет эпохой гиперреальности, так как ее характеризует чувство утраты реальности. Гип-тьсост изсимулякр – знаков, не имеющих означаемого объекта в реальности.

 

 

23. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси.Зарожд. Бел фил-ии связано с образованием Киев руси. К этому врем возникли Полоцк и Туров.Христ-во играло важн роль, ткспособств-ло распростр-ю обр-ния, изданию рукописных книг,развитию лит-ры,становле-нию фил.мысли. В 10-11в.на б.землях появляются 1-ые лит.памятники,рапростран произвед: «Сл о полку Игор», «П-ть врем лет».Выдающ.мыслителем был Туровский.Призывал к просвещению и «книжному почитанию, проявлял интереск логике и ораторскому искуству.В 14-16вв. форм-ся бел.народность со своим языком.Образ-ние бел.народности в этот период связано с влиянием эп Возрож-я.Распростр-ся работы по истории,праву,медицине, сочинения антич. авторов. Особое место в бел.Возр-и занимает Скорина (первопечатник,просветитель и мыслитель-гуманист). Хар-но стремление к освобождению от традиций церковно-феодальных воззрений,попытка утвердить права чел.разума,показать его значение и силу. Осн.девиз: «все для науки и блага простых людей».Продолжателем Скорины во вт.пол.16в.выступил Будный.Использовал идеи реформации в борьбе за бел.культуру,распространие светских зн-й.Его позиция вела к атеизму, Будный имел много последователей, кот в к.16-н. 17вв.продолжали пропагондировать его идеи.В истории развития полит.учений в Беларуси видное место занимает Андрей Волан.Признавал сущ-е догосуд.общ-ва и считал,что необходимость в гос-ве возникла лишь при появлении угрозы естественным правом людей. Идею правового общ-ва и гос-ва выразил Сапега в письме к архиепископу,в кот утверждал,что церковь и дух-во обязаны гос.органом в поддержании общ.порядка.17в.в Беларуси-период резкого усиления идейной борьбы в феодальном общ-ве. Существовали идеи веротерпимости,национ. Свободы,защиты культуры угнетенных народов. В 19в. бел.земли входили в состав Рос. империи, и среди бел. мыслителей сущ-ли разл. мнения относительно буд. народа. Впервые возникает идея Беларуси. Территория, кот.входила в состав ВКЛ, РП, а затем Рос. имп., впервые получ. собств. назв-е, а народ рассм-ся как самост-ый и имеющий право на незав. сущ-ние. Начало этого проекта свзано с творч-ом Борщевского, Богушевича, Дунина-Мартинкевича, Калиновского. Гл. объектом размышлений их произведений выступал народ и особенности его культ и ист. развития. Особенность бел.романтизма – обращение к собств. корням и традиции. Мыслители этой эпохи обнаруж-ют для себя новый объект исслед-ния- народ и его история. (богданович, купала, колас).

Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности. Социал-ия - процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общ-ва, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, кот регулируют её взаимоотношения с общ-м. Первые элементарные сведения чел получает в семье. Ценность семьи как соц института долгое время недостаточно учитывалась. Принижение роли семьи принесло большие потери, кот осле обернулись крупными издержками в трудовой и общ-полит жизни. Мощным инструментом социал-ии личности выступают СМИ - печать, радио, телевидение. Ими осуществляется обработка общественного мнения, его формирование. Социал-ия личности предполагает, что объектом исследования становится весь комплекс общественно значимых качеств чела. Они охватывают всю сов-ть черт сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты и т.д. Важное значение имеет преодоление стереотипов, атавизмов в сознании и поведении людей. Образова?ние — целенаправленный процесс и рез-т воспитания и обучения в интересах чела, общ-ва, гос-ва, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных гос-ом образовательных уровней. Уровень общего и спец образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общ отношениями. В шир см сл, образование — процесс или продукт формирования ума, характера или физических способностей личности… В техническом см образование — это процесс, посредством кот об-во через школы, колледжи, универы и др институты целенаправленно передаёт своё культурное от одного поколения другому. Образование позволило челу разорвать связь с Природой, вкот объём познание и длительность жизни взаимосвязаны. В наст вр чел посредством обр-ия использует в своей жизнедеятельности опыт всех предыд поколений. Обще?ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум 3 разл процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна чел деят-ть. Функции общения по их целям: контактная (установление контакта, то есть готовности к приёму и передаче сообщений и поддержании взаимосвязи); информационная (приём и передача сообщений в ответ на запрос); побудительная (целевая стимуляция активности); координационная (взаимная координация и согласованность в совместной деятельности); функция понимания (адекватное понимание смысла, взаимопонимание в целом); эмотивная (обмен эмоциями); функция установления отношений (фиксация своего места в социуме); функция оказания влияния (изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера).

