Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Стадія стабілізації підприємства.


Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 474



И, напротив, в мире немало людей, которые не подстраиваются под других; у них есть своя жизненная позиция, и они не боятся отстаивать ее. Их можно назвать нонконформистами. В подобных людях много хорошего, а именно: это способность высказать и защитить свое мнение, самостоятельность в действиях, смелость взять на себя ответственность за принятое решение, и возможные последствия. Но есть и недостатки. К примеру, для некоторых из них главное — отличаться и всегда предлагать что-то свое, даже если это не всегда уместно. Об одном известном российском революционере Л. Д. Троцком его противники говорили, что «этот человек всегда приходит со своим стулом».

Наиболее продуктивно общение с людьми, способными к компромиссу. Под компромиссом понимается умение поступиться некоторыми своими интересами ради решения общих проблем, отказаться от некоторых своих целей ради общего согласия. Компромиссы напоминают дорогу с двусторонним движением: каждый из партнеров в чем-то уступает другому, они идут навстречу, проходят свою половину дороги и протягивают друг другу руки. Главное при достижении компромисса — стремление сторон решить проблему, проанализировать ситуацию и достичь цели. Когда вы сталкиваетесь с каким-то конфликтом, непониманием, ссорой, подумайте, в чем ее причина. Не лучше ли уступить для сохранения мира? Но компромисс не всегда уместен. Если предполагаемая уступка затрагивает ваши жизненные принципы и моральные установки, то ком­промисс невозможен. И тогда похвалой в ваш адрес будет звучать: «Этот человек принципиальный, бескомпромиссный».

Бывают ситуации, когда в принципе необходимо полное согласие, единый подход по какому-либо вопросу. Такое согласие называется консенсусом. Его можно достичь в том случае, если вопрос особенно важен и значим для людей.

Говоря о смысле человеческой жизни и жизненной позиции людей при достижении своих целей, мы не упомянули об одном очень важном понятии — о счастье. Действительно, каждый человек так или иначе мечтает о счастье и стремится к нему. Что же такое счастье? Безусловно, каждый понимает его по-своему. Для одного счастье это богатство. Для другого — успешная карьера, высокий пост и власть. Для третьего — это дружная семья в которой все помогают друг другу, живут друг для друга. Счастье — чувство предельного удовлетворения своих желаний, осуществление мечты, радость от сознания своей самореализации, нужности, востребованности другими людьми. «Счастье — это когда тебя понимают», — написал в сочинении один из героев популярного кинофильма о школе «Доживем до понедельника». И это не единственная формула счастья. У каждого человека она своя.

Вот лишь некоторые определения счастья, сформулированные известными людьми.

«Счастье — это когда человек хорошо выдумал себя и любит выдумку о себе…» (М. Горький).

«Все без исключения стремятся к счастью. Это — мотив всех действий людей, даже тех, которые намерены повеситься» (Б. Паскаль).

«Для счастья нужна и полнота добродетели, и полнота жизни» (Аристотель).

«Счастье надо уважать и почитать хотя бы из-за двух его дочерей — уверенности и репутации. Ведь обе они порождают удовлетворение: первая — в самом человеке, вторая — в других по отношению к нему» (Ф. Бэкон).

2.7. Самореализация

Самореализация — выявление и развитие индивидом личностных способностей во всех сферах деятельности. Человеку важно не только хорошо узнать себя, свои способности, интересы, профессиональные склонности. Важно все это проявить в конкретной деятельности. Что из того, что ты осознаешь в себе талант художника? Важно реализовать его в созданных тобой и получивших общественное признание полотнах. В иерархии потребностей по А. Маслоу самореализация — это высшее желание человека реализовать свои таланты и способности. Человек, стремящийся к самореализации, в большей степени живет в реальном мире, чем в мире абстрактных идей или стереотипов.

Степень самореализации может быть разной. Например, удалившись от государственной деятельности, российский ученый и общественный деятель В. Н. Татищев, проживая в селе Болдино, увлекся историей и создал исторический труд, в котором отразил основные вехи истории России с древнейших времен до конца XVI века. Он впервые ввел в научный оборот «Русскую правду», средневековые уставные грамоты и Судебники. Однако его труд так и остался неизвестным для современников и был опубликован спустя много лет после смерти создателя. Безусловно, В. Н. Татищев реализовал себя как историк, но его деятельность не была оценена обществом и не получила признания со стороны образованной общественности.

