Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Захист.


Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 431



(англ. high-tech — высокие технологии)

Британские лидеры хай-тека — Норман Фостер и Ричард Роджерс:

облик сооружений должен соответствовать его «интеллектуальной начинке» и передавать дух современного технократизма.

Первым зданием, демонстративно использовавшим антураж «века техники», стал Центр искусств имени Жоржа Помпиду в Париже (Ричард Роджерс, Ренцо Пиано. 1972—1977). Как уверяет Ренцо Пиано, центр «должен был стать веселой городской машиной».

Атрибуты, которые неизменно использовали архитекторы — открытые трубы, массивные воздухопроводы, металлические балки, фермы и стойки.

 

 

5. Постмодернизм в архитектуре, мотивы и истоки его возникновения, практика постмодернизма и универсальность теоретических притязаний.

Кризис архитектуры функционализма. Начало 20 века – время социальных революций. В следствие этого произошла профессиональная девальвация идей модернизма.

Причиным:

· Семантическая бедность форм. Обесценивание среды ассоциировалась с обесцениванием человеческой жизни и индивидуальности. Примером служит жилой комплекс Pruitt-Igoe 1954-1977 (Минору Ямасаки) Вскоре после отмены рассовой сегрегации квартал стал пристанищем малообеспеченного негритянского населения. Комплекс был снесен вследствие резко возросшей преступности в районе.

· Архитектура модернизма не ассоциировалась с потребителем, игнорировала его индивидуальные потребности и унифицировала нужды.

· Новая веха в развитии философии и смена парадигм. Модернизм рассматривает процесс эволюции линейно, но постепенно люди утратили веру в прогресс, что способствовало развитию теорий о цикличности эволюционного процесса и плюрализме идей. Данная теоретическая концепция предполагала отрицание линейности и возврат к региональной и исторической направленности (70-80 гг. появилась концепция виртуальной реальности). Все это является постмодернистским сознанием.

Основные парадигмы архитектуры постмодернизма:

· Внимание к потребителю, его нуждам и потребностям (Адхакизм)

· Средовой подход

· Возврат к истории (ироничное цитирование деталей и композиционных приемов исторических стилей)

Сформировалось в 1960-1980-е гг. Его появление отвечало общему стремлению изменить сложившуюся к середине ХХ века историческую и культурную ситуацию. От авторитарности в политике и искусстве – от тоталитаризма, диктовавшего главенство системы и формы над индивидуальными потребностями, было осуществлен переход к демократии в широком смысле этого слова. Отказ от типовых проектов, рассчитанных на усредненного потребителя и ставивших собственные условия личности привел к т.н. ситуации постмодернизма, сомнению в возможности жанрового единства.

Зарождение этого направления произошло в США. Благодаря эмиграции мастеров модернизма в эту страну в 1930-1940-е гг., его развитие здесь оказалось непрерывным и достигло апогея в 1950-е гг. Так, в Америке накопилась наибольшая эмоциональная усталость от модернизма и протест против него стал особенно резким, что привело к созданию идеологии и практики постмодернизма.

Впервые обоснование новой концепции было представлено в монографии профессора истории архитектуры Йельского университета Роберта Вентури в 1966 г. «Сложность и противоречия в архитектуре». Он увидел в архитектуре не только «машину для жилья» Ле Корбюзье, но необходимость сложности, «опирающейся на все богатство и многозначность современного опыта, включая и опыт, присущий искусству». При этом он предлагал сохранить функционально-конструктивную основу здания, но наложить на нее говорящую и противоречивую декорацию, взятую из любого архитектурного стиля.

Для постмодернизма характерно не только использование отдельных деталей исторических стилей, но и целых систем: строительной техники, принципов построения композиции. Таким образом, функциональные проблемы отходят на второй план и главенствует эстетический принцип. Но он окрашен не любованием, а напряженностью и иронией.

В это же время в другом крупнейшее архитектурном центре середины ХХ в. – Японии – осуществляются попытки создания нового метапринципа «Трех маштабов» в архитектуре: подчинения простейшей единице зданий и городов благодаря ее повторению на всех уровнях всех структур. Метаболизм проявил себя только в некоторых постройках, но для градостроительства остается актуальным до настоящего времени - он предложил универсальную систему развития города, изначально учитывающую его стремление к свободному распространению.