 

24. Онтология как философское учение о бытии.Онтол –объекты, кот постулируются теорией в кач-ве существующеих. Онт предст собой попытку наиб общего описания универсума существующего, кот не огранич бы данными отд наук. Осн. вопрос отнтологии: что существует? Осн. понятия: бытие, структура, свойства, формы бытия(материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.Бытие –сов-ть матер. образований в их противопоставлении идеальному; сов-ть всего сущ-го здесь и теперь; способ сущ-ния матер. и духовных образований, составляющих богатство вещей, явлений и проц реальн мира. Выделяют 4 осн. формы бытия: бытие вещей (включ. в себя бытие вещей, явлений, проц1й прир и бытие произведенных челом вещей (2я прир); 1 природа – это объективная и первичная реальность, существ. миллиарды лет до чел-ка, а 2 природа – комплексная реальность, включ. в себя созданные челом предметы повседн обихода, техносферу, инфраструктуру); бытие чела(включ. в себя бытие чела в мире вещей и специфически челов бытие; бытие чела в мире вещей – это его сущ-ние как вещи среди вещей, а специфичнск человеч. бытие – жизнед-ть чела во всей полноте её проявлений, оно включает бытие чела как индивида, принадл. к опред. виду живых существ, и как соц-ист. существа);бытие духовного(включ бытие индивидуализированного духовного проявление сознания чела и разл формы бессознательногои и бытие объективированного духовного); бытие социального (включ бытие отдельного чела в общ-ве и истории, а также бытие общ-ва; бытие отд. чела в общ-ве и истории охватывает процессы соц-ции и жизнед-ти отд. чела, сообществаи соц. Группыв конкр ист. эпоху;бытие общ-ва – это сов-ть проявлений его жизнед-ти как целостного организма в единстве материально-производственной и духовной сфер).

 

25. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке.Материя(лат–в-во)- фил категория для обозначения физ. субстанции в противоположность сознанию(духу). В материалистической философской традиции «материя» обознач. субстанцию, облад. объект реальностью по отношению к субъект.реальности.Содержание фил.категории «материя» прошло многовековую эволюцию. На 1 этапе оно тяготело к наглядно-чувственным представлениям. Считалось, что матер.основой вещей явл. опред. природные «стихии»(вода, воздух, огонь, земля, дерево). На 2 этапе материя отождествлялась с атомами как особой формой в-ва. Анатомическое учение ант фил-в было возрождено Нассенди и развито в трудах Ламетри, Гольбаха, Ньютона, Бойля, Ломоносова. На данном этапе зародились представления о материи как реальности, несводимой к какой бы то ни было конкретной форме в-ва. Материя понималась как носитель опред. свойств, кот обуславливают все св-ва конкр. вещей. Ещё в большей степени такая направленность проявилась на рубеже 19-20вв,когда открытие делимости атома и превращение в-ва в энергию окончательно дискредитировали ориентацию на поиск конкрет. веществ аналога материи. На 3 этапе было выработано так называемое философско-гносеологическое предст-ние о материи. В фил-гнос. пониманинии материи произошло отвлечение от всех конкретных и общих свойств материальных образований, за исключ. двух:1) способность материи сущ-ть независимо от сознания; 2)её спос-ть отражаться чел сознанием. На нынешнем 4 этапе(начался в сер 20в) осмысление содержания данной категории форм-ся субстанциально-аксиологическая концепция материи как системы, охват-ей более широкую совок-ть её атрибутов.К числу атрибутов материи относят её несотворимость, неуничтожимость, бескончность, безграничность, структурность, движение, пространство, время, сознание.