Существенный вклад в изучение проблемы самореализации личности внес итальянский психолог Р. Ассаджиоли. Ученый уточняет понятие «самореализация», поскольку этот термин используется для обозначения двух разновидностей повышения сознательности. С одной стороны, под самореализацией понимается самоосуществление, т. е. психический рост и созревание, пробуждение и проявление скрытых возможностей человека. По своим признакам этот вид самореализации соответствует самоактуализациии, как ее описывает А. Маслоу.

С другой стороны, самореализация означает самопостижение, т. е. постижение себя, переживание и осознание себя как синтезирующего духовного центра. Речь здесь идет не о нашем личном «я», которое следует рассматривать всего лишь как отражение подлинного «Я», а о сверхсознательном «Я», представляющем собой высший аспект личности, обычно не осознаваемый личным «я» (или эго). Чтобы проиллюстрировать свою концепцию, Ассаджиоли предложил схему строения нашего внутреннего мира в форме вертикального овала, разделенного на три части, которые моделируют три уровня бессознательного:

1. Низшее бессознательное, включающее простейшие формы психической деятельности, управляющие жизнью тела; основные влечения и примитивные побуждения; «комплексы», сновидения, фантазии; различные патологические проявления (фобии, мании, навязчивые идеи и желания) и т. д.

2. Среднее бессознательное, состоящее из психических элементов, сходных с элементами бодрствующего сознания и свободно в него проникающих. Здесь происходит усвоение полученного нами опыта, зарождаются (прежде чем появиться в свете сознания) плоды повседневной деятельности нашего ума и воображения.

3. Высшее бессознательное, или сверхсознательное. Из этой области нам являются высшие формы интуиции и вдохновения, этические «императивы», стремление к героическим поступкам. Это источник высших чувств, ­просветления, таланта. Здесь таятся высшие парапсихические функции и духовные энергии.

В зоне среднего бессознательного располагается небольшой круг — поле сознания, обозначающее непосредственно осознаваемую нами часть нашей личности, непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний и влечений, доступных нашему наблюдению, анализу и оценке.

В центре поля сознания находится точка сознательного «Я», которое представляет собой чистое самоосознание, погруженное в поток содержаний сознания.

На вершине овала (зона высшего бессознательного) находится «высшее Я», которое не следует смешивать ­с фрейдовским супер-эго и другими концепциями «я». Высшее, или истинное «Я» представляет собой постоянный центр, из которого «я» возвращается в сознание (после сна, гипноза, обморока и т. п.).

Вокруг овала, моделирующего личное бессознательное, находится внешняя психическая среда, или коллективное бессознательное. Внешняя пунктирная линия овала на схеме моделирует разграничение наподобие клеточной мембраны, которое обеспечивает постоянный активный психический обмен между данной личностью и окружающей психической средой.

Данная концепция структуры внутреннего мира человека позволяет, по мнению ученого, полнее и глубже понять драматические коллизии нашей жизни, намечает путь к освобождению от «внутреннего раскола», непонимания себя и других людей, неумения управлять собой.

Чтобы каждый человек мог освободиться от своих ошибок и недостатков, осуществить гармоничную внутреннюю инте­грацию, постичь истинное «Я», вступить в правильные отношения с другими людьми, Ассаджиоли предложил методологию и технику достижения этой цели. Она предполагает:

• глубокое познание своей личности;

• контроль над различными ее элементами;

• постижение своего истинного «Я» — выявление или создание

объединяющего центра;

• психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра.

Самореализация личности неразрывно связана с процессом саморазвития. Саморазвитие — сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Саморазвитие предполагает наличие ясно осознанных целей деятельности, идеалов и личностных установок.

2.8. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида

Каждый крупный ученый — философ выдвигает свою теорию относительно сущности человека, но все они сходятся в одном: человеческая природа сложна и противоречива. Именно сложность человеческой природы и ее элементов заставила ученых ввести несколько терминов для обозначения человека — индивид, индивидуальность, личность. Что включают эти понятия?