При всём своём антиэлитаризме постмодернизм в сущности консервативен. Постмодернизм пропагандирует «реалистичность», т. е. пассивное подчинение существующему социально-экономическому и культурному порядку общества.

С конца 70-х гг. были построены общественные центры, окружённые ярко раскрашенными аркадами и колоннами, напоминающими древне-римские форумы и римские барочные здания, в которых прежние архитектурные формы обновлены и гротескно переосмыслены, введены новые, нетрадиционные материалы: анодированный алюминий, нержавеющая сталь, неоновые трубки и т. д. (Пьяцца д'Италия в Нью-Орлеане, США, архитектор Ч. Мур);

города-спутники, распланированные по строго осевой системе, застроенные домами с тяжёлыми карнизами и фронтонами, мощными декоративными колоннами на рустованных стилобатах (новые города-спутники Парижа, испанский архитектор Р. Бофилл);

деревянные и каменные особняки с развитыми скатными крышами и свисающими карнизами, слуховыми окнами и дымовыми трубами (проекты американского архитектора Р. Вентури). Интерьеры этих зданий обставляются громоздкой старомодной мебелью, а фасады украшаются произведениями гиперреалистов, суперграфикой.

 

 

6. Понимание хаоса и порядка в совр.архитектуре.

Хаос, по теор. (и быт.) определению, есть бесформ.совокуп. материи и пространства. Это беспорядок, смешение. Инструментальная функция хаоса – разруш. связей между элементами системы, дестабилизация гармонии. Полагается, что продуктивная деят.арх. связана с организацией порядка, гармонии, равновесия, спокойствия.

Хаос, по теоретическому и вошедшему в широкое бытовое употребление определению, по сути своей есть беспорядочная слиянность материи и пространства, образующих своего рода кластеры. беспорядок, смешение. Функция хаоса как инструмента - как принято считать, разрушение связей между элементами системы, дестабилизация зафиксированной гармонии.

Принято думать, что продуктивная деятельность архитектора связана с организацией порядка, гармонии, равновесия, спокойствия. Однако возникает состoяние, когда эти цели начинают провоцировать другие чувства и состояния – пресыщенность, "инертность" зафиксированных форм и окружения. Стандартизация и унификация в состоянии перебора становятся причинами психологической и психической неудовлетворенности.

Вот здесь-то и возникает необходимость в качественном пересмотре объективной реальности. Состояние материи и пространства зависит от организационной деятельности человека . Архитектор, естественно, обращается к приемам, которые, формально и терминологически в явном порядке не всегда фигурируют как хаос, но, по сути, ими являются, могут быть отнесены к нему.

Проблема организованного (рукотворного) хаоса особенно актуальна в дигитальной архитектуре, для которой характерно в большей степени, чем в аналоговых решениях, использование хаотических, то есть разнообразных, элементов. В принципе хаос здесь не является выражением беспорядка и дисгармонии, а возможностью создания нового порядка, в котором контрастные формы не соперничают друг с другом, а гармонируют, образуя новое динамическое разнообразие.

Согласно терминологии, «порядком» называется состояние пространственно-временной системы, «при котором её элементы связаны повторяющимися (регулярными) отношениями (движения элементов имеют регулярный характер). «Хаосом» (беспорядком) обозначают такое состояние, при котором элементы системы связаны неповторяющимися (нерегулярными) отношениями (соответственно, движения элементов имеют нерегулярный характер). «Порядок - это пространственно-временная корреляция между элементами некоторого множества, а хаос - отсутствие такой корреляция. Строгое понятие структуры состоит в том, что структура есть способ соединения элементов независимо от того, являются ли эти отношения регулярными или нет. Упорядоченные структуры различного типа, в свою очередь, могут образовать хаотические или упорядоченные совокупности»


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ультразвук. | Захист.
1 | <== 2 ==> | 3 | 4 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.192 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.192 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7