 

26. Движение как атрибут бытия. Основные формы движения и критерии их классификации. Движение-понятие, охватывающее в самом общем виде всякое изменение и превращение. Выделяют основн, специф и общие формы движения материи. Критер их классифик явл. след. признаки: 1)соотнесенность с опред.уровнем организации неорган,живой или соц.материи;2)наличие специф.или системы специф. взаимод-ий м/д объектами,образующими опред.уровень организации материи;3)наличие относительно замкнутой системы з-ов,управляющих специф.взаим-ями;4)генетическая связь высших форм движения с предшест-ми;5)несводимость высших форм движения к предш-щим. На осн. этих кри-ев выделяют 5 осн.форм движ. материи: 1)механическую-пространственное перемещение любых материальных образований; 2)физич-охватывает взаимодей-е материальных образований и сопутствующие им изменения на микроэлементарном, ядерном и атомном уровнях; 3)химич-процессы взаимодей-я и изменения материальных образований на атомном и молекулярном; 4)биологич-взаимодей-я и изменения объектов, образующих уровни организации живой материи; 5)соц - процессы взаимодей-я соц.групп и институтов,изменения их структуры и функций в рамках общ-ва как целостной системы.Специф формы движения материи предполагают наличие особого материального носителя и в основном соответствуют уровням организации материи. Выделяют микроэлементарную, внутриядерную, внутриатомную, молекулярную, планетарную, внутризвездную,галактическую и др.Общие формы движения материи,к числу к-ых относят механическую,тепловую, кибернетическую,гравитационную и электромагнитную,-общий способ бытия, общий тип функционирования материальных систем.Неразрывная связь движения с материей-важн. хар-ка движения и материи. К важн.хар-кам движенияотносятся также его абсолютность и противоречивость.Движение противоречиво, тк оно - единство изменчивости и стабильности (покоя), непрерывности и прерывности, абсолютного и относительного.Оно абсолютно, тк стабильность невозможна во всех формах движения одновременно.

 

27. Диалектика, ее сущность и исторические формы. иалект.(искусство спора) - учение о наиболее общих закономерностяхстановления, развития, внутр источник кот видится в единстве и борьбе противоположностей. Противоречие – центр понятие диал. Противоположности мог сталкиваться тогда, когда они наход в связи. Диалектика как понятие употребляется в трёх значениях: сов-ть объективных диалектических закономерностей, процессов, действующих в мире независимо от сознания чела; отражение объективной диалектики в сознании; Фил учение о диалектике или теория диалектики. Сущ-ет 3 истор формы диалектики: стихийная диал древнихфил-в, идеалистическая диал нем класс фил-ии и материалистическая диалектика 19в. Стихийная диал др фил-в:Противоположностями Гераклит считал ж и см, вечное и приходящее, золото и солому.Зинон Элейский поставил проблему движения – «изобретатель диалектики».Платон считал, что диал - это движение и покой, тождество и различие.Диал Аристотеля была не только объективной, но и методом, который мог рассуждать о противоречии.Идеалистическая диал нем класс фил-ии:Представит: Фихте, Кант, Гегель. Кант доказывал, что природа развивается во времени и подвержена изменениям. Гегель выделил учение о противоречии, как источник развития, движения, силы развития.Марксистко-материалистическая диал:Диал – наука о всеобщей связи и наиболее общих изменениях.Ее появление связано с естественно-научым развитием:Теория Дарвина (диалектика как учение о наиболее общих формах связи между организмом и средой, живой и неживой природой).Клеточная теория (Шванн, Швеннер).Закон сохранения и превращения энергии (взаимосвязь количества и качества).

 

28. Принципы и законы диалектики. Диалектика-учение о развитии бытия, познания и мышления. Д- такое понимание мира и такой способ мышления, при кот различные явления рассматриваются в многообразии их связей.Диалектика- это и теория и метод. Как теория, она обосновывает динамич картину мира, представляя его как процесс. Как метод она ориентирует чела в его познавательной деят-ти.Принципы диал: всеобщая взаимосвязь всех явлений; всеобщность движения и развития; источник развития — становление и разрешение противоречий; взаимосвязь колич и кач изменений как проявление механизма развития; развитие через отрицание; отрицание отрицания как проявление направленности процессов развития; противоречивое единство общего и единичного, сущности и явления, формы и содержания, необходимости и случайности, возможности и действительности. Законы диалектики:Зак единства и борьбы противоположностей указывает наисточник развития (любой предмет обладает противоположностями, кот в процессе взаимодействия приводят к противоречию, а противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета); зак перехода количественных изменений в качественные и обратноуказывает на механизмы развития (проявляется в том, что колич изменения приводят к кач, а кач - к колич);зак отрицания отрицанияраскрывает направление движения и преемственность в развитии(показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя стороны старого).