Человек — это представитель вида homo sapiens («человек разумный»), результат длительной эволюции, существо, генетически связанное с другими формами жизни и выделившееся из них благодаря способности к труду, производству орудий труда, обладающее речью, мышлением и сознанием, нравственными качествами, представлениями о добре и зле. Человек — это единение телесного и духовного начал.

Произнося слово «человек», мы не говорим об особенностях отдельных людей — худые они или толстые, грустные или веселые, с темной или светлой кожей и т. п.

Индивид — это уже отдельный, единичный представитель человеческого рода безотносительно к его реальным особенностям. Родившийся ребенок — уже индивид, т.к. обладает всеми задатками человека, но пока еще не индивидуальность. Под индивидуальностью ученые понимают не просто «единицу» человеческого рода, а неповторимое своеобразное сочетание природных задатков, поведения, образа жизни, отличающее каждого из нас. Чтобы стать индивидуальностью, надо приобрести определенный жизненный опыт труда, общения, развить свои природные качества.

Но чаще всего мы будем использовать в книге понятие личность.

Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре, (ср. рус. «личина»). Затем его стали применять к самому актеру и его роли («персонаж»). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому, что обозначалось им в древности.

Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают социальную индивидуальность и неповторимость чело­века. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры.

Формирование человеческой личности происходит только в процессе общения с другими людьми, под влиянием общества, то есть в процессе социализации индивида.

Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации процесса обучения и воспитания), так и непреднамеренно. Огромную роль играет здесь такой важный социальный институт, как семья. Помимо семьи институтами социализации, те включения индивида в мир социальных взаимодействий, выступают школа (система образования), прохождение службы в армии, ближайшее окружение, работа, дружеский круг, спорт и т. д. В общем смысле институтом социализации выступает культура.

Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус. Социальный статус — это положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.

Социализируется, то есть преобразуется под влиянием общества, и система потребностей человека: к биологическим потребностям (в пище, дыхании, отдыхе и др.) добавляются социальные, такие как потребность в общении, заботе о других людях, получении высокой оценки со стороны общества и т. д. Более того, сама физиологическая потребность в еде трансформируется в высокое гастрономическое искусство, кулинарные традиции и т. д.

Личностные качества— такие наши качества, которые позволяют нам быть членами общества. Личность общественна по своей природе. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности и природные задатки, но ­определяющими являются все же иные факторы — социальные: взгляды, убеждения, ценности и идеалы, интересы, потребности, представления о добре и зле, слагаемые духовного мира человека. Это целый комплекс умственных, морально-волевых, культурных, коммуникативных качеств человека. На формирование подобных качеств больше всего влияют два процесса — образование и воспитание. Посредством их человек усваивает знания, правила, нормы поведения, навыки общения и деятельности, накопленные предыдущими поколениями. Эти процессы социально значимы, так как и от образования и от воспитания зависит, какую личность, какого человека получит общество: будет ли он положительно влиять на окружающих или же наоборот, займет позицию разрушительную, отрицательную.

Личность реализует себя в обществе и через общественные отношения. Ученые спорят: кого можно назвать ­личностью? Всех ли людей или только тех, кто действует конструктивно, имеет положительные цели, стремится делать добро? Некоторые считают, что можно говорить и о личности асоциального, антиобщественного типа, о личности отрицательной по своей сути.

Споры ведутся также и о том, с какого возраста человек становится личностью. Большинство ученых полагают, что это происходит только тогда, когда человек начинает осознавать и контролировать свое поведение, мотивы своей деятельности. Личность формируется годами. Идет постоянная, невидимая постороннему глазу, внутренняя работа. Под внешним воздействием и влиянием других людей мы меняемся, набираемся опыта, учимся подавлять свои порывы, закаляем волю, познаем себя и мир. Ведущими процессами в этой внутричеловеческой деятельности являются самообразование и самовоспитание.

С особенностями научных подходов в изучении личности человека нас знакомит теория личности, сформулированная современным ученым Дж. Уиггинсом.

Дж. Уиггинс выделяет четыре основных подхода в изу­чении личности: биологический, экспериментальный, соци­альный и психометрический.

1. Биологический подход. Изучение личности осуще­ствляется с точки зрения раннего приобретенного опыта, генетических предпосылок и эволюционного развития. Взаимодействие поведенческих аспектов и биологической основы — предмет особого внимания биологического подхода.