 

 

29. Философские категории, их мировоззренческое и методологическое значение в анализе экономических процессов. Категории – это осн. ср-во выраж фил.знания, отраж наиб общие св-ва и отнош реальн.В соотв с принц универс. связи выдел гр катег, без исп-ния кот-х нельзя раскрыть содерж катег. др групп, а также категориально-понятийное сод-ние научн систем: Отношение – фил.кат-рия, выраж. способ бытия объектов, как взаимообусл и взаимосв.Связь выраж отн-ние, при кот налич, отсутств одних объектов явл. услов налич, отс, измен др.Взаимосвязь-отнош, при кот не только нал, отс или изм. одних объектов явл. усл налич …др, но и наоборот, измен во 2 гр объектов вызыв из. в 1 гр. Действие-ф к, выраж. формы взатмосв объектов, при кот. измен одних объектов направл на изм. др. Взаимод– ф к, выраж. всеобщую форму взаимосв объектов, сост вих взаимообусл изм-нии. Группа ф к, образ на основе принц структ-ти: Единичное – ф к,выраж. св-ва и связи, присущ отд предм и остут. у др. предм. Общее – ф.к., выраж св-ва и связи, присущ опред. множ-ву предметов. Особенное – ф.к., обознач. связи и отн-ния, кот отлич отд предм или классы предм др от др. Часть-ф.к., обознач. предметы, образ. др, бол сложные. Целое – ф.к., обознач, предмет.вкл в себя в кач сост. частей др предм. Система–ф.к., обознач. сов-ть эл-тов, нах. в устойч. связях др с др и образ опред. целост. Элемент – ф.к, обозн сост часть системы. Структура – обозн сов-ть устойч связей эл-тов, обеспеч целост системы и сохр её осн. св-в при внеш и внутр. измен. Содерж – обозн. сов-ть эл-тов, образ.вещь, взаимод-ий эл-тов и рез-тов вз-вий. Форма – обозн. сов-ть относ.устойч отн-ний и связей эл-тов, образ. предмет.Гр кат-ий, выраж. особ-ти проц развития: Прич и следствие.Причина есть взаим-вие, следствие – рез-т взаим-вия.Необходим-это то, чего нельзя обойти. Случайн-то,что мож быть, а мож и не быть, мож произой так, но мож по-др.Возможн-ф кат,обозн сов-ть предмет,явл,кот ещё не стали наличным бытием,но предпос их возник уже им в действ.Развит-бесконеч процесс реал-ции одних возможн и возникн новых возмож.Вероятность - это колич. мера возможн,хар-ет те пределы, в кот сущ возможн.Сод-ние этих кат-рий опред-ет общие принципы прогнозных оценок реал проц, ориентир на взвеш подход в выборе напр-ний преобраз предметно-практич деят, в опред-нии хар-ра и пределов риска в эк-ке.

 

30. Пространственно-временная организация бытия. Основные научно-философские концепции пространства и времени.Материя не сущ. вне пр-ва и времени, точно так же пр-во-время не сущ. вне материи. Налич у объектов границ,их располож по отнош к др объектам трансформир в протяж-ть как основ св-во пр-ва; явная выделен-ть в объектах их кач сост, бол или мен быстр смена этих сост – в длит-ть как осн. св-во времени. Пр-во – форма сущ материи, выраж протяжён, структурн, сосущ и взаимод эл во всех матер. системах.Время –форма сущ-ния материи, выраж. длит-ть сущ-ния и смену сост в изм-нии и развитии всех матер. систем. Предст-ния о св-вах матер объектов форм-лись в русле 2 осн. концепций пр-ва-времени. Согласно субстанциальн конц, пр-во и время – особые субст. сущности, независ одна от др, от налич материал объектов, происх в них проц и их взаимод. Согл реляцион конц, простр-во и время рассм-ся как особые отнош между объектами и проц и вне их не сущ-щие.В выраж в науч. форме субстанц и реляц конц пр-во и время рассм как независ от чел объектив реал-ти – преимущ как реал физич. пр-во и реал физич время. Выработанные в русле этих конц представл о пр-ве и времени назконцептуальным пр-м-временем. Однако помимо этого сущ реал биологич. и соц. пр-во-время и ещё один способ их воспроизвед – перцептуальное пр-во-время. Особ-ти биолог.пр-время также завис от матер. процессов, происход. в живых системах. Биолог.время опред-ся характером и последовательностью биохим. и физиолог. процессов, происходящих в живых организмах на разных уровнях. В отличие от концепт. простр-время оно выражает не универс-ные характ-ки форм сущ-ния материи,а преимущ-но вовлечены в человеч. деят-ть и составл. среду его обитания.