2. Экспериментальный подход. Основой изучения личности является изучение процессов восприятия, нау­чения и высшей нервной деятельности. Понимание этих процессов способствует пониманию того, как конкретные события влияют на последующее поведение индивида через воздействие на структуру его личности.

3. Социальный подход. Изучается социальное окружение индивида и его воздействие на развитие личности: влияние моделей, социальных ролей и культуры в целом.

4. Психометрический подход. Изучение личности основывается на изучении признаков, отражающих внутреннюю структуру ее свойств. Измерение личностных свойств и их различий базируется на наблюдениях за поведением индивида, на самоотчетах, на непрямой оценке характеристик.

Научное определение личности включает индивидуальные особенности, способности, взгляды, отношения, ценности, мотивы, привычные способы адаптации. Оно включает и то, что обычно называется темперамен­том — типичные эмоциональные реакции, настроения и энергетические характеристики человека — так же, как и то, что в несколько устаревшей терминологии называлось характером (нравственные принципы и социальное поведение индивида). Однако определение должно включать еще многое другое. Общая схема должна давать возможность исследовать многие факторы, влияющие на развитие личности. Генетические предпосылки играют очень важную роль, хотя их проявление может быть непрямым, опосредствованным и трудно прослеживаемым. Различия в стиле питания, перенесенные болезни и даже климатические условия могут через воздействие на телесные функции влиять на поведение и таким образом на личность. Культурные различия — от национальных до присущих ближайшему окружению — придают поведению человека специфические оттенки. Наибольшее значение при этом имеет культурная атмосфера семьи, особенно если мы исследуем личностные вариации в пределах данной культуры в более широком социальном контексте. Наконец, нельзя не учитывать поворотные моменты в жизни человека — несчастный случай, приводящий к инвалидности, смерть близкого человека, переживание ужаса или невероятного везения. Определение личности должно быть достаточно широко и учитывать все эти аспекты.

2.9. Внутренний мир человека

Древние греки, задававшие себе многие из тех вопросов, которые волнуют сегодня нас, и давшие на них весьма убедительные ответы, представляли человека двояко: как часть большого космоса, мироздания, несущую в себе субстанцию целого, и как микрокосмос — отдельный уникальный мир, которому присуще только человеческое. Подобное разделение показывает, что наш внутренний мир отнюдь не совпадает с тем, что представляет собой огромный мир вокруг нас.

Духовный мир — сложная система отношений человека к окружающему миру, внутренних оценок, интересов, склонностей и предпочтений. Если большой мир, в котором живет человек, является для него Космосом, то внутренний мир, микрокосмос, не менее сложен и противоречив, чем мир большой.

К числу основных элементов духовного мира можно отнести: духовные потребности; познание окружающего мира, самовыражение средствами искусства, пользование достижениями науки и культуры, знания — о природе, обществе, человеке, самом себе; вера в истинность своих убеждений; представления об окружающем мире; убеждения; ценности; принципы, лежащие в основе отношений человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности и отражающие его идеалы; способности; чувства и эмоции; отношения человека с природой и обществом; цели, которые человек ставит перед собой.

Мы по-своему воспринимаем и истолковываем окружающее. Представьте себе картинку: льется поток света, а на его пути — линза. Что при этом происходит? Свет преломляется сквозь изогнутое стекло и. Так и человек. Его сознание похоже на линзу, которая воспринимает потоки, исходящие от внешнего мира. То, что остается после приема и переработки этих импульсов, абсолютно не похоже на то, что было вначале. Мир, отраженный в человеке, запечатленный в образах его сознания, не совпадает с действительностью. Во-первых, люди улавливают далеко не все проявления окружающего мира, большая часть их проходит не замеченной, не воспринятой, не осознанной. Во-вторых, даже то, что воспринимается нашими органами чувств, нашим мозгом, мы преображаем, даем этому свое толкование. Во всем вводим ­наше, человеческое измерение. Один из мудрецов древности, Протагор, заметил: «Человек есть мера всех вещей». Даже жизнь и смерть человек оценивает в собственном масштабе. Эту мысль блестяще иллюстрирует стихотворение И. А. Бродского:

Маленькая смерть собаки,

Маленькая смерть птицы,

Нормальные размеры

Человеческой смерти.

Означает ли это, что кроме нас и нашего восприятия не существует ничего? И да, и нет.

Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение, совокупность его взглядов на мир в целом и связанное с ними отношение к миру.

Важнейшим признаком сформировавшейся человеческой личности является наличие у нее мировоззрения — устоявшейся системы взглядов на мир, себя и собственное место в этом мире. В науках о человеке различается множество видов мировоззрения, например:

научное (признает решающее значение научных знаний в понимании мира, отрицает все, не признанное наукой, например, НЛО, инопланетян, «лох-несское чудовище» и т. п.);

паранаучное (предполагает существование иного ­мира — мира духов, высших сил, в котором возможны астрологические прогнозы, магия и колдовство);

религиозное (опирающееся на одну из религий — веру в сверхъестественное, в Бога, основывающее свои действия и поступки на одной из священных книг);

атеистическое (отрицает существование высших, неприродных сил).

Ученые выделяют гуманистическое мировоззрение (признающее ценность всех людей на земле) и его противоположность — человеконенавистническое (его отличает презрение к другим людям, народам, пропаганда национальной исключительности, войн, кровопролития), революционное (отстаивающее резкие, кардинальные преобразования общества) и консервативное (с недоверием относящееся к любым новшествам и предпочитающее все традиционное, устоявшееся). Можно назвать и много других видов мировоззрения людей.

Обычно люди не задумываются о том, какое у них мировоззрение. Живут, работают, воспитывают детей, ездят на отдых к морю, голосуют на выборах... Они приходят к различным логическим выводам, формулируют правила своего поведения, наблюдают за развитием конкретных жизненных ситуаций. В повседневности могут рождаться мысли, подобные, к примеру, такой: «Если что-то плохое может произойти, оно непременно произойдет» или же «Вкривь и вкось все идет сразу, зато в норму приходит постепенно». Подобные суждения являются проявлениями житейского, или обыденного мировоззрения. А житейский опыт, накопленный поколениями людей и передающийся от родителей к детям, ложится в основу народной мудрости.

Наше мировоззрение, как губка вбирает в себя и элементы научных знаний, и суеверия, и народную мудрость, и наш жизненный опыт, и поучения родителей и друзей — создаваемая им картина уникальна. Каждый из людей, живущих на свете, имеет собственный взгляд на мир, собственное понимание своей сущности и отношение к другим людям.

Мировоззрение влияет на нормы поведения людей, их контакты друг с другом. Важным отличием порядочного человека является уважительное, терпимое отношение к взглядам и убеждениям других людей. Умейте выслушать чужую точку зрения, даже если вы с ней не согласны. Не думайте, что все вокруг должны быть такими же как вы, во всем соглашаться с вашим мнением. Напротив, именно инакомыслие — разные подходы и оценки одних и тех же явлений — является нормой жизни в обществе. Только внимательно выслушав доводы другого и объяснив свою позицию, можно достигнуть согласия. Для обозначения подобных отношений между людьми существует красивое слово — толерантность (от лат. tolerantia — терпение).

Духовный мир личности отражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, ­обладающее определенным духовным фондом, осваивать который ему предстоит в течение всей жизни.

2.10. Сознательное и бессознательное

Природа человека проявляется в его поведении. Ученые-психологи выделяют в поведении человека осознанные и контролируемые разумом действия, за которые он полностью несет ответственность, так как отчетливо понимает последствия сделанного, а также неосознанные поступки, совершая которые человек себя не контролирует и не предполагает наступления определенных результатов. Неосознанно человек обычно поступает в детстве и потом просит прощения у взрослых: «Я это сделал нечаянно». Но взрослому подобное прощаться не будет.

Конечно, совершенно избавиться от бессознательного в поведении нельзя даже во взрослом возрасте. Разум никогда не станет настолько могущественным, чтобы полностью контролировать все шаги человека, которые порой движут и чувства, и эмоции, и даже инстинкты. Но все-таки у оформившейся, воспитанной личности гораздо больше шансов действовать обдуманно и ответственно. Древние римляне говорили: «Самая главная власть — это власть над самим собой».