31.Философия природы. Идея коэволюции общества и природы.Взаимод-е общ-ва и природы явл одной из ак­туал проблем соц.ф-и.Не так давно чел-во лишь"эксплуат"природу,беспечно считая ее ресурсы неисчерп.Адекватн пониман знач-я природы дли жизни и разви­т об-ва не сформир полностью и по сей день.Но сегодня эта пробл из чисто теорет.преврат в злободневн практич,решение к-ой во многом мо­жет повлиять на будущ всего чел-ва. В лит-ре часто встреч толкование понят "природа"как сов-ти естеств усл-й сущ чел.общ-ва.Дан термин исп и для обознач создан че­л материал ср-в своей жизни и деят-"2ой природы". Как заметил еще Маркс,постоян обмен вещ-в м/д чел и природ-закон, регулир общ.пр-во;без так об­мена была бы невозмож сама чел. жизнь.Коэв-я предполаг невысок скорость измен параметров биосферы под воздей-ем антропоген факто­ров,что делает реальной адаптацию чел к измен внеш.усл-ям,к-ые должны носить адаптац хар-р целенапр измен параметров биосферы.Возможн чел по ср с мощью биосферы пока еще малы,но он своей деят может нарушить ее равновесие,в рез-те к-ого биосфера перейдет в такое сост,где места челу уже нет. Биосфера Земли не раз проход через критич состояния.Подтвержд тому-катастро­фич смены флоры и фауны. катастрофич"перестройки" биосферы могут произ вследс не грандиозных явл космич масштаба,а незначит измен того или иного параметра биосфе­ры.Все это и породило проблему коэво­люции природы и общ-ва.В рез-те выбросов углекислоты в атмосферу ув ср t, начин таяние ледников и т.д. Чел еще долго будет расходов земные ресурсы и перес­тр биосферу.Но вся эта деят не должна нарушать усл-й коэв-ции,не должна выводить биосферу на тот ре­жим необрат эв-ции,к-ый может грозить челу исчезн его как вида. Совр.период истории чел-ва и планеты в це­лом-переход к тому новому сост биосферы,к-ый Вернадский назв ноосферой.Для него хар-но резкое ускор всех эволюц процессов.

 

32. Учение о человеке в структуре философского знания.Фил-ая антропология – фил-ая концепция, кот охватывает реальное чел существование во всей его полноте, определяет место и отношение чела к окр миру. Чел явл сложной целостной системой. Смысл проблемы антропологии можно охарактеризовать вопросом: «Как же исторически формировался чел как существо биосоциальное?» Фил-ая антроп явл влиятельным течением фил мысли в 20 в. В центре внимания этого течения – пробл чела, а осн идея – создание интегральной концепции чела. Предст: Шелер, Гелен, Плеснер, Ротхаккер. Фил антроп пытается найти способы постановки и решения всех фил проблем. В отличие от рационалистических учений, фил-ая антроп исследует эмоции, инстинкты, влечения чела, это приводит к иррационализму. Представ этого направл ведут поиски антропо-биологических оснований чел жизнедеятельности, культуры, нравственности, права, соц институтов. Общ жизнь сводится к межличностным отношениям, кот основаны на естественных симпатиях людей. Макс Шелер (1874–1928) – немецкий философ, один из родоначальников фил. Шелер остро ощущал кризис евр культуры, источником кот он считал культ выгоды и расчета. Шелер в противоположность логике интеллекта поставил логику чувства. С т зр фил антроп, чел уникален и универсален (он венец природы, кот нет равных, он обладает уник способностями, но он и универсален, ничто ему не чуждо – ни космос, ни грубые инстинкты, ни возвышенная, утонченная деятельность); явл соотношением внутр и внешн (духовный мир человека – это его внутренняя доминанта, но она символизируется в различных формах его деятельности, в игре, труде, художественном творчестве, после чего он оказывается существом социальным, общественным); это единство, состоящее из частей (человек биологический, разумный, действующий, рациональный, чувственный, этический – все это объединено в каждом конкретном индивиде); это существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедриться в будущее (человек обеспокоен своим будущим, потому что его везде ожидают кризисы, он и есть общество кризисное); ему не избежать бремени ответственности перед самим собой (понимая это, он видит выход из ситуации в синтезе гуманистических позиций и идеалов, равно как и в их обновлении).