Проблема соотношения сознательного и бессознательного в человеке интересовала многих ученых-психологов, в частности немецкого ученого Э. Гартмана, создавшего труд «Философия бессознательного». В его теории — «метафизике бессознательного» — бессознательное выступает как неотъемлемый элемент человеческой психики, источник жизни и ее движущая сила. Интересно, что в гартмановской философии содержатся все элементы, позднее вошедшие в психоаналитическое учение З. Фрейда, а именно: при­знание важности бессознательного в жизнедеятельности каждого человека, возражение против сведения психики только к сознательным актам, выделение роли бессознательного в творческом процессе личности, попытка осмысления тех сложных взаимосвязей между сознательным и бессознательным, которые существуют во внутреннем мире человека, но далеко не всегда осознаются им.

В философии Гартмана поднимается также вопрос о возможности осознания бессознательного, который стал предметом специального рассмотрения в психоаналитическом учении Фрейда. В этом плане для обоих мыслителей сознание человека представляется более важным, чем бессознательное, по крайней мере гартмановская философия внешне ориентирована на необходимость расширения сферы сознательного, разума.

Таким образом на философском уровне проблема содержания психической реальности совершенно четко выявила полярные позиции разных теоретиков — традиционную точку зрения, согласно которой в содержании психики нет ничего такого, чего не было бы в сознании, и точку зрения, признающую, что в психике человека наряду с сознанием имеется сфера бессознательного, которая по своим масштабам значительно превосходит область сознательного.

В основе учения австрийского ученого З. Фрейда также лежит изучение связи бессознательного с сознательным в поведении человека. По мнению Фрейда, «сознательное стремится к моральному, а бессознательное — к аморальному».

Современный ученый Б. В. Марков отмечает: «Только человек имеет мир, тогда как животное лишь среду обитания. Это дает возможность свободы и творчества: отсутствие готовых инстинктов вынуждает создавать собственный порядок. При этом человек может стать не только выше, но и ниже животного, и его путь полон опасностей. Если животное царство, несмотря на его видимую жестокость, устроено в целом достаточно гармонично и соответ­ствует условиям окружающей среды, то мир людей полон противоречий, источником которых является самодостаточность, автономность человека: он является такой частью целого, которая одновременно представляет весь род, и поэтому склонен к самовозвышению».

 

2.11. Самопознание

В мировоззрении каждого человека главным является осмысление самого себя, т. е. самопознание. Это процесс осмысления нами своих собственных возможностей, потребностей, своего места в обществе. Кто я? Какой я? Что я хочу? Что я могу? Эти вопросы и поиск ответов на них составляют основу самопознания. Изучая себя, люди как бы наблюдают за собой со стороны, осмысливают отношение к себе других людей. Если, к примеру, меня сторонится друг, он сух в общении, отводит взгляд, значит, я совершил что-то плохое, подвел его. Мне нужно «покопаться в себе», чтобы понять причину, или спросить друга, что изменило его отношение ко мне.

Важным элементом самопознания является профессиональный выбор личности, осознание своего интереса в определенной сфере науки, искусства, производства.

Познание человеком своей сущности лежит в основе большинства наук. Даже познавая законы Вселенной, внешнего мира, законы строения и движения физических тел, протекания химических процессов, люди в конечном счете познают себя. Познавая, определяя свои интересы, склонности, мы самоопределяемся, реализовываемся и как самодеятельная активная личность формируем отношения с другими людьми и внешней средой.

Самопознание начинается с самоузнавания, отличения себя от других людей, от внешнего мира. Подобное самоузнавание, по мнению психологов, начинается у ребенка с трех-восьмимесячного возраста. На основе ощущений и восприятий у каждого человека начинает формироваться образ собственного «я». Человек внимательно изучает свой внешний облик. Действительно, то, как ты выглядишь, важно не только для тебя, но и для других людей. Вспомните поговорку: «Встречают по одежке…».

Стараясь выглядеть привлекательно для других людей, мы рассчитываем на доброжелательное отношение к себе.

Отношение к собственной внешности вместе с представлениями о своих способностях, об отношении к нам других людей складывается в самооценку. Под самооценкой психологи понимают эмоциональное отношение человека к собственному образу, оценку им самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стадія інтенсивного зростання підприємства. | Стадія спаду (ситуація кризи).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | <== 6 ==> | 7 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.223 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.223 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7