 

33. Сознание человека как предмет философского анализа. Генезис сознания.Фил-ия фиксирует созн как особого рода релаьность в его целостности и выясняет отношение созн как особой формы Бытия к Бытию в целом. «Что есть созн?», «Какова его сущность?», «Откуда берется сознание?» - фил уровень ?? о сознании. Сознание- это высшая форма психического отражения. Отражение в сознании обладает следующими признаками: 1.обобщенное, 2.целенаправленное; 3.в речевой (символической форме); 4.возможность предварительного мысленного построения действий и предвидения результатов действий; 5.самоконтроль и саморегулирование; 6.выделение себя из внешнего мира. Сознание – субъективный образ объективной реальности. Восприятие – основа сознания. Ориентироваться в мире челу помогают 5 чувств. На сег день фил-ы уверены только в том, что созн реально сущ-ет, оно имеет идеальную природу.Фил-ия, созн вкот явл важным процессом, предлагает разл подходы: 1)физикализм (самост сознания нет, тк оно порождение материи; объяснить сущность созн можно с пом физики); 2)солипсизм (созн любого индивида явл единств достоверной реальностью, а материальный мир – порождение созн); 3)объективный идеализм (созн связано с материей, но явл первопричиной); 4) умеренный материализм (созн – уникальное проявление материи, кот позволяет ей отражать саму себя). Сущ неск точек зр о происхожд созн: космическая (созн не зависит от материальных носителей, созн – дар космоса или Бога, оно неделимо), биологическая (созн присуще всем живым орган, тк оно явл порождением живой природы), человеческая (созн присуще только челу, а животн обладают только инстинктами).

 

 

34.Структура сознания. Общественное и индивидуальное сознание.Созн-е – высшая форма псих отражения; субъект образ объект реальности. В структ созн входят: 1)сфера телесно-перцептивных способностей (цель – обеспечение целесообразности поведения); 2)эмоц сфера (цель – получение удовольствий); 3)сфера логико-понятийная (ц – получение истинного знания); 4) ценностно-мотивационная сфера (ц – согласование иерархии ценностей). Общественное сознание – единство двух нераздельных сторон одного и того же процесс: отражение и активно-творческое преобразование. Общ созн познает общ бытие, дает ему духовную характеристику, прогнозирует его и преобразовывает. Функции: 1)познават (познание, накопл инф-ии о мире, общ-ве, челе); 2)целеполагающая (выдвиение целей, создание проектов будущего, идеалов); 3) ценностно-ориентированная (оценка явленя действительности, в кот выражается значение их для чела); 4) коммуникативная (обеспечение общения людей, их взаимопонимания, согласованности их действий).Общ созн пребывает в сист «Чел-Деят-ть-Общение-История-Язык-Культ». Эта сист наход в пост развитии. Общ созн оказывает огр влияние на кажд индивида. Оно надличностно, но не внеличностно. Общ созн – не колич сумма инд созн, а их качеств преобразование, дух реальность. Индивид созна отд людей – инд особенности их взглядов, интересов и ценностных ориентаций. В инд созн чела проявляются особенности его жизни и хар-а темперам, уровень его дух культ и др. все это формирует неповторимый дух мир отд людей. Инд созн не явл абсолютно независимым от него, оно формируется и развивается на основе общ созн. В созн отд людей присутствуют представления, взгляды и предрассудки, кот они усвоили, живя в общ-ве.

 

35. Проблема познаваемости мира (гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм).Пробл познаваем мира явл 1 из важн в фил-ии. Она стояла как центральная в Др Гр, в ср века и Новое вр, остро встала в нашем столетии. На всем протяжении развития фил-ии в ней сталкивались разл подходы и направления: гносеологический оптимизм и агностицизм, сенсуализм и рационализм, дискурсивизм (логоцизм) и интуитивизм.Скептицизм – это фил познание, сторонники кот не отрицают возм-ть познания мира, но сомневаются в возможности истинного познания. (представПеро, С.Эпирс). Скептики считают, что наше знание – это субъективное состояние (точно мы ничего не знаем, поэтому ничего нельзя отрицать или утверждать). Скептицизм возник в к 4 в до нэ,предст: Пиррон. Истина непостижима, а мудрость состоит в том, чтобы воздерживаться от всякого суждения – и отрицания, утверждения. В средневек фил-ии скептицизм был средством утвержд религ веры. В 18 в скептицизм переродился в агностицизм: сущность объектов (материальных и духовных) непознаваема. Это положение первоначальнокасалось богов,а затем уже природных вещей. Древнегр фил-ф Протагор сомневался в существовании богов. Разным людям свойственны разные понимания и разные оценки явлений, поэтому “чел есть мера всех вещей”. Сущности же самихвещей, сокрытые их проявлениями, чел вообще не способен постичь. Древнегр фил-ф Пиррон считал, что от проникновения в глубь вещей должен воздерживаться. Пиррон считал, что чел стремится к счастью. Счастье жеслагается из 2 компонентов: 1) отсутствия страдания и 2) невозмутимости.Он не отвергает возможности познания мира, но не идет дальше признания познаваемости явлений. Противоположен агностиц гносеол оптимизм. Предст: Демокрит, Платона, Аристот, Ф. Аквинского, Н. Кузанского,Ф. Бекона, Р. Декарта, Шеллинга, Гегеля.По мнению представ, нет в мире объекта, котбыл бы неподвластен чел познанию (начало–Нов Время). Агностицизм ограничивает чела в его стремлении к познанию действительности. Сторонники гносеол оптимизма не отвергают сложности познания, сложности и трудности выявления сущности вещей. Вместе с тем у разных его представ имеются разл аргументы,доказывающие несостоятельность агностицизма. Одни из них опираются при этом на ясность и отчетливость мысли об объектах и их сущности, другие – на общезначимость получаемых результатов, 3и – на невозможность существование чела без адекватного отражения законов объект мира, 4ые указывают на практику как на ведущий критерий при определении достоверного знания о сущности вещей.

 

 

36. Предмет и основные понятия теории познания (субъект, объект, познавательная деятельность, знание).Чел постоянно нуждается в знаниях. Совр этап развития общ-ва рассматривается как переход от инд общ-ва к постинд, или информ. В инф общ-ве ценность знания увелич. В этих условиях возникает проблема познания. Наиболее общие вопросы познания разрабатываются разделом фил-ии, кот назыв гносеологией (от греч. gnosis — знание + logos — учение), или теорией познания. Предмет гносеол – всеобщие предпосылки, сущность, формы и пути познания, его возможности, отнош знаний к реальности и условия их истинности. Теор позн отвечает на ??, что такое позн, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познават проц, что такое истина и каков ее критерий и тд. В фил-ию термин “теория познания” ввел шотл фил-ф Дж. Феррьер в 1854 г. Важнейшим ср-м познания явл наука. Выделяют след принципы научного познания: общефилософские, принц спец научного мышления и пр-ы спец научных теорий. Если рассматривать проц научного познания в целом, то в кач-ве его элементов выделяют субъект и объект познания. Субъект познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. Субъектом м б отд бел и разл соц группы. Объект познания - это то, на что направлена практ и познават деят-ть субъекта. Объекты - независимо существующие от чела вещи, явления, процессы. Познават деят-ть — творч активность чела, направленная на адекватное воспроизведение прир, соц и дух реальности в форме знаний. Знание –оез-т познават деят-ти, выражающий в знаковой форме объективные св-ва и связи объектов прир, соц и дух реальн.

 

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ВИМОГИ ТА ОБОВЯЗКОВІ ТАБЛИЦІ ДО ПУНКТІВ | Аналіз ліквідності і платоспроможності підприємства
1 | <== 2 ==> | 3 | 4 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.226 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.226 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7